МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки03.04.02. Физика
ПрофильФизика наносистем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_04_02_Физика_ФН-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат.наук, доцент кафедры общей и экспериментальной физики, Андрухова Татьяна Витальевна

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент кафедры информационной безопасности, Мансуров Александр Валерьевич

Рабочая программа дисциплины
Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 03.04.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 914)

составлена на основании учебного плана:
03.04.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 27.06.2023 г. № 10/2022-2023
Срок действия программы: 20232025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Плотников Владимир Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 27.06.2023 г. № 10/2022-2023
Заведующий кафедрой Плотников Владимир Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Совершенствование знаний, пониманий и умений, необходимых магистрантам для исследования и самостоятельного построения современного научного знания, в частности, при проведении научного исследования: систематизировать знания о методологии научного исследования; сформировать понятийный аппарат в области методологии и техноогии научного исследования; раскрыть методологический аппарат научного исследования выделить особенности, методы и методики научного исследования; организовать работу по выполнению, самооценке и взаимооценка заданий, связанных с построением научного аппарата исследования.
Овладение знаниями о законах, принципах, понятиях, терминологии, содержании, специфических особенностях организации и управлении научными исследованиями.
Формирование у студентов знания, умения и для самостоятельного выполнения научных исследований и организации научно-исследовательской деятельности.
Формирование компетенций, позволяющих написать, оформить и подготовить к защите диссертационное исследование (магистерскую диссертацию).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основы, определяющие содержание процесса организации научного исследования;
функции научного исследования;
общую логику и структуру научного исследования;
классификацию методов научного исследования и основные научные требования к нему;
способы обработки и представления научных данных;
творческие закономерности научно-исследовательской деятельности;
основные стратегии поискового и информационного поведения;
алгоритмы библиографического и информационного поиска;
критерии оценки научной информации;
основные требования, предъявляемые к оформлению научных работ, включая цитирование и списки использованной литературы;
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать теоретические источники научной информации;
эффективно применять комплекс методов эмпирического исследования;
анализировать, обобщать и интерпретировать эмпирические данные, полученные в ходе экспериментального исследования;
оформлять и визуализировать результаты научного исследования соответствии с ГОСТами и иными требованиями;
составлять, оформлять и защищать отчеты;
законно и этично оформлять цитирования и иные заимствования;
устанавливать с применением программного обеспечения наличие плагиата в тексте;
различать плагиат, автоплагиат и корректные заимствования;
строго, регламентированно планировать этапы организации и осуществления диссертационного исследования;
пользоваться инструментами библиографического и информационного поиска;
определять качество научной информации интернет-источников;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами научного исследования в предметной сфере;
способами осмысления и критического анализа научной информации;
навыками совершенствования и развития своего научного потенциала;
категориально-понятийным аппаратом научного исследования;
методикой проведения теоретического и эмпирического научного исследования;
основами научной этики;
методологией и методами научно-исследовательской деятельности;
сновами научного цитирования;
стилистикой научного текста, выработать научный язык и научный стиль изложения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы научного исследования
1.1. Введение. Наука и ее роль в современном обществе Лекции 1 1 УК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Организация процесса научного исследования
2.1. Методические основы научных исследований Лекции 1 2 УК-1 Л2.1, Л2.2
2.2. Организация научных исследований Лекции 1 2 УК-1 Л2.1, Л2.2
2.3. Технология научных исследований Лекции 1 2 УК-1 Л2.1, Л2.2
2.4. Организация процесса научного исследования Практические 1 4 УК-1 Л2.1, Л2.2
2.5. Организация процесса научного исследования Сам. работа 1 10 УК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Интеллектуальная собственность
3.1. Изобретения и полезные модели. Промышленные образцы и товарные знаки Лекции 1 2 УК-1 Л2.1, Л2.2
3.2. Авторское право и смежные права.Основные положения охраны объектов интеллектуальной собственности Лекции 1 2 УК-1 Л2.1, Л2.2
3.3. Интеллектуальная собственность Практические 1 4 УК-1 Л2.1, Л2.2
3.4. Интеллектуальная собственность Сам. работа 1 10 УК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Основы научного творчества
4.1. Истоки творчества. Основные аспекты процесса творчества. Лекции 1 2 УК-1 Л2.1, Л2.2
4.2. Основы научного творчества Практические 1 4 УК-1 Л2.1, Л2.2
4.3. Основы научного творчества Сам. работа 1 20 УК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Основы изобретательства. Основы инновационной деятельности
5.1. Основные понятия в инженерном творчестве Лекции 1 0 УК-1 Л2.1, Л2.2
5.2. Методы инженерного творчества Лекции 1 0 УК-1 Л2.1, Л2.2
5.3. Основы изобретательства. Основы инновационной деятельности Практические 1 3 УК-1 Л2.1, Л2.2
5.4. Основы изобретательства. Основы инновационной деятельности Сам. работа 1 10 УК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Эмпирический этап. Опытно-экспериментальная работа
6.1. Математическая теория эксперимента Лекции 1 1 УК-1 Л2.1, Л2.2
6.2. Обработка результатов исследования Лекции 1 1 УК-1 Л2.1, Л2.2
6.3. Эмпирический этап. Опытно-экспериментальная работа Сам. работа 1 10 УК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Результаты исследования
7.1. Представление результатов исследования Лекции 1 1 УК-1 Л2.1, Л2.2
7.2. Научно-техническое творчество. Анализ и оформление результатов научных исследований Лекции 1 2 УК-1 Л2.1, Л2.2
7.3. Результаты исследования Сам. работа 1 10 УК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Этика науки
8.1. Этика нуки Лекции 1 2 УК-1 Л2.1, Л2.2
8.2. Этика нуки Практические 1 1 УК-1 Л2.1, Л2.2
8.3. Этика нуки Сам. работа 1 2 УК-1 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8828.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отличительными признаками научного исследования являются:
а) целенаправленность
б) поиск нового
в) систематичность
г) строгая доказательность
д) все перечисленные признаки
ОТВЕТ: д
2. Основная функция метода:
а) внутренняя организация и регулирование процесса познания
б) поиск общего у ряда единичных явлений
в) достижение результата
ОТВЕТ: а
3. _____________ - это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.
а) метод
б) принцип
в) эксперимент
г) разработка
ОТВЕТ: а
4. _____________ - это учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.
а) методология
б) идеология
в) аналогия
г) морфология
ОТВЕТ: а
5. Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:
а) философские
б) общенаучные
в) частнонаучные
г) дисциплинарные
д) определяющие
ОТВЕТ: д
6. В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:
а) наблюдение
б) эксперимент
в) сравнение
г) формализация
ОТВЕТ: г
7. Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Из представленного к ним НЕ относится:
а) опытная проверка гипотез и теорий
б) формирование новых научных концепций
г) заинтересованное отношение к изучаемому предмету
ОТВЕТ: в
8. К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:
а) анализ
б) синтез
г) абстрагирование
д) эксперимент
ОТВЕТ: г
9. Замысел исследования – это…
а) основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
б) литературное оформление результатов исследования
в) накопление фактического материала
ОТВЕТ: а
10. Наука выполняет функции:
а) гносеологическую
б) трансформационную
в) гносеологическую и трансформационную
ОТВЕТ: в
11. При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:
а) структурный
б) организационный
в) функциональный
г) структурный, организационный и функциональный
ОТВЕТ: г
12. Исходя из результатов деятельности, наука может быть:
а) фундаментальная
б) прикладная
в) в виде разработок
г) фундаментальная, прикладная и в виде разработок
ОТВЕТ: г
13. Научно-техническая политика в развитии науки может быть:
а) фронтальная
б) селективная
в) ассимиляционная
г) фронтальная, селективная и ассимиляционная
ОТВЕТ: г
14. Главными целями научной политики в системе образования являются:
а) подготовка научно-педагогических кадров
б) совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса
в) совершенствование планирования и финансирования научной деятельности
г) все перечисленные цели
ОТВЕТ: а
15. Главным источником финансирования научно-исследовательских работ в вузах являются:
а) местный бюджет
б) федеральный бюджет
в) внебюджетные средства
ОТВЕТ: в
16. Методика научного исследования представляет собой:
а) систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
б) систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов
в) совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности
г) способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений
д) все перечисленные определения
ОТВЕТ: д
17. В формировании научной теории важная роль отводится:
а) индукции и дедукции
б) абдукции
в) моделированию и эксперименту
г) всем перечисленным инструментам
ОТВЕТ: г
18. Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это …
а) научное направление
б) научная теория
в) научная концепция
г) научный эксперимент
ОТВЕТ: а
19. Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:
а) анализ
б) синтез
в) индукция
г) дедукция
ОТВЕТ: б
20. Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:
а) наблюдение
б) эксперимент
в) аналогия
г) синтез
ОТВЕТ: в
21. Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?
а) прикладные науки
б) фундаментальные науки
в) технические науки
г) естественные науки
ОТВЕТ: а
22. Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется…
а) научная теория
б) научная практика
в) научный метод
г) научное исследование
ОТВЕТ: г
23. Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?
а) целенаправленность
б) поиск нового
в) бессистемность
г) доказательность
ОТВЕТ: в
24. Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?
а) целенаправленность
б) поиск нового
в) систематичность
г) бездоказательность
ОТВЕТ: г
25. Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний?
а) подготовительный
б) творческий
в) исследовательский
г) заключительный
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Проанализируйте статью в журнале на ваше усмотрение (5 этапов анализа научной статьи) ____________________________________________________________
2. Прочитайте текст. Подумайте, на какие смысловые части(абзацы) их можно разделить. Выделите информационные центры в абзацах. Поставьте и запишите вопросы к ним:___________
3. Составьте план информационного текста (текст на ваш выбор):______________________________________________
4. Прочтите статью (на ваш выбор) из любого журнала (по профилю подготовки) и самостоятельно составьте аннотацию.________________________________
5. Классификация наук: различные варианты. ВАК России и классификация научных специальностей._________________________________________
6. ВАК России, ее состав, функции и полномочия. _____________________________________
7. Виды научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования.______________________________________
8. Наука: определение, особенности. Три аспекта науки. Метод науки, его структура.______________________________________
9. Органы государственного регулирования НИР в Российской Федерации. Министерства образования и науки России. __________________________________
10. Эмпирический уровень научных исследований. ______________________________________
11. Метод и методология науки. _________________________________
12. Субъекты и принципы научной деятельности в России. _________________________________
13. Теоретический уровень научных исследований: содержание и особенности. ________________________________
14. Моделирование изучаемых объектов. Модели как объект исследования. Классификация моделей. ______________________________
15. Системный подход в науке. Системы и подсистемы. Виды систем.__________________________
16. Функции и права работников науки. Критерии работников научных организаций.__________________________
17. Научные исследования, их особенности и результаты. Виды научных исследований.______________________________
18. Подготовка докторов наук. Формы подготовки. Докторские диссертации.______________________________________
19. Государственные академии наук, их правовой статус, функции полномочия. РАМН. РАСХН: история, реформирование._____________________________________
20. Аспирантура, соискательство и подготовка кандидатов наук. Аспирантура, ее виды и порядок поступления. Обучение в аспирантуре, его структура. Порядок подготовки и защиты кандидатских диссертаций.________________________________________
19. Ученые звания в Российской Федерации. Порядок присвоения ученых званий. Российская академия наук: история создания нормативно-правовой статус. Российская академия наук (РАН). Органы управления РАН. Организационная структура РАН.Отделения РАН. Научные центры РАН.____________________________________
20. Диссертационные советы. Порядок их создания и функционирования, состав Советов._________________________________________
21. Научные организации, их особые признаки и виды.Вузы как научные организации. Университеты. Виды высших учебных заведений в Российской Федерации.__________________________

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1. Какие основные подходы к научным исследованиям вам известны?
2. Назовите наиболее важные функции науки.
3. Какова роль науки в современном обществе?
4. Что является центром развития общества?
5. В чем заключается специфика современных технологий?
6. Какие противоречия в науке и практике вам известны?
7. Охарактеризуйте сферы взаимодействия науки и нравственности.
8. Каковы социальные функции науки?
9. Какова роль науки в современном образовании?
10. Какие виды методов управления научными исследованиями вам известны?
11. Перечислите основные принципы организации и управления научным коллективом.
12. Что такое конфликт? Какие психологические аспекты взаимоотношения руководителя и подчиненного вам известны?
13. Как сотрудник может повысить свою работоспособность?
14. Как сплотить научный коллектив?
15. Назовите наиболее распространенную структуру научного подразделения.
16. Что такое научный коллектив? Что может навредить деятельности научного коллектива?
17. Расскажите о теоретических исследованиях. В чем заключается различие между эмпирическим и теоретическим знанием?
18. Модели теоретического исследования.
19. Какова роль эксперимента в научном исследовании? Какие виды экспериментов вы знаете?
20. В чем суть вычислительного эксперимента?
21. Что в себя включает план эксперимента? Как планируется эксперимент?
22. Что такое измерение? Его виды.
23. Как организовать рабочее место экспериментатора?
24. Что такое патент?
25. Что может являться объектом изобретения?
26. Что можно отнести к веществам как объектам изобретения?
27. Какие изобретения не могут быть признаны патентоспособными?
28. Какие условия патентоспособности полезной модели вам известны?
29. Что такое патентный поиск? Как осуществлять патентный поиск? Каковы цели патентного поиска? Какие виды патентного поиска вам известны?
30. Что такое диссертация и магистерская диссертация?
31. Как происходит построение гипотезы?
32. Какие требования предъявляются к определению темы?
33. Какова структура магистерской диссертации?
34. Что такое объект и предмет научного исследования?
35. Как оценить научную новизну исследования?
36. Что входит в основную часть диссертации?
37. Чем характеризуются научные положения?
38. Какие основные характерные черты аргументации вам известны?
39. Сколько глав включает диссертация? Какова их структура?
40.. Какие виды совокупности измерений вам известны?
41. Что такое доверительная вероятность измерения?
41. Как определить минимальное количество измерений?
42. Какие задачи у теории измерений?
43. Расскажите о методе проверки эксперимента на точность?
45. Расскажите о методе проверке эксперимента на достоверность?
46. В чем заключается проверка эксперимента на воспроизводимость результатов?
47. Как вычислить критерий Кохрена?
48. Какие методы графической обработки результатов измерений вызнаете?
49. Как оформляются результаты научного исследования?

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Научная публикация - статья (РИЕЦ, ВАК)/тезисы доклада на конференции/заявка на патент.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Мартынова, А. А. Щербинин Информационное обеспечение профессиональных коммуникаций: методика создания научной статьи [ Текст : электронный]. Режим доступа: для авториз. пользователей.: учебное пособие Кемерово : КемГИК, 2018
Л2.2 З. А. Демченко, В. Д. Лебедев, Г. Д. Мясищев Методология научно-исследовательской деятельности (направление подготовки 15.03.02 и 15.04.02 «Технологические машины и оборудование») [Текст : электронный]/ Режим доступа: для авториз. пользователей.: учебно-методическое пособие Архангельск : САФУ, 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методология и технологии научно-исследовательской деятельности 03.04.02 Физика_ИЦТЭФ portal.edu.asu.ru
Э2 Введение в механику деформируемого твёрдого тела (Introduction to the mechanics of deformable solids) www.coursera.org
Э3 Квантовые вычисления (Quantum computing) www.coursera.org
Э4 Структура презентации технологических и инвестиционных проектов www.coursera.org
Э5 Управление инновационными проектами www.coursera.org
Э6 Технологическое предпринимательство www.coursera.org
Э7 «Стартап: как вырасти в успешный бизнес» www.coursera.org
Э8 Практики цифровой трансформации www.coursera.org
Э9 Стартап в условиях открытых инноваций www.coursera.org
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
003К лаборатория физики материалов и сплавов, контроля качества материалов и конструкций - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 5 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. Блок БАА 2-95; Блок БГА-94; Блок БПА2-97; Блок БПС-591; Блок БСА2-95; Блок БТЭ2-90; Блок БУМ 2-90; Блок БУМ2-94; Блок БУП2-93; Блок БУС2-97; Блок БУЦ 2-96; Блок БУЦ2-90; Блок ВРТ-2000; блок питания БНН-151; вакуумметр; весы аналитические типа Метлер; вольтметр В7-16А; генератор Г6-27; генератор ИЛГН-705; генератор ИЛГН-705; датчик КВ-11; датчик КД-39; датчик КД-39; датчик КД-39 (8 шт.); датчик КД10/01 (4 шт.); датчик КД35 (5 шт.); датчик КО 32/01 (4 шт.); датчик КО45 (4 ш.); датчик колебаний КВ-11/01 (2 шт.); датчик колебаний КР-45/01; динамометр ДОС; динамометр ДОС-01; динамометр ДОС-03; динамометр ДОС-05; дозиметр "Квант 303И"; измеритель И2-23; измеритель ИМП-2; измеритель Ш1-1; источник питания УИП-1; комплект тензометров; латр; машина шлифовальная ПШ-1мц; нановольтметр 233; насос 2НВР-5 Дм; осциллограф С1-70; очки для газосварщика Ультравижин панорамные 9301; потенциометр КСП-4 (4 шт.); прибор ВУП-4 (2 шт.); прибор КСП -4; регулятор постоянного напряжения "Statro (2 шт.); самописец Н307-1; сосуд Дьюара; стабилизатор 4205 (3 шт.); твердомер Бринель ИТ 5010; тензоусилитель; тензоусилитель "Топаз-3-01"; термошкаф ВСУ 100 с подвеской; тиски; усилитель У2-8 (3 шт.); холодильник "Юрюзань"; цифропечатающее устройство Ф5033К; учебные наглядные пособия: "Рентгеноструктурные методы исследования в физике конденсированного состояния"; "Статистический анализ микроструктуры поверхности сканирующим зондовым микроскопом"; "Компьютерная обработка данных рентгеновской дифрактометрии"
315К лаборатория спектрального анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; генератор сигналов низкочастотный Г3-112; двухкоординатный самописец ЭНДИМ 62201; измеритель ОСИСМ; комплект КСВУ-23 (МДР-23); модулятор МЛ-102; монохроматор МУМ; монохроматор МУМ-2; монохроматор МУМ-2; осциллограф ЕО - 213; осциллограф ЕО-213; осциллограф ЕО-213; прибор ИЛД-2; самописец "Эндим"; самописец "Эндим"; самописец 02060; фотометр отражения ФО-1 УХЛ-4-2; экспозиметр коротких импульсов ЭКН (ЭКИ); бак эм.; блок питания Б5-44а; весы торсионные ВТ-500; Вольтметр В7-16; Генератор Г5-54; Источник высокочастотный TV-2; Источник питания "Агат"; Источник питания Статрон 3221; Лаб.стабилиз.источник питания ТЕС-18 НТР; Лаб.Энергетические временные и пространс; Лампа настольная; Микроскоп МБС-10; Микрофотометр ИФО-451; Монохроматор СДМС; Монохроматор УМ-2; Осциллограф ЕО-211; Осциллограф С1-48Б; Спектрофотометр СФ - 18; Стабилизатор 3217; Усилитель VL-103; Усилитель VL-103; Усилитель VL-103; Усилитель У5-9; Фотометр ФМП-02; Фотометр ФОУ-1; Учебные наглядные пособия: "Лабораторный практикум по оптике и лазерной физике в медицине"; "Оптика и лазерная физика в медицине. Оптические квантовые генераторы. Медицинские лазерные системы".
002К лаборатория физического материаловедения - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. лазер ЛТИ502; лазер ЛТН-103; лазерная установка HTS 300; микроскоп металлографический Метам РВ-23; микроскоп НЕОФОТ -32; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД; насадка для микроскопа VEC-535 цветная в/к ПЗС-матрица 1/1,8" 1700ТВ лин 1,0Iuх; ноутбук Acer TM424WXMi Cel-M(380) 1,6GHz/14,1" WXGA/512Mb/60Gb/DVD-RW/LAN/Wlan b; оптико-электронная система (сканирующий зондовый микроскоп) Солвер Некст; проектор: Epson EMP-TW10H (V11H164040); системный блок Celeron 1000/128/FDD/HDD; системный блок P IV - 1800 Celeron/ 256 Mb/60 Gb/AGP 32/CD/Net/SB/SPK; термостат; установка "Дрон-3"; блок БВЦ 97-04; блок БГА-2-97; блок БПВ2-90; блок Д3У2-91; блок питания БНН-43; блок УВЦ-2-95; вакуумный пост универсальный ВУП-5; компьютер Intel Core i3-4160 3600MHz/HDD 1Tb/DDR3 DIMM 16Gb(2x8Db); компьютер Intel Core i3-4160 3600MHz/HDD 1Tb/DDR3 DIMM 16Gb(2x8Db); компьютер Intel Pentinm G3420 3200 MHz/DDR3 DIMM 4Gb/монитор 22"LG 22MP55HQ-P; компьютер Intel Pentinm G3420 3200 MHz/DDR3 DIMM 4Gb/монитор 22"LG 22MP55HQ-P; компьютер Intel Pentium G3420 3200MHz 3Mb/DDR3 DIMM 4Gb/монитор 22"LG 22MP55HQ-P; компьютер Intel Pentium G3420 3200MHz 3Mb/DDR3 DIMM 4Gb/монитор 22"LG 22MP55HQ-P; компьютер Intel Pentium G3420 3200MHz3Mb/DDR3 DIMM 4Gb/монитор 22"LG 22MP55HQ-P; микрокомпьютер Tandy 1000HX; монитор 15" RoverScan 115GS 0.28 TCO95; монитор 15" Samsung 550 S.28; монитор 17" Philips TFT; ноутбук ASUS BU401LG 14"HD,Ci7-4500U, 8192Mb,1Tb,GT730M-2Gb,WiFi, BT, Cam, W8Pro; ноутбук Asus K50IN (2,2GHz/4Gb/320Gb/DVD-RW/Bluetooth/факс-модем/веб камера; преобразователь акустической эмиссии; прибор АМА-0,2ф1; принтер HP LJ 1150; самописец 62201; система магнетронного напыления МАГ-2000; системный блок Celeron 733 INTEL; системный блок P - IV 3000MHz/Плата ЛА-2USB/АЦП ЛА-н150-14PCI; сканер HP SJ 6300; сканер ч/б; спектрофонометр 6ф-20; усилитель напряжения сигналов преобразователей акустической эмиссии; учебные наглядные пособия: "Лабораторные работы по физическому материаловедению"; "Специальный физический практикум по сканирующей зондовой микроскопии"" "Специальный физический практикум. Акустическая эмиссия в физике конденсированного состояния"
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины