МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

PR в религиозных отношениях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, В.Н. Ильин

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
PR в религиозных отношениях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов в области методики осуществления управления религиозными социальными коммуникациями, принципов организации и управления общественными отношениями, взаимодействия политической власти с религиозными организациями, а также особенностей репрезентации субъектами религиозной коммуникации своей деятельности с различным группам общественности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-4.1 Использует информационно коммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры
ОПК-4.2 Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Использует информационнокоммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновения и развития ПР в религиозной сфере
1.1. Предпосылки возникновения и развития в религиозной сфере управления общественными отношениями Лекции 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Основы управления общественными отношениями в религиозной сфере
2.1. Принципы, функции, цели и задачи управления общественными отношениями в религиозной сфере Лекции 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
2.2. Принципы, функции, цели и задачи управления общественными отношениями в религиозной сфере Практические 4 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.1
2.3. Принципы, функции, цели и задачи управления общественными отношениями в религиозной сфере Сам. работа 4 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.1
Раздел 3. Технологии ПР в религиозной сфере
3.1. Соотношение религиозного ПР со смежными технологиями Лекции 4 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Соотношение религиозного ПР со смежными технологиями Практические 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
3.3. Соотношение религиозного ПР со смежными технологиями Сам. работа 4 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Общественность
4.1. Общественность и религиозные ПР Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
4.2. Общественность и религиозные ПР Сам. работа 4 9 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Стратегии и тактики управления в религиозной сфере
5.1. Разработка стратегии и тактики программы управления общественными отношениями Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
5.2. Разработка стратегии и тактики программы управления общественными отношениями Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Взаимодействия органов государственной власти с институтами религии
6.1. Стратегия взаимодействия органов государственной власти по связям с общественностью в религиозной сфере со СМИ, религиозными организациями, с общественными и политическими институтами Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
6.2. Стратегия взаимодействия органов государственной власти по связям с общественностью в религиозной сфере со СМИ, религиозными организациями, с общественными и политическими институтами Сам. работа 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Переговоры
7.1. Переговоры как коммуникация в сфере религиозных отношений Практические 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
7.2. Переговоры как коммуникация в сфере религиозных отношений Сам. работа 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
7.3. Экзамен 4 27 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2611

Оценка сформированности компетенции
ОПК-4 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Примеры заданий:



Тесты закрытого типа:
1.Кто впервые официально употребил выражение «паблик рилейшнз»?
а) С. Блэк
б) А. Линкольн
в) Т. Джефферсон

2.Какую фразу заменило выражение «паблик рилейшнз» в 1807 году, когда впервые было официально употреблено?
а) связи с общественностью
б) состояние мысли
в) общественное мнение

3. Какой компонент не является основным в процессе делового общения?
а) умение вести себя
б) умение видеть и слышать партнера
в) умение «заговорить» партнера

4. Продолжите фразу: «Если вы хотите привлечь кого-либо на свою сторону, прежде всего, убедите его в том, что…»
а) вы ему компаньон
б) вы ему друг
в) вы ему не конкурент

5. Какой процент информации несут в себе невербальные коммуникации?
а) 15 %
б) 40 %
в) более 50%

6. Что является важным фактором эффективной деловой коммуникации?
а) выбор поведения
б) выбор собеседника
в) выбор стиля делового общения

7. Какие стили делового общения существуют?
а) авторитарный, демократический
б) индивидуальный, общественный
в) строгий, формальный

8. Основа деятельности ПР сводится к так называемой…
а) теории слушания
б) теории общения
в) теории восприятия

9. Какой функции у ПР нет?
а) аналитико-прогностической
б) консультативно-методической
в) контрольно-ревизионной

10. Какая из функций связей с общественностью направлена на выработку информационной политики?
а) организационно-технологическая
б) аналитико-прогностическая
в) консультативно-методическая

11. Какой из элементов не является слагаемым успешной концепции связей с общественностью?
а) обстановка
б) доверие
в) стабильность

12. Общественное мнение – это…
а) совокупность общественных взглядов по определенному вопросу, полученных в результате опросов, на собраниях
б) сумма индивидуальных мнений по тому или иному поводу
в) результаты проведенного анкетирования или опроса

13. Суждения приобретают статус общественного мнения, если…
а) распространены в Интернете
б) обсуждаются в коллективе
в) публично высказаны и распространены

14. При каком условии может быть успешным формирование общественного мнения?
а) при условии определения аудитории потребителей
б) при создании доброжелательной атмосферы рыночного взаимодействия
в) при условии правильной подачи информации

15. Происхождение термина «общественное мнение» связано…
а) с обсуждением разных вопросов жизни государства на городских площадях
б) с призывом князя на престол для объявления мира или войны
в) с появлением информационных бюллетеней

Ключи:
1-в
2-б
3-в
4-б
5-в
6-в
7-а
8-б
9-в
10-б
11-в
12-а
13-в
14-б
15-а
Тесты открытого типа:

1. Комплекс рекламных мероприятий, осуществляемых за пределами страны рекламодателя – это…
2. форма рекламы, использующая авторитет популярной личности это
3. Когда вступил в силу закон о СМИ?
4. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» был принят Государственной Думой…
5. Главное требование к пресс-релизу?
6. Что обычно распространяют посредством пресс-релизов?
7. Что буквально означает слово «брифинг»?
8. Пресс-конференция – это…
9. Беседа в форме вопросов-ответов, между человеком, владеющим информацией, и журналистом?
10. Систематическое распространение сообщений через СМИ с целью информирования и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей – это…
11. одна из самых старых распространенных моделей рекламного обращения. Аббревиатура английских слов: внимание, интерес, желание, действие. Модель предложена Э. Левисом (США) в1896 г. В настоящее время имеет ограниченное применение.
12. воззрение, которого придерживается индивид, склонный ставить себя на место других, чтобы лучше их понять. Этим качеством должны обладать все руководители, специалисты службы управления персоналом.
13. информационный материал, предоставляющий необходимую информацию о профиле работы базисного субъекта PR, его продуктах и услугах, истории создания и развития и др.
14. 1) сводка новостей; 2) информационное сообщение, 3) информационное издание; 4) рисованный щит в наружной рекламе.
15. совокупность внешних по отношению к данной системе факторов, которые учитываются при принятии организационных решений.
16. совокупность взаимодействующих внутриорганизационных компонентов, включающих людей, структуру, технологии.
17. информация, которая создает в аудитории ложную систему ориентации, представляет неверную картину жизни, искаженные цели и ценности.
18. правила, которые регламентируют порядок встреч и проведения деловых бесед и переговоров, организацию приемов, оформление деловой переписки.
19. средства личной коммуникации (телефон, почта, абонентский ящик)
20. тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. В СМИ используются материалы различных жанров: заметка, репортаж, интервью, статья.
21. Кто впервые официально употребил выражение «паблик рилейшнз»?
22. наука о технологии личного обаяния, создания достойной репутации, презентации личности в публичной среде.
23. специалист, разрабатывающий стратегию и технику эффективного формирования имиджа какого-либо лица в целях повышения его популярности.
24. система ключевых социальных, культурных и политических ролей, обеспечивающая реальное и символическое существование государства.
25. метод выявления и оценки характеристик текстов, в результате применения которого становятся очевидными частота употребления понятий и тенденция развития темы.
26. доверенное лицо, порученец – это?
27. специалист, отвечающий за вербальную, текстовую часть в рекламе. Обычно копирайтером работают журналисты, готовящие PR-материалы, рекламные статьи, слоганы, рисуночные надписи.
28. продвижение интересов различных общественных трупп, имеющее своей целью добиться закрепления в законах и иных нормативных актах частных интересов различных групп, организаций и отдельных лиц.
29. элемент фирменного стиля, представляющий собой оригинальное начертание наименования работодателя, надпись с наименованием организации
30. технология PR, суть которой состоит в согласовании интересов, посредничестве в спорах, конфликтах.
Ключи:
1. международная рекламная кампания
2. тестемониум
3. в феврале 1992 года
4. в 1995 году
5. наличие общественно-значимого факта
6. новости
7. инструктаж
8. встреча представителя организации с журналистами
9. интервью
10. массовая коммуникация
11. аида (AIDA)
12. аллошштритм
13. бэкграундер
14. бюллетень
15. внешняя среда организации
16. внутренняя среда организации
17. дезинформация
18. деловой протокол
19. директ-медия
20. жанр
21. Т. Джефферсон
22. имиджелогия
23. имиджмейкер
24. истеблишмент
25. контент-анализ
26. конфидент
27. копирайтер
28. лоббизм
29. логотип
30. медиация

Критерии оценивания:
0-19 - неудовлетворительно
20-25 - удовлетворительно
26-35 - хорошо
36-45 - отлично
один правильный ответ - один балл.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы промежуточной аттестации по дисциплине
вопросы к экзамену

1. Дать определение понятия «Связи с общественностью», раскрыть многообразие определений и понятий
2. Показать специфику связи с общественностью в сфере религиозных отношений
3. Определить соотношение понятий и функций в различных PR - технологиях ( PR и реклама, PR и пропаганда, PR и паблисити)
4. Раскрыть роль коммуникации в сфере религиозных отношений
5. Раскрыть структуру массовой коммуникации
6. Дать характеристику СМИ как основной канал воздействия на общественность, на религиозные институты.
7. Охарактеризовать процесс и специфику создания и освещения религиозных информационных фактов в СМИ
8. Рассказать о подготовке и реализации материалов для СМИ
9. Выявить особенности коммуникативного взаимодействия государственной власти и религиозных организаций
10.Обозначить задачи, функции, структуру отделов и служб государственных организаций по религиозным вопросам
11.Охарактеризовать основные технологии религиозных коммуникаций с населением
12.Рассказать о взаимодействии органов государственной власти с религиозными организациями
13.Показать специфику информационной политики церкви
14.Показать процесс и специфику конструирования информации в сфере религиозных отношений
15.Выявить правовые и этические аспекты деятельности в сфере религиозного PR
16.Выявить коммуникативные проблемы в религиозных организациях
17.Охарактеризовать формы работы со СМИ. Пресс-релиз.
18.Охарактеризовать «Рекламные средства» в работе религиозных организаций с внутренней и внешней общественностью.
19.Религиозные связи с общественностью (религиозный ПР): определение, предмет, принципы, функции, структура
20.Связи с общественностью (ПР): определение, подходы, структура, функции21. Особенности взаимоотношений религиозных организаций и общественности
21.Имидж органов государственной власти по религиозным вопросам»,
22.Специальные мероприятия органов государственной власти по религиозным вопросам в сфере управления общественными отношениями.
23.Отметьте соотношение религиозного ПР с маркетинговыми исследованиями
24.Укажите соотношение религиозного ПР с выставочной деятельностью
25.Проанализируйте соотношение религиозного ПР с интернет-продвижением
26. Укажите соотношение религиозного ПР с рекламой
27.Раскройте понятие «Стратегическое планирование»: роль, цель, задачи.
28. Покажите специфику стратегического планирования при осуществлении управления общественными отношениями
29. Раскройте специфику религиозных факторов при стратегическом планировании
30. Покажите алгоритм разработки стратегического плана

Оценивание ответа на экзамене

Отлично-Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания.

Хорошо-Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями

Удовлетворительно-Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

Неудовлетворительно-Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Практические задания студентом не выполнены.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Явинская Рекламные и PR-кампании: учеб. пособие/ : Изд-во АлтГУ, 2015., 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Китчен Ф. Паблик рилейшнз: учебное пособие Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кириллова В. Л. PR в некоммерческом секторе: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Горохов В.М., Гринбенрг Т.Э. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии: учеб. пособие М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.3 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л2.4 Умаров М. PR в реальном времени : Тренды. Кейсы. Правила: Москва: Альпина Паблишер, , 2016 biblioclub.ru
Л2.5 Гундарин М. В. Организация и проведение PR-кампаний: учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт ун-та, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал о связях с общественностью rb.ru
Э2 Информационное агентство о религии www.inform-relig.ru
Э3 Религии мира relig.info
Э4 Курс в Moodle "PR в религиозных отношениях" на едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.