Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Профиль | Управление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 18,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 18 | 18 | 34 | 34 |
Практические | 20 | 20 | 22 | 22 | 42 | 42 |
Сам. работа | 72 | 72 | 68 | 68 | 140 | 140 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения дисциплины является усвоение теоретических основ археологических исследований, а также основных этапов формирования данной научной дисциплины и направлений исследований в контексте объектов истории религий. Дисциплина изучает вещественные древности источниковедческими методами общей археологии в контексте церковной традиции с целью более полного разрешения проблем истории русской православной культуры. Проблематика археологии церковных древностей в т.ч. состоит в изучении истории Русской Православной Церкви по ее материальным памятникам. Дисциплина изучает все стороны жизни русского языческого и христианского общества средневековой Руси. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-3 | Способен самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин (модулей) |
ОПК-3.1 | Осуществляет библиографическую работу в области религиоведения и государственно-конфессиональных отношений |
ОПК-3.2 | Владеет навыком обработки научной информации религиоведческого профиля |
ПК-1 | Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения |
ПК-1.1 | Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников |
ПК-1.2 | Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования |
ПК-1.3 | Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.1. Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников ПК-1.2. Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-3.1. Осуществляет библиографическую работу в области религиоведения и государственноконфессиональных отношений ОПК-3.2. Владеет навыком обработки научной информации религиоведческого профиля ПК-1.3. Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Археология как научное направление | ||||||
1.1. | Археология как научное направление | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Теоретические основы археологических исследований | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
1.3. | Теоретические основы археологических исследований | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
1.4. | Библейская археология как научное направление | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
1.5. | История изучения археологических памятников Ближнего Востока | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
1.6. | История изучения археологических памятников Ближнего Востока | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
1.7. | История изучения археологических памятников Ближнего Востока | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
1.8. | Понятие «библейская археология». Предмет и объект исследования. Особенности памятников Ближнего Востока. Периодизация древней истории. Виды периодизации. Геологические периоды в истории Земли | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
1.9. | Археологическая периодизация и ее соотношение с другими схемами. Характеристика Палеолита и его этапы. Характеристика Бронзового и Железного века (содержание, хронологические рамки). | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
1.10. | Археологическая периодизация и ее соотношение с другими схемами. Характеристика Палеолита и его этапы. Характеристика Бронзового и Железного века (содержание, хронологические рамки). | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
1.11. | Археологическая периодизация и ее соотношение с другими схемами. Характеристика Палеолита и его этапы. Характеристика Бронзового и Железного века (содержание, хронологические рамки). | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Основные этапы эволюции человека | ||||||
2.1. | Центры антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Австралопитеки (открытие, характеристика). | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
2.2. | Основные этапы эволюции человека | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
2.3. | Возникновение и особенности рас и расовых типов | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 3. Раннеродовая община. Соседская община. Предпосылки образования государств на территории Ближнего Востока | ||||||
3.1. | Социальная организация родовой общины. Поздняя родовая община. | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
3.2. | Социальная организация родовой общины. Поздняя родовая община. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
3.3. | Разложение первобытнообщинного строя и формирование классового общество и государства. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 4. Археологическая история Палестины. Исторические процессы на Ближнем Востоке в Древнем мире. | ||||||
4.1. | Докерамический неолит. Неолит. Энеолит Палестины. Гассульская культура | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
4.2. | Образование государств на территории Ближнего Востока: Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
4.3. | Образование государств на территории Ближнего Востока: Хеттское царство, Финикия, Израиль, Персия | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
4.4. | Образование государств на территории Ближнего Востока: Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
4.5. | Образование государств на территории Ближнего Востока: Хеттское царство, Финикия, Израиль, Персия | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
4.6. | Ранний бронзовый век I-I-III. Протогосударственный период | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
4.7. | Образ жизни и материальная культура древних евреев по данным Библии и археологическим источникам | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
4.8. | Кумранская община: археологические и исторические источники | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
4.9. | Археологические данные и Библия о «крупных мировых событиях | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
4.10. | Период раздельных царств (Иудея и Израиль) в Палестине | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 5. Исследователи и Русская церковная археология | ||||||
5.1. | Русская церковная археология как научное направление | Лекции | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
5.2. | Развитие русской церковной археологии в рамках богословских дисциплин в конце 19 — начале 20 вв. | Лекции | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
5.3. | Развитие русской церковной археологии в рамках богословских дисциплин в конце 19 — начале 20 вв. | Сам. работа | 4 | 14 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
5.4. | Русская церковная археология как научное направление | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 6. Славянское язычество. Особенности формирования, отличительные черты. Памятники археологии. Сохранение языческих традиций в процессе христианизации. Процесс христианизация Руси по археологическим источникам | ||||||
6.1. | Славянское язычество. Особенности формирования, отличительные черты. Памятники археологии. Сохранение языческих традиций в процессе христианизации. | Практические | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
6.2. | Процесс христианизация Руси по археологическим источникам | Практические | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
6.3. | Процесс христианизация Руси по археологическим источникам | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 7. Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности | ||||||
7.1. | Православное иконописание в средневековой Руси | Лекции | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
7.2. | Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности | Практические | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
7.3. | Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 8. Храмостроение на Руси до монгольского завоевания. Традиции деревянного церковного зодчества на Руси до XIII века.Архитектурная археология в XX в. | ||||||
8.1. | Храмостроение на Руси до монгольского завоевания. | Лекции | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
8.2. | Традиции деревянного церковного зодчества на Руси до XIII века. | Практические | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
8.3. | Архитектурная археология в XX в. | Практические | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
8.4. | Храмостроение на Руси до монгольского завоевания. Традиции деревянного церковного зодчества на Руси до XIII века. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
8.5. | Архитектурная археология в XX в. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОПК-3 Способен самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин (модулей) Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий. Контрольные вопросы: ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Название полуострова, богатого залежами золота, меди и железа А. Передняя Азия Б. Малая Азия В. Восточная Азия Ответ: Б 2. Телли - многослойные и чрезвычайно долговременные поселения, базировавшихся прежде всего на сложившейся земледельческой экономике. Остатки поселков наслаивались один на другой иногда последовательно. Является ли это отражением гомогенность развития? А. Да Б. Нет Ответ: А 3. Специфическое место для хранения скелетированных останков: А Саркофаг, Б Оссуарий, В Кенатаф, Г Кромлех, Д Дольмен Ответ: Б 4. Согласно советскому биологу Н.И. Вавилову, в эпоху Неолита выделилось семь центров, где происходит процесс «Неолетической революции», т.е. к производящему хозяйству. Сколько из них относятся в региону Ближнего Востока? А 1, Б 2, В 3 Ответ: А 5. Верно ли утверждение: «Натуфийская культура» - является следствием перехода от Докерамического неолита Б к Керамическому неолиту А А. Верно Б. Неверно Ответ: Б 6. Укажите какой признак не относится к характеристике «протогородского поселения»: А. Высокая плотность населения Б. Храмы и ритуальные строения В. Социальная организация Г. Место торговли и ремесла Д. Большие Дворцы Ответ: Д. 7. В период Ранней бронзы I, археологический, поселенческий памятник Мегиддо, из трех типов поселений, относится: А. города, к этому времени уже существующие Б. сельские поселения, из которых выросли потом города В. сельские поселения, из которых города не выросли Ответ: А 8. Как называется техника обработки поверхности глины, при которой когда сосуд сформован и слегка подсох, его погружают в сметанообразный раствор глины, более тонко отмученной (т.е. более тонких фракций), который заполнит поры в грубой «конструктивной» глине. А. Лощение, Б. Ангоб Ответ: Б 9. Миф о «Всемирном потопе», исходя из его первого описания у Шумер, исследователи связывают с природным поведением речной системы: А. Нила, Б. Иордана, В. Евфрата Ответ: В 10. Имя археолога проводившего в 30х гг. ХХ века археологическое исследования города Ура, один из культурных слоев которого, он отнес как наличие свидетельство мифа о потопе. А. Олбрайт, Б. Вулли, В. Петри, Г. Картер Ответ: Б ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. На территории Ближнего Востока расположены ТРИ крупных реки, являющиеся важным природным фактором расселения людей и формирования первых цивилизаций. Укажите их наименование: ОТВЕТ: Нил, Тигр, Евфрат 2. Наименование горы на севере Армянского нагорья, связанного с одним из ветхозаветных мифов. ОТВЕТ: Арарат 3. Дайте определение термину «Плодородный полумесяц» ОТВЕТ: Полоса земли, включающая Палестину, Сирию, Армению и Иран 4. Вид археологического памятника, являющегося источником, для возможности суждения об идеологии, мировосприятии и духовной культуры Погребальные памятники 5. Дайте определение понятию «протогородское поселение», и укажите для примера название памятника, который можно охарактеризовать таким определением в период Докерамического неолита ПП – это поселение обладающее определенной городской спецификой. Иерихон. 6.В Докерамический неолит А и Б, исходя из найденных предметов сакрального искусства, роль языческих культов и обрядов в первую очередь посвящены какой сфере деятельности/жизни человека: Ответ: Земледелие, деторождение. 7. Какое экономическое значение имело в рамках развития агрокультуры и сельского хозяйства – переход к массовому развитию фиников и оливок для населения Палестины. Ответ: Становятся важным элементом питания и последующего экспорта продукции (масло и глюкоза) 8. Какой смысл имела виду археолог Кэтрин Кеньон называя период Ранней бронзы I – «Протогородским периодом» Ответ: К. Кеньон имела в виду не столько появление идеи города (она уже была), сколько массовое появление городов. 9. Отдельно стоящие камни, внешне необработанные и являющиеся священными – Менгиры, какую имели функцию, в т.ч. упоминаясь в сюжетах Ветхого завета Ответ: Погребения, жертвоприношения 10. В период Ранней бронзы I, меняется погребальная культура – исчезают Оссуарии, какой новый тип погребений становится основным. Ответ: Захоронение в склепах 11. Какая группа населения жила в городах, по мимо: земледельцев, ремесленников, торговцев, чиновников, воинов и аристократии, слуг и рабов. Ответ: Жречество. 12. Упоминание мифа о «Всемирном потопе» встречается в Ветхом завете, в Шумерском и ______________ сказаниях. Ответ: Вавилонском 13. Как называется архитектурная религиозная постройка, которую принято считать основой мифа о «Вавилонской башни» Ответ: Зиккурат 14. Наиболее распространенным материалом в монументальном строительстве Древней Руси был: Ответ: дерево 15. Основными заказчиками строительства храма выступали: Ответ: князья 16. Для освоения культуры церковного строительства русские князья обращались к мастерам из: Ответ: Византии 17. В советское время церковное зодчество воспринималось исследователями: Ответ: как исторический источник 18. Какая экономическая основа жизни славян, наложила значительный отпечаток на языческие верования: Ответ: земледелие 19. Один из языческих праздников дошедших до нашего времени, символизирующим смену времен года является: Ответ: Масленица 20. Официальной датой принятия христианства в Киевской Руси считается: Ответ: 988 г. Критерии оценки открытых вопросов. Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ПК-1 Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий. Контрольные вопросы: ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Археологическая культура это? А. Объективное отражение исторической реальности Б. Исследовательская конструкция Ответ: Б Вопрос 2. Какой метод используется в археологии для датировки памятников? А. Радиоуглеродный Б. Спектральный Ответ: А Вопрос 3. Когда появились первые погребения людей? А. В нижнем палеолите Б. В среднем палеолите Ответ: Б Вопрос 4. Какой археологический период наступил раньше? А. Энеолит Б. Мезолит Ответ: Б Вопрос 5. Какой новый материал для производства стали использовать в неолите? А. Глина Б. Медь Ответ: А Вопрос 6. Какое хозяйственное занятие относится к производящей экономике? А. Собирательство Б. Скотоводство Ответ: Б Вопрос 7. Какой металл был освоен раньше? А. Самородный Б. Рудный Ответ: А Вопрос 8. Выберите культуру, которая относится к бронзовому веку? А. Синташтинская культура Б. Тагарская культура Ответ: А Вопрос 9. Что включает комплекс вещей, называемый «скифская триада»? А. Вооружение, посуда, полихромный стиль в прикладном искусстве Б. Вооружение, конское снаряжение, звериный стиль в прикладном искусстве Ответ: Б Вопрос 10. Как датируется культура Хазарского каганата? А. VII–X вв. Б. VII–XIII вв. Ответ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что является предметом изучения археологии? Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций. 2. Чем обусловлена необходимость археологии? Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации. 3. Что включает в себя археология как вид научной деятельности? Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов. 4. Когда археологический памятник становиться археологическим источником? Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур. 5. Как называются предметные источники в археологии? Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами. 6. Дайте определение понятию «археологическая культура»? Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников. 7. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему? Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления. 8. Каким может быть датирование памятников в археологии? Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным. 9. Какой век стал решающим для становления археологии? Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой. 10. Как называется процесс образования археологических памятников? Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация. 11. Что такое известные и неизвестные археологические памятники? Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом. 12. Перечислите основные виды археологических памятников? Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии. 13. Какие кабинетные методы характерны для археологии? Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование. 14. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии? Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс. 15. Что такое археологический тип? Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п. 16. Что дает типологический анализ? Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве. 17. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы? Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников. 18. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии? Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный. 19. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века? Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство. 20. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему? Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные. Критерии оценки открытых вопросов. Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Список вопросов для устного зачета (1й семестр) 1. Археология как наука. Содержание понятия археология: от античности до современности. Виды памятников. Археологические комплексы. Археологические источники. 2. Основные подходы к понятию археологическая культура. Взаимодействие археологии с другими науками. Культурный слой. 3. История возникновение и формирование Библейской археологии – как научного направления 4. Понятие «библейская археология». Предмет и объект исследования. Особенности памятников Ближнего Востока. 5. Периодизация древней истории. Виды периодизации. Геологические периоды в истории Земли. 6. Археологическая периодизация и ее соотношение с другими схемами. Характеристика Палеолита и его этапы (содержание, хронологические рамки). 7. Ближний Восток: территориальные и исторические границы. Понятия Малая Азия, Передняя Азия, Святая Земля, Плодородная Дуга. Физико-географическая характеристика региона. 8. Центры антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Австралопитеки (открытие, характеристика). 9. Homo sapiens: причины, время и место появления человека современного типа; основные направления миграции. Материальная культура «первобытного человека»: орудия труда, жилища, пища, одежда. 10. Причины, возникновение и начальный период расовой дифференциации. Европеоидная, Монголоидная и Негроидная расы (ареал расселения, основные антропологические признаки). Особенности контактных рас и причины их появления и характеристика. 11. Становление и особенности дуально-родовой (фратриальной) общины. Социальная структура раннеродовой общины. 12. Эволюция семейно-брачных отношений в родовой общине. Ранние формы брака. Изменения в социальной структуре общины в позднеродовой период. Причины и становления и особенности парной семьи. Понятия род, фратрия, промискуитет, парный брак, экзогамии, эндогамия. 13. Открытие и применение металлов в производстве. Подъем производственных сил. Новые виды хозяйственной деятельности. Отделение скотоводства от земледелия. Переход к патриархату. Основные черты патриархального рода. Большая патриархальная семья как экономическая ячейка общества. 14. Применение железа в производстве и новый подъем производственных сил. Второе и третье общественное разделение труда. Распад патриархального рода и большой патриархальной семьи. Моногамная семья и развитие частной собственности. Соседская община. 15. Политогенез в период разложения первобытнообщинного строя. «Военная демократия» как один из путей возникновения публичной власти. 16. Характеристика государств Ближнего Востока в Древнем мире: Вавилон, Ассирия. 17. Характеристика государств Ближнего Востока в Древнем мире: Египет, Шумер 18. Поздний бронзовый век. Древние израильтяне в Египте. приход древних израильтян в Палестину. хананеи - города и поселения, жилые дома, храмы, погребения, экономика. Древние израильтяне в Палестине. древнегреческое население. 19. Ранний железный век (ЖВ I). Взаимоотношение древних израильтян, хананеев и грков-филистимлян - поселения, города и деревни, экономика и быт, погребения. 20. Период единого царства (Железный век II). Общая историческая характеристика периода. Причины образования единого царства. Памятники времен Саула, Давида и Соломона. Города и деревни, символика и храмы, экономика и письменность. 21. Период раздельный царств. Общая характеристика периода. Причины разделения Израильского царства. Характеристика Иудейского царства 22. Период раздельный царств. Общая характеристика периода. Причины разделения Израильского царства. Характеристика и Северо-Израильского царства 23. Образ жизни и материальная культура древних евреев по данным Библии и археологическим источникам. Социальная структура древнееврейского общества. Основные виды хозяйственной деятельности. Материальная культура. Торгово-денежные отношения. 24. Кумранская община. Населения кумранской общины. Ессеи - хозяйственная, социальная организация общества. Археологические и посменные источники. 25. Кумранские свитки. История обнаружения кумранского архива. Трактовка и характеристика документов. Датировка и типы документов. 26. Иерусалим. История возникновения города. Его историческое и религиозное значение. Археологическое изучение города и его памятников. История возникновения города. Археологическое изучение города и его памятников. Храмовая города и теории расположения сакральных объектов на ней в древности. 27. Археологические данные и Библия о «крупных мировых событиях». Разбор известных мифов ветхозаветного сюжета с сопоставлением археологических исследований. Первопричина появления мифологических сюжетов, история их образования. Список вопросов для устного зачета (2й семестр) 1) История появления русской церковной археологии, ранние обращения к изучению христианских древностей. (до сер.XIX века) 2) Археологические съезды в Российской империи и выделение русской церковной архелогии в научную дисциплину. (сер. XIX века – 1914 г.) 3) Русская церковная археология в советский период. 4) Церковно-археологические учреждения и их роль в охране и изучении церковной старины России. 5) Пещерные монастыри древнего Киева. 6) Мотив и роль креста в декоре и обряде XI-XIV вв. Древней Руси. 7) Ориентация христианских древнерусских храмов. Надписи на стенах храмов как источник по церковной археологии XI-XV вв. 8) Процесс христианизации населения древнерусской деревни XI-XIV вв. по данным археологии. Дореволюционные и современные трактовки. 9) Детали языческого обряда захоронения и инвентаре в погребениях христианских городских некрополях. Погребения священнослужителей и монахов. XI-XIV вв. 10) Типология погребальных сооружений и надмогильных памятников: кирпичные гробницы, аркосолии, раки и сени. 11) История появления и процесс распространения христианства в Древней Руси. X-XIV вв. 12) Язычество у славян: культовые строения, служители культа, погребальная обрядность. 13) Язычество у славян: языческий пантеон, земледельческие культы, истоки происхождения. 14) Архитектурная археология в ХХ в. 15) Храмостроение в Древней Руси: история, этапы, складывание и особенность русского храмостроения. XI-XIV вв. 16) Зарождение традиции христианского иконописания, технология изготовления икон 17) Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности, влияние византийской традиции. Православный иконостас: структура и символизм. 18) Появление и деятельность церковно-археологических музеев в дореволюционной России. 19) Современные церковно-археологические музеи и коллекции христианских древностей в крупных музеях России. 20) Исследователи и русская церковная археология: П.А. Раппопорт и В.Л. Янин. 21) Исследователи и русская церковная археология: Н.В. Покровский и А.Е. Мусин. Практические задания к зачету: 1. Охарактеризуйте влияние византийской традиции на архитектуру и религиозные традиции Древней Руси. 2. Охарактеризуйте влияние языческих традиций на архитектуру, религиозные традиции и культуру Древней Руси. 3. Охарактеризуйте процесс христианизации на территории Древней Руси на основе археологических памятников. 4. Составьте и проанализируйте историю и развитие Русской церковной археологии. 5. Опишите и охарактеризуйте центры храмостроений Древней Руси. Критерии оценивания ответа на зачете Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Аничков, Е.В. | Язычество и древняя Русь [Электронный ресурс]: | Лань, 2014 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Мартынов, А. И. | Археология: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Еремина Т.С. | Русский православный храм: история, символика, предания: | М.: Прогресс - Традиция, 2002 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2016 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Сакральная археология" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий. Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на следующем занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. В процессе самостоятельной работы закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на занятии с преподавателем. В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание. |