Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология цифрового общества |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_Социология_СЦО-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Консультации | 2 | 2 | 2 | 2 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.
1.1. | ознакомление с основными понятиями, которые используются при изучении этносоциологических явлений, этнонационального измерения социума, особенностей этнонациональных проблем в российском обществе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Этносоциология в системе гуманитарного знания | ||||||
1.1. | Этносоциология как научная дисциплина | Лекции | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Этносоциология как научная дисциплина | Практические | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Этносоциология как научная дисциплина | Сам. работа | 3 | 20 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины | Практические | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины | Сам. работа | 3 | 20 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Основные понятия этносоциологии | Практические | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Основные понятия этносоциологии | Сам. работа | 3 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Этнос и этничность: основные подходы к трактовке | ||||||
2.1. | Этносоциологические понятия этнос и этничность | Лекции | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Этносоциологические понятия этнос и этничность | Сам. работа | 3 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Примордиалистская трактовка этноса | Сам. работа | 3 | 10 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Конструктивистская модель этничности | Практические | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Конструктивистская модель этничности | Сам. работа | 3 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Этничность в инструментализме | Сам. работа | 3 | 10 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Этнические факторы социального развития. Социальная обусловленность функционирования этнических общностей | ||||||
3.1. | Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей | Лекции | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей | Практические | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности | Сам. работа | 3 | 7 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Консультации | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3710 – ДО https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7015 - ОЗО ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК – 5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах 1. Принадлежность человека к определенной этнической группе – это его: а) народность б) нация в) национальность г) народ 2. Нация – это: а) все граждане определенной страны б) люди с определенным цветом кожи и другими внешними признаками в) люди, объединенные религиозными убеждениями 3. Одна из основных причин межнациональных конфликтов: а) территориальные споры б) научные дискуссии в) личные оскорбления 4. Право на национальное самоопределение – это: а) самостоятельное определение своей национальной принадлежности на основе близости культуры и языка общения б) создание новых выдуманных наций в) навязывание кому-либо принадлежность к той или иной национальной общности 5. Главный признак этнической общности: а) общее генетическое происхождение б) общее территориальное происхождение в) общие культура и язык 6. К последствиям того, что каждый из народов проделывает свой исторический путь, относят: а) формирование у каждого из народов собственных традиций б) изолированность народов друг от друга в) формирование у народов собственных научных законов, непонятных другим 7. Что из перечисленного помогает смягчить межнациональные конфликты: а) предоставление национально-культурной автономии народам б) игнорирование причин конфликтов и проблем в) ущемление прав одних народов в интересах других 8. Страх перед иностранцами и их культурой получил название: а) ксенофобия б) толерантность в) ассимиляция г) этногенез 9. Что включает в себя национальная политика в демократическом обществе: а) формирование толерантности б) сотрудничество и сближение наций в) уважительное отношение к людям всех наций г) все названное 10. Как называется принятие и уважение мнений, веры, образа жизни представителей других народностей: а) ксенофобия б) толерантность в) ассимиляция г) этногенез 11 Национальная политика в демократическом государстве реализуется через: а) гарантирование прав малочисленных народов б) конституционное закрепление национального избирательного ценза в) предоставление прав гражданам по национальному признаку г) ограничение использования национального языка 12. Что такое этноцентризм: а) признание равноправия всех наций б) признание чужой культуры в) уважение традиций другого народа г) уверенность в правильности только своей культуры ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1-в 2-а 3-а 4-а 5-в 6-а 7-а 8-а 9-г 10-б 11-а 12-г Критерии оценивания: За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 24 баллов. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Совокупность правил, норм и моделей поведения, являющиеся разновидностями более общей культуры называются _____________________________________ 2. _________________ разработал теорию, согласно которой культура — нечто репрессированное, насильственное 3. Столкновение доминирующей культуры и субкультур называется ___________________________ культур 4. Информационный мир можно подвергнуть анализу с помощью формулы ее автора _______________________ 5. Совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д – это ________________________ 6. Часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе – это _______________________ 7. _________________________ процесс намного сложнее, чем просто «культурный процесс»: 8. Начало формирования среднего класса как стабилизатора общественных отношений — характерная черта __________________________ эпохи: 9. В Интернете отмечается значительная маргинализация сети, преобладание идеологии __________________как основной сетевой идеологии 10. Как признак низкого социального положения труд рассматривался в ___________________________ обществе 11. Специализированная культура «помогает» функционированию повседневной культуры в виде ____________________ культуры 12. _____________________ - это структура, элементами которой являются индивиды и их поведение: межличностные связи, структура ролей и др. 13.Со стороны власти в СССР проводилась ________________ политика в отношении интеллигенции 14. Концепция, базирующаяся на том постулате, что культура охватывает все, чем отличается жизнь человеческого сообщества от жизни природы, получила название _______________________ 15. Комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества – это ____________________ 16. Повседневная культура включает в себя все, что необходимо освоить ___________________, чтобы стать и быть членом социума 17. У каждого _________________________ института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений 18. Термин «постиндустриальное общество» вошел в научный обиход в _________________ 19. Все, что люди, принадлежащие к данной культуре, считают присутствующим в своей жизни – это _________________________ 20. ___________________ – это социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. видами культуры 2. З. Фрейд 3. конфликт 4. Г. Лассуэла 5. мораль 6. субкультура 7. социокультурный 8. индустриальной 9. анархизма 10. добуржуазном 11. массовой 12. социальная микроструктура 13. двойная 14. антропологическая 15. культура 16. индивиду 17. социального 18. 70-е годы ХХ века 19. мир культуры 20. традиции Критерии оценивания: За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,8 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 76 баллов. Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов. Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме: 1-49 баллов – оценка «2», 50-69 баллов – оценка «3», 70-84 баллов – оценка «4», 85-100 баллов – оценка «5». |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20. Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом) Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Совокупность правил, норм и моделей поведения, являющиеся разновидностями более общей культуры называются _____________________________________ 2. _________________ разработал теорию, согласно которой культура — нечто репрессированное, насильственное 3. Столкновение доминирующей культуры и субкультур называется ___________________________ культур 4. Информационный мир можно подвергнуть анализу с помощью формулы ее автора _______________________ 5. Совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д – это ________________________ 6. Часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе – это _______________________ 7. _________________________ процесс намного сложнее, чем просто «культурный процесс»: 8. Начало формирования среднего класса как стабилизатора общественных отношений — характерная черта __________________________ эпохи: 9. В Интернете отмечается значительная маргинализация сети, преобладание идеологии __________________как основной сетевой идеологии 10. Как признак низкого социального положения труд рассматривался в ___________________________ обществе 11. Специализированная культура «помогает» функционированию повседневной культуры в виде ____________________ культуры 12. _____________________ - это структура, элементами которой являются индивиды и их поведение: межличностные связи, структура ролей и др. 13.Со стороны власти в СССР проводилась ________________ политика в отношении интеллигенции 14. Концепция, базирующаяся на том постулате, что культура охватывает все, чем отличается жизнь человеческого сообщества от жизни природы, получила название _______________________ 15. Комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества – это ____________________ 16. Повседневная культура включает в себя все, что необходимо освоить ___________________, чтобы стать и быть членом социума 17. У каждого _________________________ института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений 18. Термин «постиндустриальное общество» вошел в научный обиход в _________________ 19. Все, что люди, принадлежащие к данной культуре, считают присутствующим в своей жизни – это _________________________ 20. ___________________ – это социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 21. видами культуры 22. З. Фрейд 23. конфликт 24. Г. Лассуэла 25. мораль 26. субкультура 27. социокультурный 28. индустриальной 29. анархизма 30. добуржуазном 31. массовой 32. социальная микроструктура 33. двойная 34. антропологическая 35. культура 36. индивиду 37. социального 38. 70-е годы ХХ века 39. мир культуры 40. традиции Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Куканова Е. В., Павленок П. Д. | Социология: Учебное пособие для вузов | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. И. Кравченко | Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в moodle "Этносоциология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |