МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по микробиологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки19.04.01. Биотехнология
ПрофильПромышленная микробиология и биотехнологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz19_04_01_Биотехнология_ПроМиБио-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 156
индивидуальные консультации 2
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 156 156 156 156
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Иркитова А.Н.;ассистент, Малкова А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам. дир. по науч. раб. ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по микробиологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 19.04.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 737)

составлена на основании учебного плана:
Направление 19.04.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины – изучение особенностей практической работы в области микробиологии.
Задачи дисциплины:
- изучить основные микроорганизмы-продуценты БАВ;
- изучить особенности культивирования микроорганизмов для получения БАВ;
- изучить специфику разработки биотехнологических процессов получения БАВ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать новые и модифицировать существующие биотехнологические процессы получения БАВ
ПК-1.1 Знает основные БАВ и методы их получения
ПК-1.2 Умеет модифицировать существующие биотехнологические процессы получения БАВ
ПК-1.3 Владеет навыками разработки новых биотехнологических процессов получения БАВ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные БАВ и методы их получения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет модифицировать существующие биотехнологические процессы получения БАВ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками разработки новых биотехнологических процессов получения БАВ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные БАВ, производимые микроорганизмами.
1.1. БАВ, производимые микроорганизмами: классификация, основные продуценты и области применения. Сам. работа 2 39 Л1.1
1.2. Хранение и перевивка биотехнологически-ценных микроорганизмов. Лабораторные 2 4 Л1.1
Раздел 2. Ферменты – как основные виды БАВ, выделяемых микроорганизмами
2.1. Ферменты микроорганизмов и их классификация. Значение ферментов. Современные способы получения продуцентов ферментов. Сам. работа 2 39 Л1.1
2.2. Определение биохимического профиля бактерий. Лабораторные 2 4 Л1.1
Раздел 3. Микробный антагонизм и продукция антибиотиков
3.1. Антагонизм микроорганизмов и его механизмы. Основные микроорганизмы-антагонисты, используемые в различных отраслях народного хозяйства. Антибиотики: продуценты, классификация, механизмы действия и способы получения. Сам. работа 2 39 Л1.1
3.2. Изучение антагонистической активности микроорганизмов различными методами. Лабораторные 2 4 Л1.1
3.3. Изучение чувствительности бактерий к антибиотикам. Лабораторные 2 4 Л1.1
Раздел 4. Витамины микробного происхождения
4.1. Витамины, получаемые микробиологическим путем, и основные продуценты. Промышленные способы получения витаминов. Сам. работа 2 39 Л1.1
4.2. Культивирование микроорганизмов – продуцентов витаминов. Лабораторные 2 2 Л1.1
4.3. Витамины микробного происхождения Консультации 2 2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Продуценты БАВ - это микроорганизмы, которые…
а)выделяют ценные БАВ как основной продукт жизнедеятельности
б)иногда выделяют БАВ
в)хорошо растут на различных питательных средах
г)продуцируют много всего
2. Для исследования живых неокрашенных прокариот предназначена:
а) электронная микроскопия
б) лупа
в) микроскопия в светлом поле
г) фазово-контрастная микроскопия
3. Окраска бактерий по методу Грама отражает строение:
а)спор микроорганизмов
б)клеточной стенки
в)жгутиков
г)включений
4. Методом окраски по Цилю-Нельсену обнаруживают
а) молочнокислые бактерии
б) возбудителя туберкулеза
в) БГКП
г) возбудителя ящура
5. Чистая культура микроорганизма – это…:
а)колонии бактерий, выросшие на одной чашке
б)колонии бактерий, выросшие за один промежуток времени
в)изолированные колонии бактерий
г)совокупность микроорганизмов одного вида, имеющих одинаковые морфологические и биохимические свойства и одинаковые свойства их культур.

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 а
2 г
3 б
4 б
5 г

Задания открытого типа
1. Перечислите препараты живых клеток микроорганизмов (минимум 2).
(раздавленная капля, висячая капля, отпечаток, агаровая пленка и др.)
2. Согласны ли Вы с утверждением, что электронная микроскопия в отличие от световой позволяет увеличивать объект в десятки и сотни тысяч раз?
Да+
Нет
3. Перечислите основные кокковидные формы бактерий.
(микрококки, диплококки, тетракокки, стрептококки, стафилококки, сарцины)
4. Назовите основные палочковидные формы прокариот
(бациллы, бактерии).
5. Назовите основные извитые формы прокариот
(спириллы, спирохеты, вибрионы)
6. Бактериофаг – это….
(вирус бактерий)
7. Дайте определение термину «пробиотики»:
(Живые микроорганизмы, вещества биологического происхождения, применённые в адекватных количествах оказывают оздоровительный эффект на организм человека)
8. Согласны ли вы с утверждением, что у бактерий процесс коньюгации осуществляется с помощью жгутиков?
(да
нет)
9. Перечислите основные метаболиты бактерий, которые получают в промышленных масштабах (минимум 3):
(антибиотики, ферменты, органические кислоты, витамины и др.)
10. Что такое «стерилизация»?
(полное уничтожение микроорганизмов (включая бактерии, грибы, вирусы и прионы) и их спор на различных изделиях, поверхностях и препаратах)

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации по дисциплине
1. Классификация БАВ, производимых микроорганизмами.
2. Основные продуценты БАВ.
3. Основные области применения БАВ микроорганизмов.
4. Выделение изучение чистой бактериальной культуры.
5. Основные способы хранения микроорганизмов с ценными биотехнологическими свойствами.
6. Формы депонирования штаммов с технически-ценными свойствами.
7. Особенности депонирования генетически-модифицированных микроорганизмов.
8. Паспортизация коллекционных штаммов.
9. Ферменты микроорганизмов и их классификация.
10. Применение ферментных технологий в различных отраслях народного хозяйства.
11. Современные способы получения продуцентов ферментов.
12. Основные формы и размеры клеток микроорганизмов.
13. Методы микроскопии.
14. Приготовление живых и фиксированных препаратов.
15. Учет численности микроорганизмов.
16. Определение биохимического профиля бактерий.
17. Антагонизм микроорганизмов и его механизмы.
18. Основные микроорганизмы-антагонисты, используемые в различных отраслях народного хозяйства.
19. Антибиотики: продуценты, классификация, механизмы действия и способы получения.
20. Изучение антагонистической активности микроорганизмов различными методами.
21. Изучение чувствительности бактерий к антибиотикам.
22. Витамины, получаемые микробиологическим путем, и основные продуценты.
23. Промышленные способы получения витаминов.
24. Культивирование микроорганизмов – продуцентов витаминов.
25. Витамины, получаемые микробиологическим путем, и основные продуценты.
26. Промышленные способы получения органических кислот.
27. Особенности отбора проб пищевых продуктов для микробиологического анализа.
28. Особенности отбора проб объектов окружающей среды (почва, вода, воздух и пр.) для микробиологического анализа.
29. Микробиологический контроль качества продукции.
30. Микробиологическое сопровождение биотехнологических производств.

Критерии оценивания на экзамене
Студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Затем выставляется средняя отметка за экзамен.
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В.Б. Сбойчакова, М.М. Карапаца Микробиология, вирусология и иммунология: руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2014 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://cyberleninka.ru/ cyberleninka.ru
Э2 Курс в Moodle "Практикум по микробиологии"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
122Л лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критерии выставления отметки по дисциплине

Курс представляет собой использование новых образовательных технологий, таких, как: элементы модульно-рейтинговой системы. Модульно-рейтинговая система предполагает, что студент для получения положительной оценки по данной дисциплине (зачет) должен набрать от 60 до 100 баллов. Студент, набравший менее 60 баллов, получает неудовлетворительную оценку.
Баллы присуждаются по результатам работы на семинарских занятиях (до 5 баллов за каждое занятие), по итогам промежуточных аттестаций (до 5 балов за каждую), за написание реферата по курсу (до 10 баллов), за участие в групповой научно-исследовательской работе по одному из разделов (доклад, до 10 баллов), за выполнение индивидуальных практических заданий составление презентаций по методам исследования и по этническим особенностям (от 5-15) за посещение в ходе изучения дисциплины (от 0 до 5 баллов). Ответ на зачете и экзамене дает студенту от 0 до 40 баллов.
Оценивание выполненных заданий осуществляется по следующим критериям:
1. полнота раскрытия темы;
2. глубина и полнота анализа литературы;
3. наличие анализа, собственной авторской позиции;
4. использование современных литературных источников по проблеме;
5. структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик этнопсихологического исследования);
6. ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью

Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине

При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится промежуточная аттестация в форме зачёта и экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.

Методические указания для индивидуальных практических заданий.

Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1. полнота раскрытия темы;
2. глубина и полнота анализа литературы;
3. наличие анализа, собственной авторской позиции;
4. использование современных литературных источников по проблеме;
5. структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6. ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.

Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».