МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональные риски в управлении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_Социальная работа_ОиУ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональные риски в управлении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать овладению студентами знаний о теоретико-методологических основах управления в сфере социального обслуживания населения, формированию представлений о профессиональных рисках в социальной работе, о многообразии приёмов управления коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; освоению знаний о специфике организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан,

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к проведению оперативного контроля и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-3.1 Знает основы контроля и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-3.2 Умеет осуществлять оперативный контроль деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-3.3 Умеет разрабатывать мероприятия по повышению эффективности деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-3.4 Умеет организовать оценку и контроль качества оказания социальных услуг на основе достижения современной квалиметрии и стандартизации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основы контроля и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность социальных рисков, толерантного поведения, специфики организационно упрвленческой деятельности
1.1. Понятие и сущность профессиональных рисков в управлении Понятие и сущность профессиональных рисков в управлении.Способы предупреждения возникновения профессиональных рисков и нивелирования их последствий. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Основные механизмы и стратегии формирования толератного отнрошения, признаки толерантного поведения Практические 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Специфика организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан Практические 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Понятие и сущность профессиональных рисков в управлении Понятие и сущность профессиональных рисков в управлении Сам. работа 2 30 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Основные механизмы и стратегии формирования толератного поведения, признаки толерантного отношения Сам. работа 2 30 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Набор методов и техник организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан. прогноз принимаемых организационно-управленческих решений Сам. работа 2 34 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Подготовка к зачету Зачет 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля(перечислить их) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Профессиональный риск это
a) вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях
b) это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов
c) это вероятность причинения вреда здоровью в результате собственных неправильных действий
d) обязательный атрибут профессиональной деятельности

2. Управление профессиональными рисками- это
a) -комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков
b) Способ саморегуляции, выработанный человеком в результате его профессиональной деятельности, чтобы защитить себя от последствий профессиональных рисков
c) Формат организации работы по профилактике негативных последствий на рабочем месте
3. класс профессионального риска
a) уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей
b) вероятность профессионального заболевания на том или ином рабочем месте, в результате профессиональной деятельности
c) требования предъявляемые к оборудованию для определения вероятности травм
4. Выберите категорию профессионального риска
a) Пренебрежимо малый (переносимый) риск
b) Профессиональный риск отсутствует
c) Категоричный профессиональный риск
5. В результате вероятности подвергнуться сверхвысокому риску работа должна быть
a) Работа запрещена
b) Временно прекращена
c) Может быть продолжена при особых условиях
6. Относятся ли психологические риски к профессиональным рискам
a) Да
b) Нет
7. Можно отнести агрессию по отношению к социальному работнику со стороны клиента к профессиональным рискам
a) Да
b) Нет
8. Эмоциональное выгорание относится к психологическому профессиональному риску в социальной работе
a) Да
b) Нет
9. Метод профилактики выгорания, основанный на способности удерживать баланс, между эмоциями, чувствами и телесными реакциями, дословный перевод которого «Полный/наполненный ум»
a) Майндфулнесс
b) Аутотрениг
c) Йога
10. Форма профилактики профессиональных рисков , основанная на обучении в виде разъяснения основных правил поведения при выполнении трудовой функции. Заканчивается он обязательной проверкой знаний и записью в журнале регистрации с личной подписью работника
a) Инструктаж
b) Тренинг
c) Повышение квалификации
11. Является ли соблюдение правил коммуникации с клиентом способом профилактики профессиональных рисков для социального работника
a) Да
b) Нет
12. Что можно отнести к нарушению психологических условий труда в сфере социальной работы
a) Нарушение личных границ специалиста
b) Шум и грязь в помещении
c) Отсутствие возможности проветривать рабочее помещение
13. Является понимание целей и задач своей профессиональной деятельности социальным работником профилактикой профессионального выгорания
a) Да
b) Нет
14. Что из перечисленного относится к правилам соблюдения безопасности при работе клиентом социальным работником
a) Разговор с клиентом на расстоянии вытянутой руки
b) Наличие у клиента документа о его состоянии здоровья
c) Совместный прием чая с клиентами в отдельных ситуациях
15. К признакам профессионального выгорания относится:
a) Все варианты
b) Негативная оценка себя на рабочем месте
c) Негативные высказывания о клиентах
d) Ощущение эмоционального истощения

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. A
3. A
4. A
5. A
6. A
7. A
8. A
9. A
10. A
11. A
12. A
13. A
14. A
15. A

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (профессиональный риск)
2. Как можно охарактеризовать ситуацию, в которую попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы (стрессовая ситуация)
3. Форма активного обучения навыкам поведения и развития личности, когда участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или профилактики профессионального выгорания , психологических качеств или навыков. (тренинг)
4. Чередование режима труда и режима ___________________ способствуют повышения психологической устойчивости социальных работников к стрессовой ситуации (отдыха)
5. Автор теории стресса, который утверждал , что кроме отрицательного, есть и положительное влияние стресса на организм. (Г.Селье)
6. Может ли высокая текучесть кадров на рабочем месте быть причиной профессионального риска, которому подвергаются сотрудники (Да)
7. При высокой текучести кадров, является важным управленческие решения, для изменения кадровой ситуации (да)
8. Повышает ли снижает физическая нагрузка вероятность профессионального выгорания (понижает)
9. Какие меры может предпринять руководитель подразделения для снижения профессиональных рисков среди специалистов по социальной работе (четко ставить задачи, повышать мотивацию, регулировать рабочие конфликты, проводить обучение противодействия стрессу)
10. Если специалист замечает, что не хочет идти на работу, у него снизалась эффективность труда, резко повысилась раздражительность какие меры он может предпринять (обратиться за помощью, поговорить с руководителем, отрегулировать режим «сна-отдыха»)
11. Наличие этого любимого занятия, которым человек может заниматься на досуге, снижает вероятность возникновения психологического стресса (хобби)
12. В какой период более высокая Вероятность подвергнутся профессиональных рискам (в период адаптации на новом месте работы, спустя 7 лет работы на одном месте)
13. Как в целом можно охарактеризовать качества человека, которые не относятся к его профессиональным способностям и к навыкам, но могут быть причиной профессиональных рисков (личностные качества)
14. набор желательных или нежелательных вызванных управленческими решениями ситуаций, которые могут возникнуть либо при реализации решений, либо спустя некоторое время (управленческий риск)
15. К внутреннему или внешнему риску относятся риски, обусловленные деятельностью учреждения системы социальной защиты и его контактной аудиторией, клиентами. (внутренний риск)
16. Какие риски относятся к организационным (связанные с ошибками сотрудников, проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ)
17. Наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которых основаны организация, функционирование или развитие систем управления (принципы управления)
18. способы установления временных данных, характеризующиеся определенным алгоритмом получения заданного времени на основе исследования условий выполнения рабочего процесса, параметров и величин влияния, применения специфических инструментов (методы нормирования труда )
19. Является ли соблюдение норм труда способом профилактики возникновения профессиональных рисков (да)
20. Снижение эффективности труда социальных работников в рабочем процессе относится к (производственному риску)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. Понятие и сущность профессиональных рисков.
2. Виды профессиональных рисков.
3. Методы анализа существующих видов профессиональных рисков в социальном обслуживании населения.
4. Факторы возникновения профессиональных рисков.
5. Способы предупреждения профессиональных рисков.
6. Риски в социальном проектировании и меры реагирования на них.
7. Основные категории и принципы управления в социальном обслуживании.
8. Методы и техники психосаморегуляции в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
9. Методы и техники профилактики и коррекции симптомокомплекса выгорания.
10. Методы и техники развития творческого мышления специалиста по социальной работе.
11. Толерантность: сущностные характеристики, основные концептуальные представления
12. Генезис толерантного поведения: исторический контекст
13. Толерантное отношение и толерантное поведение: общее и специфическое
14. Механизмы формирования толерантного поведения и отношения
15. Мишени и ресурсы в процессе формирования толерантного поведения
16. Сущностные характеристики организационно –управленческой деятельности
17. Специфика организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
18. Методы и техники организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
19. Предложите основание для классификации факторов возникновения профессиональных рисков.
20. Разработайте алгоритм возникновения симптомокомлекса профессионального выгорания
21. Выделите основные ключевые симптомы профессионального выгорания специалиста по социальной работе
22. Предложите технику развития творческого мышления специалиста по социальной работе.
23. Выделите общее и специфическое в толерантном отношении и толерантном поведении
24. Разработайте пошаговый алгоритм выявления рисков и ресурсы организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
25. Разработайте пошаговый алгоритм выявления ресурсов организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
Процедура проведения:
Зачет (экзамен) проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. Социальная работа: учебник для бакалавров: Дашков и Ко, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114139
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Якушев Социальная защита и социальная работа: М.: А-Приор, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56374
Л2.2 Силин А. Н. Социальный менеджмент. Словарь-справочник. : учебное пособие М.: Университетская книга, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Нормативно-правовая база «Консультант», «Гарант»
Э2 Комплексный подход в социальной работе с семьями группы социального риска. Методический сборник риска. www.aksp.ru/metod
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.