МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры и религии Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 67 67 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Н.С. Дворянчикова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
История культуры и религии Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2028 г. № 1
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2028 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.состоит в подготовке специалистов, обладающих способностями анализа исторического, культурного развития Китая,изучения особенностей функционирования культурных, литературных и религиозных традиций Китая

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности
ОПК-2.1 Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач
ОПК-2.2 Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
ПК-1Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения
ПК-1.1 Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2 Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
ПК-1.3 Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.





3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2 Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
ПК-1.1 Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2 Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.1 Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач
ПК-1.3 Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры Китая
1.1. Естественно-географическое и историко-культурное обитание китайского этноса Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. История изучения культурного наследия Китая в отечественном и зарубежном китаеведении Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры Китая Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.4. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры Китая Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Основные этапы развития китайской цивилизации
2.1. Традиционный и научный варианты периодизации истории Китая. Архаический Китай Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.2. Исходные этнокультурные параметры и идеологические процессы в традиционном Китае Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.3. Духовная и культурная жизнь Китая в XX - XXI вв. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.4. Основные этапы развития китайской цивилизации и особенности культурных традиций Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
2.5. Основные этапы развития китайской цивилизации и особенности культурных традиций Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Мировоззренческие модели и идеологические комплексы
3.1. Космолого-онтологические и антропологические воззрения китайского этноса. Семантика моделей и ментальных констант Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
3.2. Семантика и сакральность в художественной словесности, музыке и строительстве. Государственные верования и культы древнего и имперского Китая Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
3.3. Мировоззренческие модели и идеологические комплексы Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
3.4. Мировоззренческие модели и идеологические комплексы Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Архаико-мифологические представления Китая
4.1. Специфика китайских мифологических представлений Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.2. Анимистические верования в культуре Китая Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.3. Мифологемы в культуре традиционного и современного Китая Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.4. Архаико-мифологические представления Китая Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
4.5. Архаико-мифологические представления Китая Сам. работа 3 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Ведущие религиозно-философские школы и направления Китая
5.1. Конфуцианство. Даосизм. Буддизм Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
5.2. Вариативность индивидуального вероисповедания Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
5.3. Ведущие религиозно-философские школы и направления Китая Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
5.4. Ведущие религиозно-философские школы и направления Китая Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Письменность, художественная словесность, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Китая
6.1. Развитие иероглифической письменности, поэтического и художественного творчества, театрального искусства Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
6.2. Особенности изобразительного и декоративно-прикладного искусства Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
6.3. Письменность, художественная словесность, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Китая Практические 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
6.4. Письменность, художественная словесность, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Китая Сам. работа 3 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
6.5. Экзамен 3 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6749

ОПК-2 Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности

1. На какой праздник принято в Китае угощаться лунными пряниками?
1)Китайский новый год
2)Праздник середины осени
3)Цинмин
Ответ: 2

2.Чему посвящен китайский праздник Цинмин?
1.Праздник летнего солнцестояния
2.Праздник поминовения усопших
3.Праздник весны
Ответ: 2

3.Символом чего являются китайские фонарики:
1) надежды
2) исполнения желаний
3) долгой жизни и благосостояния
Ответ: 3

4.Какому государственному органу в империи Сун подчинялись буддийские монастыри:
1)Духовное ведомство
2)Священный Синод
3)Совет по делам религий
Ответ: 1

5.Основной формой культовых и жилых зданий в Китае являлся:
1)павильон
2)пагода
3)монастырь
Ответ: 1

6.Среди перечисленных ниже особенностей китайской пейзажной живописи выбери лишнее (неверное):
1)символичность
2)живопись с натуры
3)монохромность
Ответ: 2


7.Верховное божество государства Шан, отождествляемое с умершими предками правителей
1) Тенгри
2) Шанди
3) Ян-ди
Ответ: 2

8.Деньгами в иньскую эпоху служили:
1) раковины каури;
2) металлические бруски;
3) серебрянные монеты;
4) золотые слитки
Ответ: 1

9.Где располагалось первое государственное образование бронзового века на территории Китая?
1) в долине р. Янцзы;
2) в долине р. Хуанхе;
3) в долине р. Хуай;
4) в долине р. Сиузян.
Ответ: 2

10.Как звали известного реформатора царства Цинь:
1) Конфуций;
2) Шан Ян;
3) Чэн Тан;
4) Ван Ман.
Ответ: 2

11.Первым циньским императором был:
1) Ли Сы;
2) Цинь Шихуан;
3) Чжао Гао;
4) Ван Ман.
Ответ: 2
12.Повстанцы, боровшиеся с Ван Маном назывались:
1) краснобородые;
2) краснобровые;
3) красноголовые;
4) красноухие.
Ответ: 2
13.В эпоху Шань-Инь появилась новая земледельческая культура:
1) чумиза;
2) рис;
3) картофель;
4) огурцы
Ответ: 2
14.Верховный правитель Древнего Китая носил титул:
1) «милый богам»;
2) сын бога Солнца;
3) «сын Неба»;
4) наместник Бога.
Ответ: 3

15.Основателя Ханьской династии звали:
1) Лю Бан;
2) Чэн Тан;
3) Ван Ман;
4) Шан Ян.
Ответ: 1


1. Как называлась летопись китайского историка Сыма Цаня?
Ответ: Ши Цзи
2. Что означало имя Цинь Ши-Хуанди?
Ответ: Первый циньский правитель
3. В каком веке в Китае началось восстание "краснобровых"?
Ответ: В 1 веке н.э.
4. Когда была обнаружена "Терракотовая армия" императора?
Ответ: 1974
5. Кто был основателем Даосизма?
Ответ: Лао Цзы
6. Что являлось верховным божеством для древних китайцев?
Ответ: Небо
7. Каким словом в конфуцианстве обозначалось человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом:
Ответ: Жэнь
8. Какая добродетель считается главной в даосизме:
Ответ: воздержание
9. К какому веку н. э. процесс обожествления Лао-Цзы полностью оформился:
Ответ: второй век
10. У-вей» — основной принцип школы:
Ответ: даосизма
11. Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу:
Ответ: «Беседы и суждения»
12. Автором какого трактата был Лао-Цзы:
Ответ: Дао Дэ Цзин
13. В каком веке древнекитайская культура начинает испытывать влияние буддизма?
Ответ: 3 в. До н.э.
14. Какую славу снискал себе Конфуций в возрасте 20 лет:
Ответ: первого профессионального учителя
15. Какую книгу составил Конфуций в возрасте 60 лет после того, как вернулся домой из путешествия по Китаю
Ответ: «Книга перемен»
16. Как называется понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
Ответ: Янь
17. Как называется понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
а) Инь
18. Шан Ян был представителем
Ответ: легизма
19. Восстание 184 г. против Второй Ханьской империи называлось:
Ответ: восстание «желтых повязок»;
20. Земли, которые получали чиновники в Суйской империи, назывались:
Ответ: должностные земли
21. Царство, объединившее государства Вэй, Шу и У в 265 г., возглавил:
Ответ: Сыма Янь
22. Китайская историография называет время с 906 по 960 гг. эпохой пяти династий и десяти царств потому, что:
Ответ: империя Тан распалась на самостоятельные государства;
23. Государство Вэй создал
Ответ: Цао Цао
24. Формировать «красные войска» на борьбу с монголами стало тайное общество
Ответ: Общество «Белого Лотоса»
25. После изгнания монголов была создана династия:
Ответ: Мин
26. В основе идеологической обработки населения маньчжурами лежало:
Ответ: система сянъюэ- беседчиков
27. Тайное общество, базировавшееся в монастыре Шаолинсы называлось:
Ответ: Общество «Белого Лотоса»
28. В каком году Цинь Шихуан объединил Китай:
Ответ: 221 г. до н.э.
29. Как называется энергия, которая, согласно древнекитайским верованиям, пронзает все вокруг:
Ответ: Ци
30. Понятие «Ли» означает:
Ответ: следование церемониям

ПК-1 Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения

1. В Китае Конфуция считают (возможны два варианта ответа):
А. Великим философом
Б. Посланником Неба
В. Богочеловеком
Ответ: А, Б
2. Большую роль в древнекитайской мифологии играли тотемистические представления, племена иньцы, считали своим тотемом - ласточку, племена ся — змею, которая постепенно трансформировалась в…
Варианты ответа:
1.ящерицу
2.черепаху
3.дракона
Ответ: 3
3. Наставник или духовный учитель в тибетском буддизме
1.Лама
2.Монах
3.Будда
Ответ: 3
4. Основной жанр средневековой китайской живописи:
1) портрет;
2) пейзаж;
3) историко - бытовой жанр.
Ответ: 2

5. Среди перечисленных ниже особенностей китайской пейзажной живописи выбери лишнее:
1) символичность;
2) живопись на свитках;
3) живопись с натуры;
4) монохромность.
Ответ: 3

6. В центре внимания творческих поисков средневековых мастеров Китая были:
1) природа;
2) религиозно - философские течения;
3) исторические события.
Ответ: 1,2

7. «Сын Неба» это:
1) титул правителя Китая
2) имя Конфуция
3) так называли мудрецов в Китае
4) китайский бог.

Ответ: 1

8. Конфуций родился:
1) в 6 веке до н.э.
2) в 3 в. н.э.
3) в 3 в до н.э.
Ответ: 1

9. Дао это:
1) главный китайский бог
2) основатель даосизма
3) одно из имен Лао-цзы
4) главная категория даосизма.
Ответ: 4

10. Буддийская богиня милосердия и сострадания в Китае зовётся:
1. Гуань-инь
2. Чжи-нюй
3. Нюйва
Ответ: 1
11. Богиня ремесел, в основном – ткацтва. Она не только даровала людям навыки, но также показала, как их правильно использовать, покровительница всех деятелей искусства:
1) Чжи-нюй
2) Гуань-инь
3)Нюйва
Ответ: 1

12. Китайская богиня, одна из наиболее почитаемых в даосском пантеоне. Согласно китайской традиции, являлась повелительницей Запада, хранительницей источника и плодов бессмертия:
1) Си-ван-му
2) Чжи-нюй
3) Нюйва
4) Гуань-инь
Ответ: 1

13. Когда ислам появился в Китае?
1) 6 век
2) 7 век
3) 8 век
4) 9 век
Ответ: 2

14. Понятие «сяо» означает:
1) Сыновья почтительность
2) Общественная польза
3) Почитание традиций
4) Память предков
Ответ: 1

15. Религиозно-философское учение, в которое вошли не только философия и религия, но и гадания, медитация и наука - это
1) Даосизм
2) Буддизм
3) Чань-буддизм
4) Конфуцианство
Ответ: 1

1. Китайская концепция легитимности использовалась для поддержки правления королей династии Чжоу, а позже императоров Китая. Согласно ей, Небеса благословляли справедливого правителя, но лишали его власти, если он был несправедлив:
Ответ: мандат небес
2. Движение в одиннадцатом веке н.э., которое провозгласило возрождение конфуцианства, переосмысливая его в свете даосских и буддийских влияний:
Ответ: неоконфуцианство
3. Китайское философско-религиозное понятие «высшего разума», некой всемогущей и непостижимой божественной силы, благодаря которой существует весь этот мир. Дословно: «путь» или другой вариант - «добродетель»/ всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего:
Ответ: Дао
4. Центральное место в конфуцианской морали занимает:
Ответ: добродетель
5. Что включает в себя определение «сань цзяо» три учения:
Ответ: конфуцианство, даосизм, буддизм
6. Категория китайской философии и культуры, прежде всего даосизма, принцип невмешательства в естественный порядок вещей:
Ответ: У-вэй
7. Во время правления какой династии Ислам проникает в Китай:
Ответ: Тан
8. В даосизме богиня Луны (праздник середины осени):
Ответ: Чаньэ
9. Богиня, спасающая людей от бедствий:
Ответ: Гуань-инь
10. Создательница человечества, богиня сватоства и брака:
Ответ: Нюйва
11. Символ плодородия:
Ответ: раковина Каури
12. Вера в существование сверхъестественной связи между людьми и их старшими предками:
Ответ: Культ предков
13. Покровительница беременных и детей:
Ответ: Шэн-му
14. Богиня шелководства:
Ответ: Матоднянь
15. Владычица Запада, хранительница источника и плодов бессмертия:
Ответ: Си Ван Му
16. Покровительница лисиц, может даровать детей при бесплодии:
Ответ: Бися Юаньцзюнь
17. «Если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его». К какому принципу относится высказывание?
Ответ: относится к принципу у-вэй (даосизм)
18. Кто является первым древнекитайским философом, личность которого полностью исторически достоверна?
Ответ: Конфуций
19. При какой династии в Китае появляется культ Неба в результате традиции поклонения предкам и звёздам?
Ответ: Чжоу
20. Когда в Китае появился даосизм?
Ответ: в середине I тыс. до н.э.
21. Что в Китае считалась причиной разрушения гармонии:
Ответ: война
22. Верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок и тотем
Ответ: Шанди
23. Верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок и тотем
Ответ: Цзацзуань
24. Кто, по мнению китайских мыслителей, был сыном неба?
Ответ: Император
25. Китайская династия и период в истории Китая, (11 в. до н.э. – 3 в. до н.э.). Данная династия свергла династию Шан и прекратилась после победы династии Цинь.
Ответ: Чжоу
26. Одна из важнейших категорий китайской философии, истолкованная, как «путь человека».
Ответ: Дао
27. Высшее начало или великий предел, существовавший до разделения неба и земли, когда первоначальная жизненная энергия находилась в смешенном состоянии, исходная точка возникновение всего многообразия вещей:
Ответ: Тайдзиту
28. Какое название имел Китай в глубокой древности?
Ответ: Какое название имел Китай в глубокой древности?
29. Китайское название праздника зимнего солнцестояния:
Ответ: дунчжицзе
30. Как называлась летопись китайского историка Сыма Цаня?
Ответ: Ши цзи

Критерии оценивания
0-29 баллов - неудовлетворительно
30-59 баллов - удовлетворительно
60-75 баллов - хорошо
76-90 баллов - отлично
Один правильный ответ-1 балл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценивание ответа на экзамене

Отлично-Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания.

Хорошо-Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями

Удовлетворительно-Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

Неудовлетворительно-Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Практические задания студентом не выполнены.
Вопросы к экзамену «История культуры и религии Китая»

1. Развитие экономики, внутренней и внешней (заморской) торговли в Южной Сун.
2. Становление династии Мин в Китае.
3. Чжу Юаньчжан: путь к власти. Реформы Чжу Юаньчжана.
4. Организация административного аппарата империи Мин.
5. Борьба за престолонаследие после смерти Чжу Юаньчжана.
6. Император Чжу Ди и его правление.
7. Войны с маньчжурами. Обострение внутренних противоречий в начале XVII в.
8. Великая Крестьянская война 1626 - 1648 гг.
9. Провозглашение династии Да-Шунь и борьба крестьянских вождей за власть.
10. Культура, наука искусство династии Мин
11. Религия и философия империи Мин
12. Четыре классических романа Китая
13. Нурхаци и политика объединения чжурчжэней. Образование династии Цзинь: влияние политической культуры Китая, и претензии на наследие Чингисхана.
14. У Сань-гуй и Маньчжурия. Взятие Пекина, и планы У Сань-гуя.
15. Внутренняя и внешняя политика Кан Си
16. Кончина императора и её последствия. Политика преемника Кан Си (национальная и религиозная).
17. Походы в Приамурье: уникальный статус Российской Духовной миссии в Пекине.
18. Образование и социально-политическое развитие державы Цин.
19. Усиление демографического кризиса и обезземеливания крестьянства.
20. Восстание секты "Белого лотоса" и её филиалов.
21. Опиумные войны
22. Начало деятельности протестантских миссионеров в Китае.
23. "Сто дней реформ" (1898). Деятельность Кан Ювэя и его учение.
24. Восстание ихэтуаней (1900-1901).
25. Революционное движение и Сунь Ятсен.
26. Образование КПК.
27. Гоминьдан и национальная революция. Северный поход НРА.
28. Китайско-японская война. Итоги китайско-японской войны.
29. КПК и Гоминьдан в конце 40-х годов (борьба за власть, развитие партий).
30. Гражданская война в Китая 1947 - 1950 гг.
31. Развитие Тайваня 1950- 1990-е годы.
32. Победа КПК и образование КНР. Идеологические основы строительства КНР.
33. Политика "Большого скачка".
34. СССР и КНР 1949 – 1970-е гг.
35. "Культурная революция" и становление культа личности Мао Цзэдуна. Завершение и последствия "культурной революции".
36. Приход к власти группы Дэн Сяопина и политическая борьба в конце 70-х годов.
37. СССР-РФ и КНР в 1980-2000 гг.
38. Экономическое развитие КНР в 1980-е – 2000-е годы.
39. КНР впервые годы XXI века.
40. Традиционные китайские праздники и обряды годового цикла

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев Л.С. История Древнего Востока: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/5CD2FB69-BBE5-4A5A-983A-0004032D2C4C
Л1.2 Васильев Л.С. История стран Азии и африки. Средние века и раннее новое время : учебное пособие для академического бакалавриата : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/95B1517F-ECCA-40C5-B56B-746F507B6E47.
Л1.3 Васильев Л. С. История востока в 2 т. Т. 1 в 2 кн. Книга 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Л. С. Васильев. — 7-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 360 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00069-6. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/AAF3573B-905C-4DC4-8B9E-BB0EF869BE8D. Васильев, Л. С. История востока в 2 т. Т. 1 в 2 кн. Книга 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Л. С. Васильев. — 7-е изд. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AAF3573B-905C-4DC4-8B9E-BB0EF869BE8D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анисимова И.В. и др. История Китая: учебное пособие / эл. опт. диск (CD-ROM) АлтГУ, Ист. фак.- Барнаул : АлтГУ., 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. Том 1.: учеб. для пед. вузов Академия, 2009
Л2.3 Кузищин В.И. История Древнего Востока : учебное пособие для вузов М. : Академия, , 2010.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний www.elibrary.ru
Э2 История и культура Китая www.synologia.ru
Э3 Государственный музей истории религии www.gmir.ru
Э4 Курс в Moodle "История культуры и религии Китая" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение выступлений совмещается с рассмотрением намеченных вопросов.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. Студент, изучающий курс на практических занятиях должен:
– сформировать первичные навыки анализа символов иной традиции;
– привить уважительное отношение к различным проявлениям творческого духа;
– воспитать осознания разницы между культурными традициями Китая;
– знать основную характеристику духовной культуры китайской цивилизации.
В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.