МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в религиоведческую науку

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н, Доцент, Н.С. Дворянчикова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Введение в религиоведческую науку

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение различных аспектов развития религии как социокультурного феномена общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
ОПК-1.1 Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации
ОПК-1.2 Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности
ОПК-1.3 Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции
ПК-1Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения
ПК-1.1 Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2 Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
ПК-1.3 Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.2. Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.1. Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации;
ПК-1.1. Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2. Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности;
ОПК-1.3. Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции
ПК-1.3. Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религия как культурно-исторический феномен
1.1. Формирование религиоведения как научной дисциплины Лекции 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Формирование религиоведения как научной дисциплины Сам. работа 1 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.3. Научное осмысление генезиса и эволюции религии Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.4. Научное осмысление генезиса и эволюции религии Сам. работа 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.5. Проблема определения религии Лекции 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.6. Научное осмысление генезиса и эволюции религии. Психологические концепции Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.7. Научное осмысление генезиса и эволюции религии. Психологические концепции Сам. работа 1 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.8. Научное осмысление религии Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.9. Научное осмысление религии Сам. работа 1 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.10. Классификации религиоведческих дисциплин в истории науки Лекции 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Роль религиозного института в обществе
2.1. Функционирование религии в обществе Практические 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.2. Функционирование религии в обществе Сам. работа 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Религия и формы ее организации Лекции 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Религия и формы ее организации Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Религия и формы ее организации Сам. работа 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6867

ОПК-1 Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения

1. Кто является видным исследователем чукотско-камчатских языков, культуры и религии севера?
А) В.Г. Богораз
Б) А.З. Штейнберг
В) Е.М. Мелетинский
Г) Э. Тайлор
Ответ: а
2. Какому исследователю принадлежит высказывание: «Таким образом, если в диахроническом аспекте различия между мифом и сказкой очевидны, особенно при сравнении исторически крайних форм, то в синхроническом плане эти различия гораздо более зыбки из-за текучести восприятия текста самими носителями фольклора…»
А) Н.И. Харузин
Б) В.Г. Богораз
В) Д.С. Аничков
Г) Е.М. Мелетинский
Ответ: Г
3. Какому исследователю принадлежит подход к определению религии: «каждая религия характеризуется наличием оппозиции или противопоставления сакрального/профанного (в религиозной системе есть четкое деление на мир священного и есть мир мирской обыденности)».

А) М. Элиаде
Б) Э. Дюркгейм
В) М. Вебер
Ответ: Б
4. Осмыслением мировоззренческих вопросов религии занимается:
А) философии религии
Б) феноменологии религии
В) психологии религии
Г) социологии религии
Ответ: а
5. Для какого подхода характерно утверждение, что «развитие религии представляется как путь, ведущий от магии к таким элементарным формам религии, как анимизм, тотемизм, фетишизм и только позднее — к вере в личное высшее духовное существо»:
А) теологического
Б) атеистического
В) структурно-функционального
Г) эволюционистского
Ответ: г
6. Обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы
а) посвящение
б) инициация
в) просвещения
г) хиротонии
Ответ: б

7. Кто из учёных определял «секты», стоящие на позициях неприятия и осуждения «мира», находят опору в низших социальных слоях, тогда как «церкви», благословляющие существующие порядки, — в высших и средних:
а) Трёльчу
б) Баховену
в) Джемсу
Ответ: А

8. Предназначение религиозных символов, по мнению мыслителя Юнга, изложенного им в работе «Архетип и символ»
а) выделять священнослужителей среди мирян
б) придавать смысл человеческой жизни
в) сплачивать людей вокруг Церкви
Ответ: б

9. Обнародованные в 1517 г. 95 тезисов против злоупотреблений католической церкви принадлежали перу
А) Т. Мюнцера
Б) М. Лютера
В) Д. Смита
Г) У. Цвингли
Ответ: б
10. Какой подход позволяет рассматривать религию как сохраняющийся в той или иной форме специфически человеческий феномен:
а) Конта
б) Вебера
в) Дюркгейма
Ответ: в
11. Автором какой книги является Вебер:
а) «Два источника морали и религии»
б) «Хозяйство и общество»
в) «Социальные учения христианских церквей и групп»
Ответ: б
12. Какой теорией является теория происхождения религии, возводимая античной традицией к Демокриту, объясняющая происхождение религии страхом перед естественными силами природы:
а) антропологическая
б) гносеологическая
в) психологическая
Ответ: в
13. Под свободой совести понимается
А) Государственная атеистическая политика
Б) Право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой
В) Отделение церкви от государства
Г) Запрет устанавливать привилегии на основании вероисповедания
Ответ: б
14. Совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей и явления с помощью определенных символических действий, называется
А) Магия
Б) Тотемизм
В) Аниматизм
Г) Фетишизм
Ответ: а
15. Кто называл «логикой партиципации» особое магическое мышление, представление о том, что все связано друг с другом, лежащее в основе магического действия:
а) Баур
б) Леви-Брюль
в) Ренан
Ответ: Б

