МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Публичное управление в условиях особых правовых режимов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ЮвГМУ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.ю.н., Доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Публичное управление в условиях особых правовых режимов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 20.06.2022 г. № 4
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничкин Евгений Сергеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 20.06.2022 г. № 4
Заведующий кафедрой Аничкин Евгений Сергеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины: ознакомление магистрантов с правовым регулирование в чрезвычайных ситуациях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам государственного и муниципального управления
ПК-3.1 Знает систему и содержание нормативных правовых актов в сфере публичного управления, правила их действия, а также значение содержащейся в них юридической терминологии.
ПК-3.2 Умеет осуществлять сбор, анализ и систематизацию нормативной и фактической информации, имеющей значение для проведения юридического консультирования по вопросам государственного и муниципального управления.
ПК-3.3 Владеет навыками подготовки квалифицированных юридических заключений и проведения консультаций по вопросам содержания и действия нормативных правовых актов в сфере государственного и муниципального управления.
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
ПК-3.1. Знает систему и содержание нормативных правовых актов в сфере публичного управления, правила их действия, а также значение содержащейся в них юридической терминологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
ПК-3.2. Умеет осуществлять сбор, анализ и систематизацию нормативной и фактической информации, имеющей значение для проведения юридического консультирования по вопросам государственного и муниципального управления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
ПК-3.3. Владеет навыками подготовки квалифицированных юридических заключений и проведения консультаций по вопросам содержания и действия нормативных правовых актов в сфере государственного и муниципального управления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие особых правовых режимов Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Понятие особых правовых режимов Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Понятие особых правовых режимов Сам. работа 2 26 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Правовой режим чрезвычайной ситуации. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Правовой режим чрезвычайной ситуации. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Правовой режим чрезвычайной ситуации. Сам. работа 2 26 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Правовой режим военного времени. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Правовой режим военного времени. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.9. Правовой режим военного времени. Сам. работа 2 24 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.10. Правовой режим контртерротистической операции Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.11. Правовой режим контртерротистической операции Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.12. Правовой режим контртерротистической операции Сам. работа 2 18 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ПК - 3.2 Умеет осуществлять сбор, анализ и систематизацию нормативной и фактической информации, имеющей значение для проведения юридического консультирования по вопросам государственного и муниципального управления.


Вопрос 1. Предупреждение как административное наказание выносится в __________форме.
- письменной
- устной
- конклюдентной
- электронной
Ответ: письменной

Вопрос 2. Производство по делу об административном правонарушении регулируется:
- Уголовно-процессуальным кодексом РФ
- Кодексом РФ об административных правонарушениях
- Гражданским процессуальным кодексом
- Административным кодексом
Ответ: Кодексом РФ об административных правонарушениях

Вопрос 3. Административное наказание, которое предполагает принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, называется:
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
- присвоение орудия совершения или предмета административного правонарушения
- административный штраф
- опись орудия совершения или предмета административного правонарушения
Ответ: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Вопрос 4. Структурной частью системы административного права не является:
- Юридический факт
- Правовой институт
- Норма права
- Подотрасль права
Ответ: Юридический факт

Вопрос 5. Подотраслями административного права являются:

- Гражданское и семейное право
- Экологическое и таможенное право
- Конституционное и трудовое право
-Уголовное и трудовое право
Ответ: Экологическое и таможенное право

Вопрос 6. К общей части административного права относится:

- Институт форм и методов управленческой деятельности
- Институт управления в сфере экологии
- Институт управления в сельскохозяйственной сфере
- Институт управления в социальной сфере
Ответ: Институт форм и методов управленческой деятельности

Вопрос 7. Источником административного права не является:
- Закон
- Нормативно-правовой договор
- Правовой обычай
-Кодекс
Ответ: Правовой обычай

Вопрос 8. Федеральные министерства могут быть подведомственны:
- Государственной Думе
- Парламенту
- Правительству РФ
- Партии, победившей на выборах
Ответ: Правительству РФ

Вопрос 9. Правительство РФ является органом исполнительной власти следующего вида:
- Единоличным
- Территориальным
- Органом общей компетенции
- Органом усеченной компетенции
Ответ: Органом общей компетенции

Вопрос 10.
Администрация Президента РФ это:
- Законодательный орган
- Высший орган исполнительной власти
- Государственный орган
- Государственный совет
Ответ: Государственный орган

Вопрос 11. Создать новый орган исполнительной власти на уровне субъекта РФ имеет право:
- Законодательный орган власти субъекта РФ
- Правительство РФ
- Президент РФ
- Высшее должностное лицо субъекта РФ
Ответ: Высшее должностное лицо субъекта РФ

Вопрос 12. Территориальным органом федерального органа исполнительной власти является:
- Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю
- Министерство сельского хозяйства Алтайского края
- Главное управление Центрального банка РФ по Алтайскому краю
- Управление Алтайского государственного университета
Ответ: Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю
Вопрос 13. Органом, уполномоченным привлекать к административной ответственности, не является:
- мировой суд
- полиция
- парламент субъекта РФ
- налоговый орган
Ответ: парламент субъекта РФ

Вопрос 14. Нормативный правовой акт, устанавливающий правила предоставления государственной услуги, называется:
- Административным регламентом
- Доктриной
- Протоколом
- Решением суда
Ответ: Административным регламентом

Вопрос 15. Органом исполнительной власти субъекта РФ является:

- Администрация г. Барнаула
- Алтайское краевое Законодательное Собрание
- Министерство сельского хозяйства Алтайского края
- Мировой суд
Ответ: Министерство сельского хозяйства Алтайского края

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Основной процессуальный документ, который составляется на стадии возбуждения дела об административном правонарушении называется _________.
Ответ: протокол об административном правонарушении


Вопрос 2. Какой метод правового регулирования использует административное право?
Ответ: императивный

Вопрос 3. Вид обращения граждан, представляющий собой рекомендацию гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества, называется ________
Ответ: предложением

Вопрос 4. Регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства осуществляет этот орган власти.
Ответ: МВД РФ

Вопрос 5. За нарушения правил регистрационного учета граждан по месту жительства и пребывания в административном праве установлена __________ ответственность.
Ответ: административная

Вопрос 6. Мера административной ответственности – это административное _______________.
Ответ: наказание

Вопрос 7. На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении лицо признается виновным в совершении административного правонарушения при вынесении акта в виде _________.
Ответ: постановления

Вопрос 8. Субъектами административной ответственности могут быть ________ и ___________ лица.
Ответ: физические и юридические лица

Вопрос 9. Составы административных правонарушений на федеральном уровне устанавливаются в законе, который называется:
Ответ: КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях)

Вопрос 10. Субъекты РФ могут использовать в своих законах об административных правонарушениях только два административных наказания. Какие это наказания?

Ответ: предупреждение и административный штраф

Вопрос 11. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности, включающий в себя четыре стадии, называется __________.

Ответ: производство по делу об административном правонарушении

Вопрос 12. Лицо, которому в результате административного правонарушения причинен имущественный или моральный ущерб называется _______.
Ответ: потерпевший

Вопрос 13. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Ответ: принцип равенства перед законом

Вопрос 14. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке?
Ответ: Презумпция невиновности
Вопрос 15. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом?
Ответ: принцип законности

Вопрос 16. Как называется основание освобождения от административной ответственности, которое предполагает, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Ответ: крайняя необходимость

Вопрос 17. Как называется срок, по истечении которого лицо не может быть привлечено к административной ответственности?
Ответ: срок давности

Вопрос 18. Срок давности привлечения к административной ответственности в административных органах по общему правилу составляет ____ месяца. (писать цифрой)
Ответ: 2

Вопрос 19. Административное наказание в виде денежного взыскания, налагаемого на физических или юридических лиц называется административный _______.
Ответ: штраф

Вопрос 20. Мера административного наказания, выраженная в официальном порицании и выносимая в письменной форме, называется ________________
Ответ: предупреждение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ЗАЧЕТ ИЛИ ЭКЗАМЕН

Вопросы для промежуточной аттестации:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Стахов, П. И. Кононов Административное право России : учебник : Административное право России : учебник Юрайт, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В., Попов Л. Л. Административное право Российской Федерации: учеб. для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2017
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Макарейко, Н. В. Административное право : учеб. пособие для СПО Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Публичное управление в условиях особых правовых режимов portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативные правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства.
Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться провести ее юридическое сопровождение. Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятия и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.