МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы корпоративного права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ЧП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., зав.каф, Т.А. Филиппова

Рецензент(ы):
Ст. препод, А.А.Серебряков

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы корпоративного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Корпоративное право получает в настоящее время все большее развитие и приобретает особое практическое значение. В связи с тем, что становление рыночной экономики неразрывно связано с формированием правового механизма, способного эффективно регулировать отношения в этой сфере. Хозяйственные общества являются непременным элементом современной экономики. Поэтому учебный курс «Актуальные проблемы корпоративного права» является одним из необходимых для групп гражданско-правовой специализации.
Основной целью курса является профессиональная подготовка специалистов в сфере гражданского оборота, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, общих положений гражданского права и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы частного права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения в сфере частного права.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты в сфере частного права.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм частного права в профессиональной деятельности.
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы.
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели.
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Понятие корпоративных отношений и их правовая природа. Корпоративные отношения в современной науке гражданского права
1.1. Проблематика корпоративных правоотношений в научных исследованиях: общий обзор. Концепции корпоративных правоотношений в современных научных исследованиях Понятие корпоративных правоотношений и их правовая природа. Место корпоративных правоотношений в системе предмета гражданского права. Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Проблематика корпоративных правоотношений в научных исследованиях: общий обзор. Концепции корпоративных правоотношений в современных научных исследованиях Понятие корпоративных правоотношений и их правовая природа. Место корпоративных правоотношений в системе предмета гражданского права. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Проблематика корпоративных правоотношений в научных исследованиях: общий обзор. Концепции корпоративных правоотношений в современных научных исследованиях Понятие корпоративных правоотношений и их правовая природа. Место корпоративных правоотношений в системе предмета гражданского права. Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Виды корпоративных правоотношений
2.1. Общая характеристика критериев разграничения корпоративных правоотношений. Разграничение внутренних корпоративных и внешних корпоративных правоотношений. Другие классификации корпоративных правоотношений: - вещные правоотношения; - имущественные и неимущественные корпоративные правоотношения. Сам. работа 2 15 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. 3. Субъекты корпоративных правоотношений
3.1. Корпорации как субъекты гражданского права. Органы юридического лица как субъекты корпоративных правоотношений. Их виды в корпорациях. Общая характеристика отношений, возникающих между корпорацией и ее органами. Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. 4. Содержание корпоративного правоотношения
4.1. Лабораторый практикум. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Общая характеристика содержания правоотношений. Особенности содержания корпоративного правоотношения. Проблематика разграничения содержания корпоративных правоотношений со смежными правоотношениями Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. 5. Основания возникновения корпоративных правоотношений
5.1. Концепции в современной науке гражданского права об основаниях возникновения корпоративных отношений. Правообразующие юридические факты в динамике корпоративных правоотношений. Особенности договоров как оснований возникновения корпоративных правоотношений, их виды и порядок заключения. Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Концепции в современной науке гражданского права об основаниях возникновения корпоративных отношений. Правообразующие юридические факты в динамике корпоративных правоотношений. Особенности договоров как оснований возникновения корпоративных правоотношений, их виды и порядок заключения. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Концепции в современной науке гражданского права об основаниях возникновения корпоративных отношений. Правообразующие юридические факты в динамике корпоративных правоотношений. Особенности договоров как оснований возникновения корпоративных правоотношений, их виды и порядок заключения. Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. 6. Имущественные корпоративные отношения
6.1. Общая характеристика имущественных корпоративных отношений. Их виды. Отношения собственности в хозяйственных обществах. Право на получение дивиденда (части прибыли): его правовая природа. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Общая характеристика имущественных корпоративных отношений. Их виды. Отношения собственности в хозяйственных обществах. Право на получение дивиденда (части прибыли): его правовая природа. Сам. работа 2 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. 7. Неимущественные корпоративные отношения
7.1. Общая характеристика неимущественных корпоративных правоотношений. Виды неимущественных корпоративных правоотношений. Право участия в делах корпорации: правовая природа и формы участия. Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. 8. Правовые отношения между хозяйственными обществами и их участниками
8.1. Исторические тенденции развития отношений «хозяйственное общество – участник хозяйственного общества».Проблематика определения правовой природы отношений между хозяйственным обществом и его участником. Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. 9. Правовое регулирование отношений между хозяйственным обществом и его управляющей организацией
9.1. Правоотношение между хозяйственным обществом и управляющей организацией: история вопроса, основные понятия и смежные правовые категории.Правовая природа отношений между хозяйственным обществом и управляющей организацией.Основания возникновения правоотношений между хозяйственным обществом и участником.Содержание правоотношения между хозяйственным обществом и участником. Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1729
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое из определений является неверным?
а. Команда – группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе формулируют задачи и стратегию работы, за которую они несут взаимную ответственность.
б. Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
в. Команда – это группа людей, которые выполняют определенную работу за денежное вознаграждение.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Выберите два верных определения лидерства:
а. Лидерство – это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели.
б. Лидерство – это стиль руководства, который характеризуется централизацией руководителем управленческих функций и систематическим контролем за качественным выполнением их деятельности.
в. Лидерство – это процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.
ОТВЕТ: а в

Вопрос 3. Какое из определений типа лидерства является неверным?
а. Авторитарное (деспотичное) – лидер раздает четкие поручения и единолично принимает решения.
б. Народное (демократичное): лидер поддерживает коллаборации, а решения принимает вся группа.
в. Эталонное – лидер не включен в процесс, а у группы полная свобода действий.
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
а. не более 12-15 человек.
б. определяется сложностью и количеством бизнес-процессов.
в. 20-25 человек.
г. определяет руководитель исходя из своего видения и целей.
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Выберите 3 основные характеристики эффективной команды.
а. Имеют лидера, являющегося ядром команды, отличаются высоким качеством конечных результатов своей деятельности, члены команды хорошо сотрудничают и взаимодействуют друг с другом.
б. Члены команды высокопрофессиональны, обладают богатым опытом, они экстраверты и нацелены на карьерный рост в организации.
в. Состав команды хорошо сбалансирован в зависимости от ролей, выполняемых членами команды, менеджеры команды пользуются большим уважением благодаря примеру, который они подают членам команды, имеют высокую степень автономности.
г. Способны быстро учиться на собственных ошибках, хорошо ориентированы на клиента, потребителя, имеют навыки оптимального решения проблем и регулярно следят за их разрешением, участники высокоэффективных команд хорошо мотивированы на результат.
ОТВЕТ: абв

Вопрос 6. Выберите две основные задачи лидера в команде:
а. Создает особые способы взаимодействия между подчиненными, правила коммуникации, благодаря этому организует эффективную работу и поддерживает собственный статус.
б. Создает идею, подбирает сотрудников, расписывает им функциональные обязанности, организовывает оценку и контроль, презентует окончательный вариант проекта заказчику.
в. Влияет на людей силой своего убеждения, а не силой статуса, предлагает высокие цели, ведет участников команды за собой.
ОТВЕТ: ав

Вопрос 7. Лидер — это:
а. человек, способный использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения реальности;
б. человек, обладающий большой харизмой;
в. человек, помогающий людям полностью раскрывать их способности, умеющий создавать идеал и стремиться к нему;
г. все ответы верны.
ОТВЕТ г

Вопрос 8 Лидер должен обладать следующими основными чертами:
а) способность определить место сбоя и принять корректирующие меры;
б) умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях;
в) быть общительным;
г) умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала.
ОТВЕТ б


Вопрос 9.Имидж руководителя является определяющим по отношению к:
а. способам решения конфликтов;
б. деловой репутации сотрудника организации;
в. имиджу организации;
г. производительности труда работников.
ОТВЕТ в

Вопрос 10 . Команда — это:
а. группа сотрудников, стремящихся к достижению целей компании;
б. небольшая группа сотрудников, стремящихся к достижению общей цели;
.в группа сотрудников, имеющих общие интересы.
ОТВЕТ б


Вопрос 11 Тип управленческой команды определяется:
а. особенностями лидера;
б. культурой группы;
в. типом организационной структуры.
ОТВЕТ а


Вопрос 12 Адаптация — этап развития команды, на котором:
а. члены команды обмениваются информацией, знают задачи, не доверяют друг другу;
б . члены команды обмениваются информацией, формируют задачи, отношения вежливые и осторожные;
в. члены команды обмениваются информацией, знают свои задачи, доверяют друг другу.
ОТВЕТ б


Вопрос 13.Организационная культура включает в себя:
а .идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в доминирующем стиле управления, в методах мотивации сотрудников, имидже организации и т.д.
б. совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач;
в. подходы к исследованию и проектированию организации, организационной коммуникации, стратегии управления персоналом.
ОТВЕТ б


Вопрос 14 .Основным отличием команды от обычной рабочей группы является:
а. наличие лидера;
б. размер;
в. групповое единомыслие;
г. наличие ролевой структуры;
д. наличие синергетического эффекта.
ОТВЕТ а

Вопрос 15. «Синергия» – это
а. суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного.
б. выявление самого эффективного средства взаимодействия между людьми.
в. совместное действие двух или нескольких органов.
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

2. Какой стиль руководства коллективом считается самым успешным и почему?
Ответ: Демократический тип. Руководитель дает высказывать идеи подчиненным, прислушивается к их мнению. Люди максимально реализуют свой потенциал, при этом командное взаимодействие на высоком уровне.

3. Лидерство – это
Ответ: Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.

4. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
Ответ: не более 12-15 человек.

5. Общая структура стратегического управления включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) анализ среды, 2) определение миссии и целей, 3) выбор стратегии, 4) реализацию стратегии, 5) осуществление контроля.

6. Основное назначение стратегического планирования:
Ответ: Стратегическое планирование – это процесс определения направления развития компании, который обычно выполняют ее руководители. Он включает в себя установление приоритетов и принятие решений о том, как будут распределяться ресурсы, в целях поддержки выработанной концепции.

7. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на организацию?
Ответ: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы

8. Целью саморазвития личности является: «…умение определять, что конкретно хочется получить, настойчивость в достижении намеченного, доведение дела до конца…». О какой универсальной компетенции идет речь?
Ответ: умение реализовывать замыслы

9. ______________ – это изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально полезном развитии и сотрудничестве с людьми». Вставьте пропущенное слово
Ответ: личностный рост ИЛИ личностно-профессиональное развитие менеджера как эффективного руководителя.

10. Охарактеризуйте демократический стиль руководства
Ответ: руководитель обычно советуется с подчиненными, используя их компетентность по специальным вопросам; стиль предполагает применение коллегиального метода принятия решений и характеризуется не навязыванием собственной воли руководителя подчиненным.
11.Благодаря командам компания становится более …
Ответ: гибкой в принятии решений
12. Командная организация труда обеспечивает

ответ: получение синергии
13. Что такое лидерство?
ответ: Тип управленческого взаимодействия;

14. На чем концентрирует внимание лидерство?
ответ: Чтобы люди совершали правильные поступки;

15. Кого можно назвать лидером?
ответ: Инноватора;

16. Какой стиль лидерства используется в управлении чаще всего?
ответ Смешанный.

17. Синоним «авторитарному» стилю –
ответ :Директивный;
1 8. Либеральный стиль руководства:
ответ: Стимулирует профессиональный рост, способствует приобретению опыта и творческих умений;

19. Когда следует придерживаться авторитарного стиля в управлении?
ответ: Когда работник нуждается в помощи, в управлении;
20. Бизнес-аналитик в команде и технический лидер не могут найти общий язык и постоянно конфликтуют, обвиняя друг друга в некомпетентности. Аргументы для подтверждения своей точки зрения есть у обоих, личной неприязни до этого проекта не было замечено. Что можно сделать, чтобы уменьшить вероятность такой ситуации?
Ответ: Можно провести структурные изменения (поменять структуру команды) ИЛИ Можно более четко разграничить и прописать конкретные функции каждого исполнителя.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы частного права в профессиональной деятельности

Примеры заданий закрытого типа
1. К корпорациям относятся:
а) хозяйственные общества и товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства, производственные и потребительские кооперативы
б) хозяйственные общества и товарищества, фонды, учреждения, религиозные организации
в) коммерческие и некоммерческие организации
2.К коммерческим организациям относятся юридические лица:
а) получающие определенную прибыль любыми своими действиями
б) осуществляющие платные услуги
в) преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
3. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, НЕ могут создаваться в форме:
а) унитарных предприятий
б) потребительских кооперативов
в) хозяйственных обществ
4.Какие из перечисленных актов регулируют порядок создания коммерческих организаций:
а) ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
б) ФЗ «О создании и регистрации коммерческих организаций на территории РФ»
в) Указ президента РФ «О некоторых вопросах создания предприятий»
5. Какое значение для регулирования отношений в корпорации имеет Кодекс корпоративного управления:
а) обязательный характер
б) рекомендательный характер
в) не имеет юридического значения
6 Для регистрации коммерческой организации в регистрирующий орган не требуется представлять:
а) учредительные документы
б) заявление
в) решение учредителей о создании организации
г) документ, подтверждающий оплату уставного капитала

7. К какой организационной форме относится акционерное общество
а) учреждение
б)некоммерческая организация
в) хозяйственное общество
8. В зависимости от основной цели своей деятельности все юридические лица подразделяются на
а) частные и государственные.
б) коммерческие и некоммерческие.

9. Какова правовая природа договора о создании акционерного общества
а)непоименованный договор
б) организационный договор
в)учредительный договор
г) договор о совместной деятельности

10.Возможно ли исключение участника из производственного кооператива?
а)возможно по решению суда
б)возможно по решению общего собрания
в) невозможно
11.Выберите из перечисленных нормативный акт, который не регулирует правовое положение коммерческих организаций..

а)Закон " О хозяйственных товариществах"
б)Закон " О хозяйственных обществах"
в) Закон "О хозяйственных партнерствах"
12.К источникам корпоративного права, которые никогда не закрепляются в письменной форме, относится корпоративный
а) обычай
б) приказ
в) правила внутреннего распорядка
13. Как соотносятся между собой понятий «совет директоров» и «наблюдательный совет»:
а) это разные органы корпорации
б)синонимы
в) различаются по компетенции
14.Какой документ является учредительным документом акционерного общества
а)договор учредителей о создании акционерного общества
б)договор учредителей о создании акционерного общества и устав
в) устав. утвержденный учредителями
15. Может ли участник АО выйти из общества
а)нет, не возможно
б)при условии единогласного решения общего собрания
в) если это не запрещено уставом
ответы
1 а
2 в

4 а
5 б
6 г
7 в
8 б
9 г
10 б
11 а
12 а
13 б
14 в
15 а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.




Задания открытого типа
1. Высший орган корпорации – это:
ответ :общее собрание ее участников;
2.. Что является учредительным документом Акционерного общества
ответ Устав. утвержденный учредителями
3.кто является собственником имущества в акционерном обществе
ответ: само акционерное общество
4.Назовите размер уставного капитала в публичном акционерном обществе
ответ: 100 000 рублей,
5.Назовите размер уставного капитала в непубличном акционерном обществе
ответ: непубличного - 10 000 рубле
6. Какие виды акций может выпускать акционерное общество
ответ: обыкновенные и привилегированные.
7. При отчуждении акций в непубличном акционерном обществе требуется ли согласие других акционеров
ответ: его устав может предусматривать необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам,
8.Каких прав, по общему правилу, лишен владелец привилегированных акций
ответ:- владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров,

