МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент и маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильВнутренний и международный туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Туризм_ВиМТ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 178
контроль 18
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 3
курсовая работа: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 178 178 178 178
Часы на контроль 18 18 18 18
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Третьякова О.С.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент и маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232028 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса заключается в том, чтобы студенты научились управлять маркетинговой деятельностью в социально-культурной сфере и туризме на основе маркетинговой информации.
Задачи курса «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»:
• постижение студентами содержания и сущности маркетинговой деятельности на предприятиях СКС и туризма, ознакомление их с основными рабочими понятиями маркетинга;
• ознакомление студентов с методологией и методами проведения маркетинговых исследований;
• приобретение студентами знаний и навыков в формировании ценовой политики фирмы;
• приобретение студентами знаний и навыков в планировании маркетинга и организации маркетинговой деятельности на предприятиях СКС и туризма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен осуществлять основные функции управления туристской деятельностью
ОПК-2.1 Знает основные методы и приемы планирования, организации, мотивации и координации деятельности структурных подразделений и отдельных сотрудников объектов туристской деятельности
ОПК-2.2 Умеет определять цели и задачи управления структурными подразделениями объектов туристской деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками осуществления контроля деятельности структурных подразделений объектов туристкой деятельности
ОПК-4Способен осуществлять исследование туристского рынка, организовывать продажи и продвижение туристского продукта
ОПК-4.1 Знает основы и принципы формирования каналов сбыта туристских продуктов и услуг, а также их продвижения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
ОПК-4.2 Способен проводить маркетинговые исследования туристского рынка, потребителей, конкурентов, в т.ч. с целью обоснования и разработки системы новых экскурсионных маршрутов
ОПК-4.3 Владеет навыками организации продаж и продвижения туристского продукта, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной работы, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основы управления сервисного и разрешения проблемных ситуаций предприятия при организации обслуживания потребителей услуг рекреационного и санаторно-курортного комплекса
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет осуществлять планирование текущей деятельности департаментов (служб, отделов) рекреационного и санаторно-курортного комплекса и разрешение проблемных ситуаций


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Разрабатывает и применяет методы контроля и координации деятельности служб предприятий санаторно-курортного и рекреационного сервиса.
Разрабатывает рекомендации по и разрешению проблемных ситуаций на предприятиях санаторно-курортного и рекреационного сервиса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и содержание маркетинга
1.1. Основные понятия и содержание маркетинга Лекции 3 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Основные понятия и содержание маркетинга Сам. работа 3 20 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Основные понятия и содержание маркетинга Практические 3 2 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга
2.1. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга Лекции 3 1 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга Сам. работа 3 20 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга Практические 3 2 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Содержание и методы маркетинговых исследований
3.1. Содержание и методы маркетинговых исследований Лекции 3 1 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Содержание и методы маркетинговых исследований Сам. работа 3 20 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Содержание и методы маркетинговых исследований Практические 3 2 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг
4.1. Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг Лекции 3 1 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг Сам. работа 3 20 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг Практические 3 2 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Товар и товарная политика
5.1. Товар и товарная политика Лекции 3 1 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Товар и товарная политика Сам. работа 3 20 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Товар и товарная политика Практические 3 1 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Политика цен
6.1. Политика цен Лекции 3 1 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Политика цен Сам. работа 3 20 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Политика цен Практические 3 1 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Маркетинговые коммуникации
7.1. Маркетинговые коммуникации Лекции 3 2 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Маркетинговые коммуникации Сам. работа 3 28 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Маркетинговые коммуникации Практические 3 1 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Планирование маркетинга. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. Международный маркетинг
8.1. Планирование маркетинга. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. Международный маркетинг Сам. работа 3 30 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Планирование маркетинга. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. Международный маркетинг Практические 3 1 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Контролинг в системе маркетинга
9.1. Экзамен 3 18 ОПК-4.1, УК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова Маркетинг : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1B8F440D-0C47-4EA9-A91C-317E4E6FD7F1.
Л1.2 Голубков Е. П. МАРКЕТИНГ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ: ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Синяева И.М., Жильцова О.Н. МАРКЕТИНГ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.