МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Делопроизводство и режим секретности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_11кл
Часов по учебному плану 130
в том числе:
аудиторные занятия 90
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 60 60 60 60
Сам. работа 40 40 40 40
Итого 130 130 130 130

Программу составил(и):
Преподаватель, Сарычева Алена Леонидовна;Преподаватель, Романов Сергей Васильевич

Рецензент(ы):
Старший преподаватель, Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Делопроизводство и режим секретности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины:
- овладение знаниями о специфике делопроизводства и обеспечения режима секретности в правоохранительной деятельности; обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимым в работе с документами, привитие обучающимся чувства высокой бдительности, ответственности за сохранность государственной тайны, строгого и неукоснительного соблюдения режима секретности;
- привитие навыков грамотно и эффективно организовать делопроизводство, включая подготовку, оформление и ведение всех видов внутренних документов, кадровой документации и внешней деловой переписки, обеспечение конфиденциальности информации с учетом компьютерных технологий и повышение эффективности деятельности любой организации

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 6 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.10 Использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.
ПК 1.11 Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- организационно-правовые и тактические основы обеспечения законности и правопорядка, охраны общественного порядка;
- установленный порядок организации делопроизводства, использования сведений, содержащихся в документах;
- основные правила и порядок подготовки и оформления документов;
- организационно-правовые основы режима секретности в правоохранительных органах, порядок отнесения сведений к государственной тайне, порядок засекречивания и рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, порядок допуска к государственной тайне;
- правила пользования и обращения с секретными документами и изделиями
3.2.Уметь:
3.2.1.- составлять служебные графические документы;
- обеспечивать законность и правопорядок;
- выбирать и тактически правильно применять средства специальной техники в различных оперативно-служебных ситуациях и документально оформлять это применение;
- правильно составлять и оформлять служебные документы, в том числе секретные, содержащие сведения ограниченного пользования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками выполнения оперативно-служебных задач в соответствии с профилем деятельности правоохранительного органа с соблюдением требований делопроизводства и режима секретности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения и нормативно-методическое регулирование делопроизводства
1.1. История развития делопроизводства в России. Понятие, задачи, функции и правовое регулирование делопроизводства в органах внутренних дел. Понятие документа и его свойства. Лекции 4 2 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.2. История развития делопроизводства в России. Понятие, задачи, функции и правовое регулирование делопроизводства в органах внутренних дел. Понятие документа и его свойства. Практические 4 4 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.3. История развития делопроизводства в России. Понятие, задачи, функции и правовое регулирование делопроизводства в органах внутренних дел. Понятие документа и его свойства. Сам. работа 4 2 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.4. Общие положения делопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации. Основные понятия делопроизводства. Лекции 4 2 ПК 1.10, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.5. Общие положения делопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации. Основные понятия делопроизводства. Практические 4 4 ПК 1.10, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.6. Общие положения делопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации. Основные понятия делопроизводства. Сам. работа 4 2 ПК 1.10, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.7. Документирование. Правила оформления и подготовки документов. Лекции 4 4 ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.8. Документирование. Правила оформления и подготовки документов. Практические 4 4 ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.9. Документирование. Правила оформления и подготовки документов. Сам. работа 4 4 ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.10. Организация документооборота, учета и исполнения документов. Лекции 4 2 ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.11. Организация документооборота, учета и исполнения документов. Практические 4 4 ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.12. Организация документооборота, учета и исполнения документов. Сам. работа 4 2 ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.13. Организация контроля и исполнения документов и поручей Лекции 4 2 ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.14. Организация контроля и исполнения документов и поручей Практические 4 4 ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.15. Организация контроля и исполнения документов и поручей Сам. работа 4 2 ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.16. Формирование документального фонда. Печати и бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, иные печати и штампы Лекции 4 2 ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.17. Формирование документального фонда. Печати и бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, иные печати и штампы Практические 4 4 ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.18. Формирование документального фонда. Печати и бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, иные печати и штампы Сам. работа 4 2 ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.19. Особенности делопроизводства в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации Лекции 4 2 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.20. Особенности делопроизводства в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации Практические 4 4 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.21. Особенности делопроизводства в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации Сам. работа 4 2 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.22. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан Лекции 4 2 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.23. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан Практические 4 6 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.24. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан Сам. работа 4 4 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Режим секретности
2.1. Понятие государственной тайны Лекции 4 2 ПК 1.11, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.2. Понятие государственной тайны Практические 4 6 ПК 1.11, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.3. Понятие государственной тайны Сам. работа 4 4 ПК 1.11, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.4. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне Лекции 4 2 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.5. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне Практические 4 4 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне Сам. работа 4 4 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.7. Права и обязанности сотрудника органов внутренних дел по соблюдению режима секретности Лекции 4 2 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.8. Права и обязанности сотрудника органов внутренних дел по соблюдению режима секретности Практические 4 4 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.9. Права и обязанности сотрудника органов внутренних дел по соблюдению режима секретности Сам. работа 4 4 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.10. Допуск к государственной тайне должностным лицам в системе МВД России Лекции 4 2 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.11. Допуск к государственной тайне должностным лицам в системе МВД России Практические 4 4 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.12. Допуск к государственной тайне должностным лицам в системе МВД России Сам. работа 4 2 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.13. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне Лекции 4 2 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.14. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне Практические 4 4 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.15. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне Сам. работа 4 2 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.16. Основы секретного делопроизводства и соблюдения режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации Лекции 4 2 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.17. Основы секретного делопроизводства и соблюдения режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации Практические 4 4 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1
2.18. Основы секретного делопроизводства и соблюдения режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации Сам. работа 4 4 ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (первая промежуточная аттестация, вторая промежуточная аттестация) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9818
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Делопроизводство это
А) Совокупность документов или отдельный документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности органа внутренних дел
Б) Совокупность документов, образующихся в процессе его деятельности
В) Систематизированный перечень наименований особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных дел, формируемых в органе внутренних дел, с указанием сроков их хранения
Г) Деятельность, обеспечивающая создание официальных документов и организацию работы с ними в органах внутренних дел

2. Совокупность информации и соответствующих реквизитов, созданных государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот органа внутренних дел это
А) Дело
Б) Документальный фонд органа внутренних дел
В) Документ
Г) Документооборот

3. Какие функции имеют все официальные документы:
А) Общие и основные
Б) Общие и специальные
В) Материальные и процессуальные
Г) Деловые и общие

4. Документооборот это
А) Фиксация информации на материальных носителях в установленном порядке
Б) Документ, не требующий особого внимания
В) Движение документов в организации с момента их получения до завершения исполнения или отправки в комитет по делам несовершеннолетних
Г) Движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения, помещения в дело и (или) отправки

5) Какая из перечисленных функций присуща всем без исключения документам?
А) Социальная
Б) Информационная
В) Культурная
Г) Учета

6) Реквизит документа это
А) Правила оформления документов
Б) Цифровое или буквенное обозначение информации
В) Фиксация информации на материальных носителях в установленном порядке
Г) Элемент документа, необходимый для его оформления и организации работы с ним

7) Подлинник документа это:
А) Документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы
Б) Первый или единственный экземпляр документа
В) Фиксация информации на материальных носителях в установленном порядке
Г) Верно А и Б

8) Дело это
А) Единица хранения документов
Б) Подшитые в хронологическом порядке документы
В) Совокупность мероприятий, направленных на обеспечение своевременного и качественного исполнения принятых решений и поручений
Г ) Совокупность документов или отдельный документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности органа внутренних дел

9) Свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком его оформления
А) Оригинальность документа
Б) Беловик
В) Юридическая сила документа
Г) Подлинность документа

10) К отличительным признакам документа относятся:
А) Наличие смыслового семантического содержания
Б) Юридическая сила документа
В) Предназначенность для использования в социальной коммуникации
Г) Верно А и В

11) Классификация документа это:
А) тесная взаимосвязь его элементов и подсистем, обеспечивающая сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях
Б) одна из задач информационного поиска, заключающаяся в отнесении документа к одной из нескольких категорий на основании содержания документа
В) совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлении
Г) классификационное понятие, обозначающее принадлежность документа к определенной группе документов по признаку общности функционального назначения и особенностей оформления

12) Трафарет это:
А) Способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа
Б) Документ, в котором постоянная информация размещается в заголовках граф и боковика, а переменная – на пересечении соответствующих граф и строк
В) Способ фиксации постоянной информации в виде связанного текста с пробелами, предназначенными для заполнения их переменной информацией, зависящей от конкретной ситуации
Г) Документы, создаваемые вышестоящими органами для организаций с однородными функциями

13) Оформление документов должно осуществляться с соблюдением следующих правил:
А) Обеспечение юридической силы документов
Б) Оперативное и качественное их исполнение и поиск
В) Создание как исторического источника информации
Г) Верно А,Б,В
Д) Верно А и Б

14) При подготовке документов необходимо руководствоваться следующими основными требованиями
А) Документ должен быть написан официально-деловым стилем
В) Документ может дублировать положения ранее изданных нормативных правовых актов
Б) В документе допускается помарки и исправления
Г) Все утверждения верны

15) Документирование это:
А) Материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде
Б) Фиксация информации на материальных носителях в установленном порядке
В) Движение информации с момента создания документа до его уничтожения;
Г) Совокупность зафиксированной информации в документе

Правильные ответы:
1. Г
2. Б
3. Б
4. Г
5. А
6. Г
7. А
8. Г
9. В
10. Г
11. Б
12. В
13. Д
14. Г
15. Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов-презентаций:
Понятие государственной тайны
Правовое регулирование режима секретности
Система защиты государственной тайны
Понятие режима секретности
Полномочия Палаты Федерального Собрания в области отнесения сведений к государственной тайне и их защите
Полномочия Президента Российской Федерации в области отнесения сведений к государственной тайне и их защите
Полномочия Правительства Российской Федерации в области отнесения сведений к государственной тайне и их защите
Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивании этих сведений
Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
Степени секретности и грифы секретности носителей этих сведений
Порядок отнесения сведений к государственной тайне
Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
Порядок рассекречивания сведений
Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
Прокурорский надзор
Межведомственный и ведомственный контроль
Порядок сертификации средств защиты информации
Ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной тайне
Условия прекращения допуска должностного лица к государственной тайне
Условия прекращения допуска гражданина к государственной тайне
Основания для отказа должностному лицу в допуске к государственной тайне
Основания для отказа гражданину в допуске к государственной тайне
Ограничения прав должностного лица, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне
Ограничения прав граждан, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
Допуск должностных лиц к государственной тайне
Допуск граждан к государственной тайне
Организация доступа должностного лица к сведениям, составляющим государственную тайну
Организация доступа гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
Критерии оценивания докладов-презентаций
85-100 баллов (оценка «отлично»)
Количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (не более 10 слайдов),  наличие титульного слайда и слайда с выводами,  используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.), для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления,  содержит полную, понятную информацию по теме работы, орфографическая и пунктуационная грамотность.
Выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал, свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории, точно укладывается в рамки регламента (7 минут)
70-84 баллов  (оценка «хорошо»)
Количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (не более 10 слайдов),  наличие титульного слайда и слайда с выводами,  используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.), для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления,  содержит полную, понятную информацию по теме работы, орфографическая и пунктуационная грамотность.
Выступающий владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал, с затруднениями отвечает на вопросы и замечания аудитории, выходит за  рамки регламента ( более 7 минут)
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно»)
Количества слайдов недостаточно для раскрытия содержания темы доклада (менее 10 слайдов).,  наличие титульного слайда и слайда с выводами, не используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.), для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления,  содержит неполную, непонятную информацию по теме работы, существуют негрубые орфографические ошибки.
Выступающий владеет содержанием, грамотно излагает материал, с затруднениями отвечает на вопросы и замечания аудитории, выходит за  рамки регламента ( более 7 минут)
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)
Количества слайдов недостаточно для раскрытия содержания темы доклада (менее 10 слайдов), нет титульного слайда и слайда с выводами, не используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.), слайды презентации оформлены по-разному,  содержит неполную, непонятную информацию по теме работы, существуют грубые орфографические ошибки.
Выступающий слабо владеет содержанием, неграмотно излагает материал, не отвечает на вопросы и замечания аудитории, выходит за рамки регламента ( более 7 минут).

Темы для рефератов
1. Унификация и стандартизация служебной документации
2. Порядок передачи дел в подразделения спецфондов
3. Вскрытие спецхранилищ в отсутствие ответственного сотрудника.
4. Соблюдение режима секретности при изготовлении секретных документов.
5. Пределы доступа должностных лиц к защищаемым сведениям.
6. Органы защиты государственной тайны и должностные лица, контролирующие соблюдение режима секретности в подразделениях МВД РФ.
7. Нормативные акты, регламентирующие соблюдение режима секретности в органах внутренних дел.
8. Правовая экспертиза распорядительных документов.
9. Порядок работы с секретными документами в служебных командировках.
10. Понятие государственной тайны
11. Организация приема граждан руководством органа внутренних дел.
12. Юридическая грамотность документа, пути ее повышения.
13. Порядок оформления и утверждения документов коллегиальных органов.
14. Прием граждан и их письменных обращений в ОВД как способ обеспечения законности в деятельности ОВД.
15. Нормативные акты, регламентирующие соблюдение режима секретности.
16. Допуск должностных лиц и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну.
17. Ответственность сотрудников ОВД за нарушение режима секретности.
18. Прием и обработка анонимных писем.
19. Подразделения органов внутренних дел, осуществляющие контроль за исполнением документов.
20. Понятие, назначение и организация пропускного режима в органах внутренних дел.
21. Прием входящих секретных документов. Учет секретных документов.
22. Оформление исходящих секретных документов. Отправка исходящих секретных документов.
23. Индексация документов в централизованных, децентрализованных и смешанных видах делопроизводственных подразделений.
24. Оптимизация документооборота в управленческой деятельности правоохранительных органов (ОВД).
25. Задачи подразделений спецфондов ОВД в формировании Архивного фонда Российской Федерации.
Критерии оценивания рефератов
Реферат - индивидуальная письменная работа обучающегося, предполагающая анализ изложения в научных и других источниках определенной научной проблемы или вопроса.
Написание реферата практикуется в учебном процессе в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выстраивания логики изложения, выделения главного, формулирования выводов. 
Как правило, реферат имеет стандартную структуру: титульный лист, содержание, введение, основное содержание темы, заключение, список использованных источников, приложения.
Оценивается оригинальность реферата, актуальность и полнота использованных источников, системность излагаемого материала, логика изложения и убедительность аргументации, оформление, своевременность срока сдачи. Реферат для проверки сдается преподавателю в электронном или печатном виде к следующему практическому занятию. При своевременной защите работа оценивается наивысшим баллом, при опоздании на 1 неделю балл снижается на 10, при опоздании на 2 недели балл снижается еще раз на 20. При опоздании более чем на 2 недели работа не оценивается.
Критерии оценивания 
85-100 баллов(оценка «отлично»)
Студент раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, даты, определения и др.; продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков. Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки
70-84 баллов(оценка «хорошо»)
В изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа, применялись не все требуемые теоретические знания, умения, допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях
50-69 баллов(оценка «удовлетворительно»)
Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии. Изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ материала учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная, материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, студент не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации
0-49 баллов(оценка «неудовлетворительно»)
Не раскрыто главное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части учебного материала, допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации:
1. Понятие, сущность, значение, правовое регулирование и элементы режима секретности в органах внутренних дел.
2. Правовое регулирование защиты информации.
3. Обязанности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению режима секретности в системе МВД России.
4. Понятия государственной и служебной тайны.
5. Сведения, составляющие государственную тайну.
6. Сведения, составляющие служебную тайну.
7. Принципы отнесения сведений к государственной тайне.
8. Понятия степени и грифа секретности сведений, относящихся к государственной тайне.
9. Обязанности сотрудников по сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
