МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сакральная археология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 76
самостоятельная работа 140
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 18 18 34 34
Практические 20 20 22 22 42 42
Сам. работа 72 72 68 68 140 140
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
ст.преподаватель, А.Н. Ожиганов

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Сакральная археология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является усвоение теоретических основ археологических исследований, а также основных этапов формирования данной научной дисциплины и направлений исследований в контексте объектов истории религий. Дисциплина изучает вещественные древности источниковедческими методами общей археологии в контексте церковной традиции с целью более полного разрешения проблем истории русской православной культуры. Проблематика археологии церковных древностей в т.ч. состоит в изучении истории Русской Православной Церкви по ее материальным памятникам. Дисциплина изучает все стороны жизни русского языческого и христианского общества средневековой Руси.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин (модулей)
ОПК-3.1 Осуществляет библиографическую работу в области религиоведения и государственно-конфессиональных отношений
ОПК-3.2 Владеет навыком обработки научной информации религиоведческого профиля
ПК-1Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения
ПК-1.1 Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2 Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
ПК-1.3 Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.1. Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2. Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.1. Осуществляет библиографическую работу в области религиоведения и государственноконфессиональных отношений
ОПК-3.2. Владеет навыком обработки научной информации религиоведческого профиля
ПК-1.3. Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Археология как научное направление
1.1. Археология как научное направление Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.2. Теоретические основы археологических исследований Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.3. Теоретические основы археологических исследований Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.4. Библейская археология как научное направление Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.5. История изучения археологических памятников Ближнего Востока Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.6. История изучения археологических памятников Ближнего Востока Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.7. История изучения археологических памятников Ближнего Востока Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.8. Понятие «библейская археология». Предмет и объект исследования. Особенности памятников Ближнего Востока. Периодизация древней истории. Виды периодизации. Геологические периоды в истории Земли Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.9. Археологическая периодизация и ее соотношение с другими схемами. Характеристика Палеолита и его этапы. Характеристика Бронзового и Железного века (содержание, хронологические рамки). Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.10. Археологическая периодизация и ее соотношение с другими схемами. Характеристика Палеолита и его этапы. Характеристика Бронзового и Железного века (содержание, хронологические рамки). Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.11. Археологическая периодизация и ее соотношение с другими схемами. Характеристика Палеолита и его этапы. Характеристика Бронзового и Железного века (содержание, хронологические рамки). Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Основные этапы эволюции человека
2.1. Центры антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Австралопитеки (открытие, характеристика). Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.2. Основные этапы эволюции человека Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.3. Возникновение и особенности рас и расовых типов Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Раннеродовая община. Соседская община. Предпосылки образования государств на территории Ближнего Востока
3.1. Социальная организация родовой общины. Поздняя родовая община. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
3.2. Социальная организация родовой общины. Поздняя родовая община. Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
3.3. Разложение первобытнообщинного строя и формирование классового общество и государства. Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Археологическая история Палестины. Исторические процессы на Ближнем Востоке в Древнем мире.
4.1. Докерамический неолит. Неолит. Энеолит Палестины. Гассульская культура Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.2. Образование государств на территории Ближнего Востока: Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.3. Образование государств на территории Ближнего Востока: Хеттское царство, Финикия, Израиль, Персия Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.4. Образование государств на территории Ближнего Востока: Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.5. Образование государств на территории Ближнего Востока: Хеттское царство, Финикия, Израиль, Персия Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.6. Ранний бронзовый век I-I-III. Протогосударственный период Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.7. Образ жизни и материальная культура древних евреев по данным Библии и археологическим источникам Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.8. Кумранская община: археологические и исторические источники Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.9. Археологические данные и Библия о «крупных мировых событиях Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.10. Период раздельных царств (Иудея и Израиль) в Палестине Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Исследователи и Русская церковная археология
5.1. Русская церковная археология как научное направление Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
5.2. Развитие русской церковной археологии в рамках богословских дисциплин в конце 19 — начале 20 вв. Лекции 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
5.3. Развитие русской церковной археологии в рамках богословских дисциплин в конце 19 — начале 20 вв. Сам. работа 4 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
5.4. Русская церковная археология как научное направление Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Славянское язычество. Особенности формирования, отличительные черты. Памятники археологии. Сохранение языческих традиций в процессе христианизации. Процесс христианизация Руси по археологическим источникам
6.1. Славянское язычество. Особенности формирования, отличительные черты. Памятники археологии. Сохранение языческих традиций в процессе христианизации. Практические 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.2. Процесс христианизация Руси по археологическим источникам Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
6.3. Процесс христианизация Руси по археологическим источникам Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности
7.1. Православное иконописание в средневековой Руси Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
7.2. Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
7.3. Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 8. Храмостроение на Руси до монгольского завоевания. Традиции деревянного церковного зодчества на Руси до XIII века.Архитектурная археология в XX в.
8.1. Храмостроение на Руси до монгольского завоевания. Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
8.2. Традиции деревянного церковного зодчества на Руси до XIII века. Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
8.3. Архитектурная археология в XX в. Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
8.4. Храмостроение на Руси до монгольского завоевания. Традиции деревянного церковного зодчества на Руси до XIII века. Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
8.5. Архитектурная археология в XX в. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-3 Способен самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин (модулей)

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Название полуострова, богатого залежами золота, меди и железа
А. Передняя Азия
Б. Малая Азия
В. Восточная Азия
Ответ: Б

2. Телли - многослойные и чрезвычайно долговременные поселения, базировавшихся прежде всего на сложившейся земледельческой экономике. Остатки поселков наслаивались один на другой иногда последовательно. Является ли это отражением гомогенность развития?
А. Да Б. Нет
Ответ: А

3. Специфическое место для хранения скелетированных останков:
А Саркофаг, Б Оссуарий, В Кенатаф, Г Кромлех, Д Дольмен
Ответ: Б

4. Согласно советскому биологу Н.И. Вавилову, в эпоху Неолита выделилось семь центров, где происходит процесс «Неолетической революции», т.е. к производящему хозяйству. Сколько из них относятся в региону Ближнего Востока?
А 1, Б 2, В 3
Ответ: А

5. Верно ли утверждение: «Натуфийская культура» - является следствием перехода от Докерамического неолита Б к Керамическому неолиту А
А. Верно Б. Неверно
Ответ: Б

6. Укажите какой признак не относится к характеристике «протогородского поселения»:
А. Высокая плотность населения
Б. Храмы и ритуальные строения
В. Социальная организация
Г. Место торговли и ремесла
Д. Большие Дворцы
Ответ: Д.

7. В период Ранней бронзы I, археологический, поселенческий памятник Мегиддо, из трех типов поселений, относится:
А. города, к этому времени уже существующие
Б. сельские поселения, из которых выросли потом города
В. сельские поселения, из которых города не выросли
Ответ: А

8. Как называется техника обработки поверхности глины, при которой когда сосуд сформован и слегка подсох, его погружают в сметанообразный раствор глины, более тонко отмученной (т.е. более тонких фракций), который заполнит поры в грубой «конструктивной» глине.
А. Лощение, Б. Ангоб
Ответ: Б

9. Миф о «Всемирном потопе», исходя из его первого описания у Шумер, исследователи связывают с природным поведением речной системы:
А. Нила, Б. Иордана, В. Евфрата
Ответ: В

10. Имя археолога проводившего в 30х гг. ХХ века археологическое исследования города Ура, один из культурных слоев которого, он отнес как наличие свидетельство мифа о потопе.
А. Олбрайт, Б. Вулли, В. Петри, Г. Картер
Ответ: Б


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. На территории Ближнего Востока расположены ТРИ крупных реки, являющиеся важным природным фактором расселения людей и формирования первых цивилизаций. Укажите их наименование:
ОТВЕТ: Нил, Тигр, Евфрат

2. Наименование горы на севере Армянского нагорья, связанного с одним из ветхозаветных мифов.
ОТВЕТ: Арарат

3. Дайте определение термину «Плодородный полумесяц»
ОТВЕТ: Полоса земли, включающая Палестину, Сирию, Армению и Иран

4. Вид археологического памятника, являющегося источником, для возможности суждения об идеологии, мировосприятии и духовной культуры
Погребальные памятники

5. Дайте определение понятию «протогородское поселение», и укажите для примера название памятника, который можно охарактеризовать таким определением в период Докерамического неолита
ПП – это поселение обладающее определенной городской спецификой. Иерихон.

6.В Докерамический неолит А и Б, исходя из найденных предметов сакрального искусства, роль языческих культов и обрядов в первую очередь посвящены какой сфере деятельности/жизни человека:
Ответ: Земледелие, деторождение.

7. Какое экономическое значение имело в рамках развития агрокультуры и сельского хозяйства – переход к массовому развитию фиников и оливок для населения Палестины.
Ответ:
Становятся важным элементом питания и последующего экспорта продукции (масло и глюкоза)

8. Какой смысл имела виду археолог Кэтрин Кеньон называя период Ранней бронзы I – «Протогородским периодом»
Ответ:
К. Кеньон имела в виду не столько появление идеи города (она уже была), сколько массовое появление городов.

9. Отдельно стоящие камни, внешне необработанные и являющиеся священными – Менгиры, какую имели функцию, в т.ч. упоминаясь в сюжетах Ветхого завета
Ответ:
Погребения, жертвоприношения

10. В период Ранней бронзы I, меняется погребальная культура – исчезают Оссуарии, какой новый тип погребений становится основным.
Ответ: Захоронение в склепах

11. Какая группа населения жила в городах, по мимо: земледельцев, ремесленников, торговцев, чиновников, воинов и аристократии, слуг и рабов.
Ответ: Жречество.

12. Упоминание мифа о «Всемирном потопе» встречается в Ветхом завете, в Шумерском и ______________ сказаниях.
Ответ: Вавилонском

13. Как называется архитектурная религиозная постройка, которую принято считать основой мифа о «Вавилонской башни»
Ответ: Зиккурат

14. Наиболее распространенным материалом в монументальном строительстве Древней Руси был:
Ответ: дерево

15. Основными заказчиками строительства храма выступали:
Ответ: князья

16. Для освоения культуры церковного строительства русские князья обращались к мастерам из:
Ответ: Византии

17. В советское время церковное зодчество воспринималось исследователями:
Ответ: как исторический источник

18. Какая экономическая основа жизни славян, наложила значительный отпечаток на языческие верования:
Ответ: земледелие

19. Один из языческих праздников дошедших до нашего времени, символизирующим смену времен года является:
Ответ: Масленица

20. Официальной датой принятия христианства в Киевской Руси считается:
Ответ: 988 г.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ПК-1 Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Археологическая культура это?
А. Объективное отражение исторической реальности
Б. Исследовательская конструкция
Ответ: Б
Вопрос 2. Какой метод используется в археологии для датировки памятников?
А. Радиоуглеродный
Б. Спектральный
Ответ: А
Вопрос 3. Когда появились первые погребения людей?
А. В нижнем палеолите
Б. В среднем палеолите
Ответ: Б
Вопрос 4. Какой археологический период наступил раньше?
А. Энеолит
Б. Мезолит
Ответ: Б
Вопрос 5. Какой новый материал для производства стали использовать в неолите?
А. Глина
Б. Медь
Ответ: А
Вопрос 6. Какое хозяйственное занятие относится к производящей экономике?
А. Собирательство
Б. Скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 7. Какой металл был освоен раньше?
А. Самородный
Б. Рудный
Ответ: А
Вопрос 8. Выберите культуру, которая относится к бронзовому веку?
А. Синташтинская культура
Б. Тагарская культура
Ответ: А
Вопрос 9. Что включает комплекс вещей, называемый «скифская триада»?
А. Вооружение, посуда, полихромный стиль в прикладном искусстве
Б. Вооружение, конское снаряжение, звериный стиль в прикладном искусстве
Ответ: Б
Вопрос 10. Как датируется культура Хазарского каганата?
А. VII–X вв.
Б. VII–XIII вв.
Ответ: А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что является предметом изучения археологии?
Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
2. Чем обусловлена необходимость археологии?
Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации.
3. Что включает в себя археология как вид научной деятельности?
Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов.
4. Когда археологический памятник становиться археологическим источником?
Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур.
5. Как называются предметные источники в археологии?
Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами.
6. Дайте определение понятию «археологическая культура»?
Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников.
7. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему?
Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления.
8. Каким может быть датирование памятников в археологии?
Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным.
9. Какой век стал решающим для становления археологии?
Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой.
10. Как называется процесс образования археологических памятников?
Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация.
11. Что такое известные и неизвестные археологические памятники?
Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом.
12. Перечислите основные виды археологических памятников?
Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии.
13. Какие кабинетные методы характерны для археологии?
Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование.
14. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии?
Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс.
15. Что такое археологический тип?
Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п.
16. Что дает типологический анализ?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве.
17. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы?
Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников.
18. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии?
Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный.
19. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века?
Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство.
20. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему?
Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Список вопросов для устного зачета (1й семестр)
1. Археология как наука. Содержание понятия археология: от античности до современности. Виды памятников. Археологические комплексы. Археологические источники.
2. Основные подходы к понятию археологическая культура. Взаимодействие археологии с другими науками. Культурный слой.
3. История возникновение и формирование Библейской археологии – как научного направления
4. Понятие «библейская археология». Предмет и объект исследования. Особенности памятников Ближнего Востока.
5. Периодизация древней истории. Виды периодизации. Геологические периоды в истории Земли.
6. Археологическая периодизация и ее соотношение с другими схемами. Характеристика Палеолита и его этапы (содержание, хронологические рамки).
7. Ближний Восток: территориальные и исторические границы. Понятия Малая Азия, Передняя Азия, Святая Земля, Плодородная Дуга. Физико-географическая характеристика региона.
8. Центры антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Австралопитеки (открытие, характеристика).
9. Homo sapiens: причины, время и место появления человека современного типа; основные направления миграции. Материальная культура «первобытного человека»: орудия труда, жилища, пища, одежда.
10. Причины, возникновение и начальный период расовой дифференциации. Европеоидная, Монголоидная и Негроидная расы (ареал расселения, основные антропологические признаки). Особенности контактных рас и причины их появления и характеристика.
11. Становление и особенности дуально-родовой (фратриальной) общины. Социальная структура раннеродовой общины.
12. Эволюция семейно-брачных отношений в родовой общине. Ранние формы брака. Изменения в социальной структуре общины в позднеродовой период. Причины и становления и особенности парной семьи. Понятия род, фратрия, промискуитет, парный брак, экзогамии, эндогамия.
13. Открытие и применение металлов в производстве. Подъем производственных сил. Новые виды хозяйственной деятельности. Отделение скотоводства от земледелия. Переход к патриархату. Основные черты патриархального рода. Большая патриархальная семья как экономическая ячейка общества.
14. Применение железа в производстве и новый подъем производственных сил. Второе и третье общественное разделение труда. Распад патриархального рода и большой патриархальной семьи. Моногамная семья и развитие частной собственности. Соседская община.
15. Политогенез в период разложения первобытнообщинного строя. «Военная демократия» как один из путей возникновения публичной власти.
16. Характеристика государств Ближнего Востока в Древнем мире: Вавилон, Ассирия.
17. Характеристика государств Ближнего Востока в Древнем мире: Египет, Шумер
18. Поздний бронзовый век. Древние израильтяне в Египте. приход древних израильтян в Палестину. хананеи - города и поселения, жилые дома, храмы, погребения, экономика. Древние израильтяне в Палестине. древнегреческое население.
19. Ранний железный век (ЖВ I). Взаимоотношение древних израильтян, хананеев и грков-филистимлян - поселения, города и деревни, экономика и быт, погребения.
20. Период единого царства (Железный век II). Общая историческая характеристика периода. Причины образования единого царства. Памятники времен Саула, Давида и Соломона. Города и деревни, символика и храмы, экономика и письменность.
21. Период раздельный царств. Общая характеристика периода. Причины разделения Израильского царства. Характеристика Иудейского царства
22. Период раздельный царств. Общая характеристика периода. Причины разделения Израильского царства. Характеристика и Северо-Израильского царства
23. Образ жизни и материальная культура древних евреев по данным Библии и археологическим источникам. Социальная структура древнееврейского общества. Основные виды хозяйственной деятельности. Материальная культура. Торгово-денежные отношения.
24. Кумранская община. Населения кумранской общины. Ессеи - хозяйственная, социальная организация общества. Археологические и посменные источники.
25. Кумранские свитки. История обнаружения кумранского архива. Трактовка и характеристика документов. Датировка и типы документов.
26. Иерусалим. История возникновения города. Его историческое и религиозное значение. Археологическое изучение города и его памятников. История возникновения города. Археологическое изучение города и его памятников. Храмовая города и теории расположения сакральных объектов на ней в древности.
27. Археологические данные и Библия о «крупных мировых событиях». Разбор известных мифов ветхозаветного сюжета с сопоставлением археологических исследований. Первопричина появления мифологических сюжетов, история их образования.

Список вопросов для устного зачета (2й семестр)
1) История появления русской церковной археологии, ранние обращения к изучению христианских древностей. (до сер.XIX века)
2) Археологические съезды в Российской империи и выделение русской церковной архелогии в научную дисциплину. (сер. XIX века – 1914 г.)
3) Русская церковная археология в советский период.
4) Церковно-археологические учреждения и их роль в охране и изучении церковной старины России.
5) Пещерные монастыри древнего Киева.
6) Мотив и роль креста в декоре и обряде XI-XIV вв. Древней Руси.
7) Ориентация христианских древнерусских храмов. Надписи на стенах храмов как источник по церковной археологии XI-XV вв.
8) Процесс христианизации населения древнерусской деревни XI-XIV вв. по данным археологии. Дореволюционные и современные трактовки.
9) Детали языческого обряда захоронения и инвентаре в погребениях христианских городских некрополях. Погребения священнослужителей и монахов. XI-XIV вв.
10) Типология погребальных сооружений и надмогильных памятников: кирпичные гробницы, аркосолии, раки и сени.
11) История появления и процесс распространения христианства в Древней Руси. X-XIV вв.
12) Язычество у славян: культовые строения, служители культа, погребальная обрядность.
13) Язычество у славян: языческий пантеон, земледельческие культы, истоки происхождения.
14) Архитектурная археология в ХХ в.
15) Храмостроение в Древней Руси: история, этапы, складывание и особенность русского храмостроения. XI-XIV вв.
16) Зарождение традиции христианского иконописания, технология изготовления икон
17) Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности, влияние византийской традиции. Православный иконостас: структура и символизм.
18) Появление и деятельность церковно-археологических музеев в дореволюционной России.
19) Современные церковно-археологические музеи и коллекции христианских древностей в крупных музеях России.
20) Исследователи и русская церковная археология: П.А. Раппопорт и В.Л. Янин.
21) Исследователи и русская церковная археология: Н.В. Покровский и А.Е. Мусин.


Практические задания к зачету:
1. Охарактеризуйте влияние византийской традиции на архитектуру и религиозные традиции Древней Руси.
2. Охарактеризуйте влияние языческих традиций на архитектуру, религиозные традиции и культуру Древней Руси.
3. Охарактеризуйте процесс христианизации на территории Древней Руси на основе археологических памятников.
4. Составьте и проанализируйте историю и развитие Русской церковной археологии.
5. Опишите и охарактеризуйте центры храмостроений Древней Руси.


Критерии оценивания ответа на зачете
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аничков, Е.В. Язычество и древняя Русь [Электронный ресурс]: Лань, 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Еремина Т.С. Русский православный храм: история, символика, предания: М.: Прогресс - Традиция, 2002 biblioclub.ru
Л2.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.3 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Сакральная археология" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на следующем занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
В процессе самостоятельной работы закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на занятии с преподавателем.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание.