МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование туристско-рекреационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_Сервис_РиСКС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 8 0 8 0
Сам. работа 96 193 96 193
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 197 108 197

Программу составил(и):
к.г.-м.н., Доцент, Табакаева Е.М.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование туристско-рекреационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Реализация основной профессиональной образовательной программы,
предполагает командное выполнение проектов полного жизненного цикла.
Задачи дисциплины
• Рассмотреть основы проектирования в туризме, принципы организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей;
• Сформировать навыки создание проектов бизнес-процессов в туризме, разработки бизнес-планов туристских предприятий и организаций различных по направлению деятельности и масштабам;
. Рассмотреть принципы разработки проектов территориальных туристско-рекреационных систем, их формы, модели, приницпы функционирования.
• Раскрыть технологию диагностирования выявления различных типов проблемных ситуаций в туристской индустрии, разработки мер по их предупреждению и преодолению, планированию и осуществлению контроля за реализацией проекта.
• Обеспечить обучающихся навыками анализа эффективности разрабатываемых и применяемых программ, способностью применения современных методов при решении конкретных проблем развития туриндустрии в регионе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей, соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента.
Знает методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути.
Умеет проводить сравнительный анализ и маркетинг существующих предложений туроператоров.
Умеет разрабатывать предложения по изменению составляющих туристского продукта с учетом индивидуальных и специальных требований туриста или осуществляет поиск туристских продуктов, наиболее отвечающих требованиям туристов
Умеет определять оптимальные способы оценки эффективности, планирования по различным направлениям проекта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.
Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
Владеет навыками расчета качественных и количественных показателей, характеризующих эффективность реализуемого проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические, методологические и методические основы проектирования туристско-рекреационной деятельности
1.1. Сущность и методология туристско-рекреационного проектирования Сам. работа 2 14 Л1.1, Л1.4, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.2. Разработка туристско-рекреационного проекта Сам. работа 2 30 Л1.1, Л1.4, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Проектирование биснес-продукта в туризме
2.1. Туристские бизнес-продукты, их виды и формы Сам. работа 2 14 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.2. Создание проекта бизнес-продукта Сам. работа 2 30 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Проектирование бизнес-процессов в туризме
3.1. Бизнеc-план. Виды, цели, принципы построения Сам. работа 2 14 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.2. Создание бизнес-плана туристской организации Сам. работа 2 30 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Проектирование территориальных туристско-рекреационных систем
4.1. Виды и формы туристско-рекреационных территориальных систем. Принципы их проектирования Сам. работа 2 14 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
4.2. Нормативно-правовые и организационные принципы проектирования территориальных туристско-рекреационных систем Сам. работа 2 20 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Мониторинг и управление проектами в туризме
5.1. Туристско-рекреационное проектирование в системе региональной туристской политики Сам. работа 2 7 Л1.1, Л1.4, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
5.2. Стратегии финансирования туристско-рекреационных проектов и программ Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.4, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10773

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К какому этапу производства услуг, согласно концептуальной модели качества сервиса, относится разрыв (несоответствие), состоящий в отсутствии каких-либо важных для потребителя услуг?
а. этап разработки (проектирования)
б. этап продвижения
в. этап реализации
ОТВЕТ: а

2. К какому разрыву (несоответствию), согласно концептуальной модели качества сервиса, относится следующая ситуация: плохая шумоизоляция в номерах?
а. разрыв 1
б. разрыв 2
в. разрыв 3
г. разрыв 4
ОТВЕТ: б

3. К какому разрыву (несоответствию), согласно концептуальной модели качества сервиса, относится следующая ситуация: нарушение стандартов обслуживания посетителей?
а. разрыв 1
б. разрыв 2
в. разрыв 3
г. разрыв 4
ОТВЕТ: в

4. К какому разрыву (несоответствию), согласно концептуальной модели качества сервиса, относится следующая ситуация: отсутствует полное описание предоставляемых услуг на сайте туристской компании?
а. разрыв 1
б. разрыв 2
в. разрыв 3
г. разрыв 4
ОТВЕТ: г

5. Какие утверждения соответствуют современным трендам в развитии туризма?
а. полюсный подход в размещении туристских комплексов
б. популярность удаленных дестинаций
в. популярность туров выходного дня
ОТВЕТ: б, в

6. Какой документ является обязательным результатом проектирования туристского маршрута, согласно ГОСТ Р 50681-2010?
а. технологическая карта экскурсии
б. технологическая карта туристского путешествия
в. план оказания услуги
ОТВЕТ: б

7. Какой документ является обязательным результатом проектирования экскурсионной программы, согласно ГОСТ Р 50681-2010?
а. технологическая карта экскурсии
б. технологическая карта туристского путешествия
в. план оказания услуги
ОТВЕТ: а

8. Какой документ является обязательным результатом проектирования автобусной экскурсии, согласно ГОСТ Р 50681-2010?
а. план оказания услуги
б. технологическая карта туристского путешествия
в. схема маршрута транспортной экскурсии
ОТВЕТ: в

9. С помощью какого прогнозного показателя эффективности проекта можно определить, какое минимальное количество единиц туристской услуги необходимо продавать в месяц для покрытия постоянных и переменных затрат и получения прибыли?
а. простой срок окупаемости
б. рентабельность продаж
в. точка безубыточности
ОТВЕТ: в

10. С помощью какого прогнозного показателя эффективности проекта можно определить, сколько прибыли заработает бизнес (в %) с каждого проданного продукта /услуги?
а. простой срок окупаемости
б. рентабельность продаж
в. точка безубыточности
ОТВЕТ: б

11. С помощью какого прогнозного показателя эффективности проекта можно определить, через сколько окупятся инвестиционные затраты, вложенные в проект?
а. точка безубыточности
б. рентабельность продаж
в. простой срок окупаемости
ОТВЕТ: в

12. Какие затраты относятся к инвестиционным?
а. затраты на ремонт помещения перед открытием офиса продаж турагентства
б. затраты на строительство глэмпинга
в. затраты на заработную плату сотрудников после открытия офиса
г. затраты на коммунальные услуги помещения гостиницы
ОТВЕТ: а,б

13. Какие два критерия используют для оценки рисков в туризме?
а. сфера причинения ущерба
б. величина страховых выплат
в. вероятность причинения ущерба
г. уровень ущерба
ОТВЕТ: в,г

14. Какую стратегию действий стоит применить для ситуации, где риск имеет низкий уровень ущерба и средний уровень вероятности наступления?
а. наблюдать за уровнем риска
б. разрабатывать план, если есть бюджет
в. срочно разрабатывать план
г. ничего не предпринимать
ОТВЕТ: а

15. Какую стратегию действий стоит применить для ситуации, где риск имеет существенный уровень ущерба и средний уровень вероятности наступления?
а. наблюдать за уровнем риска
б. разрабатывать план, если есть бюджет
в. срочно разрабатывать план
г. ничего не предпринимать
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Графическая схема последовательности действий, направленных на решение проблемы, которая показывает цепочки всех возможных решений с указанием всех возможных вариантов исхода событий (последствий принятия решений) и их вероятности - это ...
Ответ: Дерево решений

2. Какое значение имеет концептуальная модель качества сервиса при проектировании туристских услуг?
Ответ: Концептуальная модель качества сервиса позволяет анализировать существующие проблемные ситуации, выявлять причины возникающих трудностей и находить точки, где необходимо перепроектирование услуг.

3. Назовите основные отличительные признаки проекта.
Ответ: Для проектов характерны ограниченность во времени (есть сроки завершения), новизна разрабатываемого продукта, необходимо соблюдать определенную последовательность этапов разработки проекта.

4. Назовите основные этапы проектного процесса.
Ответ: 1) постановка проблемы, 2) формулировка проектной задачи, 3) определение основных этапов проекта, 4) выбор ключевых параметров проекта (индикаторов, позволяющих оценивать не только результаты проектной деятельности, но и определять эффективность самого процесса проектирования), 5) формирование системы мониторинга, 6) реализация проекта и его завершение.

5. Назовите фазы жизненного цикла проекта.
Ответ: 1) определение концепции проекта, 2) планирование и организация разработки проекта, 3) реализация проекта, 4) завершение проекта.

6. Назовите типы проектов по их направленности.
Ответ: Организационные, социальные, экономические, технические, смешанные.

7. Назовите типы проектов по их масштабу.
Ответ: микропроекты, малые проекты, мегапроекты.

8. Назовите уровни проектирования туристско-рекреационной деятельности.
Ответ: уровень турпродукта, уровень бизнес-процессов, уровень проектирования территорий

9. В чем заключается метод диаграммного проектирования?
Ответ: Диаграммное проектирование заключается в составлении плана оказания услуги и в схематичном изображении системы обслуживания, включая весь процесс производства и оказания услуги, а также всех последовательных задач, которые непосредственно связаны с этим процессом, в особенности - необходимых взаимодействий между сотрудниками, сотрудниками и клиентами.

10. В чем заключается метод точек соприкосновения?
Ответ: Метод точек соприкосновения сводится к тому, что необходимо зафиксировать и перечислить все
те моменты, когда потребитель контактирует с персоналом фирмы в процессе потребления услуги. Для каждой точки контакта необходимо определить контактное лицо, требования к качеству обслуживания, необходимое материально-техническое оснащение процесса обслуживания.

11. Где можно узнать отраслевой уровень рентабельности продаж по определенному виду экономической деятельности?
Ответ: На сайте Федеральной налоговой службы

12. Определите по описанию метод ценообразования - цена услуги складывается из полной себестоимости производства туристской услуги и фиксированного процента прибыли (надбавки).
Ответ: Затратный метод ценообразования

13. Как рассчитывается точка безубыточности и в каких единицах она измеряется?
Ответ: Постоянные затраты за период необходимо разделить на разность цены услуги и переменных затрат на ед. Точка безубыточности измеряется в единицах продукции, которые необходимо продать для того, чтобы покрыть все издержки текущего периода и выйти "в ноль".

14. Что такое факторный анализ местоположений для размещения туристско-рекреационных комплексов?
Ответ: При факторном анализе планируемые местоположения оцениваются в баллах с позиций имеющихся стимулирующих и лимитирующих факторов размещения туристско-рекреационных комплексов: нормативно-правовых и инфраструктурных ограничений, укрупненной оценки рекреационного потенциала территории и состояния окружающей среды.

15. Что такое мастер-план территории?
Ответ: Мастер-план - это инструмент стратегического планирования туристских территорий, который позволяет определить основные принципы и направления развития территории с учетом потребностей заинтересованных сторон и возможностей природной среды. Мастер-план включает набор картографических материалов и пояснительную записку.

16. Что такое туристско-рекреационный каркас территории и как он используется в проектировании?
Ответ: Туристско-рекреационный каркас - это совокупность туристских центров и туристских маршрутов территории, образующих пространственно организованную инфраструктуру, пригодную для организации туризма и отдыха. Понимание особенностей туристско-рекреационного каркаса территории позволяет находить перспективные территории для размещения новых туристских объектов.

17. Какие три подкаркаса можно выделить в структуре туристско-рекреационного каркаса?
Ответ: Природно-экологический, историко-культурный и социально-инфраструктурный каркасы.

18. Как называются элементы опорного туристско-рекреационного каркаса, которые представлены элементарными туристско-рекреационными объектами (природные, историко-культурные памятники, места стоянок туристов, туристские базы и др.)?
Ответ: Локусы

19. Что такое риск в туризме?
Ответ: Риск в туризме – это вероятность наступления убытков или потерь, которые несет турист или само туристское предприятие (организатор проекта) вследствие внешних и внутренних причин.

20. Приведите примеры классификаций рисков в туризме.
Ответ: Риски могут подразделяться на внутрифирменные (эндогенные), которыми компания может управлять и влиять на них, а также внешние (экзогенные), на которые сложно или даже невозможно повлиять компании. Возможна классификация рисков по сфере их проявления в туризме: экономические, финансовые, политические, социальные, юридические, экологические, внутрифирменные.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какой роли в команде соответствует следующая функция - занимается продуктом и обладает уникальным навыком, связанным с бизнесом?
а. коммуникатор
б. эксперт-продуктолог
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: б

2. Какой роли в команде соответствует следующая функция - занимается изучением процессов, продуктов и людей?
а. коммуникатор
б. сборщик и координатор
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: г

3. Какой роли в команде соответствует следующая функция - отвечает за внешние связи и продвижение?
а. коммуникатор
б. сборщик и координатор
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: а

4. Какой роли в команде соответствует следующая функция - отвечает за оформление результатов проекта, перевод на язык пользователя?
а. коммуникатор
б. сборщик и координатор
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: в

5. Какой роли в команде соответствует следующая функция - отвечает за общее видение, соблюдение сроков выполнения проекта, организацию подготовки отчетности?
а. коммуникатор
б. сборщик и координатор
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: б

6. Укажите верные принципы построения эффективной команды проекта:
а. проект должен быть интересен всем участникам команды
б. в команду нужно подбирать людей с разными навыками
в. главное беспрекословное выполнение указаний лидера
г. необходимо давать оценку людям, а не результатам их работы
ОТВЕТ: а,б

7. Возможно ли создать он-лайн опрос в группе Телеграмма?
а. Нет
б. Да
ОТВЕТ: б

8. К каким методам исследования потребителей относится метод глубинного интервью?
а. количественным
б. качественным
в. статистическим
г. картографическим
ОТВЕТ: б

9. К каким методам исследования потребителей относится анкетирование?
а. количественным
б. качественным
в. картографическим
ОТВЕТ: а

10. Какой вид глубинного интервью нужно использовать в следующей ситуации: необходимо выяснить существующие трудности пользовательского опыта?
а. проблемное интервью
б. решенческое интервью
ОТВЕТ: а

11. Какой вид глубинного интервью нужно использовать в следующей ситуации: необходимо выяснить отношение потребителей к разработанному продукту, готовность их купить этот продукт?
а. проблемное интервью
б. решенческое интервью
ОТВЕТ: б

12. Укажите, к какому виду конкурентов относится глэмпинг по отношению к базе отдыха?
а. прямой конкурент
б. косвенный конкурент
ОТВЕТ: б

13. Укажите, к какому виду конкурентов относится кофейня по отношению к другой кофейне на этой же улице в городе?
а. прямой конкурент
б. косвенный конкурент
ОТВЕТ: а

14. Какую модель монетизации лучше выбрать при продаже сувениров для туристов?
а. прямая продажа продукта
б. подписка
в. аренда
г. платформа
ОТВЕТ: а

15. Какие типы взаимоотношений с клиентами наиболее важны для услуг размещения в глэмпинге?
а. персональная поддержка
б. самообслуживание
в. автоматизированное обслуживание
г. создание сообщества
ОТВЕТ: а,г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Когда группу людей можно назвать командой?
Ответ: Команда - это группа людей, которые объединены общей идеей и предпринимают согласованные действия по достижению поставленной цели.

2. Назовите этапы развития команды.
Ответ: Формирование, шторм, нормализация, расцвет, реформирование.

3. Какие способы позволяют усилить команду проекта?
Ответ: Установление общих правил работы, синхронизация рабочих материалов, реализация принципа обратной связи, избегание оценочных суждений в отношении личности участников команды.

4. В чем заключается методика "развития потребителя" (customer development, cusdev) при проектировании продуктов?
Ответ: Методика cusdev состоит в том, что разрабатываемый продукт обязательно должен решать проблему клиента. Сначала выявляется проблема, затем разрабатывается продукт. Идеи или прототипы будущего продукта тестируют с помощью потенциальных потребителей.

5. Что такое HADI-цикл?
Ответ: HADI-цикл - это инструмент проверки гипотез и улучшения продукта или его продвижения. Для этого формулируют гипотезы о продукте или рынке, проводят сбор данных (глубинные интервью), анализируют их и формулируют выводы о том, что в продукте или его продвижении нужно улучшить.

6. Группа потребителей, которые имеют схожие потребности и удовлетворяют их одинаковым способом - это...
Ответ: Сегмент

7. Как называется сегмент потребителей, в котором продукт предназначен для юридических лиц?
Ответ: B2B

8. Как называется сегмент потребителей, в котором продукт предназначен для конечных потребителей (физических лиц)?
Ответ: B2C

9. Ясное и простое изложение преимуществ, которые потребители получат при покупке продукта или услуги - это...
Ответ: Ценностное предложение

10. Какой метод анализа используют при изучении содержания отзывов потребителей туристских услуг?
Ответ: Метод контент-анализа

11. Компании, которые торгуют схожими товарами или оказывают схожие услуги, и потребители данных компаний также являются схожими - это ...
Ответ: Прямые конкуренты

12. Компании, которые работают для схожих потребителей, но продают другой продукт (продукт-заменитель) - это ...
Ответ: Косвенные конкуренты

13. Какие структурные элементы составляют бизнес-модель проекта?
Ответ: Ключевые партнеры, ключевые виды деятельности, ключевые ресурсы, ценностное предложение, взаимоотношения с клиентами, каналы сбыта, потребительские сегменты, потоки поступления доходов, структура издержек.

14. Какие два взаимодополняющих подхода к проектированию территорий существуют?
Ответ: Подход на основе оценки ресурсов территории, и подход на основе изучения потребностей туристов.

15. Продукт, который имеет минимально необходимый функционал для потребителей и позволяет получить осмысленную обратную связь от пользователей об их готовности купить этот продукт.
Ответ: Минимально жизнеспособный продукт (mvp)

16. Какой прием используется для проектирования минимально жизнеспособного продукта?
Ответ: Построение карты приоритетов на основании двух критериев: 1) обязательные - желательные свойства продукта, 2) легко реализуемые - сложно реализуемые свойства продукта. Обязательные легко и сложно реализуемые свойства составляют основу mvp.

17. Как называется способ оценки объема рынка, когда расчеты проводятся на основании количества клиентов
на рынке и данных статистики?
Ответ: Метод "сверху".

18. Как называется способ оценки объема рынка, когда расчеты проводятся на основании внутренних возможностей бизнеса, его производительности на данный момент?
Ответ: Метод "снизу".

19. Что такое объем реалистично достижимой доли рынка?
Ответ: Количество клиентов, которые готовы купить туруслугу с учетом имеющихся на рынке конкурентов.

