МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной исторической науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 100
индивидуальные консультации 30
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 100 110 100 110
Консультации 30 20 30 20
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Демчик Е.В.

Рабочая программа дисциплины
История отечественной исторической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «История отечественной исторической науки» нацелен на формирование целостных и устойчивых представлений относительно закономерностей возникновения и развития отечественной исторической науки во взаимосвязи с мировой исторической наукой, а также способности к оценке состояния и текущих задач российской исторической науки на современном этапе ее функционирования и адекватного применения полученных знаний в научно-исследовательской работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-4 Способен применять на базовом уровне знание теории и методологии исторической науки в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс. Предмет историографии как одной из исторических дисциплин. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями.Возникновение исторических знаний и их развитие (с древнейших времен до XVIII в.).
1.1. Предмет историографии как науки, ее место в системе исторических наук и значение изучения. Методология исторической науки: теория и метод. История развития и смены методологических принципов познания прошлого. Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Предмет историографии как науки, ее место в системе исторических наук и значение изучения. Методология исторической науки: теория и метод. История развития и смены методологических принципов познания прошлого. Сам. работа 4 4 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Теоретико-методологические проблемы истории исторической науки. Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Превращение исторических знаний в науку. Историческая наука периода рационализма и просветительства.Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли.
2.1. Историческая мысль на ранних этапах становления научного знания (IX-XVII вв.) Консультации 4 10 ОПК-4 Л2.2, Л1.1
2.2. Исторические взгляды М.В. Ломоносова. Сам. работа 4 6 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Рациональная и просветительская традиция в отечественной историографии Сам. работа 4 10 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1
2.4. Творчество Н.М. Карамзина как итог достижений русской исторической науки XVIII в. и начало ее нового этапа. Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Развитие русской исторической науки на стадии господства методологии романтизма, немецкой классической философии и позитивизма (вторая половина 20-х – начало 90-х гг. XIX в.).
3.1. Позитивизм и неокантианство в отечественной исторической науке Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
3.2. С.М. Соловьев – выдающийся историк XIX в. Сам. работа 4 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.3. В.О. Ключевский – выдающийся историк пореформенного периода и начала XX в. Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Государственная школа о путях и факторах развития истории России Практические 4 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений. Сам. работа 4 3 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Создание Н.Я. Данилевским оригинальной историко-философской концепции культурно-исторических типов. Сам. работа 4 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Распространение марксизма в России. Г.В. Плеханов. Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.8. В.И. Ленин о методологии исторического познания. Сам. работа 4 2 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Историческая наука начала XX в. в условиях поиска новых теорий познания.
4.1. Творчество П.Н. Милюкова. Сам. работа 4 4 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Исследования Н.П. Павлова-Сильванского. Сам. работа 4 4 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Исторические взгляды П.Н. Милюкова и Н.П. Павлова-Сильванского Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Исторические взгляды Н.А. Рожкова. Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.5. Эмпириокритицизм в отечественной исторической науке Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Историческая наука в советское время (1917 г. – начало 1990-х гг.).
5.1. Особенности и основные периоды развития исторической науки в советское время. Лекции 4 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Идеологические и организационные воздействия на отечественную историческую науку в первые годы после Октябрьской революции Сам. работа 4 4 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Идеологизация в совесткой исторической науке на примере "Краткого курса истории ВКП(б)" Практические 4 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.4. Историческая наука с середины 1950-х до начала 1990-х гг. Сам. работа 4 6 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.5. Место советской исторической науки в общем ходе эволюции российской науки. Сам. работа 4 7 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Российская историческая наука в постсоветский период.
6.1. Методологическое обновление науки. Структура современной исторической науки Сам. работа 4 4 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
6.2. Методологическое обновление науки. Структура современной исторической науки Сам. работа 4 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
6.3. Ведущие школы и направления современной историографии Консультации 4 10 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1
6.4. Ведущие школы и направления современной отечественной историографии Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
6.5. Зачет 4 0 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ к зачету

1. Предметно-целевая область и методология историографии отечественной истории. Проблема историографического факта и историографического источника
2. Этапы становления и развития историографии как научной дисциплины
3. Место историографии среди исторических дисциплин и ее соотношение с социально-гуманитарными науками. Принципы, подходы и компоненты историографического анализа
4. Общая методологическая характеристика современного этапа развития отечественной исторической науки
5. Методологические принципы исторического и историографического анализа. Методы историографии как науки
6. «Начало русской историографии» - историческая литература Киевской Руси и периода феодальной раздробленности
7. Генезис идеи единого русского государства в памятниках исторической мысли XV – XVI вв.
8. Историческая мысль XVII в.
9. Политические, социально-культурные и гносеологические предпосылки рационализации исторической мысли. Исторические труды первой четверти XVIII в.
10. Петр I как «отец имперской истории»
11. Историческая концепция В.Н. Татищева
12. Исторические концепции М.М. Щербатова и И.Н. Болтина
13. «Купеческие» историки: М.Д. Чулков, И.И. Голиков, П.И. Рычков
14. Теоретико-методологические взгляды Н.М. Карамзина. Н.М. Карамзин – «певец государства Российского»
15. Проблема романтизма в отечественной исторической науке
16. «Критическое» направление в отечественной исторической науке
17. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
18. Организационная деятельность М.В. Ломоносова и иностранных историков (Г.Ф. Миллера, Г.З. Байера и др.) по развитию отечественной исторической науки. Роль и значение М.В. Ломоносова в развитии отечественной исторической науки, образ М.В. Ломоносова в дореволюционных и современных исторических работах
19. Историческая концепция генезиса Российской государственности в трудах М.В. Ломоносова (по «Краткому российскому летописцу» и «Древней российской истории от начала российского народа…»): оценка древнейшего периода истории России вплоть до смерти Ярослава Мудрого
20. Проблема оценки личности Петра I в работах М.В. Ломоносова (по «Описанию стрелецких бунтов и правления царевны Софьи» и «Слову похвальному блаженныя памяти государю императору Петру Великому»)
21. Специфика теоретико-методологических позиций С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Теория колонизации как важнейший фактор развития истории России
22. Становление «государственных» подходов в творчестве С.М. Соловьева. Оценка С.М. Соловьевым основных событий истории России
23. В.О. Ключевский о наиболее значимых явлениях истории России
24. Особенности отражения в творчестве декабристов факторов исторического развития и проблем государственного строя с древности и вплоть до начала XIX в.
25. Историко-юридическое направление в отечественной дореволюционной историографии
26. Методология истории А.С. Лаппо-Данилевского: неокантианство (кантианская традиция) или что-то большее?
27. Общие основания методологии и конкретно-исторические взгляды П.Н. Милюкова.
28. Н.П. Павлов-Сильванский – «отец феодализма на Руси». Трактовка историком содержательной сущности феодализма и основных движущих сил исторического процесса
29. Исторические взгляды В.И. Ленина
30. «Первый советский историк» - М.Н. Покровский
31. Причины мощного системного идеологического воздействия государственной власти на историческую науку в первые годы после Октябрьской революции
32. Изменение структуры высшего исторического и обществоведческого образования в первые годы после прихода к власти большевиков
33. Место и роль ВКП(б) в истории российского и советского государства в изложении «Краткого курса истории ВКП(б)». Предыстория создания учебника
34. Оценка «Кратким курсом истории ВКП(б)» тенденций и основ социально-экономического и общественно-политического развития России пореформенного периода
35. Институты Красной профессуры как явление отечественной исторической мысли
36. «Дело Платонова» и судьба школы М.Н. Покровского
37. Дискуссии о феодализме в отечественной исторической науке 20-х – начала 30-х гг. как отражение становления в России марксистской исторической науки
38. Отечественная историческая наука в годы ВОВ
39. Отечественная историография в первые годы после ВОВ
40. Советские историки-крестьяноведы о сущности социально-экономических процессов эпохи феодализма (на примере уральских и сибирских историков)
41. Математическое моделирование исторических процессов в советской исторической науке
42. Уральская «модернизационная школа» и теория модернизации как универсальная идея исторического развития
43. Современная историческая урбанистика: основные теоретические постулаты и специфика исследований
44. Организационная структура современной отечественной исторической науки
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ

1. «Нельзя сказать, чтобы российская историческая литература страдала бедностью книг и статей; но сравнительно немногие из них написаны с ясным осознанием научных требования и потребностей... Очень часто писатель, набегом, подобно крымцу старых времен, налетавший на русскую историческую жизнь, с трех слов уже судит и рядит о ней; едва принявшись за изучение факта, спешит составить теорию, особенно если дело касается так называемой истории народа. Отсюда у нас больше любят кольнуть исторический вопрос, чем решить его, обследовав тщательно. Отсюда в нашей историографии больше взглядов, чем научно обоснованных фактов, более доктрин, чем дисциплины». (В.О. Ключевский)
2. «Священная история это вовсе не поток, а совокупность моментов, в которых провидению угодно было “раскрыть” божественный смысл исторических судеб человечества. Иначе говоря, речь идет об одной единственной человеческой истории, но которая, во-первых развертывается в двух планах: в смысловом (в сфере небесной) и в событийном (“деяния”) и, во-вторых, состоит из двух родов принципиально отличных деяний - человеческих и “божественных” (хотя и над первыми - “воля божья” - вечно витающая и проявляющая себя сила)». (М.А. Барг)
3. «Методологический кризис, составляющий неотъемлемый компонент историографической революции, рельефно выражающий ее идейно-теоретическую неравномерность и разнонаправленность вместе с тем скрывает за сумятицей методологических приоритетов и исследовательских практик определенную логику развития исторической мысли». (Б.Г. Могильницкий)
4. «Деятельность М.Н. Покровского значительно способствовала тому, что в историческое изображение прошлого вводятся злободневные, чисто партийные мотивы и лозунги. Историческая наука превращается в служанку политики». (А.А. Кизеветтер)
5. Вся наша история – продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования (П.Я. Чаадаев).

Темы рефератов

1. Основные методические приемы написания рецензии
2. Междисциплинарные школы и научные подходы в новейшей отечественной историографии
3. Тенденции развития исторической мысли XVII в.
4. М.К. Любавский: недооцененный историк «государственной» школы
5. Проблема подготовки научно-педагогических кадров в советский период
6. Марксистская и немарксистская историческая наука: проблемы определения и классификации
7. Борьба тенденций в отечественной исторической мысли 20-х-30-х гг. XX в.
8. Проблема романтизма в отечественной исторической науке
9. Становление научного соперничества «московской» и «петербургской» школ в отечественной историографии
10. Дискуссии об азиатском способе производства в отечественной науке
11. Предпосылки развития исторической мысли в России в первой четверти XVIII в.
12. Особенности просветительской тенденции в отечественной историографии
13. Рационализм и идеализм в отечественной исторической мысли: вечная борьба двух противоположностей
14. Организационная структура отечественной исторической науки в советский период
15. Школьные и вузовские исторические учебники XX в.: между идеологией и фактами
16. Монархическая идея в отечественной историографии
17. Образы русских историков в художественной литературе
18. Проблема своеобразия исторического пути России в русской историографии
19. Русские историки рубежа ХIХ-ХХ веков о своем времени и о судьбах России
20. Популяризация научного исторического знания как социальная функция исторической науки
21. Традиция популяризации исторического знания в дореволюционной отечественной науке
22. Н.М. Карамзин и его влияние на развитие отечественной культуры. Научное и художественное в творчестве Н.М. Карамзина
23. Славянофильская концепция истории России
24. История России в концепции К.Д. Кавелина
25. «Запад» и «Восток» в концепции истории России В.О. Ключевского
26. Концепция русской культуры В.О. Ключевского
27. В.О. Ключевский: портреты российских самодержцев
28. Проблемы методологии истории на рубеже Х1Х-ХХ вв.
29. Учебники по русской истории С.Ф. Платонова в социокультурном пространстве России на рубеже XIX-XX веков
30. Национальная научная традиция и ее осмысление в трудах В.И. Вернадского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.И. Кареева.
31. А.С. Лаппо-Данилевский как историк науки и культуры и его роль в организации отечественной исторической науки
32. П.Н. Милюков: творческая судьба и политическая карьера
33. П.Н. Милюков об истории советского общества (эмиграционный период творчества)
34. «Легальный марксизм» в русской историографии (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский)
35. Концепция истории Н.А. Бердяева
36. Социальный заказ и невостребованная историческая наука (писали ли советские историки «в стол»?)
37. История и идеология: проблема взаимосвязи в практике послере-волюционного десятилетия
38. «Русские евразийцы» в исторической науке ХХ века (С.П. Мельгунов, Г.В. Вернадский и др.)
39. Кампания борьбы с «космополитизм
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наумова Г.Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 М.Ф. Румянцева, Л.Б. Сукина Основы теории исторического знания : : учебное пособие УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454376
Л1.3 Наумова, Г. Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаппо-Данилевский, А.С. Методология истории: М. : Издательский дом «Территория будущего», , 2006 biblioclub.ru
Л2.2 Репина Л.П. История исторического знания: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э4 Курс на Moodle "История отечественной исторической науки" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библ-ка эл. ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu/index.html
Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Режим доступа: http://leb.nlr.ru/
Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки. Режим доступа: www. shpl.ru
Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «История отечественной исторической науки» нацелен на формирование целостных и устойчивых представлений относительно закономерностей возникновения и развития отечественной исторической науки во взаимосвязи с мировой исторической наукой, а также способности к оценке состояния и текущих задач российской исторической науки на современном этапе ее функционирования и адекватного применения полученных знаний в научно-исследовательской работе. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 4 ЗЕТА/ 144 часа. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа.
Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы с историческим документом/исторической задачей в группах. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний (максимум – до 6 баллов). Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной исторической проблемы, поиск информации в источнике, обработку исторических сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы.
Технические требования к рефератам.
Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам.
Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные аспекты развития и функционирования отечественной исторической науки. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий социальных или исторических явлений по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 15 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 30 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий.