МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские исследования цифровой реальности: Сritical code studies

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильФилософская антропология и этика социальных коммуникаций
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_Философия_ФАиЭСК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., Профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Философские исследования цифровой реальности: Сritical code studies

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 47.04.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1012)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Философсикие исследования цифровой реальности:Сritical code studies» является введение в общую проблематику цифровой реальности. Цифровая реальность рассматривается как область междисциплинарного и даже интегрального знания, актуализированного потребностями современного общества, в широком социокультурном контексте. Программа ориентирована на анализ основных онтологических, социально-философских, философско-антроплогических проблем цифровой реальности, возникающих на современном этапе развития науки, техники, повседневной практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ПК-2 Способен вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и готов осознавать личную ответственность за цели, средства, результаты научной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этические понятия различных философских школ;
- взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических, социальных аспектов цифровой реальности;
- взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических и социальных понятий важнейших направлений философского знания;
- специфику понимания мира и человека в современной картине мира;
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических, социальных аспектов цифрового общества;
- аргументировано решать современные проблемы цифровой релаьности, опираясь на философские учения;
- пользоваться основными философскими понятиями и категориями;
- выстраивать аргументированную позицию при решении профессиональных проблем;
- разрешать проблемные ситуации на занятии при изучении нового учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- пониманием специфики цифровой реальности;
- навыками абстрагирования, моделирования, формализации информации на примере философских вопросов;
- различными интерпретационными подходами к анализу содержания философских концепций;
- навыками изложения, анализа и сравнения научных идей;
- навыками интерпретации обществоведческих текстов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровое общество, цифровая культура, цифровая реальность, цифровая личность.
1.1. Цифровое общество. Цифровая реальность. Цифровая культура: понятие, механизмы формирования. Цифровая культура и цифровая повседневность. Экзистенциальные аспекты цифровой реальности Лекции 2 2 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.2
1.2. Цифровое общество. Цифровая реальность. Цифровая культура: понятие, механизмы формирования. Цифровая культура и цифровая повседневность. Экзистенциальные аспекты цифровой реальности Сам. работа 2 14 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.2
1.3. Онто-гносеологические и философско-антропологические аспекты цифровой личности. Проблема отчуждения личности в цифровом обществе. Проблема самоидентификации и репрезентации. Практические 2 4 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.2
1.4. Генезис понятия «Цифровое общество». Методологические подходы к определению понятия «Цифровое общество». Фомирование, принципы и особенности цифровой реальности. . Соотношение понятий «цифровое общество» и «цифровая реальность». Цифровая культура: понятие, особенности,механизмы формирования. Цифровая культура и цифровая повседневность. Экзистенциальные аспекты цифровой культуры. Сам. работа 2 16 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Философские основания коммуникации в цифровой реальности
2.1. Соотношение реального и виртуального мира в коммуникативном пространстве. Основные черты и особенности социальной коммуникации в цифровой реальности. Лекции 2 2 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.2
2.2. Пользовательский контент и Web 2.0. Краудсорсинг как принцип сотрудничеств. Френдинг в сети. Фаббинг в структуре коммуникативных практик. Практические 2 4 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Соотношение реального и виртуального мира в коммуникативном пространстве. Основные черты и особенности социальной коммуникации в цифровой реальности. Сам. работа 2 14 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Философские основания этики цифровой реальности
3.1. Этика и идеология цифровой реальности. Идейный либерализм Интернета. Трансформация системы ценностей в условиях глобализации и формирования цифровой реальности..Ценности цифрового общества Лекции 2 2 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.2
3.2. Цифровое общество и возможности его регулирования. Этические кодексы киберпространства. «Декларация независимости киберпространства» Дж. Барлоу, «Десять заповедей компьютерной этики» А. Риналди, «Кодекс ведения сетевого бизнеса», «Кодекс этики врачей Рунета», “Билль об электронных правах и обязанностях”, «Нормы пользования Сетью». Сам. работа 2 18 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.2
3.3. Информационная, компьютерная и цифровая этика. Визуальная идентичность и саморепрезентация. Лексика, семантика сетевого общения Практические 2 4 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Социально-философские аспекты этики цифровой реальности
4.1. Свобода слова и цензура на современном этапе развития цифрового общества. Создание и распространение контента: между свободой и ответственностью. Этический конфликт автора и пользователя информационного продукта. Лекции 2 2 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Цифровая этика и профессиональная этика: проблемы и особенности. Формы и способы корпоративной интернет-коммуникации. Профессиональная деятельность педагога в цифровом пространстве. Проблемы когнитивной безопасности и цифровой этики в сфере образования Сам. работа 2 22 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.2
4.3. Информационное неравенство как вид социальной дифференциации общества. Проблема социальной справедливости в цифровом обществе. Киберпреступность и кибербезопасность. Информация и частная жизнь: проблемы, регулирование. Диалектика приватного и публичного в цифровом пространстве. Феноменология интимности. Практические 2 4 УК-5, ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для оценки сформированности компетенции:
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
1. Цифровые технологии, изменяющие мир – это …
1) Робототехника
2) Цветные принтеры
3) радиола
4) Автоответчики
2. Цифровые технологии используются:
1) В областях электроники
2) В измерительных приборах
3) В приготовлении пищи
4) В математических расчетах

3.Цифровая трансформация – это:
1.Обновление гаджетов руководства предприятия
2.использование современных технологий для кардинального повышения 3.производительности и ценности предприятий
4.Развитие клиентской базы

4.Недостатки цифровых технологий:
1.Хранение информации на жестких дисках
2.Используются много энергии
3.Возможна потеря информации

5.Цифровые технологии будущего:
1.Искусственный интеллект
2.Сравнение отпечатков
3.Виртуальная валюта
4.Распознавание лиц

6. Сдерживающим факторам развития цифровых технологий является:
1.Не желание руководства использовать цифровые технологии
2.Высокая стоимость решений
3.Нехватка квалифицированных специалистов в данной области
7.Интернет вещей – это
1.Покупка товаров через интернет
2.Вид цифровых технологий
3.Передача вещей между пользователями

8.Механизм воздействия на компании, население и правительство для развития Цифровых технологий:
1.Интеграция
2.Использование уже имеющихся программных продуктов
3.Нет выхода в интернет
4.Инновации

9.Цифровые технологии могут дать человеку:
1.Физическое развитие
2.Безграничный доступ к большому объему разнообразной информации
3.Научиться принимать нужные решения
4.бессмертие

10.Преимущества цифровых технологий:
1.Не требуется дополнительных знаний
2.Не требуется дополнительной техники
3.Сигналы передаются без искажений
4.Хранение информации проще и более длительно

11. Цифровые технологии будущего – это :
1.Набор слов
2.Технологии, используемые в изучении языка
3. Когнитивные технологии

12.Указ для реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» подписан В.В. Путиным в ______________ году.
1.2017
2.2018
3.2019
4.2020

13.Виды цифровых технологий:
1.Виртуальная реальность
2.цветные принтеры
3.Бумажные технологии
4.Архив документов
14. Информационная индустрия не включает ________________.
1.производство вычислительной техники
2.производство расходных материалов для офисов
3.производство телекоммуникационного оборудования
4.производство информации
15. В ____________ году Россия подключилась к Интернет
1.в 1992 г.
2.в 1994 г.
3.в 1991 г.
4.в 1993
Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 1 9 2
2 1,2 10 3,4
3 2,3 11 3
4 2,3 12 2
5 1 13 1
6 2,3 14 2
7 2 15 2
8 1,4

