МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Литература

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 116
в том числе:
аудиторные занятия 116
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 20 20 30 30
Практические 38 38 48 48 86 86
Итого 48 48 68 68 116 116

Программу составил(и):
преподаватель, Вебер Е.В.

Рецензент(ы):
преподаватель. высшая категория, Ляпина Ольга Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Литература

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.эконом.наук, Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
уметь анализировать произведения художественной литературы
выявлять авторскую позицию
анализировать средства художественной выразительности
понимать значимость русской литературы в мировом художественном контексте

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: БД

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание изученных литературных произведений
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв
основные закономерности историко-литературного процесса
основные теоретико-литературные понятия
3.2.Уметь:
3.2.1.воспроизводить содержание литературного произведения
анализировать и интерпретировать художественное произведение
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой
определять род и жанр произведения
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Русская литература 20 века
1.1. введение Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.2. Жизнь и творчество И.С. Тургенева . « Отцы и дети» : смысл названия и основной конфликт в романе. Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.3. развитие русской литературы 19 века Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.4. развитие русской литературы 19 века Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.5. прошлое и будущее России в романе И.А. Гончарова « Обломов» Любовь в романе Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.6. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Авторская позиция в романе. Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.7. Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Гражданский пафос лирики. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.8. Замысел , жанр, композиция, сюжет, нравственная проблематика, авторская позиция поэмы « Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.9. 1 Жизнь, творчество и судьба Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.10. Философичность поэзии Ф.И. Тютчева. Слияние внешнего и внутреннего мира в поэзии А.А. Фета, раскрытие переживаний лирического героя в стихах А. К. Толстого Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.11. Сведения из биографии Н.С. Лескова. Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести « Очарованный странник». Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.12. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.13. Сведения из биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы писателя. Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.14. Проблема совести и нравственного возрождения человека в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.15. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Эволюция характера и драматизм судьбы Родиона Раскольникова. Система « двойничества» в романе. «Правда » Сони Мармеладовой. Значение эпилога в романе . Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.16. Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя .Роман-эпопея « Война и мир»: история создания, жанровое своеобразие, особенности композиции и художественные принципы писателя в изображении русской действительности- следование правде, психологизм, «диалектика души». Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.17. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухого, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. «Мысль народная» в романе. Проблемы народа и личности. Война 1812 года и осуждение жестокости войны в романе. Кутузов и Наполеон, развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Л.Толстой и культура 20 века. Практические 1 3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.18. Театр Чехова, воплощение кризиса современного общества. « Вишневый сад»- вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль Чехова в мировой драматургии. Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.19. Многообразие литературных течений начала 20 века.( символизм,акмеизм,футуризм),отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.20. Общая характеристика поэзии ярких представителей модернистской литературы начала 20 века. Практические 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.21. Трагизм судьбы М.И. Цветаевой. Основные темы творчества поэта. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.22. Конфликт быта и бытия , времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы лирики Цветаевой, своеобразие ее стиля. Практические 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.23. Жизнь С.А. Есенина. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.24. Художественное своеобразие творчества Есенина; глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Практические 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.25. В.В. Маяковский: жизнь и творчество. Поэтическая новизна ранней лирики. Образ лирического героя бунтаря. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.26. Место поэта и его роль в новом обществе.» Новое время- новые песни» Практические 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.27. Обзор творчества Е.И. Замятина и М.М. Зощенко. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.28. Роман-утопия Е. Замятина « Мы» и сатирические рассказы М. Зощенко. Практические 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.29. Поэзия и проза периода военного времени. Обзор. Лирические герои в стихах поэтов-фронтовиков О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, Ю. Друнина и др. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.30. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева,В. Кожевникова. К. Паустовского, М. Шолохова. Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.31. Основные тенденции развития темы войны в послевоенный период.Новое осмысление темы человек на войне в книгах Ю. Бондарева, В. Богомолова, В. Кондратьева. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.32. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В. Быкова. Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 2. литература 20 века
2.1. Жизненная и творческая судьба М.А. Булгакова. Разнообразие тематики и писательских приемов. Своеобразие жанра романа « Мастер и Маргарита». Система образов в романе. Ершалаимские главы и Москва 30-х годов 20 века. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.2. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы(творчество Н. Гоголя ) в творчестве М. Булгакова. Практические 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.3. Поиски положительного героя А.П. Платонова. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.4. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств.Утопический город счастья в повести Платонова « Котлован» Практические 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.5. Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике Б.Л. Пастернака. Философичность лирики. Особенности поэтического восприятия. Тема пути- ведущая в поэзии пастернака. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.6. История романа « доктор Живаго» Своеобразие художественной формы стихотворений в романе. Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.7. Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой. Ранняя лирика: глубина,яркость переживаний поэта,радость,скорбь,тревога. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.8. Поэма « Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Практические 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.9. Жизнь и творчество М.А. Шолохова. Трагизм ранних рассказов писателя. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.10. Роман «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы гражданской войны.Характеристика Григория Мелехова. Женские судьбы в романе. Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.11. Поэзия середины 60-х-80-х годов. Творчество поэтов военного поколения. Проза А.И.Солженицына. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.12. «Камерное» течение в поэзии, тихая лирика,гражданская(эстрадная) поэзия. Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.13. Проза 60-х-80-х годов. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.14. Отражение кризиса гуманистического сознания, возвращение к изначальным общечеловеческим ценностям .Глубина и цельность духовного мира человека в произведениях В. Белова, В. Астафьева, В.Распутина,В. Шукшина,Ф. Абрамова. Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.15. Проблемы деревни в литературе. Обзор. Повесть В. Распутина « Прощание с Матерой» . Нравственная позиция старухи Дарьи. Тема памяти,значение сохранения своих исторических корней. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.16. Нравственные проблемы в литературе 50-х-80-х годов. Обзор. «Деревенская» и «городская» проза. В. Тендряков, Ю. Трифонов, В. Астафьев, Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.17. Анализ повести В. Распутина « Пожар». Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.18. Отношение человека к природе как нравственный критерий. В. Астафьев» Царь-рыба», проблемы добра и зла, разрушение народной этики. Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.19. Трагические страницы истории в литературе. « Маленький» человек и « большая» история в произведениях А. Солженицына « Один день Ивана Денисовича», « Архипелаг Гулаг», Ф. Искандера «Сандро из Чегема», В. Шаламова « Колымские рассказы» и др. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.20. Обзор произведений М. Дудинцева « Белые одежды»,А. Рыбакова « Дети Арбата». Поэма А. Твардовского « По праву памяти» Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.21. Литература «русского зарубежья». Три волны русской эмиграции, особенности творчества отдельных представителей литературы. И. Бунин, В. Набоков, В. Некрасов, И Елагин. Традиции и новаторство. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.22. Духовная ценность наследия писателей «русского зарубежья». Темы России в их творчестве. Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.23. Современная проза(обзор). Художественное освоение современного быта в «жестокой прозе» Т. Толстой ,Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.24. Авторы, проблематика и жанры современной драматургии. Театр А. Вампилова. Социально-психологические драмы А. Арбузова. Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.25. Жизнь и творчество И.А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.26. : Реализм и символизм в рассказе Бунина « Господин из Сан-Франциско» Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.27. Смысл названия повести « Гранатовый браслет». Тема бескорыстной любви и неравенства в повести. Практические 1 3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.28. История создания, смысл названия, герои пьесы «На дне» , спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения Практические 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.29. Творческий путь А.А. Блока. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.30. Символика поэмы « Двенадцать», сюжет поэмы и ее герои. Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Практические 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8579