1. Тиллих рассматривал культуру в качестве:
Ответ: символического языка религии
2. Анализ «концепции мира у ветхозаветных пророков» осуществлен
Ответ: Фроммом
3. В античной философии он был первым, кто положил начало концепции вечного бытия, доступного интеллекту и недоступного чувствам
Ответ: Пифагор
4. Как называется восходящая к античной традиции теория происхождения религии, согласно которой началом религии послужил договор правителей и жрецов с народом:
Ответ: теория договора
5. Кому принадлежит выражение: «Религия — есть опиум народа»
Ответ: К. Маркс
6. Какое Христианское течение по мнению М. Вебера оказало значительное влияние на развитие западноевропейского капитализма
Ответ: протестантизм
7. Христианская церковь протестантского толка, возникшая в эпоху Реформации как государственная церковь Англии
Ответ: Англиканство
8. Обратив внимание на структурное сходство магии и религии, понятие «магический символизм» в социологию религии ввел
Ответ: Вебер
9. Опыт аномии можно описать как отсутствие целей, утрату идентичности, этических ценностей, как социальную неукорененность индивида, полагал:
Ответ: Э. Дюркгейм
10. Основой, на которой возникают представления о самостоятельном существовании душ и духов, по Тайлору, являются:
Ответ: видения и галлюцинации
11. Основоположником научного религиоведения большинство исследователей считают:
Ответ: Ф. Мюллера
12. Особое магическое мышление, представление о том, что все связано друг с другом, лежащее в основе магического действия, «логикой партиципации» назвал:
Ответ: Л. Леви-Брюль
13. Отношение между религией и хозяйственной деятельностью может быть выражено в двух типах поведения: аскеза и мистика, по мнению:
Ответ: М. Вебера
14. Первый социологический прогноз относительно будущего религии на основе своего знаменитого «закона трех стадий» дал:
Ответ: О. Конт
15. Какому учёному принадлежит работа «Тотем и табу»
Ответ: З. Фрейд
16. Согласно кому религию порождает подавление бессознательных, инстинктивных влечений социальными нормами
Ответ: З. Фрейд
17. Подход, рассматривающий религиозную веру прежде всего как переживания, чувства, наиболее ярко представлен в
Ответ: психологии религии
18. Расшифрованные древнеегипетские тексты для описания основных направлений египетской религии использовал:
Ответ: Ф. Шампольон
19. Кто рассматривал религиозные идеи и образы рассматривает как архетипы бессознательного
Ответ: К. Юнг
20. Религию как ступень познания абсолютного духа в формах представления и веры рассматривает:
Ответ: Гегель
21. Знаменитый труд «Сущность христианства» принадлежит перу
Ответ: Фейербаха
22. Книга «Будущее одной иллюзии», посвященная анализу перспектив религии, была написана
Ответ: Фрейдом
23. Крылатое выражение: «Религия — есть опиум народа», — принадлежит:
Ответ: К. Марксу
24. Магия, по Фрезеру, является:
Ответ: примитивной наукой
25. Обратив внимание на структурное сходство магии и религии, понятие «магический символизм» в социологию религии ввел:
Ответ: М. Вебер
26. Обратив внимание на структурное сходство магии и религии, понятие «магический символизм» в социологию религии ввел:
Ответ: М. Вебер
27. Кому принадлежит работа «Тотем и табу»
Ответ: З. Фрейд
28. Кому принадлежит утверждение, что религию порождает подавление бессознательных, инстинктивных влечений социальными нормами
Ответ: З. Фрейд
29. Понятие «коллективного бессознательного» в анализе религии впервые использует:
Ответ: Юнг
30. Психологическую теорию происхождения религии античная традиция возводит к:
Ответ: Демокриту

ПК-1 Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения
1. Какой теорией является теория, восходящая к античной мысли концепция происхождения религии, считающая Богов обожествленными древними царями и героями:
а) психологической
б) антропологической
в) натуралистической
Ответ: б
2. К принципиальным моментам христианской этической концепции понимания места личности в обществе и политике, выраженный в заботе граждан о других людях, обществе и государстве относится:
а) солидарность
б) взаимопомощь
в) правопорядок
Ответ: а
3. Что такое партикуляризм:
а) приписывание определенных качеств авторитетным религиозным деятелям, на основе чего образуется устойчивое эмоциональное отношение к церковной системе
б) отношения между индивидами и социальными группами как носителями различных видов религиозной деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в религиозной жизни
в) притязания религиозной группы на исключительное обладание истиной и моралью, часто приводящие к методам насильственного насаждения новой веры
Ответ: в
4. Религия как разновидность отчужденного сознания, или «опиум народа», с точки зрения Маркса, — это питательная среда для социального(ой):
а) конформизма
б) отчуждения
в) инертности
Ответ: а
5. Принципиальный момент христианской концепции понимания места личности в обществе, выраженный в заботе граждан о других людях, обществе и государстве является:
а) соборность
б) солидарность
в) правопорядок
Ответ: б
6. По Конту, период первой теологической стадии развития человеческого разума, когда жизнь приписывалась внешним предметам, и люди в них видели богов, называется:
а) фетишизм
б) тотемизм
в) политеизм
Ответ: а
7. Кто наиболее ясно описало изменения универсальной религиозной системы как переход от исторической религии к раннесовременной:
а) Трёльч
б) Белла
в) Фрэзер
Ответ: б
8. Религия по мнению Джеймса:
а) глубоко личное дело, у каждого своя религия
б) форма отчуждения человека
в) сугубо общее дело, истинна только одна религия
Ответ: а
9. Кто видел угрозу будущему религии в господстве технологии и бюрократии в современном мире, результат которого — ограничение человеческого опыта, сужение его горизонта:
а) Дюркгейм
б) Маркс
в) Вебер
Ответ: в
10. Просветители из этой страны выступали в 18-ом веке наиболее последовательными критиками церкви как института, закрепляющего феодальные порядки:
а) Италии
б) Франции
в) Англии
Ответ: б
11. Религия, согласно Дюркгейму, выполняет интегрирующую функцию благодаря способности людей:
а) к обожествлению (сакрализации) обычных вещей
б) разделять мир на чувственный и сверхчувственный
в) ощущать страх перед силами природы
Ответ: а
12. Основа народного правосознания, с точки зрения русского религиозного мыслителя Ильина:
а) ответственность власти перед народом
б) гражданская сознательность
в) религиозное чувство
Ответ: в
13. Укажите форму культового поведения, которое американский социолог Глок относил к одним из основных измерений религиозности:
а) миссионерская деятельность
б) посещение богослужений
в) пострижение в монахи
Ответ: б
14. Специально разрабатывал сравнительно-исторический метод в собственных работах, в области исследования религии:
а) Шампольон
б) Спенсер
в) Мюллер
Ответ: в
15. Укажите форму культового поведения, которое американский социолог Глок относил к одним из основных измерений религиозности:
а) пострижение в монахи
б) участие в исповеди и причастии
в) миссионерская деятельность
Ответ: б
1. Работа «Происхождение видов», оказавшая большое влияние на исторические исследования религии, принадлежит перу
Ответ: Ч. Дарвина
2. Кто является автором «Речи о религии», где религия трактуется как чувство «абсолютной» зависимости от бесконечного
Ответ: Ф. Шляйермахера
3.Работа «Элементарные формы религиозной жизни» является произведением
Ответ: Дюркгейма
4.Работу «Многообразие религиозного опыта» написал:
Ответ: У. Джемс
5. Расшифрованные древнеегипетские тексты для описания основных направлений египетской религии использовал:
Ответ: Ф. Шампольон
6. Религиоведение конституируется в качестве самостоятельной области научного знания к:
Ответ: концу ХIХ века
7. Религиозная вера и практика, по Дюркгейму, выражают зависимость индивида от:
Ответ: общества
8. Религиозное переживание, по Джемсу, ближе всего к чувству
Ответ: благоговения
9. Религиозные идеи и образы К. Юнг рассматривает как:
Ответ: архетипы бессознательного
10. Религию как систему верований и ритуалов, объединяющую тех, кто их придерживается и практикует в моральной общности, называемой церковью, определял:
Ответ: Э. Дюркгейм
11. Религию как сохраняющийся в той или иной форме специфически человеческий феномен позволяет рассматривать подход:
Ответ: Э. Дюркгейма
12. Религию как ступень познания абсолютного духа в формах представления и веры рассматривает:
Ответ: Гегель
13. Религию как форму и следствие отчуждения человеком собственной сущности предложил рассматривать:
Ответ: Фейербах
14. Религия — одна из форм «ложного сознания», прикрывающая иллюзиями жестокую правду, насилие и эксплуатацию человека человеком, утверждал:
Ответ: К. Маркс
15. Религия выполняет в обществе «моторную функцию», считает Дюркгейм, в силу того, что она формирует:
Ответ: идеалы
16. Решающую роль в возникновении «духа капитализма» (по Веберу) сыграло теологическое учение
Ответ: Ж. Кальвина
17. Родоначальник социологизма в качестве «элементарной формы» религии рассматривал:
Ответ: тотемизм
18. С точки зрения Дюркгейма в религии символы, значения которых нельзя интерпретировать в терминах присущих им самим, - это:
Ответ: «священные вещи»
19. Суть религии Фрейд трактует как:
Ответ: общечеловеческий навязчивый невроз
20. Тайлор разделял господствующие представления ученых своего времени о том, что религия основана на:
Ответ: ошибке, заблуждении
21. Тезис: «Не религия создает человека, а человек — религию», — в социальной науке разрабатывает:
Ответ: социология марксизма
22. Теоретический анализ религии Кант проводит в работе
Ответ: «Критика практического разума»
23. Теоретическое осмысление феномена религии начинается вместе с возникновением
Ответ: философии
24. Теорию о магическом источнике королевской власти предложил:
Ответ: Дж. Фрэзер
25. Форма социально санкционированного символического поведения, в отличие от обычая, лишенная утилитарно-практических целей, — это:
Ответ: ритуальное действие
26. Философское рассмотрение религии «в пределах только разума» предпринял
Ответ: И. Кант
27. Человек обоготворяет свою собственную родовую сущность, считал Фейербах, в религиозной форме
Ответ: монотеизма
28. Фейербах делил религии на:
Ответ: естественные и духовные
29. Согласно каким учёным, религия развивается в контексте истории общества; в зависимости от движения материального производства
Ответ: К. Маркс, Ф.Энгельс
30. Тотем — это знак, которым человек отмечает свою принадлежность к
Ответ: определенному социальному единству (роду, клану)


Критерии оценивания
0-29 баллов - неудовлетворительно
30-59 баллов - удовлетворительно
60-75 баллов - хорошо
76-90 баллов - отлично
Один правильный ответ-1 балл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Вопросы к экзамену
1. Религиоведение как наука.
2. Богословско-теологический и научно-философский подходы к изучению религии.
3. Проблема определения религии как социокультурного феномена.
4. Основные категории религиоведения и методы исследования религии.
5. Структура религии.
6. Функции религии.
7. Основные направления религиоведения.
8. История религиоведения как науки до нач. XX в.
9. Развитие религиоведения в XX в.
10. История отечественного религиоведения
11. Религия в политической и культурной сферах общества.
12. Мифологическое сознание.
13. Ранние формы религии.
14. Этнологические концепции, посвященные анализу понятия и происхождения религии (Э. Тайлор, Дж. Фрэзер)
15. Психологические концепции, посвященные анализу понятия и происхождения религии (У. Джеймс, Л. Леви-Брюль).
16. Роль коллективного бессознательного и архетипов в формировании религиозного мировоззрения опираясь на теорию К.Г. Юнга
17. Причины возникновения религии и ее роль по З.Фрейду
18. Социологическая концепция, посвященная анализу понятия и происхождения религии М. Вебера.
19. Типология религий в концепции Э. Фромма
20. Роль религии, в современном обществе основываясь на символической теории религии Р. Белла
21. Религия, как смысл жизни по В. Франклу
22. С.А. Токарева о классификации религий (критика концепций зарубежных ученых, авторские принципы классификации)
23. Основные подходы к классификации религий (М. Мюллер, А. Тиле, Г. Зиббек, С.А. Токарев).
24. Формы религиозного опыта
25. Типология религиозных организаций
26. Религия и идеология в концепциях П. Сорокина
27. Религия и идеология в концепциях К. Манхейма
28. Свободомыслие и его формы.
29. Религиозная ситуация в современной России
30. Основные типологии новых религиозных движений

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Красников А. Н. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Сторчак, В. М. Социология религии: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека по религиоведению verigi.ru
Э2 Журнал "Религиоведческие исследования" rrs-journal.ru
Э3 Курс в Moodle "Введение в религиоведческую науку" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.