МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Учебно-исследовательский семинар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость13 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 468
в том числе:
аудиторные занятия 96
самостоятельная работа 372
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2, 3, 4, 5, 6
курсовая работа: 2, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15 19,5 15,5 18,5 15,5 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 12
Практические 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 84 84
Сам. работа 56 56 92 92 56 56 56 56 56 56 56 56 372 372
Итого 72 72 108 108 72 72 72 72 72 72 72 72 468 468

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, П.К. Дашковский

Рабочая программа дисциплины
Учебно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дашковский Петр Константинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины «Учебно-исследовательский семинар» является подготовка бакалавра к решению образовательных и исследовательских задач посредством овладения современными методами исследований. В процессе реализации программы дисциплины решаются следующие задачи: рассматриваются вопросы фундаментальной и профессиональной подготовки в области религиоведческого образования; изучаются основные направления и перспективы развития науки в области религиоведческого образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
ОПК-1.1 Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации
ОПК-1.2 Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности
ОПК-1.3 Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции
ОПК-3Способен самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин (модулей)
ОПК-3.1 Осуществляет библиографическую работу в области религиоведения и государственно-конфессиональных отношений
ОПК-3.2 Владеет навыком обработки научной информации религиоведческого профиля
ПК-1Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения
ПК-1.1 Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2 Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
ПК-1.3 Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике
ПК-2Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
ПК-2.1 Знает основные приемы составления библиографических описаний
ПК-2.2 Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные приемы составления библиографических описаний
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации;
Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности;
спользует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции;
Осуществляет библиографическую работу в области религиоведения и государственноконфессиональных отношений;
Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыком обработки научной информации религиоведческого профиля;
Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике;
Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виды учебной и научной деятельности
1.1. Основыные виды и критерии наудчных работ Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Методология познания в социальных науках Практические 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Методология познания в социальных науках Сам. работа 1 28 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Структура и уровни научного исследования Практические 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Структура и уровни научного исследования Сам. работа 1 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Основные принципы подготовки курсовой работы Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Основные принципы подготовки курсовой работы Сам. работа 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Методологическиеосновы научного познания.
2.1. Методологические основы научного познания Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Методология и методика научного познания Практические 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Методология и методика научного познания Сам. работа 2 26 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Наука и другие формы освоения действительности Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Основные этапы развития науки Сам. работа 2 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Понятие научного знания Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Методы научного знания Сам. работа 2 18 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Этические и эстетические основания методологии Сам. работа 2 28 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Основные этапы планирования и выполнения научной работы.
3.1. Постановка научной проблемы и этапы научно-исследовательской работы Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Методы выбора и цели направления научного исследования Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Методы выбора и цели направления научного исследования Сам. работа 3 26 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Постановка проблемы. Этапы научно-исследовательской проблемы Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Постановка проблемы. Этапы научно-исследовательской проблемы Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Актуальность и научная новизна исследования Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Актуальность и научная новизна исследования Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Выдвижение рабочей гипотезы Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Поиск, накопление и обработка научной информации.
4.1. Поиск, накопление и обработка научной информации Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Документальные источники информации Практические 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Документальные источники информации Сам. работа 4 26 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Анализ документов Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Анализ документов Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Поиск и накопление научной информации Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Электронные формы информационных ресурсов Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.8. Обработка научной информации, ее фиксация и хранение Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Теоретические и экспериментальные исследования.Обработка результатов экспериментальных исследований.
5.1. Теоретические и экспериментальные исследования. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Методы и особенности теоретических исследований Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Методы и особенности теоретических исследований Сам. работа 5 26 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.4. Структура и модели теоретического исследования Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.5. Общие сведения об экспериментальных исследованиях Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.6. Методика и планирование эксперимента Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.7. Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.8. 4.8 Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований. Организация рабочего места экспериментатора Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Работа с научной литературой и подготовка научных публикаций. Понятие и структура Выпускной квалификационной работы.
6.1. Противоречия в науке и практике Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.2. Структура Выпускной квалификационной работы Практические 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.3. Структура Выпускной квалификационной работы Сам. работа 6 26 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.4. Формулирование цели и задач исследования Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.5. Формулирование цели и задач исследования Сам. работа 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.6. Работа с научной литературой Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.7. Работа с научной литературой Сам. работа 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.8. Оформление результатов научного исследования. Устное представление информации Сам. работа 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-1 Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
1. Основная функция метода:
А) внутренняя организация и регулирование процесса познания
Б) поиск общего у ряда единичных явлений
В) достижение результата
2. Главными целями научной политики в системе образования являются:
А) подготовка научно-педагогических кадров
Б) совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса
В) совершенствование планирования и финансирования научной деятельности
Г) все перечисленные цели
3. В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?
А) в период античности
Б) в Новое время
В) с середины XIX в.
Г) со второй половины XX в.
4. В какой период времени наука возникла как форма общественного сознания?
А) в период античности
Б) в Новое время
В) с середины XIX в.
Г) со второй половины XX.
5. Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:
А) Наблюдение
Б) Эксперимент
В) Аналогия
Г) Синтез
6. Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:
А) Анализ
Б) Синтез
В) Индукция
Г) Дедукция
7. К жанрам научного стиля относятся…
А) акт,комедия
Б) дневниковая запись, реклама
В) статья, учебное пособие
Г) коммюнике, распоряжение
8. К жанрам научного стиля относится…
А) беседа, репортаж
Б) монография, тезисы
В) заявление, иск
Г) характеристика, устав
9. В научных текстах обычно употребляются слова:
А) анализировать, свойство, дистанционный
Б) кооператор, гласность, безработица
В) следует, обязуется, назначается
Г) лазурный, нескончаемый, предчувствовать
10. Для научного текста НЕ характерно:
А) смысловая законченность
Б) целостность
В) связность
Г) эмоциональность
11. Стиль письменной научной речи НЕ допускает:
А) форму изложения от третьего лица («автор полагает…»)
Б) предложения со страдательным залогом («разработан новый подход…»)
В) авторское «я»
12. Рубрикация – это…
А) краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено
Б) процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями
В) перечень книг и статей, использованных в работе
Г) деление текста на логически самостоятельные составные части
13. Деление текста на логически самостоятельные составные части – это…
А) аннотация
Б) рубрикация
В) библиография
Г) редактирование

Ключ к тестам
1. А
2. А
3. Г
4. А
5. В
6. Г
7. В
8. Б
9. А
10. Г
11. В
12. Г
13. Б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.


Контрольные вопросы:
1. _____________ - это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов (метод)
2. ____________ - это учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике (методология)
3. Замысел исследования – это… (основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы)
4. Функцией науки в обществе является __________ (описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов)
5. Для научного стиля не характерно __________ (широкое использование лексики и фразеологии других стилей)
6. Тезис – это _________ (основная мысль текста или выступления, сформулированная в виде предложения)
7. Монография, реферат, рецензия на диссертацию являются жанрами ________ стиля (Научного)
8. Преамбула введения научного исследования _________ (насчитывает несколько предложений (1 абзац) и служит для того, чтобы пояснить читателю работы ее предназначение)
9. Научная работа отличается от всякой другой своей целью _______ (получить новое научное знание)
10. _____ научного текста – важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста (Название (заголовок))
11. Радио- и телевещание, а также Интернет и различные компьютерные носители относятся к ______________ источникам информации (электронным)
12. Книги, журналы, газеты, брошюры (то, что издано типографским способом) относятся к ______________ источникам информации (печатным)
13. Брошюра – это ___________ (печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания)
14. Сборник научных статей – это ___________ (издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения)
15. Научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее исследование одной проблемы или темы – это ___________ (монография)
16. При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод? (социологический эксперимент)
17. Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _________________ методам исследования (социологическим)
18. ______________ это целенаправленное познание результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий (Научное исследование)
19. Системный подход в научном исследовании – это __________ (совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем)
20. Вид наблюдения, выделяемый по ограничениям, введенным наблюдением (нестандартизированное)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОПК-3 Способен самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин (модулей)
Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. В формировании научной теории важная роль отводится:
А) индукции и дедукции
Б) абдукции
В) моделированию и эксперименту
Г) всем перечисленным инструментам
2. В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров?
А) в период античности
Б) в Новое время
В) с середины XIX в.
Г) со второй половины XX в.
3. Подготовка текста выступления на процедуре защиты научного исследования включает в себя определенные действия. К ним НЕ относится:
А) обдумывание содержания выступления
Б) разработка и написание плана выступления
В) разработка и написание основного текста выступления
Г) заучивание текста и пробное оглашение
Д) согласование содержания выступления с членами комиссии
4. Развернутая подробная форма письменной оценки готовой письменной работы
А) рецензия
Б) автореферат
В) отзыв
5. В заключении выступления оратор НЕ должен использовать фразу
А) «Благодарю за внимание»
Б) «Извините, что отнял у вас время»
В) «Таковы результаты проведенного исследования»
Г) «Благодарю за проявленный интерес к проведенному исследованию»
6. Для установления контакта с аудиторией оратору необходим:
А) зрительный (визуальный) контакт со слушателями
Б) яркий запоминающийся костюм
В) громкий голос
Г) театральный жест
7. «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание» - этот закон логики называется…
А) закон тождества
Б) закон противоречия
В) закон исключенного третьего
Г) закон достаточного основания
8. «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными» - этот закон логики называется
А) закон тождества
Б) закон противоречия
В) закон исключенного третьего
Г) закон достаточного основания
9. Вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения, называются
А) уточняющие
Б) восполняющие
10. По объему выраженной информации ответы бывают
А) правильные и неправильные
Б) краткие и развернутые
11. Защита курсовой работы проводится комиссией из числа:
А) преподавателей профилирующей кафедры
Б) преподавателей других кафедр
12. Во время публичного выступления начинайте говорить
А) только после того, как установится тишина
Б) сразу же, как только Вам предоставят слово
В) со своего места, постепенно передвигаясь к месту выступления (сцене, кафедре и др.)
Г) только после аплодисментов
13. Во время публичного выступления речь выступающего должна быть…
А) медленной и монотонной
Б) быстрой и очень громкой
В) тихой и невнятной
Г) максимально четкой и разборчивой
Ключ к тестам
1. Г
2. В
3. Д
4. А
5. Б
6. А
7. А
8. Б
9. А
10. Б
11. А
12. А
13. Г
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. ____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении (наука)
2. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется __________ речи (композицией)
3. «Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана» - этот закон логики называется__________ (закон достаточного основания)
4. Во время публичного выступления держитесь___________ (уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах)
5. В публичном выступлении начинать речь необходимо ___________ (краткого обращения к аудитории, после чего должна последовать короткая пауза)
6. Во время публичного выступления необходимо смотреть __________ (на слушателей)
7. Во время публичного выступления переходить к главному вопросу необходимо после того, как Вы _________________ (добьетесь положительной реакции аудитории и будете уверены в том, что Вас слушают)
8. Если во время Вашего публичного выступления с места раздаются провоцирующие выкрики, ____________ (это не должно выводить Вас из равновесия. Не вступайте в дискуссию)
9. Заканчивая публичное выступление, Вам необходимо _______________ (поблагодарить всех присутствующих за внимание)
10. Композиционное построение публичной речи выглядит следующим образом ___________ (вступление, основная часть, заключение)
11. Если оратор в начале речи приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом, то он использует _____________ способ аргументации (нисходящий)
12. Редактирование – это__________ (процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями)
13. Цитата – это _________ (дословная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые чьи-либо высказывания)
14. Тема исследования – это _________ (частный вопрос той или иной проблемы)
15. При выборе темы исследования имеют значение критерии _____ (практическая значимость и перспективность)
16. Тезисы доклада – это __________ (краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения)
17. Краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения – это ________ (тезисы доклада)
18. Особенностью аргументационного текста является то, что в нем реализуется ___________ (Логико-лингвистическая структура)
19. Спор, при котором спорящие имеют в виду спорный тезис, и все, что они говорят или приводят в доказательство, служит для того, чтобы опровергнуть или защитить этот тезис, называется ___________ (Сосредоточенный)
20. Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования (исследовательском (втором))

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан



ПК-1 Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения

Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. В акте познания участвует
А) подсознание
Б) весь организм
В) мозг
2. Зафиксированные наблюдателем явления физического мира, которые обнаруживаются в процедурах эксперимента и измерения:
А) догадки
Б) факты
В) предположения
3. Кодифицированная и, благодаря этому, идентифицируемая информация любого рода:
А) знание
Б) познание
В) общение
4. Особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления:
А) понимание
Б) абстрагирование
В) осознание
5. Главным источником развития науки является:
А) конкуренция теорий, исследовательских программ
Б) взаимодействие теории и эмпирических данных
В) выявление и разрешение противоречий
6. Результат многопланового взаимоотношения между соперничающими теориями и данными их экспериментальных проверок — это:
А) визуализация
Б) верификация
В) экзегетика
7. Ведение записей прочитанного может осуществляться с помощью составления:
А) конспекта
Б) плана
В) рецензии
Г) аннотации
Д) всего перечисленного
8. Осмысление текста достигается следующими приемами:
А) понимания отдельных слов и словосочетаний
Б) понимания предложений
В) понимания текстовых суждений
Г) всеми названными приемами
9. Чтение научной и специальной литературы должно сопровождаться:
А) ведением записей
Б) переписыванием текста источника
В) заучиванием наизусть
10. При составлении конспекта исследователю необходимо умело сокращать текст. Для этого:
А) уплотнять словесные формулировки той или иной части текста при сохранении важных мыслей
Б) записывать в виде тезисов отдельные смысловые части
В) выражать текст в виде схем, таблиц
Г) сокращать написание слов
Д) использовать все перечисленное
11. Система поиска информации в Интернете включает работу с:
А) браузерами (программами – просмотрщиками)
Б) метапоисковыми машинами
В) каталогами
Г) всеми названными инструментами
12. здание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения – это…
А) сборник научных статей
Б) монография
В) рецензия
Г) брошюра
13. К жанрам научного стиля относятся
А) акт, комедия
Б) дневниковая запись, реклама
В) статья, учебное пособие
Г) коммюнике, распоряжение

Ключ к тестам
1. А
2. Б
3. А
4. Б
5. А
6. Б
7. Д
8. Г
9. А
10. Д
11. Г
12. А
13. В
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Выбор темы исследования определяется____________ (актуальностью)
2. Задачи представляют собой этапы проекта на всех этапах его жизненного цикла _________ (по достижению поставленной цели)
3. Абсолютная истинность и относительная истинность __________ друг друга (не исключают)
4. Экстернализм — это концепция развития науки, которая __________ (ведущую роль отводит внешним факторам)
5. _________ деятельности — определенные свойства объекта, подвергающиеся воздействию или изучению (Предмет)
6. В библиографическом описании научного произведения приводятся только ____________ элементы (Обязательные)
7. Журналы, официально утвержденные в качестве журналов, содержащих рефераты книг, статей и других разновидностей документов, называются ___________ (реферативные)
8. _________ - это научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам (монография)
9. Сжатая характеристика первоисточника, в которой перечисляются основные проблемы, рассматриваемые в нем, называется__________ (аннотация)
10. Книги, журналы, газеты, брошюры (то, что издано типографским способом) относятся к ______________ источникам информации (печатным)
11. Развернутая подробная форма письменной оценки готовой письменной работы _________ (рецензия)
12. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется __________ речи (композицией)
13. «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание» - этот закон логики называется ___________ (закон тождества)
14. Вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения, называются __________ (уточняющие)
15. Если оратор в начале речи приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом, то он использует _____________ способ аргументации (нисходящий)
16. Тема исследования – это __________ (частный вопрос той или иной проблемы)
17. Реферат, монография, тезисы, диссертация, доклад, рецензия – жанры, характерные для ________ стиля (научного)
18. Замысел исследования – это __________ (основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы)
19. В формировании научной теории важная роль отводится ____________ (индукции и дедукции, абдукции, моделированию и эксперименту)
20. Основу любой науки составляет ____________ (терминология, профессиональная лексика)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




ПК-2 Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. Отличительными признаками научного исследования являются:
А) целенаправленность
Б) поиск нового
В) систематичность
Г) строгая доказательность
Д) все перечисленные признаки
2. Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:
А) философские
Б) общенаучные
В) частнонаучные
Г) дисциплинарные
Д) определяющие
3. В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:
А) наблюдение
Б) эксперимент
В) сравнение
Г) формализация
4. К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:
А) анализ
Б) синтез
В) абстрагирование
Г) эксперимент
5. При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:
А) структурный
Б) организационный
В) функциональный
Г) структурный, организационный и функциональный
6. Методика научного исследования представляет собой:
А) систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
Б) систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов
В) совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности
Г) способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений
Д) все перечисленные определения
7. Наука как форма общественного сознания возникла в
А) Древней Греции
Б) Древнем Риме
В) Египте
Г) Новое время
8. Критериями оценки защиты письменной работы Не является:
А) Полнота раскрытия темы
Б) Логичность изложения
В) Запоминающийся внешний вид
Г) Правильность используемой лексики
9. Заголовки структурных частей студенческих работ и заголовки разделов основной части располагают:
А) в середине строки без точки в конце, пишут прописными буквами, не подчеркивая
Б) в середине строки с точкой в конце заголовка, пишут прописными буквами, подчеркивая
В) в середине строки с точкой в конце заголовка, пишут строчными буквами, подчеркивая
10. По месту расположения относительно основного текста научной работы библиографические ссылки бывают:
А) внутритекстовые, подстрочные, затекстовые
Б) внутритекстовые, дополнительные, затекстовые
В) внутристаничные, дополняющие, основные
11. Укажите правильное оформление цитаты:
А) Еще Г.В.Плеханов в свое время отмечал: «Всё изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми».
Б) Еще Г.В.Плеханов в свое время отмечал, «Всё изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми.»
12. К основным способам группировки источников в «Списке литературы» НЕ относится:
А) алфавитная группировка (в алфавитном порядке фамилий авторов)
Б) последовательная группировка (в порядке упоминания источников в тексте)
В) произвольная группировка
13. В объем курсовой работы Не входят:
А) Титульный лист, содержание
Б) Введение, заключение
В) Список литературы, титульный лист
Г) Заключение, приложения
14. Правильным вариантом структуры реферата является:
А) Титульный лист – оглавление – введение – основное содержание – заключение – список литературы;
Б) Титульный лист – введение – оглавление – заключение;
В) Титульный лист – оглавление – основное содержание – список литературы

Ключ к тестам
1. Д
2. Д
3. Г
4. Г
5. Г
6. Д
7. А
8. В
9. А
10. А
11. А
12. В
13. А
14. А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. ________ - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению (наука)
2. Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это __________ (научное направление)
3. Основу любой науки составляет __________ (терминология, профессиональная лексика)
4. В «Приложения» НЕ включают__________ (список литературы)
5. Деление текста на части, графическое отделение этих частей друг от друга, использование заголовков и нумераций называется __________ (рубрикация текста)
6. Для текстов научного стиля не характерно __________ (использование в сложных предложениях составных подчинительных союзов)
7. К жанровым разновидностям письменной научной речи относятся _________ (реферат, монография, статья)
8. Основными чертами научного стиля и в устной, и в письменной речи являются ________ (точность, абстрактность, логичность, объективность)
9. Язык и стиль научной работы сложились под влиянием __________ (академического этикета)
10. Библиография – это ________ (перечень книг и статей, использованных в работе)
11. Процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями – это ________ (редактирование)
12. Разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности – это ___ (научный стиль)
13. Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств – это _______ (текст)
14. Лексико-фразеологический состав научного стиля характеризуется употреблением ________ (научной и технической терминологии)
15. Плагиат – это ____ (выдача чужого за собственное, присвоение чужого авторства)
16. Введение как структурный элемент научного исследования НЕ включает в себя ______ (выводы и заключения)
17. Описательная часть введения научного исследования __________ (содержит описание концептуальных подходов к подготовке содержания и раскрытию темы, а также цели и задачи исследования)
18. Реферат – это __________ (краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это наиболее простая форма самостоятельного изучения материала)
19. Реферат, монография, тезисы, диссертация, доклад, рецензия – жанры, характерные для ________ стиля (научного).
20. ______ обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения; иногда характеризуются его структура, композиция (Аннотация)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы курсовых работ:
1. Роль и место исследовательской деятельности в учебном процессе.
2. Наука в современном обществе.
3. Методологические основы научного познания.
4. Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы научной и исследовательской деятельности в Российской Федерации.
5. Научно-технический потенциал и его составляющие.
6. Научное исследование и его сущность.
7. Этапы проведения научно-исследовательских работ.
8. Общие и специальные методы научного познания.
9. Планирование научного исследования.
10. Прогнозирование научного исследования.
11. Эффективные методы поиска и сбора научной информации.
12. Основные виды литературной продукции.
13. Организационные формы передачи результатов научной работы.
Программа дисциплины "Основы научных исследований"; 40.04.01 "Юриспруденция".
14. Нормы научной этики.
15. Требования, предъявляемые к дипломным и курсовым работам.
16. Этапы организации исследовательской работы.
17. Элементы структуры исследовательской работы.
18. Важнейшие условия предупреждения ошибок в исследовательской работе.
19. Стилистика и особенности языка письменной научной речи.
20. Композиция и рубрикация исследовательского проекта.
21. Порядок оформления тезисов научного исследования.
22. Мероприятия по стимулированию исследовательской работе в высшем учебном заведении.
23. Особенности обучения в аспирантуре.
24. Особенности подготовки к защите научных работ.
25. Процедура защиты диссертационного исследования.

Перечень примерных тем курсовых работ
1. Государственно-конфессиональные отношения в странах Востока.
2. Государственно-конфессиональная политика в Российской империи.
3. Государственно-конфессиональная политика в Российской империи в начале XX в.
4. Религиозная политика в СССР в довоенный период.
5. Государственно-церковная политика в СССР в период правления Н.С. Хрущева: региональный аспект.
6. Государственно-церковная политика в СССР в период правления Л.С. Брежнева: региональный аспект.
7. Государственно-церковная политика в СССР в период «перестройки» М.С. Горбачева.
8. Современная религиозная политика в РФ: региональный аспект.
9. Этнорелигиозные конфликты в России: региональный аспект.
10. Этнорелигиозный экстремизм и терроризм в России: региональный аспект.
11. Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций в России: региональный аспект.
12. История религиозных общин Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики (конкретный период).
13. Религиозная политика в странах Западной Европы в конце XX – начале XXI в.
14. Религиозная политика в США: история и современность.
15. Исламский фактор в современной мировой политической истории.
16. Жречество как социальный институт.
17. Религиозный фактор в политической культуре народов Востока (на конкретных примерах).
18. Религиозная элита в древних, средневековых и современных обществах.
19. Роль харизматического лидера в процессе формирования и развития религии.
20. Религиознаяконфликтология как новое научное направление.
21. Религиозные конфликты в истории стран Европы (Азии, Ближнего Востока, Японии и др.; на выбор).
22. Исламский фундаментализм.
23. Религиозный конфликт: понятие, структура и происхождение.
24. Религиозный экстремизм и терроризм.
25. Деятельность религиозных экстремистских организаций в России.
26. Роль религиозной элиты в политике современной России.
27. Религиозный аспект политической культуры в современном обществе (страна на выбор).
28. Религия и идеология.
29. Типология религиозной конфликтности.
30. Виды религиозных конфликтов (внутриконфессиональный, межконфессиональный, религиозно-политический, религиозно-правовой, религиозно-бытовой).
31. Религиозные конфликты в странах СНГ.
32. Сакрализация власти: сравнительно-исторический аспект.
33. Ватикан как религиозно-политический центр в современном мире.
34. Религиозные конфликты в истории стран Европы (Азии, Ближнего Востока, Японии и др. – на выбор): историко-политический аспект.
35. Религиозные конфликты в странах СНГ.
36. Роль религиозной элиты в политике современной России.
37. Религиозный аспект политической культуры в современном обществе (страна на выбор).
38. Сакрализация власти: сравнительно-исторический аспект.
39. Государственно-конфессиональные отношения в странах Востока (Китай, Иран, Пакистан, Афганистан, Япония, Индия).
40. Роль СМИ в формировании этнорелигиозной толерантности в контексте государственно-конфессиональной политики России.
41. Особенности государственной религиозной политики в Республике Казахстан.
42. Особенности государственной религиозной политики в бывших среднеазиатских республиках СССР.
43. Принципы обеспечения свободы совести в СНГ.
44. Международные правовые основы, определяющие принципы свободы совести, и российская специфика их реализации.
45. Образ правителя в России: от помазанника божьего до национального героя.
46. Политический и религиозный лидер: сравнительный анализ.
47. Деятельность религиозных экстремистских организаций в России (Европе, Азии, США).
48. Политический фактор в этноконфессиональных процессах в Сибири.
49. Национализм и религиозный фактор в Южной Сибири.
50. Религиозные и этнические мотивы в государственной и региональной символике.
51. Политическая и религиозная мифология: компаративистское исследование.
52. Религиозная и политическая элита: проблемы взаимодействия.
53. Отражение религиозных процессов в музейных центрах России в контексте государственной политики.
54. Религиозная политика советского государства и ее влияние на конфессиональную жизнь населения Алтая в 1953–1964 гг. (1929–1943, 1943–1953, 1964–1984, 1985–1991 гг.).
55. Истории религиоведения как научной дисциплины.
56. Формирование и развитие религиоведения в Новое и Новейшее время.
57. Классификации религий в религиоведении.
58. Мифологическое сознание и его особенности.
59. История религиоведческой науки в России (Европе, США).
60. Распространение буддизма в Центральной Азии в древности и средневековье.
61. Распространение зороастризма в Средней и Центральной Азии в древности и средневековье.
62. Проникновение христианства в Центральную Азию в древности и средневековье.
63. Проникновение ислама в Центральную Азию в эпоху Средневековья.
64. Тенгрианство как государственная религия тюрков.
65. Религия кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в скифо-сакский период.
66. Сакрализация правителя в кочевых обществах Евразии древности и средневековья.
67. Обряд бальзамирования у населения Саяно-Алтая в раннем железном веке.
68. Животные в религии и мифологии номадов Центральной Азии.
69. Семантика погребально-поминальных комплексов тюрков.
70. Религиозно-мифологические представления уйгуров.
71. Религия и мифология монголов эпохи Средневековья.
72. Религия хунну Центральной Азии.
73. Святилища кочевников Центральной Азии в древности и средневековье.
74. Храмостроение в Алтайском крае: история и современность.
75. Великий шелковый путь и его влияние на распространение мировых религий в Средней и Центральной Азии.
76. Традиционные верования казахов.
77. Традиционные верования монголов.
78. Традиционные верования алтайцев.
79. Традиционные верования тувинцев.
80. Традиционные верования хакасов.
81. Традиционные верования бурят.
82. Традиционные верования народов Сибири (Алтая) (на конкретном примере).
83. Туристические ресурсы России (этнокультурный, религиозный туризм).
84. История формирования туристического бизнеса в России (этнокультурный, религиозный туризм).
85. Религиоведение в музейном деле.
86. Музей истории религии в России: в прошлом и настоящем.
87. Охрана памятников истории и культуры в России (правовой аспект).
88. Государственно-религиоведческая экспертиза (прикладной аспект).
89. Изучение конфессионального интернет-пространства.
90. PR-технологии в конфессиональной среде.
91. Правовые аспекты регулирования этнорелигиозных конфликтов в России.
92. Пути и методы разрешения и профилактики религиозной конфликтности.
93. Развитие религиозных СМИ в контексте государственно-религиозных отношений в России.
94. Памятники религиозного искусства в России: искусствоведческий и религиоведческий анализы (на конкретном примере).
95. Философские взгляды на проблемы религии в античной философии (в эпоху Средневековья, эпоху Возрождения, эпоху Просвещения, в немецкой классической философии, в философии Нового времени).
96. Современные аспекты изучения философии религии.
97. Русская религиозная философия (на конкретных примерах).
98. Психология религии как научное направление (на конкретных примерах).
99. Проблема религии в творчестве З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма и др.
100. Философия религии в России.
101. История православия (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
102. История ислама (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
103. История католичества (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
104. История протестантизма (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
105. История буддизма (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
106. История иудаизма (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
107. Новые религиозные движения в России: история и современность.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1 Понятие научной методологии.
2. Методология политической науки и методы политического анализа.
3. Классификация методов исследования.
4. Особенности познания социальных процессов.
5. Понятие о теоретико-логической и конкретно-методологической основе исследования.
6. М. Вебер об объективности социально-научного и социально-политического знания.
7. Методология социального познания К.Поппера
8. Понятия «предмет» и «объект» исследования, определение методологии исследования.
9. Выявление источнико-информационной основы исследования.
10. Особенности эмпирического и теоретического уровней исследования
11. Понятие научная новизна исследования
12. Описание элементов научной новизны
13. Методы выявления научно новизны исследования
14. Основные принципы выявления актуальности темы научного исследования
15. Принципы обоснования актуальности научного исследования
16. Понятие хорологические рамки исследования
17. Принципы обоснования хронологических рамок в исследовательской работе
18. Критерии определения территориальных рамок в научном исследовании
19. Принципы территориального деления
20. Обоснование территориальных и хронологических рамок на примере курсовой работы
21. Понимание цели исследования как общей направленности познания на раскрытие темы научного исследования
22. Формулировка задач исследования как путей и способов достижения цели исследования
23. Характеристика аналитических процедур в обосновании задач исследования
24. Вопрос о свободе совести в Российской Конституции в начале XX в.: вопросы теории и практики.
25. Законодательство о религиозных объединениях советского периода
26. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г.: причины разработки, анализ содержания, историческое значение
27. Исторические особенности переписи 1937 г.
28. Характеристика демографической ситуации по материалам переписи.
29. Характеристика населения по вероисповедальному признаку
30. Принципы и методы историографического познания
31. Методологические основы историографии
32. История развития историографии
33. Характерные особенности модернистской методологии.
34. Основная проблематика постмодернизма.
35. Методики понимания, объяснения и интерпретации в постмодернизме
36. Первоисточники бихевиорального подхода. Концепция Р.Декарта и Дж. Локка о изучении человеческого сознания.
37. Основные принципы бихевиорального подхода.
38. Ч. Мерриам и Г. Терстоун о рациональном социальном поведении людей.
39. Принципы построения научной полемики
40. Устная и письменная научная речь
41. Научная дискуссия как управление научным спором
42. Коммуникативно-речевой, психологический и этический аспекты дискуссии.
43. Моделирование научного диалога
44. Этика научных статей
45. Профессиональная этика ученого
46. Основы организации научного труда
47. Проблема плагиата в науке
48. Функции науки в современном обществе
49. Наука в социокультурной среде
50. Классификации наук
51. Основные концепции современной науки
52. Наука в современной системе образования

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие -М.:Флинта, // Университетская библиотека онлайн Режим доступа: http://www.biblioclub.ru, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Учебно-исследовательский семинар" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).
Курсовая работа являющаяся неотьемлемой частью контроля освоения компетенции должна быть написана на достаточно высоком теоретическом уровне; работа должна быть написана самостоятельно; работа должна быть написана научным языком, грамотно;работа должна быть написана в соответствии с требованиями Стандарта; работа выполняется в сроки, определенные учебным планом.
Подготовка курсовой работы включает следующие этапы:
1. выбор темы;
2. консультации с научным руководителем;
3. подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;
4. составление предварительного варианта плана;
5. изучение отобранных литературных источников;
6. составление окончательного варианта плана;
7. сбор и обработка фактических данных, публикаций в специальной литературе, а также их систематизация и обобщение;
8. написание текста курсовой работы.
В структуру курсовой работы в обязательном порядке входят: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиографический список.
Нормативные ссылки; перечень условных обозначений, символов, сокращений, терминов; приложения – включаются в структуру работы при наличии.
Объем курсовой работы, как правило, составляет 25 страниц. Студент должен стараться даже самое масштабное исследование представить лаконично, в рамках научного текста, а не пространного повествования с обилием описаний и реферирований. Подробно требования к написанию курсовой работы содержаться в учебно-методическое пособие "Теоретические основы научно-исследовательской работы студентов в области религиоведения и регионоведения России" подготовленном преподавателями кафедры.