МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социального государства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология цифрового общества
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СЦО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 83
индивидуальные консультации 8
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 83 83 83 83
Консультации 8 8 8 8
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Н.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы социального государства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях развития социальной сферы общества, принципах формирования современного социального государства и социальных функциях государства; изучить принципы, цели и направления социальной политики социального государства; проанализировать приоритеты социального развития РФ; дать представление о формах социальной ответственности разных субъектов реализации социальной политики; развить навыки самостоятельного анализа актуальных социальных проблем общества и адекватной оценки проводимых в преобразований в рамках становления социального государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-2.5 Представляет результаты проекта, предлагает возможности их использования и/или совершенствования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные законодательные и
нормативно-правовые документы, основные
этические ограничения, принятые в
обществе, основные понятия, методы
выработки принятия и обоснования решений
задач в рамках поставленной цели, исходя из
действующих правовых норм, имеющихся
ресурсов и ограничений, методы выбора
оптимального решения задач



3.2.Уметь:
3.2.1.Формулирует перечень
взаимосвязанных задач, обеспечивающих
достижение поставленной цели, в том числе с
использованием сервисных возможностей
соответствующих информационных
(справочных правовых) систем;
определяет ожидаемые результаты
решения задач и разрабатывает различные
виды планов по реализации проектов учетом
действующих правовых норм, имеющихся
ресурсов и ограничений, осуществлять поиск
оптимальных способов решения
поставленных задач, с учетом действующих
правовых норм, имеющихся ресурсов и
ограничений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проектирования решения задачи,
выбирая оптимальный способ ее решения,
оценивая вероятные риски и ограничения в
выборе решения поставленных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление и особенности социального государства
1.1. Сущность, цели и принципы социального государства Лекции 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность, цели и принципы социального государства Сам. работа 2 18 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие и модели социальной политики. Практические 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие и модели социальной политики. Сам. работа 2 17 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.5. Субъекты социальной политики Сам. работа 2 14 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Развитие и поддержка социальной сферы в социальном государстве
2.1. Система социальной защиты населения Лекции 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
2.2. Система социальной защиты населения Практические 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
2.3. Система социальной защиты населения Сам. работа 2 18 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
2.4. Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Сам. работа 2 16 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
2.5. Консультации 2 8 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК – 2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Согласно Г. Эспингу-Андерсену, одним из критериев классификации социальных государств является:
А) уровень расходов государства на социальные нужды;
В) стратификация общества;
С) уровень развития системы страхования;
D) уровень развития системы социального обслуживания.

2. Какие права и свободы, согласно Конституции РФ, не подлежать ограничению (возможно несколько вариантов ответов)?
А) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);
В) Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени(ст.23);
С) Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);
D) Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст.27).

3. Одним из количественных показателей эффективности социального
государства является:
А) уровень безработицы;
В) уровень смертности;
С) децильный коэффициент;
D) уровень рождаемости.

4. В основе какой модели социального государства лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи?
А) Корпоративной;
В) Социально-демократической;
С) Либеральной;
D) Консервативной.

5. Создание условий, благоприятствующих сохранению правового статуса престарелых, нетрудоспособных, и охрана здоровья всех граждан – это
А) демографическая функция социального обеспечения;
В) защитная функция социального обеспечения;
С) нравственно-идеологическая функция социального обеспечения;
D) социально-реабилитационная функция социального обеспечения.

6. За какой период времени работодатель должен предупредить штат о сокращении?
А) 1 месяц
В) 6 месяцев
С) 2 месяца
D) 1,5 месяца

7. Уровень системы социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством, а котором осуществляется отраслевое регулирование
А) отраслевой;
В) территориальный;
С) промышленный;
D) межотраслевой.
7- А

8. Согласно Трудовому кодексу РФ, право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении:
А) 12 месяцев его непрерывной работы в данной организации;
В) 10 месяцев его непрерывной работы в данной организации;
С) 8 месяцев его непрерывной работы в данной организации;
D) 6 месяцев его непрерывной работы в данной организации.

9. В чем заключается основная идея социального государства?
А) в доступности социальных услуг;
В) в правовом равенстве;
С) в социальной справедливости;
D) во всеобщем равенстве.

10. Какой нормативно-правовой акт НЕ относится к сфере социального обеспечения?
А) ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»;
В) ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан»;
С) Распоряжение Президента РФ "О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих, лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей"
D) ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Правильные ответы:
1-В
2-В, С
3-А
4-С
5-D
6-С
7-А
8-D
9-С
10-D
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. В чем проявляется этическая сторона нравственно-идеологической функции социального обеспечения?
Ответ: это связь между социальным обеспечением и этическими нормами и моральными воззрениями в обществе.

2. Как называется правовой акт социального партнерства, устанавливающий общие принципы регулирование труда, заключенный между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях?
Ответ: социально-партнерское соглашение.

3. Что является целью социального страхования?
Ответ: минимизация ущерба и компенсация потери доходов гражданина, которая возникает в случае изменения его материального или социального положения

4. В чем заключается один из принципов социального государства – принцип экономической свободы человека?
Ответ: в возможности самостоятельно выбрать форму трудовой деятельности, которая в наибольшей степени соответствует его интересам, навыкам, знаниям.

5. Какой принцип социальной помощи реализуется в удовлетворении потребностей наиболее нуждающихся категорий граждан на основе проверки такой нуждаемости?
Ответ: принцип адресности

6. Что признается высшей ценностью социального государства?
Ответ: человека, проживающего в нем.

7. Что означает социализация рыночной экономики?
Ответ: своевременное решение бизнесом социальных проблем, что приводит к улучшению его деятельности

8. Социальная ответственность государства находит свое выражение в проведении эффективной социальной политики в интересах ________________

9. В каком году РФ официально провозглашена социальным государством?
Ответ: в 1993 году (с принятием Конституции)

10. Высшим коллегиальным органом законодательной власти в РФ является____________.
Ответ: Государственная Дума ФС.

11. Назовите основные справочные правовые системы (не менее пяти)______________
Ответ: «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Эталон», «Система».

12. Назовите основные федеральные законы, регулирующие отношения в сфере социального обеспечения (не менее пяти) ____________
Ответ: ФЗ «О государственной социальной помощи»; ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; ФЗ «О ветеранах»; ФЗ «О страховых пенсиях».

13. Назовите вид стажа, с которым законодательство связывает право на получение досрочной пенсии?
Ответ: специальный стаж.

14. Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях», к лицам, имеющим право на трудовую пенсию, в первую очередь, относятся
Ответ: граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

15. Назовите виды трудовых пенсий_______________
Ответ: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3723 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 80-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-79% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.А. Анисимова, Г.И. Климантова, И.Н.Маяцкая, В.А. Петросян, О.П. Прохорова Социальная политика : М.: Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AB320740-3AC7-4F60-B4EC-E9B50032A880
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П.П. Салтыкова Социальная политика государства и пути её реализации: М.: Лаборатория книги , 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142629
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Агентство «Социальные Инвестиции». – Режим доступа: www.socinvest.org
Э2 2. Агентство региональных политических исследований (АРПИ). – Режим доступа: http : //arpi.info
Э3 3. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru
Э4 4. База данных «Федеральные законы». – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru
Э5 5. Виртуальный ресурсный центр для НКО. – Режим доступа: www.trainet.org
Э6 6. Журнал исследований социальной политики. – Режим доступа: http : //www.jsps.ru/
Э7 7. Каталог общественных ресурсов в Интернет. – Режим доступа: www.ngo.ru
Э8 8. Мир России (журнал). – Режим доступа: http : //www.ecsocman.edu.ru /
Э9 9. Независимый институт социальной политики. – Режим доступа: www.socpol.ru
Э10 10. Фонд аналитических программ «Экспертиза». – Режим доступа: www.farex.ru
Э11 11. Центр проблем социального развития Европы Института Европы РАН. – Режим доступа: www.ieras.ru
Э12 12. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» «ДемоскопWeekly». – Режим доступа: www.demoscope.rup
Э13 Курс в Moodle "Основы социального государства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.