МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегии менеджмента и маркетинга в коммуникационной среде

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 199
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 199 199 199 199
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.социол.н., Профессор, Ковалева А.В.

Рецензент(ы):
Директор ООО ПРАЙМ СИБИРЬ, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
Стратегии менеджмента и маркетинга в коммуникационной среде

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины - развитие и совершенствование у магистрантов стратегического и креативного мышления, ориентированного на перспективу, поиск оригинальных идей и получение системного эффекта, а также навыков стратегического менеджмента и маркетинга в коммуникационной сфере на основе ситуативного анализа и оценки стратегических перспектив.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен анализировать потребности общества и интересы аудитории в целях прогнозирования и удовлетворения спроса на медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты
ОПК-4.1 Интерпретирует данные социологических исследований о потребностях общества и интересах отдельных аудиторных групп
ОПК-4.2 Прогнозирует потенциальную реакцию целевой аудитории на создаваемые журналистские тексты и (или) продукты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию, методику и технику социологических и маркетинговых исследований;Теоретико-методологические основы стратегического менеджмента; специфику стратегического менеджмента в коммуникационной сфере;
содержание основных этапов стратегического планирования, подготовки, творческой проработки и реализации коммуникационных программ и мероприятий;
технологии постановки стратегических целей при проектировании коммуникационных программ и мероприятий и механизм реализации коммуникационных программ и мероприятий;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять понятийный аппарат стратегического планирования в практике проектирования коммуникационных программ и мероприятий;
разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;
ставить стратегические цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осуществления процессов проектирования, планирования, подготовки и реализации коммуникационных программ и мероприятий;
навыками применения технологии постановки стратегических целей при проектировании коммуникационных программ и мероприятий;
навыками обеспечения качества и эффективности коммуникационных программ и мероприятий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы стратегического менеджмента.
1.1. Сущность и становление стратегического менеджмента Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Сущность и становление стратегического менеджмента Практические 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Сущность и становление стратегического менеджмента Сам. работа 1 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. История стратегического менеджмента Сам. работа 1 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Технологии формирования миссии и стратегических целей Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Технологии формирования миссии и стратегических целей Практические 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Технологии формирования миссии и стратегических целей Сам. работа 1 13 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Стратегический анализ среды управления. Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Стратегический анализ среды управления. Практические 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Стратегический анализ среды управления. Сам. работа 1 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Основные теории конкуренции. Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Основные теории конкуренции. Практические 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Основные теории конкуренции. Сам. работа 1 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Современные корпоративные стратегии. Сам. работа 1 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Процесс реализации стратегии и технологии стратегического планирования. Сам. работа 1 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Теоретические основы стратегического маркетинга
2.1. Введение в стратегический маркетинг Сам. работа 1 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2
2.2. Стратегическое маркетинговое планирование. Сам. работа 1 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2
2.3. Маркетинговые стратегии для сегментов рынка. Стратегии позиционирования. Сам. работа 1 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2
2.4. Конкурентные стратегии. Сам. работа 1 16 ОПК-4.1, ОПК-4.2
2.5. Стратегические решения в товарной политике. Сам. работа 1 16 ОПК-4.1, ОПК-4.2
2.6. Стратегии ценообразования. Сам. работа 1 16 ОПК-4.1, ОПК-4.2
2.7. Стратегия интегрированных маркетинговых коммуникаций. Сам. работа 1 16 ОПК-4.1, ОПК-4.2
2.8. Стратегический контроль маркетинга. Сам. работа 1 16 ОПК-4.1, ОПК-4.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции:
ОПК-4 Способен анализировать потребности общества и интересы аудитории в целях прогнозирования и удовлетворения спроса на медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что определяет задачи для достижения цели, способы их решения и задает конкретный план действий?
а)Тактика;
б)Операция;
в) Стратегия;
Правильный ответ: а
Вопрос 2. Стратегия, которая описывает общее направление развития компании, его производственно-сбытовой деятельности, показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг – это стратегия:
а) Базовая
б) Производственная
в) Оптимальная
Правильный ответ: а

Вопрос 3. Какое действие из перечисленных ниже НЕ относится к оперативному маркетинговому планированию?
а) разработка стратегий сегментации;
б) разработка бюджета маркетинговых мероприятий;
в) реализация запланированных мероприятий;
г) контроль достигнутых результатов.
Правильный ответ: а

Вопрос 4. Что показывает аудит макроокружения:
а) показывает факторы макросреды, оказывающее решающее влияние на деятельность предприятия;
б) означает сбор и анализ информации относительно: рынка, потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу (посредников и поставщиков);
в) показывает размер, рост и тенденции рынка (стоимость, объем); потребители (покупатели), их демографические изменения, психографическое и покупательское поведение;
Правильный ответ: а
Вопрос 5. Анализ внешней среды – это:
а) контроль внешних факторов для определения возможностей и угроз
б) определение демографических тенденций развития
в) учет действия правительства в деятельности организации
г) организация работы по анализу рынка
Правильный ответ: а

Вопрос 6. SWOT-анализ включает:
а) анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей организации и вероятных угроз
б) анализ конкурентных преимуществ организации
в) анализ макросистемы рынка и конкретных целевых рынков
г) анализ ключевых факторов успеха организации
Правильный ответ: а

Вопрос 7. Цели организации должны быть:
а) конкретными, измеримыми и перекрестно поддерживающимися
б) как можно более общими, тогда проще отчитаться в их выполнении
в) как можно более близкими, тогда проще осуществлять контроль
г) предварительными, текущими, заключительными
Правильный ответ: а

Вопрос 8. Стратегия – это:
а) набор решений и действий, помогающих организации достичь своих целей
б) четко выраженная причина существования организации
в) высокие слова, позволяющие организации формировать свой имидж
г) контроль внешних факторов для определения возможностей и угроз для организации
Правильный ответ: а
Вопрос 9. Стратегия, предполагающая развитие предприятия и превышение показателей каждого последующего года по сравнению с предыдущим:
а) стратегия роста
б)стратегия сокращения
в)стратегия фокусирования
г)корпоративная стратегия
Правильный ответ: а

Вопрос 10. Основная задача инновационной стратегии:
а) разработка и внедрение новой продукции
б) обоснование для потенциальных инвесторов наиболее эффективных направлений вложения их капиталов
в) выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей
г) выход на международные рынки с целью привлечения зарубежного капитала и поиска стратегических партнеров
Правильный ответ: а

Вопрос 11. Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на:
а) долгосрочную перспективу
б) краткосрочную перспективу
в)среднесрочную перспективу
г) финансовую перспективу
Правильный ответ: а

Вопрос 12. Составление стратегического плана – это функция:
а) руководства
б) внешних консультантов
в) планового отдела
г) финансового отдела
Правильный ответ: а

Вопрос 13. Что в концепции SMART, означает буква «M»?
а) Измеримый. Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели.
б) Конкретный. Цель должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь.
в) Достижимый. Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой – вероятность ее выполнения будет стремиться к нулю.
г) Значимый. Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании.
Правильный ответ: а
Вопрос 14. CRM – это:
а) направленная на построение устойчивого бизнеса концепция и бизнес-стратегия, ядром которой является «клиентоориентированный» подход;
б) повышение эффективности бизнес-процессов, сосредоточенных во фронт-офисе, направленных на привлечение и удержание клиентов – в маркетинге, продажах, сервисе и обслуживании, независимо от канала, через который происходит контакт с клиентом.
в) ряд маркетинговых баз данных, обеспечивающих анализ на уровне продукта (его продаж), но слабо интегрированных с источниками другой информации;
Правильный ответ: а
Вопрос 15. В каком году Т. Левиттом была представлена концепция Жизненного цикла товара:
а) 1965
б) 1981
в) 1964
г) 2001
правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Что подразумевает цель анализа стратегических факторов?
Ответ: выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации
Вопрос 2: Как называется стратегия, направленная на сворачивание деятельности по конкретным видам деятельности, продуктам, рынкам?
Ответ: стратегия сокращения.
Вопрос 3:Как называется аудит, результаты которого показывают размер, рост и тенденции рынка (стоимость, объем); потребители (покупатели), их демографические изменения, психографическое и покупательское поведение?
Ответ: Аудит рынка
Вопрос 4: Процесс деления единого потребительского рынка на некоторое количество сегментов по какому-либо фактору (признаку) – это
Ответ: Сегментация рынка
Вопрос 5: Получить достаточную информацию о сильных и слабых сторонах конкурента, о его стратегии, намерениях и возможностях для повышения эффективности собственных действий – это цель…
Ответ: конкурентного анализа
Вопрос 6: Кто является автором Золотого правила теории пяти сил конкуренции?
Ответ: Майкл Портер
Вопрос 7: Как называется процесс сравнения продуктов, услуг или процессов одной организации с продуктами, услугами или процессами другой организации?
Ответ: Бенчмаркинг
Вопрос 8: Кто является автором концепции Жизненного цикла товара?
Ответ: Т. Левитт
Вопрос 9: Как называется процесс изменения объема продаж, как в денежном, так и в количественном отношениях, с момента его выхода на рынок и до полного упадка и ухода с рынка?
Ответ: Жизненный цикл товара
Вопрос 10: Интегрированные усилия по построению, поддержанию и развитию сети отношений с отдельными потребителями для взаимной пользы посредством взаимодействия, индивидуализации отношений на протяжении длительного времени это:
Ответ: Маркетинг взаимоотношений
Вопрос 11: Что в концепции SMART, означает буква «M»?
Ответ: Измеримый. Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели.
Вопрос 12: Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на перспективу:
Ответ:долгосрочную
Вопрос 13: Основная задача инновационной стратегии заключается в :
Ответ: разработке и внедрении новой продукции
Вопрос 14: Как называется стратегия, предполагающая развитие предприятия и превышение показателей каждого последующего года по сравнению с предыдущим?
Ответ: стратегия роста
Вопрос 15: Что является главной целью стратегического анализа внешней среды?
Ответ: определение возможностей и угроз
Вопрос 16: Какой уровень стратегического менеджмента является высшим?
Ответ: корпоративный
Вопрос 17: Набор решений и действий, помогающих организации достичь своих целей – это
Ответ: стратегия
Вопрос 18: что является исходной точкой для планирования ?
Ответ: цели
Вопрос 19: Как называется методика, включающаяанализ сильных и слабых сторон, а также возможностей организации и вероятных угроз?
Ответ: SWOT-анализ.
Вопрос 20: Как называется методика, включающая анализ политических, экономических и технологических факторов?
Ответ: PEST – анализ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=424520
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 95 заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: учебник М. : Юнити-Дана, 2017 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=691968
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.А. Ким. Маркетинг : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454084
Л2.2 А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко Стратегический менеджмент : учебное пособие М. : Флинта, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83145
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс на Едином образовательном портале Стратегии менеджмента и маркетинга в коммуникационной среде portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции, практические, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы.