МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аграрная история России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История_ИРиВИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. ист. наук, Доцент, Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
канд. ист. наук, Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Аграрная история России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины "Аграрная история России" является формирование целостного представления о специфике формирования сельского населения России, трансформации во времени систем земледелия, землевладения и землепользования, об особенностях и содержании аграрной политики государства в исторической ретроспективе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные факты аграрной истории России, процессы и явления в сельском хозяйстве России в исторической ретроспективе.
3.2.Уметь:
3.2.1.Работат с источниками по аграрной и социальной истории России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками анализа исторической информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сельское население и хозяйство русского государства, IX - сер. XV вв.
1.1. Категории сельского населения Древней Руси Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
1.2. Вотчинное хозяйство и крестьянский двор Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
1.3. Аграрные традиции и сельскохозяйственные практики сельского населения Древней Руси. Системы земледелия и их эволюция. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
1.4. Сельское население и хозяйство в IX - XV вв. Сам. работа 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 2. Аграрное развитие Московского государтсва, XV - XVII вв.
2.1. Феодальное землевладение: поместь и вотчина Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
2.2. Закрепощение крестьян. Крестьянское налогообложение. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
2.3. Сельскохозяйственные промыслы и занятия крестьян, XVI - XVII вв. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
2.4. Аграрное развитие Московского государтсва, XV - XVII вв. Сам. работа 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 3. Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII в.
3.1. Развитие сельского хозяйства в XVIII в. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
3.2. Социально-экономическое положения крестьянства в России в XVIII в. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
3.3. Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII в. Сам. работа 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 4. Крестьянство и сельское хозяйство в XIX - начале XX вв.
4.1. Проекты решения крестьянского вопроса и отмены крепостного права в России XIX столетия Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
4.2. Отмена крепостного право в России. Освобождение государственных крестьян Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
4.3. Столыпинская аграрная реформа в Европейской части страны Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
4.4. Крестьянские переселения в истории России. Переселенческая политика правительства П.А. Столыпина Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
4.5. Решение земельного вопроса в программах политических партий и движений в истории России Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
4.6. Крестьянство и сельское хозяйство в XIX - начале XX вв. Сам. работа 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
4.7. Демография крестьянства Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 5. Аграрная история России в XX столетии
5.1. Аграрные преобразования советской власти, 1917 - 1991 Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
5.2. Аграрные проекты белых правительств Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
5.3. Сельское хозяйство и крестьянство в истории России XX в. Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
5.4. Аграрные преобразования советской власти. Сельское хозяйство и крестьянство в истории России XX в. Сам. работа 7 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
5.5. Консультация Консультации 7 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Категория населения по Русской Правде, крестьянин на Руси IX—XIV веков, земледелец. Изначально свободные.
А холопы
Б смерды
В закупы
Г половники
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 2. Категория тяглых людей в России в XV—XVII в., лично свободные
А беломестцы
Б черносошные крестьяне
В бобыли
Г смерды
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 3. Феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии
А частновладельческие крестьяне
Б черносошные крестьяне
В дворцовые крестьяне
Г монастырские крестьяне
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 4. Категория экономических крестьян возникла в период царствования...
А Петра I
Б Петра III
В Алексея Михайловича
Г Екатерины II
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 5. Непаханая земля, собирательное название слабоосвоенных, но плодородно-богатых земельных ресурсов
А залог
Б пар
В перелог
Г целина
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 6. Система перераспределения земли в крестьянских общинах...
А круговая порука
Б помочи
В коллективная ответственность
Г передел
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 7. Указ о "вольных хлебопашцах" был подписан в царствование...
А Петра I
Б Николая I
В Александра I
Г Екатерины II
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 8. Одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплатах помещику продуктами или деньгами
А тягло
Б оброк
В барщина
Г месячина
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 9. Освоение целины в СССР производилось в...
А 1944 - 1947 гг.
Б 1954 - 1964 гг.
В 1906 - 1914 гг.
Г 1929 - 1930 гг.
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 10. Указ об обязанных крестьянах был подписан в ...
А 1842 г.
Б 1801 г.
В 1803 г.
Г 1861 г.
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 11. Царь Освободитель...
А Петр I
Б Николай I
В Александр I
Г Александр II
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 12. Разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу в России в конце XV — начале XVIII вв.
А вотчина
Б усадьба
В поместье
Г пашня
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 13. История развития фермерства в России связана с реформами ...
А Витте С.Ю.
Б Канкрина Е.Ф.
В Столыпина П.А.
Г Сперанского М.М.
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 14. Заповедные лета запрещали
А крестьянский выход в осенний Юрьев день
Б распашку целины
В сыск беглых крестьян
Г барщину
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 15. государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР
А колхоз
Б совхоз
В учхоз
Г артель
ОТВЕТ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. государственные крестьяне в России, обрабатывающие казённые (государственные) пашни в Сибирских землях.
ОТВЕТ: Сибирские пашенные крестьяне

ВОПРОС 2. Законодательный акт, давший начало реализации Столыпинской переселенческой политики на Алтае...
ОТВЕТ: указ 19 сентября 1906 г.

ВОПРОС 3. Сельскохозяйственные угодья, ранее использовавшиеся как пашня, но в дальнейшем неиспользующиеся продолжительный период времени...
ОТВЕТ: залеж

ВОПРОС 4. Кратковременная залежь в степных районах называется...
ОТВЕТ: перелог

ВОПРОС 5. Орудие (изделие) для вспашки плотной почвы, поднятия целины...
ОТВЕТ: плуг

ВОПРОС 6. в России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной земли
ОТВЕТ: отруб

ВОПРОС 7. Тайное общество, образованное в 1879 году после распада народнической организации «Земля и Воля»
ОТВЕТ: "Черный передел"

ВОПРОС 8. Вид аренды земли, при которой арендная плата взимается собственником земли долей полученного с неё урожая
ОТВЕТ: издольщина

ВОПРОС 9. Толчёная в ступе (традиционно) или смолотая на мельнице (в промышленных условиях) мука, изготовленная из предварительно пропаренных, высушенных, слегка обжаренных и очищенных зёрен злаков...
ОТВЕТ: толокно

ВОПРОС 10. Государственная кредитная операция, проведённая правительством Российской империи в связи с отменой крепостного права...
ОТВЕТ: выкупная операция

ВОПРОС 11. Указа, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение...
ОТВЕТ: Указ о единонаследии

ВОПРОС 12. Процесс, когда общая масса крестьян, до этого пребывавшая в относительно равном положении, начинает разбиваться на классы...
ОТВЕТ: разложение крестьянства

ВОПРОС 13. Политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные
ОТВЕТ: коллективизация

ВОПРОС 14. Студенистое самостоятельное второе блюдо, приготавливаемое путём заквашивания смеси воды с крупой или мукой из овса, ржи, пшеницы
ОТВЕТ: кисель

ВОПРОС 15. Какой государственный орган в России осуществлял продразверстку после Февральской революции?
ОТВЕТ: Временное правительство

ВОПРОС 16. мероприятия по централизованной заготовке зерновых, имеющие задачу обеспечить достаточное наличие хлеба
ОТВЕТ: хлебозаготовки

ВОПРОС 17. Укажите дату, когда был введен твёрдофиксированный продовольственный натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств, взамен продразвёрстки...
ОТВЕТ: 21 марта 1921 года

ВОПРОС 18. Мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 г.
ОТВЕТ: трудодень

ВОПРОС 19. Сельскохозяйственная машина, предназначенная для отделения зерна от мякины
ОТВЕТ: веялка

ВОПРОС 20. Комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур
ОТВЕТ: мелиорация

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Разгон В. Н., Храмков А. А., Пожарская К. А. Столыпинские мигранты в Алтайском округе: переселение, землеобеспечение, хозяйственная и социокультурная адаптация: монография Барнаул: [Азбука], 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал крестьяноведение peasantstudies.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Портал "Переселенец и старожил": http://starozhil-novosel.sibistorik.ru/index.php

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс направлен на формирование у студентов целостных представлений об агараном развитии России в исторической ретроспективе. Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы. На лекционные занятия выделяется 16 часов, практические - 20 часов, самостоятельную работу выделяется 42 часа.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.