МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 220
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 220 220 220 220
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
кандидат культурологии, доцент, Е.И. Балакина

Рецензент(ы):
к.иск., зав.каф., доцент, Ю.В. Кирюшина

Рабочая программа дисциплины
История отечественной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель данного курса – создание целостной концепции истории русской культуры на протяжении X-XIX столетий.
Задачи:
1) формирование у студентов исторически конкретного представления об отечественной культуре как динамичной и целостной системе, разворачивающейся во времени.
2) развитие мировоззрения, соединяющего научность, культурный кругозор и духовный гуманистический потенциал;
3) понимание национальное своеобразие русской культуры и ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию;
ОПК-1.1 Знает: современные исторические и искусствоведческие факты, их описание, анализ и интерпретацию
ОПК-1.2 Умеет: выявлять авторский стиль, распознает проявление различных подходов к пониманию роли значения произведения искусства
ОПК-1.3 Владеет: навыками критического анализа произведений искусства
ОПК-4Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры;
ОПК-4.1 Знает: теорию и методологию истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.2 Умеет: применять навыки и методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.3 Владеет: способностью к реализации знаний истории искусства а также мировой художественной культуры в учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об истории русской культуры на протяжении X-XIX столетий. Иметь представление как о целостных культурно-исторических эпохах, так и отдельных, конкретных явлений культуры; о современных проблемах и задачах изучения истории культуры России, роль национальной культуры в формирования гражданской позиции
3.2.Уметь:
3.2.1.знать основные особенности становления и развития отечественной культуры; основные этапы развития культуры России;
содержание культурных идей, обуславливающих специфику российской культуры в различные исторические эпохи; круг основных историко-культурных памятников, необходимых для целостного представления о специфике культурного развития страны на всех исторических этапах;
уметь выявлять взаимосвязь отечественных культурных проблем; проводить содержательные параллели в историко-культурном процессе, находить исторические причины современных проблем культуры; более отчетливо видеть перспективы культурного развития страны;
формировать гражданскую позицию на основе знания основных этапов и закономерностей развития культуры России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками анализа произведений культуры. Владеть навыками анализа явлений культуры, принимая во внимание широкий историко-культурный контекст;
навыками формирования ценностей, этических ориентиров, целей личного и профессионального развития на основе понимания роли и значения национальной культуры России

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные подходы к изучению истории отечественной культуры.Тема 1. Феномен культуры, его границы и сущностные свойства. Тема 2. Человек и культура: взаимные притяжения
1.1. Онтологические основания культуры в отношениях человека и мира Лекции 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности изучения культуры и истории отечественной культуры Практикум. Практические 4 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Человек и культура: взаимные притяжения. Творческое задание "Зачем я пришёл в этот мир?" Сам. работа 4 18 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История культуры Древней и Средневековой Руси. Тема 3. Языческие традиции в культуре Древней Руси. Тема 4. Культура русского Средневековья
2.1. Художественная культура Руси X - XI вв. Сам. работа 4 36 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Русский храм как модель мира Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Русский храм как модель мира Сам. работа 4 34 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Отечественная культура Нового времени. Тема 5. Реформы Петра Первого и европейский вектор развития России. Редактировать Тема 6. Золотой век русской культуры
3.1. Культура русского барокко Сам. работа 4 32 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1
3.2. Культура эпохи Просвещения в России Сам. работа 4 36 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1
3.3. Художественная культура России XIX века Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Золотой век русской культуры Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Отечественная культура ХХ века. Русский Авангард: культура и искусство. Тема 8. Советская Отечественная культура
4.1. Культура России рубежа XIX-XX веков Сам. работа 4 31 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1
4.2. Отечественная культура и искусство советских лет Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Русская идея и её выражение в культуре и искусстве Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Сам. работа 4 33 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1: Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию;
ОПК-4: Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»?
А) Модерн
Б) Классика.
В) Возрождение
Г) Античность
Ответ: В
2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства:
А) архитектура
Б) икона
В) палех
Ответ: Б
3.Укажите истоки древнерусской иконописи:
А) Сирия
Б) Византия
В) Болгария
Г) Древний Рим
Ответ: Б
4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя:
А) Пантеон
Б) Парфенон
В) храм Артемиды
Ответ: Б
5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг?
А) архаика
Б) готика
В) ренессанс
Г) ампир
Ответ: Б
6. В каком веке Русь приняла христианство?
А)VI в.
Б) X в.
В) XI в.
Г) XII в.
Ответ: Б
7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения.
А) пирамиды
Б) дольмены
В) зиккураты
Г) мастабы
Ответ: Б
8.Кто автор иконы «Троица»?
А) Дионисий
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Феофан Грек
Ответ: В
9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато:
А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции
Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды
В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике
Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением
Ответ: Б
10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже:
А) «Тайная вечеря»
Б) «Мадонна Литта»
В) «Страшный суд»
Ответ: Б
11. Укажите мастеров исторического жанра живописи:
А) В. Тропинин
Б) В.Суриков
В) А. Куинджи
Г) П.Федоров
Ответ: Б
12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России:
А) О. Кипренский
Б) А.Саврасов
В) А. Бенуа
Ответ: Б
13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве?
А) Петру I
Б) А.С. Пушкину
В) Минину и Пожарскому
Г) Г.К. Жукову
Ответ :В
14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression?
А) восторг
Б) впечатление
В) восхищение
Ответ: Б
15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»?
А) натюрморт
Б) пейзаж
В) дизайн
Ответ: А
16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году.
А) И. Мартос
Б) В. Татлин
В) В. Мухина
Г) Е. Вучетич
Ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое живопись?
Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

2. Что такое фреска?
Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.

3. Что такое архитектура?
Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.

4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции?
Ответ: Собор Парижской Богоматери

5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве?
Ответ: романтизм.

6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников?
Ответ: Русский музей.

7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»?
Ответ: Пабло Пикассо

8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму.
Ответ: классицизм.

9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи ……
Ответ: Возрождения.

10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это?
Ответ: Мольберт.

11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-…
Ответ: колорит.

12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется ….
Ответ: Сюрреализм.

13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление
Ответ: импрессионизм.

14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра.
Ответ: графики.

15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"?
Ответ: медведица с тремя медвежатами

16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога?
Ответ: желтый.

17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик»
Ответ: Московский.

18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"?
Ответ: 13

19. Живопись на открытом воздухе это –
Ответ: пленэр

20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это
Ответ: мемориальный ансамбль

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов В. В. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров : СПбГУ. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2013. - 473 с., 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Культура РФ.Портал www.culture.ru
Э2 Электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к экзамену, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.