МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Экологическое право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_11кл
Часов по учебному плану 60
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 20
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 20 20 20 20
Итого 60 60 60 60

Программу составил(и):
Шумилов Александр Михайлович

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, Доцент, Калашник Наталья Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Экологическое право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 26.03.2022 г. № 05
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Профессиональная подготовка специалистов в сфере экологического права.
Обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, новейших течений в науке экологического права и правоприменительной практике.
Задачами курса являются изучение основных положений действующего экологического законодательства и основных достижений науки экологического права, правоприменительной практики, воспитание правовой культуры студентов

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы экологического права и законодательства Российской Федерации;
понятие и виды экологических правонарушений;
юридическую ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
порядок рассмотрения дел об экологических правонарушениях;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять правовые нормы при регулировании отношений природопользования и охраны окружающей среды;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема:"Общие положения об основах экологического права". Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Устный опрос №1 по теме "Общие положения об основах экологического права".; Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Тема:"Общие положения об основах экологического права". Конспект №1 по теме "Общие положения об основах экологического права". Сам. работа 3 4 ПК 1.1, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Тема:"Право собственности на природные ресурсы". Лекции 3 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Тема:"Право собственности на природные ресурсы". Устный опрос №2 по теме Тема:"Право собственности на природные ресурсы".; Контрольная работа Практические 3 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Тема:"Право собственности на природные ресурсы". Конспект №2 по теме "Право собственности на природные ресурсы". Сам. работа 3 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Тема:"Организационный механизм охраны окружающей природной среды". Лекции 3 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Тема:"Организационный механизм охраны окружающей природной среды". Устный опрос №3 по теме "Организационный механизм охраны окружающей природной среды"; Контрольная работа №2 по теме "Организационный механизм охраны окружающей природной среды" . Практические 3 6 ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Конспект № 3 по теме"Организационный механизм охраны окружающей природной среды". Сам. работа 3 4 ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Тема:Экономические механизмы охраны окружающей природной среды. Лекции 3 8 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.11. Тема:Экономические механизмы охраны окружающей природной среды. Творческое задание по теме "Экономические механизмы охраны окружающей природной среды": Необходимо в виде схемы изобразить виды и структуру экономических механизмов охраны окружающей природной среды Сам. работа 3 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Тема:Экономические механизмы охраны окружающей природной среды. Устный опрос №4 по теме "Экономические механизмы охраны окружающей природной среды". Задание по работе с журналом по теме "Экономические механизмы охраны окружающей природной среды". Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Тема:"Ответственность за экологические правонарушения". Лекции 3 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Тема:"Ответственность за экологические правонарушения". Устный опрос № 5 по теме: "Ответственность за экологические правонарушения". Практические 3 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 13, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.15. Тема:"Ответственность за экологические правонарушения". Доклад №1 по теме"Ответственность за экологические правонарушения Сам. работа 3 2 ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Особенная часть
2.1. Тема: "Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов". Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Тема: "Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов". Доклад № 2 по теме:" Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов". Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Тема: "Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов". Дискуссия по теме:"Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов". Задание по работе с журналом Практические 3 4 ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Промежуточная аттестация- дифференцированный зачет. Практические 3 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Отраслью какого права является экологическое право?
А. Это самостоятельная отрасль российского права;
Б. Это подотрасль гражданского права;
В. Это институт конституционного права.
2. Экологическое право это отрасль права, предмет которой составляют отношения, которые:
А. касаются природопользования, охраны окружающей среды, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в указанных сферах;
Б. возникают при использовании природных ресурсов, их добыче, переработке и реализации, в том числе путем экспорта;
В. связаны с охраной флоры и фауны, обеспечением окружающего мира в надлежащем и пригодном для жизни состоянии.
3. К какому виду источников экологического права относится устав перерабатывающего предприятия?
А. К локальным нормативным правовым актам;
Б. К муниципальным нормативным правовым актам;
В. К правовым обычаям.
4. Основным источником экологического права, имеющим наивысшую юридическую силу, является:
А. Конституция РФ;
Б. международные договоры;
В. Постановления Правительства РФ.
5. Особенностью источников экологического права является то, что:
А. правовые нормы указанной отрасли содержатся в иных самостоятельных отраслях права, а также то, что отсутствует единый экологический кодекс;
Б. они устанавливаются и принимаются исключительно на федеральном уровне власти;
В. они четко определены конкретными нормативно-правовыми актами, главным из которых является Экологический кодекс РФ.
6. Система экологического права включает в себя институт:
А. мониторинга;
Б. преступлений против окружающей среды;
В. надзора в сфере природопользования.
7. Экологическое право регулирует общественные отношения в сфере:
А. оба ответа верные;
Б. использования и охраны природных ресурсов;
В. защиты экологических прав граждан и организаций.
8. Принципы экологического права:
А. составляют отдельный институт этой отрасли;
Б. образуют подотрасль экологического права;
В. нормативного закрепления не получили.
9. Одним из основных принципов экологического права является:
А. презумпция опасности любой экологической деятельности;
Б. презумпция невиновности государственных органов в сфере природопользования;
В. презумпция безвозмездности природопользования.
10. Объектами экологического права являются:
А. окружающая природа, ее объекты, ресурсы и комплексы, а также экологические права граждан и юридических лиц;
Б. совокупность норм права, которые регулируют отношения в области пользования и охраны природы и е ресурсов;
В. взгляды и убеждения на практические проблемы правоприменения экологического законодательства.
11. Экологическое право относится к числу:
А. комплексных;
Б. прикладных;
В. узкоспециализированных.
12. Что из указанного относится к международным источникам экологического права?
А. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 1963 г.;
Б. Конвенция ООН против пыток от 1984 г.;
В. Красная книга РФ.
13. К специальным принципам международного экологического права относится:
А. абсолютный суверенитет каждого государства над собственными природными ресурсами;
Б. принцип мирного урегулирования споров;
В. добросовестность в выполнении международных обязательств государствами.
14. Субъектом международного экологического права не является:
А. отдельный гражданин;
Б. государство;
В. межправительственная организация.
15. Проявлением какого метода правового регулирования в экологическом праве является государственный экологический контроль?
А. Императивного;
Б. Диспозитивного;
В. Экологизации.
16. Окружающая среда в экологическом праве означает:
А. совокупность природных и антропогенных объектов;
Б. объекты, созданные человеком;
В. объекты природного мира: ресурсы, система экологии, ландшафт и прочие.
17.Как наука экологическое право является
А. системой взглядов, теорий и знаний в сфере экологического права;
Б. совокупностью научных работ в сфере природопользования;
В. комплексом тем по изучению норм экологического права студентами ВУЗов.
18. Соотношение экологического права с другими отраслями, которое проявляется во включении в последние норм по защите окружающей среды, называется:
А. экологизацией;
Б. нормированием;
В. мониторингом.
19. Нормы экологического права, которые регламентируют охрану и пользование отдельными видами природных объектов, например, лесов, земли, недр и т.п. – это нормы:
А. отраслевые;
Б. экологизированные;
В. комплексные.
20. Классификация экологических правоотношений в зависимости от оснований их возникновения:
А. общие и конкретные;
Б. абсолютные и относительные;
В. материальные и процессуальные.
21. Состояние окружающей среды, которое определяется по конкретным показателям, называется ее:
А. качеством;
Б. загрязнением;
В. охраной.
22. Механическое загрязнение окружающей среды предполагает:
А. ее засорение предметами, которые не вызывают физико-химических последствий;
Б. снижение ее качества в результате естественных природных катаклизмов;
В. отклонение от нормы ее физических свойств: температуры, энергии, радиации и т.п.
23. Что относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды?
А. подача исков о возмещении вреда окружающей среде в результате нарушения экологического законодательства;
Б. организация мероприятий по защите окружающей среды в зонах экологического бедствия;
В. государственная экологическая экспертиза.
24. Целью экологического страхования является:
А. защита имущественных прав лиц при наличии экологических рисков;
Б. защита прав и законных интересов лиц в области охраны окружающей среды;
В. возмещение морального вреда, причиненного правонарушениями и преступлениями в области природопользования.
25. Кем определяются области, в которых применяют наилучшие доступные технологии?
А. Правительством РФ;
Б. Министерством природных ресурсов РФ;
В. Президентом РФ.
26. Экологическую экспертизу проводят для:
А. определения соответствия документации о планируемой хозяйственной деятельности нормам экологического законодательства;
Б. установления степени вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями;
В. определения качества окружающей среды с использованием нормативных показателей.
27. Какой вид ответственности за нарушение экологического законодательства законом не предусмотрен?
А. международная;
Б. имущественная;
В. дисциплинарная.
28. Список редких и исчезающих видов животных, растений и других организмов называется:
А. Красной книгой;
Б. кадастром;
В. государственным учетом.
29. Распространение знаний в области экологической безопасности, состояния качества окружающей среды и об использовании ресурсов природы – это:
А. экологическое просвещение;
Б. экологическая агитация;
В. экологический надзор.
30. Кто не обязан предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду?
А. граждане;
Б. индивидуальные предприниматели;
В. организации.
31. К объектам охраны окружающей среды не относятся:
А. антропогенные объекты;
Б. компоненты природной среды;
В. природные комплексы.
32. Сочетание определенных типов рельефа, флоры, почвы, которые сформировались в одном климате характеризует понятие:
А. природного ландшафта;
Б. природного комплекса;
В. природной среды.
33. Комплексное наблюдение за состоянием окружающей среды, протекающими в ней процессами и явлениями, оценка и прогноз изменений ее характеристик называется:
А. государственным экологическим мониторингом;
Б. экологическим аудитом;
В. экологической экспертизой.
34. Не являются приоритетным направлением деятельности на территории лесопаркового зеленого пояса:
А. строительство капитальных объектов;
Б. развитие туризма;
В. проведение научных исследований.
35. Использование разными способами водных объектов в целях удовлетворения потребностей субъектов такого использования называется:
А. водопользованием;
Б. водопотреблением;
В. охраной водных объектов.
36. По своему целевому предназначению все леса классифицируются на:
А. защитные, резервные и эксплуатационные;
Б. противоэрозионные, грунтоувлажняющие, почвозащитные, полезащитные;
В. лиственные, хвойные, смешанные.
37. С какого возраста наступает уголовная ответственность за совершение экологических преступлений?
А. С 16 лет;
Б. С 14 лет;
В. С 18 лет
38. Экологическое право регулирует общественные отношения в сфере...
А. природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Б. природопользования и охраны окружающей среды
В. обеспечения экологической безопасности
39. Экологическое право не может выступать в качестве...
А. отрасли человеческой деятельности
Б. отрасли науки
В. учебной дисциплины
40. Методы экологического права включают...
А. императивный и диспозитивный
Б. императивный и административно-правовой
В. диспозитивный и гражданско-правовой
41. Система экологического права состоит из следующих частей...
А. общей, особенной и специальной
Б. общей и особенной
В. общей, специальной и экологизированной
42. Окружающая среда - это...
А. совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов
Б. совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов
В. комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов
- естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы
43. Природная среда (природа) – это...
А. совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов
Б. совокупность природных и природно-антропогенных объектов
В. земельные, лесные и водные ресурсы
44. Природный объект - это...
А. естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства
Б. земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир
В. объект, не подвергшийся изменению в результате хозяйственной и иной деятельности
45. Особой охране не подлежат...
А. объекты, подвергшиеся загрязнению, деградации, порче и иному негативному воздействию
Б. объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия
В. лечебно-оздоровительные местности и курорты
46. Воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду допустимо...
А. исходя из требований в области охраны окружающей среды
Б. исходя из требований экологической экспертной комиссии
В. в соответствии с экологическими стандартами
47. Запрещена хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой...
А. непредсказуемы для окружающей среды
Б. превышают нормативы допустимого воздействия
В. превышают лимиты воздействия
48. Снижение негативного воздействия на окружающую среду обеспечивается на основе использования...
А. наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов
Б. современных достижений науки и техники
В. очистных сооружений и экологизированных технологий
49. Сохранение естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов является...
А. приоритетным
Б. необходимым и обязательным
В. обязательным для хозяйствующих субъектов
50. Конституция РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как...
А. основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
Б. достояние государства и народов, проживающих на его территории
51. К конституционным обязанностям граждан не относится требование...
А. рационально использовать природную среду и ресурсы
Б. сохранять природу
В. сохранять окружающую среду
52. Конституция РФ устанавливает, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами относятся к ведению...
А. РФ и ее субъектов
Б. субъектов РФ
В. только РФ
53. К источникам экологического права не относятся...
А. договоры между собственниками об ограничении пользования природными ресурсами
Б. соглашения между субъектами РФ по использованию природных ресурсов
В. международные договоры РФ
54. Экологические правоотношения – это регулируемые нормами экологического права отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере...
А. природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Б. обеспечения экологической безопасности
В. рационального природопользования и охраны окружающей среды
55. Субъектом экологических правоотношений не является...
А. иностранное государство
Б. иностранное юридическое лицо
В. иностранный гражданин
56. Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются...
А. юридические факты
Б. действия (бездействие) субъектов
В. решения органов публичной власти
57. Земля в РФ может находиться в собственности...
А. частной, государственной и муниципальной
Б. только государственной
В. федеральной, субъектов РФ и муниципальной
58. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками...
А. свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц
Б. свободно, если это не наносит существенного ущерба окружающей среде и не нарушает прав других лиц
В. свободно, но после согласования с органами местного самоуправления
59. Землепользователи – это...
А. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования
Б. лица, владеющие земельными участками на праве аренды
В. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения
60. Арендная плата за земельные участки устанавливается...
А. в денежной и натуральной форме
Б. в денежной форме
В. в натуральной форме
5. Правильные ответы:
1.А
2.А
3.Б
4.В
5.А
6.В
7.В
8.В
9.Б
10.А
11.А
12.В
13.Б
14.В
15.Б
16.В
17.А
18.А
19.Б
20.Б
21.Б
22.Б
23.В
24.А
25.В
26.А
27.В
28.Б
29.А
30.В
31.Б
32.В
33.В
34.А
35.Б
36.А
37.А
38.А
39.Б
40.В
41.В
42.Б
43.А
44.А
45.В
46.В
47.В
48.Б
49.А
50.А
51.А
52.Б
53.В
54.В
55.Б
56.В
57.В
58.В
59.Б
60.А
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Для проверки умений студента в билете содержится одна практическая задача из следующих.

1.Одним из важнейших принципов экологического права является планирование использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Между тем в экологическом законодательстве содержатся значительные разночтения относительно форм такого планирования. Так, планирование использования и охраны лесных ресурсов осуществляется в форме лесных планов субъектов РФ (ст. 86 ЛК 2006 г.), водных ресурсов – схем комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст. 33 ВК 2006 г.), животного мира – специальных государственных программ по охране объектов животного мира и среды его обитания (ст. 18 ФЗ «О животном мире»).
Предусматривает ли экологическое законодательство унифицированные формы планирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды? Если да, то назовите эти формы и поясните существующие разночтения в экологическом планировании и укажите пути совершенствования в этой области.

2.На реке Енисей в 30 км выше Красноярска построена ГЭС. Зимой воды Енисея, прошедшие через ГЭС, вплоть до Красноярска не успевают замерзнуть. В результате в зимние морозы город окутывается туманом, возникающим над рекой, который создает для города и горожан неблагоприятную экологическую обстановку. Это обстоятельство наводит на мысль, что проектировщики и строители ГЭС допустили грубейшие ошибки.
Какие требования законодательства нарушены при размещении, проектировании и строительстве Красноярской ГЭС?
При осуществлении какой деятельности можно и нужно было предупредить эти нарушения?

3.В акционерном обществе «Сибэнерго» (Барнаульский котельный завод) природоохранную деятельность, в том числе производственный контроль, выполняет инженер по охране окружающей среды; на Алтайском коксохимзаводе (г. Заринск) эти функции осуществляет самостоятельная природоохранная лаборатория, а на Рубцовском машиностроительном заводе (г. Рубцовск) - специальный отдел по охране окружающей среды и производственной санитарии.
Что лежит в основе определения структуры и функций органов производственного контроля на предприятиях и в соответствии с какими нормативно-правовыми актами они действуют?
Какова роль соответствующих министерств и ведомств в организации и осуществлении производственного контроля на подведомственных им предприятиях и организациях?
4.Несмотря на многократные предупреждения главного государственного инспектора района по земельному контролю, предприятие по добыче общераспространенных полезных ископаемых без установления границ земельного участка в натуре и получения документа, удостоверяющего право на землю, ведет разработку каменного карьера на землях сельскохозяйственного формирования. Кроме того, предприятие не проводит рекультивацию использованных для карьера участков в двух соседних хозяйствах.
Главный государственный инспектор постановил наложить на руководителя предприятия штраф.
Какие задачи и функции возложены на органы экологического контроля, какими правомочиями обладают их должностные лица?
Вправе ли должностные лица земельного и других видов экологического контроля своей властью налагать административные взыскания на виновников экологических правонарушений?

5.Механизаторы и рабочие одного из сельскохозяйственных кооперативов обратились с жалобой в администрацию района о порче и захламлении земель кооператива, допущенных ДСУ при реконструкции автомобильной дороги. При проверке жалобы оказалось, что по вине ДСУ выведено из оборота 103 га пашни кооператива. На виновных в порче земель лиц были наложены административные штрафы, а к ДСУ предъявлен иск о возмещении причиненного вреда.
Является ли обращение граждан формой контроля с их стороны?
Какими правами наделены граждане по осуществлению экологического контроля?
Правомерны ли меры, принятые к ДСУ за допущенные им нарушения?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Для проверки знаний студентов билет содержит два теоретических вопроса из нижеперечисленных.

1. Природа как объект экологического права.
2. Взаимодействие общества и природы, его формы.
3. Экологическая доктрина Российской Федерации.
4. Понятие экологического права как отрасли права ( этапы становления, предмет, метод).
5. Система экологического права как отрасли права, отрасли законодательства, науки и учебной дисциплины.
6. Экологические функции государства. Экологические функции права.
7. Основные принципы экологического права.
8. Становление и развитие экологического законодательства России.
9. Конституция РФ и другие законы как источники экологического права.
10. Подзаконные и региональные нормативно-правовые акты как источники экологического права. Меры по обеспечению единого правового пространства в России.
11. Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы.
12. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы.
13. Содержание и защита права собственности на природные ресурсы.
14. Понятие, особенности и функции государственного экологического управления.
15. Государственные органы экологического управления общей, межведомственной и ве-домственной компетенции.
16. Государственные органы экологического управления специальной компетенции.
17. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении.
18. Роль общественных организаций и граждан в экологическом управлении. Их права и обязанности.
19. Экологическая информация.
20. Ведение государственных кадастров природных ресурсов.
21. Экологическое планирование.
22. Экологическое нормирование (нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
23. Экологическая экспертиза.
24. Оценка воздействия на окружающую среду.
25. Экологическая сертификация.
26. Экологическое страхование.
27. Экологическое аудирование.
28. Экологическое лицензирование
29. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окру-жающей среды.
30. Понятие, формы, виды и принципы экологического контроля. Стадии экологического контроля.
31. Государственный экологический мониторинг.
32. Экологическая стандартизация.
33. Государственный, муниципальный, производственный и общественный экологический контроль.
34. Субъекты и объекты права природопользования.
35. Понятие, виды и основные принципы права природопользования.
36. Основания возникновения и прекращения права природопользования.
37. Основные права и обязанности природопользователей. Защита их прав.
38. Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения.
39. Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды.
40. Общие положения об административной ответственности за экологические правонару-шения.
41. Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения.
42. Дисциплинарная и природно-ресурсная ответственность за экологические правонару-шения.
43. Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями.
44. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной опас-ности. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды..

Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль и оценка.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбов С.А. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л1.2 Хлуденева Н.И., Пономарев М.В., Кичигин Н.В. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боголюбов С.А. - Отв. ред. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.2 Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://urait.ru/bcode/433744
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативные правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических заданий, на которые они должны дать максимально полные ответы, которые предполагают умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий, ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод. В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить её, например, в виде жалобы в вышестоящий орган (например, обжалование действий или решений органа или должностного лица по административному делу) или искового заявления в суд (например, заявление о восстановлении на работе). При такой работе студентам необходимо будет ознакомиться в частности с процессуальным законодательством (например, Гражданский процессуальный кодекс РФ).
Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой студентов, проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала, они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция, в ходе которой возникают дискуссии.
При проведении практических занятий: устный опрос, решение ситуационных задач.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении конспектов, творческих заданий, докладов.
Формой промежуточного контроля является дифференцированный зачет.
Дифференцированный зачет – это форма промежуточной аттестации, форма проверки знаний и навыков студентов, полученных на семинарских/практических занятиях, а также самостоятельных работ. Для подготовки к дифференцированному зачету дан примерный перечень вопросов. Дифференцированный зачет проводится путем устного опроса по билетам: студент должен выполнить два задания (на подготовку ответа на каждое из них отводится 15 минут).
Не разрешается пользоваться литературой, нормативными правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. В случае использования студентом на дифференцированном зачете подобной литературы преподаватель оставляет за собой право удалить студента с зачета, выставив ему неудовлетворительную оценку.