МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы безопасности жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_10_Туризм-2022_9кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 36
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
Препод., Карушева Наталья Александровна

Рецензент(ы):
Препод., Функ Татьяна Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Основы безопасности жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 ТУРИЗМ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности,общества и государства);
• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы военной службы и обороны государства, организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном порядке;

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

Основы военной службы и обороны государства;

Задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

Способы защиты населения от оружия массового поражения;

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

Наиболее распространенные инфекционные заболевания. Причины их возникновения, меры профилактики;

Основные положения здорового образа жизни и личной гигиены;

О вредных привычках и их влияния на здоровье человека;
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;

Методы и средства оказания первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях.


3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

Разбираться в вопросах порядка прохождения военной службы по призыву и по контракту;

Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

Применять первичные средства пожаротушения;

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

Оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях, травмах;

Проводить искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
1.1. Культура безопасности жизнедеятельности. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Личная безопасность,здоровье и здоровый образ жизни. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Комплексная безопасность личности, общества и государства.Модели поведения участников дорожного движения. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Основы здорового образа жизни.Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения
2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций.Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Основы медицинских знаний
3.1. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Первая помощь и особенности её оказания. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Классификация и характеристика инфекционных заболеваний. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.4. Первая помощь при неотложных состояниях, травмах и ранениях Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
4.1. История создания Вооруженных Сил России. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Правовые основы военной службы. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.4. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.5. Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.6. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, устные опросы, творческие задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4302

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения междисциплинарного курса.

1. Авария, не связанная с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ или с их незначительной утечкой, – это:
а) локальная авария;
б) местная авария;
в) объектовая авария;
г) региональная авария;
д) частная авария.

2.Кто в соответствии с Конституцией является верховным главнокомандующим ВС РФ?
а) министр обороны;
б) Президент Российской
Федерации;
в) председатель Федерального
собрания.

3. Как называется активное наблюдение за своим состоянием?
а) Утомление;
б) Самочувствие;
в) Самоконтроль.

4. Главная опасность толпы в условиях ЧС
а) Паника, чреватая разрушениями;
б) Паника, чреватая давкой и травмами людей;
в) Воровство.
ответы

5. Что нужно сделать, обнаружив предмет, похожий на взрывное устройство?
а) Позвать друзей и развернуть вместе;
б) Не трогать его, предупредить окружающих, сообщить о находке в полицию или
любому должностному лицу;
в) Ничего не предпринимать.

6. Все инструкции по охране труда на предприятиях переутверждают и пересматривают:
а) 1 раз в 3 года, при авариях и изменении условий труда;
б) 1 раз в 5 лет, при авариях и несчастных случаях и при изменении технологических процессов и условий труда;
в) 1 раз в 5 лет и только при несчастных случаях;
г) ежегодно и при авариях и несчастных случаях, при изменении технологических процессов;
д) ежемесячно и при изменении технологических процессов.

7. Гражданская оборона – это система:
а) мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий;
б) мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время;
в) научного прогнозирования и контроля по предотвращению чрезвычайных ситуаций;
г) обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действий на территории Российской Федерации;
д) обеспечения безопасности населения в военное время.

8. Для остановки кровотечения из сосудов кисти или предплечья можно использовать следующий метод:
а) максимально отвести плечи пострадавшего назад и зафиксировать их за спиной широким бинтом;
б) наложить давящую повязку на поражённое место;
в) поместить в локтевой сустав валик из скатанной материи, согнуть руку в локтевом суставе и зафиксировать предплечье к плечу;
г) согнуть руку в локтевом суставе и зафиксировать предплечье к плечу.

9. Какому понятию соответствует определение – «Состояние защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и
внешних угроз»:
а) Безопасность;
б) Жизненно важные интересы;
в) Угроза безопасности.

10. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РС ЧС) предназначена для
а) защиты населения и национального достояния от воздействия катастроф, аварий, стихийных бедствий;
б) наблюдения и контроля над состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах;
в) оказания экстренной медицинской помощи;
г) предупреждения и ликвидации ЧС;
д) снижения вероятности возникновения ЧС.

