МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы спортивного права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ЧП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., Доцент, Е.Ю. Коваленко

Рецензент(ы):
Ст. преподаватель, А.А. Серебряков

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы спортивного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Филиппова Татьяна Аркадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Филиппова Татьяна Аркадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.профессиональная подготовка специалистов в сфере правового обеспечения спортивных отношений, формирование необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических правовых положений, общих положений спортивного права и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы частного права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения в сфере частного права.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты в сфере частного права.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм частного права в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения в сфере частного права.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты в сфере частного права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм частного права в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Спортивное право: общие положения
1.1. Понятие «спорт» и «физическая культура» в науке и законодательстве. Понятие и признаки массового и профессионального спорта. Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие «спорт» и «физическая культура» в науке и законодательстве. Понятие и признаки массового и профессионального спорта. Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие спортивных отношений и их правовая природа. Спортивные отношения в современной науке спортивного права: понятие, признаки, виды. Проблематика спортивных правоотношений в научных исследованиях: общий обзор. Концепции спортивных правоотношений в современных научных исследованиях Понятие спортивных правоотношений и их правовая природа. Место спортивных правоотношений в системе права. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие спортивных отношений и их правовая природа. Спортивные отношения в современной науке спортивного права: понятие, признаки, виды. Проблематика спортивных правоотношений в научных исследованиях: общий обзор. Концепции спортивных правоотношений в современных научных исследованиях Понятие спортивных правоотношений и их правовая природа. Место спортивных правоотношений в системе права. Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Правовое положение участников спортивных отношений. Спортсмены, тренеры, судьи, спортивные агенты и другие спортивные специалисты как субъекты спортивного права. Правовой статус спортивных организаций. Национальные и международные спортивные организации как субъекты спортивного права. Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Спортивное право право в системе отраслей российского права: понятие, предмет, метод, принципы, система спортивного права, место в системе российского права. Концепции спортивного права. Международное спортивное право. Спортивное право зарубежных стран. Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Актуальные вопросы правового регулирования спортивных отношений
2.1. Источники правового регулирования спортивных отношений в РФ и зарубежных странах: понятие, виды, проблемы толкования и применения. История развития законодательства в области физической культуры и спорта в РФ, зарубежных странах и международного законодательства. Актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта в РФ и за рубежом. Международное спортивное законодательство. Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Источники правового регулирования спортивных отношений в РФ и зарубежных странах: понятие, виды, проблемы толкования и применения. История развития законодательства в области физической культуры и спорта в РФ, зарубежных странах и международного законодательства. Актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта в РФ и за рубежом. Международное спортивное законодательство. Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Особенности частноправового регулироования спортивных отношений. Корпоративные отношения в сфере спорта. Локальное нормотворчество спортивной организации. Договороное регулирование спортивных отношений. Актуальные вопросы правового регулирования интеллектуальной собственности на объекты спортивных отношений. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере спорта. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Особенности частноправового регулироования спортивных отношений. Корпоративные отношения в сфере спорта. Локальное нормотворчество спортивной организации. Договороное регулирование спортивных отношений. Актуальные вопросы правового регулирования интеллектуальной собственности на объекты спортивных отношений. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере спорта. Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Правовое обеспечение международного сотрудничества РФ с зарубежными странами в сфере физической культуры и спорта Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Понятие спортивных отношений и их правовая природа. Спортивные отношения в современной науке спортивного права: понятие, признаки, виды. Проблематика спортивных правоотношений в научных исследованиях: общий обзор. Концепции спортивных правоотношений в современных научных исследованиях Понятие спортивных правоотношений и их правовая природа. Место спортивных правоотношений в системе права. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Понятие спортивных отношений и их правовая природа. Спортивные отношения в современной науке спортивного права: понятие, признаки, виды. Проблематика спортивных правоотношений в научных исследованиях: общий обзор. Концепции спортивных правоотношений в современных научных исследованиях Понятие спортивных правоотношений и их правовая природа. Место спортивных правоотношений в системе права. Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Правовое положение участников спортивных отношений. Спортсмены, тренеры, судьи, спортивные агенты и другие спортивные специалисты как субъекты спортивного права. Правовой статус спортивных организаций. Национальные и международные спортивные организации как субъекты спортивного права. Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Правовое положение участников спортивных отношений. Спортсмены, тренеры, судьи, спортивные агенты и другие спортивные специалисты как субъекты спортивного права. Правовой статус спортивных организаций. Национальные и международные спортивные организации как субъекты спортивного права. Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Актуальные вопросы правового регулирования отдельных направлений и видов спорта
3.1. Правовое регулирование массового и профессионального спорта в РФ и зарубежных странах. Особенности правового обеспечения направлений спорта (олимпийский, паралимпийский, сурдлимпийский и др.): международный и национальный опыт. Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Актуальные вопросы правового регулирования детско-юношеского, студенческого и адаптивного спорта в различных регионах Российской Федерации Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Особенности правового регулирования отдельных видов професионального и национального спорта (на примерах командных видов спорта и единоборств) Сам. работа 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Особенности правового регулирования киберспорта в РФ и за рубежом. Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Актуальные вопросы экономического регулирования отдельных аспектов спортивных отношений.
4.1. Экономико-правовое определение конкурентоспособности спортсмена: российский и зарубежный опыт Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Экономическое и правовое обоснование определения размера заработной платы спортсмена Сам. работа 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Совершенствование анализа источников финансирования спортивной организации в зависимости от организационно-правовой формы Сам. работа 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Актуальные вопросы юридической ответственности в сфере спорта
5.1. Понятие, виды и правовые основы юридической ответственности в сфере спорта. Административная и уголовная ответственность за правонарушения в сфере спорта. Гражданско-правовая ответственность участников спортивных отношений Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Правовая защита и особенности разрешения споров в сфере спорта Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)/ПРАКТИКЕ

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Контрольно-измерительный материал теоретического характера
1. Цель: КИМ теоретического характера – комплект (вариант) заданий тестового характера разного типа (закрытого, открытого, на установление соответствия, на установление последовательности), подготовленных для проведения процедуры контроля. Проверка усвоения теоретического и фактического материала по разделу, сформированности умения правильно использовать специальные термины и понятия в рамках раздела дисциплины.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 1. Спортивное право: общие положения
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
4. Индикаторы достижения (ФГОС3++): ПК-2. ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения в сфере частного права. ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты в сфере частного права. ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм частного права в профессиональной деятельности.
5. Пример оценочного средства: Пример заданий, используемых в контрольно-измерительном материале теоретического характера:
1.В каком году была принята новая редакция «Закона о физической культуре и спорте»?
а) в 1987 г;
б) в 1993 г.;
в) в 2003 г;
г) в 2006 г.;
2. Для чего разрабатывается квалификационная характеристика специалиста по специальности 1.03.02.01 «Физическая культура и спорт»?
а) для подготовки специалиста;
б) для участия в соревнованиях;
в) для прохождения медосмотра;
г) для приема на работу;
3. В состав какой культуры входит оздоровительная физическая культура?
а) всемирной;
б) физической;
в) европейской;
г) духовной;
4. Сколько компонентов входит в состав ОФК?
а) три;
б) четыре;
в) пять;
г) шесть;
5. Сколько компонентов входит в состав ОРФК?
а) шесть;
б) три;
в) пять;
г) четыре;
6. Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• какие существуют особенности государственного регулирования цифровых экосистем и технологий в сфере спортивного права;
• каковы основные понятия и термины цифровизации в сфере спортивного права;

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: Практическое задание
1. Цель: Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения поставленной проблемы. Оценка сформированности способности осуществлять такие универсальные учебные действия, как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация, установление определённых закономерностей и правил и т.п.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 1. Тема 1.2. Понятие спортивных отношений и их правовая природа
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
4. Индикаторы достижения (ФГОС3++): ПК-2. ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения в сфере частного права. ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты в сфере частного права. ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм частного права в профессиональной деятельности.
5. Пример оценочного средства:
ЗАДАНИЕ: «Соотношение международно-правового и национально-правового регулирования в современном спортивном праве»

• В схематичном виде представьте себе систему современного правового регулирования национальных и международных спортивных отношений. Определите нормативный состав системы международно-правового регулирования спортивных отношений? Какие позиции являются определяющими для системы национально-правового регулирования спортивных отношений?
• Является ли преобладающей какая-либо из названных частей нормативного состава системы международно-правового регулирования спортивных отношений? Какими средствами обеспечивается их взаимодействие между собой?
• Есть ли основания говорить о «наднациональном» международном спортивном праве? Если да, то какие нормы и по каким основаниям следует отнести к данному разряду предписаний?
• Каково значение терминов «экстерриториальный» («экстратерриториальный») и как они соотносятся с понятиями «национальный» и «наднациональный»?

На работу в группах, консультацию преподавателя, обсуждение вариантов отводится 35 минут. На обсуждение вариантов решений групп отводится 25 минут. Подведение итогов, обобщение полученных результатов – около 5 минут. Итоговую часть занятия проводит преподаватель, опираясь на презентованные группами варианты решений. На её реализацию отводится около 5 минут. Итого общее время выполнения решения практической задачи – 90 минут (1 учебная пара).
6. Критерии оценивания:
Система оценивания работы групп:
• владение теоретическим материалом (2 балла);
• аргументированность (до 2 баллов);
• оригинальность представления (1 балл);
• владение аудиторией, ораторское умение (2 балла);
• соответствие выбранному стилю изложения – научно-популярному (2 балла);
• культура поведения (2 балла).
• убедительность, полнота ответа (до 2 баллов);
• логичность, связность (1 балл).
Важно отметить, что каждая группа может заработать до 3 бонусов за активность в обсуждении выступления других групп. Если кто-либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафное очко.
Общее количество возможных баллов группы – 14.
«5» – группа набрала от 12 до 14 баллов;
«4» – группа набрала от 9 до 11 баллов;
«3» – группа набрала от 5 до 8 баллов;
«2» – группа набрала менее 5 баллов.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Спортивные отношения в современной науке спортивного права: понятие, признаки, виды.
• Проблематика спортивных правоотношений в научных исследованиях: общий обзор.
• Концепции спортивных правоотношений в современных научных исследованиях
• Понятие спортивных правоотношений и их правовая природа.
• Место спортивных правоотношений в системе права.
Правовое положение участников спортивных отношений.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-3: Практическое задание
1. Цель: Упражнение практического характера, задание на анализ законодательства. Проверка сформированности умения правильно применять унифицированные и внутренние нормы МЧП.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 1. Тема 1.3 Правовое положение участников спортивных отношений.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2
4. Индикаторы достижения (ФГОС3++): ПК-2. ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения в сфере частного права. ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты в сфере частного права. ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм частного права в профессиональной деятельности.
5. Пример оценочного средства: Практическое задание «Региональные межгосударственные спортивные организации РФ и стран Центральной Азии»

• Определите спортивные межгосударственные организации РФ и стран Центральной Азии. Проанализируйте учредительные акты этих организаций, обращая особое внимание на структуру и систему их органов, принципы деятельности и принятия решений, компетенцию как руководящих органов, так и самой организации в целом.

• Укажите перечень актов, образующих, помимо учредительных документов, правовой фундамент деятельности избранных организаций.

• Выявите основные направления деятельности, характерные для рассматриваемых международных организаций.

• Проследите главные сферы их взаимодействия с другими органами международного спортивного сотрудничества.

На работу в группах, консультацию преподавателя, обсуждение вариантов отводится 35 минут. На обсуждение вариантов решений групп отводится 25 минут. Подведение итогов, обобщение полученных результатов – около 5 минут. Итоговую часть занятия проводит преподаватель, опираясь на презентованные группами варианты решений. На её реализацию отводится около 5 минут. Итого общее время выполнения решения практической задачи – 90 минут (1 учебная пара).
6. Критерии оценивания:
Система оценивания работы групп:
• владение теоретическим материалом (2 балла);
• аргументированность (до 2 баллов);
• оригинальность представления (1 балл);
• владение аудиторией, ораторское умение (2 балла);
• соответствие выбранному стилю изложения – научно-популярному (2 балла);
• культура поведения (2 балла).
• убедительность, полнота ответа (до 2 баллов);
• логичность, связность (1 балл).
Важно отметить, что каждая группа может заработать до 3 бонусов за активность в обсуждении выступления других групп. Если кто-либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафное очко.
Общее количество возможных баллов группы – 14.
«5» – группа набрала от 12 до 14 баллов;
«4» – группа набрала от 9 до 11 баллов;
«3» – группа набрала от 5 до 8 баллов;
«2» – группа набрала менее 5 баллов.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Правовое положение участников спортивных отношений.
• Спортсмены, тренеры, судьи, спортивные агенты и другие спортивные специалисты как субъекты спортивного права.
• Правовой статус спортивных организаций.
• Национальные и международные спортивные организации как субъекты спортивного права.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-4: Задание-упражнение проблемно-исследовательского характера
1. Цель: Упражнение исследовательского характера, задание на анализ проблем международного спортивного законодательства и практики правоприменения по поставленным вопросам. Проверка сформированности умения правильно искать и анализировать отечественное и зарубежное спортивное законодательство.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 2. Актуальные вопросы правового регулирования спортивных отношений
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2
4. Индикаторы достижения (ФГОС3++): ПК-2. ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения в сфере частного права. ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты в сфере частного права. ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм частного права в профессиональной деятельности.
5. Пример оценочного средства: Индивидуальные письменные работы (мини-исследования) по следующим темам:
• Источники правового регулирования спортивных отношений в РФ и зарубежных странах: понятие, виды, проблемы толкования и применения.
• История развития законодательства в области физической культуры и спорта в РФ, зарубежных странах и международного законодательства.
• Актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта в РФ и зарубежом.
• Международное спортивное законодательство.
6. Критерии оценивания:
• «5» мини-исследование выполнено полностью: приведен анализ отечественного и зарубежного законодательства по поставленному вопросу, практики правоприменения, сформулированы авторские выводы и рекомендации, мини-исследование проведено, создан развёрнутый обоснованный ответ в рамках поставленной темы.
• «4» – мини-исследование выполнено полностью, однако есть несущественные недочёты: приведен анализ отечественного и зарубежного законодательства, практики правоприменения по поставленному вопросу, но дана неполная аргументация собственной точки зрения по существу поставленных вопросов; мини-исследование проведено, но развёрнутый обоснованный ответ в рамках поставленной темы неполон.
• «3» – мини-исследование выполнено частично: приведен анализ отечественного и зарубежного законодательства, но дано неполное и неаргументированное доказательство собственной точки зрения по существу поставленных вопросов; мини-исследование неполно, дан схематичный, формальный ответ в рамках поставленной темы.
• «2» – задание не выполнено.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Международное спортивное право.
• Спортивное право зарубежных стран.
• Источники правового регулирования спортивных отношений в РФ и зарубежных странах: понятие, виды, проблемы толкования и применения.
• История развития законодательства в области физической культуры и спорта в РФ, зарубежных странах и международного законодательства.
• Актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта в РФ и зарубежом.
• Международное спортивное законодательство.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-5: Практическое задание
1. Цель: Упражнение практического характера, задание на анализ законодательства. Проверка сформированности умения правильно применять нормы спортивного права.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 5. Актуальные вопросы юридической ответственности в сфере спорта.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2
4. Индикаторы достижения (ФГОС3++): ПК-2. ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения в сфере частного права. ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты в сфере частного права. ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм частного права в профессиональной деятельности.
5. Пример оценочного средства: Практическое задание «Порядок разрешение спортивных споров в современном международном спортивном праве»

• Проанализируйте способы разрешения споров в «общем» международном праве и международном спортивном праве. Существуют ли различия в области разрешения споров в целом в международном праве и международном спортивном праве? Различаются ли механизмы разрешения споров и разногласий в соответствующем подразделении норм международного права и международного спортивного права?
• Сопоставьте механизмы разрешения торговых споров по международному спортивному праву и национальному праву РФ и зарубежных стран.
• На конкретных примерах рассмотрите порядок и особенности разрешение спортивных споров с участием российских спортсменов.

На работу в группах, консультацию преподавателя, обсуждение вариантов отводится 35 минут. На обсуждение вариантов решений групп отводится 25 минут. Подведение итогов, обобщение полученных результатов – около 5 минут. Итоговую часть занятия проводит преподаватель, опираясь на презентованные группами варианты решений. На её реализацию отводится около 5 минут. Итого общее время выполнения решения практической задачи – 90 минут (1 учебная пара).
6. Критерии оценивания:
Система оценивания работы групп:
• владение теоретическим материалом (2 балла);
• аргументированность (до 2 баллов);
• оригинальность представления (1 балл);
• владение аудиторией, ораторское умение (2 балла);
• соответствие выбранному стилю изложения – научно-популярному (2 балла);
• культура поведения (2 балла).
• убедительность, полнота ответа (до 2 баллов);
• логичность, связность (1 балл).
Важно отметить, что каждая группа может заработать до 3 бонусов за активность в обсуждении выступления других групп. Если кто-либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафное очко.
Общее количество возможных баллов группы – 14.
«5» – группа набрала от 12 до 14 баллов;
«4» – группа набрала от 9 до 11 баллов;
«3» – группа набрала от 5 до 8 баллов;
«2» – группа набрала менее 5 баллов.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Понятие, виды и правовые основы юридической ответственности в сфере спорта
• Административная и уголовная ответственность за правонарушения в сфере спорта
• Гражданско-правовая ответственность участников спортивных отношений
• Правовая защита и особенности разрешения споров в сфере спорта


ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-6: Контрольная работа (задания и упражнения проблемно-исследовательского характера)
1. Цель: Система упражнений в структуре контрольной работы, позволяющая оценить уровень сформированности практических умений и навыков.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 5. Тема 5.2 Правовая защита и особенности разрешения споров в сфере спорта
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
4. Индикаторы достижения (ФГОС3++): ПК-2. ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения в сфере частного права. ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты в сфере частного права. ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм частного права в профессиональной деятельности.
5. Пример оценочного средства: Выполните упражнение.
Упражнение 1. Дайте ответы на вопросы:
1. Что такое процессуальные нормы права? В чем особенности процессуальных норм в спортивном праве?
2. Назовите виды процессуальных норм в международном спортивном праве.
3. В чем выражается диспозитивность процессуальных норм в сфере функционирования международного спортивного арбитража?
4. Назовите сферу применения иностранных процессуальных норм.
5. Как решаются проблемы процессуальных норм в международном спортивном праве?
6. Критерии оценивания:
• «5» – верно выполнено более 90% заданий.
• «4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
• «3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
• «2» – верно выполнено менее 51% заданий.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Назовите понятие, виды и специфику процессуальных норм международного спортивного права

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)/ПРАКТИКЕ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет.
2. Процедура проведения:
• по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за семестр (автомат);
• КИМ теоретико-практического формата по темам учебной дисциплины.
Материал для зачета представляет собой Контрольно-измерительный материал (далее – КИМ), состоящий из 20 заданий. Из них 16 заданий – открытого типа (с выбором одного ответа из 4 предложенных), 6 заданий – закрытого типа (с кратким ответом). Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения студентами Федерального компонента государственного образовательного образования.
Продолжительность зачета: 60 минут.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
4. Индикаторы достижения (ФГОС3++): ПК-2. ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения в сфере частного права. ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты в сфере частного права. ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм частного права в профессиональной деятельности.
5. Пример оценочного средства: ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят:
А) 1993 год
Б) 1995 год
В) 1999 год
Г) 2007 год
2. Определите год принятия ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»________________________________________________________________________
3. Какой регистрационный номер имеет ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»________________________________________________________________________
4. Определите дату принятия Конституции Российской федерации:
А) 12 апреля 1999 года
Б) 12 декабря 1993 года
В) 01 января 1998 года
Г) 01 июня 2001 года
5. Что означает выражение «Примат конституционного права»:
А) первенство конституционных требований
Б) отражение в содержании Конституции всех основных законов государства
В) подстроенность Конституции под законодательные акты РФ
6. Конституция РФ является ___________________ законом государства
7. Определите основные принципы развития физической культуры в РФ:
А) Обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту;
Б) Единство нормативной базы в области физической культуры и спорта на всей территории РФ;
В) планирование физкультурно-спортивных мероприятий (составление календарного плана) является прерогативой только федерального органа управления;
Г) превосходство национального права над нормами международного регулирования

8. Структура закона «О физической культуре и спорта» представлена:
А) 5 главами
Б) 7 главами
В) 8 главами
Г) 12 главами
9. ФЗ-329 «О физической культуре и спорте в РФ» начинается с:
А) общих положений
Б) преамбулы
В) введения
Г) I главы
10. Согласно закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принято выделять следующие категории спортсменов:
А) спортсмен-любитель
Б) спортсмен международного класса
В) спортсмен профессионал
Г) начинающий спортсмен
11. Определите орган регулирования развития физической культуры и спорта на уровне субъекта федерации (на примере Ростовской области):
А) Министерство по физической культуре и спорту
Б) Государственный комитет по физической культуре и спорту
В) Управление по физической культуре и спорту
Г) Министерство спорта, туризма и молодежной политики
12. Определите федеральный исполнительный орган регулирования развития физической культуры:
А) Министерство по физической культуре и спорту
Б) Государственный комитет по физической культуре и спорту
В) Управление по физической культуре и спорту
Г) Министерство спорта, туризма и молодежной политики
6. Критерии оценивания:
За верное выполнение каждого задания студент получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить студент, составляет 20 баллов. За выполнение зачетной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Шкала перевода баллов в оценку: Отметка «2» выставляется в том случае, если студент набрал не более 10 баллов (от 0 до 10) за выполнение всех частей зачетной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если студент набрал не менее 11 и не более 15 баллов (от 11 до 15) за выполнение всех частей зачетной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если студент набрал не менее 16 и не более 19 баллов (от 16 до 19) за выполнение всех частей зачетной работы.
Отметка «5» выставляется в том случае, если студент набрал не менее 20 баллов за выполнение всех частей зачетной работы.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Буянова, М. О. Спортивное право. Общая теория : учебник для вузов : Учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иглин А. В. Международное спортивное право и процесс: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle "Актуальные проблемы спортивного права" portal.edu.asu.ru
Э2 http://biblioclub.ru/ - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
7-Zip
Acrobat Reader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение практических заданий по изучаемой теме. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Для закрепления пройденного материала предлагается ряд практических заданий, на которые студенты должны дать максимально полные ответы, которые предполагают умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы магистрантам предлагается решить ряд практических заданий, ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства, судебной практики. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Магистранты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод. В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) магистрантам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Магистранты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить ее, например, в виде искового заявления в суд.
Самостоятельная работа. Большой объем нормативного и научного материала в области спортивного права не позволяет магистрантам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала магистрантам должны освоить самостоятельно.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы магистрантов: 1) продолжение изучения проблем спортивного права во внеаудиторное время по программе, предложенной преподавателем; 2) привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Магистрантам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой магистрантов, проверяет рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у магистрантов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала, они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает магистранту найти правильное решение, аргументировать его. Самостоятельная работа магистранта предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.