Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История России и всеобщая история |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История_ИРиВИ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Консультации | 30 | 30 | 30 | 30 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | Целью дисциплины "Аграрная история России" является формирование целостного представления о специфике формирования сельского населения России, трансформации во времени систем земледелия, землевладения и землепользования, об особенностях и содержании аграрной политики государства в исторической ретроспективе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса |
ПК-1.1 | Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах |
ПК-1.3 | Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные факты аграрной истории России, процессы и явления в сельском хозяйстве России в исторической ретроспективе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Работат с источниками по аграрной и социальной истории России |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками анализа исторической информации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сельское население и хозяйство русского государства, IX - сер. XV вв. | ||||||
1.1. | Категории сельского населения Древней Руси | Лекции | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
1.2. | Вотчинное хозяйство и крестьянский двор | Лекции | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
1.3. | Аграрные традиции и сельскохозяйственные практики сельского населения Древней Руси. Системы земледелия и их эволюция. | Практические | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
1.4. | Сельское население и хозяйство в IX - XV вв. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
Раздел 2. Аграрное развитие Московского государтсва, XV - XVII вв. | ||||||
2.1. | Феодальное землевладение: поместь и вотчина | Лекции | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
2.2. | Закрепощение крестьян. Крестьянское налогообложение. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
2.3. | Сельскохозяйственные промыслы и занятия крестьян, XVI - XVII вв. | Практические | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
2.4. | Аграрное развитие Московского государтсва, XV - XVII вв. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
Раздел 3. Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII в. | ||||||
3.1. | Развитие сельского хозяйства в XVIII в. | Практические | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
3.2. | Социально-экономическое положения крестьянства в России в XVIII в. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
3.3. | Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII в. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
Раздел 4. Крестьянство и сельское хозяйство в XIX - начале XX вв. | ||||||
4.1. | Проекты решения крестьянского вопроса и отмены крепостного права в России XIX столетия | Лекции | 7 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
4.2. | Отмена крепостного право в России. Освобождение государственных крестьян | Практические | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
4.3. | Столыпинская аграрная реформа в Европейской части страны | Практические | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1 |
4.4. | Крестьянские переселения в истории России. Переселенческая политика правительства П.А. Столыпина | Практические | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1 |
4.5. | Решение земельного вопроса в программах политических партий и движений в истории России | Практические | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
4.6. | Крестьянство и сельское хозяйство в XIX - начале XX вв. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1 |
4.7. | Демография крестьянства | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
Раздел 5. Аграрная история России в XX столетии | ||||||
5.1. | Аграрные преобразования советской власти, 1917 - 1991 | Лекции | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
5.2. | Аграрные проекты белых правительств | Практические | 7 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
5.3. | Сельское хозяйство и крестьянство в истории России XX в. | Практические | 7 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
5.4. | Аграрные преобразования советской власти. Сельское хозяйство и крестьянство в истории России XX в. | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
5.5. | Консультация | Консультации | 7 | 30 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Категория населения по Русской Правде, крестьянин на Руси IX—XIV веков, земледелец. Изначально свободные. А холопы Б смерды В закупы Г половники ОТВЕТ: Б ВОПРОС 2. Категория тяглых людей в России в XV—XVII в., лично свободные А беломестцы Б черносошные крестьяне В бобыли Г смерды ОТВЕТ: Б ВОПРОС 3. Феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии А частновладельческие крестьяне Б черносошные крестьяне В дворцовые крестьяне Г монастырские крестьяне ОТВЕТ: В ВОПРОС 4. Категория экономических крестьян возникла в период царствования... А Петра I Б Петра III В Алексея Михайловича Г Екатерины II ОТВЕТ: Г ВОПРОС 5. Непаханая земля, собирательное название слабоосвоенных, но плодородно-богатых земельных ресурсов А залог Б пар В перелог Г целина ОТВЕТ: Г ВОПРОС 6. Система перераспределения земли в крестьянских общинах... А круговая порука Б помочи В коллективная ответственность Г передел ОТВЕТ: Г ВОПРОС 7. Указ о "вольных хлебопашцах" был подписан в царствование... А Петра I Б Николая I В Александра I Г Екатерины II ОТВЕТ: В ВОПРОС 8. Одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплатах помещику продуктами или деньгами А тягло Б оброк В барщина Г месячина ОТВЕТ: Б ВОПРОС 9. Освоение целины в СССР производилось в... А 1944 - 1947 гг. Б 1954 - 1964 гг. В 1906 - 1914 гг. Г 1929 - 1930 гг. ОТВЕТ: Б ВОПРОС 10. Указ об обязанных крестьянах был подписан в ... А 1842 г. Б 1801 г. В 1803 г. Г 1861 г. ОТВЕТ: А ВОПРОС 11. Царь Освободитель... А Петр I Б Николай I В Александр I Г Александр II ОТВЕТ: Г ВОПРОС 12. Разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу в России в конце XV — начале XVIII вв. А вотчина Б усадьба В поместье Г пашня ОТВЕТ: В ВОПРОС 13. История развития фермерства в России связана с реформами ... А Витте С.Ю. Б Канкрина Е.Ф. В Столыпина П.А. Г Сперанского М.М. ОТВЕТ: В ВОПРОС 14. Заповедные лета запрещали А крестьянский выход в осенний Юрьев день Б распашку целины В сыск беглых крестьян Г барщину ОТВЕТ: А ВОПРОС 15. государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР А колхоз Б совхоз В учхоз Г артель ОТВЕТ: Б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. государственные крестьяне в России, обрабатывающие казённые (государственные) пашни в Сибирских землях. ОТВЕТ: Сибирские пашенные крестьяне ВОПРОС 2. Законодательный акт, давший начало реализации Столыпинской переселенческой политики на Алтае... ОТВЕТ: указ 19 сентября 1906 г. ВОПРОС 3. Сельскохозяйственные угодья, ранее использовавшиеся как пашня, но в дальнейшем неиспользующиеся продолжительный период времени... ОТВЕТ: залеж ВОПРОС 4. Кратковременная залежь в степных районах называется... ОТВЕТ: перелог ВОПРОС 5. Орудие (изделие) для вспашки плотной почвы, поднятия целины... ОТВЕТ: плуг ВОПРОС 6. в России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной земли ОТВЕТ: отруб ВОПРОС 7. Тайное общество, образованное в 1879 году после распада народнической организации «Земля и Воля» ОТВЕТ: "Черный передел" ВОПРОС 8. Вид аренды земли, при которой арендная плата взимается собственником земли долей полученного с неё урожая ОТВЕТ: издольщина ВОПРОС 9. Толчёная в ступе (традиционно) или смолотая на мельнице (в промышленных условиях) мука, изготовленная из предварительно пропаренных, высушенных, слегка обжаренных и очищенных зёрен злаков... ОТВЕТ: толокно ВОПРОС 10. Государственная кредитная операция, проведённая правительством Российской империи в связи с отменой крепостного права... ОТВЕТ: выкупная операция ВОПРОС 11. Указа, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение... ОТВЕТ: Указ о единонаследии ВОПРОС 12. Процесс, когда общая масса крестьян, до этого пребывавшая в относительно равном положении, начинает разбиваться на классы... ОТВЕТ: разложение крестьянства ВОПРОС 13. Политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные ОТВЕТ: коллективизация ВОПРОС 14. Студенистое самостоятельное второе блюдо, приготавливаемое путём заквашивания смеси воды с крупой или мукой из овса, ржи, пшеницы ОТВЕТ: кисель ВОПРОС 15. Какой государственный орган в России осуществлял продразверстку после Февральской революции? ОТВЕТ: Временное правительство ВОПРОС 16. мероприятия по централизованной заготовке зерновых, имеющие задачу обеспечить достаточное наличие хлеба ОТВЕТ: хлебозаготовки ВОПРОС 17. Укажите дату, когда был введен твёрдофиксированный продовольственный натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств, взамен продразвёрстки... ОТВЕТ: 21 марта 1921 года ВОПРОС 18. Мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 г. ОТВЕТ: трудодень ВОПРОС 19. Сельскохозяйственная машина, предназначенная для отделения зерна от мякины ОТВЕТ: веялка ВОПРОС 20. Комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур ОТВЕТ: мелиорация КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Разгон В. Н., Храмков А. А., Пожарская К. А. | Столыпинские мигранты в Алтайском округе: переселение, землеобеспечение, хозяйственная и социокультурная адаптация: монография | Барнаул: [Азбука], 2013 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Журнал крестьяноведение | peasantstudies.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Портал "Переселенец и старожил": http://starozhil-novosel.sibistorik.ru/index.php |
Курс направлен на формирование у студентов целостных представлений об агараном развитии России в исторической ретроспективе. Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы. На лекционные занятия выделяется 16 часов, практические - 20 часов, самостоятельную работу выделяется 42 часа. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции. |