МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религия в социально-экономическом пространстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Кащаева М.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Шернева Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Религия в социально-экономическом пространстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дашковский Петр Константинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у обучающихся представление о роли религии в системе общественно-политических и социальных отношениях. Современная система государственного регулирования общественных отношений связана с реализацией права на свободу совести, как одного из показателей демократичности государственного устройства. В рамках курса будут рассмотрены как исторические примеры влияния механизма политического регулирования сферой государственно-конфессиональных отношений, так и представлен анализ современных тенденций взаимовлия ния религии на политический процесс в РФ и в мире.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности
ОПК-2.1 Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач
ОПК-2.2 Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
УК-10Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений
УК-10.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для личных финансов; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-10.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-10.1. Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений,
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-10.2. Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием.
ОПК-2.2. Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-10.3. Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планировани
ОПК-2.1. Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. История взаимодействия политики и религии
1.1. Религия в истории социальной мысли Лекции 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Религия в истории социальной мысли Практические 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Религия в истории социальной мысли Сам. работа 7 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Теоретические подходы к изучению феномена взаимодействия политики и религии Лекции 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.5. Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики. Практические 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.6. Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики. Сам. работа 7 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Религиозные организации в социально-политическом пространстве
2.1. Политические аспекты деятельности религиозных организаций Лекции 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Религиозные основания политики. Практические 7 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Религиозные основания политики. Сам. работа 7 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Социально-политическая составляющая религиозных организаций. Лекции 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.5. Политические аспекты деятельности религиозных организаций Практические 7 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.6. Политические аспекты деятельности религиозных организаций Сам. работа 7 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.7. Экзамен 7 27 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. «Секты», стоящие на позициях неприятия и осуждения «мира», находят опору в низших социальных слоях, тогда как «церкви», благословляющие существующие порядки, — в высших и средних, согласно:
а) Трёльчу
б) Баховену
в) Джемсу
2. Восходящая к античной традиции теория происхождения религии, согласно которой началом религии послужил договор правителей и жрецов с народом:
а) теория обмана
б) натуралистическая теория
в) теория договора
3. Один из принципиальных моментов христианской этической концепции понимания места личности в обществе и политике, выраженный в заботе граждан о других людях, обществе и государстве:
а) солидарность
б) взаимопомощь
в) правопорядок
4. С точки зрения К. Маркса, религия как разновидность отчужденного сознания, или «опиум народа», — это питательная среда для социального(ой):
а) конформизма
б) отчуждения
в) инертности
5. Принципиальный момент христианской концепции понимания места личности в обществе, выраженный в заботе граждан о других людях, обществе и государстве:
а) соборность
б) солидарность
в) правопорядок
6. Общественный прогресс по О. Конту является предметом изучения следующей отрасли науки:
а) социальной динамики;
б) социальной статики;
в) социальной статистики.
7. Общество, по мнению Г. Спенсера – это социальный организм, сходный с организмом биологическим. Что отличает социальный организм от биологического?
а) рост на протяжении всего своего существования;
б) способность мыслить и чувствовать развита у каждого отдельного элемента;
в) дифференциация структуры элементов сопровождается соответствующим разделением их функций.
8. Совокупность элементов общества и их взаимоотношений – это:
а) кастовая система;
б) социальные институты;
в) социальная структура общества.
9. Выделите соответствующую дефиницию для термина «социальный институт»:
а) учреждение, в котором работают социологи;
б) определенная обособленная общность людей;
в) сложившаяся исторически, стойкая форма организации и регулирования совместной жизни людей.
10. Первые представления об управлении зародились:
а) во времена основания Древнего Рима;
б) во времена первобытнообщинного строя;
в) в Средние века.
11. Статусный набор – это:
а) совокупность всех статусов одного индивида;
б) совокупность всех статусов в обществе;
в) совокупность всех ролей, выполняемых в переделах одного статуса.
12. Выберите верный перечень социальных институтов:
а) экономические, политические, медицинские, религиозные, культурно-образовательные, семейные;
б) экономические, политические, религиозные, культурно-образовательные, семейные;
в) экономические, политические, семейные, этнические
13. В качестве критерия оценки труда рабочих У.Ф. Тейлор стал использовать:
а) конкретные результаты работы – выработку каждого рабочего;
б) количество отработанных за год дней;
в) качество индивидуально выполненной работы.
14. Что из перечисленного характерно для демократической стратегии процесса управления?
а) Предоставление рабочим определенной доли самостоятельности;
б) Организационный порядок как средство давления и контроля подчиненных;
в) Сильная вертикаль власти внутри предприятия
Ключ к тестам
1. А
2. В
3. А
4. А
5. Б
6. А
7. Б
8. В
9. В
10. Б
11. А
12. Б
13. А
14. А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.


Контрольные вопросы:
1. Процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связанные с ним ритуалы и институты религии утрачивают свое социальное влияние, — это ___________________ (секуляризация)
2. Религиозное сознание, религиозная деятельность (культ) и религиозные организации образуют в религии ее _____________ (структуру)
3. Свокупность материальных (экономических, технологических) и производных от них отношений в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных и др.), таких объективных отношений, которые господствуют над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних условий, связанных с жизнедеятельностью общества как целого, образуют основы ______________ (социумные)
4. Теология (теория Бога); космология (теория мира); антропология религиозная (теория человека) обычно представляются элементами религиозной (доктрины)
5. Религию как ступень познания абсолютного духа в формах представления и веры рассматривает _____________ (Гегель)
6. Секуляризацию как утрату «священного» и угрозу социальному порядку и согласию рассматривает ____________ (П. Бергер)
7. Отношение между религией и хозяйственной деятельностью может быть выражено в двух типах поведения: аскеза и мистика, по мнению ____________ (М. Вебера)
8. Выделив три важнейшие формы деятельности (рационально-практическую, ритуально-организованную, волевую), общие тенденции изменения политической системы в современном обществе суммировал____________ (А. Гелен)
9. Религию как систему верований и ритуалов, объединяющую тех, кто их придерживается и практикует в моральной общности, называемой церковью, определял _______________ (Э. Дюркгейм)
10. Преобладающую роль религия имеет (по Дюркгейму) в обществах с __________________ солидарностью (механической)
11. Тезис: «Не религия создает человека, а человек — религию», — в социальной науке разрабатывает ___________ (социология марксизма)
12. Отправной точкой марксистской критики религии является ____________ (эмансипация человека)
13. В разработке типологии религиозных организаций, исследовании этапов эволюции религии, влияния протестантизма на «дух капитализма» с успехом использовался метод _____________ (анализа исторических данных (документов, источников))
14. Угрозу будущему религии в господстве технологии и бюрократии в современном мире, результат которого — ограничение человеческого опыта, сужение его горизонта, видел_______ (М. Вебер)
15. Человеческое действие как самоорганизующуюся систему, специфика которой заключается, прежде всего, в символичности, наличии символических механизмов регуляции, рассматривает ___________ (Т. Парсонс)
16. То, что развитие рациональной религиозной этики именно в обладающих меньшей социальной значимостью слоях объясняется, прежде всего, их положением в обществе, показал ______________ (М. Вебер)
17. Религиозная вера и практика, по Дюркгейму, выражают зависимость индивида от ______ (общества)
18. Первый социологический прогноз относительно будущего религии на основе своего знаменитого «закона трех стадий» дал _________________ (О. Конт)
19. Религия — одна из форм «ложного сознания», прикрывающая иллюзиями жестокую правду, насилие и эксплуатацию человека человеком, утверждал ____________ (К. Маркс)
20. С точки зрения Дюркгейма в религии символы, значения которых нельзя интерпретировать в терминах присущих им самим свойств, — это ________________ («священные вещи»)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-2 Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности
Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. Изменения универсальной религиозной системы как переход от исторической религии к раннесовременной, описывает:
а) Трёльч
б) Белла
в) Фрэзер
2. Термин «культурный код», являющийся главным средоточием стабильности сложных систем действия и их изменчивости, имеющей эволюционные последствия, использовал:
а) Конт
б) Вебер
в) Парсонс
3. Джемс считал, что религия:
а) глубоко личное дело, у каждого своя религия
б) форма отчуждения человека
в) сугубо общее дело, истинна только одна религия
4. Угрозу будущему религии в господстве технологии и бюрократии в современном мире, результат которого — ограничение человеческого опыта, сужение его горизонта, видел:
а) Дюркгейм
б) Маркс
в) Вебер
5. Наиболее последовательными критиками церкви как института, закрепляющего феодальные порядки, выступили в XVIII в. … просветители:
а) английские
б) французские
в) итальянские
6. Согласно Дюркгейму, религия выполняет интегрирующую функцию благодаря способности людей:
а) к обожествлению (сакрализации) обычных вещей
б) разделять мир на чувственный и сверхчувственный
в) ощущать страх перед силами природы
7. С точки зрения русского религиозного мыслителя И.А. Ильина, основа народного правосознания:
а) ответственность власти перед народом
б) гражданская сознательность
в) религиозное чувство
8. Форма культового поведения, которое американский социолог Ч. Глок называл одним из основных измерений религиозности:
а) пострижение в монахи
б) участие в исповеди и причастии
в) миссионерская деятельность
9. Смена периодов религиозных движений и застоев связана с изменением всего социального уклада жизни населения, меняющего его нравы, аппетиты, стремления и чувства, — полагал:
а) Сорокин
б) Рассел
в) Тиллих
10. В своих работах в области исследования религии специально разрабатывал сравнительно-исторический метод:
а) Шампольон
б) Спенсер
в) Мюллер
11. Торговые и промышленные успехи старообрядцев рядом причин, из которых первая — необыкновенная солидарность старообрядческих бюргеров, объясняет:
а) Никольский
б) Малиновский
в) Бердяев
12. Теория происхождения религии, возводимая античной традицией к Демокриту, объясняющая происхождение религии страхом перед естественными силами природы, — это … теория:
а) антропологическая
б) гносеологическая
в) психологическая
13. Вебер является автором книги:
а) «Два источника морали и религии»
б) «Хозяйство и общество»
в) «Социальные учения христианских церквей и групп»
14. Религию как сохраняющийся в той или иной форме специфически человеческий феномен позволяет рассматривать подход:
а) Конта
б) Вебера
в) Дюркгейма
15. По мнению швейцарского мыслителя К.Г. Юнга, изложенного им в работе «Архетип и символ», предназначение религиозных символов:
а) выделять священнослужителей среди мирян
б) придавать смысл человеческой жизни
в) сплачивать людей вокруг Церкви
Ключ к тестам
1. Б
2. В
3. А
4. В
5. Б
6. А
7. В
8. Б
9. А
10. В
11. А
12. В
13. Б
14. В
15. Б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.


Контрольные вопросы:
1. «Демократический фланг» в Русской Православной Церкви, к которому можно отнести достаточно краткий ряд известных в церковной среде священников и несколько представителей епископата, наиболее ярко представлял __________ ( отец А. Мень)
2. «Идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться... богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение к этому почитанию», — так производил от латинского глагола religere термин religio и характеризовал религию ____________ (Цицерон)
3. «Слово religio происходит от латинского глагола religare — вязать, связывать, привязывать, сковывать применительно к религии означает: связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие», — полагал ____ (Лактаций)
4. В политической науке реализация политического процесса осуществляется консервативно-рутинным и радикально-реформаторским ____________ (типом)
5. Вооруженные столкновения, главные цели которых выражаются в религиозных требованиях: обращение необращенных, получение религиозной свободы, восстановление «чистоты» первоначальных принципов религии, утверждение новых вероисповедных «истин», защита «старой» веры, спасение «братьев-единоверцев», освобождение святынь данной религии, защита или разрушение церковных институтов — это религиозные _____________ (войны)
6. Газета «Русский вестник», стоящая на стыке собственно православного мира и мира околоцерковных «патриотов» и националистов выражает позиции отдельных священнослужителей, предпочитающих идеи __________ (радикально-националистические)
7. Государственно-праворелигиозная система, при которой религиозная власть подчинена политической, а глава государства часто становится и главой религиозной организации, — это: _______________ (цезарепапизм)
8. Добровольное, равноправное и самоуправляемое объединение граждан, создаваемое в целях совместного удовлетворения своих религиозных потребностей или содействия удовлетворению таких потребностей последователями вероучения и действующее на основе исповедания религиозного культа, — это религиозная _____________ (организация)
9. Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР) совместно с Советом муфтиев России (центр в г. Москве); Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) с центром в г. Уфе; духовные управления мусульман регионов Северного Кавказа, объединенные в Координационный центр мусульман Северного Кавказа, — это исламские организации уровня ___________ (национального)
10. Интеграцию отдельных групп граждан, а также общества в целом, укрепляющую и поддерживающую существующую систему социальных отношений, обеспечивает функция религии _____________ (интегрирующая)
11. Источником политического процесса выступают ______________ (противоречия)
12. Комплекс закрепленных прежде всего Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение, — это ____________ (шариат)
13. Мормоны, сведенборгиане, представители такой влиятельной в Японии необуддистской организации, как Сока-Гаккай, или известной неоиндуистской организации Миссия Рамакришны — это явление распространения религиозности ____________ (маргинальной)
14. Наделение предметов, вещей, явлений, людей «священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение общественных институтов и отношений религиозному влиянию — это ______________ (сакрализация)
15. Наиболее заметная фаза нового религиозного движения и резко негативного отношения к социальному окружению и к господствующим церковным организациям (этим объясняются их характерные названия: «религиозный протест», «альтернативные религии») — это _____________ (консолидация)
16. Небольшая религиозная группа, объединяющая людей, стремящихся к собственному мистическому опыту, с неразвитой организационной структурой, имеющая харизматического лидера, обозначается термином (культ)
17. Одно из важнейших требований, которое религии мира предъявляют к власти и выполнение которого должно обеспечить в обществе отношения мира и согласия, — это забота власти о благосостоянии ______________ (граждан)
18. Определенное движение, имеющее свое направление; последовательная смена состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата — это ___________ (процесс)
19. Особенностью заключительной фазы развития новых религиозных движений в отношении с окружающим миром, умиротворение протеста и ассимиляция в среде «добропорядочных» религиозных объединений, пользующихся общественным признанием и правовым статусом, является смягчение _________________ (конфронтации)
20. Политический процесс, несущий в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей, является характерным признаком типа _______________ (радикально-реформаторского)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
1. Религиозные основания власти.
2. Мифологическая картина мира и религиозные концепции власти.
3. Византийская теократия.
4. Слияние светского и духовного аспектов власти в римско-католической церкви.
5. Идеологическое обоснование императорской власти в синтоизме.
6. Представления о царской власти в Др. Китае.
7. Концепция всемирного монарха (Чакраварти) в буддизме.
8. Мусульманская теократическая идея.
9. Секуляризация, ее культурное, политическое и социальное содержание.
10. Религиозная реформа и политика, ее функции, структура, значение и политические последствия.
11. Политика и религия: точки взаимодействия
12. Диалектика взаимодействия политики и религии.
13. Религиозные основания политики.
14. Политические основания религии.
15. Социальные формы организации религии
16. Политические аспекты деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ)
17. Католицизм и протестантизм в политической жизни современной России
18. Политический ислам. Основные течения и тенденции развития.
19. Новые религиозные движения в России и опыт государственно – правового регулирования религиозных отношений
20. Особенности сакрализации власти в различных религиозных системах.
21. Секуляризация: ее социально-политические и социально-психологические последствия.
22. Закономерности европейского религиозно-реформаторского процесса.
23. Традиционные верования и политика в политической жизни современной России
24. Религия и политика на международных отношениях и процессах

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Тощенко Ж.Т. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Н. А. Баранов Политология. Современная демократия : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E0B3104C-D4D2-4EED-8BE2-E76263BFDE50.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гончарук А. Ю. Социально-педагогическая культура, искусство и религия регионов России (Народное художественное творчество): Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Комитет ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений http://www.komitet2-22.km.duma.gov.ru/. www.komitet2-22.km.duma.gov.ru
Э2 Правительсво РФ. Вопросы взаимоотношений государства и религиозных объединений http://government.ru/rugovclassifier/579/events/ government.ru
Э3 Центр изучения религий при РГГУ http://religion.rsuh.ru/ religion.rsuh.ru
Э4 Курс в Moodle "Религия в социально-экономическом пространстве" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Религия в социально-экономическом пространстве» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.