Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История России и всеобщая история |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_01_История_ИРиВИ-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | Формирование у студентов профессионально-педагогической направленности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-6 | Способен использовать профессиональные знания в педагогической деятельности, знать и применять методики преподавания дисциплин (модулей) по истории и обществознанию; |
ОПК-6.1 | Знает методы, приемы, организационные формы педагогической деятельности, основные педагогические технологии |
ОПК-6.2 | Умеет применять профессиональные знания в рамках педагогической деятельности с учетом возрастных характеристик обучающихся |
ОПК-6.3 | Владеет педагогическими технологиями, в рамках которых способен организовать эффективное освоение и усвоение содержания исторического знания |
ПК-2 | Способен к планированию и осуществлению педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, к использованию и апробации специальных подходов к обучению истории и обществознанию |
ПК-2.1 | Знает базовый материал основных учебных дисциплин; нормативную базу, регулирующую деятельность образовательных учреждений; методику преподавания курса истории и обществознания в общеобразовательных организациях |
ПК-2.2 | Умеет проводить анализ нормативных документов, определяющих цели, содержание, структуру действующей системы исторического образования и применять их в практической деятельности; отбирать информацию к учебным занятиям, планировать их реализацию |
ПК-2.3 | Владеет основами педагогической деятельности на уровне применения их к преподаванию курсов истории и обществознания в общеобразовательной школе |
УК-9 | Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах |
УК-9.1 | Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды |
УК-9.2 | Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования |
УК-9.3 | Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-2.1: Знает базовый материал основных учебных дисциплин; нормативную базу, регулирующую деятельность образовательных учреждений; методику преподавания курса истории и обществознания в общеобразовательных организациях ОПК-6.1: Знает методы, приемы, организационные формы педагогической деятельности, основные педагогические технологии УК-9.1: Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-2.2: Умеет проводить анализ нормативных документов, определяющих цели, содержание, структуру действующей системы исторического образования и применять их в практической деятельности; отбирать информацию к учебным занятиям, планировать их реализацию ОПК-6.2: Умеет применять профессиональные знания в рамках педагогической деятельности с учетом возрастных характеристик обучающихся УК-9.2: Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-2.3: Владеет основами педагогической деятельности на уровне применения их к преподаванию курсов истории и обществознания в общеобразовательной школе ОПК-6.3: Владеет педагогическими технологиями, в рамках которых способен организовать эффективное освоение и усвоение содержания исторического знания УК-9.3: Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность | ||||||
1.1. | Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.5, Л1.1 |
1.2. | Профессионально-педагогическая культура учителя. Профессиональное становление и развитие педагога. | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.5, Л1.1 |
Раздел 2. Общие основы педагогики | ||||||
2.1. | Педагогика в системе наук о человеке. Методология и методы педагогических исследований. Аксиологические основы педагогики. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.5, Л1.1 |
2.2. | Методология и методы педагогических исследований. Аксиологические основы педагогики. | Практические | 4 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.5, Л1.1 |
2.3. | Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1 |
2.4. | Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. | Практические | 4 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1 |
2.5. | Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Теория обучения. Теория и методика воспитания. | ||||||
3.1. | Обучение в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы обучения. Современные дидактические концепции.Формы и методы обучения | Лекции | 4 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
3.2. | Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание базовой культуры личности. Общие методы воспитания. | Практические | 4 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
3.3. | Содержание образования как основа базовой культуры личности | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
3.4. | Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитательные системы. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
Раздел 4. Педагогические технологии и управление образовательными системами | ||||||
4.1. | Педагогические технологии и мастерство учителя. Технология конструирования педагогического процесса. Технология осуществления педагогического процесса. Технология педагогическогг общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. | Практические | 4 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
4.2. | Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Основные функции внутришкольного управления. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Инновационные процессы в образовании. Развитие професионально-педагогической культуры учителей. | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
4.3. | Зачёт | Зачет | 4 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3080 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к планированию и осуществлению педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, к использованию и апробации специальных подходов к обучению истории и обществознанию ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в образовательной организации требованиям ФГОС: а) государственный контроль качества образования; б) государственный надзор в сфере образования; в) выездные проверки, включающие тестирование обучающихся; г) деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС не имеет отдельного названия. Правильный ответ: а 2. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»: а) является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования; б) гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; в) обеспечивает качество подготовки специалистов; г) обеспечивает право на равноценное образование. Правильный ответ: а 3. В соответствии с требованиями ФГОС ООО составляющей итоговой оценки выпускника основной школы является оценка за выполнение и защиту проекта. Определите тип данного проекта: а) индивидуальный; б) социальный; в) групповой; г) игровой. Правильный ответ: а 4. Разработка основной образовательной программы ООО относится к компетенции: а) Министерства образования и науки РФ; б) Департамента образования Вологодской области; в) Учредителя образовательного учреждения; г) образовательного учреждения. Правильный ответ: г 5. В каком документе находит отражение характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности: а) в рабочей программе; б) в рабочем учебном плане; в) в профессиональном стандарте; г) в учебном издании. Правильный ответ: в 6. Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава – это: а) Типовое положение об общеобразовательном учреждении; б) Закон Российской Федерации «Об образовании» в) Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; г) Федеральная целевая программа развития образования. Правильный ответ: а 7. Содержание учебного предмета, планируемых результатов обучения и тематическое планирование представлено в: а) примерных основных образовательных программах; б) обновленных ФГОС; в) примерных рабочих программах; г) универсальном кодификаторе. Правильный ответ: в 8. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет: а) цели образовательного процесса; б) методы образовательного процесса; в) способы образовательного процесса; г) аспекты образовательного процесса. Правильный ответ: а 9. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования учителем предполагает выполнение следующих трудовых действий: а) реализацию индивидуальной программы развития; б) корректировку учебной деятельности с учетом неравномерности развития детей в силу различия условий дошкольного воспитания; в) применение специальных языковых программ, программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения; г) использование совместно с учащимися иноязычных источников информации. Правильный ответ: авг 10. Этап планирования урока включает в себя такие взаимосвязанные стадии, как: а) разработка дидактического аппарата; б) установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций; в) определение целей урока; г) определение критериев эффективности урока. Правильный ответ: абв 11. Выберите основные принципы, на которых базируется ФГОС: а) преемственность; б) развитие; в) научность; г) вариативность. Правильный ответ: абг 12. В каком базовом документе ФГОС определена система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования? а) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; б) Фундаментальное ядро содержания общего образования; в) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ; г) Послание Президента Федеральному Собранию. Правильный ответ: б 13. Предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи, называется: а) программой; б) проектом; в) алгоритмом; г) технологией. Правильный ответ: в 14. В плане урока вне зависимости от его оформления должны быть указаны: а) содержание учебного материала; б) пояснительная записка; в) распределение часов на каждый учебную тему; г) структура урока. Правильный ответ: аг 15. Логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся, называется: а) модулем; б) разделом; в) темой; г) параграфом. Правильный ответ: а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся – это … Правильный ответ: учебный план 2. Методологической основой реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов второго поколения) является системно-деятельностный … Правильный ответ: подход 3. Совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации и образовательного процессов и оценки образовательных результатов – это … Правильный ответ: компетентностный подход 4. Тип урока, на котором реализуются межпредметные связи – это … Правильный ответ: интегрированный урок 5. Документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности – это … Правильный ответ: образовательная программа 6. Специально организованная взаимосвязанная деятельность учителя и учеников, которая происходит в установленном порядке, в определенном режиме – это формы … Правильный ответ: организации учебной работы 7. Такие свойства и качества ребенка, как характер, темперамент, способности относят к … Правильный ответ: индивидуальным особенностям 8. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся является … Правильный ответ: движущей силой процесса обучения 9. Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения, как … Правильный ответ: ситуационный 10. Международное соглашение о правах ребенка, провозглашенное Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций в 1989 году, называется … Правильный ответ: Конвенцией о правах ребенка 11. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это … Правильный ответ: технология 12. Педагогическая дисциплина, исследующая процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения – это методика … Правильный ответ: обучения истории 13. Документ, который устанавливает требования к условиям содержания и организации обучения в школах – это … Правильный ответ: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) 14. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это … Правильный ответ: учебник 15. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является … Правильный ответ: базисный учебный план 16. Образовательные программы разрабатываются на основе … Правильный ответ: образовательных стандартов 17. Основополагающие требования к организации и проведению образовательного процесса – это … Правильный ответ: дидактические принципы 18. Созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения – это … Правильный ответ: учебная программа 19. Приобретение определенной суммы знаний, навыков и умений, развитие духовных, физических и трудовых способностей, приобретение зачатков трудовых и профессиональных навыков – это … Правильный ответ: цель образования 20. Способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий – это … Правильный ответ: репродуктивный метод обучения ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен использовать профессиональные знания в педагогической деятельности, знать и применять методики преподавания дисциплин (модулей) по истории и обществознанию ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Метод, который предполагает создание проблемной ситуации: генерирование идей, оценку и выбор лучших идей: а) проблемное изложение; б) частично поисковый метод; в) метод мозгового штурма; г) метод проекта. Правильный ответ: в 2. Метод, предполагающий организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся, путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения: а) проблемное изложение; б) частично поисковый метод; в) исследовательский метод; г) метод проекта. Правильный ответ: в 3. Алгоритм процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания называется педагогической(-им): а) системой; б) процессом; в) концепцией; г) технологией. Правильный ответ: г 4. К достоинствам проблемного обучения относится: а) развитие мышления учащихся; б) большие затраты времени; в) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; г) учет индивидуальных особенностей учащихся. Правильный ответ: а 5. В основе проектной технологии лежит идея: а) Л.В. Занкова; б) Д. Дьюи; в) В.Ф. Шаталова; г) Т.И. Шамовой. Правильный ответ: б 6. Движущие силы развития личности – это: а) деятельность (активная); б) противоречия (внешние и внутренние); в) самосознание, саморазвитие; г) учение, труд, общение. Правильный ответ: б 7. Задачи обучения: а) воспитательные, образовательные и развивающие; б) коррекционные, организационные и общедидактические; в) организационно-методические и гносеолого-смысловые; г) внутренние и внешние. Правильный ответ: а 8. Определите требование личностного подхода: а) учет индивидуальных особенностей воспитанников; б) учет возрастных особенностей в воспитании; в) учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников в формировании личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций; г) участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания. Правильный ответ: в 9. К современным моделям организации обучения относят: а) только модели форм организации обучения; б) модели систем принципов, систем методов, форм, видов организации обучения; в) модели форм и методов организации обучения; г) модели видов и форм организации обучения. Правильный ответ: б 10. Подход, требующий целенаправленной активности личности, как условия ее развития а) этический; б) деятельностный; в) полисубъектный; г) системный. Правильный ответ: б 11. Компонентами педагогического процесса являются: а) цель, содержание, формы, средства, методы и приемы, результат; б) опыт педагога, его знания, личное воздействие; в) формирование отдельных качеств личности; г) мотивы, потребности, стимулы. Правильный ответ: а 12. Принцип дидактики, требующий учета в обучении личностного и умственного потенциала ученика: а) субъектности; б) стимулирования к активности; в) общественной направленности; г) учета индивидуальных и половозрастных особенностей; Правильный ответ: г 13. Правило: «Работая со всем классом, помнить о каждом ученике» относится к принципу: а) систематически и последовательности; б) сознательности и активности; в) учета индивидуальных особенностей детей; г) прочности и основательности. Правильный ответ: в 14. Метод обучения, опирающийся на ролевую организацию учебной деятельности: а) соревнование; б) деловая игра; в) ситуация успеха; г) познавательная игра. Правильный ответ: б 15. Проблемно-поисковый метод обучения: а) работа с учебником; б) взаимопроверка; в) написание сочинения; г) ученический проект. Правильный ответ: г ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Назовите вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой. Правильный ответ: 1) Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать? 2) Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать? 3) Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать? 2. Преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка – это … Правильный ответ: педагогическое взаимодействие 3. Профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания – это … Правильный ответ: педагогическая деятельность 4. Технология организации воспитательных взаимоотношений, состоящая в целеустремленном отборе и применении внешних факторов развития участников – это … Правильный ответ: педагогический процесс 5. Способы целенаправленной совместной деятельности учителя и учащихся, нацеленные на решение образовательных задач наглядными средствами – это … Правильный ответ: наглядные методы обучения 6. Учитель регламентирует учебный процесс, нагрузку, выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности в соответствии с принципом … Правильный ответ: учета возрастных особенностей 7. Специальная конструкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержанием, методами, средствами и видами деятельности – это … Правильный ответ: организационная форма педагогической деятельности 8. Что такое ориентировочная основа действий (ООД)? Правильный ответ: восприятие и самостоятельное формулирование условия задачи; анализ условия; воспроизведение или восполнение необходимых для решения знаний; формулировка гипотезы, прогнозирование процесса и результата; составление плана (проекта, программы решения) 9. Перечислите факторы, оказывающие влияние на выбор оптимальных методов обучения. Правильный ответ: цели и задачи обучения; содержание и методы определенной науки и темы; принципы обучения и позиция педагога; учебные возможности учеников; время; внешние условия; возможности учителей 10. Что лежит в основе деления уроков на типы? Правильный ответ: дидактическая цель 11. Какие бывают мотивы по видам деятельности? Правильный ответ: познавательные, социальные, утилитарные, коммуникативные, самореализации 12. Группа общедидактических методов обучения, в процессе применения которых преподаватель посредством слова, обращенного к учащимся, объясняет, закрепляет, активизирует в речи учебный материал – это … Правильный ответ: словесные методы обучения 13. Вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением – это … Правильный ответ: игровая технология 14. Целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования – это … Правильный ответ: технология проектной деятельности 15. Педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата – это … Правильный ответ: информационно-коммуникативная технология 16. Методы и приемы, ориентированные на формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция), требующихся для реализации жизнедеятельности любого индивида – это … Правильный ответ: технология развития критического мышления 17. Специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка – это … Правильный ответ: личностно-ориентированная технология обучения 18. Современные педагогические технологии должны быть результативными, оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения – в этом суть принципа … Правильный ответ: эффективности 19. Педагогическая технология, при которой обучающиеся работают с учебной программой, составленной из модулей – это … Правильный ответ: модульное обучение 20. Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру – это … Правильный ответ: нестандартный урок ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Один из основных показателей готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: а) готовность к профессиональному взаимодействию и обучению; б) профессиональная готовность; в) информационная готовность; г) повышенная готовность. Правильный ответ: б 2. Личность ребенка, имеющего особые образовательные потребности, на которого направлено изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной педагогике – это: а) предмет специальной педагогики; б) объект специальной педагогики; в) субъект специальной педагогики; г) объект общей педагогики. Правильный ответ: в 3. С какой целью в содержание специального образования включены специфические учебные предметы: а) для формирования представления о необходимом уровне образования; б) для преодоления последствий первичных нарушений развития; в) для организации индивидуального подхода к детям; г) специальные предметы не включаются. Правильный ответ: б 4. К основополагающим документам нормативно-правовой базы мирового сообщества в отношении лиц с ограниченными возможностями относятся: а) Декларация прав инвалидов (1971); б) Подпрограмма «Дети-инвалиды» Федеральной комплексной программы «Дети России»; в) Конвенция о правах ребенка (1989); г) Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971). Правильный ответ: а 5. Принцип 5 Декларации прав ребенка требует обеспечения детям неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении гарантированного права на: а) специальный режим; б) улучшение условий жизни; в) образование; г) заботу. Правильный ответ: авг 6. При данном варианте интеграции дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога: а) частичная интеграция; б) временная интеграция; в) полная интеграция; г) комбинированная интеграция. Правильный ответ: в 7. Типовая общеобразовательная программа: а) обеспечивает цензорный уровень ГОСО и типового учебного плана. Обучение по данной программе позволяет одинаково развивать ребенка с высоким познавательным процессом и «особым»; б) в результате ребенок получает образование, но по индивидуальному способу обучения некоторые предметы проходят в индивидуальном порядке, так как ребенок не может участвовать во всех учебных процессах в силу особенностей поведения; в) специальная коррекционная программа для детей, не владеющих базовым уровнем ГОСО; г) предполагает возможность включения каждого конкретного ребенка в индивидуализированное образование путем высокого стандарта, направленного без снижения уровня качества образования, но достижение этой степени осуществляется постепенно. Правильный ответ: а 8. Один из самых эффективных путей включения детей с ограниченными возможностями в систему общего образования? а) комбинированное образовательное учреждение; б) интеграциональное образовательное учреждение; в) дифференцированное образовательное учреждение; г) межнациональное образовательное учреждение. Правильный ответ: а 9. Сущность инклюзии: а) не оказывать давления на интегрированное обучение; б) жизнедеятельность и трудоспособность ребенка с ограниченными возможностями не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а, наоборот, обеспечиваются необходимыми требованиями общества, понимаемыми и учитываемыми обществом возможностями ребенка с отклонениями в развитии в) принятие и признание каждым членом общества интеграции детей с ограниченными возможностями в общество; г) полноценная готовность людей общества и социальной среды к восприятию и взаимодействию, общению ребенка с ограниченными возможностями. Правильный ответ: б 10. Мэйнстриминг – это: а) перепланировка и формирование школьных программ в соответствии с потребностями и возможностями всех детей; б) отсутствие изменения системы образования в соответствии с отклонениями в психологическом, физическом развитии ребенка, создание необходимых условий для них; в) в системе образования дети с ограниченными возможностями здоровья общаются со сверстниками на праздничных мероприятиях, через различные программы для досуга; г) уровень развития интеллекта, социальности. Правильный ответ: в 11. Основная мысль концепции Малофеева в системе инклюзивного образования: а) все дети получают образование; б) ребенку с особыми потребностями в образовании присущи все-условия, стимулирующие развитие, и любвеобильность; в) наиболее благоприятная среда для эффективного развития ребенка; г) быть ближе к общественной жизни, в которой ребенок живет на нормальном уровне. Правильный ответ: г 12. В инклюзивной школе состав учащихся классов должен быть: а) количество нормальных детей должно быть меньше; б) дети с нарушениями слуха и зрения должны находиться в одном классе; в) количество нормальных детей должно преобладать; г) дети с нарушением зрения должны сидеть за задней партой. Правильный ответ: в 13. Инклюзивное (включенное) образование обладает: а) ресурсами, направленными на установление равноправия обучающихся и их участие во всех действиях коллектива; б) способностью развивать способности всех учащихся; в) к возможностям повышения уровня интеллекта; г) возможность влияния на отношения детей и родителей. Правильный ответ: а 14. Возможности, которые предоставляет инклюзивное (включенное) образование: а) добиваться успехов в учебной деятельности; б) реализовать свои возможности; в) всем детям в полной мере участвовать в жизни общества; г) добиваться успехов в трудовой деятельности. Правильный ответ: в 15. Базовый компонент – это: а) задачи инклюзивного образования; б) компонент формирования инклюзивной компетентности учителя; в) интеграционное образование; г) организация инклюзивного образования Правильный ответ: б ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Способы обучения и развития детей, ориентированные на исправление различных дефектов их развития и создание условий продуктивного обучения, полноценного усвоения образовательной программы – это … Правильный ответ: коррекционные технологии 2. В трудах какого отечественного учёного, было впервые заложено теоретическое обоснование интегрированного обучения? Правильный ответ: Л.С. Выготского 3. Используются для проведения предварительной, текущей и итоговой диагностики особенностей сформированности всех показателей инклюзивной культуры педагогов – это методы … Правильный ответ: диагностики инклюзивной культуры педагогов 4. Интегративное личностное образование, обуславливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности обучающихся и обеспечивая включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения и создание условий для его развития и саморазвития – это … Правильный ответ: инклюзивная компетентность 5. Дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве называются … Правильный ответ: дети с ограниченными возможностями здоровья 6. Что подразумевает совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками? Правильный ответ: инклюзия 7. Где закреплена гарантия прав на получение равного, бесплатного и доступного образования? Правильный ответ: Конституции РФ 8. Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на основе которых строится его обучение разрабатывает … Правильный ответ: психолого-медико-педагогическая комиссия 9. Область педагогической науки, раскрывающая сущностные особенности, целевые ориентиры, механизмы и закономерности нового образования, ориентированного на равное включение в образовательный процесс каждого обучающегося, независимо от особенностей его развития – это … Правильный ответ: инклюзивная педагогика 10. Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц – это … Правильный ответ: адаптированная образовательная программа 11. Наука о закономерностях и особенностях развития лиц (детей и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, их воспитании, обучении и трудовой подготовке, социальной адаптации и реабилитации – это … Правильный ответ: дефектология 12. Физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития – это … Правильный ответ: дефект 13. Определение особенностей интеллектуального развития детей и их потенциальных возможностей к игровой деятельности, получению образования и общению с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста – это … Правильный ответ: педагогическое обследование 14. Наиболее распространенные критерии основания для классификации нарушений развития – это … Правильный ответ: причины, виды, последствия нарушений 15. Вид декоративно-прикладного искусства развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, края, страны, знакомит с искусством художественных ремесел, расширяет кругозор и речевой запас – это … Правильный ответ: ручной труд 16. Способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание, является следующим параметром внимания – это … Правильный ответ: устойчивость 17. Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма называется … Правильный ответ: компенсацией 18. Какое понятие имеется в виду, когда говорят об активном приспособлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям окружающей среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе? Правильный ответ: адаптация 19. Многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности – это … Правильный ответ: педагогическое общение 20. Следование общим примерам, эталонам, это одно из явлений групповой интеграции людей – это метод … Правильный ответ: подражания КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина | Педагогика: учебник | М. : Академия, 2011, 10 шт. | 10 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. С. Подымова и др. ; под ред. В. А. Сластенина. | Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для вузов | М. : Академия, , 2011 | |
Л2.2 | И. Ю. Кулагина | Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов | М.: Трикста, 2011 | |
Л2.3 | Корепанова, М. В. | Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для вузов | М. : Академия, , 2010 | |
Л2.4 | Зинченко В.П. | Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающегося обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова): учеб. пособие для вузо | Гардарики, 2002 | |
Л2.5 | под ред. З. И. Васильевой. | История педагогики и образования : учеб. пособие для высш. проф. образования | М. : Академия, 10 шт., 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Педагогика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине. |