МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История правовых учений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
История правовых учений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать системное представление о развитии мировой политической мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера;
совершенствовать навыки самостоятельного анализа социально-политических проблем в практике профессиональной деятельности, в гражданской жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и метод истории правовых учений
1.1. Предмет и метод истории правовых учений. Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет и метод истории правовых учений. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Предмет и метод истории правовых учений. Сам. работа 2 22 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Правовые учения в Античности
2.1. Правовые учения в Античности Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Правовые учения в Античности Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Правовые учения в Античности Сам. работа 2 20 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Правовая мысль в эпоху Возрождения
3.1. Правовая мысль в эпоху Возрождения Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Правовая мысль в эпоху Возрождения Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Правовая мысль в эпоху Возрождения Сам. работа 2 20 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве
4.1. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве Сам. работа 2 11 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве
5.1. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Правовые взгляды мыслителей Русского Зарубежья
6.1. Правовые взгляды мыслителей Русского Зарубежья Сам. работа 2 11 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Зачет с оценкой 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции:
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели

Примеры заданий закрытого типа
1. Автор теории общественного договора как основы концепции антифеодального государства и права, свободного развития личности:
Варианты ответа:
а) Кант
б) Руссо
в) Монтескье
г) Гегель
2. Автор поэм, предпринявший попытки рационализации представления об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях:
Варианты ответа:
а) Фалес
б) Солон
в) Гомер
г) Хилон
3. Автором «Народной монархии» является:
Варианты ответа:
а) А. Тихомиров
б) П. Победоносцев
в) Д. Кавелин
г) Бакунин
д) А.Ильин
е) Н. Леонтьев
ё) Л.Солоневич
4. Автором «Великой лжи нашего времени» является:
Варианты ответа:
а) Д. Кавелин
б) Н. Леонтьев
в) П. Победоносцев
г) Бакунин
5. В индийской философии общий закон вселенной называется:
Варианты ответа:
а) Рита (Рта)
б) Драхма
в) Брахма
г) Карма
6. В индийской философии долг варны определяется как:
Варианты ответа:
а) Дхарма
б) Рита (рта)
в) Карма
г) Брахма
7. В историю русской политической мысли П.И. Пестель вошел как:
Варианты ответа:
а) Сторонник предоставления право избирать всем гражданам
б) Сторонник идеи эгалитаризма
в) Последовательный республиканец
г) Сторонник самодержавия
8. Великий французский мыслитель, просветитель, литератор. Автор изречения: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»:
Варианты ответа:
а) Боден
б) Кельвин
в) Вольтер
г) Дидро
9. Видный деятель движения западников:
Варианты ответа:
а) Самарин
б) Аксаков
в) Кавелин
г) Лавров
10. Государство по Аристотелю есть:
Варианты ответа:
а) Продукт творца
б) Аристотель не разрабатывал данную идею
в) Общность поселений
г) Продукт естественного развития
11. Государственный строй, основанный на разделении власти и законности:
Варианты ответа:
а) Классицизм
б) Монархизм
в) Либералим
г) Теократизм
12. Деятель, различавший 3 категории права: Естественное право, положительное право, справедливость:
Варианты ответа:
а) Конт
б) Гегель
в) Кант
г) Фихте
13. Для эпохи средневековья характерен:
Варианты ответа:
а) Демократический строй
б) Теократический строй
в) Монархический строй
г) Сословно-феодальный строй
14. Древнеримский деятель, выделявший главные задачи государства такие как: охрана имущества, поддержка порядка, управление присоединенными территориями:
Варианты ответа:
а) Протагор
б) Цицерон
в) Платон
г) Аристотель
15. Руссо написал тракт:
Варианты ответа:
а) «О деньгах»
б) «О праве»
в) «Об общественном договоре»
г) «О национальности»

Ключ к тестам
№ вопроса Ответ № вопроса Ответ
1 б 11 в
2 в 12 в
3 ё 13 г
4 в 14 б
5 а 15 в
6 а
7 в
8 в
9 в
10 г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Предметом истории политических и правовых учений являются
Ответ: учения, теории, взгляды на государство, политику, право
2. В какой стране появилась Великая Хартия вольностей?
Ответ: Англия
3. В какой стране появились «Законы Ману»?
Ответ: Индия
4. Объект изучения истории политических и правовых учений …
Ответ: политические и правовые учения в их историческом своеобразии
5. Видным теоретиком легизма и одним из основателей школы «законников» в Древнем Китае был …
Ответ: Шан Ян
6. Автором патриархально-патерналистской концепции государства является …
Ответ: Конфуций
7. Единственной регулирующей и гармонизирующей силой в государстве выступают законы. Это точка зрения принадлежит направлению…
Ответ: легизм
8. Концепция «идеального государства» принадлежит …
Ответ: Платону
9. Вопрос о происхождении государства Аристотель трактует следующим образом Ответ: это продукт естественного развития общества
10. Напишите пропущенное слово: Аристотель утверждал: «Человек по природе — существо …».
Ответ: политическое
11. Как называется единоличное, жестокое правление?
Ответ: тирания
12. Как называется обычай, основанный на справедливости?
Ответ: темис
13. Как называется город-государство?
Ответ: полис
14. Как называется власть народа?
Ответ: демократия
15. Аристотель выделял два вида справедливости:
Ответ: распределяющую, уравнивающую
16. Слово «юстиция» (justitia) означает …
Ответ: правда / справедливость
17. Автор трактата «О граде Божием».
Ответ: Августин Блаженный
18. Автор трактата «О законах».
Ответ: Цицерон
19. Автор трактата «О природе вещей».
Ответ: Тит Лукреций Кар
20. Основой политического учения А. Блаженного был теоцентризм, что означает …
Ответ: в центре мироздания — Бог

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет и методы истории политических и правовых учений.
2. Политико-правовые воззрения Древней Индии.
3. Политико-правовые идеи Древнего Китая.
4. Политико-правовая мысль Платона.
5. Проекты идеального государства Платона.
6. Политико-правовое учение Аристотеля.
7. Классификация форм государства по Аристотелю.
8. Реформы Солона в Афинах
9. Римский полис как продолжение греческой традиции.
10. Учение Цицерона о государстве.
11. Политико-правовая мысль древнего Рима (Тит Лукреций Кар, Сенека, римские стоики).
12. Раннее христианство в Древнем Риме.
13. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.
14. Политико-правовые взгляды Августина Блаженного.
15. Н. Макиавелли как основоположник рационалистической традиции.
16. Ж. Боден и теория государственного суверенитета
17. Политико-правовые идеи эпохи Реформации. Мартин Лютер и Томас Мюнцер.
18. Ж. Кальвин и его учение о божественном предопределении.
19. Особенности развития политико-правовой мысли России IX-XII вв.
20. Политико-правовая мысль в России в XV - в первой половине XVII в. (нестяжатели и иосифляне).
21. Концепция Филофея «Москва - Третий Рим».
22. Политические возззрения И. Грозного, А Курбского, и Пересветова.
23. Развитие политической и правовой мысли России в первой половине XVII - XVIII в.в. (Посошков, Щербатов, Радищев, Прокопович).
24. Политико-правовые взгляды Сперанского, Карамзина.
25. Политико-правовые взгляды западников, славянофилов, революционеров-демократов.
26. Политико-правовые идеи Гоббса.
27. Учение Локка о государстве и праве.
28. Политико-правовые воззрения Монтескье.
29. Политико-правовые воззрения Руссо.
30. Политические и правовые учения Европейского Просвещения. Взгляды Вольтера.
31. Политико-правовые идеи якобинцев Ж.-П Марат, М Робеспьер.
32. Становление американской политико-правовой мысли.
33. Либерализм как течение политической и правовой мысли XIX в.
34. Консерватизм как направление политической и правовой мысли.
35. Социализм как направление политической и правовой мысли.
36. Марксистское понимание государства и права
37. Анархическое учение о государстве и праве.
38. Политические и правовые идеи западноевропейских мыслителей XIX в.
39. Учение Канта о государстве и праве.
40. Учение Гегеля о государстве и праве.
41. Политико-правовая мысль ХХ в. (Ролз, Дюверже, Ласки, Дарендорф).
42. Традиции утопического социализма в Европе в XIX в.
43. Политико-правовые взгляды Г. Гроция.
44. Политико-правовая мысль Арабского Востока.
45. Политико-правовая мысль белорусских гуманистов (Ф. Скорина, С. Будный, Л. Сапега и другие).
46. Революционные программы декабристов.
47. Политико-правовые взгляды Ролза и Кельзена.

Процедура проведения:
Промежуточная аттестация проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на два теоретических вопроса.

Оценивание ответа на экзамене (зачете).
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (не зачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
Л2.2 В. И. Власов, Г. Б. Власова, С. В. Денисенко, В. К. Цечоев История политических и правовых учений: Учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/54B38AEB-8CFC-4238-9BCE-7636ECFE9C46
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "История правовых учений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.