МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практика медиаисследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 196
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 1
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 4 4
Практические 4 4 4 4 8 8
Сам. работа 98 98 98 98 196 196
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.филос.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Практика медиаисследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие научно-исследовательских, журналистских авторских способностей и приобретение знаний магистрантами в области актуальной проблематики исследования теории и практики журналистской деятельности, а также повышение эффективности самостоятельной научно-исследовательской работы, необходимой для успешной подготовки магистерской диссертации, для развития и закрепления навыков аналитической работы с медиаресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить научное исследование в сфере журналистики и медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики
ПК-1.1 Знает основные направления и школы научных исследований всфере журналистики и медиа
ПК-1.2 Определяет поле исследования, разрабатывает или адаптирует методологию
ПК-1.3 Собирает и анализирует информацию, применяя избранную методику, и формулирует полученные результаты
ПК-1.4 Создает научный текст в соответствии с академическими правилами и форматами
ПК-2Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Умеет осуществлять мониторинг тем и проблем информационной повестки дня
ПК-2.2 Формирует круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения
ПК-2.3 Анализирует информацию из документальных источников, находящихся в открытом доступе
ПК-2.4 Знает способы проверки достоверности полученной информации
ПК-2.5 Предлагает творческие решения в процессе создания медиапродукта
ПК-2.6 Соблюдает профессиональные этические нормы в профессиональной деятельности
ПК-2.7 Готовит к публикации журналистский текст (или) продукт любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает основные направления и школы научных исследований в сфере журналистики и медиа.
ПК-1.2. Определяет поле исследования, разрабатывает или адаптирует методологию.
ПК-2.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации.
ПК-2.5. Предлагает творческие решения в процессе создания медиапродукта.
УК-2.1. Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.3. Собирает и анализирует информацию, применяя избранную методику, и формулирует полученные результаты.
ПК-1.4. Создает научный текст в соответствии с академическими правилами и форматами.
ПК-2.1. Умеет осуществлять мониторинг тем и проблем информационной повестки дня.
ПК-2.2. Формирует круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения.
ПК-2.3. Анализирует информацию из документальных источников, находящихся в открытом доступе.
УК-2.2. Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.6. Соблюдает профессиональные этические нормы в профессиональной деятельности.
ПК-2.7. Готовит к публикации журналистский текст (или) продукт любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа.
УК-2.3. Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор темы исследования. Теоретическая база
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию и творческой работе. Требования к курсовой работе и магистерской диссертации. Определение объекта и предмета медиаисследования Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Выбор темы и обоснование актуальности научного исследования. Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Работа с учебной и справочной литературой. Конспектирование научных источников Сам. работа 1 24 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Теоретическая база исследования: методология и методы исследования. Эмпирическая база и ее спецификация для магистерских диссертаций по журналистике Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Сообщения по обоснованию темы и методов исследования Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет Сам. работа 1 24 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Планирование научного исследования.Эмпирическая база для медиаисследований. Пилотный проект Сам. работа 1 24 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Выступления с сообщением по основным пунктам введения к медиаисследованию на семинаре. Их анализ Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет. Подготовка сообщения с обоснованием методов работы с эмпирической базой исследования. Подготовка научного исследования: план-график анализа эмпирического материала Сам. работа 1 26 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Определение эмпирической базы исследования. Оформление результатов первого этапа исследования
2.1. Эмпирическая база и ее спецификация для магистерских диссертаций по журналистике. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет. Подготовка сообщения с обоснованием методов работы с эмпирической базой исследования. Подготовка научного исследования: план-график анализа эмпирического материала Сам. работа 2 14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Обоснование методов исследования. Общенаучные, частно-научные, специальные методы исследования применительно к теме ВКР магистра. Анализ эмпирического материала в соответствии с утвержденной методикой. Новые аспекты исследования Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Реферирование научных источников, правила научного цитирования и оформления ссылок на источники информации Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Этапы научного исследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования. Результаты промежуточных этапов исследования, формирование доказательной базы исследования Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Итоговый вариант курсовой работы Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Публичная защита курсовой работы на занятии Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Завершающий этап работы над медиаисследованием
3.1. Особенности завершающего этапа исследования, оформление его результатов, подготовка к их верификации и проверка. Индивидуальные консультации Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Анализ полученных результатов исследовательской и практико-ориентированной работы Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Проблемные зоны исследования, корректировка исходных установок и гипотез медиаисследования Сам. работа 2 18 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Интеграция теоретических и практических результатов работы в семинаре. Выступления студентов с докладами, их анализ в группе. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Выявление «белых пятен» исследовательского процесса и оформление перспектив доработки магистерской диссертации в период преддипломной практики Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6303

Оценка сформированности компетенции УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.

Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1. Цель проекта – это:
а) проблема, с которой придется столкнуться в процессе выполнения проекта;
б) общие результаты, которых хотелось бы добиться в процессе выполнения проекта;
в) комплексная оценка исходных условий и конечного результата по итогам выполнения проекта.
Ответ: б

Вопрос 2. Реализация проекта – это:
а) создание условий, требующихся для выполнения проекта
б) наблюдение, регулирование и анализ прогресса проекта;
в) комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей.
Ответ: в

Вопрос 3. Что включают в себя процессы организации и проведения
контроля качества проекта?
а) проверку соответствия готовых результатов заданным требованиям
б) составление перечня недоработок и отклонений
в) промежуточный и итоговый контроль хода реализации проекта
Ответ : в

Вопрос 4. Что такое предметная область проекта?
а) объем работ по проекту и их содержание
б) направления и принципы реализации проекта
в) причины, по которым был создан проект
Ответ: а

Вопрос 5. Инициация проекта является стадией в процессе
управления проектом, по итогам которой:
а) объявляется окончание выполнения проекта
б) санкционируется начало проекта
в) утверждается укрупненный проектный план
Ответ: б

Вопрос 6. Структурная декомпозиция проекта – это:
а) наглядное изображение в виде графиков и схем всей иерархической структуры работ проекта;
б) структура организации и делегирования полномочий команды, реализующей проект;
в) график поступления необходимых для реализации проекта ресурсов
Ответ: а

Вопрос 7. Методы реализации проекта это :
а) любые шаги, которые помогают достичь целей проекта
б) совокупность действий участников
в) приемы и пути решения поставленных в проекте задач, выявленные и отобранные в ходже планирования проекта
Ответ: в

Вопрос 8. Укажите основное преимущество групповых проектов:
а) руководитель проекта получает опыт проектной деятельности
б) возможность видеть более эффективные стратегии работы
в) формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели
Ответ: в

Вопрос 9. Партнеры проекта это:
а) организации или отдельные лица, для которых актуален предлагаемый проект и которые готовы оказать содействие в его реализации
б) все, кто так или иначе интересуется проектом
в) аудитория проекта
Ответ: а

Вопрос 10. База данных, которые можно использовать в проекте, представляет собой:
а) текстовый файл определенного формата
б) множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определенного типа
в) любой документ microsoft office
Ответ: б

Вопрос 11. Данные, используемые в проекте, это:
а) совокупность разнообразных сведений
б) факты, характеризующие объекты, процессы, явления, полученные с помощью целенаправленных методов и необходимые для реализации проекта
в) выявленные закономерности в определенной предметной области
Ответ: б

Вопрос 12. Совокупность систематизированных и организованных специальным образом данных и знаний это:
а) информационная среда
б) информационная система
в) информационные технологии
Ответ: а

Вопрос 13. Медиасреда проекта это:
а) совокупность всех медиаресурсов
б) совокупность выбранных каналов информации, на которые ориентирована медийная составляющая проекта
в) СМИ, которые по тематике относятся к теме проекта
Ответ: б

Вопрос 14. Целевая аудитория медиапроекта это:
а) вся аудитория медиапространства
б) аудитория СМИ, которые по тематике относятся к теме проекта
в) аудитория выбранных каналов информации, на которые ориентирована медийная составляющая проекта

Вопрос 15. Благополучатели медиапроекта это:
а) люди, в чьих интересах реализуется проект, в жизни которых произойдут позитивные изменения в результате его реализации
б) люди, получающие финансовую помощь по проекту
в) люди, получающие конкретные материальные блага после реализации проекта
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


Примеры заданий открытого типа:

Вопрос 1. Проект – это__________
Ответ: совокупность действий, направленных на создание нового продукта или услуги

Вопрос 2. Центральная комплексная программа проекта это_______
Ответ: система управленческих и практических действий по решению поставленной задачи или проблемы в реализации социального проекта

Вопрос 3. «Дерево целей» реализуемого проекта это__________
Ответ: структурированная, аспределенная по уровнямсовокупность целей проекта, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»)

Вопрос 4.Совокупность средств, обеспечивающих выполнение проекта, это его _____________
Ответ: ресурсы.

Вопрос 5.Вертикальные коммуникации в проекте это _______________
Ответ: взаимодействие руководителя проекта с исполнителями

Вопрос 6. Горизонтальные коммуникации в проекте это _______________
Ответ: различные формы общения между исполнителями проекта

Вопрос 7. Метод мозгового штурма в проекте это _______________
Ответ: участники обсуждения генерируют и обсуждают максимальное количество идей решения задачи

Вопрос 8. Метод контрольных вопросов в процессе реализации проекта это __________
Ответ: список специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть выполняемой задачи

Вопрос 9. Метод инверсии в процессе реализации проекта это_____
Ответ: поиск решений противоположной направленности

Вопрос 10.Этап планирования проекта подразумевает__________
Ответ: постановку проблемы, определение темы и целей проекта

Вопрос 11. Мотивационный этап проекта включает_________
Ответ: обсуждение плана действий, обмен мнениями и согласование интересов, выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей

Вопрос 12. Этап реализации проекта включает________
Ответ: обработку и отбор полученной информации, решение промежуточных задач, формулировку выводов

Вопрос 13. Социальный проект – это__________
Ответ: комплекс действий и мероприятий, направленный на получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы.

Вопрос 14. Медиапроект – это__________
Ответ: проект, ориентированный на решение актуальной потребности, выполненный с помощью средств медиа с целью воспроизводства и тиражирования для функционирования в социуме.

Вопрос 15. Первый этап реализации медиапроекта, подразумевающий анализ общественного мнения, служит для того, чтобы__________
Ответ: определить, насколько актуальна на данный момент времени проблема, которая будет затрагиваться при реализации медиапроекта.

Вопрос 16. На последнем этапе реализации социального медиапроекта, помимо оценки степени достижения поставленных задач, необходимо также анализировать_________
Ответ: возникшие риски и методы их решения; неудачи, выводы на будущее.

Вопрос 17. В классификации социальных медиапроектов по целям выделяют следующие три вида акций:___________
Ответ: пропагандистские акции, просветительские акции, программирующие акции

Вопрос 18. Со стороны «адресата» социальные медиапроекты делятся на: __________
Ответ: массовые, специализированные, узкогрупповые.

Вопрос 19. Какова роль конечная СМИ при реализации медиапроекта?
Ответ: СМИ благодаря медиапроектам, формируют определённое состояние массового сознания, целевой аудитории по отношению какой-то конкретной проблеме или вопросу.

Вопрос 20. Эффективность социального медиапроекта определяется, прежде всего, следующими факторами_____________
Ответ: актуальность проблемы, оптимальная продолжительность, удачные формы представления медийной иформации, оптимальные формы взаимодействия с аудиторией

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Оценка сформированности компетенции ПК-1. Способен проводить научное исследование в сфере журналистики и медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики

Примеры заданий закрытого типа

Вопрос 1. В процессе научной работы исследователь использует:
а) совершенно любые ресурсы
б) только научные статьи и монографии
в) любые ресурсы, необходимые для исследования, при условии достоверности данных
Ответ: в

Вопрос 2. В теоретико-методологическую базу исследования не входят:
А) биографии ведущих ученых
Б) основные теоретические идеи, на которые опирается исследователь
В) имена ведущих авторов, на которые опирается исследователь
Ответ: а

Вопрос 3. Импакт-фактор научного журнала показывает:
а) число выпусков журнала в год
б) средний объем журнала в печатных листах
в) уровень цитирования статей, опубликованных в журнале, за предыдущие два года
Ответ: в

Вопрос 4. Web of Science это:
а) программа обработки различных данных
б) наукометрическая база данных
в) справочник по видам научных направлений
Ответ: б

Вопрос 5. Scopus это:
а) программа обработки различных данных
б) наукометрическая база данных
в) справочник по видам научных направлений
Ответ: б


Вопрос 6. Интересующий материал в базе Scopus нельзя найти:
а) по автору
б) по заголовку
в) по организации
г) по списку литературы
Ответ: г

Вопрос 7. Информационные технологии это:
а) система программных средств;
б) комплекс технических средств;
в) система методов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации
Ответ: в

Вопрос 8. Процедуры обработки информации в ИТ это:
а) тиражирование и проверка
б) сбор, обработка, хранение, передача
в) систематизация и анализ
Ответ: б

Вопрос 9. Какие главные преимущества предоставляют цифровые технологии по сравнению с традиционными форматами ведения научной деятельности?
а) возможность практически бесконечного воспроизведения информации
б) возможность практически беспрепятственного доступа к самым разнообразным материалам и ресурсам
в) высокая защищенность технологических и организационных инноваций
Ответ: б

Вопрос 10. Метод, позволяющий выяснить значение отдельного явления для функционирования структурированного целого, называется
а) анализом явления
б) оптимизацией явления
в) синтезом явления
Ответ: а

Вопрос 11. Процесс построения научной модели, как правило, предполагает:
а) выявление и описание всех свойств и связей исследуемого объекта
б) выделение только интересующих свойств объекта
в) описание всех пространственно-временных характеристик изучаемого объекта
Ответ: а


Вопрос 12. Научное моделирование - это:
а) процесс замены реального объекта (процесса, явления) моделью, отражающей его существенные признаки с точки зрения достижения конкретной цели
б) выявление структуры исследуемого объекта
в) создание схемы объекта/процесса
Ответ: а

Вопрос 13. С помощью компьютерного имитационного моделирования нельзя изучать:
а) демографические процессы, протекающие в социальных системах;
б) инфляционные процессы в промышленно-экономических системах;
в) процессы психологического взаимодействия членов в какой-либо группе
Ответ: в

Вопрос 14. Методы исследования делятся на:
а) формирующие и констатирующие
б) теоретические и эмпирические
в) диалектические и исторические
Ответ: б

Вопрос 15. Среди теоретических методов найдите эмпирический:
а) анализ
б) синтез
в) наблюдение
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


Примеры заданий открытого типа

Вопрос 1. Предметной областью исследования называется_____________
Ответ: часть реального мира, рассматриваемая в пределах данного исследования

Вопрос 2. Знаниями о предметной области называются __________
Ответ: совокупность сведений о предметной области, полученных в результате исследования данной области

Вопрос 3. Цель научного исследования это____________
Ответ: определение объекта и всестороннее изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания

Вопрос 4. Объект исследования это__________
Ответ: область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых будет осуществляться исследование; часть реальности, которую исследователь будет изучать

Вопрос 5. Предмет исследования это_________
Ответ: конкретная проблема в рамках объекта, рассмотренная под определенным углом.

Вопрос 6. Метод исследования это__________
Ответ: способ достижения, какой либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности

Вопрос 7. Эмпирическая база исследования это_____________
Ответ: совокупность исследуемых данных и материалов, в случае медиаисследования – материалов медиасреды

Вопрос 8. Теоретико-методологическая база исследования это_____________
Ответ: концепции, теории и методология, которые используются в исследовании.

Вопрос 9. Научная гипотеза – это ________________
Ответ: предположение или догадка, утверждение, требующее доказательства

Вопрос 10. Информационными языками называются_______________
Ответ: специализированные искусственные языки, используемые в различных системах обработки информации

Вопрос 11. Формализация информации это _________
Ответ: процесс, обеспечивающий приведение данных, поступающих от разных источников, к одному виду

Вопрос 12. Наукометрическая база это_________
Ответ: специальным образом организованная реферативная и библиографическая база научных публикаций.

Вопрос 13. Индекс Хирша это__________
Ответ: один из числовых показателей оценки деятельности ученых, вычисляемый путем подсчета числа изданных статей и количества их цитирования в других научных трудах.

Вопрос 14. Импакт-фактор журнала это_________
Ответ: численный показатель авторитетности или влиятельности научного журнала

Вопрос 15. Медиаисследования это_______
Ответ: широкий спектр теоретических и эмпирических исследований средств массовой информации и их аудитории.

Вопрос 16. Синтез – это__________
Ответ: метод научного исследования, в основе которого лежит процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в одно целое

Вопрос 17: Системный анализ это____________
Ответ: метод по выявление основных элементов объекта, рассматриваемого как система, и связей между ними.

Вопрос 18. Компаративный анализ это____________
Ответ: сравнительно-исторический анализ, позволяет делать сравнение выбранных объектов синхронического и диахронического характера

Вопрос 19. Историко-генетический метод это____________
Ответ: метод, посредством которого анализируется процесс образования и становления развивающегося явления, причины и следствия

Вопрос 20. Целью контент-анализа является ______________
Ответ: изучение содержания текстов и визуальных материалов с целью выявления в них различных фактов и тенденций.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Оценка сформированности компетенции ПК-2. Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа

Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1.Как наиболее оптимально осуществлять отбор информации для написания аналитической статьи?
а) по другим, аналогичным журналистским материалам
б) по советам экспертов и с их консультациями
в) по указанию редактора
Ответ: б

Вопрос 2. Что представляет собой источник информации:
а) человек
б) предметно-вещественная среда
в) документ
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 3. Серьезную проблему в СМИ достаточно квалифицированно осветит:
а) любой журналист
б) только ученый-специалист
в) специально подготовленный журналист
Ответ: в

Вопрос 4. Редакционная проверка аналитических материалов в СМИ:
а) нужна, чтобы предотвратить односторонность или недостаточную компетентность автора
б) не нужна, так как эти публикации не имеют практических следствий
в) нужна, но только для специальных изданий
Ответ: а

Вопрос 5. В чем реализуется творческая индивидуальность журналиста:
а) в свободе самовыражения
б) в языке и стиле
в) в умении мыслить и делать аргументированные выводы
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 6. Высказывание журналистом личной оценки:
а) допускается в крайних случаях,
б) не допускается, так как это во всех случаях является манипулированием сознанием
в) совершенно нормально при условии ее обоснованности фактами
Ответ: в

Вопрос 7. Должен ли журналист обладать минимальными базовыми знаниями для проведения самостоятельного исследования темы и написания аналитической статьи?
а) нет, для любой публикации достаточно обратиться к специалисту и представить его точку зрения
б) да, необходим определенный уровень знаний в той области, о которой идет речь, чтобы сравнить мнения разных специалистов
в) да, но эти знания можно получить непосредственно перед публикацией, просмотрев несколько аналогичных журналистских статей
Ответ: б

Вопрос 8. Блип-формат в журналистском материале это:
а) усиление визуализации
б) то же, что мультимедийность
в) тятотение к краткости и отрывочности
Ответ: в

Вопрос 9. Факты и логические конструкции, при помощи которых автор журналистского материала обосновывает свое мнение:
а) выводы
б) аргументы
в) описания
Ответ: б

Вопрос 10. К какому жанру относится телепрограмма «Галилео»?
а) аналитическая программа
б) обзор геополитических событий
в) развлекательная научно-популярная программа
Ответ: в

Вопрос 11. Метатекст – это:
а) образцовый текст какого-либо жанра
б) текст о тексте
в) то же, что и терминология
Ответ: б

Вопрос 12. Шеф-редактор — это
а) главный редактор СМИ
б) заведующий отделом
в) ответственный секретарь
Ответ: б

Вопрос 13. На синтезе трех начал: публицистического, художественного и сатирического строится в журналистике жанр
а) эссе
б) интервью
в) фельетона
г) очерка
Ответ: в

Вопрос 14. Языковая игра:
а) не намеренное нарушение норм речевого поведения
б) намеренное нарушение норм речевого поведения
в) названия общеизвестных событий, имена или тексты, которые говорящие (пишущие) воспроизводят в своей речи
Ответ: б

Вопрос 15. На этапе замысла журналистского материала, автор решает следующую задачу:
а) выбор темы и проблемы
б) поиск источников написание текста
в) проверка фактической информации
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


Примеры заданий открытого типа

Вопрос 1. Что обеспечивает хорошее качество аналитической статьи?
Ответ: привлечение специалистов-экспертов, осведомленность самого журналиста в теме, выбор адекватной формы изложения

Вопрос 2. Интервью, ориентированное на получение сведений фактологического свойства, это __________
Ответ: информационное интервью

Вопрос 3. Комплексная проверка информации на правдивость, точность и достоверность называется _____________________
Ответ: фактчекинг

Вопрос 4. Перечислите основные функции журналистики.
Ответ: информационная, коммуникативная, организаторская, рекреативная

Вопрос 5. Главное требование к материалам любого жанра, вида и рода журналистской деятельности – это:
Ответ: объективный характер подачи информации:

Вопрос 6. Как называется новый жанр журналистике, предполагающий изложение информации в развлекательной форме?
Ответ? Инфотейнмент

Вопрос 7. Что означает термин «фейк»? «____________»
Ответ: фальшивое (недостоверное) сообщение, дезинформации в медиапространстве

Вопрос 8. По каким признакам журналист должен выбирать хорошего эксперта?
Ответ: ученое звание и степень, известность в научной среде, наличие публикаций по теме материала, отсутствие претензий на исключительное обладание истиной.

Вопрос 9. Что такое политкорректность?
Ответ: Практика запрета на употребление слов и выражений, считающихся оскорбительными для общественных групп, выделяемых по признаку расы, пола, возраста, вероисповедания, сексуальной ориентации и т. п.

Вопрос 10. Коммуникативистский аспект медиаисследований включает _______
Ответ: СМИ как институционализированный вид коммуникации; виды коммуникации в Интернете и тенденции их развития; символический характер массовой коммуникации.

Вопрос 11. Филологический/лингвистический аспект медиаисследований включает _______
Ответ: методы создания и функционирования журналистских текстов, язык СМИ и его развитие; языковые средства у отдельных авторов, в конкретных жанрах, в разных типах изданий и каналов,.

Вопрос 12. Социологический аспект медиаисследований включает _______
Ответ: роль СМИ в функционировании и развитии социума, социальная эффективность СМИ, СМИ как социальный институт; исследования аудитории, рейтинга СМИ и др.

Вопрос 13. Что означает понятие «инвестигейтивная журналистика?
Ответ: Современный вид журналистики, благодаря которому аудитория, свидетели каких-либо событий, могут вносить вклад в медиапространство

Вопрос 14. Что такое лид?
Ответ: это первый абзац статьи, расположенный под заголовком (хэдлайном) и выделенный шрифтовыми средствами или пробелом от основного текста

Вопрос 15. Жанры публицистики, в которых анализ является главным методом: корреспонденция, статья, комментарий, рецензия и др. – это _________________ жанры .
Ответ: аналитические

Вопрос 16. Часть электронного (гипертекстового) документа, ссылающаяся на другой элемент, это __________________
Ответ: гиперссылка

Вопрос 17. Что такое медиакритика?
Ответ: область журналистики, осуществляюшая критическое осмысление и оценку медиатекстов

Вопрос 18. Распространением и актуализацией в обществе культурных ценностей занимается ___________________ журналистика
Ответ: культурно-просветительская

Вопрос 19. Метод, направленный на исследование жизненного пути той или иной известной личности, называется ___________ метод
Ответ: биографический

Вопрос 20. Важно ли для аналитической публикации использовать визуальные средства и если да, то какие?
Ответ: да, это облегчает восприятие материала. Полезно использовать графики, таблицы, различные схемы и визуальные модели


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Охарактеризуйте специфику медиаисследований на современном этапе.
2. Какие подходы к классификации медиаисследований сегодня существуют?
3. Назовите новые парадигмы исследований массовых коммуникаций
4. В чем специфика методологии медиаисследований?
5. Каковы основные задачи выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)?
6. Что такое объект и предмет исследования?
7. Как определяются цель и задачи исследования?
8. Как формируется эмпирическая база исследования?
9. Назовите и кратко охарактеризуйте два основных уровня научных методов.
10. Перечислите основные общенаучные методы исследования.
11. Что из себя представляет системный метод?
12. Опишите основные эмпирические методы, которые используются в медиаисследованиях.
13. Как формулируется гипотеза исследования?
14. Как строятся и формулируются основные выводы исследования?


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Назовите и обоснуйте объект, предмет, цель и задачи вашей магистерской диссертации.
2. Перечислите методы, которые вы используете в написании вашей магистерской диссертации, и обоснуйте их выбор.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калмыков, А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2005
Л1.2 Вылегжанина А.О. Организационный инструментарий управления проектом : учебное пособие / А.О. Вылегжанина. - М. ; Берлин : Директ-Медиа: М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алексеева А.О., Вартанова Е.Л., Круглова Л.А., Лосева Н.Г., Лукина М.М., Лученко К.В., Рихтер А.Г., Смирнова О.В., Фомичева И.Д., Лукина М.М. Интернет – СМИ: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Сотникова О.П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э4 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие.