МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировой опыт государственно-конфессиональных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Кащаева

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор , В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Мировой опыт государственно-конфессиональных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель состоит в подготовке специалистов, обладающих способностями анализа государственно-конфессиональной политики в аспектк мировых тенденций правового регулирования конфессиональных отношений, их мотивов и истоков, соотношения между изменениями и преемственностью в контексте меняющейся международной среды

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
ОПК-1.1 Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации
ОПК-1.2 Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности
ОПК-1.3 Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.1. Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2. Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности;
ОПК-1.3. Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тенденции регулирования конфессиональной политики в XX веке
1.1. Государственно-церковные отношения в Германии Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Конституционно-правовые основы свободы совести в Германии Практические 8 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Специфика конфессионального пространства в Германии. Ислам в Германии. Сам. работа 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Государственно-церковные отношения во Франции Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Особенности законодательства во Франции в отношении религии Практические 8 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Эволюционные процессы в религиозной жизни Франции. Ислам во Франции Сам. работа 8 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Модель государственно-конфессиональной политики в США Лекции 8 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Исторрические условия формирования религиозного ландшафта в США Практические 8 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Интергативность процессов религиозно-политическогомировоззрения в США Сам. работа 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Законодательные основы свободы совести в США Лекции 8 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Религии "Нового века" в США Практические 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Религии "Нового века" в США Сам. работа 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Государственно-конфессиональная политика в Великобритании Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Место и роль анггликанства в политической культуре в Англии Практические 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Законодательство о свободе совести в Великобритании Сам. работа 8 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Ислам в Великобритании Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. Государство и религия в странах распространения ислама Сам. работа 8 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Государство и религия в странах распространения ислама Практические 8 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Конфессиональная политика в странах СНГ и Балтии Сам. работа 8 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Россия в современном мире: внешнеполитический потенциал, интересы, вызовы безопасности
2.1. Влияние мирового опыта государственно-конфессионального регулирования на конфессиональную политику в РФ Практические 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Влияние мирового опыта государственно-конфессионального регулирования на конфессиональную политику в РФ Сам. работа 8 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" -

Оценка сформированности компетенции
ОПК-1 Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения

Закрытые
1. В Российской Федерации имеются религиозные объединения, которые имеют статус государственных:
а) Да, причем они принадлежат к различным конфессиям;
б) Да, но они принадлежат к одной конфессии;
в) Нет.

2. Минимальное количество учредителей местной религиозной организации не менее … человек.
а) 3;
б) 10;
в) 20.

3. Религиозная группа обязана уведомлять органы местного самоуправления о начале своей деятельности.
а) Да;
б) Нет;
в) Нет, такой обязанности на нее закон не возлагает, однако она вправе сделать это для приобретения в последующем статуса «религиозной организации».

4. Имеются особенности регулирования трудовых отношений в религиозных организациях.
а) Да, это предусмотрено в Трудовом кодексе РФ;
б) Да, имеются, поскольку эти отношения регулируются исключительно внутриконфессиональными нормами;
в) Нет, отношения в религиозных организациях регулируются общими нормами Трудового кодекса РФ.

5. Иностранные граждане, лица без гражданства могут быть участниками религиозного объединения.
а) Да, могут;
б) Только религиозной группы;
в) Только религиозной организации.

6. Религиозным организациям может быть передано в собственность безвозмездно культовые здания и сооружения.
а) Да;
б) Да, если эти здания или сооружения находятся в государственной или муниципальной собственности;
в) Нет.

7. Религиозные группы имеют право создавать централизованные религиозные организации.
а) Да;
б) Да, если группы относятся к одной конфессии;
в) Нет.

8. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации пользуются исключительным правом учреждать организации, которые издают богослужебную литературу. Другие организации, кроме религиозных, вправе издавать богослужебную литературу.
а) Да, вправе;
б) Да, если такая деятельность предусмотрена уставом юридического лица;
в) Нет, не вправе.

9. Религиозные объединения имеют право статус юридического лица.
а) Да;
б) Только религиозные организации;
в) Нет, не имеют.

10. Для создания религиозного объединения требуется согласие органов государственной власти или (и) местного самоуправления.
а) Да;
б) Нет.

11. Религиозным организациям может оказываться финансовая помощь государством.
а) Да, может;
б) Да, может, но только в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями;
в) Нет, не может.

12. Религиозной организации может быть передано в пользование культовое здание, относящееся к объектам культурного наследия федерального значения.
а) Да, может;
б) Да, может, но при условии его сохранности;
в) Нет, возможна передача только культовых зданий, относящихся к объектам культурного наследия регионального значения.

13. Государство вправе вмешиваться в деятельность религиозных объединений.
а) Да, вправе;
б) Да, вправе, но только в тех случаях, когда деятельность противоречит закону;
в) Нет, государство не вправе вмешиваться в их деятельность.

14. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из …
а) нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) нормативных правовых актов РФ и ее субъектов;
в) нормативных правовых актов РФ, ее субъектов и муниципальных правовых актов.

15. Законодательством предусмотрена передача безвозмездно религиозной организации земельного участка, в случае, если культовое здание, на котором оно находилось, не сохранилось.
а) Да,
б) На определенных условиях;
в) Нет.

Ключ: 1 в, 2 б, 3 в, 4 а, 5 а, 6 б, 7 в, 8 б, 9 б, 10 б, 11 б, 12 б, 13 б, 14 б, 15 в.

Открытые

1. Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности:
Конституция;

2. Какими юридическими свойствами обладает Конституция РФ? (допускается несколько вариантов ответа)
верховенство на всей территории РФ, а также высшая юридическая сила;

3. Конституция РФ вступила в силу:
12 декабря 1993 г.

4. Является ли принцип светскости одним из положений, составляющих основу конституционного строя РФ?
да, согласно Конституции, РФ является светским государством.

5. Являются ли религиозные объединения частью государства?
религиозные объединения отделены от государства и не несут ответственность перед законом.

6. Могут ли религиозные организации быть признаны «социально ориентированными некоммерческими организациями»?
религиозные организации не могут быть признаны «социально ориентированными некоммерческими организациями.
7. Гарантирует ли Конституция РФ каждому гражданину свободно выбирать, иметь и распространять атеистические убеждения?
в статьях Конституции отдельное упоминание об атеистических убеждениях отсутствует, предусмотрено также право «не исповедовать никакой религии».

8. Может ли право на свободу совести и свободу вероисповедания быть ограничено в условиях чрезвычайного положения?
свобода совести и свобода вероисповедания могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения;

9. Могут ли быть ограничены экстремистские мысли и убеждения человека?
экстремистские мысли и убеждения человека могут быть ограничены в соответствии с действующим законодательством.

10. В cm. 14 Конституции РФ раскрывается понятие «светское государство» путем перечисления существенных признаков, назовите эти признаки:
запрет на установление какой-либо религии в качестве государственной или обязательной;
принцип отделения религиозных объединений от государства;
принцип равенства религиозных объединений перед законом;

11. Может ли религиозное объединение являться субъектом права и обладать самостоятельной правоспособностью?
нет, религиозные объединения отделены от государства.

12. Естественное прирожденное свойство человека, связанное с определением им своего отношения к предметам, явлениям, событиям окружающего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего; может оставаться достоянием человека, скрытым от других, поэтому недоступно правовому регулированию, если не выражается во внешних проявлениях: в словах и в действиях:
свобода мысли;

13. Могут ли представители органов власти или работодатели требовать от гражданина сведений о его религиозных убеждениях, принадлежности к какому-либо религиозному объединению?
нет, это противоречит ч. 3, ст. 29 Конституции РФ, согласно которой гарантируется право человека не быть принуждаемым к выражению своих мнений или убеждений или отказу от них;

14. Какая идеология, согласно ст. 13 Конституции РФ, может устанавливаться в качестве государственной или обязательной?
никакая;

15. Могут ли законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, противоречить Конституции?
согласно ст. 15, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации;

16. Когда впервые термин «светский» появился в российском законодательстве?
в Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25.10.1990 г. этот термин был употреблен в формулировке «светский характер системы государственного образования»;

17. Согласно Конституции РФ, может ли в нашей стране устанавливаться государственная или обязательная религия?
Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

18. Присутствует ли в действующем законодательстве РФ формула о «религиозной и мировоззренческой нейтральности государства»?
нет, такая формулировка не была включена ни в Конституцию РФ, ни в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в действующем законодательстве отсутствует;

19. Могут ли права и свободы гражданина быть ограничены?
да, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

20. Согласно Конституции РФ обязанность осуществлять надзор за исполнением законодательства, в том числе о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, возложена на:
Прокуратуру РФ.

21. На каких конституционных основаниях священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди?
на основании ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

22. Что включают в себя понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания», согласно ст. 28 Конституции РФ?
право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой;
право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения;

23. Могут ли права религиозных объединений быть ограничены в связи с его принадлежностью к нетрадиционному для России вероисповеданию?
нет, российское законодательство устанавливает одинаковые для всех религиозных объединений основные права, обязанности и запреты;

24. Может ли критика одних религиозных объединений в адрес других рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды?
существует весьма тонкая грань между богословской полемикой об истинной религии и разжиганием религиозной вражды; эту грань более четко обозначил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»: «Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды»;

25. Имеют ли право иностранные граждане и лица без гражданства право на свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними?
иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

26. Могут ли нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе право на свободу совести, применяться, если они не опубликованы официально?
согласно, Конституции РФ, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

27. Какая религия может устанавливаться в качестве государственной или обязательной в Российской Федерации?
никакая.

28. Что понимается под понятием «право действовать в соответствии со своими убеждениями»?
право распространять свои убеждения (в том числе устно, печатно, с привлечением средств массовой информации, в рамках свободы мысли и слова.

29. Имеет ли право гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой? (допускается несколько вариантов ответа)
да, каждый, включая иностранцев, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой;

30. Имеют ли конституционное право граждане РФ совершать коллективные богослужения, проводить религиозные собрания, проповеди, лекции, совершать религиозные процессии и т.п.?
да, граждане Российской Федерации имеют возможность коллективно выражать свою позицию по общественно значимым проблемам политического, экономического и иного характера.


Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Современные модели отношений между государством и религиозными организациями.
2. Государственная и традиционная религии.
3. Взгляды основных религиозных конфессий России на их взаимоотношения с государством.
4. Современные социальные доктрины православия, ислама и буддизма.
5. Российское и международное законодательство о свободе совести, вероисповеданий и о религиозных объединениях.
6. Светский характер Российского государства и его характерные черты.
7. Конституционное право российских граждан на свободу совести.
8. Религиозные объединения, порядок их создания, функционирования и ликвидации.
9. Надзор за исполнением законодательства о свободе совести, вероисповеданий и об религиозных объединениях.
10. Каковы место и роль государственно-церковных отношений в жизни современного общества?
11. Почему церковь является полноправным участником общественной жизни?
12. Как развиваются отношения между государством и церковью в Российской Федерации?
13. Место и роль государственно-церковных отношений в политике современных стран.
14. Государственно-церковные отношения в политической истории России.
15. Вероисповедная политика Российской Федерации в современных условиях.
16. Роль церкви в процессе становления гражданского общества.
17. Государственно-церковные отношения в условиях тоталитарных режимов.
18. Отношения между государством и церковью как важный вид общественных отношений.
19. Основные этапы развития отношений между государственной властью и православной церковью в истории России.
20. Перспективы развития отношений между государством и церковью в современной общественно-политической жизни.


Практические задания:
1. Чем объясняется то обстоятельство, что политическая наука и, в частности, теория международных отношений возникла и развивалась в межвоенный период преимущественно в США?
2. Схематично изобразите модель биполярной системы международных отношений.
3. Охарактеризуйте полномочия и определите роль высших должностных лиц и органов государственной власти в формировании внешнеполитического курса современной России, опираясь на раздел 5 Концепции внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 года.

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание соответствующие содержанию формируемой компетенции. Экзамен проводится в устной форме. На ответ отводится 40 минут. Критерии оценки ответа на вопросы билета: полнота изложения теоретического материала; использование понятийного аппарата курса; правильность выполнения практического задания, самостоятельность ответа; культура речи студента.

Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. И. Позднякова, В. К. Белозерова, М. М. Васильевой. Современные международные отношения : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AA968803-968B-4031-9425-8B826FFE4C68
Л1.2 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Торкунов А.В., Мальгин А.В. Современные международные отношения: Учебник: М.: Аспект Пресс, 2014
Л2.2 Богатуров А.Д. Современная мировая политика. Прикладной анализ: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л2.3 Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
Э2 Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы moskvaimir.mos.ru
Э3 Журнал «Россия в глобальной политике» www.globalaffairs.ru
Э4 Ежемесячный журнал «Мировая экономика и международные отношения» www.imemo.ru
Э5 Курс в Moodle на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Мировой опыт государственно-церковных отношений» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. В курсе «Методика преподавания общественных дисциплин» важное значение имеет характеристика практической деятельности педагога, поэтому студентам необходимо запоминать и анализировать практические рекомендации лектора, связанные с характеристикой процесса преподавательской деятельности. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Обучение студента в курсе «Методика преподавания общественных дисциплин» связано с отработкой практического навыка преподавательской деятельности. Поэтому в ходе подготовки практического занятия необходимо обращаться не только к литературе, но и учебным пособиям, таким как «Обществознание», «Правоведение». Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.
Методические указания к самостоятельной работе студента.
Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.