10. Обязанности сотрудников при разработке секретных документов.
11. Обязанности сотрудников при получении секретной документации, работе с ней и ее хранении.
12. Порядок сдачи и передачи носителей сведений, составляющих
государственную тайну.
13. Ограничения, налагаемые на работу со сведениями,составляющими государственную и служебную тайну.
14. Ответственность сотрудников за нарушение режимасекретности.
15.Способы документирования.
16.Правила оформлении реквизитов на документах.
17.Правила оформления приказов.
18.Правила оформления постановлений.
19.Правила оформления распоряжений.
20.Правила оформления положений и наставлений.
21.Инструкции и уставы: назначение и правила оформления.
Критерии оценивания
85-100 баллов (оценка «отлично»)
Тема раскрыта в полном объеме, высказывания связные и логичные, использована научная лексика, приведены примеры, сделаны выводы. Ответы на дополнительные вопросы даны в полном объеме, если они имелись или вопросы отсутствовали со стороны преподавателя и слушателей.
70-84 баллов (оценка «хорошо»)
Тема раскрыта не в полном объеме, высказывания в основном связные и логичные, в небольшой степени использована научная лексика, приведены примеры, сделаны выводы. Однако, ответы на вопросы преподавателей и слушателей бессвязные, с отсутствием смысла, построены на ошибочном выводе и они сигнализируют о наличии пробелов в понимании темы.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно»)
Тема раскрыта недостаточно, высказывания несвязные и нелогичные. Научная лексика не использована вообще, примеры не приведены, выводы отсутствуют. Ответы на вопросы в значительной степени зависят от помощи со стороны преподавателя.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)
Тема не раскрыта (как полностью, так и частично). Логика изложения, примеры, выводы и ответы на вопросы отсутствуют.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.Н. Кузнецов Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А,Б. Вешкурова Основы делопроизводства: учебное пособие для спо Директ-Медиа, 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс на Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 информационно-методический журнал «Защита информации. Инсайд» www.inside-zi.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Учебные аудитории для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации). Для самостоятельной работы и подготовки к занятиям используются помещения, оснащенные компьютерной техникой с доступом к сети «Интернет» и электронной информационно-образовательной среде института.
Специальные аудитории укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для предоставления учебной информации.
- Windows 7 Professional Service Pack 1
- Microsoft Office Professional Plus 2010
- 7-Zip
- Acrobat Reader
- СПС КонсультантПлюс: Версия Проф (сетевая версия)
- СПС КонсультантПлюс: Алтайский выпуск (сетевая версия)
- CC КонсультантПлюс: Комментарии законодательства (сетевая версия)Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», современных профессиональных баз данных, информационных справочных систем:
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека On-line» [Электронный ресурс]. - М.: Издательство «Директ-Медиа», 2013-2020.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru .
2. Электронно-библиотечная система Издательство «Лань» [Электронный ресурс]. - СПб.: Издательство Лань, 2020-2021.- Режим доступа: http://e.lanbook.com.
3. Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» [Электронный ресурс]. – М.: ООО «Электронное изд-во Юрайт», 2020-2021. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/about .
4. Электронная библиотечная система Алтайского государственного
9
университета [Электронный ресурс]. – Барнаул, 2020-2021. – Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/ .
5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования. – М.: ООО Научная электронная библиотека, 2020. – Режим доступа: https://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp.
6. Электронно-библиотечная система «Znanium.com» [Электронный ресурс]. – М.: ООО «Научно-издательский центр Инфра-М», 2020-2021. – Режим доступа: http://znanium.com/
7. Коллекция периодических изданий на платформе East View information Services [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/udb/12.
8. Поисковые системы: Google, Yandex, Rambler.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс «Делопроизводство и режим секретности» призван дать студентам систематизированное знание о правилах делопроизводства в системе органов внутренних дел и требованиях предъявляемых к соблюдению режима секретности. Обязательным условием овладения учебной дисциплиной является изучение рекомендуемых учебников, освоение лекционного материала и его закрепление на семинарских занятиях.
Работа на лекции должна осуществляться с учетом следующих факторов. Лекция - устное изложение предмета преподавателем в вузе, а также публичное чтение на какую-нибудь тему; устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения. Конспект - краткое письменное изложение содержания лекции или какого-либо произведения, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами; краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Студенты должны уметь вести конспекты лекций различными способами и приемами. Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций следующие. Конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля, на которых делаются пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Необходимо записывать тему и план лекций, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Названные в лекции ссылки на источники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их. В конспекте дословно записываются определения понятий, категорий и законов. Остальное должно быть записано своими словами. Каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий.
Целью практических занятий является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а, следовательно, формирование у них определенных умений и навыков. Порядок проведения практических занятий примерно такой: преподаватель коротко формулирует тему, цель, вызывает по собственному желанию любого студента осветить одну из проблем темы. Все студенты должны быть готовыми выступить по любому вопросу практических занятий. Сообщение должно быть кратким, аргументированным, рассчитанным на 3-5 минут. При неподготовленности или пропуске занятий студенты в индивидуальном порядке отрабатывают пропущенную тему. Все выступления на практических занятиях оцениваются. В ходе подготовки к практическому занятию необходимо прочитать конспект лекции изучить основную, литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, выполнить выданные преподавателем практические задания, учитывая при этом рекомендации преподавателя и требования программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы. При подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Делопроизводство и режим секретности» необходимо одновременно использовать несколько источников, в том числе научной литературы, раскрывающих заданные вопросы. Для более глубокого изучения той или иной темы преподаватель может предложить подготовить сообщения, которые зачитываются и обсуждаются на занятии.
Консультация – форма организации процесса обучения для одного или группы обучающихся по выявлению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины. На занятиях данного вида проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях студентов, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.
Лабораторная работа - это одна из разновидностей практического занятия, являющаяся эффективной формой учебных занятий. Лабораторные работы по дисциплине «Делопроизводство и режим секретности» углубляют и закрепляют теоретические знания и являются существенным элементом учебного процесса, в ходе которого обучающиеся фактически впервые сталкиваются с самостоятельной практической деятельностью в конкретной области. Лабораторные работы, как и другие виды практических занятий, являются средним звеном между углубленной теоретической работой обучающихся на лекциях, семинарах и применением знаний на практике. Эти занятия удачно сочетают элементы теоретического исследования и практической работы. Выполняя лабораторные работы, студенты лучше усваивают программный материал, так как многие определения, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными, происходит соприкосновение теории с практикой, что в целом содействует пониманию сложных вопросов науки и становлению студентов как будущих специалистов. Проведением лабораторных занятий со студентами достигаются следующие цели: - углубление и закрепление знания теоретического курса путем практического изучения в лабораторных условиях изложенных в лекциях положений; - формирование первичных навыков и умений для дальнейшей практической деятельности.
Самостоятельная работа студентов - это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений. Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов и проходить в письменной, устной или смешанной форме. Контроль результатов самостоятельной работы студентов может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов по соответствующему разделу учебного курса. Результаты контроля самостоятельной работы студентов учитываются при осуществлении итогового контроля по дисциплине.