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% задании

Контрольные вопросы:
1. Какой период аналитики корпорации Cisco называют «рождением интернета вещей»
Ответ - 2008-2009
2. Предположим, Вы режиссёр, и хотите снять фильм. Какая из указанных платформ Вам подойдет больше всего для сбора средств в поддержку съемок Вашего фильма?
Ответ - Kickstarter
3. Вы начинающий предприниматель. У вас есть определенная инновационная идея, которую Вы хотите обязательно реализовать. На какой платформе Вам лучше всего искать потенциальных инвесторов?
Ответ - Crowdfunder
4. Федеральный проект _________________, предусматривающий поэтапную разработку и реализацию законодательных инициатив, направленных на снятие первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, и созданию благоприятного правового поля для реализации в российской юрисдикции проектов цифровизации?
Ответ - «Нормативное регулирование цифровой среды»
5. Несколько компьютеров, соединенных вместе для совместно использования ресурсов и обмена информацией образуют ______________.
Ответ - Сеть
6. Организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания условий для удовлетворения информационных потребностей называется _____________.
Ответ - Информатизацией
7. Поставщик сетевых услуг - _____________.
Ответ - провайдер
8. Нелинейная форма записи текстовой информации с обозначением ссылок на фрагменты текста любого документа, находящегося в автоматизированной информационной системе – это ___________.
Ответ - Гипертекст
9. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях утверждены Роспотребнадзором в ________году?
Ответ - 2019
10. Проблема, возникающая по причине влияния алгоритмов и цифровых технологий на поведение пользователя, называется проблемой _____________________.
Ответ - nudging
11. «Кодекс правил в отношении использования технологий, основанных на данных» был сформулирован в ________________.
Ответ – Великобритании
12. Отдел по расследованию киберпреступлений и преступлений в сфере высоких технологий входит в состав __________________.
Ответ - Главного следственного управления Следственного комитета РФ
13. Стратегия предсказания и предотвращения риска преступлений, базирующаяся на ИИ и анализе больших данных — это ________________________.
Ответ - предикативная полицейская деятельность
14. Программа, разработанная в Массачусетском технологическом институте (США), направленная на помощь в принятии судебных решений о заключении или освобождении заключенного - _________________.
Ответ - COMPAS
15. Источник персональных данных и иной информации, которую граждане сами размещают в интернете - ______________.
Ответ - Профили в социальных сетях
16. Способ хранения документов, проиндексированных поисковой системой - ______________________.
Ответ – инвертированный индекс
17. Основной целью электронного правительства является :
Ответ - создание нового способа взаимодействия на основе активного использования ИКТ в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг
18. Выберите из проблем киберэтики, сформулированных Винером, проблему, ставшую наиболее актуальной для 21 века с развитием новых технологий:
Ответ – роботизированная этика
19. Кодекс этики для информационного общества был предложен:
Ответ - Межправительственным советом программы «Информация для всех» ЮНЕСКО
20. Сознательный отказ от социальных сетей на какое-то время:
Ответ - Цифровой детокс
ПК-2: Способен вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и готов осознавать личную ответственность за цели, средства, результаты научной работы

1. В каком международном нормативном акте заложены основы морально-этические аспекты нового этапа развития информационного общества начали разрабатываться
1) Всеобщая декларация прав человека
2) Принципы Санта Клары
3) Конституция РФ
4) Тунисская программа для информационного общества

2. Хартия цифровых прав разработана
1) В 2014 году
2) В 2011 гоу
3) В 1997 году
4) В 2007 году

3. Каких структур , в первую очередь, не касается цифровая перестройка
1. Сферы ЖКХ
2. Государственных структур
3. Медицин
4. Бизнеса

5. Прикладная этика цифрового мира должна
1) должна опираться на функционирование действенных социальных институтов
2) должна подняться на новый уровень междисциплинарности, соединяя биоэтику, инженерную этику, этику бизнеса и политическую этику в непротиворечивый комплекс
3) предполагает переосмысление концепции прав человека, которая лежит в основе этического осмысления любой тематики в сфере высоких технологий
4) все вышеперечисленное

6. Согласно «Руководству ЕС по правам человека в области свободы выражения мнений в интернете и вне его» особое внимание должно быть уделено безопасности этой социальной группе
1) Предпринимателей малого и среднего бизнеса
2) Несовершеннолетних граждан
3) Государственных служащих
4) Журналистов и других деятелей СМИ

7. К средствам реализации задач, поставленных в «Руководстве ЕС по правам человека в области свободы выражения мнений в интернете и вне его» относится:
1) Политические диалоги и визиты высокого уровня
2) Мониторинг, оценка и отчётность о свободе выражения
3) Публичные заявления и демарши
4) Все вышеперечисленное

8. К примерам действия, которыми может нарушаться право на свободу мнения и выражения и которые могут препятствовать его реализации согласно «Руководству ЕС по правам человека в области свободы выражения мнений в интернете и вне его» относятся:
1) Нападения на лицо по причине того, что оно пользуется своей свободой выражения
2) Законы о диффамации
3) Злоупотребление ссылками на общественную мораль, государственную безопасность или защиту «национальных ценностей»
4) Законы о богохульстве
5) Ограничения, связанные со свободой и плюрализмом СМИ
6) Все перечисленное

9. К международным источникам, связанных со свободой мнения выражения, на которые ЕС может опираться или которыми может пользоваться в отношениях с третьими странами реализации согласно «Руководству ЕС по правам человека в области свободы выражения мнений в интернете и вне его» не относятся:
1) Всеобщая декларация прав человека
2) Хартия цифровых прав
3) Международный пакт о гражданских и политических правах
4) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

10. Как должен реализовываться принцип культурной компетенции, предложенный в «Принципах Санта Клары»
1) Решения о модерации принимаются теми, кто знаком с соответсвующим языком и диалектом
2) Компании будут сообщать данные, демонстрирующие их языковую, региональную и культурную компетентность для пользователей, которых они обслуживают, например, числа, демонстрирующие язык и географическое распределение их модераторов контента
3) Все перечисленное

11. К авторам «Принципов .Санта Клары» не относятся
1) Институт открытых технологий Новой Америки
2) Фонд ACLU Северной Калифорнии
3) Фонд ACLU Южной Калифорнии
4) Массачусетский технологический университет

12.На каком международном нормативном акте основываются «Принципы Санта Клары»
1) Всеобщая декларация прав человека
2) Мапутская декларация о содействии свободе выражения убеждений, доступу к информации и расширению прав и возможностей
3) Вашингтонская декларация «Средства массовой информации ХХI века: новые горизонты и новые барьеры»
4) Международный пакт о гражданских и политических правах

13.К числу компаний, одобривших «Принципы Санта Клары» в 2018 не относятся:
1) Apple
2) Meta
3) Github
4) Alibaba

14. К основополагающим принципам Санта Клары не относятся:
1) Права человека и надлежащая правовая процедура
2) Культурная компетентность
3) Участие государсвта в модерации контента
4) Аппеляция

15.В каком году принята «Хартия руководителей ИТ-компаний по вопросам этики и защиты собственности»
1) В 2007 году
2) В 2018 году
3) В 2002 году
4) В 2011 году


Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 1 9 2
2 1 10 4
3 1 11 4
4 2,3 12 4
5 4 13 1
6 4 14 4
7 4 15 1
8 6
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% задании

Контрольные вопросы:
1.В каком году был разработан «Кодекс этики для информационного общества»?
Ответ – в 2011

2.В каком нормативно-правовом акте только три статьи из восемнадцати включают положения о преступности в цифровом пространстве, о злоумышленном использовании ИКТ, о защите персональных данных, о нарушениях прав человека в интернете?
Ответ – Кодекс этики для информационного общества

3.В каком году ведущие вузу США и Великобритании включили в программы своих обучающихся-программистов курсы этики, на которых обсуждаются проблемы искусственного интеллекта, гаджетов, частной жизни и гражданских прав в цифровую эпоху?
Ответ - 2018

4. В каком документе был предложен принцип, согласно которому «Компании должны публиковать четкие и точные правила и политики, касающиеся того, когда будут предприняты действия в отношении пользовательского контента или учетных записей, в легкодоступном централизованном месте»?
Ответ - Принципы Санта Клары

5. Принципам Санта Клары делятся на основополагающие и ____________.
Ответ - рабочие

6.В каком году была принята Декларация на основе Резолюций Бишкекского и
Московского этапов Бишкекско-Московской конференции по информационному обществу?
Ответ - 2002г.

7 Партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан – это ____________.
Ответ - экосистема цифровой экономики

8. Комплексный показатель, который отражает уровень зрелости стран и общества в смысле получения преимуществ от развития информационных компьютерных технологий - ____________.
Ответ - индекс сетевой готовности

9. Комплексный показатель, с помощью которого производится оценка готовность и возможности государственных структур в ИКТ для предоставления гражданам государственных услуг – _________________.
Ответ - индекс развития электронного правительства

10. Постиндустриальное общество, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и ее высшая форма — знания — это __________________.
Ответ - информационное общество

11. Автор «Декларация независимости киберпространства» - _____________.
Ответ - Дж.Барлоу

12.Автор манифеста криптоанархиста _______________.
Ответ - Т. Мэй

13.Кто впервые употребил термин «киберпространство»?
Ответ - У.Гибсон

14. Совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры – это _______________.
Ответ - киберпространство

15. Область культуры, связанная с использованием новых цифровых средств и технологий – ______________.
Ответ - цифровая культура.

16. _____________________ не является видом компьютерных вирусов
Ответ – логическая бомба

17. Основополагающими субъектами цифрового общества являются ______________.
Ответ – граждане.

18. Согласно какому документу, направленным на регулировании отношений в сфере обработки и использования данных, практика внедрения дистанционных способов взаимодействия с гражданами наибольшим образом отвечает интересам граждан в условиях развития цифровой среды:
Ответ – Кодекс этики использования данных

19. Предоставление пользователю информационных продуктов – это ________________.
Ответ – информационная услуга

20. Технология расчета оценки и присвоения рейтинга пользователю для выявления его ценности как клиента, например при выдаче банковского кредита, аренде квартиры, предоставлении социальной помощи, госуслуг, а также для выявления рисков, связанных с предоставлением услуги данному пользователю - ________________.
Ответ – скоринг
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации
1. Концепции информационного общества. Формирование информационного пространства.
2. Соотношение понятий «информационное общество» и «цифровое общество». Факторы формирования цифрового общества.
3. Цифровая культура: понятие, механизмы формирования. Цифровая культура и цифровая повседневность.
4. Онто- гносеологические и философско-антропологические аспекты цифровой личности. Проекты антропологической трансформации в цифровом обществе.
5. Проблема отчуждения личности в цифровом обществе. Проблема самоидентификации и репрезентации.
6. Трансформация системы ценностей в условиях глобализации и формирования цифрового общества.
7. Соотношение традиционных моральных ценностей и ценностей информационного общества.
8. Генезис понятия «Цифровое общество». Методологические подходы к определению понятия «Цифровое общество». Процесс становления, принципы и особенности цифрового общества.
9. Информационная, компьютерная и цифровая этика. Проблема субъекта цифровой этики.
10. Этика и идеология цифрового общества. Идейный либерализм Интернета.
11. Понятие «благо» и добродетели цифрового общества. Основные ценности цифрового общества.
12. Цифровая этика и технологии искусственного интеллекта. Социально-этические проблемы робототехники.
13. Экзистенциальные аспекты цифровой культуры.
14. Философские основания виртуальной коммуникации в цифровом обществе. Соотношение реального и виртуального мира в коммуникативном пространстве.
15. Основные черты и особенности социальной коммуникации в цифровом обществе. Фаббинг в структуре коммуникативных практик.
16. Цифровое общество и возможности его регулирования. Этические кодексы киберпространства.
17. Сетевая этика (нетикет). Проблема кибербуллинга. Медиагигиена и основы персональной цифровой безопасности.
18. Свобода слова и цензура на современном этапе развития цифрового общества.
19. Создание и распространение контента: между свободой и ответственностью. Этический конфликт автора и пользователя информационного продукта.
20. Информационное неравенство как вид социальной дифференциации общества.
21. Проблема социальной справедливости в цифровом обществе. Киберпреступность и кибербезопасность.
22. Информация и частная жизнь: проблемы, регулирование. Диалектика приватного и публичного в цифровом пространстве. Феноменология интимности.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, С.А. Социология цифровизации: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Е. А. Смирнова, М. А. Смирнов Введение в цифровую культуру: учебное пособие Череповец : ЧГУ, 2021 https://e.lanbook.com/book/180959
Л1.3 Федотов, М.А. Информационное право: учебник для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кирия, И.В. История и теория медиа : Издательский дом Высшей школы экономики, 2020 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кириллова Н. Б. МЕДИАПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Учебное пособие для вузов : Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Философские исследования цифровой реальности portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт «Философия без границ»: platonanet.org.ua
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э5 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э6 Курс в MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины