МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.н., доцент, О.Н. Тихонова

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, О.П. Морозова

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов профессионально-педагогической направленности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен использовать профессиональные знания в педагогической деятельности, знать и применять методики преподавания дисциплин (модулей) по истории и обществознанию;
ОПК-6.1 Знает методы, приемы, организационные формы педагогической деятельности, основные педагогические технологии
ОПК-6.2 Умеет применять профессиональные знания в рамках педагогической деятельности с учетом возрастных характеристик обучающихся
ОПК-6.3 Владеет педагогическими технологиями, в рамках которых способен организовать эффективное освоение и усвоение содержания исторического знания
ПК-2Способен к планированию и осуществлению педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, к использованию и апробации специальных подходов к обучению истории и обществознанию
ПК-2.1 Знает базовый материал основных учебных дисциплин; нормативную базу, регулирующую деятельность образовательных учреждений; методику преподавания курса истории и обществознания в общеобразовательных организациях
ПК-2.2 Умеет проводить анализ нормативных документов, определяющих цели, содержание, структуру действующей системы исторического образования и применять их в практической деятельности; отбирать информацию к учебным занятиям, планировать их реализацию
ПК-2.3 Владеет основами педагогической деятельности на уровне применения их к преподаванию курсов истории и обществознания в общеобразовательной школе
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Знает базовый материал основных учебных дисциплин; нормативную базу, регулирующую деятельность образовательных учреждений; методику преподавания курса истории и обществознания в общеобразовательных организациях
ОПК-6.1: Знает методы, приемы, организационные формы педагогической деятельности, основные педагогические технологии
УК-9.1: Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2: Умеет проводить анализ нормативных документов, определяющих цели, содержание, структуру действующей системы исторического образования и применять их в практической деятельности; отбирать информацию к учебным занятиям, планировать их реализацию
ОПК-6.2: Умеет применять профессиональные знания в рамках педагогической деятельности с учетом возрастных характеристик обучающихся
УК-9.2: Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3: Владеет основами педагогической деятельности на уровне применения их к преподаванию курсов истории и обществознания в общеобразовательной школе
ОПК-6.3: Владеет педагогическими технологиями, в рамках которых способен организовать эффективное освоение и усвоение содержания исторического знания
УК-9.3: Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.5, Л1.1
1.2. Профессионально-педагогическая культура учителя. Профессиональное становление и развитие педагога. Сам. работа 4 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.5, Л1.1
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Педагогика в системе наук о человеке. Методология и методы педагогических исследований. Аксиологические основы педагогики. Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.5, Л1.1
2.2. Методология и методы педагогических исследований. Аксиологические основы педагогики. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.5, Л1.1
2.3. Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.4. Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. Практические 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.5. Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Теория обучения. Теория и методика воспитания.
3.1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы обучения. Современные дидактические концепции.Формы и методы обучения Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
3.2. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание базовой культуры личности. Общие методы воспитания. Практические 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
3.3. Содержание образования как основа базовой культуры личности Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
3.4. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитательные системы. Сам. работа 4 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
Раздел 4. Педагогические технологии и управление образовательными системами
4.1. Педагогические технологии и мастерство учителя. Технология конструирования педагогического процесса. Технология осуществления педагогического процесса. Технология педагогическогг общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
4.2. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Основные функции внутришкольного управления. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Инновационные процессы в образовании. Развитие професионально-педагогической культуры учителей. Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
4.3. Зачёт Зачет 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3080

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к планированию и осуществлению педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, к использованию и апробации специальных подходов к обучению истории и обществознанию

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в образовательной организации требованиям ФГОС:
а) государственный контроль качества образования;
б) государственный надзор в сфере образования;
в) выездные проверки, включающие тестирование обучающихся;
г) деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС не имеет отдельного названия.
Правильный ответ: а

2. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»:
а) является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования;
б) гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
в) обеспечивает качество подготовки специалистов;
г) обеспечивает право на равноценное образование.
Правильный ответ: а

3. В соответствии с требованиями ФГОС ООО составляющей итоговой оценки выпускника основной школы является оценка за выполнение и защиту проекта. Определите тип данного проекта:
а) индивидуальный;
б) социальный;
в) групповой;
г) игровой.
Правильный ответ: а

4. Разработка основной образовательной программы ООО относится к компетенции:
а) Министерства образования и науки РФ;
б) Департамента образования Вологодской области;
в) Учредителя образовательного учреждения;
г) образовательного учреждения.
Правильный ответ: г

5. В каком документе находит отражение характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности:
а) в рабочей программе;
б) в рабочем учебном плане;
в) в профессиональном стандарте;
г) в учебном издании.
Правильный ответ: в

6. Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава – это:
а) Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
б) Закон Российской Федерации «Об образовании»
в) Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
г) Федеральная целевая программа развития образования.
Правильный ответ: а

7. Содержание учебного предмета, планируемых результатов обучения и тематическое планирование представлено в:
а) примерных основных образовательных программах;
б) обновленных ФГОС;
в) примерных рабочих программах;
г) универсальном кодификаторе.
Правильный ответ: в

8. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) цели образовательного процесса;
б) методы образовательного процесса;
в) способы образовательного процесса;
г) аспекты образовательного процесса.
Правильный ответ: а

9. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования учителем предполагает выполнение следующих трудовых действий:
а) реализацию индивидуальной программы развития;
б) корректировку учебной деятельности с учетом неравномерности развития детей в силу различия условий дошкольного воспитания;
в) применение специальных языковых программ, программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения;
г) использование совместно с учащимися иноязычных источников информации.
Правильный ответ: авг

10. Этап планирования урока включает в себя такие взаимосвязанные стадии, как:
а) разработка дидактического аппарата;
б) установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций;
в) определение целей урока;
г) определение критериев эффективности урока.
Правильный ответ: абв

11. Выберите основные принципы, на которых базируется ФГОС:
а) преемственность;
б) развитие;
в) научность;
г) вариативность.
Правильный ответ: абг

12. В каком базовом документе ФГОС определена система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования?
а) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
б) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
в) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;
г) Послание Президента Федеральному Собранию.
Правильный ответ: б

13. Предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи, называется:
а) программой;
б) проектом;
в) алгоритмом;
г) технологией.
Правильный ответ: в

14. В плане урока вне зависимости от его оформления должны быть указаны:
а) содержание учебного материала;
б) пояснительная записка;
в) распределение часов на каждый учебную тему;
г) структура урока.
Правильный ответ: аг

15. Логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся, называется:
а) модулем;
б) разделом;
в) темой;
г) параграфом.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся – это …
Правильный ответ: учебный план

2. Методологической основой реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов второго поколения) является системно-деятельностный …
Правильный ответ: подход

3. Совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации и образовательного процессов и оценки образовательных результатов – это …
Правильный ответ: компетентностный подход

4. Тип урока, на котором реализуются межпредметные связи – это …
Правильный ответ: интегрированный урок

5. Документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности – это …
Правильный ответ: образовательная программа

6. Специально организованная взаимосвязанная деятельность учителя и учеников, которая происходит в установленном порядке, в определенном режиме – это формы …
Правильный ответ: организации учебной работы

7. Такие свойства и качества ребенка, как характер, темперамент, способности относят к …
Правильный ответ: индивидуальным особенностям

8. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся является …
Правильный ответ: движущей силой процесса обучения

9. Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения, как …
Правильный ответ: ситуационный

10. Международное соглашение о правах ребенка, провозглашенное Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций в 1989 году, называется …
Правильный ответ: Конвенцией о правах ребенка

11. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это …
Правильный ответ: технология

12. Педагогическая дисциплина, исследующая процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения – это методика …
Правильный ответ: обучения истории

13. Документ, который устанавливает требования к условиям содержания и организации обучения в школах – это …
Правильный ответ: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН)

14. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это …
Правильный ответ: учебник

15. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является …
Правильный ответ: базисный учебный план

16. Образовательные программы разрабатываются на основе …
Правильный ответ: образовательных стандартов

17. Основополагающие требования к организации и проведению образовательного процесса – это …
Правильный ответ: дидактические принципы

18. Созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения – это …
Правильный ответ: учебная программа

19. Приобретение определенной суммы знаний, навыков и умений, развитие духовных, физических и трудовых способностей, приобретение зачатков трудовых и профессиональных навыков – это …
Правильный ответ: цель образования

20. Способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий – это …
Правильный ответ: репродуктивный метод обучения

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен использовать профессиональные знания в педагогической деятельности, знать и применять методики преподавания дисциплин (модулей) по истории и обществознанию

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Метод, который предполагает создание проблемной ситуации: генерирование идей, оценку и выбор лучших идей:
а) проблемное изложение;
б) частично поисковый метод;
в) метод мозгового штурма;
г) метод проекта.
Правильный ответ: в

2. Метод, предполагающий организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся, путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения:
а) проблемное изложение;
б) частично поисковый метод;
в) исследовательский метод;
г) метод проекта.
Правильный ответ: в

3. Алгоритм процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания называется педагогической(-им):
а) системой;
б) процессом;
в) концепцией;
г) технологией.
Правильный ответ: г

4. К достоинствам проблемного обучения относится:
а) развитие мышления учащихся;
б) большие затраты времени;
в) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся;
г) учет индивидуальных особенностей учащихся.
Правильный ответ: а

5. В основе проектной технологии лежит идея:
а) Л.В. Занкова;
б) Д. Дьюи;
в) В.Ф. Шаталова;
г) Т.И. Шамовой.
Правильный ответ: б

6. Движущие силы развития личности – это:
а) деятельность (активная);
б) противоречия (внешние и внутренние);
в) самосознание, саморазвитие;
г) учение, труд, общение.
Правильный ответ: б

7. Задачи обучения:
а) воспитательные, образовательные и развивающие;
б) коррекционные, организационные и общедидактические;
в) организационно-методические и гносеолого-смысловые;
г) внутренние и внешние.
Правильный ответ: а

8. Определите требование личностного подхода:
а) учет индивидуальных особенностей воспитанников;
б) учет возрастных особенностей в воспитании;
в) учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников в формировании личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций;
г) участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания.
Правильный ответ: в

9. К современным моделям организации обучения относят:
а) только модели форм организации обучения;
б) модели систем принципов, систем методов, форм, видов организации обучения;
в) модели форм и методов организации обучения;
г) модели видов и форм организации обучения.
Правильный ответ: б

10. Подход, требующий целенаправленной активности личности, как условия ее развития
а) этический;
б) деятельностный;
в) полисубъектный;
г) системный.
Правильный ответ: б

11. Компонентами педагогического процесса являются:
а) цель, содержание, формы, средства, методы и приемы, результат;
б) опыт педагога, его знания, личное воздействие;
в) формирование отдельных качеств личности;
г) мотивы, потребности, стимулы.
Правильный ответ: а

12. Принцип дидактики, требующий учета в обучении личностного и умственного потенциала ученика:
а) субъектности;
б) стимулирования к активности;
в) общественной направленности;
г) учета индивидуальных и половозрастных особенностей;
Правильный ответ: г

13. Правило: «Работая со всем классом, помнить о каждом ученике» относится к принципу:
а) систематически и последовательности;
б) сознательности и активности;
в) учета индивидуальных особенностей детей;
г) прочности и основательности.
Правильный ответ: в

14. Метод обучения, опирающийся на ролевую организацию учебной деятельности:
а) соревнование;
б) деловая игра;
в) ситуация успеха;
г) познавательная игра.
Правильный ответ: б

15. Проблемно-поисковый метод обучения:
а) работа с учебником;
б) взаимопроверка;
в) написание сочинения;
г) ученический проект.
Правильный ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой.
Правильный ответ: 1) Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать? 2) Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать? 3) Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

2. Преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка – это …
Правильный ответ: педагогическое взаимодействие

3. Профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания – это …
Правильный ответ: педагогическая деятельность

4. Технология организации воспитательных взаимоотношений, состоящая в целеустремленном отборе и применении внешних факторов развития участников – это …
Правильный ответ: педагогический процесс

5. Способы целенаправленной совместной деятельности учителя и учащихся, нацеленные на решение образовательных задач наглядными средствами – это …
Правильный ответ: наглядные методы обучения

6. Учитель регламентирует учебный процесс, нагрузку, выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности в соответствии с принципом …
Правильный ответ: учета возрастных особенностей

7. Специальная конструкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержанием, методами, средствами и видами деятельности – это …
Правильный ответ: организационная форма педагогической деятельности

8. Что такое ориентировочная основа действий (ООД)?
Правильный ответ: восприятие и самостоятельное формулирование условия задачи; анализ условия; воспроизведение или восполнение необходимых для решения знаний; формулировка гипотезы, прогнозирование процесса и результата; составление плана (проекта, программы решения)

9. Перечислите факторы, оказывающие влияние на выбор оптимальных методов обучения.
Правильный ответ: цели и задачи обучения; содержание и методы определенной науки и темы; принципы обучения и позиция педагога; учебные возможности учеников; время; внешние условия; возможности учителей

10. Что лежит в основе деления уроков на типы?
Правильный ответ: дидактическая цель

11. Какие бывают мотивы по видам деятельности?
Правильный ответ: познавательные, социальные, утилитарные, коммуникативные, самореализации

12. Группа общедидактических методов обучения, в процессе применения которых преподаватель посредством слова, обращенного к учащимся, объясняет, закрепляет, активизирует в речи учебный материал – это …
Правильный ответ: словесные методы обучения

13. Вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением – это …
Правильный ответ: игровая технология

14. Целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования – это …
Правильный ответ: технология проектной деятельности

15. Педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата – это …
Правильный ответ: информационно-коммуникативная технология

16. Методы и приемы, ориентированные на формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция), требующихся для реализации жизнедеятельности любого индивида – это …
Правильный ответ: технология развития критического мышления

17. Специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка – это …
Правильный ответ: личностно-ориентированная технология обучения

18. Современные педагогические технологии должны быть результативными, оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения – в этом суть принципа …
Правильный ответ: эффективности

19. Педагогическая технология, при которой обучающиеся работают с учебной программой, составленной из модулей – это …
Правильный ответ: модульное обучение

20. Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру – это …
Правильный ответ: нестандартный урок

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Один из основных показателей готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:
а) готовность к профессиональному взаимодействию и обучению;
б) профессиональная готовность;
в) информационная готовность;
г) повышенная готовность.
Правильный ответ: б

2. Личность ребенка, имеющего особые образовательные потребности, на которого направлено изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной педагогике – это:
а) предмет специальной педагогики;
б) объект специальной педагогики;
в) субъект специальной педагогики;
г) объект общей педагогики.
Правильный ответ: в

3. С какой целью в содержание специального образования включены специфические учебные предметы:
а) для формирования представления о необходимом уровне образования;
б) для преодоления последствий первичных нарушений развития;
в) для организации индивидуального подхода к детям;
г) специальные предметы не включаются.
Правильный ответ: б

4. К основополагающим документам нормативно-правовой базы мирового сообщества в отношении лиц с ограниченными возможностями относятся:
а) Декларация прав инвалидов (1971);
б) Подпрограмма «Дети-инвалиды» Федеральной комплексной программы «Дети России»;
в) Конвенция о правах ребенка (1989);
г) Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971).
Правильный ответ: а

5. Принцип 5 Декларации прав ребенка требует обеспечения детям неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении гарантированного права на:
а) специальный режим;
б) улучшение условий жизни;
в) образование;
г) заботу.
Правильный ответ: авг

6. При данном варианте интеграции дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога:
а) частичная интеграция;
б) временная интеграция;
в) полная интеграция;
г) комбинированная интеграция.
Правильный ответ: в

7. Типовая общеобразовательная программа:
а) обеспечивает цензорный уровень ГОСО и типового учебного плана. Обучение по данной программе позволяет одинаково развивать ребенка с высоким познавательным процессом и «особым»;
б) в результате ребенок получает образование, но по индивидуальному способу обучения некоторые предметы проходят в индивидуальном порядке, так как ребенок не может участвовать во всех учебных процессах в силу особенностей поведения;
в) специальная коррекционная программа для детей, не владеющих базовым уровнем ГОСО;
г) предполагает возможность включения каждого конкретного ребенка в индивидуализированное образование путем высокого стандарта, направленного без снижения уровня качества образования, но достижение этой степени осуществляется постепенно.
Правильный ответ: а

8. Один из самых эффективных путей включения детей с ограниченными возможностями в систему общего образования?
а) комбинированное образовательное учреждение;
б) интеграциональное образовательное учреждение;
в) дифференцированное образовательное учреждение;
г) межнациональное образовательное учреждение.
Правильный ответ: а

9. Сущность инклюзии:
а) не оказывать давления на интегрированное обучение;
б) жизнедеятельность и трудоспособность ребенка с ограниченными возможностями не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а, наоборот, обеспечиваются необходимыми требованиями общества, понимаемыми и учитываемыми обществом возможностями ребенка с отклонениями в развитии
в) принятие и признание каждым членом общества интеграции детей с ограниченными возможностями в общество;
г) полноценная готовность людей общества и социальной среды к восприятию и взаимодействию, общению ребенка с ограниченными возможностями.
Правильный ответ: б

10. Мэйнстриминг – это:
а) перепланировка и формирование школьных программ в соответствии с потребностями и возможностями всех детей;
б) отсутствие изменения системы образования в соответствии с отклонениями в психологическом, физическом развитии ребенка, создание необходимых условий для них;
в) в системе образования дети с ограниченными возможностями здоровья общаются со сверстниками на праздничных мероприятиях, через различные программы для досуга;
г) уровень развития интеллекта, социальности.
Правильный ответ: в

11. Основная мысль концепции Малофеева в системе инклюзивного образования:
а) все дети получают образование;
б) ребенку с особыми потребностями в образовании присущи все-условия, стимулирующие развитие, и любвеобильность;
в) наиболее благоприятная среда для эффективного развития ребенка;
г) быть ближе к общественной жизни, в которой ребенок живет на нормальном уровне.
Правильный ответ: г

12. В инклюзивной школе состав учащихся классов должен быть:
а) количество нормальных детей должно быть меньше;
б) дети с нарушениями слуха и зрения должны находиться в одном классе;
в) количество нормальных детей должно преобладать;
г) дети с нарушением зрения должны сидеть за задней партой.
Правильный ответ: в

13. Инклюзивное (включенное) образование обладает:
а) ресурсами, направленными на установление равноправия обучающихся и их участие во всех действиях коллектива;
б) способностью развивать способности всех учащихся;
в) к возможностям повышения уровня интеллекта;
г) возможность влияния на отношения детей и родителей.
Правильный ответ: а

14. Возможности, которые предоставляет инклюзивное (включенное) образование:
а) добиваться успехов в учебной деятельности;
б) реализовать свои возможности;
в) всем детям в полной мере участвовать в жизни общества;
г) добиваться успехов в трудовой деятельности.
Правильный ответ: в

15. Базовый компонент – это:
а) задачи инклюзивного образования;
б) компонент формирования инклюзивной компетентности учителя;
в) интеграционное образование;
г) организация инклюзивного образования
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Способы обучения и развития детей, ориентированные на исправление различных дефектов их развития и создание условий продуктивного обучения, полноценного усвоения образовательной программы – это …
Правильный ответ: коррекционные технологии

2. В трудах какого отечественного учёного, было впервые заложено теоретическое обоснование интегрированного обучения?
Правильный ответ: Л.С. Выготского

3. Используются для проведения предварительной, текущей и итоговой диагностики особенностей сформированности всех показателей инклюзивной культуры педагогов – это методы …
Правильный ответ: диагностики инклюзивной культуры педагогов

4. Интегративное личностное образование, обуславливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности обучающихся и обеспечивая включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения и создание условий для его развития и саморазвития – это …
Правильный ответ: инклюзивная компетентность

5. Дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве называются …
Правильный ответ: дети с ограниченными возможностями здоровья

6. Что подразумевает совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками?
Правильный ответ: инклюзия

7. Где закреплена гарантия прав на получение равного, бесплатного и доступного образования?
Правильный ответ: Конституции РФ

8. Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на основе которых строится его обучение разрабатывает …
Правильный ответ: психолого-медико-педагогическая комиссия

9. Область педагогической науки, раскрывающая сущностные особенности, целевые ориентиры, механизмы и закономерности нового образования, ориентированного на равное включение в образовательный процесс каждого обучающегося, независимо от особенностей его развития – это …
Правильный ответ: инклюзивная педагогика

10. Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц – это …
Правильный ответ: адаптированная образовательная программа

11. Наука о закономерностях и особенностях развития лиц (детей и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, их воспитании, обучении и трудовой подготовке, социальной адаптации и реабилитации – это …
Правильный ответ: дефектология

12. Физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития – это …
Правильный ответ: дефект

13. Определение особенностей интеллектуального развития детей и их потенциальных возможностей к игровой деятельности, получению образования и общению с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста – это …
Правильный ответ: педагогическое обследование

14. Наиболее распространенные критерии основания для классификации нарушений развития – это …
Правильный ответ: причины, виды, последствия нарушений

15. Вид декоративно-прикладного искусства развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, края, страны, знакомит с искусством художественных ремесел, расширяет кругозор и речевой запас – это …
Правильный ответ: ручной труд

16. Способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание, является следующим параметром внимания – это …
Правильный ответ: устойчивость

17. Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма называется …
Правильный ответ: компенсацией

18. Какое понятие имеется в виду, когда говорят об активном приспособлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям окружающей среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе?
Правильный ответ: адаптация

19. Многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности – это …
Правильный ответ: педагогическое общение

20. Следование общим примерам, эталонам, это одно из явлений групповой интеграции людей – это метод …
Правильный ответ: подражания

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина Педагогика: учебник М. : Академия, 2011, 10 шт. 10
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. С. Подымова и др. ; под ред. В. А. Сластенина. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2011
Л2.2 И. Ю. Кулагина Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М.: Трикста, 2011
Л2.3 Корепанова, М. В. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2010
Л2.4 Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающегося обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова): учеб. пособие для вузо Гардарики, 2002
Л2.5 под ред. З. И. Васильевой. История педагогики и образования : учеб. пособие для высш. проф. образования М. : Академия, 10 шт., 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.