МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научные исследования в сфере социальной защиты населения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_Социальная работа_ОиУ-2023
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 371
контроль 21
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 188 188 183 183 371 371
Часы на контроль 8 8 13 13 21 21
Итого 216 216 216 216 432 432

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Колесникова Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Научные исследования в сфере социальной защиты населения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у магистрантов методологической культуры организации и проведения научных исследований, развитие творческого потенциала, а также навыков, необходимых для успешного написания выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Научно-исследовательский семинар направлен на приобретение магистрантами опыта публичного обсуждения результатов своей научно- исследовательской работы на её различных этапах; участия в дискуссиях; формирование и аргументацию собственной позиции; проведение анализа научно-исследовательской работы в социальной сфере и использование ее результатов в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Осуществление научно-исследовательской деятельности в сфере социальной защиты населения
ПК-1.1 Знает методы и методологию научного исследования
ПК-1.2 Умеет проводить Разрабатывает программу фундаментального и/или прикладного исследования в сфере социальной работы
ПК-1.3 Умеет проводить фундаментальное и/или прикладное исследование в сфере социальной работы
ПК-1.4 Анализирует результаты проведенного фундаментального и/или прикладного исследования в сфере социальной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы и закономерности проведения научного исследования;
требования, предъявляемые к магистерской диссертации по социальной работе, к анализу научно-исследовательской рабты в социальной сфере;
требования работы для работы в команде по саморазвитию, самореализации, развитию творческого потенциала.
3.2.Уметь:
3.2.1.совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, в том числе путем изучения современных проблем социума;
обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;
обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимо
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.по обзору и анализу научной литературы, выбору направления и темы научного исследования, формулированию научных проблем;
навыки проведения научных исследований: сбора эмпирического материала и его анализа, выдвижения научных гипотез, их развития в теоретические системы и обоснования;
опыт проведения научной дискуссии, подготовки и нап

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Социальные проблемы и актуальность темы исследования в социальной работе Практические 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Анализ научной литературы по теме ВКР. Научная этика цитирования. Основные правила библиографического описания Практические 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Научные атрибуты ВКР Практические 1 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Теоретические основания научно-исследовательской работы Практические 1 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Методология магистерского исследования Сам. работа 1 188 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Структура магистерского исследования
2.1. Основные требования к содержанию ВКР Практические 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Логика и структура введения ВКР. Практические 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Организация и проведение апробации основных теоретических положений выпускной квалификационной работы Практические 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Написание исследовательской работы: структура и методология Практические 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Программа магистерского исследования Практические 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Структура магистерского исследования Сам. работа 2 183 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2185
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Осуществление научно-исследовательской деятельности в сфере социальной защиты населения
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1 Схема семейной истории, создаваемая по определенны правилам и отражающая взаимоотношения исследуемой семьи с общественными институтами
ОТВЕТ:
a) Социальный паспорт семьи
b) Социальная матрица
c) Генограмма
d) Экокарта
ОТВЕТ с
Вопрос 2 Программа действий специалистов и членов семьи по изменению ситуации в ней, решению ее проблем и защите прав ребенка называется
a) Социальный паспорт
b) Коррекционная программа
c) План реабилитации
Жестокое обращение с детьми – это...
a. Действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
b. Физическое насилие, приносящее вред здоровью ребенка

Вопрос 3 Укажите, какие признаки могут свидетельствовать о физическом насилии в семье
a) Синяки;
b) Синяки, разные по времени происхождения или в разных частях тела;
c) Частые респираторные заболевания у ребенка
d) Неопрятный внешний вид ребенка
e) Агрессия у ребенка
f) Потеря веса у ребенка
ОТВЕТ: b, е

Вопрос 4 Укажите действия, относящиеся к психологическому насилию
a) Обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
b) Лишение прогулок
c) Совершение насилия к другим членам семьи в присутствии ребенка
d) Оставление ребенка без присмотра
e) Скудное питание
ОТВЕТ: а,с

Вопрос 5 Укажите, для ребенка какого возраста психологическое насилие имеет более тяжкие последствия
a) Ранний возраст (0-3 г.)
b) Дошкольный возраст (3- 7)
c) Младший школьный возраст (7 – 11)
d) Старший школьный возраст ( 11-17)
e) Психологическое насилие имеет тяжкие последствия для всех детей, независимо от возраста
ОТВЕТ: а

Вопрос 6 В каких случаях ребенок изымается из семьи?
a. В случае непосредственной угрозы жизни ребенка.
b. В любом случае, если установлен факт жестокого обращения с ребенком;
c. В случае физического насилия;
d. В случае сексуального насилия, совершенного членами семьи (инцест);
ОТВЕТ: а

Вопрос 7 Родители, которые подвергались насилию в детстве...
a. В большинстве случаев применяют насилие по отношению к своим детям;
b. В большинстве случаев считают неприемлемым насилие по отношению к детям
c. Подобной корреляции не установлено
ОТВЕТ: а

Вопрос 8 В семьях с низким материальным достатком и низким социальным статусом риск жестокого обращения...
a. Повышается
b. Понижается
c. Подобной корреляции не установлено
ОТВЕТ: а

Вопрос 9 Какие меры предприняты с целью снижения влияния субъективных факторов при оценке риска жестокого обращения?
a. Применение методов экспертных оценок;
b. Использование специальных форм оценки риска;
c. Обучение специалистов приемам снижения субъективных факторов
ОТВЕТ: b

Вопрос 10 Укажите факторы, требующие рассмотрения при проведении оценки безопасности ребенка
a. Детская ранимость
b. Состояние здоровья ребенка
c. Факторы, угрожающие безопасности ребенка
d. Социально-бытовые условия
e. Защитные возможности
f. Факторы, связанные с особенностью родителей
ОТВЕТ: а, с, е

Вопрос 11Процесс оценки безопасности ребенка...
a. Проводится на этапе проверки информации, т.е. в момент первого знакомства с семьей;
b. Проводится на этапе мониторинга семьи;
c. Непрерывен, продолжается на протяжении всей работы со случаем
d. Проводится на этапе проверки информации и мониторинга;
ОТВЕТ: с

Вопрос 12 Решение о закрытии случая принимается при...
a. Отказе родителей от участия в реабилитационной работе;
b. Устранении причин жестокого обращения;
c. Достижении запланированных результатов;
ОТВЕТ: с
Вопрос 13 Опека, одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, которая устанавливается над детьми в возрасте:
a. до 14 лет,
b. до 16 лет
c. до 18 лет
d. до 12 лет
ОТВЕТ: а

Вопрос 14 Составляется трудовой договор и оплачивается работа за воспитание ребенка в:
a. Семье усыновителей
b. Опекунской семье
c. Приемной семье
d. При попечительстве над ребенком
ОТВЕТ: с

Вопрос 15 Ребенок, имеющий биологических родителей, которые лишены родительских прав (или отказались от него) является:
a. Биологическим сиротой
b. Беспризорным
c. Социальной сиротой
d. Безнадзорным
ОТВЕТ: с
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.
• «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий;
• «отлично» и- верно выполнено не менее 85% заданий; «хорошо» 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верн6овыпонено 51069% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Опишите структуру выпускной квалификационной научной работы (магистерской диссертации).
2. Раскройте понятие проблемной ситуации исследования в социальной сфере.
3. Сформулируйте понятие актуальности научной работы
4. Опишите факторы, влияющие на актуальность исследования.
5. Сформулируйте задачи изучения научной литературы
6. Опишите процесс реферирования научной литературы: цитирование, составление плана, формулирование тезисов.
5. Раскройте процесс сопоставления научных теорий и концепций.
8. Опишите понятие методологии в научном исследовании.
9. Рассмотрите процедурные характеристики исследовательской методологии.
10. Опишите суть методологической часть исследования: определение исследовательских подходов, описание методов сбора и методов анализа данных.
Раскройте суть программы научного исследования, общие требования.
11. Охарактеризуйте кровни и структура методологии научного исследования. Предмет и объект социального исследования.
12. Опишите цель, задачи, выдвижение рабочей гипотезы исследования.
13. Рассмотрите понятие гипотезы научного исследования, виды гипотез. Отличие гипотезы от аксиом и постулатов.
14. Выделите способы теоретического обоснования гипотезы, проверяемость гипотезы.
15. Охарактеризуйте теоретико-методологические основания в первой главе.
16. Опишите основные подходы в изучении феномена или проблемы.
17. Раскройте логику научного исследования в первой главе.
18. Рассмотрите понятие апробации основных положений квалификационной научной работы.
19. Опишите общеметодологические основания научных исследований в социальной работе.
20. Сравните природу качественного и количественного подходов.
21. Составьте план программы исследования вашей ВКР: ее основные части
22. Разработайте схему: «Какие действия должен совершать магистрант, используя элементы формирования саморазвития, самореализации, развития творческого потенциала при выполнении ВКР»
23. Сформулируйте комплекс требований анализа научной статьи

Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Суждения фрагментарны .
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
Вопросы к зачету
1. Структура выпускной квалификационной научной работы (магистерской диссертации).
2. Проблемная ситуация исследования в социальной сфере. Понятие актуальности темы научной работы. Факторы, влияющие на актуальность исследования.
3. Задачи изучения научной литературы. Использование справочной литературы. Словарно-энциклопедическая литература.
4. Реферирование научной литературы: цитирование, составление плана, формулирование тезисов.
5. Библиографическое описание научного источника.
6. Тематический подбор литературы: систематический, предметный, алфавитный каталоги.
7. Сопоставление научных теорий и концепций.
8. Понятие методологии в научном исследовании.
9. Процедурные характеристики исследовательской методологии.
10. Методологическая часть исследования: определение исследовательских подходов, описание методов сбора и методов анализа данных. Программа научного исследования, общие требования.
11. Уровни и структура методологии научного исследования. Предмет и объект социального исследования.
12. Цель, задачи, выдвижение рабочей гипотезы исследования.
13. Понятие гипотезы научного исследования, виды гипотез. Отличие гипотезы от аксиом и постулатов.
14. Способы теоретического обоснования гипотезы. Проверяемость гипотезы.
15. Теоретико-методологические основания в первой главе.
16. Основные подходы в изучении феномена или проблемы.
17. Логика научного исследования в первой главе.
18. Понятие апробации основных положений квалификационной научной работы.
19. Общеметодологические основания научных исследований в социальной работе.
20. Сравнение природы качественного и количественного подходов.
21. Роль внедрения и соблюдения этических норм социальной работы в исследовании.
22. Объективность, надежность и валидность в исследовании.
23. Конкретные научные методы исследования в социальной работе.
24. Интерпретация качественных данных в социальных исследованиях.
25. Язык и стиль научной работы.
26. Основные требования к оформлению магистерской диссертации.
27. На примере темы ВКР объясните инновационные технологии в социальной работе.
Типовые практические задания:
28.
Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Азарская М. А., Поздеев В. Л. Научно-исследовательская работа в вузе: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Организация научно-исследовательской работы магистрантов: Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Курс в Moodle "Научно-исследовательский семинар / Научные исследования в сфере социальной защиты населения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам

1) приступая к изучению дисциплины, необходимо:
• ознакомиться с правилами организации учебного процесса на основе зачетных единиц и оценивания качества успешности усвоения изучаемых дисциплин с использованием БРС;
• условиями изучения учебной дисциплины, видами учебных заданий и контроля, критериями и процедурами оценивания знаний по дисциплине,
• программой итогового испытания;
2) важно получать информацию:
• о результатах каждого контрольного мероприятия;
• результатах текущей и промежуточной аттестации;
• итоговых результатах текущего контроля за семестр и учебный год;
• о своем текущем рейтинге;
3) дисциплина считается освоенной студентом при накоплении им необходимого количества баллов по результатам выполнения различных видов учебной работы (включая самостоятельную) в сроки, установленные преподавателем и графиком учебного процесса.
4) Во время практических занятий студентам необходимо представить результаты магистерского исследования. На каждом занятии выступает несколько студентов. Задача остальных – обсуждение сообщения, дискуссия и предложения относительно концептуализации представленного материала. Особое внимание уделяется проблемам методологической и методической обоснованности выводов, верификации данных.

2. Методические рекомендации по подготовке магистерской работы:

1.При формулировании проблемы помните, что актуальность проекта определяется тем, насколько значима для общества (сообщества, группы людей или организаций,) социальная проблема, решению которой призвана способствовать ваша ВКР.
Формулируя проблему необходимо точно представить: чья это проблема (кого касается: люди, организации); каковы масштабы проблемы; поддается ли проблема решению; что будет если проблема не найдет решения. Исходя из этого, вы можете доказывать актуальность выбранной темы исследования, используя данные статистики и научной литературы.

2. Аналитический обзор литературы по теме магистерского исследования должен основываться на актуальных научно-исследовательских публикациях в том числе и международного уровня, содержать критический анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области исследования, оценку их применимости в рамках исследования. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов. Материалы сети Интернет, научно-практических изданий и деловой печати должны использоваться в качестве вспомогательных источников. Аналитический обзор литературы и обоснование темы магистерской диссертации должны логически приводить к формулировке собственных алгоритмов, моделей и подходов к исследованию, исследовательских вопросов и гипотез исследования.

3. При проведении анализа магистерских диссертаций прошлых лет следуйте следующему плану:
• оценка названия работы, актуальности темы, структуры диссертации,
• оценка введения и его обязательных научных атрибутов,
• раскрытие названий глав и параграфов в их содержании,
• оценка выводов к главам и параграфам,наличие заключения,практические рекомендации
• оценка литературы, анализ использования всей обозначенной литературы в тексте диссертации,
• общее заключение об уровне работы.
При составлении Вашего плана используйте результаты анализа и подготовьтесь к его защите-презентации.

4. При подготовке анализа нормативно-правовой базы РФ и Алтайского края по теме ВКР следуйте плану:
1) библиографическое описание источника;
2) аннотация проблематики источника;
3) анализ статей закона, а не просто конспект в виде цитат.

5. При подготовке анализа научной статьи обратите вниманиена следующие аспекты:
1) библиографическое описание источника;
2) аннотация проблематики источника;
3) конспектирование цитат, которые могут быть использованы при выполнении ВКР
4) анализируйте научную статью выделяя в ней проблему обсуждения и пути её решения, предлагаемые атором.