МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 90
индивидуальные консультации 4
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 90 90 90 90
Консультации 4 4 4 4
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Социология права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать понимание важности знаний о социальной обусловленности права, правовых факторов, активно влияющих на развитие социальных процессов;
развить способность к адекватной артикуляции социальных проблем в правовой форме и анализу социальных последствий правовых решений;
выработать умения и навыки мониторинга действующего законодательства и оценки его эффективности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен проводить социально-правовую экспертизу в системе общественных отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает
специфику
проведения
социальноправовой
экспертизы в
социальной и
правовой
сферах
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет
разрабатывать
инструментар
ий
социологичес
кой
экспертизы в
социальной и
правовой
сфере и
апробировать
его при
решении
профессионал
ьных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3.
Владеет
навыками
составления
аналитически
х отчетов по
результатам
социальноправовой
экспертизы в
социальной и
правовой
сферах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину
1.1. Социология права как отрасль социологического знания Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Социология права как отрасль социологического знания Сам. работа 1 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Право в системе общественных отношений Лекции 1 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Право в системе общественных отношений Практические 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Право в системе общественных отношений Сам. работа 1 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. История формирования социологического подхода к праву (XVIII – начало XX века) Сам. работа 1 22 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Социальные основы права
2.1. Социология законодательства Практические 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Социология законодательства Сам. работа 1 20 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Социология функционирования судебных и правоохранительных органов Сам. работа 1 6 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Социология преступности и наказания Сам. работа 1 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Методология и методы изучения социальной и правовой реальности в социологии права Сам. работа 1 6 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Консультации 1 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6643

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен к разработке отчетов, аналитических записок, других материалов по результатам исследований публичной и деловой сферы общества

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. К общенаучным методам социологии относится:
а) структурно-функциональный метод
б) метод социометрии Я. Морено
в)социологический опрос
г)фокус-группа
2. К основным социологическим парадигмам относятся (возможно несколько вариантов):
а) антропоценрическая
б) социоцентрическая
в) этноцентрическая
1. Совокупность политических, правовых, культурных учреждений и форм
общественного сознания в концепции К. Маркса (возможно несколько вариантов):
а) базис;
б) социальная сфера;
в) надстройка;
г) духовная сфера
4. Соглашение о взаимных уступках, к которому прибегали в римском праве в случае, когда стороны испытывали трудности в доказывании своих требований:
а) мировая сделка
б) двухсторонняя сделка
в) публичная сделка
5. Аналитическая записка - это:
а) документ, содержащий обобщённый материал о каких-либо исследованиях
б) документ, хранящий данные исследований
в) документ, содержащий отчетность о проделанной работе
6. Информация – это:
а) 1 сообщения, находящиеся в памяти компьютера;
б) 2 сообщения, находящиеся в хранилище данных;
в) 3 предварительно обработанные данные, годные для принятия управленческих решений;
г) 4 сообщения, зафиксированные на машинных носителях.
7. Свободное оперативное совещание:
а) регулярно собирается для решения оперативных вопросов по плану в определенные дни
б) может не иметь регламентированной повестки дня, зачастую проводится без председателя и сводится к обмену мнениями по какому-либо вопросу
в) характерна разработка повестки дня с регламентацией времени на выступления и обсуждение рассматриваемой проблемы
8. Пирамидальная структура изложения материала:
а) выводы делаются в конце выступления
б) решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется
в) основная проблема раскрывается в середине выступления
9. Фиксация договоренности является:
а) заключительным элементом основной части деловой беседы
б) заключительным элементом подготовительной части деловой беседы
в) элементом заключительного этапа деловой беседы
10. Основными вопросами, которые необходимо решить в процессе подготовки деловой беседы (возможно несколько вариантов ответа):
а) самоанализ поведения участников
б) устное или письменное приглашение заинтересованных лиц на встречу
в) определение темы деловой беседы, основных задач и целей
11. Кульминационная структура изложения материала:
а) основная проблема раскрывается в середине выступления
б) решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется
в) выводы делаются в конце выступления
12. В деловом общении обращение к собеседнику происходит на …
а) «Вы» независимо от должности и соподчинения
б) «Вы» только с руководителем и сторонними людьми
в) «Ты» независимо от должности и соподчинения
13. Вас просят передать информацию отсутствующему коллеге. Вы …
а) увидев, расскажите ему
б) напишите записку и положите на его стол
в) попросите того, кто его наверняка увидит, передать содержание разговора
г) предложите перезвонить
14. Деловое общение — это вид общения …
а) направленный на достижение предметной договоренности или определенной цели
б) между коллегами по работе
в) который люди используют в семейных отношениях
15. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия
а) убеждение
б) принуждение
в) заражение
г) просьба

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-а
2-а,б
3-а,в
4-а
5-а
6-в
7-б
8-в
9-а
10-б,в
11-в
12-а
13-б
14-а
15-г


Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми – это процесс ___________________
2. Документ, применяемый для связи, передачи деловой информации на расстояние между двумя корреспондентами – это __________________
3. Документ, составляемый одним из сотрудников предприятия по поручению руководителя с целью подведения итогов сложившейся ситуации и предложения путей выхода из неё – это ___________________________________
4. Письменное или устное сообщение о своих действиях или о выполнении возложенного поручения, представляемое лицу или учреждению – это ________________
5. Результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенному вопросу (проблеме, направлению), содержащий систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения – это _____________________________
6. Владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при
котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в
определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить
эффективность коммуникации – это _________________________________
7. Правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведение бесед и переговоров, организацию приемов и деловой переписки – это ____________________________
8. При направлении одной из сторон письменного обращения о проведении процедуры медиации, второй стороне необходимо ответить в течение ____ дней
9. Соглашение, достигнутое сторонами, в результате применения процедуры медиации к спору и заключенное в письменной форме – это ____________________ соглашение
10. Договор сторон о прекращении производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных ими условиях, который утверждается арбитражным судом – это _______________________________
11. Сложный документ, структуру и содержание которого определяют сами разработчики – это _______________
12. Документ, подтверждающий какие-либо факты или события – это _________________
13. Обязательный элемент, присущий определенному виду документа – это _____________________
14. Свойство документа, предоставленное ему действующим законодательством, компетенцией издавшего органа, установленным порядком оформления – это его __________________________________
15. Часть постановления, которая содержит нормативные положения или поручения называется ______________________ часть
16. Вид информационно-справочной документации, являющейся способом оперативного информационного обмена между организациями, называется ___________________
17. Материальный объект, который нужен для фиксации, хранения (и воспроизведения) речевой, звуковой или изобразительной информации – это ____________________________________
18. Альтернативные вопросы предоставляют не более ____________ вариантов выбора
19. Встречные вопросы направлены на ________________ разговора
20. Основным средством согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон являются _________________________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1-общение
2-деловое письмо
3-аналитическая записка
4-отчет
5-аналитический обзор
6-культура речи
7-деловой протокол
8-30
9-медиативное
10-мировое соглашение
11-устав
12-справка
13-реквизит
14-юридическая сила
15-распорядительная
16-перепиской
17-носитель информации
18-трех
19-сужение
20-деловые переговоры

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 70 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету/экзамену
1. Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми – это процесс ___________________
2. Документ, применяемый для связи, передачи деловой информации на расстояние между двумя корреспондентами – это __________________
3. Документ, составляемый одним из сотрудников предприятия по поручению руководителя с целью подведения итогов сложившейся ситуации и предложения путей выхода из неё – это ___________________________________
4. Письменное или устное сообщение о своих действиях или о выполнении возложенного поручения, представляемое лицу или учреждению – это ________________
5. Результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенному вопросу (проблеме, направлению), содержащий систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения – это _____________________________
6. Владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при
котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в
определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить
эффективность коммуникации – это _________________________________
7. Правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведение бесед и переговоров, организацию приемов и деловой переписки – это ____________________________
8. При направлении одной из сторон письменного обращения о проведении процедуры медиации, второй стороне необходимо ответить в течение ____ дней
9. Соглашение, достигнутое сторонами, в результате применения процедуры медиации к спору и заключенное в письменной форме – это ____________________ соглашение
10. Договор сторон о прекращении производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных ими условиях, который утверждается арбитражным судом – это _______________________________
11. Сложный документ, структуру и содержание которого определяют сами разработчики – это _______________
12. Документ, подтверждающий какие-либо факты или события – это _________________
13. Обязательный элемент, присущий определенному виду документа – это _____________________
14. Свойство документа, предоставленное ему действующим законодательством, компетенцией издавшего органа, установленным порядком оформления – это его __________________________________
15. Часть постановления, которая содержит нормативные положения или поручения называется ______________________ часть
16. Вид информационно-справочной документации, являющейся способом оперативного информационного обмена между организациями, называется ___________________
17. Материальный объект, который нужен для фиксации, хранения (и воспроизведения) речевой, звуковой или изобразительной информации – это ____________________________________
18. Альтернативные вопросы предоставляют не более ____________ вариантов выбора
19. Встречные вопросы направлены на ________________ разговора
20. Основным средством согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон являются _________________________________

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Назарова, В. С. Философия права: учебное пособие для магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/53BD1511-15FD-4933-97FF-A6B919EEBAF0
Л2.2 под ред. А. В. Грибакина [и др.]. Философия права и закона: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CAFF4B10-3241-4BA4-A95E-E4E1896061E3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э2 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э3 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э4 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э5 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э6 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э7 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э8 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э9 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э10 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э11 3. Электронные библиотечные системы:
Э12 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э13 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э14 Курс в Moodle "Социология права" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.