Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 4 | 6 | 4 |
Сам. работа | 94 | 96 | 94 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой доктор психологических наук Ральникова Ирина Алесандровна
1.1. | Формирование представлений о содержании психологическо помощи и поддкржки для повышения социализации и адаптации несовершеннолетих к изменяющимся жизненным условиям, а также исправления особенностей психологического развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-6 | Способен разрабатывать меры по социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | способы осуществления методик психологической помощи,коррекции и реабилитации детей и подростков. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять основные экстремальные ситуации и понимать способы поведения в них психолога; отбирать форму, методы и программу коррекционных мероприятий в зависимости от специфики случая. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения приемами диагностики типа поведения клиента в ситуации и вариантами корректировки коррекционной программы в зависимости от сложности клиентского случая и специфики экстремальной ситуации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ДВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ | ||||||
1.1. | Поведенческая норма, патология, девиация: основные понятия, классификация видов отклоняющегося поведения. Факторы, способствующие формированию отклоняющегося по-ведения. Основные принципы и направления реабилитации лиц с девинт-ным поведением | Сам. работа | 5 | 1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
1.2. | Факторы, способствующие формированию отклоняющегося по-ведения. Основные принципы и направления реабилитации лиц с девинт-ным поведением | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
1.3. | Основные принципы и направления реабилитации лиц с девинт-ным поведением | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
1.4. | Общая характеристика, классификация социально-реабилитационных технологий | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
1.5. | Технологии работы с семьей лиц с девиантным поведением | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
Раздел 2. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ДЕВИАНТНОГО ПО-ВЕДЕНИЯ | ||||||
2.1. | Реабилитация лиц с агрессивным и противоправлням поведением | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.2. | Агрессивное поведение: определение, основные теории, станов-ление агрессивного поведения. Методы реабилитации лиц с агрессивным поведением | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.3. | Противоправное поведение. Основные направления социальной работы по реабилитации осужденных | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.4. | Насилие как форма отклоняющегося поведения. Определение, понятие, виды агрессивного поведения, насилия | Лекции | 5 | 1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.5. | Социальные и политические причины насилия и агрессии | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.6. | Характеристика понятия жестокости и насилия в семье | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.7. | Девиантное поведение, характеризующееся насилием и жестоким обращением с детьми | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.8. | Содержаниесоциально-реабилитационной работы с лицами, испытавшими насилие и жестокое обращение | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.9. | Суицидальное поведение. Суицид. Основные закономерности суицидального поведения. Основные направления реабилитации | Сам. работа | 5 | 1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.10. | Структура суицидального поведения. Типология суицидов.Подходы к классификации суицидов. | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.11. | Концепции формирования суицидального поведения: психопато-логическая, психологическая, социальная (социологическая) | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.12. | Мотивы, причины, поводы, условия суицидального поведения | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.13. | Коррекционно-реабилитационные мероприятия, направленные на предупреждение суицидального поведения | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.14. | Зависимые формы отклоняющегося поведения.основные виды, концептуальные модели, факторы, способствующие развитию зависимого поведени Основные направления реабилитации | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.15. | Химические и нехимические аддикции: понятие, виды | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.16. | Основные направления реабилитации лиц с зависимыми формами поведения | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.17. | Деструктивное релиниозное поведение. Тоталитарные секты: общие понятия. Постановка проблемы и определение терминологии | Лекции | 5 | 1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.18. | Деструктивные секты: основные понятия | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.19. | Признаки и характерные черты тоталитарных сект. Истоки и происхождение тоталитарных сект | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.20. | Подходы к классификации тоталитарных сект | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.21. | Этапы работы с адептом тоталитарной секты | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.22. | Социальная дезадаптация как форма девиантного поведения. Побеги из дома и бродяжничество как проявления социальной дезадаптации личности | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.23. | Социальная дезадаптация. Побеги из дома. Бродяжничество | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.24. | Социально-психологические технологии предупреждения и регулирование бродяжничества и побегов из дома | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.25. | Вандализм и граффити как проявления отклоняющегося поведения.Вандализм:основные понятия, формы. Граффити: виды граффити, мотивы рисовальщиков | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.26. | Предотвращение и контроль вандализма | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.27. | Неформальные объединения молодежи как социальное явление. Социально-реабилитационная деятельность с молодежью, включенной в неформальные объединения | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.28. | Молодежные неформальные образования (молодежная суб-культура). Сущность понятия | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.29. | Структура неформальных объединений.Классификация неформальных молодежных групп | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.30. | Основные характеристики молодежной субкультуры. Характе-ристика отдельных групп молодежных неформальных объединений | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.31. | Социально-реабилитационная деятельность с молодежью, включенной в неформальные объединения | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.32. | Девиантная виктимность как социально-психологический феномен. Понятие девиантной виктимности. Основные показатели девиантной виктимности. Профилактика девиантной виктимности. | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.33. | Ювенальная юстиция: понятие и происхождение. Модели современной ювенальной юстиции. | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.34. | Итоговая аттестация. | Зачет | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
Комплексная реабилитация.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Хорошилова Л. С. | Социальная реабилитация: курс лекций: | Кемеровский государственный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | В.Н.Непалов, В.Ф Сопов, А.В.Радионов и др. | Психология деятельности в экстремальных условиях: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений | Академия, 2008 | |
Л1.3 | Ковальчук М.А. | Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие | ВЛАДОС, 2010 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под редакцией А.И. Копытина | Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг : | М.: Когито-Центр, 2008 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452 |
Л2.2 | Биктина Н. | Практикум по психологии посттравматического стресса: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | – университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | – электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | – электронный курс в системе Moodle "Комплексная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование. |