Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Профиль | Дизайн и современное искусство |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 220 | 220 | 220 | 220 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 252 | 252 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цель данного курса – создание целостной концепции истории русской культуры на протяжении X-XIX столетий. Задачи: 1) формирование у студентов исторически конкретного представления об отечественной культуре как динамичной и целостной системе, разворачивающейся во времени. 2) развитие мировоззрения, соединяющего научность, культурный кругозор и духовный гуманистический потенциал; 3) понимание национальное своеобразие русской культуры и ее место в системе мировой культуры и цивилизации; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию; |
ОПК-1.1 | Знает: современные исторические и искусствоведческие факты, их описание, анализ и интерпретацию |
ОПК-1.2 | Умеет: выявлять авторский стиль, распознает проявление различных подходов к пониманию роли значения произведения искусства |
ОПК-1.3 | Владеет: навыками критического анализа произведений искусства |
ОПК-4 | Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры; |
ОПК-4.1 | Знает: теорию и методологию истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры |
ОПК-4.2 | Умеет: применять навыки и методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры |
ОПК-4.3 | Владеет: способностью к реализации знаний истории искусства а также мировой художественной культуры в учебной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление об истории русской культуры на протяжении X-XIX столетий. Иметь представление как о целостных культурно-исторических эпохах, так и отдельных, конкретных явлений культуры; о современных проблемах и задачах изучения истории культуры России, роль национальной культуры в формирования гражданской позиции |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | знать основные особенности становления и развития отечественной культуры; основные этапы развития культуры России; содержание культурных идей, обуславливающих специфику российской культуры в различные исторические эпохи; круг основных историко-культурных памятников, необходимых для целостного представления о специфике культурного развития страны на всех исторических этапах; уметь выявлять взаимосвязь отечественных культурных проблем; проводить содержательные параллели в историко-культурном процессе, находить исторические причины современных проблем культуры; более отчетливо видеть перспективы культурного развития страны; формировать гражданскую позицию на основе знания основных этапов и закономерностей развития культуры России |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками анализа произведений культуры. Владеть навыками анализа явлений культуры, принимая во внимание широкий историко-культурный контекст; навыками формирования ценностей, этических ориентиров, целей личного и профессионального развития на основе понимания роли и значения национальной культуры России |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные подходы к изучению истории отечественной культуры.Тема 1. Феномен культуры, его границы и сущностные свойства. Тема 2. Человек и культура: взаимные притяжения | ||||||
1.1. | Онтологические основания культуры в отношениях человека и мира | Лекции | 4 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Особенности изучения культуры и истории отечественной культуры Практикум. | Практические | 4 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Человек и культура: взаимные притяжения. Творческое задание "Зачем я пришёл в этот мир?" | Сам. работа | 4 | 18 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. История культуры Древней и Средневековой Руси. Тема 3. Языческие традиции в культуре Древней Руси. Тема 4. Культура русского Средневековья | ||||||
2.1. | Художественная культура Руси X - XI вв. | Сам. работа | 4 | 36 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Русский храм как модель мира | Практические | 4 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Русский храм как модель мира | Сам. работа | 4 | 34 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Отечественная культура Нового времени. Тема 5. Реформы Петра Первого и европейский вектор развития России. Редактировать Тема 6. Золотой век русской культуры | ||||||
3.1. | Культура русского барокко | Сам. работа | 4 | 32 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Культура эпохи Просвещения в России | Сам. работа | 4 | 36 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Художественная культура России XIX века | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Золотой век русской культуры | Практические | 4 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Отечественная культура ХХ века. Русский Авангард: культура и искусство. Тема 8. Советская Отечественная культура | ||||||
4.1. | Культура России рубежа XIX-XX веков | Сам. работа | 4 | 31 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Отечественная культура и искусство советских лет | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Русская идея и её выражение в культуре и искусстве | Практические | 4 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Сам. работа | 4 | 33 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию; ОПК-4: Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры; ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»? А) Модерн Б) Классика. В) Возрождение Г) Античность Ответ: В 2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства: А) архитектура Б) икона В) палех Ответ: Б 3.Укажите истоки древнерусской иконописи: А) Сирия Б) Византия В) Болгария Г) Древний Рим Ответ: Б 4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя: А) Пантеон Б) Парфенон В) храм Артемиды Ответ: Б 5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг? А) архаика Б) готика В) ренессанс Г) ампир Ответ: Б 6. В каком веке Русь приняла христианство? А)VI в. Б) X в. В) XI в. Г) XII в. Ответ: Б 7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения. А) пирамиды Б) дольмены В) зиккураты Г) мастабы Ответ: Б 8.Кто автор иконы «Троица»? А) Дионисий Б) Симон Ушаков В) Андрей Рублёв Г) Феофан Грек Ответ: В 9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато: А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением Ответ: Б 10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже: А) «Тайная вечеря» Б) «Мадонна Литта» В) «Страшный суд» Ответ: Б 11. Укажите мастеров исторического жанра живописи: А) В. Тропинин Б) В.Суриков В) А. Куинджи Г) П.Федоров Ответ: Б 12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России: А) О. Кипренский Б) А.Саврасов В) А. Бенуа Ответ: Б 13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве? А) Петру I Б) А.С. Пушкину В) Минину и Пожарскому Г) Г.К. Жукову Ответ :В 14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression? А) восторг Б) впечатление В) восхищение Ответ: Б 15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»? А) натюрморт Б) пейзаж В) дизайн Ответ: А 16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году. А) И. Мартос Б) В. Татлин В) В. Мухина Г) Е. Вучетич Ответ: В ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1.Что такое живопись? Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. 2. Что такое фреска? Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке. 3. Что такое архитектура? Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы. 4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции? Ответ: Собор Парижской Богоматери 5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве? Ответ: романтизм. 6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников? Ответ: Русский музей. 7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»? Ответ: Пабло Пикассо 8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму. Ответ: классицизм. 9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи …… Ответ: Возрождения. 10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это? Ответ: Мольберт. 11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-… Ответ: колорит. 12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется …. Ответ: Сюрреализм. 13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление Ответ: импрессионизм. 14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра. Ответ: графики. 15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"? Ответ: медведица с тремя медвежатами 16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога? Ответ: желтый. 17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик» Ответ: Московский. 18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"? Ответ: 13 19. Живопись на открытом воздухе это – Ответ: пленэр 20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это Ответ: мемориальный ансамбль КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Касьянов В. В. | ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ильина Т. В. | История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров : | СПбГУ. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2013. - 473 с., 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Горелов, А. А. | История русской культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Культура РФ.Портал | www.culture.ru | ||
Э2 | Электронный курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к экзамену, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточная аттестация. Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |