МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по контролю качества продукции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки19.04.01. Биотехнология
ПрофильПромышленная микробиология и биотехнологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz19_04_01_Биотехнология_ПроМиБио-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 10 10 10 10
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Иркитова А.Н.;ассистент , Малкова А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам. дир. по науч. раб. ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по контролю качества продукции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 19.04.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 737)

составлена на основании учебного плана:
Направление 19.04.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - изучение основных положений о контроле качества продукции.
Задачи дисциплины:
- изучить основные термины дисциплины;
- изучить основные показатели качества продукции;
- изучить основы законодательства в области контроля качества продукции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен планировать и проводить комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования по разработанной программе, критически анализировать, обобщать и интерпретировать полученные экспериментальные данные
ОПК-5.1 Знает принципы планирования и проведения комплексных экспериментальных и расчетно- теоретических исследований
ОПК-5.2 Умеет планировать и проводить расчетно- теоретические исследования для решения прикладных задач на производстве
ОПК-5.3 Владеет навыками анализа и интерпретации полученных экспериментальных данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает принципы планирования и проведения комплексных экспериментальных и расчетно-теоретических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет планировать и проводить расчетно-теоретические исследования для решения прикладных задач на производстве
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками анализа и интерпретации полученных экспериментальных данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Контроль качества продукции
1.1. Идентификация и фальсификация продукции. Показатели качества продукции: органолептические, физико-химические и санитарно-микробиологические. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Методология органолептического анализа. Лабораторные 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Идентификация и обнаружение фальсификации зерна, муки, кондитерских изделий и меда
2.1. Определения, классификация, показатели качества, ГОСТ 28673-2019, ГОСТ Р 54644-2011, ГОСТ 26574-2017, ГОСТ 24901-2014, маркировка, фальсификация зерна, меда, муки кондитерских изделий. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Оценка качества зерна. Лабораторные 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Идентификация и обнаружение фальсификации молока, молочных продуктов и пробиотиков
3.1. Определения, классификация, показатели качества, ГОСТ 31450-2013, ГОСТ 33491-2015, ГОСТ Р 57072-2016, фальсификация молока, молочных продуктов, пробиотиков. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Определение качества кисломолочных продуктов. Лабораторные 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Идентификация и обнаружение фальсификации овощей и фруктов
4.1. Общая классификация, показатели качества, ГОСТ 32896-2014, ГОСТ Р 54050-2010, маркировка, фальсификация овощных и фруктовых консервов. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Идентификация и изучение способов фальсификации консервов «Горошек зеленый консервированный Лабораторные 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Идентификация и обнаружение фальсификации вкусовых товаров
5.1. Общая классификация, показатели качества, ГОСТ 32573-2013, ГОСТ 32775-2014, ГОСТ 28188-2014, ГОСТ Р 57072-2016, ГОСТ Р 51574-2018, маркировка, фальсификация вкусовых товаров. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Оценка качества и идентификация виноградных вин Лабораторные 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Идентификация и обнаружение фальсификации масел
6.1. Общая классификация, показатели качества, ГОСТ 1129-2013, ГОСТ 32188-2013, фальсификация растительных масел и маргарина. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Микробиологический контроль маргарина Лабораторные 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Идентификация и обнаружение фальсификации мясных и рыбных изделий
7.1. Классификация, показатели качества, ГОСТ 23670-2019, ГОСТ 34177-2017, ГОСТ 7452-2014, фальсификация мясных и рыбных изделий. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Системой обеспечения безопасности продуктов питания является
а)ХАССП
б)ФСА
в)QFD
г)ГОСТ
2. Показатель качества – это…
а) комплекс процессов, приводящих к улучшению качества продукции
б) совокупность свойств продукции
в) последовательность всех этапов существования продукции
г) это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции
3. при контроле качества продукции контролируют:
а)показатели, формирующие цену выпускаемой продукции
б)все свойства и характеристики выпускаемой продукции
в)органолептические показатели
г)условия хранения
4. Таможенный союз – это …
а) союз нескольких стран для обеспечения их безопасности
б) это форма межгосударственного соглашения двух или более стран об отмене таможенных пошлин в торговле между ними.
в) это форма межгосударственного соглашения двух или более стран о свободной торговле
г) союз. контролирующий качество выпускаемой продукции
5. Согласно ТР ТС 033/2013 к контролируемым микробиологическим показателям в молоке и молочной продукции относятся:
а)микотоксины
б)титруемая кислотность
в)перекисное число
г)БГКП

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 а
2 г
3 б
4 б
5 г


Задания открытого типа
1. Дайте определение понятию «управление качеством»
(это комплекс управляющих воздействий, направленных на оптимизацию функции, согласующей предпочтения потребителей и возможности производителей продукции.)
2. Согласны ли Вы с утверждением, что безопасность представляет собой необходимое, но недостаточное условие качества продукции?
Да+
Нет
3. Под «пищевой ценностью продукта питания» понимают…
(совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии)
4. Дайте определение понятию «фальсифицированные пищевые продукты»
(пищевые продукты, умышленно измененные и/или имеющие скрытые свойства, информация о которых является заведомо неполной и недостоверной).
5. ………. продукты питания, которые предназначены для систематического употребления всеми возрастными группами здорового населения с целью снижения риска заболеваний, связанных с питанием, сохранения и улучшения здоровья за счет наличия в их составе физиологически функциональных пищевых ингредиентов
(функциональные)
6. ………..пищевых продуктов проводится посредством дегустаций, т.е. исследований, которые осуществляются с помощью органов чувств специалиста (дегустатора) без применения измерительных приборов.
(органолептический анализ)
7. Что такое внутренний производственный контроль?
(контроль, осуществляемый сотрудниками самого предприятия)
8. Что такое внешний производственный контроль?
(контроль, осуществляемый внешними структурами)
9. Какие бактерии являются основными санитарно-показательными микроорганизмами в пищевой промышленности?
(БГКП – бактерии группы кишечных палочек)
10. Назовите показатель, который оценивают при определении общей численности микроорганизмов в пищевых продуктах
(КМАФАнМ – количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов)

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации по дисциплине
1. Что такое «качество», «система управления качеством», «улучшение качества».
2. Основные задачи и структура производственного контроля вы знаете.
3. Виды и методы производственного контроля.
4. Форма программы (плана) производственного контроля.
5. Группы объектов, к которым на основании результатов производственного контроля могут относиться предприятия.
6. Основная форма учетно-отчетной документации по результатам производственного контроля.
7. Что подразумевает входной контроль / контроль технологического процесса / контроль безопасности готовой продукции / контроль транспортировки, хранения, реализации продуктов / контроль за состоянием помещений и оборудования / контроль за выполнением (профилактических) мероприятий / контроль состояния производственной и окружающей среды (шум, воздух) / контроль личной гигиены и обучение персонала?
8. Что такое ХАССП (HACCP)? Какого ее предназначение?
9. Перечислите основные принципы и опасные факторы системы ХАССП.
10. Какие предупреждающие действия в системе ХАССП вы знаете?
11. Что такое система мониторинга? В отношении чего она применяется?
12. На какие опасные факторы (характеристики) при выпуске продукта (например, молочнокислого) необходимо обратить внимание при обеспечении его качественности?
13. Микробиологические показатели безопасности пищевых продуктов.
14. Контроль технологического процесса и готовой продукции.
15. Контроль санитарно-гигиенического состояния производства.
16. Какие существуют группы консервов?
17. Какие способы консервирования существуют? В чем их отличие?
18. Чем различается бомбаж биологического, химического и физического происхождения?
19. Какими микроорганизмами могут быть инфицированы мясо, рыба и консервы?
20. Какие микроорганизмы преобладают в соли, специях и пряностях?
21. Каковы особенности отбора проб мяса, рыбы и консервов?
22. Что включают в себя санитарно-микробиологические исследования мяса, рыбы и консервов?
23. Какие существуют нормативные документы для санитарно-микробиологического контроля мяса, рыбы и консервов?
24. Современные методы контроля воздуха на предприятиях.
25. Санитарно-микробиологическое исследование воздуха
26. Санитарно-микробиологические показатели эпидемической безопасности воды.
27. Общие гигиенические требования к питьевой воде, используемой на предприятиях.
28. Физико-органолептические свойства воды (запах, вкус, цветность, мутность, температура).
29. Химико-органолептические свойства воды (сухой остаток, водородный показатель (рН), жесткость общая, содержание железа, сульфатов, хлоридов, марганца, меди, цинка).
30. Химические элементы и вещества, поступающие в воду. Токсические химические вещества.

Критерии оценивания на экзамене
Студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Затем выставляется средняя отметка за экзамен.
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гусев М. В., Минеева Л. А. Микробиология: учеб. для вузов М.: Академия, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шагинурова Г. И., Перушкина Е. В., Ипполитов К. Г. Техническая микробиология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 под ред. В. В. Зверева, М. Н. Бойченко Микробиология: учебник Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.nsu.ru/
Э2 Курс в Moodle "Практикум по контролю качества продукции" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
122Л лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критерии выставления отметки по дисциплине

Курс представляет собой использование новых образовательных технологий, таких, как: элементы модульно-рейтинговой системы. Модульно-рейтинговая система предполагает, что студент для получения положительной оценки по данной дисциплине (зачет) должен набрать от 60 до 100 баллов. Студент, набравший менее 60 баллов, получает неудовлетворительную оценку.
Баллы присуждаются по результатам работы на семинарских занятиях (до 5 баллов за каждое занятие), по итогам промежуточных аттестаций (до 5 балов за каждую), за написание реферата по курсу (до 10 баллов), за участие в групповой научно-исследовательской работе по одному из разделов (доклад, до 10 баллов), за выполнение индивидуальных практических заданий составление презентаций по методам исследования и по этническим особенностям (от 5-15) за посещение в ходе изучения дисциплины (от 0 до 5 баллов). Ответ на зачете и экзамене дает студенту от 0 до 40 баллов.
Оценивание выполненных заданий осуществляется по следующим критериям:
1. полнота раскрытия темы;
2. глубина и полнота анализа литературы;
3. наличие анализа, собственной авторской позиции;
4. использование современных литературных источников по проблеме;
5. структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик этнопсихологического исследования);
6. ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью

Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине

При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится промежуточная аттестация в форме зачёта и экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.

Методические указания для индивидуальных практических заданий.

Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1. полнота раскрытия темы;
2. глубина и полнота анализа литературы;
3. наличие анализа, собственной авторской позиции;
4. использование современных литературных источников по проблеме;
5. структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6. ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.

Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».