9.Реестр акционеров: значение и порядок ведения в публичном и непубличном акционерном обществе
ответ: сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения Реестра владельцев именных ценных бумаг.
10. В чем состоит существо права на ликвидационную квоту акционера
ответ: право получить часть имущества корпорации при ликвидации
11.Корпоративный договор составляется в какой форме
ответ: составляется письменно в виде одного документа;
12. Может ли быть изменена структура органов управления в непубличном акционерном обществе
ответ: может. если это предусмотрено уставом
13. Может ли быть изменена компетенция общего собрания в непубличном акционерном обществе
ответ: По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, может быть изменена компетенция общего собрания
14. в суд какой юрисдикции следует обратиться гражданину-акционеру при обжаловании решения общего собрания
ответ: в суд общей юрисдикции
15. Каковы условия для обжалования решения общего собрания акционеров
ответ: Акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава общества, в случае, если он не принимал участие в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и таким решением нарушены его права и (или) законные интересы.
16. Субъектом корпоративного права не является:

ответ: отдельное должностное лицо корпорации;
17.Помимо статуса, образования и деятельности корпораций корпоративное право регулирует:
ответ: внутрифирменные отношения
18.Предмет корпоративного права составляют:
ответ: общественные отношения, возникающие в связи с формированием и деятельностью корпораций, то есть корпоративные отношения;
19. Локальные нормативные акты как источники корпоративного права:
ответ: рассчитаны на многократное применение;

20. какими признаками обладает крупная сделка акционерного общества
ответ: связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которое повлечет возникновение у общества обязанности направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан







5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие и содержание корпоративного права.
2. Правовая природа корпоративных правоотношений.
3. Виды корпоративных правоотношений
4. Субъекты корпоративных правоотношений.
5. Источники корпоративного права
6. Права и обязанности участников корпорации
7. Внутренние документы корпорации как источники корпоративного права.
8. Корпоративные нормы: понятие, признаки и виды
9. Корпоративные обычаи и деловые обыкновения. Корпоративные прецеденты.
10. Кодекс корпоративного управления: правовая характеристика, значение и содержание.
11. Особенности правового положения хозяйственных обществ.
12. Правовое положение публичного акционерного общества
13. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, преимущества данной формы корпорации
15. Правовое положение некоммерческих организаций,
17. Виды корпоративных объединений.
18. Корпоративное управление: понятие, принципы, модели,
19. Органы управления корпорации
20. Общее собрание акционерного общества: компетенция, виды, порядок функционирования.
21. Совет директоров акционерного общества: компетенция, порядок формирования и функционирования.
22. Исполнительные органы акционерного общества
23. Корпоративное управление в обществе с ограниченной ответственностью: органы управления, распределение компетенции, порядок их формирования и функционирования.
24. Участники общества с ограниченной ответственностью: порядок выхода и исключения участника
25. Корпоративное управление в некоммерческих организациях, созданных на основе членства.
26. Управляющая организация в корпоративном управлении.
27. Порядок досрочного прекращения полномочий органов управления
28. Понятие и критерии крупной сделки.
29. Порядок совершения крупных сделок.
30. Сделки с заинтересованностью: нормативное регулирование,
31. Порядок совершения сделок с заинтересованностью.
32. Взаимосвязанные сделки
33. Последствия несоблюдения требований к крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью.
34. Уставный капитал: понятие и функции. Порядок и сроки формирования уставного капитала, изменение размера уставного капитала.
35. . Корпоративные ценные бумаги: понятие и виды, их характеристика
36. Правовое регулирование оборота ценных бумаг
37. Правовой режим доли участника общества с ограниченной ответственностью.
38. Фонды и резервы, формируемые хозяйственным обществом
39. Правовой режим прибыли хозяйственного общества.
40. Понятие и значение ответственности в корпоративных отношениях .
41. Ответственность участников корпорации.
42. Снятие корпоративной вуали как институт корпоративного права
43. Ответственность членов совета директоров.
44. Ответственность лиц, образующих исполнительные органы корпорации.
45. Понятие и природа корпоративного конфликта, его виды.
46. Способы и формы защиты прав и интересов участников корпорации.
47. Восстановление и прекращение прав, удостоверенных акцией (прав на долю в уставном капитале).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости)
по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2-3 вопроса: как правило, 1-2 вопроса теоретического характера

Перечень вопросов к зачету:
1. Понятие и содержание корпоративного права. Место корпоративного права в системе права.
2. Понятие, признаки и содержание корпоративных правоотношений. Соотношение понятия «корпоративное правоотношение» со смежными понятиями. Правовая природа корпоративных правоотношений.
3. Виды корпоративных правоотношений, их характеристика.
4. Субъекты корпоративных правоотношений.
5. Понятие «источник корпоративного права». Виды источников корпоративного права, их система.
6. Особенности источников корпоративного права.
7. Внутренние документы корпорации как источники корпоративного права.
8. Корпоративные нормы: понятие, признаки и виды. Соотношение корпоративных норм с «централизованными» и договорными нормами.
9. Корпоративные обычаи и деловые обыкновения. Корпоративные прецеденты.
10. Кодекс корпоративного поведения: правовая характеристика, значение и содержание.
11. Особенности правового положения хозяйственных обществ. Сравнительный анализ хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ.
12. Характеристика акционерного общества, его типы, преимущества данной организационно-правовой формы корпорации.
13. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, преимущества данной формы корпорации.
14. Характеристика производственного кооператива как объединение капиталов и лиц.
15. Характеристика некоммерческих организаций, созданных на основе членства.
16. Корпоративное объединение: понятие и характеристика.
17. Виды корпоративных объединений.
18. Характеристика вертикального корпоративного объединения.
19. Характеристика горизонтального корпоративного объединения.
20. Корпоративное управление: понятие, принципы, модели, структура. Участники корпоративного управления.
21. Органы управления: понятие, классификация, назначение, функции, распределение компетенции, делегирование полномочий.
22. Общее собрание акционерного общества: компетенция, виды, порядок функционирования.
23. Совет директоров акционерного общества: компетенция, порядок формирования и функционирования.
24. Исполнительные органы акционерного общества: статус, соотношение компетенции единоличного и коллегиального исполнительного органов.
25. Корпоративное управление в обществе с ограниченной ответственностью: органы управления, распределение компетенции, порядок их формирования и функционирования.
26. Участники общества с ограниченной ответственностью: порядок выхода и исключения участника.
27. Органы управления производственного кооператива, их компетенция.
28. Корпоративное управление в некоммерческих организациях, созданных на основе членства.
29. Управляющая организация в корпоративном управлении.
30. Порядок досрочного прекращения полномочий органов управления и отдельных его членов.
31. Внутренний корпоративный контроль.
32. Внешний корпоративный контроль.
33. Понятие и критерии крупной сделки.
34. Порядок совершения крупных сделок.
35. Сделки с заинтересованностью: нормативное регулирование, понятие. Лица, заинтересованные в сделке
36. Порядок совершения сделок с заинтересованностью.
37. Взаимосвязанные сделки. Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности.
38. Последствия несоблюдения требований к крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью.
39. Уставный капитал: понятие и функции. Порядок и сроки формирования уставного капитала, изменение размера уставного капитала.
40. Понятие «чистые активы». Соотношение уставного капитала с чистыми активами.
41. Корпоративные ценные бумаги: понятие и виды, их характеристика.
42. Правовой режим доли участника общества с ограниченной ответственностью.
43. Фонды и резервы, формируемые хозяйственным обществом в обязательном порядке: характеристика, порядок создания и использования, учет.
44. Фонды и резервы, формируемые хозяйственным обществом в добровольном порядке: краткая характеристика, порядок их формирования и использования, учет.
45. Правовой режим прибыли хозяйственного общества
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. А. Зенин Гражданское право. Общая часть: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 О. А. Макарова, В. Ф. Попондопуло Корпоративное право: учебник юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов В.А Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики : Юрайт, 2023 : https://urait.ru/bcode/510570
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э2 Курс в модул "Актуальные проблемы корпоративного права" portal.edu.asu.ru
Э3 федеральный образовательный портал "Юридическая Россия" law.edu.ru
Э4 ЭБС издательства "Лань", e.lanbook.com
Э5 ЭБС «Университетская библиотека online», www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.
Формой промежуточного контроля является зачет.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.