МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнорелигиоведение России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. ист. наук, старший преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
д.и.н, профессор, П.К. Дашковский

Рабочая программа дисциплины
Этнорелигиоведение России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дашковский Петр Константинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины «Этнорелигиоведение России» является подготовка бакалавра к решению образовательных и исследовательских задач посредством овладения современными методами исследований. Дать базовые представления о религиозном и этнокультурном многообразии народов России, дать студентам представление об этнической и религиозной культуре народов России, современных социокультурных и конфессиональных проблемах народов России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения
ПК-1.1 Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2 Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
ПК-1.3 Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.1. Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2. Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические проблемы исследования этноконфессиональных общностей в современной России
1.1. Этноконфессиональные общности в современной науке Лекции 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Этноконфессиональные общности в современной науке Практические 5 11 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Этноконфессиональные общности в современной науке Сам. работа 5 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Религиозный и национальный факторы: проблемы взаимосвязи Лекции 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Религиозный и национальный факторы: проблемы взаимосвязи Практические 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Религиозный и национальный факторы: проблемы взаимосвязи Сам. работа 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.7. Динамика этнорелигиозной структуры населения Российской Федерации (на основе данных переписей 1989 и 2002 гг.) Лекции 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.8. Динамика этнорелигиозной структуры населения Российской Федерации (на основе данных переписей 1989 и 2002 гг.) Практические 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.9. Динамика этнорелигиозной структуры населения Российской Федерации (на основе данных переписей 1989 и 2002 гг.) Сам. работа 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Мировые религии и этносы в России
2.1. Православие и русская этническая общность Лекции 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Православие и русская этническая общность Практические 5 11 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Православие и русская этническая общность Сам. работа 5 19 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Ислам и национальные общности Лекции 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Ислам и национальные общности Практические 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.6. Ислам и национальные общности Сам. работа 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.7. Буддизм и этнические общности в России Лекции 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.8. Буддизм и этнические общности в России Практические 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.9. Буддизм и этнические общности в России Сам. работа 5 0 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1 Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения
Тест
1. Самый многочисленный народ России (русские) относится к языковой семье:
а) алтайской;
б) индоевропейской;
в) уральской.
2. В славянскую группу вместе с русскими входят ...
а) украинцы;
б) карелы;
в) белорусы.
3. Второй по численности народ России - это ...
а) украинцы;
б) башкиры;
в) татары.
4. Назовите народы, входящие в тюркскую группу, но исповедующие православие.
а) татары;
б) чуваши;
в) якуты;
г) башкиры.
5. Единственный народ в Европейской части России, исповедующий буддизм, - это ...
а) буряты;
б) калмыки;
в) коми.
6. Укажите народы, говорящие на языках финно-угорской группы.
а) удмурты, карелы, коми;
б) чуваши, татары, башкиры;
в) чеченцы, карачаевцы, аварцы.
7. Выберите народы, имеющие свои автономии.
а) нанайцы;
б) мордва;
в) коряки.
8. В какой из республик преобладает коренное население?
а) Карелия;
б) Дагестан;
в) Хакассия.
9. В какой из республик преобладает русское население?
а) Удмуртия;
б) Алтай
в) Чечня (Ичкерия).
10. Свадебная традиция какого народа России описана в данном тексте?
Сначала жених встречается с отцом невесты и просит руки девушки, что напоминает обычаи известных народов. Но только в начале. Далее невеста отправляется на оленях со своими родственниками к жилищу жениха. На специальных жердях для жертвоприношений происходит убийство оленя, на котором приехала девушка. Затем, используя кровь животного, на лицах будущих супругов рисуют семейный знак. А золу, оставшуюся после жертвенного огня, невеста растирает вместе с кровью ладонями и тихо произносит пожелание самой себе счастливой семейной жизни.
А) Русские
Б) Башкиры
В) Калмыки
Г) Чукчи
11. Выберите верные утверждения
А) .Народами исповедующими буддизм являются: калмыки, тувинцы, башкиры
.б) К народам индоевропейской языковой семье относятся: русские, осетины, евреи
В).Адыгейцы это единственный народ Северного Кавказа, исповедующий христианство
Г) Вторыми по численности населения России являются татары
12. Мордва разговаривает на … языке.
а) На мокшанском
б) На горномарийском
в) На русском
13. Количество народов на территории России:
а) Более 100
б) Более 150
в) Более 190
14. Что не является признаком народа?
А) Территория и язык
Б) Материальная и духовная культура
в) Внешность
15. Какую религию исповедуют большинство славянских народов?
А) Буддизм
Б) Христианство
В) Ислам
Г) Иудаизм

Ключ
1.б
2 а
3 а
4 б
5 а
6 а
7 а
8 б
9 а
10 г
11 в
12 а
13 в
14 а
15 б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Какой птице ханты и манси приписывают охранительные функции? (Глухарь)
2. Высокая емкость в форме бидона с крышкой, изготовленная из бересты (Туес)
3. Из мелкой сушёной рыбы готовили рыбную муку, как она называлась? (Порса)
4. Заграждение из кольев и прутьев – является наиболее древним способом ловли рыбы, особенно у обско – угорских народов _____(Запор)
5. Короб, сплетённый из корней кедра ___________ (Корневатик)
6. Орнамент имеет три разновидности. Какие типы орнаментов бывают? ( Орнаменты линейного, розеточного, сетчатого типа)
7. Летом охотники и рыболовы передвигались на долбленых лодках. Название лодки? (Облас)
8. Когда расселялись славяне в VI-VIII веках они разделились на несколько ветвей. Этой ветви не было ___________ (северные)
9. Субъект РФ, проживает большое число армян (В Ростовской области)
10. Какую религию исповедуют башкиры? (ислам)
11. Чуваши разделены на … этнографических групп (3)
12. В данной части России живут татары (В центральной)
13. Какой народ в Европейской части России исповедует буддизм (калмыки)
14. Какая религия в России доминирует (христианство)
15. Какая религия, исповедующаяся в России, является национальной (иудаизм)
16. Сколько приверженцев ислама в России в процентах (5)
17. Сколько на территории России последователей новых движений религиозного характера (300 тыс. чел)
18. Шаманизм исповедуют жители (Сибири)
19. Какое количество синагог действует в России (70)
20. Каково количество протестантов и католиков в России соответственно (3 мил. и 500 тыс)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмоторенны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к экзамену
1. Концепции этноконфессиональных групп Н. Н. Чебоксарова, С. И. Брука, А. Н. Ипатова и П. И. Пучкова.
2. Разновидности этноконфессиональных общностей: суперконфессиональные общности и метаэтноконфессиональные общности.
3. Религиозные страты в структуре общества.
4. Христианизация различных социальных слоев древнерусского общества.
5. Межконфессиональные и межрелигиозные противоречия в современной России.
6. Этноконфессиональная политика России.
7. Данные переписи 1989 и 2002 гг. под углом зрения изменения численности суперэтнических культурно-религиозных общностей.
8. Динамика численности православной суперэтнической религиозно-культурной общности.
9. Динамика численности мусульманской этноконфессиональной общности.
10. Динамика численности буддийской этноконфессиональной общности.
11. Динамика численности национальных и локальных этнорелигиозных общностей.
12. Факторы изменения этнорелигиозного баланса населения Российской Федерации.
13. Роль РПЦ как транслятора христианских ценностей.
14. Исламское понимание нации: шааб, кабиля и умма.
15. Мусульманская умма России в настоящее время: духовные и географические особенности.
16. Трактовка политической власти в Коране.
17. Буддийские народы России: история и современность.
18. Отличительные особенности российского буддизма.
19. Буддизм у этносов юга России.
20. Базовые концепты: нация, этнос, конфессия, этноконфессиональность, этноконфессиональные отношения и др.
21. Нация и национализм.
22. Современные подходы к определению этничности.
23. Национальный вопрос в Советском Союзе и на постсоветском пространстве.
24. Современные проблемы этноконфессиональных отношений.
25. Идентичность и идентификация, кризис идентичности.
26. Стратегия государственной национальной политики.
27. Федеральные и региональные программы и планы работы по направлению укрепления единства российской нации и этнокультурному развитию народов России.
28. Этноконфессиональные процессы в современном мире.
29. Религиозный и национальный фундаментализм.
30. Этноконфессиональные процессы на Ближнем Востоке.
31. Мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений.
32. Россия - Казахстан на евразийском пространстве: проблемы интеграционного развития.
33. Миграция и риски межкультурной интеграции.
34. Мультикультурализм.
35. Проблема профилактики этноконфессиональной напряженности.
36. Экстремизм в контексте этноконфессиональных процессов современного мира.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шахнович М.М. Религиоведение: учебник для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. П. К. Дашковского Этнорелигиозные процессы в трансграничном пространстве Западной Сибири, Казахстана и Монголии в контексте государственной политики в XX – начале XXI века: Монография Изд-во АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
Л2.2 П. К. Дашковский, Е. А. Шершнёва Ислам и империя: положение мусульманских общин Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики во второй половине XIX – начале XX в.: Монография Изд-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
Л2.3 П. К. Дашковский, Н. П. Зиберт Государственно-конфессиональная политика на юге Западной Сибири в конце 1917 – середине 1960-х гг.: Монография Из-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Этнорелигиоведение России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).