11. Если во время наводнения вода застала вас в поле, то вы:
а) если поблизости есть стог сена или скирда соломы, заберётесь на них;
б) останетесь на месте и будете ждать помощи;
в) попытаетесь убежать от надвигающегося потока под углом 45° к не-му;
г) попытаетесь убежать от надвигающегося потока под углом 90° к не-му;
д) срочно будете выходить на возвышенное место.

12. Завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал:
а) «Внимание всем!»;
б) «Воздушная тревога!»;
в) «Отбой воздушной тревоги»;
г) «Радиационная опасность!»;
д) «Химическая тревога!».

13. К первичным средствам тушения пожара относят
а) внутренние пожарные краны, огнетушители, песок, одеяла, кошмы, лопаты и совки, топоры и багры, асбестовые покрывала;
б) воду, песок, инертные газы, пену;
в) воздушно-механическую пену, поваренную соль, хлорид натрия;
г) огнетушители химические, пенные, газовые, углекислотные, песок;
д) поташ, квасцы, сухую землю, ведра.

14. К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся:
а) бури, ураганы, падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту, выброс в атмосферу сильно действующих ядовитых веществ;
б) заторы льда на реках, оползни, сели, сход ледников, столкновение кораблей на море;
в) землетрясения, извержения вулканов, наводнения, сели, оползни, ураганы, смерчи, бури, природные пожары;
г) наводнения, природные пожары, катастрофы, сели, смерчи, цунами;
д) цунами, вихри, взрывы в жилых домах, авиационные катастрофы, снежные лавины.

15. На первом этапе аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях осуществляется:
а) локализация чрезвычайных ситуаций;
б) определение масштаба повреждений;
в) поддержание работоспособности населения;
г) поиск и обнаружение пострадавших.

16. Нужно самостоятельно пытаться вправлять вывих, так как он может неправильно срастись
а) Да, нужно неотложно оказывать первую медицинскую помощь;
б) Да, это ускорит заживление и восстановление;
в) Нет, это может усугубить травму;
г) Нет, это разрешено только под наркозом;

17. Способ уберечься от падающего камня на скальном участке:
а) прижаться к скале
б) отпрыгнуть в сторону
в) свернуться в клубок

18. Крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного
случая это:
а) Опасность;
б) Опасное явление;
в) Экстремальная ситуация.

Ключ к тесту:
1-а,д
2-б
3-в
4-б
5-б
6-б
7-а
8-б
9-а
10-а
11-д
12-а
13-г
14-в
15-г
16-в
17-а
18-в
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе
оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов
среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.)
осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает три блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении
учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг 0,3*Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету»
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=532974
3) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(устный опрос). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг 0,7*Rзач.
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100
баллов. Оценка за первый блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку
студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед
началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в
технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту
при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного
выбора, состоящий из 18 вопросов, студент может получить максимум 18 первичных
баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором
одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и
получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с
выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент
получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл
рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе
правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного
ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать
правильный ответ (правильное понятие). Всего в банке тестовых
заданий 40 тестовое задание. На
выполнение теста отводится 20 минут.
При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения
трудностей. И вернуться в оставшееся время.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный опрос, студент может максимально получить 70 баллов. Устный ответ оценивается следующим образом:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответил без затруднения.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответить не смог.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный. Студент смог ответить на наводящие вопросы.
0-49 баллов (оценка неудовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный, сбивчивый. Допущены грубые ошибки. На наводящие вопросы студент ответить не смог.
Итоговый рейтинг складывается из выполнения трех блоков заданий. Правило
вычисления итогового рейтинга Rитог = 0,7*Rсем + 0,3*Rзач (0,3*Rтест+0,7*Rустн.ответ)
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1, Блока 2 и Блока 3
пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс : учебник Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.2 Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089933 (дата обращения
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Кадыков В. А. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях : учебное пособие для среднего профессионального образования: Гриф УМО СПО Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.3 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Организация безопасности в чрезвычайных ситуациях : Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle: Основы безопасности жизнедеятельности https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6169
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, подготовка презентаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе с информационными компьютерными технологиями.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).