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?
1) 1861;
2) 1859;
3) 1860;
4) 1862.
2. О чем был сон Обломова?
1) Ему снились его сослуживцы и время службы коллежским секретарем.
2) Он видел пророческий сон, что скоро встретит Ольгу.
3) Во сне Илья Ильич видел своё счастливое и спокойное детство в Обломовке.
4) Обломову приснился фантастический мир, где он оказался на другой планете.
3. В каком литературном жанре написано произведение «Отцы и дети»?
1) роман;
2) повесть;
3) рассказ;
4) эпопея.
4. В каком году автор написал сказку «Карась-идеалист»?
1) 1874;
2) 1864;
3) 1884;
4) 1894.
5. В какое время года начинается роман «Преступление и наказание»?
1) в мрачные дни осени;
2) в жаркое время июля;
3) в лютую зимнюю стужу;
4) во время весенней Пасхи.
6. В чём особенность диалога героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»?
1) неупорядоченный разговор – герои не слышат друг друга;
2) классический диалог – реплика является ответом на предыдущую;
3) диалог построен как диалог-монолог;
4) диалог построен как подводное течение.
7. В каком журнале были опубликованы стихи Ф.И. Тютчева в 1836 году?
1) «Москвитянин»;
2) «Вестник Европы»;
3) «Современник»;
4) «Отечественные записки».
8. Как назывался первый сборник Н.А. Некрасова?
1) «Подорожник»;
2) «Белая стая»;
3) «Золото в лазури»;
4) «Мечты и звуки».
9. Назовите адресата любовной лирики А.А. Фета.
1) А.П. Керн;
2) Мария Лазич;
3) Е.А. Денисьева;
4) Амалия Крюндер.
10. Какая проблема не поднята в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?
1) разрушающего влияния денег;
2) чести;
3) истинной любви;
4) самопожертвования ради любви.
11. Начало какого произведения разучивала героиня рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунина?
1) «Полонеза Огинского»;
2) «Лунной сонаты»;
3) «К Элизе»;
4) «Тоска».
12. Что не относится к чертам акмеизма как литературного направления?
1) отрицание мистического;
2) преемственность с предшественниками;
3) мистическое постижение мира;
4) декларация разрыва с символизмом.
13. В каких годах был написан роман «Мастер и Маргарита»?
1) 1928 – 1940;
2) 1930 – 1948;
3) 1927 – 1939;
4) 1931 – 1949.
14. Центральное место среди мотивов, сопровождающих тему творчества, у М.И. Цветаевой занимает мотив _.
1) творческого провидения;
2) предназначения;
3) любовных переживаний;
4) избранничества поэта.
15. Кто предложил название для цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?
1) А. Блок;
2) А. Ахматова;
3) А. Белый;
4) В. Брюсов.

Правильные ответы:
1. 2
2. 3
3. 3
4. 3
5. 2
6. 1
7. 3
8. 4
9. 2
10. 1
11. 2
12. 3
13. 1
14. 4
15. 4

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Форма проведения промежуточной аттестации дифференцированный зачёт
2. Процедура проведения:
Дифференцированный зачёт проводится в форме собеседования по вопросам.
На дифференцированном зачёте студенты должны не только раскрывать полноту владения изученным материалом по литературе, но и в ходе ответов продемонстрировать практико-аналитические умения по освоению дисциплины.

3. Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачёту
1. Общественно-политическая жизнь России 2-ой половины XIX века. Характеристика основных общественно-литературных направлений.
2. Александр Сергеевич Пушкин: творчество и биография. Поэма «Медный всадник». Михаил Юрьевич Лермонтов: творчество и биография поэта (с анализом стихотворения «Выхожу один я на дорогу). На выбор
3. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишённой народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Философский и символический смысл названия пьесы «Гроза» Н. Островского.
4. Идейное противостояние героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Авторская полемика с философией нигилизма в романе.
5. Обломов и Обломовка: социально нравственные и философские корни характера героя в романе И.А. Гончарова «Обломов». Испытание любовью в романе И.А. Гончарова «Обломов».
6. Представления героев и автора в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Драма судьбы русской женщины на примере главы «Матрена Тимофеевна» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» и лирики Н. Некрасова.
7. Основные темы и особенности творчества Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.(с чтением наизусть стихотворения одного из авторов).
8. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».
9. Символическое значение образа «вечной Сонечки». «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении.
10. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе.
11. Принципы «новой драмы» А. Чехова. Символический смысл названия. Герои и их судьбы в пьесе А. Чехова «Вишневый сад».
12. Поэтичность женских образов в рассказах И.А. Бунина «Чистый понедельник» и «Лёгкое дыхание».
13. «Высокое прикосновение» любви в повести А. Куприна «Гранатовый браслет».
14. Правда жизни в рассказах Горького. Пьеса «На дне»
15. Характеристика основных литературных течений «серебряного века» русской поэзии . Особенности отражения мира и человека на примере одного из представителей «серебряного века» (А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин и др.).
16. Характеристика творчества М. Цветаевой (с чтением стихотворения). Характеристика творчества А. Ахматовой (с чтением стихотворения). На выбор.
17. Андрей Платонов: особенности прозы. Анализ рассказа по выбору студента.
18. Смысл библейского контекста в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».Реальное и фантастическое в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
19. Трагическая любовь героев романа. Характеристика образов Мастера и Маргариты. Проблемы творчества и судьбы художника (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита).
20. Принципы изображения войны и человека на войне (по одному из произведений А. Твардовского, В. Астафьева, М. Шолохова).
21. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова.
22. Нравственная проблематика рассказов В. Шукшина.
23. Современная литература (поэзия, проза, драматургия). Художественные особенности. На примере одного из представителей.
24. Поэзия и проза народов России. На примере одного из представителей.
25. Основные тенденции развития зарубежной литературы и «культовые» имена.
4. Критерии оценивания заданий к дифференцированному зачёту
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов
(оценка «отлично») Выставляется студенту, если он полно излагает материал (отвечает на вопрос); демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного программного материала; даёт правильное определение основных понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, работа отличается богатством мыслей, разнообразием словаря, точными примерами (цитаты, краткое изложение эпизода, отсылка к тексту произведения); излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка; активно работает на практических занятиях.
70-84 баллов
(оценка «хорошо») Выставляется студенту, если он полно излагает материал (отвечает на вопрос); демонстрирует достаточно полное знание учебно-программного материала, не допускает в ответе существенных неточностей; даёт правильное определение основных понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей, недостаточно приведено примеров из текста (цитаты, краткое изложение эпизода, отсылка к тексту произведения); достаточно активно работает на практических занятиях. Допускает одну-две ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого материала.
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») Выставляется студенту, если он обнаруживает знание и понимание основных положений изученного материала, но излагает его неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, студент почти не привлекает текст произведения для аргументации; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении.
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») Выставляется студенту, если он обнаруживает незнание большей части вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал; допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Отмечаются такие недостатки в подготовке, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедев, Ю. В. Литература. 10 класс. Часть 2. Базовый уровень: Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.2 О. Н. Михайлов, И. О. Шатанов, В. А. Чалмаев [и др.] Литература. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2 ч. Часть 2: Учебник Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089807
Л1.3 Ю.В. Лебедев Литература. 10 класс. Часть 1. Базовый уровень: учебник : Освоение базового уровня литературы Москва: Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.4 О. Н. Михайлов, И. О. Шайтанов, В. А. Чалмаев [и др.] ; сост. Е. П. Пронина ; под ред. В. П. Журавлева Литература. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2 ч. Часть 1: Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. В. Чернец [и др.] ; под ред. Л. В. Чернец. Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 1. XIX век: учебное пособие для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Под ред. Чернец Л.В. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ В 2 Т. ТОМ 1. XIX ВЕК 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Мескин В.А. - под общ. ред. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX-XXI ВЕКОВ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Литература (БД, ЭБУ, ИС; ОИБАС 9 кл., преподаватель Алексеева Н.Н. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Литература» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач).
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в применении индивидуальных и групповых творческих заданий
При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины
лекционные материалы содержатся на электронном портале по дисциплине «Литература»
посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе. Посещаемость занятий входит в балльную оценку по дисциплине При подготовке к практическому занятию следует:
использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме занятия.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За работу на практическом занятии и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
Самостоятельная работа включает в себя - подготовку к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
выполнение творческой работы;
анализ с первоисточниками по рекомендациям преподавателя;
знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
работа с контрольно-измерительными материалами. По каждой теме курса приведены контрольные вопросы. Предложены варианты эссе и приведены критерии оценки и требования к написанию данного вида работы.
Диф.зачет сдается в устно-письменной форме
представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины
для подготовки следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и практических занятий, выполненными самостоятельными работами.
критерии для получения итоговой оценки по учебной дисциплине «Литература» по балльно-рейтинговой шкале.