МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология цифрового общества
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СЦО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование понимания сущности правового регулирования в сфере в сфере охраны и защиты социальных прав; обеспечение овладением содержанием норм права в социальной сфере; формирование умения анализировать источники и нормы права

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-2.5 Представляет результаты проекта, предлагает возможности их использования и/или совершенствования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные законодательные и
нормативно-правовые документы, основные
этические ограничения, принятые в
обществе, основные понятия, методы
выработки принятия и обоснования решений
задач в рамках поставленной цели, исходя из
действующих правовых норм, имеющихся
ресурсов и ограничений, методы выбора
оптимального решения задач
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулирует перечень
взаимосвязанных задач, обеспечивающих
достижение поставленной цели, в том числе с
использованием сервисных возможностей
соответствующих информационных
(справочных правовых) систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Определяет ожидаемые результаты
решения задач и разрабатывает различные
виды планов по реализации проектов учетом
действующих правовых норм, имеющихся
ресурсов и ограничений, осуществлять поиск
оптимальных способов решения
поставленных задач, с учетом действующих
правовых норм, имеющихся ресурсов и
ограничений.
Проектирует решение задачи,
выбирая оптимальный способ ее решения,
оценивая вероятные риски и ограничения в
выборе решения поставленных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место социального права в системе современного законодательства
1.1. Социальное право в системе права Практические 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Право социального обеспечения
2.1. Социальное обеспечение: понятие, история становления Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Социальное обеспечение: понятие, история становления Сам. работа 3 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Социальное право в системе права Сам. работа 3 3 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Право социального обеспечения: основные категории Сам. работа 3 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Социальные права граждан
3.1. Социальные права граждан в сфере охраны здоровья Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Социальные права граждан в сфере охраны здоровья Сам. работа 3 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Социальные права граждан в сфере образования, науки и культуры Практические 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Социальные права граждан в сфере образования, науки и культуры Сам. работа 3 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Социальные права граждан в сфере трудовых отношений Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Социальные права граждан в сфере трудовых отношений Практические 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Социальные права граждан в сфере трудовых отношений Сам. работа 3 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Социальные права отдельных категорий лиц: детей и семей с детьми, лиц с ограниченными возможностями, граждан пожилого возраста Практические 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Социальные права отдельных категорий лиц: детей и семей с детьми, лиц с ограниченными возможностями, граждан пожилого возраста Сам. работа 3 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Правовое положение несовершеннолетних по ГК РФ
4.1. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений Сам. работа 3 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетнего Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Правовое положение несовершеннолетних по СК РФ
5.1. Правовой статус несовершеннолетнего по СК РФ Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Правовой статус несовершеннолетнего по СК РФ Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Алиментные обязательства Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Лишение, ограничение родительских прав Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Правовое положение несовершеннолетних по ТК РФ
6.1. Правовой статус несовершеннолетнего по ТК РФ Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Правовой статус несовершеннолетнего по ТК РФ Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Обязанности несовершеннолетних в трудовых правоотношениях Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Правовое положение несовершеннолетних по УК РФ
7.1. Правовой статус несовершеннолетнего по УК РФ Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.4. Социальные гарантии в уголовном праве Практические 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Социальные гарантии в отраслях отечественного права
8.1. Социальный институт семьи как объект правового регулирования Практические 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Социальный институт семьи как объект правового регулирования Сам. работа 3 7 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Правовой статус несовершеннолетнего и социальные гарантии его охраны и защиты Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.4. Охрана и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Практические 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.5. Охрана и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК – 2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Конституция РФ (уберите неверное):
А) имеет прямое действие;
В) имеет высшую юридическую силу и определяет возможности заключения международных договоров;
С) определяет основные принципы устройства общества и государства;
D) обладает верховенством на территории всей страны.
1- В

2. Какие права и свободы, согласно Конституции РФ, не подлежать ограничению (возможно несколько вариантов ответов)?
А) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);
В) Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени(ст.23);
С) Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);
D) Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст.27).
2- В, С

3. Семейное законодательство находится:
А) в ведении РФ;
В) в ведении субъектов РФ;
С) в совместном ведении РФ и субъектов РФ;
D) в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.
3- С

4. Одним из личных неимущественных прав ребенка в соответствии с СК РФ является:
А) право жить и воспитываться в семье;
В) право на жилище;
С) право на имущество, полученное в дар;
D) право наследования.
4- А

5. Гражданская процессуальная дееспособность по общему правилу наступает:
А) с 12 лет;
В) с 14 лет;
С) с 16 лет;
D) с 18 лет.
5- D

6. Согласно Трудовому кодексу РФ, минимальный возраст, с которого допускается по общему правилу прием на работу, составляет:
А) 17 лет;
В) 16 лет;
С) 15 лет;
D) 14 лет.
6- В

7. В соответствии с Трудовым кодексом РФ продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет сокращается:
А) на 4 часа в неделю;
В) на 8 часов в неделю;
С) на 10 часов в неделю;
D) на 16 часов в неделю.
7- А

8. Согласно Трудовому кодексу РФ, право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении:
А) 12 месяцев его непрерывной работы в данной организации;
В) 10 месяцев его непрерывной работы в данной организации;
С) 8 месяцев его непрерывной работы в данной организации;
D) 6 месяцев его непрерывной работы в данной организации.
8- D

9. Согласно Трудовому кодексу РФ, по общему правилу работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме:
А) за четыре недели;
В) за три недели;
С) за две недели;
D) за одну неделю.
9- С

10. Определенные виды социального обеспечения являются _______ права социального обеспечения.
А) объектом;
В) субъектом;
С) средствами;
D) условиями.
10- А

11. Президент РФ В. Путин отметил, что права и свободы граждан России должны быть надежно защищены, в этом заключается:
А) основная цель государства;
В) залог развития страны;
С) социальная справедливость;
D) правовое равенство.
11- В

12. По мнению Президента РФ, более доступной и эффективной защиту прав, свобод и законных интересов граждан делает:
А) повышение качества работы органов полиции;
В) повышение качества работы органов прокуратуры;
С) повышение качества работы судебной системы;
D) повышение качества работы органов власти.
12- С

13. Президент РФ указал на необходимость обеспечения социальной направленности:
А) российского правосудия;
В) деятельности Правительства;
С) деятельности органов власти;
13- А

14. Является ли Российская Федерация стороной Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ)?
А) да;
В) нет.
14- В

15. Находится ли Российская Федерация под юрисдикции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ)?
А) да;
В) нет.
15- В
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Являются ли общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы?
Ответ: Да

2. В какой последовательности отражены права человека в Конституции РФ?
Ответ: личные, политические, социально-экономические, культурные.

3. Защита Отечества является _________________ гражданина Российской Федерации.
Ответ: долгом и обязанностью

4. В каких случаях, согласно Семейному кодексу РФ, прекращается выплата родителями алиментов на содержание своих детей?
Ответ: при вступлении несовершеннолетнего в брак, в случае усыновления.

5. Участвует ли Россия в каких-либо международных актах, содержащих нормы материального права, регулирующие опеку и попечительство с иностранным элементом, или в международных актах, устанавливающих транснациональные процедуры признания или восстановления опеки и попечительства?
Ответ: нет

6. Назовите условия перевода работника на другую работу, согласно Трудовому кодексу РФ
Ответ: письменное согласие работника, если работа не противопоказана по состоянию здоровья.

7. Какой трудовой стаж требуется для выхода на пенсию в 2024 году?
Ответ: 15 лет

8. Дайте определение социально-экономическим правам и свободам.
Ответ: это права, призванные гарантировать человеку возможность удовлетворения его жизненных потребностей и получать от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот.

9. Дайте определение нормы права.
Ответ: Норма права – это общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

10. Дайте определение источников права социального обеспечения.
Ответ: Источники права социального обеспечения - нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения.

11. Перечислите основные функции социального обеспечения.
Ответ: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная, защитная.


12. Что включают права в сфере труда?
Ответ: свобода труда, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, защита от безработицы, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже МРОТ.

13. Назовите вид стажа, с которым законодательство связывает право на получение досрочной пенсии?
Ответ: специальный стаж.

14. Назовите условия признания гражданина безработным.
Ответ: Он должен быть трудоспособен, но не иметь работы и заработка; должен состоять на учете в центре занятости и быть готовым приступить к работе.

15. К какому виду правоотношений относится пособие по безработице?
Ответ: к кратковременному
16. Теряют ли родители, лишенные родительских прав, право на получение от ребенка содержания:
Ответ: да.

17. Гражданская процессуальная дееспособность по общему правилу наступает:
Ответ: с 18 лет

18. Могут ли лица, не состоящие в браке, совместно усыновить одного и того же ребенка?
Ответ: нет.

19. С какого возраста обязательно согласие ребенка при передаче его на усыновление?
Ответ: с 10 лет

20. По мнению Президента РФ «на особом контроле должны оставаться вопросы поддержки многодетных семей, семей с низкими доходами», а также _______________________
Ответ: детей-сирот и матерей, которые одни воспитывают детей

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2841. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 55% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курбанов Р. А. Трудовое право: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/6F44CA6F-02B2-4ECE-931B-55EC9EB172BD
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рожков А. И. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/FA553260-1405-4A17-B0B3-E0B4DB1C23D6
Л2.2 Шайхатдинов В.М. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/D89A0F77-B444-402D-980C-A9E7BC7612AE
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Президент России. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://президент.рф/документы]
Э2 Государственная дума. Официальный сайт [Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/]
Э3 Правительство РФ: Интернет-портал: документы [Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/]
Э4 Министерство труда и социальной защиты населения РФ. Официальный сайт: банк документов [Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs]
Э5 Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
Э6 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.aksp.ru/docs/]
Э7 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/]
Э8 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/]
Э9 Курс в Moodle "Социальное право" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.


Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.