МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Технология и организация сопровождения туристов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияЗаочная
Учебный планz43_02_10_Туризм-2022_11кл
Часов по учебному плану 308
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 252
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 16 16 24 24
Практические 10 10 22 22 32 32
Сам. работа 134 134 118 118 252 252
Итого 152 152 156 156 308 308

Программу составил(и):
преподаватель, Антонова Алина Васильевна

Рецензент(ы):
канд.геогр. наук, доцент , Прудникова Наталья Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Технология и организация сопровождения туристов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с основными технологиями и методиками сопровождения туристов на разных этапах путешествия
Овладение видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в области предоставления услуг по сопровождению туристов

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.1 Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.
ПК 2.2 Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.
ПК 2.3 Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
ПК 2.4 Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.
ПК 2.5 Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.
ПК 2.6 Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы организации туристкой деятельности
правила организации туристских поездок, экскурсий
требования к организации и специфику спортивно-туристских походов различной категории сложности
правила проведения инструктажа туристской группы
правила техники безопасности при организации туристской поездки, экскурсии и туристского похода
основы анимационной деятельности
правила организации обслуживания туристов в гостиницах и туристских комплексах
приемы контроля качества предоставляемых туристу услуг
инструкции по технике безопасности при организации туристских поездок и походов
правила поведения туристов при пользовании различными видами транспорта
правила оказания первой медицинской помощи
контактные телефоны служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайной ситуации
стандарты качества туристского и гостиничного обслуживания
правила составления отчетов по итогам туристской поездки
3.2.Уметь:
3.2.1.проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут
определять особые потребности тургруппы или индивидуального туриста
проводить проверку готовности транспортных средств при выходе на маршрут
проводить инструктаж туристов на русском и иностранном языках
использовать приемы эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений
организовывать движение группы по маршруту
эффективно принимать решения в сложных и экстремальных ситуациях
взаимодействовать со службами быстрого реагирования
организовывать досуг туристов
контролировать качество предоставляемых туристу услуг размещения и питания
контролировать качество предоставляемых туристам экскурсионных и сопутствующих услуг
проводить инструктаж по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на русском и иностранном языках
проводить инструктаж об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей
контролировать наличие туристов
обращаться за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации
оформлять отчет о туристской поездке
оценивать качество туристского и гостиничного обслуживания туристов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оценки готовности группы к турпоездке
проведения инструктажа туристов на русском и иностранном языках
сопровождения туристов на маршруте
организации досуга туристов
контроля качества предоставляемых туристу услуг
составления отчета по итогам туристской поездки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технология и организация сопровождения туристов на маршруте
1.1. Самостоятельная работа по теме" Основы организации туристской деятельности" Сам. работа 1 16 ОК 1, ОК 2, ОК 9, ПК 2.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Самостоятельная работа по теме "Анализ должностных инструкций профессий" сопровождающих туристов. Сам. работа 1 14 ОК 1, ОК 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Технология и организация обслуживания туристов в средствах размещения. Лекции 1 2 ОК 1, ОК 9, ПК 2.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.4. Анализ нормативно-правового документа "Правила предоставления гостиничных услуг в РФ" Сам. работа 1 14 ОК 1, ОК 9, ПК 2.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.5. Анализ правил предоставления гостиничных услуг в РФ. Практические 1 2 ОК 1, ОК 9, ПК 2.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.6. Самостоятельная работа по теме "Анализ туристской инфраструктуры в субъектах РФ" Сам. работа 1 16 ОК 1, ПК 2.2, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.7. Качество туристских услуг.Безопасность туристских услуг. Лекции 1 2 ОК 3, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.8. Особенности организации туров выходного дня. Лекции 1 2 ОК 5, ПК 2.1, ПК 2.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.9. Анализ отзывов туристов. Составление рекомендаций о возможностях улучшения работы на туристском маршруте. Практические 1 2 ОК 3, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.10. Подготовка к семинару. Сам. работа 1 14 ОК 1, ОК 2, ПК 2.2, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.11. Семинар № 1по темам: «Основы организации туристской деятельности»; «Технология и организация обслуживания туристов в средствах размещения»; «Качество туристских услуг». Практические 1 2 ОК 1, ОК 2, ПК 2.2, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.12. Подготовка к контрольной работе. Сам. работа 1 16 ОК 2, ПК 2.2, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.13. Контрольная работа № 1 по темам: «Основы организации туристской деятельности»; «Технология и организация обслуживания туристов в средствах размещения»; «Качество туристских услуг». Практические 1 2 ОК 2, ПК 2.2, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.14. Подготовка к семинару. Сам. работа 1 16 ОК 3, ОК 4, ПК 2.3, ПК 2.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.15. Семинар № 2 по темам «Безопасность как важнейшее требование к туристской услуге», «Особенности организации туров выходного дня». Практические 1 2 ОК 3, ОК 4, ПК 2.3, ПК 2.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.16. Подготовка к тесту Сам. работа 1 14 ОК 2, ПК 2.2, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.17. Тест №1 по теме "Основы организации туристской деятельности", "Технология и организация сопровождения туристов в средствах размещения". Сам. работа 1 14 ОК 5, ПК 2.2, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.18. Специфика организации и проведения многодневных туристских походов. Лекции 1 2 ОК 4, ОК 5, ПК 2.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.19. Самостоятельное изучение темы "методика категорирования маршрутов различной категории сложности в спортивном туризме". Сам. работа 2 4 ОК 1, ОК 3, ПК 2.1, ПК 2.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.20. Этапы организации туристского похода. Комплектование туристской группы. Туристское снаряжение. Лекции 2 2 ОК 2, ПК 2.1, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.21. Подбор туристского снаряжения в зависимости от вида туризма Сам. работа 2 4 ОК 4, ПК 2.1, ПК 2.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.22. Оформление маршрутной книжки туристского похода. Сам. работа 2 4 ОК 2, ПК 2.6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.23. Презентация на тему «Специальное снаряжение для различных видов туризма».Работа с аудио и видеоматериалами при подготовке к презентации. Сам. работа 2 4 ОК 2, ОК 5, ПК 2.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.24. Защита презентаций «Специальное снаряжение для различных видов туризма». Практические 2 2 ОК 4, ПК 2.1, ПК 2.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.25. Организация питания в походных условиях. Техника Бивачных работ. Лекции 2 2 ОК 2, ПК 2.4, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.26. Составление меню, раскладки продуктов, расчет калорийности продуктовпитания для похода. Практические 2 2 ОК 6, ОК 7, ПК 2.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.27. Самостоятельное изучение темы "Особенности психологии туристской группы". Сам. работа 2 4 ОК 3, ОК 4, ПК 2.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.28. Самостоятельное изучение темы "Психология взаимоотношений в туристской группе". Сам. работа 2 4 ОК 3, ОК 4, ПК 2.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.29. Подготовка к семинару. Сам. работа 2 2 ОК 4, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.4, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.30. Семинар № 3 «Требования к организации и специфика туристских многодневных походов» Практические 2 2 ОК 4, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.4, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.31. Подготовка к контрольной работе. Сам. работа 2 2 ОК 4, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.4, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.32. Контрольная работа № 2 по теме «Специфика организации многодневных туристских походов». Практические 2 2 ОК 4, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.4, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.33. Организация безопасности на активной части туристско-спортивного похода. Ответственность руководителя группы за безопасность путешествия. Лекции 2 2 ОК 3, ПК 2.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.34. Анализ типичных опасностей и несчастных случаев для различных видов туризма и способы их предотвращения. Практические 2 2 ОК 3, ПК 2.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.35. Составление инструктажа по технике безопасности для туристов Практические 2 2 ОК 3, ОК 4, ПК 2.2, ПК 2.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.36. Походная аптечка. Оказание первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях в походе. Лекции 2 2 ОК 3, ОК 7, ПК 2.3, ПК 2.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.37. Самостоятельная работа по теме "Отработка правил оказания первой медицинской помощи. Подготовка походной аптечки, для оказания первой медицинской помощи" Сам. работа 2 2 ОК 3, ПК 2.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.38. Изучение методических указаний и рекомендаций по написанию и оформлению курсовых работ для студентов Колледжа АлтГУ. Подбор и изучение литературы по теме. Сам. работа 2 4 ОК 1, ОК 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.39. Написание курсовой работы. Сам. работа 2 24 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5, ПК 2.6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.40. Написание введения, заключения. Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 5, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5, ПК 2.6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.41. Оформление текста курсовой работы, списка литературы и приложений согласно требованиям нормативных документов. Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 5, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5, ПК 2.6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.42. Подготовка к защите курсовой работы. Написание доклада. Сам. работа 2 2 ОК 5, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5, ПК 2.6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.43. Подготовка презентации. Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 5, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5, ПК 2.6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.44. Виды туризма и особенности сопровождения (водный туризм, горный туризм, конный туризм, пеший туризм и альпинизм) Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ПК 2.1, ПК 2.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.45. Самостоятельная работа по теме "Поиск путевой информации для объектов посещения конкретной программы обслуживания" Сам. работа 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 5, ПК 2.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.46. Работа над проектом «Сопровождение туристов в различных видах туризма». Сам. работа 2 14 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.47. Защита проектов «Сопровождение туристов в различных видах туризма». Практические 2 2 ОК 1, ОК 5, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5, ПК 2.6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.48. Специфика сопровождения туристов на экскурсионных автобусных турах. Технология и организация путешествий в детско-юношеском туризме Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.49. Подготовка к тесту. Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 5, ПК 2.1, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.50. Тест № 2 по теме «Виды туризма и особенности сопровождения». Практические 2 2 ОК 2, ОК 5, ПК 2.1, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Технология и организация сопровождения туристов на экскурсиях
2.1. Теоретические основы экскурсионного дела. Лекции 2 2 ОК 1, ОК 4, ПК 2.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Самостоятельная работа по теме "Анализ рынка экскурсионных услуг города Барнаула. Информационно-экскурсионная деятельность туристской фирмы". Сам. работа 2 4 ОК 5, ПК 2.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Самостоятельная работа по теме "Особенности организации и проведения экскурсий в музеях, в особо охраняемых природных зонах". Сам. работа 2 6 ОК 2, ОК 3, ПК 2.3, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Экскурсионная методика. Технология подготовки новой экскурсии. Методические приемы проведения экскурсий. Техника проведения экскурсий. Лекции 2 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ПК 2.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.5. Самостоятельная работа над проектом по разработке новой экскурсии. Проектировнаие собственной экскурсии. Составление маршрута, индивидуального и контрольного текста экскурсии, комплектация «портфеля» экскурсовода. Сам. работа 2 14 ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.6. Самостоятельная работа по теме "Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию". "Основы профессионального мастерства экскурсовода". Сам. работа 2 8 ОК 4, ПК 2.2, ПК 2.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.7. Защита экскурсионного проекта. Практические 2 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.8. Тест № 3 по разделу "Технология и организация сопровождения туристов на экскурсиях". Практические 2 2 ОК 5, ПК 2.2, ПК 2.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.9. Домашняя контрольная работа Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 9, ПК 2.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.10. Промежуточная аттестация. Экзамен Практические 2 0 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5, ПК 2.6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (индивидуальное задание,устные опросы, творческие задания, тесты)размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4241
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины

Пример оценочного средства:Тест
1.Одним из приемов реконструкции является
a. Прием зрительного монтажа
b. Прием панорамного показа
c. Прием локализации событий

2.Контрольный текст экскурсии-это
a. Сведения,характеризующие экскурсионный объект
b. Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему
c. Рекомендации по проведению экскурсии

3.Психологическая культура речи включает в себя понятие
a. Грамматическая и стилистическая выразительность
b. Культура словаря
c. Стилистическая культура речи

4.Какое из понятий включает в себя языковая культура речи
a. Содержательность
b. Культура жестов и мимики
c. Воздействие речи

5.Вопросы,задаваемые участниками экскурсии по теме,имеют отношение
a. К методике проведения экскурсии
b. К технике проведения экскурсии
c. Среди перечисленных вариантов нет верных

6.Экскурсионные объекты классифицируются
a. По степени сохранности
b. По известности объектов
c. По познавательной ценности

7.Для экскурсовода как педагога характерен следующий вид деятельности
a. Конструктивный
b. Абстрактный
c. Ассоциативный

8.Задача приема новизны материала
a. Помочь экскурсантам стать участниками того события,которому посвящена экскурсия
b. Сделать восприятие наблюдаемого более эффективным
c. Дать возможность воссоздать картину событий

9.Осмотр в отличие от показа
a. Многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов
b. Может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками
c. Характеризуется пассивным восприятием

10.Прием объяснения
a. Форма изложения материала
b. Построен на определении отличительных свойств и качеств предмета
c. Ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов

11.К особым методическим приемам относится
a. Прием отступления
b. Прием исследования
c. Прием проблемной ситуации

12.Прием зрительной реконструкции
a. Дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности
b. Широко используется при показе памятных мест, где проходили военные сражения
c. Предусматривает переход от общего к частному

13.Жесты,которые помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания,называются
a. Указательные
b. Пространственные
c. Реконструирующие

14.В карточку объектов вносятся данные
a. Историческое событие, с которым связан памятник
b. Только современное название объекта
c. Только первоначальное название объекта

15.Среди групп указаний экскурсовода выделяют
a. Предлагающие предварительно изучить особенности объекта
b. Рекомендующие сравнить данный объект с каким-либо другим
c. Предлагающие самостоятельно рассмотреть объект

16.В каких экскурсиях применяются конструктивные жесты
a. Архитектурно-градостроительных
b. Производственно-исторических
c. Историко-театральных

17.Одна из задач–«портфеля экскурсовода»состоитв:
a. Отборе правил техники ведения экскурсии
b. Определении приемов сохранения внимания
c. Восстановлении недостающих звеньев при показе

18.В соответствии с классификацией экскурсий по форме проведения одним из видов является
a. Экскурсия-консультация
b. Экскурсия в исторические музеи
c. Комплексная экскурсия

ОТВЕТЫ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
a b a b b a a b b
10 11 12 13 14 15 16 17 18
a b b c a b a c a

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
16-18 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
13-15 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
10-12 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-9 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень вопросов для подготовки к домашней контрольной работе:
1. Факторы риска в туристском путешествии.
2. Субъективные факторы риска в туристском путешествии.
3. Объективные факторы риска в туристском путешествии.
4. Поведение руководителя группы в ЧС.
5. Заболевания и травмы, обусловленные особенностями туристских походов.
6. Горная болезнь. Снежная слепота.
7. Удушье (асфиксия). Утопление.
8. Основные препятствия пешеходных туристских маршрутов
9. Снаряжение для занятий пешеходным туризмом
10. Техника и тактика пешеходного туризма и др.


Курсовая работа представляет собой самостоятельное законченное теоретическоеи (или) прикладное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное студентом под руководством научного руководителя, свидетельствующее об умении студента работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы.
Тематика курсовых работ:
– Особенности организации туров выходного дня в Алтайском регионе;
– Особенности сопровождения иностранных туристов в Алтайском регионе;
– Проблемы организации активных туристских походов в Алтайском регионе;
– Безопасность в активном туризме;
– Анализ рынка экскурсионных услуг в Алтайском регионе;
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе
оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов
среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.)
осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает три блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении
учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг 0,3*Rэкз.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование: https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=429819
Вопросы к экзамену:https://portal.edu.asu.ru/mod/page/view.php?id=429802
3) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(устный опрос). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг 0,7*Rэкз.
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100
баллов. Оценка за первый блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку
студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед
началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в
технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту
при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного
выбора, состоящий из 18 вопросов, студент может получить максимум 18 первичных
баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором
одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого
типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и
получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с
выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент
получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл
рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе
правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного
ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать
правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ
студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых
заданий 40 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 19 минут.
При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения
трудностей. И вернуться в оставшееся время.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный опрос, студент может максимально получить 70 баллов. Устный ответ оценивается следующим образом:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответил без затруднения.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответить не смог.

50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный. Студент смог ответить на наводящие вопросы.
0-49 баллов (оценка неудовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный, сбивчивый. Допущены грубые ошибки. На наводящие вопросы студент ответить не смог.

Итоговый рейтинг складывается из выполнения трех блоков заданий. Правило
вычисления итогового рейтинга Rитог = 0,7*Rсем + 0,3*Rэкз (0,3*Rтест+0,7*Rустн.ответ)
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1, Блока 2 и Блока 3
пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.С. Скобельцына, А.П. Шахурин Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности: Учебник для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сущинская М. Д. КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Т. Л. Тимохина Гостиничный сервис : учебник для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.3 Современные проблемы сервиса и туризма: Научно-практический журнал Москва, 2018 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle МДК.02.01 Технология и организация сопровождения туристов (Туризм, преп. Герасимова Н.В., Антонова А.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов, презентаций и рефератов по основным проблемам курса.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по междисциплинарному курсу приведен в РПД.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам междисциплинаркого курса; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц печатного текста через 1,5 интервала (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.

Методические указания для подготовки доклада с презентацией
Требования к докладу. Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определённой учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему, вид самостоятельной работы, который используется в учебных и внеаудиторных занятиях и способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.
Чтобы выступление было удачным, оно должно хорошо восприниматься на слух, быть интересным для слушателей. При выступлении приветствуется активное использование мультимедийного сопровождения доклада (презентация, видеоролики, аудиозаписи). Доклады, сдаваемые в письменном виде, могут быть приняты преподавателем в виде зачетных работ. После выступления докладчик и содокладчик, если таковой имеется, должны ответить на вопросы слушателей.
Подготовка выступления Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада (информировать, объяснить, обсудить что-то (проблему, решение, ситуацию и т.п.), спросить совета и т.п.).
2. Подбор для доклада необходимого материала из литературных источников.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Композиционное оформление доклада в виде машинописного текста и электронной презентации.
5. Заучивание, запоминание текста машинописного доклада.
6. Репетиция, т.е. произнесение доклада с одновременной демонстрацией презентации.
Общая структура доклада Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Вступление. Формулировка темы доклада (она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию). Актуальность выбранной темы (чем она интересна, в чем заключается ее важность, почему учащимся выбрана именно эта тема). Анализ литературных источников (рекомендуется использовать данные за последние 5 лет)
Основная часть. Состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Возможно использование иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки) Если необходимо, для обоснования темы используется ссылка на источники с доказательствами, взятыми из литературы (цитирование авторов, указание цифр, фактов, определений). Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным. Способ изложения материала для выступление должен носить конспективный или тезисный характер.
Заключение. Подводятся итоги, формулируются главные выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы, предлагаются самые важные практические рекомендации. Требования к оформлению доклада. Объем машинописного текста доклада должен быть рассчитан на произнесение доклада в течение 7-10 минут (3-5 машинописных листа текста с докладом). Поэтому при подборе необходимого материала для доклада отбирается самое главное. В докладе должны быть кратко отражены главные моменты из введения, основной части и заключения.
Не редко, перед выступлением докладчик испытывает волнение, что, несомненно может повлиять на успешность выступления. Самый надежный способ справиться с волнением перед докладом - это хорошо подготовится, прорепетировать выступление накануне. Необходимо выучить текст доклада наизусть и произнести доклад 2-3 раза с одновременной демонстрацией слайдов. Проследить, чтобы время доклада не превышало 7 - 10 минут. Продумать, в какой последовательности и с какими словами Вы будете комментировать слайды презентации. Тщательно отрепетировать способы связи разных частей доклада.

При реализации междисциплинарного курса 02.01 Технология и организация сопровождения туристов используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, моделирование производственных ситуаций, работа над проектом по разработке новой экскурсии и проектом по сопровождению туристов на конкретном туристском маршруте.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работа с видеоматериалами.