МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Картографическое обеспечение в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильВнутренний и международный туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Туризм_ВиМТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Редькин А.Г.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Картографическое обеспечение в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20212028 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н.,доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н.,доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование базовых знаний и представлений о методах создания картографических произведений, об образах территории и явлениях, изображаемых на карте, а также навыков работы с картографическими произведениями и умений решать по картам учебные, научные и прикладные задачи, в том числе связанные с туристской деятельностью

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристкой организации
ПК-2.1 Знает методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия
ПК-2.2 Умеет проводить сравнительный анализ и маркетинг существующих предложений туроператоров
ПК-2.3 Умеет разрабатывать предложения по изменению составляющих туристского продукта с учетом индивидуальных и специальных требований туриста или осуществляет поиск туристских продуктов, наиболее отвечающих требованиям туристов
ПК-2.4 Умеет определять оптимальные способы оценки эффективности, планирования по различным направлениям проекта
ПК-2.5 Владеет навыками расчета качественных и количественных показателей, характеризующих эффективность реализуемого проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет проводить сравнительный анализ и маркетинг существующих предложений туроператоров.
Умеет разрабатывать предложения по изменению составляющих туристского продукта с учетом индивидуальных и специальных требований туриста или осуществляет поиск туристских продуктов, наиболее отвечающих требованиям туристов
Умеет определять оптимальные способы оценки эффективности, планирования по различным направлениям проекта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками расчета качественных и количественных показателей, характеризующих эффективность реализуемого проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Картография
1.1. Картография. Картография в системе наук. Теоретические концепции в картографии. Карта. Классификация карт. Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.2. Картография. Картография в системе наук. Теоретические концепции в картографии. Карта. Классификация карт. Сам. работа 3 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Общие сведения
2.1. Масштабы топографических карт и планов Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
2.2. Фигура и размеры Земли. Понятие о геодезических сетях (плановые и высотные сети). Методы проектирования и проекции земной поверхности на плоскости. Понятие о масштабе. Масштабы топографических карт и планов Сам. работа 3 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Системы координат применяемые в топографии
3.1. Системы координат. Система географических координат. Система плоских прямоугольных координат. Зональная система прямоугольных координат Гаусса-Крюгера. Ориентирование линий. Рамки карты и координатные линии. Определение углов ориентирования Сам. работа 3 11 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Топографические карты и планы
4.1. Топографические карты как разновидность географических карт. Отличительные особенности, назначение топографических карт, требования к картам. Геодезическая основа и масштабный ряд топографических карт. Проекции топографических карт. Топографические планы. Координатная сетка и рамки топографических карт. Зарамочное оформление. Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
4.2. Определение углов ориентирования Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
4.3. Рамки карты и координатные линии Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
4.4. Топографические карты как разновидность географических карт. Отличительные особенности, назначение топографических карт, требования к картам. Геодезическая основа и масштабный ряд топографических карт. Проекции топографических карт. Топографические планы. Координатная сетка и рамки топографических карт. Зарамочное оформление. Рамки карты и координатные линии. Определение углов ориентирования Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Разграфка и номенклатура
5.1. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
5.2. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
5.3. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Язык карты
6.1. Условные знаки топографических карт Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
6.2. Изображение рельефа на топографических картах и планах Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
6.3. Язык карты. Структура языка карты. Условные знаки. Значковый способ изображения. Способ линейных знаков. Способ знаков движения. Способ изолиний. Изображение рельефа на географических картах. Способы картографического изображения. Качественный и колличественный фон. Способ ареалов. Точечный способ. Докализованные диаграммы. Картограмма. Картодиаграмма. Совместное применение различных способов. Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Картографическая генерализация
7.1. Картографическая генерализация. Система картографических произведений. ГИС-картографирование. Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Туристское картографирование
8.1. Описание местности по топографической карте Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
8.2. Туристское картографирование. Туристские карты и планы. Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПК-2: Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристкой организации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3657

Примеры заданий закрытого типа
1.Карта, основным содержанием которой являются статистические показатели, называется:
1. Статистической;
2. Географической;
3. Рельефной;
4. Тематической;
5. Фотокартой.
Ответ: 1
2.Какие процессы включены при составлении статистической карты:
1. Подготовка картографических показателей;
2. Выбор способа изображения показателей;
3. Разработка легенды;
4. Составление и оформление тематического содержания;
5. Все включены.
Ответ: 5
3.Способ изображения тематического содержания выбирают в зависимости от:
1. Особенностей размещения объекта;
2. Содержания тематической характеристики;
3. Назначения и масштаба разработанной карты;
4. Особенностей размещения объекта, содержания тематической характеристики;
5. Все ответы верные.
Ответ: 5
6.В картограммах знаковая система представляет собой:
1. Графическую шкалу по степени окраски или штриховки, элементы которых последующими скачками измеряется по току или мощности;
2. Графическую шкалу по степени окраски или штриховки, элементы которых последующими скачками измеряется по напряжению или плотности;
3. Графическую шкалу по степени окраски или штриховки, элементы которых последующими скачками измеряется по напряжению или сопротивлению;
4. Графическую шкалу по степени окраски или штриховки, элементы которой последовательными скачками изменяются по тону или плотности;
5. Графическую шкалу по степени окраски или штриховки, элементы которых последующими скачками измеряется по давлению или плотности.
Ответ: 4
7.К элементам содержания общегеографических карт относятся:
1. Картографическое изображение, математическая основа, вспомогательное оснащение, дополнительные данные;
2. Картографическое изображение, математическая основа, вспомогательное оснащение, легенда;
3. Картографическое изображение, математическая основа, вспомогательное оснащение, дополнительные данные, макет карты;
4. Картографическое изображение, математическая основа, цифровые данные, тематически связанные с содержанием карты дополняющие и поясняющие его;
5. Картографическое изображение, математическая основа, геодезическая основа, легенда.
Ответ: 1
6.Картографическая проекция – это:
1. Математически определенный способ изображения земной поверхности на плоскости;
2. Математически определенный способ изображения земной поверхности на шаре;
3. Любой способ изображения земной поверхности на плоскости;
4. Способ перенесения изображения земной поверхности на эллипсоид;
5. сетка меридианов и параллелей.
Ответ: 1.
7.Легенда – это:
1. Система использованных на карте условных знаков и текстовых пояснений, раскрывающих содержание карты;
2. Система использованных на карте условных обозначений, полностью не раскрывающих содержание карты;
3. Картографические условные знаки, обозначающие метеорологические элементы, характеризующие физическое состояние атмосферы и процессов, происходящих в ней;
4. Картографические условные знаки, применяемые для обозначения на картах и других графических документах объекты, имеющие размеры на местности, не выражаемые в заданном масштабе карты;
5. Система условных знаков на карте, которые отображают значительные по одномерной пространственной протяжённости объекты.
Ответ: 1
8.Основной элемент содержания карты – это:
1. Картографическое изображение;
2. Математическая основа;
3. Географическая основа;
4. Легенда;
5. Компоновка.
Ответ: 1.
9.Одним из составляющих элементов картографического изображения общегеографических карт является:
1. Гидрография;
2. Проекция;
3. Масштаб;
4. Легенда;
5. Диаграмма.
Ответ: 1.
10.Глобус представляет собой:
1. Вращающуюся шарообразную модель Земли, планет, небесной сферы с нанесенным на них картографическим изображением;
2. Карты, выполненные по единой программе как целостные произведения;
3. Карту, дающую объемное трехмерное изображение Земли;
4. Модель Земли, отражающая устройство земной поверхности одновременно с разрезами земной коры;
5. Модель земной поверхности, совмещенная с фотоизображением.
Ответ: 1.
11. Элементы общегеографической карты, требующиеся для данной тематической карты, составляют:
1. Географическую основу тематической карты;
2. Геодезическую основу тематической карты;
3. Статистическую основу тематической карты;
4. Математическую основу тематической карты;
5. Картографическую основу тематической карты.
Ответ: 1.
12.Атлас – это:
1. Системное собрание карт, выполненное по единой программе как целостное произведение и изданное в виде книги или комплекта листов;
2. Трехмерные плоские картографические рисунки, совмещающие изображение какой-либо поверхности с продольными и поперечными вертикальными разрезами;
3. Карты, отпечатанные двумя взаимодополняющими цветами;
4. Модель местности в виде закодированных в числовой форме пространственных координат Х и У и аппликат Z;
5. Карты, отпечатанные на прозрачной пленке и предназначенные для проектирования на экран.
Ответ: 1.
13.Картографические знаковые системы представляют собой:
1. Сочетание графических символов, показывающих различные объекты, явления и их свойства, которые в совокупности позволяют при чтении карты получить пространственный образ изображаемой реальной действительности;
2. Обозначение различных объектов, их качественных и количественных характеристик, применяемые на картах;
3. Систематическое собрание условных обозначений, выполненное по единой программе как целостное произведение;
4. Сочетание символов, которые разрабатываются на основе научных классификаций, обеспечивающих полную характеристику явлений с выделением групп разной дробности;
5. Системы использованных на карте условных знаков и текстовых пояснений, раскрывающих содержание карты.
Ответ: 1.
14. Какие бывают условные знаки?
1. Внемасштабные, площадные, линейные;
2. Значковые, линейные, площадные;
3. Символьные, точечные, внемасштабные;
4. Символьные, линейные, площадные, значковые;
5. Символьные, точечные, линейные, площадные.
Ответ: 1.
15. Математически определенное уменьшенное генерализированное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе картографических условных знаков – это:
1. План;
2. Карта;
3. Глобус;
4. Атлас;
5. Легенда.
Ответ: 2.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Линии равного значения какой-либо величины в ее распространении на поверхности, в частности на географической карте или графикеэто:
Ответ:изолинии.
2.Где располагают точки и линии нулевых искажений?
Ответ:в центре карты.
3.Требования к условным знакам, при отображении их на карте:
Ответ: должны быть простыми, легко опознаваемыми, отличаться друг от друга.
4.Картографическое изображение общегеографических карт включает:
Ответ: рельеф, населенные пункты, пути сообщения и средства связи, политико-административные границы, гидрографию, социально-экономические и культурные объекты, растительность и грунты.
5.Тематические карты по широте охвата темы делятся на:
Ответ: общие и частные.
6.В чем, по вашему мнению, состоит сходство и отличие карты и глобуса?
Ответ: сходство заключается в том что карта и глобус отображает Землю в целом; глобус, карта и план являются уменьшенным изображением Земли.
Различия заключается в том что глобус отображают всю Землю, а карта и план только определённый ее участок (полушарие, материк, ограниченный участок поверхности); по содержанию глобус можно рассматривать как аналог общегеографической карты, но карты могут быть тематическими, а глобус нет.
7.Вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке.
Ответ:именованный (словесный) масштаб
8. По территориальному охвату географические карты делятся на:
Ответ: 1. Карты мира, охватывающие всю земную поверхность; 2. Карты полушарий (океанические, суши, северное, южное); 3. Карты материков, океанов; 4. Карты групп государств (Балканские, Скандинавские и др.);5. Карты государств и их частей.
9. Как называется фигура, наиболее приближенная к фигуре Земли, определяемая уровенной поверхностью Мирового океана в состоянии полного покоя и равновесия и мысленно продолженной под материками?
Ответ: геоид (землеподобный). Поверхность геоида не является геометрически правильной фигурой, так как внутреннее строение Земли неоднородно и направление силы тяжести не совпадает с направлениями при однородном строении Земли. Поэтому уровенная поверхность, оставаясь в каждой точке перпендикулярной отвесным линиям, приобретает сложную, изменяющуюся, неправильную геометрическую форму.
10. Географическая широта точки на поверхности Земли – это:
Ответ: угол между отвесной линией, проходящей через эту точку, и плоскостью экватора, так как и географическая широта, и географическая долгота являются угловыми величинами и измеряются в градусах, минутах и секундах.Координатные линии географической системы координат – меридианы и параллели в совокупности образуют географическую (градусную) сетку. При изучении географической системы координат Земля принимается за шар.В географической системе координат положение любой точки определяется двумя географическими координатами – широтой и долготой.
11. Географическая долгота точки на поверхности Земли – это:
Ответ: это двугранный угол между плоскостью начального (Гринвичского) меридиана и плоскостью меридиана данной точки.Координатные линии географической системы координат – меридианы и параллели в совокупности образуют географическую (градусную) сетку. При изучении географической системы координат Земля принимается за шар.В географической системе координат положение любой точки определяется двумя географическими координатами – широтой и долготой.
12. В каких единицах измерения указываются координаты объектов в картографической сетке:
Ответ: в километрах (метрах) на местности, отсчитываемых от начала системы координат. Для определения и нанесения точек по прямоугольным координатам на топографические карты наносится координатная (километровая) сетка.Линии координатной сетки с большой точностью наносятся на карту через 1,2, 10 км и предназначены для определения прямоугольных координат точек, целеуказания, отдельных измерительных работ.
13. Системы условных знаков, применяемых для передачи объектов и явлений, различающихся характером пространственной локализации и размещения - это:
Ответ: способы картографического изображения, так как именно они представляют из себясистему условных знаков, применяемых для передачи объектов и явлений, различающихся характером пространственной локализации и размещения.
14. Картографический способ, используемый для изображения объектов, локализованных на местности, но не выражающихся в масштабе карты – это:
Ответ: Способ значков. Используется для изображения объектов, локализованных на местности, но не выраженных в масштабе карты. Наиболее применим на тематических картах, где форма и цвет значков перелают качественные различия объектов.

15. Картографический способ, применяемый для передачи количественных различий явлений сплошного распространения в пределах выделенных районов – это:
Ответ: способколичественного фона.Сопряжен с районированием по количественному признаку. Окраска или штриховка выполняются по шкале, т.е. интенсивность возрастает или убывает в соответствии с изменением признака.
16. Установите соответствие:
Номенклатура Масштаб карты
N – 36 1:200000
N-36-XX 1:1000000
N-36-A 1:500000
Ответ: N – 36 (1:1000000), N-36-XX (1:200000), N-36-A (1:500000).
17. Установите соответствие:
1. Векторы движения а) передача геометрических линий
2. Полосы движения б) показ направления движения
3. Линейные знаки в) изображение мощности и структуры потоков
Ответ: 1(б), 2 (в), 3 (а).
18. Общие туристские карты это:
Ответ: Общие туристские карты служат для ознакомления с районом, его достопримечательностями, учреждениями по обслуживанию туристов, используются для выбора маршрута путешествия. На них изображаются общегеографические элементы (населенные пункты, дороги, гидрография, рельеф, растительный покров и т.п. Подробно передается размещение объектов туризма.
19. Специализированные туристские карты это:
Ответ: группа карт, в которую включены карты для соревнований по ориентированию на местности, карты для охотников и рыболовов (с информацией о местах лова рыбы, глубине водоемов и скорости течения реки), карты для грибников (с характеристикой видового состава леса, указанием рекомендуемых мест сбора грибов).Развитие экстремальных водных видов спорта (каякинга, каньонинга, виндсерфинга) потребовало создания детальных карт, отображающих препятствия на реках по маршруту сплава, повторяемость направления и скорости ветра на побережье, высоту волны и др.
20. Карты условий развития туризма, оценки рекреационного потенциала это:
Ответ: группа карт, использующихся для организации и планирования индустрии туризма, а также для регулирования туристской деятельности. С их помощью оценивают природные, социально-культурные, экономические условия и инженерные предпосылки для развития туризма;показывают связи между рекреационными ресурсами и туристскими потоками (например, карты устойчивости природных комплексов к туристским нагрузкам);дают комплексную информацию о возможностях территориальной организации туризма (карты туристского районирования);содержат сведения о динамике туризма (посещаемости избранных мест), сезонности, качестве обслуживания и индивидуальной рекреации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Редькин А.Г. Картографическое обеспечение туристской деятельности. Ч. 1: Туристская картография : учебное пособие: Учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Берлянт А.М. Картография: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Картографическое обеспечение в социально-культурном сервисе и туризме portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. GEOPROFI.RU Электронный журнал по геодезии, картографии и навигации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.geoprofi.ru/
2. Геоинформационный портал ГИС Ассоциации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gisa.ru/
3. Журнал "Геодезия и картография" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cgkipd.ru/publications/Journal_of_Geodesy_and_Cartography
КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в РоссииНа официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток). КонсультантПлюс: основные документы» — оперативный доступ ко всем кодексам РФ, основным правовым актам федерального законодательства, а также обзорам новых документов и справочным материалам. По расписанию доступна расширенная база документов. Вся информация в приложении ежедневно обновляется, всегда доступны актуальные редакции документов. Для работы без доступа в интернет можно заранее поставить закладки на любой документ или его часть. Документы с закладками сохраняются в разделе «Избранное». Приложение доступно для: iPhone/iPad, Android-устройств (смартфонов и планшетов), смартфонов на Windows Phone, планшетов на Windows - https://cons-plus.ru/spravochno_pravovaya_sistema

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Лекции
При подготовке к лекционному занятию следует тщательно проработать конспект предыдущей лекции, прочитать и законспектировать соответствующие лекционному материалу разделы в рекомендованной преподавателем литературе, составить конспект ответов на контрольные вопросы и вопросы для самостоятельной подготовки.
2. Практические (лабораторные) занятия
При изучении дисциплины «Картографическое обеспечение туристской деятельности» практическим (лабораторным) занятиям отводится более 50% аудиторной нагрузки. Практические (лабораторные) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов, а также лекций студент готовится к предстоящей лабораторной работе по обозначенной преподавателем теме. В ходе лабораторного проводится небольшая дискуссия по выбранной теме, таким образом, студентом навыки научного подхода к решению задач. В ходе ее студенты и преподаватель обсуждают вопросы, связанные с предстоящей работой, в ходе обсуждения которых преподаватель имеет возможность контролировать понимание и усвоение главных вопросов участниками дискуссии. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов лабораторного занятия. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных моментов предстоящей работы. Также для понимания преподавателем освоения студентами предыдущего материала проводится контрольная работа.