20. Метрика, которая показывает, какая часть потенциальных клиентов компании совершила покупку, измеряется в процентах - это
Ответ: Конверсия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К какой группе навыков относятся конкретные знания и способности, технические навыки и умение выполнять определенные функциональные задачи?
а. твердые навыки
б. гибкие навыки
в. узкопрофессиональные навыки
г. переносимые навыки
ОТВЕТ: а

2. К какой группе навыков относятся ряд специальных социальных навыков, связанных с личностью человека и умением работать с другими людьми?
а. твердые навыки
б. гибкие навыки
в. узкопрофессиональные навыки
г. переносимые навыки
ОТВЕТ: б

3. Какие навыки приобретаются в процессе узкоспециализированного профессионального обучения и опыта?
а. твердые навыки
б. гибкие навыки
в. узкопрофессиональные навыки
г. переносимые навыки
ОТВЕТ: в

4. Какие навыки могут быть применены в разных отраслях и на разных должностях?
а. твердые навыки
б. гибкие навыки
в. узкопрофессиональные навыки
г. переносимые навыки
ОТВЕТ: г

5. Какие профессиональные навыки наиболее важны на этапе разработки концепции нового туристского продукта?
а. умение понять потребности потребителя
б. управление временем
в. ведение делопроизводства
г. креативность
ОТВЕТ: а, г

6. Какие типы твердых профессиональных навыков важны при проектировании туристско-рекреационной деятельности?
а. умение собирать разнородные типы данных
б. умение анализировать дашборды
в. управление автомобилем
г. ведение делопроизводства
ОТВЕТ: а,б

7. Какие типы гибких профессиональных навыков важны при проектировании туристско-рекреационной деятельности?
а. расчет заработной платы
б. умение управлять временем
в. эмпатия
г. умение работать в команде
ОТВЕТ: б,в,г

8. Какие типы узкопрофессиональных навыков важны при проектировании туристско-рекреационной деятельности?
а. умение разрабатывать проектную документацию согласно нормативным требованиям в туризме
б. умение изучать путь клиента
в. навыки проведения глубинного интервью
г. знание 1С
ОТВЕТ: а,б,в

9. Какие типы переносимых профессиональных навыков важны при проектировании туристско-рекреационной деятельности?
а. управление проектами
б. критическое мышление
в. согласование контрактов
г. навык публичных выступлений
ОТВЕТ: а,б

10. Какой навык помогает расставлять приоритеты и не поддаваться импульсивным реакциям?
а. проактивность
б. реактивность
ОТВЕТ: а

11. Какой инструмент используется для того, чтобы детально спланировать все этапы проекта и отслеживать выполнения задач всеми участниками проекта, чтобы уложиться в срок?
а. диаграмма Ганта
б. дорожная карта
в. планер
ОТВЕТ: а

12. Выберите модель (или подход) управления проектами, при которой происходит последовательный переход с одного этапа на другой, при этом пропуск отдельного этапа и возврат на предыдущие стадии не предусмотрен.
а. каскадный подход
б. agile-подход
в. логико-структурный подход
г. системный подход
ОТВЕТ: а

13. Выберите подход к управлению проектами, предполагающий разбивку проекта на этапы, а также непрерывное сотрудничество и совершенствование. В рамках этого подхода команды следуют циклу планирования, выполнения и оценки.
а. каскадный подход
б. agile-подход
в. логико-структурный подход
г. системный подход
ОТВЕТ: б

14. Укажите подход к управлению проектами, который органично объединяет анализ проблем и формулирование целей и действий, необходимых для решения этих проблем.
а. каскадный подход
б. agile-подход
в. логико-структурный подход
г. системный подход
ОТВЕТ: в

15. Укажите основные принципы, которые лежат в основе различных методик по тайм-менеджменту:
а. приоритизация
б. планирование
в. структурирование
г. мотивирование
ОТВЕТ: а,б,в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Способность почувствовать и понять эмоции других людей - это ...
Ответ: Эмпатия

2. Что такое канбан?
Ответ: Система постановки задач и организации рабочих процессов для эффективного достижения поставленных целей. Для этого используют визуализацию рабочих процессов с помощью карточек на специальных досках (реальных или виртуальных).

3. Назовите типы структур управления проектами.
Ответ: Линейно-функциональная, проектная, матричная, смешанная.

4. Что такое фреймворк для управления проектами?
Ответ: Фреймворк - это набор инструментов, задач и процессов, используемых для организации и выполнения проекта от начала и до завершения.

5. Назовите методы мониторинга реализации проекта.
Ответ: Метод простого контроля, метод детального контроля, метод по вехам.

6. Что такое бенчмаркинг?
Ответ: Бенчмаркинг - это набор методик, которые состоят в сравнении компании с лучшими компаниями на рынке и внедрении лучших практик в своей компании. В качестве критериев могут использоваться бизнес-процессы, бизнес-подходы, затраты на производство, качество продукта, удовлетворенность клиентов.

7. Что такое KPI (ключевые показатели эффективности)?
Ответы: Установленные целевые показатели компании в соответствии с принятой стратегией.

8. Какой инструмент управления проектами позволяет создать стратегический план проекта, позволяющий всем участникам понять, зачем нужен проект и какие основные этапы нужно выполнить для достижения поставленной цели?
Ответ: Дорожная карта

9. Какой инструмент управления проектами используется для детального планирования всех этапов проекта и отслеживания выполнения задач всеми участниками проекта, чтобы уложиться в срок?
Ответ: Диаграмма Ганта

10. Как называется способ визуализация данных или идей, целью которого является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом.
Ответ: Инфографика

11. Как называется инструмент для интерактивного и динамичного (за разные временные периоды) представления статистических данных?
Ответ: Дашборд

12. Чем отличается дашборд от инфографики?
Ответ: Инфографика представляет собой упрощённую статичную визуализацию данных для неспециалистов. В дашборде есть возможность отслеживать изменение данных в режиме реального времени и управлять возможностями визуализации.

13. Что такое твердые навыки?
Ответ: Твердые навыки - это конкретные знания и способности, технические навыки и умение выполнять определенные функциональные задачи.

14. Что такое гибкие навыки?
Ответ: Гибкие навыки - это специальные социальные навыки, связанные с личностью человека и умением работать с другими людьми.

15. Что такое тайм-менеджмент?
Ответ: Тайм-менеджмент — это технология упорядочения времени, направленная на повышение эффективности его использования.

16. В чем заключаются ключевые особенности Agile‑подхода к управлению проектами в сфере туризма и гостеприимства?
Ответ: Гибкость и адаптивность.

17. В чем заключается отличие диаграммы Ганта от дорожной карты?
Ответ: Дорожная карта обеспечивает понимание общего направления развития продукта и затраты времени на основные этапы. Дорожные карты чаще всего используются для стратегического планирования развития продукта. Диаграмма Ганта детально визуализируют график работы, которая должна быть завершена к установленному сроку.

18. В чем заключается основной смысл бизнес-философии кайдзен для саморазвития человека и проектируемого продукта?
Ответ: Кайдзен - это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Большие результаты - это следствие ежедневной систематической работы по улучшению всех процессов.

19. Назовите основные принципы кайдзен, применимые к проектированию туристско-рекреационной деятельности.
Ответ: Необходимо узнавать потребности клиентов; минимизировать издержки (бережливое производство); хорошо знать рабочие процессы и возникающие там трудности; опираться на факты при суждениях; вдохновлять участников команды на работу.

20. Какие мероприятия в сфере туризма и гостеприимства предоставляют возможности для саморазвития в этой профессиональной сфере?
Ответ: Форум "Мастера гостеприимства", Форум "Visit Altai", Форум сибирского гостеприимства "Дикоросы".

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрено выполнение курсовых проектов, которые представляют собой проекты полного жизненного цикла. Их тематика выбирается обучающимися самостоятельно и согласовывается с преподавателем.

ПРИМЕРЫ ТЕМ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
1. Разработка новой услуги в сфере ресторанной деятельности
2. Разработка новой услуги в гостиничной деятельности
3. Разработка новой экскурсионной программы для Алтайского края
4. Разработка новой экскурсионной программы для Республики Алтай
5. Разработка новой услуги в сфере развлечений для Алтайского края
6. Разработка новой услуги в сфере развлечений для Республики Алтай
7. Разработка новой услуги в сфере активного отдыха для Алтайского края
8. Разработка новой услуги в сфере активного отдыха для Республики Алтай
9. Проектирование нового экотура в Республике Алтай
10. Проектирование нового экотура в Алтайском крае
11. Проектирование нового фототура в Республике Алтай
12. Проектирование нового фототура в Алтайском крае
13. Разработка нового зимнего тура по Алтайскому краю
14. Разработка нового зимнего тура по Республике Алтай
15. Разработка новой автобусной экскурсии по Алтайскому краю
16. Разработка новой автобусной экскурсии по Республике Алтай
17. Разработка коммуникационного проекта по популяризации летнего автотуризма в Алтайском крае
18. Разработка коммуникационного проекта по популяризации гастрономического туризма в Алтайском крае
19. Разработка коммуникационного проекта по популяризации экотуризма в Алтайском крае
20. Разработка новой концепции событийного мероприятия для Алтайского края
21. Разработка новой концепции событийного мероприятия для Республики Алтай
22. Разработка концепции нового он-лайн сервиса в сфере туризма
23. Разработка концепции нового он-лайн сервиса в гостиничной сфере
24. Разработка концепции нового он-лайн сервиса в ресторанной деятельности
25. Разработка концепции нового он-лайн сервиса в санаторно-курортной сфере
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ТЕСТА
1. К какому этапу производства услуг, согласно концептуальной модели качества сервиса, относится разрыв (несоответствие), состоящий в отсутствии каких-либо важных для потребителя услуг?
а. этап разработки (проектирования)
б. этап продвижения
в. этап реализации
ОТВЕТ: а

2. К какому разрыву (несоответствию), согласно концептуальной модели качества сервиса, относится следующая ситуация: плохая шумоизоляция в номерах?
а. разрыв 1
б. разрыв 2
в. разрыв 3
г. разрыв 4
ОТВЕТ: б

3. Какие утверждения соответствуют современным трендам в развитии туризма?
а. полюсный подход в размещении туристских комплексов
б. популярность удаленных дестинаций
в. популярность туров выходного дня
ОТВЕТ: б, в

4. Какой документ является обязательным результатом проектирования туристского маршрута, согласно ГОСТ Р 50681-2010?
а. технологическая карта экскурсии
б. технологическая карта туристского путешествия
в. план оказания услуги
ОТВЕТ: б

5. Какой документ является обязательным результатом проектирования экскурсионной программы, согласно ГОСТ Р 50681-2010?
а. технологическая карта экскурсии
б. технологическая карта туристского путешествия
в. план оказания услуги
ОТВЕТ: а

6. Какой документ является обязательным результатом проектирования автобусной экскурсии, согласно ГОСТ Р 50681-2010?
а. план оказания услуги
б. технологическая карта туристского путешествия
в. схема маршрута транспортной экскурсии
ОТВЕТ: в

7. С помощью какого прогнозного показателя эффективности проекта можно определить, какое минимальное количество единиц туристской услуги необходимо продавать в месяц для покрытия постоянных и переменных затрат и получения прибыли?
а. простой срок окупаемости
б. рентабельность продаж
в. точка безубыточности
ОТВЕТ: в

8. С помощью какого прогнозного показателя эффективности проекта можно определить, сколько прибыли заработает бизнес (в %) с каждого проданного продукта /услуги?
а. простой срок окупаемости
б. рентабельность продаж
в. точка безубыточности
ОТВЕТ: б

9. С помощью какого прогнозного показателя эффективности проекта можно определить, через сколько окупятся инвестиционные затраты, вложенные в проект?
а. точка безубыточности
б. рентабельность продаж
в. простой срок окупаемости
ОТВЕТ: в

10. Какие два критерия используют для оценки рисков в туризме?
а. сфера причинения ущерба
б. величина страховых выплат
в. вероятность причинения ущерба
г. уровень ущерба
ОТВЕТ: в,г

11. Какую стратегию действий стоит применить для ситуации, где риск имеет низкий уровень ущерба и средний уровень вероятности наступления?
а. наблюдать за уровнем риска
б. разрабатывать план, если есть бюджет
в. срочно разрабатывать план
г. ничего не предпринимать
ОТВЕТ: а

12. Какую стратегию действий стоит применить для ситуации, где риск имеет существенный уровень ущерба и средний уровень вероятности наступления?
а. наблюдать за уровнем риска
б. разрабатывать план, если есть бюджет
в. срочно разрабатывать план
г. ничего не предпринимать
ОТВЕТ: б

13. Какой роли в команде соответствует следующая функция - занимается продуктом и обладает уникальным навыком, связанным с бизнесом?
а. коммуникатор
б. эксперт-продуктолог
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: б

14. Какой роли в команде соответствует следующая функция - занимается изучением процессов, продуктов и людей?
а. коммуникатор
б. сборщик и координатор
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: г

15. Какой роли в команде соответствует следующая функция - отвечает за внешние связи и продвижение?
а. коммуникатор
б. сборщик и координатор
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: а

16. Какой роли в команде соответствует следующая функция - отвечает за оформление результатов проекта, перевод на язык пользователя?
а. коммуникатор
б. сборщик и координатор
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: в

17. Укажите верные принципы построения эффективной команды проекта:
а. проект должен быть интересен всем участникам команды
б. в команду нужно подбирать людей с разными навыками
в. главное беспрекословное выполнение указаний лидера
г. необходимо давать оценку людям, а не результатам их работы
ОТВЕТ: а,б

18. К каким методам исследования потребителей относится метод глубинного интервью?
а. количественным
б. качественным
в. статистическим
г. картографическим
ОТВЕТ: б

19. Какой вид глубинного интервью нужно использовать в следующей ситуации: необходимо выяснить отношение потребителей к разработанному продукту, готовность их купить этот продукт?
а. проблемное интервью
б. решенческое интервью
ОТВЕТ: б

20. Какие типы взаимоотношений с клиентами наиболее важны для услуг размещения в глэмпинге?
а. персональная поддержка
б. самообслуживание
в. автоматизированное обслуживание
г. создание сообщества
ОТВЕТ: а,г

21. К какой группе навыков относятся конкретные знания и способности, технические навыки и умение выполнять определенные функциональные задачи?
а. твердые навыки
б. гибкие навыки
в. узкопрофессиональные навыки
г. переносимые навыки
ОТВЕТ: а

22. К какой группе навыков относятся ряд специальных социальных навыков, связанных с личностью человека и умением работать с другими людьми?
а. твердые навыки
б. гибкие навыки
в. узкопрофессиональные навыки
г. переносимые навыки
ОТВЕТ: б

23. Какие профессиональные навыки наиболее важны на этапе разработки концепции нового туристского продукта?
а. умение понять потребности потребителя
б. управление временем
в. ведение делопроизводства
г. креативность
ОТВЕТ: а, г

24. Какие типы твердых профессиональных навыков важны при проектировании туристско-рекреационной деятельности?
а. умение собирать разнородные типы данных
б. умение анализировать дашборды
в. управление автомобилем
г. ведение делопроизводства
ОТВЕТ: а,б

25. Какие типы гибких профессиональных навыков важны при проектировании туристско-рекреационной деятельности?
а. расчет заработной платы
б. умение управлять временем
в. эмпатия
г. умение работать в команде
ОТВЕТ: б,в,г

26. Какие типы узкопрофессиональных навыков важны при проектировании туристско-рекреационной деятельности?
а. умение разрабатывать проектную документацию согласно нормативным требованиям в туризме
б. умение изучать путь клиента
в. навыки проведения глубинного интервью
г. знание 1С
ОТВЕТ: а,б,в

27. Какие типы переносимых профессиональных навыков важны при проектировании туристско-рекреационной деятельности?
а. управление проектами
б. критическое мышление
в. согласование контрактов
г. навык публичных выступлений
ОТВЕТ: а,б

28. Какой навык помогает расставлять приоритеты и не поддаваться импульсивным реакциям?
а. проактивность
б. реактивность
ОТВЕТ: а

29. Какой инструмент используется для того, чтобы детально спланировать все этапы проекта и отслеживать выполнения задач всеми участниками проекта, чтобы уложиться в срок?
а. диаграмма Ганта
б. дорожная карта
в. планер
ОТВЕТ: а

30. Выберите подход к управлению проектами, предполагающий разбивку проекта на этапы, а также непрерывное сотрудничество и совершенствование. В рамках этого подхода команды следуют циклу планирования, выполнения и оценки.
а. каскадный подход
б. agile-подход
в. логико-структурный подход
г. системный подход
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аньшин, В.М. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227270
Л1.2 Зуб А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.3 Джанджугазова, Елена Александровна Туристско-рекреационное проектирование: Учебное пособие для вузов Москва : Юрайт, 2020 URL: https: //urait.ru/bcode/449239 (дата обращения: 25.03.2021).
Л1.4 Зуб А.Т. Управление проектами : Учебник и практикум для академиче- ского бакалавриата Издательство Юрайт, 2014 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холодилина Ю. Е. Туристско-рекреационное проектирование:: Учебное пособие для обучающихся по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм Оренбургский государственный университет, 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Басалаева О. Г., Балабанов П. И. Теория и методология проектирования: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» Кемеровский государственный институт культуры, 2019 e.lanbook.com
Л2.3 Николенко, Полина Григорьевна Проектирование гостиничной деятельности: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2021 URL: https: //urait.ru/bcode/476098 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.4 Исаченко, Татьяна Евгеньевна Рекреационное природопользование: Учебник для вузов Москва : Юрайт,, 2021 URL: https: //urait.ru/bcode/475763 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.5 Беликова И. П. Организационное проектирование и управление проектами: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Новиков В.С. Организация туристской деятельности [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Туризм" / В. С. Новиков. - Москва: Издательский центр "Академия", 2013. - 334 с
Э2 Курс в Moodle "Туристско-рекреационное проектирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/
5. http://elibrary.ru/ - крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования
6. http:// edu.ru/ - федеральный образовательный портал
7. http://gsk.ru/ - Федеральная служба государственной статистики

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса "Проектирование туристско-рекреационной деятельности" включает в себя работу по освоению теоретических основ проектной деятельсноти в сфере организации туристско-рекреационной деятельности - Раздел 1. В данной части необходимо, используя учебно-методическую литературу познакомиться и освоить понятия курса, характеристики процессво и явлений в сфере туризма по отношению к которым используются проектные инструменты. Понятие проекта, формы и методы проектирования.
Раздел 2 предполагает практикоориентированную работу по освоению навыков проектирования бизнес-продукта в туризме. Заканчивается эта работа созданием учебного проекта бизнес-прордукта.
Раздел 3 предполагает изучение методов бизнес-планирования и применение их к сфере туризма. В практической части необходимо составить учебный бизнес-план
Раздел 4 - знакомство с основами проектирования пространственных туристско-рекреацилонных систем, условий их функционирования.
Раздел 5 представляет собой изучение теоретического материала по реализации проектов, их мониторингу, управлению и завершению проектов.
В процессе изучения материала рекомендуется использовать как учебно-методический материал, так и информацию о реально существующих проектах. На семинарских занятиях создается возможность обмена опытом освоения инструментария проектирования, что обладает уникальными свойствами обогащения совокупного опыта.
В университете и за его пределами существует ряд инстутутов по поддржанию проектной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, которые предоставляют возможность для проверки качества выполняемых в учебном процессе работ, использование этих площадок повышает эффективность учебной деятельности и является условием подтвержения высокого уровня результативности в освоении программы курса.