Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Профиль | Управление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Дашковский Петр Константинович
1.1. | Целью преподавания дисциплины «Этнорелигиоведение России» является подготовка бакалавра к решению образовательных и исследовательских задач посредством овладения современными методами исследований. Дать базовые представления о религиозном и этнокультурном многообразии народов России, дать студентам представление об этнической и религиозной культуре народов России, современных социокультурных и конфессиональных проблемах народов России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения |
ПК-1.1 | Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников |
ПК-1.2 | Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования |
ПК-1.3 | Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.1. Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников ПК-1.2. Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.3. Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические проблемы исследования этноконфессиональных общностей в современной России | ||||||
1.1. | Этноконфессиональные общности в современной науке | Лекции | 5 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Этноконфессиональные общности в современной науке | Практические | 5 | 11 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Этноконфессиональные общности в современной науке | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Религиозный и национальный факторы: проблемы взаимосвязи | Лекции | 5 | 0 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Религиозный и национальный факторы: проблемы взаимосвязи | Практические | 5 | 0 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Религиозный и национальный факторы: проблемы взаимосвязи | Сам. работа | 5 | 0 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Динамика этнорелигиозной структуры населения Российской Федерации (на основе данных переписей 1989 и 2002 гг.) | Лекции | 5 | 0 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Динамика этнорелигиозной структуры населения Российской Федерации (на основе данных переписей 1989 и 2002 гг.) | Практические | 5 | 0 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.9. | Динамика этнорелигиозной структуры населения Российской Федерации (на основе данных переписей 1989 и 2002 гг.) | Сам. работа | 5 | 0 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Мировые религии и этносы в России | ||||||
2.1. | Православие и русская этническая общность | Лекции | 5 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Православие и русская этническая общность | Практические | 5 | 11 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Православие и русская этническая общность | Сам. работа | 5 | 19 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Ислам и национальные общности | Лекции | 5 | 0 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Ислам и национальные общности | Практические | 5 | 0 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.6. | Ислам и национальные общности | Сам. работа | 5 | 0 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.7. | Буддизм и этнические общности в России | Лекции | 5 | 0 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.8. | Буддизм и этнические общности в России | Практические | 5 | 0 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.9. | Буддизм и этнические общности в России | Сам. работа | 5 | 0 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ПК-1 Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения Тест 1. Самый многочисленный народ России (русские) относится к языковой семье: а) алтайской; б) индоевропейской; в) уральской. 2. В славянскую группу вместе с русскими входят ... а) украинцы; б) карелы; в) белорусы. 3. Второй по численности народ России - это ... а) украинцы; б) башкиры; в) татары. 4. Назовите народы, входящие в тюркскую группу, но исповедующие православие. а) татары; б) чуваши; в) якуты; г) башкиры. 5. Единственный народ в Европейской части России, исповедующий буддизм, - это ... а) буряты; б) калмыки; в) коми. 6. Укажите народы, говорящие на языках финно-угорской группы. а) удмурты, карелы, коми; б) чуваши, татары, башкиры; в) чеченцы, карачаевцы, аварцы. 7. Выберите народы, имеющие свои автономии. а) нанайцы; б) мордва; в) коряки. 8. В какой из республик преобладает коренное население? а) Карелия; б) Дагестан; в) Хакассия. 9. В какой из республик преобладает русское население? а) Удмуртия; б) Алтай в) Чечня (Ичкерия). 10. Свадебная традиция какого народа России описана в данном тексте? Сначала жених встречается с отцом невесты и просит руки девушки, что напоминает обычаи известных народов. Но только в начале. Далее невеста отправляется на оленях со своими родственниками к жилищу жениха. На специальных жердях для жертвоприношений происходит убийство оленя, на котором приехала девушка. Затем, используя кровь животного, на лицах будущих супругов рисуют семейный знак. А золу, оставшуюся после жертвенного огня, невеста растирает вместе с кровью ладонями и тихо произносит пожелание самой себе счастливой семейной жизни. А) Русские Б) Башкиры В) Калмыки Г) Чукчи 11. Выберите верные утверждения А) .Народами исповедующими буддизм являются: калмыки, тувинцы, башкиры .б) К народам индоевропейской языковой семье относятся: русские, осетины, евреи В).Адыгейцы это единственный народ Северного Кавказа, исповедующий христианство Г) Вторыми по численности населения России являются татары 12. Мордва разговаривает на … языке. а) На мокшанском б) На горномарийском в) На русском 13. Количество народов на территории России: а) Более 100 б) Более 150 в) Более 190 14. Что не является признаком народа? А) Территория и язык Б) Материальная и духовная культура в) Внешность 15. Какую религию исповедуют большинство славянских народов? А) Буддизм Б) Христианство В) Ислам Г) Иудаизм Ключ 1.б 2 а 3 а 4 б 5 а 6 а 7 а 8 б 9 а 10 г 11 в 12 а 13 в 14 а 15 б Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий. Контрольные вопросы: 1. Какой птице ханты и манси приписывают охранительные функции? (Глухарь) 2. Высокая емкость в форме бидона с крышкой, изготовленная из бересты (Туес) 3. Из мелкой сушёной рыбы готовили рыбную муку, как она называлась? (Порса) 4. Заграждение из кольев и прутьев – является наиболее древним способом ловли рыбы, особенно у обско – угорских народов _____(Запор) 5. Короб, сплетённый из корней кедра ___________ (Корневатик) 6. Орнамент имеет три разновидности. Какие типы орнаментов бывают? ( Орнаменты линейного, розеточного, сетчатого типа) 7. Летом охотники и рыболовы передвигались на долбленых лодках. Название лодки? (Облас) 8. Когда расселялись славяне в VI-VIII веках они разделились на несколько ветвей. Этой ветви не было ___________ (северные) 9. Субъект РФ, проживает большое число армян (В Ростовской области) 10. Какую религию исповедуют башкиры? (ислам) 11. Чуваши разделены на … этнографических групп (3) 12. В данной части России живут татары (В центральной) 13. Какой народ в Европейской части России исповедует буддизм (калмыки) 14. Какая религия в России доминирует (христианство) 15. Какая религия, исповедующаяся в России, является национальной (иудаизм) 16. Сколько приверженцев ислама в России в процентах (5) 17. Сколько на территории России последователей новых движений религиозного характера (300 тыс. чел) 18. Шаманизм исповедуют жители (Сибири) 19. Какое количество синагог действует в России (70) 20. Каково количество протестантов и католиков в России соответственно (3 мил. и 500 тыс) Критерии оценки открытых вопросов. Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмоторенны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине Вопросы к экзамену 1. Концепции этноконфессиональных групп Н. Н. Чебоксарова, С. И. Брука, А. Н. Ипатова и П. И. Пучкова. 2. Разновидности этноконфессиональных общностей: суперконфессиональные общности и метаэтноконфессиональные общности. 3. Религиозные страты в структуре общества. 4. Христианизация различных социальных слоев древнерусского общества. 5. Межконфессиональные и межрелигиозные противоречия в современной России. 6. Этноконфессиональная политика России. 7. Данные переписи 1989 и 2002 гг. под углом зрения изменения численности суперэтнических культурно-религиозных общностей. 8. Динамика численности православной суперэтнической религиозно-культурной общности. 9. Динамика численности мусульманской этноконфессиональной общности. 10. Динамика численности буддийской этноконфессиональной общности. 11. Динамика численности национальных и локальных этнорелигиозных общностей. 12. Факторы изменения этнорелигиозного баланса населения Российской Федерации. 13. Роль РПЦ как транслятора христианских ценностей. 14. Исламское понимание нации: шааб, кабиля и умма. 15. Мусульманская умма России в настоящее время: духовные и географические особенности. 16. Трактовка политической власти в Коране. 17. Буддийские народы России: история и современность. 18. Отличительные особенности российского буддизма. 19. Буддизм у этносов юга России. 20. Базовые концепты: нация, этнос, конфессия, этноконфессиональность, этноконфессиональные отношения и др. 21. Нация и национализм. 22. Современные подходы к определению этничности. 23. Национальный вопрос в Советском Союзе и на постсоветском пространстве. 24. Современные проблемы этноконфессиональных отношений. 25. Идентичность и идентификация, кризис идентичности. 26. Стратегия государственной национальной политики. 27. Федеральные и региональные программы и планы работы по направлению укрепления единства российской нации и этнокультурному развитию народов России. 28. Этноконфессиональные процессы в современном мире. 29. Религиозный и национальный фундаментализм. 30. Этноконфессиональные процессы на Ближнем Востоке. 31. Мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений. 32. Россия - Казахстан на евразийском пространстве: проблемы интеграционного развития. 33. Миграция и риски межкультурной интеграции. 34. Мультикультурализм. 35. Проблема профилактики этноконфессиональной напряженности. 36. Экстремизм в контексте этноконфессиональных процессов современного мира. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учебник для академического бакалавриата | Москва : Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. П. К. Дашковского | Этнорелигиозные процессы в трансграничном пространстве Западной Сибири, Казахстана и Монголии в контексте государственной политики в XX – начале XXI века: Монография | Изд-во АлтГУ, 2019 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | П. К. Дашковский, Е. А. Шершнёва | Ислам и империя: положение мусульманских общин Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики во второй половине XIX – начале XX в.: Монография | Изд-во Алт. ун-та, 2020 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | П. К. Дашковский, Н. П. Зиберт | Государственно-конфессиональная политика на юге Западной Сибири в конце 1917 – середине 1960-х гг.: Монография | Из-во Алт. ун-та, 2020 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | И. И. Назаров | Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Этнорелигиоведение России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов. При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.). |