МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Оптимизация веб-приложений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Форма обученияОчная
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2022_11кл
Часов по учебному плану 228
в том числе:
аудиторные занятия 194
самостоятельная работа 34
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 17 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 48 48 48 48 96 96
Лабораторные 48 48 50 50 98 98
Сам. работа 14 14 20 20 34 34
Итого 110 110 118 118 228 228

Программу составил(и):
Препод., первая категория, Чебан Олег Олегович

Рецензент(ы):
Препод., первая категория, Плешков Максим Геннадьевич

Рабочая программа дисциплины
Оптимизация веб-приложений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (разработчик веб и мультимедийных приложений). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
канд. эконом. наук, доцент, Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формировать умение работы с современными Интернет технологиями, принципами и методами
сопровождения, оптимизации и оценки качества WEB-страниц и WEB-сайтов

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 9.7. Осуществлять сбор статистической информации о работе веб-приложений для анализа эффективности его работы.
ПК 9.9. Модернизировать веб-приложение с учетом правил и норм подготовки информации для поисковых систем.
ПК 9.10. Реализовывать мероприятия по продвижению веб-приложений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы функционирования поисковых сервисов и особенности оптимизации веб-приложений под них;
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять оптимизацию веб-приложения с целью повышения его рейтинга в сети Интернет;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.модернизации веб-приложений с учетом правил и норм подготовки информации для поисковых систем;
реализации мероприятий по продвижению веб-приложений в сети Интернет

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы оптимизации веб - приложений
1.1. Введение. Продвижение сайтов Лекции 4 12 ПК 9.7., ОК 08., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.2. Внутренняя поисковая оптимизация (SEO) Лекции 4 18 ПК 9.10., ПК 9.9., ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.3. Внешняя поисковая оптимизация (SEO) Лекции 4 18 ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.4. Индексация сайта Лекции 5 16 ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.5. Увеличение посещаемости сайта Лекции 5 16 ПК 9.7., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.6. Конвертация трафика Лекции 5 16 ПК 9.7., ОК 08., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.7. Проведение общего аудита сайта: SEO, юзабилити, тексты Лабораторные 4 48 ПК 9.9., ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.8. Исследование способов ускорения загрузки сайтов Лабораторные 5 16 ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.9. Проведение внутренней SEO оптимизация сайта Лабораторные 5 10 ПК 9.10., ПК 9.9. Л1.1, Л2.1
1.10. Техническая оптимизация, дополнительные настройки Лабораторные 5 14 ПК 9.9., ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.11. Улучшение поведенческих факторов Лабораторные 5 10 ПК 9.10., ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.12. Исследование способов ускорения загрузки сайтов Сам. работа 4 2 ПК 9.7., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.1
1.13. Внешняя поисковая оптимизация (SEO) Сам. работа 4 12 ОК 09., ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.1
1.14. Техническая оптимизация, дополнительные настройки Сам. работа 5 20 ПК 9.10., ПК 9.9., ОК 07., ОК 05., ОК 04., ОК 03. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО Метод проектов
1. Цель Самостоятельная работа студентов по различным темам с целью проверки усвоенных знаний в ходе лекционных и практических занятий.
2. Проверяемые компетенции (код): ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9, ОК10, ПК9.7, ПК 9.9, ПК 9.10
3. Пример оценочного средства (примерные тестовые задания, типовой вариант контрольной работы и др.)
Разработать и презентовать проект по одной из тематик
1. Основы PHP
Основная информация о PHP и его роли в разработке веб-приложений. Все основные элементы языка, такие как – определения, соглашения, основные элементы языка PHP и их использование.
- введение в PHP
- PHP и HTML
- PHP и XML
- PHP и базы данных
- создание PHP страниц
- использование PHP тегов
- основы использования языка
- константы и переменные
- идентификаторы
- операторы
- условные конструкции
- операторы циклов
- функции
- переменные функции
- включение файлов
2. Объектно-ориентированное программирование на PHP
Все об объектно-ориентированном программировании на PHP (обратите внимание, материалы экзамена опираются на версию PHP 4.3.6, таким образом имеется ввиду не ООП, которое пришло в PHP 5 версии, а еще раннее ООП, версии 4).
- основы объектно-ориентированного программирования
- классы
- создание экземпляров объектов
- конструкторы
- атрибуты
- доступ к объектам, методам и атрибутам
- наследование
3. PHP и Web
В основном в этом блоке вопросы по супермассивам PHP и сессиям.
- создание HTML разметки с помощью PHP
- встраивание PHP сценариев в HTML на клиентской и серверной стороне
- создание форм
- GET и POST: специфика получения данных из форм
- cookies
- супермассивы: получение глобальной информации
- управление сессиями
4. Массивы
Массивы и их использование в PHP.
- индексные массивы
- ассоциативные массивы
- многомерные массивы
- сортировка
- изменение порядка следования элементов в массивах
- сериализация
- манипулирование массивами
5. Строки и регулярные выражения
- форматирование строк
- сравнение строк
- модифицирование строки
- регулярные выражения
- выборка данных из строки
- объединение данных в строку
6. Манипуляция файлами
- открытие файлов
- запись в файл
- чтение из файла
- закрытие файла
- работа с файловой системой
- блокирование файла
7. Дата и время
Основные встроенные в PHP функции для работы с датой и временем, специфика работы с датами при работе с базами данных, особенности и ограничения формата времени UNIX.
- даты в PHP
- получение текущей даты
- конвертирование в формат даты
- основные функции даты и времени
- вычисление даты
- дата и базы данных
- использование календарных функций
- эпоха UNIX
- ограничения использования формата даты UNIX
8. Работа с E-mail
- отсылка email
- управление заголовками
- форматирование сообщений email
- присоединение файла к сообщению
9. PHP и базы данных
Основы взаимодействия PHP и серверов данных. Поскольку экзамен сфокусирован только на PHP, вопросы касаются не конкретных DBMS, а только общих моментов работы с базами данных, SQL синтаксиса.
- использование баз данных
- типы баз данных, поддерживаемых в PHP
- вставка данных
- получение данных
- объединение данных
10. Потоки и сетевое программирование
- использование файловых трансляторов (wrappers)
- соединение с удаленными узлами через сокеты
- блокирование и не блокирование вызовов
- создание и использование потоков
11. Безопасность
Некоторые традиционные вопросы безопасности, имеющие место при программировании на PHP.
- безопасная и небезопасная входная информация (trusted and untrusted input)
- управление аутентификацией
- замена опасных символов для строк, использующихся при shell программировании и работе с
базами данных
- проверка правильности пользовательского ввода
- предотвращение XSS атак
12. Отладка и управление производительностью
- основные ошибки при программировании на PHP
- программная логика
- создание хорошего кода
- предотвращение ошибок
- предотвращение потери производительности
- решение проблем низкой производительности

Критерии оценивания (по 100-балльной системе оценивания):

85-100 баллов (оценка «отлично»)
Работа выполнена в срок, защищена с первого раза, полностью оформлена, получены достоверные результаты, сделаны выводы по работе. Студент блестяще отвечает на вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания.

70-84 баллов (оценка «хорошо»)
Работа выполнена в срок, защищена с первого раза, в оформлении присутствуют незначительные недочеты, получены достоверные результаты. Студент уверенно отвечает на вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний.

50-69 баллов (оценка «удовлетворительно»)
Работа выполнена в срок, защищена с первого раза, в оформлении присутствуют незначительные недочеты, получены достоверные результаты. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.

0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)
Работа не всегда защищена с первого раза, в оформлении присутствуют существенные недочеты. Студент затрудняется отвечать на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: дифференцированный зачёт в 4 семестре и зачет с оценкой в 5 семестре.
2. Процедура проведения:
Основную часть работы студенты выполняют за компьютером. Также отвечают устно на дополнительные вопросы.
Студент допускается к дифференцированному зачёту, если имеет семестровый рейтинг не менее 50 баллов. Примечание: Студенты, выполнившие на положительную оценку все обязательные виды запланированных учебных заданий, могут автоматически получить оценку в соответствии с набранными баллами.
Повышение оценки на зачете возможно только на 1 балл. Основная часть дифференцированного зачёта состоит из двух заданий, заключающихся в написании компьютерных программ. Устная часть предполагает ответы два вопроса по прослушанным в рамках лекций темам, а также вопросам, предлагавшимся для изучения в рамках самостоятельной работы.
Пример заданий из основной части дифференцированного зачёта (экзамена):
Номер задания Задача
1 Разработать программу, которая работает с базой данных Библиотека.
2 Разработать графический интерфейс для программы, выполненной по заданию 1.

Примерный перечень вопросов для подготовки к устной части
дифференцированного зачёта
1 Продвижение сайтов. Основные понятия. Какие сайты можно продвигать. Оценка эффективности продвижения. О гарантиях в SEO. Пояснить на примерах.
2 Классификация поисковых запросов. Конверсия. Примеры. Сбор статистики.
3 История развития поисковых систем. Факторы ранжирования. Поддомены и SEO. Юзабилити сайта.
4 Проведение общего аудита сайта.
5 Общая информация и фильтрах. Виды фильтров. Фильтры Яндекса. Фильтры Google. Яндекс фильтры за накрутку поведенческих факторов .
6 Исследование способов ускорения загрузки сайтов.
8 Внутренняя поисковая оптимизация (SEO). Понятия. Виды контента на сайте. Тексты и HTML-код. Оформление текста на странице. Перелинковка и структура сайта. Тексты внутренних ссылок. Частота обновления информации на сайте .
9 Техническая оптимизация, дополнительные настройки.
10 Индексация сайта. Адаптация под различные устройства и разрешения, PPI.Увеличение посещаемости сайта. Конвертация трафика .
11 Улучшение поведенческих факторов, оптимизация и написания обработчиков JavaScipt в соответствии со стандартами разработки.
12 Прогон по каталогам. Доски объявлений. Каталоги статей и пресс- релизов. Обмен ссылками. Моделирование ранжирования . Примеры.
14 Освоение адаптивного фреймворка Bootstrap 5. Создание макетов с помощю собственной сеточной системы Bootstrap.
15 Анализ ссылочного профиля. Новостное продвижение. Посты. Статейное продвижение. Вечные ссылки. SEO-агрегаторы и продвижение сайта.
16 Поисковые запросы в SEO-тексте. Логика, структура и композиция SEO- текста/

Система оценивания отдельных заданий и зачетной работы в целом

85-100 баллов (оценка «отлично»)
Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, связанные демонстрирует глубокие теоретические знания, знание первоисточников.

70-84 баллов (оценка «хорошо»)
Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического задании могут быть допущены вычислительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание первоисточников.

50-69 баллов (оценка «удовлетворительно»)
Представлен не полный ответ на теоретический вопрос, В решении практического задании могут быть допущены вычислительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.

0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)
Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретического и практического вопросов зачетного задания.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тузовский, А. Ф. Проектирование и разработка web-приложений: учебное пособие Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тузовский, А. Ф.  Проектирование и разработка web-приложений: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Оптимизация веб-приложений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
OC Linux
Приложения MS Office
Приложения LibraOffice
7-Zip
AcrobatReader
Стандартное специализированное ПО в соответствии с наименованием кабинетов
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного овладения профессионального модуля необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и лабораторные занятия
-все рассматриваемые на лекциях и лабораторных занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями, учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
При подготовке к лабораторному занятию следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе;
-изучить конспект лекций по данной теме.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует закреплением материала, с использованием при необходимости соответствующих программных продуктов.
При реализации дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении лабораторных занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.