МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История национальной и религиозной политики России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 11 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 20 20 30 30
Практические 18 18 22 22 40 40
Сам. работа 44 44 39 39 83 83
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт;к.и.н., Доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
История национальной и религиозной политики России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с характером государственно-национальных отношений в России на современном этапе, с особенностями статуса конфессиональных и национальных организаций в РФ, системой правового регулирования государственно-конфессиональных и национальных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
ОПК-1.1 Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации
ОПК-1.2 Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности
ОПК-1.3 Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место и роль государственно-национальной и конфессиональной политикм в процессах современного государственного строительства
1.1. Статус конфессий в современном законодательстве Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
1.2. Историческая специфика национальных отношений в РФ Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
1.3. Основы современной государственной политики в области межэтнических отношений. Практические 7 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
1.4. Основы современной государственной политики в области межэтнических отношений. Сам. работа 7 18 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
1.5. Специфика защиты прав национальных меньшинств в РФ Лекции 7 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
1.6. Национально культурная автономия: эволюция законодательных подходов. Практические 7 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
1.7. Национально культурная автономия: эволюция законодательных подходов. Сам. работа 7 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
1.8. Проблемы и перспективы реформирования сферы конфессиональной политики в конце 1990-х Сам. работа 7 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
1.9. Приоритетные направления государственной национальной политики. Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
1.10. Приоритетные направления государственной национальной политики. Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
1.11. Приоритетные направления государственной национальной политики. Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
Раздел 2. Зачет
Раздел 3. Проблемы национального строительства и регулирования конфессиональной политики после распада СССР
3.1. Государственно-конфессиональные отношения в период формирования российского государства. Преодоление национального сепаратизма в первой половине 1990-х гг. Лекции 8 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
3.2. Вопросы миграционной политики в РФ. Практические 8 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
3.3. Противодействие проявлениям экстремизма и ксенофобии Практические 8 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
3.4. Вопросы миграционной политики в РФ.Противодействие проявлениям экстремизма и ксенофобии. Сам. работа 8 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
Раздел 4. Национальная и религиозная политика в эпоху становления российского федерализма
4.1. Свобода совести и свобода вероисповедания в XXI в. Лекции 8 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
4.2. Органы государственной власти, осуществляющие национальную и конфессиональную политику Лекции 8 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
4.3. Органы государственной власти, осуществляющие национальную и конфессиональную политику Сам. работа 8 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
4.4. Законодательный процесс в сфере государственной национальной политики. Сам. работа 8 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
4.5. Законодательный процесс в сфере государственной национальной политики. Практические 8 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
Раздел 5. Вероисповедная политика РФ в современных условиях
5.1. Деятельность комиссии по вопросам религиозных объединений Практические 8 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
5.2. Деятельность комиссии по вопросам религиозных объединений Сам. работа 8 7 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4
5.3. Зачет 8 27 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.8, Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.9, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7639

Оценка сформированности компетенции
ОПК-1 Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения

Закрытые:

1. Кто из великих киевских правителей первым ввел закон об отчислении десятины на содержание Церкви?
а) князь Владимир Красное Солнышко
б) княгиня Ольга
в) князь Ярослав Мудрый

2. Указать дату установления Патриаршества на Руси
а ) 10 декабря 1590 года , б) 25 сентября 1602 года, в) 8 января 1589 года,

3. При каком царе было установлено Патриаршество на Руси?
а) при Иоанне IV Грозном, б) при Федоре Иоанновиче, в) при Борисе Годунове

4. Указать имя первого Патриарха всея Руси
а) Гермоген, б) Киприан, в) Иов

5. Как назывался документ, по которому указом царя Петра I церковное управление в России преобразовывалось по образцу гражданских коллегий?
а) «Закон о Церкви», б) «Духовный регламент», в) «Положение о Святейшем Правительственном Синоде»

6. При каком царе были разработаны «Правила о церковноприходских школах»?
А) при Николае I, б) при Александре I, в) при Александре III

7. Какому Риму, согласно старообрядческому эсхатологическому учению, не бывать?
а) Пятому Риму, б) Четвертому Риму, в) Третьему Риму

8.Указать имя Святейшего Патриарха всея Руси, ставшего идейным вдохновителем всенародного восстания против поляков 1611-1612 гг.
а) Гермоген , б)Филарет, в) Иоасаф

9. Указать имена Московских митрополитов и Патриархов Московских и всея Руси, которые пострадали от светской власти в разные периоды истории России
а) Филипп, б) Гермоген, в) Иов, г) Петр

10. В каком монастыре содержался под домашним арестом за свои выступления против Советской власти Патриарх всея Руси Тихон?
а) в Симоновом, б) в Донском, в) в Троице-Сергиевом
11. К какому документу Патриарха всея Руси Тихона эпиграфом было взято пророчество Спасителя «Все, взявшие меч, мечом погибнут»
а) к Обращению к участникам Поместного Собора, б) к Обращению к верующим
в) к Обращению к Совету народных комиссаров

12. В каком году был создан Миссионерский отдел Московского Патриархата?
а)1998, б)1991, в)1995

13. В каком году после 72-летнего перерыва в Москве прошел первый крестный ход?
а)1991, б) 1990, в)1995

14. Какое событие стало вершиной юбилейных торжеств, посвященных празднованию 2000-летия Рождества Христова?
а) крестный ход, б) освящение храма Христа Спасителя, в) торжественное собрание в Кремлевском Дворце

15. В каком году в Советском Союзе на государственном уровне прошло торжественное празднование тысячелетия Крещения Руси?
а) в 1989, б) в 1988, в) в 1985

Ключ:1-а, 2-в, 3-б, 4-в, 5-б, 6-б, 7-в, 8-а, 9-а, 10-б, 11-б, 12-в, 13-б, 14-а, 15-б,
Открытые
1. С каких годов началось восстановление отношений Русской Православной Церкви и властей Советского государства?
с 1943,

2. На каких принципах строятся отношения Русской Православной Церкви с государством в наши дни?
невмешательства государства во внутренние дела Церкви,

3. Какие важнейшие церковные праздники стали в нашей стране государственными?
Рождество Христово.

4. В какие православные учебные заведения принимаются миряне?
в Свято-Тихоновский богословский университет.

5. В каком году Советская власть начала преследование священнослужителей и изъятие имущества Церкви?
в 1918 году.

6. Как называлась созданная государством в 1925 году молодежная организация, выступающая против Церкви и религии?
Союз воинствующих безбожников.

7. В каком году Советское правительство разрешило созвать Архиерейский Собор для избрания Патриарха всея Руси?
в 1943 году.

8. Указать имя Московского митрополита, Местоблюстителя Патриаршего Престола, который в своем пастырском обращении призвал русский народ подняться на священную войну с фашизмом
Алексий.

9. На сколько периодов можно условно разделить миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви до 1917 года?
На 5.

10. Кто из правителей Киевской Руси, показывая личный пример выбора веры своему народу, принял христианство до Крещения Киевской Руси?
Ольга.

11. Чье дело подхватил и продолжил святитель Стефан Пермский?
святого равноапостольного Кирилла и Мефодия.

12. Как иначе называлась Американская миссия?
Аляскинская миссия.

13. Какая внутренняя миссия в XIX веке считалась образцовой?
Алтайская.

14. Кто был основателем Алтайской миссии?
архимандрит Макарий (Глухарев).

15. Какая внешняя миссия была первоначально основана как внутренняя?
а) Китайская б) Американская в) Урмийская

16. Кто послал Священному Синоду и Екатерине II прошение об отправке на Алеутские острова духовенства для просвещения местного населения и строительства православных храмов?
Григорий Шелихов.

17. Монахи какого монастыря по заданию Священного Синода отправились на остров Кадьяк основывать Американскую миссию?
Валаамского.

18. Кто откликнулся на призыв Священного Синода и добровольно отправился на Алеутские острова спасать Американскую миссию после гибели ее основателей?
святитель Иннокентий.

19. Какой юбилей автокефалии был торжественно отмечен Русской Православной Церковью в Москве в 1948 году?
500-летие.

20. Кто был Патриархом всея Руси в конце 50-х годов XX века?
Алексий I.

21. Какая семинария готовит миссионеров Русской Православной Церкви?
Белгородская.

22. В каком году был создан Православный миссионерский фонд?
в 1995 году.

23. В каком году состоялся первый после 1917 года съезд епархиальных миссионеров?
в 1996 году.

24. Какие особенности храмовой архитектуры отражают восприятие красоты как святости, характерное для русского человека?
многоглавие.

25. Незыблемая вера в Чье Небесное Покровительство включается в понятие святости Руси?
Пресвятой Богородицы.

26. Какой монастырь в начале XIX века стал центром русского старчества и местом массового паломничества?
Оптина пустынь.

27. К какому чину святости причислен Русской Православной Церковью иконописец Андрей Рублев?
Преподобных святых.

28. Какой монастырь основан первым Московским князем Даниилом Александровичем?
Свято – Даниловский.

29. Первый Киевский митрополит, автор «Слова о законе и благодати»
Илларион.

30. Русский патриарх, сыгравший большую роль в борьбе с польско-литовской интервенцией в период Смутного времени
Гермоген,


Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Динамика изменений в религиозной политики в СССР в 1980-е гг.
2. Специфика религиозного ландшафта в СССР в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
3. Новации советского законодательства о религии в отношении религии в начале 1990-х гг. в РФ и их последствия.
4. Проблемы национального строите6льства в СССР в 1986 – 1988 гг: пути их решения.
5. XIX конференция КПСС и её решения по межнациональному вопросу.
6. Национально-сепаратистские выступления в Грузии в 1989 г. и иъ последствия.
7. Суверенизация Прибалтийских республик в 1990 – 1991 гг.
8. Нагорно-Карабахский конфликт: история и современное состояние.
9. Межнациональный конфликт в Душанбе 1990 и его последствия.
10. Межэтнический конфликт в Узбекистане в 1989 г.
11. Национально-политический конфликт в Азербайджане 1990-х гг.
12. Межнациональный конфликт в Киргизии в 1990-х: причины и последствия.
13. Приднестровский конфликт: итоги и последствия.
14. Роль нового политического курса М.С. Горбачева в межнациональной конфликтности в СССР.
15. Деятельность ГД РФ в сфере национальной политике в 1990-егг.
16. Чечено – Ингушский конфликт 1991 – 1999 гг.
17. Методы национально-государственного строительства в начале 2000 г.
18. Проблема территориального статуса Крыма и пути её решения в 1990-е гг.
19. Обеспечение прав коренных малочисленных народов: законодательный аспект.
20. Политика в отношении коренных малочисленных народов: социально-экономический аспект.
21. Чеченский конфликт в 2000 – 2009 гг.
22. Закон ФЗ № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях» и практика его реализации в конце 1990-х гг..
23. Механизмы реализации государственной национальной политики в РФ на современном этапе.
24. Национально-культурная автономия: эволюция законодательных подходов.
25. Проблема применения законодательства об НКА в РФ.
26. Законодательные основы миграционной политики в РФ.
27. Виды и специфика миграционных потоков: основные проблемы регулирования.
28. Способы преодоления незаконной миграции.
29. Особенности проявления ксенофобии и нетерпимости: социально – психологическая характеристика.
30. Специфика националистического и религиозного экстремизма.
31. Основная характеристика политического экстремизма.
32. Современное состояние административно- территориального регулирования на Северном Кавказе.
33. Этнотуризм как фактор гармонизации межэтнических отношений в РФ.
34. Законодательное регулирование конфессиональной политики на современном этапе.
35. Стратегия национальной политики как основополагающий документ в сфере реализации национальной политики.
36. Полномочия федерального центра и субъектов Федерации в сфере межэтнических отношений.
37. Участие органов местного самоуправления в осуществлении национальной политики.
38. Проблема политического экстремизма: основная характеристика форм.
39. Новации российского законодательства по вопросу предупреждения экстремизма и терроризма (УК, УПК, КоАП).
40. Пакет Озерова – Яровой и его влияние на конфессиональную политику в РФ.


Критерии оценки ответов на зачете:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зорин, В. Ю. Национальная политика российского государства в хх — начале ххi века : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6A4B48E5-B3F1-4726-9BAB-5015BCF861C9
Л1.2 Зеленков М. Ю. Основы теории национальной безопасности: учебник: Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. К. Дашковский, Н. П. Зиберт Государственно-конфессиональная политика на юге Западной Сибири в конце 1917 – середине 1960-х гг.: Монография Из-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
Л2.2 Шатаева О. В. Межнациональные отношения и конфликты в России и за рубежом: Москва, Берлин: Директ-Медиа,, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.4 П. К. Дашковский, Е. А. Шершнева История религиозных общин Алтая и Сибири в контексте государственно-конфессиональных отношений: учеб.-метод. пособие Азбука, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.5 Сидоренко А.Г., Тихомиров Ю.В. Терроризм и антитеррористическая безопасность : М: Кучково поле, 2011
Л2.6 Трофимов Е. Н. Россия многонациональная : Политико-правовые основы управления национальными процессами (1906–2012 годы):: Москва: Логос, 2013 biblioclub.ru
Л2.7 П. К. Дашковский, Е. А. Шершнёва Ислам и империя: положение мусульманских общин Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики во второй половине XIX – начале XX в.: Монография Изд-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
Л2.8 Сулакшин С.С., Зачесова Ю.А., Багдасарян В.Э Национальная безопасность : научное и государственное управленческое содержание. (Москва, 4 декабря 2009 г.): Москва: Научный эксперт, 2010 biblioclub.ru
Л2.9 под ред. П. К. Дашковского Этнорелигиозные процессы в трансграничном пространстве Западной Сибири, Казахстана и Монголии в контексте государственной политики в XX – начале XXI века: Монография Изд-во АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Комитет Государственной Думы по делам национальностей www.komitet2-4.km.duma.gov.ru
Э2 Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками www.komitet2-17.km.duma.gov.ru
Э3 Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) government.ru
Э4 Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) government.ru
Э5 Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений www.komitet2-22.km.duma.gov.ru
Э6 Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками www.komitet2-17.km.duma.gov.ru
Э7 Курс в Moodle "История национальной и религиозной политики Российской Федерации" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «История национальной и религиозной политики Российской Федерации» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Так, в ходе лекции «Историческая специфика национальных отношений в РФ» предполагается не только анализ правовых источников по теме, но и анализ эффективности моделей национальной политики в РФ. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса. Значимую помощь студенту при изучении курса «История национальной и религиозной политики Российской Федерации» должно оказать учебное пособие Зорина В.Ю. «Национальная политика российского государства в XX — начале XXI века/
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.