МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Операционные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 76
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 10
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 48 48 48 48
Сам. работа 10 10 10 10
Итого 76 76 76 76

Программу составил(и):
Препод., Кочкин Андрей Сергеевич

Рецензент(ы):
Препод., Лыскова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Операционные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. эконом. наук, Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущего специалиста знаний и представлений об операционных системах, загрузке и настройке операционной системы, последних новинках в области операционных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ПК 1.1 Производить установку и настройку компонентов автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации
ПК 1.2 Администрировать программные и программно-аппаратные компоненты автоматизированной (информационной) системы в защищенном исполнении
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– состав и принципы работы операционных систем и сред;
– принципы построения, физические основы работы периферийных устройств;
– теоретические основы компьютерных сетей и их аппаратных компонент, сетевых моделей, протоколов и принципов адресации;
– принципы основных методов организации и проведения технического обслуживания вычислительной техники и других технических средств информатизации.
3.2.Уметь:
3.2.1.– осуществлять комплектование, конфигурирование, настройку автоматизированных систем в защищенном исполнении компонент систем защиты информации автоматизированных систем;
– организовывать, конфигурировать, производить монтаж, осуществлять диагностику и устранять неисправности компьютерных сетей, работать с сетевыми протоколами разных уровней;
– осуществлять конфигурирование, настройку компонент систем защиты информации автоматизированных систем;
– производить установку, адаптацию и сопровождение типового программного обеспечения, входящего в состав систем защиты информации автоматизированной системы
– настраивать и устранять неисправности программно-аппаратных средств защиты информации в компьютерных сетях по заданным правилам;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– установки и настройки компонентов систем защиты информации автоматизированных (информационных) систем;
– администрирования автоматизированных систем в защищенном исполнении;
– эксплуатации компонентов систем защиты информации автоматизированных систем;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1 Операционные системы
1.1. Тема 1. Основы теории операционных систем Лекции 4 2 ОК 02, ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.2. с/р №1. Установка операционной системы Сам. работа 4 2 ОК 02, ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Тема 2. Машинно-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем Лекции 4 2 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.4. л/б 1. Установка ОС. Операции с файлами Лабораторные 4 4 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.5. Тема 3. Модульная структура операционных систем, пространство пользователя Лекции 4 2 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.6. л/б 2. Работа в консольном и графическом режимах Лабораторные 4 6 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.7. Тема 4. Управление памятью Лекции 4 2 ОК 02, ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.8. л/б 3. Мониторинг за использованием памяти Лабораторные 4 4 ОК 02, ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.9. Тема 5. Управление процессами, многопроцессорные системы Лекции 4 2 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.10. л/б 4. а) Управление процессами б) Наблюдение за использованием ресурсов системы Лабораторные 4 4 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.11. Тема 6. Виртуализация и облачные технологи Лекции 4 2 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.12. с/р 2. Создание виртуальной машины Сам. работа 4 2 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.13. л/б 5. Изучение примеров виртуальных машин VBox) Лабораторные 4 6 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.14. Тема 7. Принципы построения защиты информации в операционных системах Лекции 4 2 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.15. с/р №4. Изучение аналитических обзоров в области построения систем безопасности операционных систем (презентация) Сам. работа 4 4 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.16. л/б 6. Аудит событий системы, bash - скрипты Лабораторные 4 4 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.17. Тема 8. Операционные системы UNIX, Linux, MacOS и Android Лекции 4 2 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.18. л/б 7. а) Создание дистрибутив Linux. Установка. б) Работа в ОС Linux Лабораторные 4 10 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.19. Тема 9. Операционная система Windows. Серверные операционные системы Лекции 4 2 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.20. с/р №4. Анализ журнала аудита ОС на рабочем месте (презентация) Сам. работа 4 2 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.21. Лаб 8. Установка и первичная настройка Windows. Работа с сетевой файловой системой Лабораторные 4 8 ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1
1.22. Итоговая аттестация (тест) Лабораторные 4 2 ОК 02, ПК 1.1, ПК 1.2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10793

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
ОК 02: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Закрытые вопросы

1. Содержание вопроса: Укажите, каким образом эффективно осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности (укажите два верных варианта ответа).
1. Исключительно полагаться на личный опыт и интуицию
2. Пользоваться разнообразными источниками, включая проверенные и авторитетные ресурсы
3. Пренебрегать проверкой достоверности информации и доверять первым попавшимся данным
4. Ограничивать поиск информации только собственными знаниями, минуя внешние ресурсы
Правильный ответ: 2, 4

2. Содержание вопроса: Укажите, какие стратегии помогут успешно осуществлять поиск и анализ информации для профессиональных задач
1. Ограничивать поиск только новейшими источниками
2. Исключительно полагаться на случайные источники
3. Использовать разнообразные источники и регулярно обновлять информацию
Правильный ответ: 3

3. Содержание вопроса: Укажите, какой подход эффективнее всего при поиске информации для профессиональной деятельности
1. Исключительно полагаться на собственный жизненный опыт
2. Использовать разнообразные источники, включая проверенные и авторитетные ресурсы
3. Пренебрегать проверкой информации и доверять первым попавшимся данным
Правильный ответ: 2


Открытые вопросы

4. Содержание вопроса: Запишите ответ. Файловая система — это …
Правильный ответ: Файловая система — это способ хранить и организовывать информацию на каком-нибудь носителе. От файловой системы зависит, как файлы будут кодироваться, храниться на диске и читаться компьютером. У каждой операционной системы свой тип организации файлов, то есть своя файловая система.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

5. Содержание вопроса: Запишите ответ. Прерывание – это …
Правильный ответ: Прерывание – это принудительная передача управления от выполняемой программы к системе, происходящая при возникновении определенного события.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

6. Содержание вопроса: Запишите ответ. Процессор – это …
Правильный ответ: Процессор – это устройство, отвечающее за обработку информации. Его называют по-разному: центральный процессор (ЦП) или центральное процессорное устройство (ЦПУ) или central processing unit (CPU), но все эти термины обозначают элемент, который является “мозгом” вычислительного устройства (смартфона, телевизора, компьютера, планшета, фотоаппарата, сервера).
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

7. Содержание вопроса: Перечислите три составные части центрального процессора с пояснением его назначения. Запишите ответ.
Правильный ответ:
Ядро процессора.
Ядро отвечает за большую часть всех функций CPU. Оно выполняет расшифровку, чтение, отправку инструкций другим элементам или принимает инструкции от них.
Запоминающее устройство.
Это небольшая память процессора, в которой хранится информация о текущих командах и промежуточных результатах.
Шины
Это каналы для передачи команд внутри процессора.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу)

8. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово в предложение.
При анализе данных о загрузке операционной системы, следует обращать внимание на потребление оперативной … и других ресурсов.
Правильный ответ: Памяти

9. Содержание вопроса: Запишите ответ. Безопасность операционных систем — это …
Правильный ответ: Под безопасностью ОС будем понимать такое состояние ОС, при котором невозможно случайное или преднамеренное нарушение функционирования ОС, а также нарушение безопасности находящихся под управлением ОС ресурсов системы.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

10. Содержание вопроса: Запишите ответ. Оперативная память — это …
Правильный ответ: Оперативная память — это энергозависимая память, в которой хранятся исполняемые файлы программ или данные, необходимые компьютеру для работы в данный момент. Пока компьютер включён, в оперативной памяти сохраняются программы и необходимые для быстрой работы компьютера данные. После отключения компьютера она очищается.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

11. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово в предложение.
При выборе операционной системы для сервера учитывается поддержка … протоколов.
Правильный ответ: Сетевых

12. Содержание вопроса: Запишите ответ. Ядро операционной системы — это…
Правильный ответ: Ядро — центральная часть операционной системы, обеспечивающая приложениям координированный доступ к ресурсам компьютера, таким как процессорное время, память, внешнее аппаратное обеспечение, внешнее устройство ввода и вывода информации. Также обычно ядро предоставляет сервисы файловой системы и сетевых протоколов.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

13. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово в предложение.
… — это любая программа или процесс (либо набор программ или процессов), которые выполняются независимо или под управлением системы. Подсистема реализуется как модуль, выполняющий определенную функцию.
Правильный ответ: Подсистема

14. Содержание вопроса: Запишите ответ. Ресурс операционных систем – …
Правильный ответ: Ресурс – средства вычислительной системы, которые могут быть выделены процессу.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

15. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово в предложение.
Кэширование пар номеров виртуальных и физических страниц в буфере ассоциативной трансляции TLB (Translation Lookaside Buffer) позволяет ускорять преобразование виртуальных адресов в …
Правильный ответ: физические.


ПК 1.1: Производить установку и настройку компонентов, автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации

Закрытые вопросы

1. Содержание вопроса: Укажите, какие шаги следует предпринять перед началом установки компонентов операционной системы в защищенном исполнении (укажите два верных варианта ответа)
1. Начать установку немедленно
2. Провести аудит безопасности и проверку наличия обновлений
3. Пропустить этот этап, так как он требует дополнительного времени
4. Завершить другие задачи и начать установку в последний момент
Правильный ответ: 2, 4

2. Содержание вопроса: Укажите, почему создание резервных копий, данных и настроек важно перед установкой
1. Потому что это требуется только в случае сложной установки
2. Для восстановления системы в случае сбоя или ошибки установки
3. Для увеличения объема данных
Правильный ответ: 2

3. Содержание вопроса: Укажите, что включает в себя этап установки компонентов операционной системы в защищенном исполнении
1. Запуск установочных программ, следование указаниям, и проверка целостности файлов
2. Модификация ядра и загрузочного сектора
3. Создания дополнительных копий файлов
Правильный ответ: 1

Открытые вопросы

4. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово на латинице в предложение. Функции ядра, которые могут использоваться приложениями, образующие интерфейс прикладного программирования, называются…
Правильный ответ: API

5. Содержание вопроса: Вставьте два пропущенных слова в предложение. Несанкционированный доступ процессов к чужим областям памяти в ОС должны пресекать специальные средства…
Правильный ответ: Защиты памяти

6. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово в предложение.
Программы, решающие отдельные задачи управления и сопровождения компьютерной систем, носят название…
Правильный ответ: Утилиты

7. Содержание вопроса: Ответьте на вопрос числом.
Сколько уровней приоритета потока использует ОС Windows
Правильный ответ: 32

8. Содержание вопроса: Запишите ответ. Операционная система — это …
Правильный ответ: Операционная система — это комплекс программ, обеспечивающих интерфейс между аппаратурой компьютера, прикладными программами и пользователем компьютера.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

Правильный ответ: Метод расширения адресного пространства физической памяти в компьютере
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

9. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово в предложение.
"Интерпретация информации" в контексте операционных систем имеет значение преобразование машинного кода в … код.
Правильный ответ: Исходный

10. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово в предложение.
Анализ структуры файловой системы включает в себя изучение свойств файловых ...
Правильный ответ: Каталогов

ПК 1.2: Администрировать программные и программно-аппаратные компоненты автоматизированной (информационной) системы в защищенном исполнении
Закрытые вопросы

1. Содержание вопроса: Укажите, какие задачи входят в обязанности администратора при администрировании программных компонентов в защищенном исполнении (укажите два верных варианта ответа).
1. Установка и настройка компонентов
2. Мониторинг безопасности и реагирование на инциденты
3. Использование слабых паролей для упрощения доступа
4. Игнорирование обновлений и патчей
Правильный ответ: 1, 2

2. Содержание вопроса: Укажите, какие меры безопасности необходимо предпринять при администрировании программно-аппаратных компонентов
1. Использование нешифрованных каналов связи для ускорения передачи данных
2. Пренебрежение мониторингом активности пользователей
3. Регулярное обновление антивирусных баз и сигнатур
Правильный ответ: 3

3. Содержание вопроса: Укажите, какие особенности администрирования компонентов в защищенном исполнении необходимо учитывать
1. Регулярная проверка и анализ журналов безопасности
2. Отсутствие мер по контролю за доступом пользователей
3. Игнорирование резервного копирования данных
Правильный ответ: 1

Открытые вопросы

4. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово в предложение.
Состояния процессов бывают выполняемые, готовые и …
Правильный ответ Заблокированные

5. Содержание вопроса: Вставьте два пропущенных слова в предложение.
Пользовательский интерфейс командной строки (оболочки) Linux состоит из большого числа стандартных служебных программ, называемых также утилитами. Эти программы можно разделить на шесть следующие категории: Команды управления файлами и каталогами, Фильтры, Средства разработки программ, такие как текстовые редакторы и компиляторы, Текстовые процессоры, и…
Правильный ответ: Системное администрирование.

6. Содержание вопроса: Вставьте два пропущенных слова в предложение.
Подходы к проектированию и реализации ядра ОС бывают: Монолитное ядро, Поуровневый подход, Микроядро, и…
Правильный ответ: Модули ядра

7. Содержание вопроса: Вставьте два пропущенных слова в предложение.
Монолитное ядро содержит базовые элементы, такие как: Планирование процессов, Управление файловой системой, Сетевое взаимодействие, Драйверы устройств и…
Правильный ответ: Управление памятью

8. Содержание вопроса: Перечислите не менее трёх групп компонентов, входящие в состав операционной системы
Правильный ответ: ядро, содержащее планировщик; драйверы устройств, непосредственно управляющие оборудованием; сетевая подсистема, файловая система; системные библиотеки; оболочка с утилитами.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

9. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово в предложение. Для хранения дескриптора в кэше отводится одна строка. Каждая строка дополнена тегом, в котором содержится номер соответствующей виртуальной ...
Правильный ответ: страницы

10. Содержание вопроса: Вставьте два пропущенных слова в предложение.
В файловой системе UNIX (LINUX) подкаталог /opt отвечает за дополнительные пакеты ...
Правильный ответ: Программного обеспечения

11. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово на латинице в предложение.
В файловой системе UNIX (LINUX) ... отвечает за специфичную для данного хоста конфигурационную информацию.
Правильный ответ: /etc

12. Содержание вопроса: Запишите в ответ одно слово на латинице. Что выведет командная оболочка bash на ОС Linux в результате интерпретации данного скрипта?
n=1
if [ $n -eq 4]; then
echo "Four"
else
echo "No"
fi

Правильный ответ: Four

13. Содержание вопроса: Запишите в ответ одно слово на латинице. Что выведет командная оболочка bash на ОС Linux в результате интерпретации данного скрипта?
n=1
if [ $n -eq 1]; then
echo "One"
else
echo "No"
fi

Правильный ответ: One

14. Содержание вопроса: Запишите в ответ одно слово на латинице.
Какая функция используется для создания сигналов между процессами или ядром и процессами?
Правильный ответ: exec

15. Содержание вопроса: Запишите в ответ два слова на кириллице.
Что обеспечивает пользовательским процессам доступ к сети через интерфейсы сокетов, обеспечивает общую абстракцию связи через сокеты?
Правильный ответ: сетевой интерфейс

16. Содержание вопроса: Запишите в ответ одно слово на кириллице.
Какое разрешение позволяет получить содержимое файла, но не позволяет производить запись?
Правильный ответ: чтение

17. Содержание вопроса: Запишите в ответ одно слово на кириллице.
Какое разрешение позволяет записывать новые данные в файл или изменять существующие, а также создавать и изменять файлы и каталоги?
Правильный ответ: запись

18. Содержание вопроса: Запишите в ответ одно слово на кириллице.
Какой пользователь обычно имеет все права на файл, включая чтение, запись и выполнение, и является создателем или текущим владельцем файла?
Правильный ответ: владелец

19. Содержание вопроса: Запишите в ответ одно слово на кириллице.
Какая сущность, привязанная к файлу и представляющая собой группу пользователей в системе, может иметь различные права на файл, включая доступ к нему?
Правильный ответ: группа

20. Содержание вопроса: Запишите ответ на кириллице.
Какое значение имеет условное обозначение у флагов прав r--?
Правильный ответ: права только на чтение
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачёта:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к дифференцированному зачёту» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=522156

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифференцированный зачёт «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение теста множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 100 первичных баллов (по 2-3 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент вписывает правильный вариант и получает баллы, либо отвечает не правильно и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов (сопоставить), при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 38 тестовых задания. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гостев И.М. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зимин В. П. ИНФОРМАТИКА. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 операционные системы portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office: MS Word, MS Excel,MS PowerPoint,
7-Zip,
AcrobatReader
Virtual Box
Стандартное специализированное программное обеспечение в соответствиии с наименованием кабинетов
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Операционные системы» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учёбы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нём соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать её. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.

Подготовку к каждому лабораторному занятию студент должен начать с ознакомления с планом лабораторного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.

Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Важно научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений.
При работе с источниками и литературой важно уметь:
сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
обобщать и оценивать полученную информацию;
фиксировать основное содержание, формулировать, устно и письменно, основную идею, составлять план, выделять основные формулы, уметь выводить их на основе полученных знаний;
работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
пользоваться справочными материалами;
обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам;
повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.

При изучении данной дисциплины с учётом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме диф.зачета.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок, полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
внимательно прочитать рекомендованную литературу;
составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
порешать основные типовые задачи.

При реализации учебной дисциплины «Операционные системы» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция, лекция-беседа.
При проведении лабораторных занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в методе проектов.