МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы правоохранительной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_9кл
Часов по учебному плану 74
в том числе:
аудиторные занятия 74
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 48 48 48 48
Итого 74 74 74 74

Программу составил(и):
Преподаватель, первая категория, Машлякевич Вячеслав Андреевич

Рецензент(ы):
Преподаватель, высшая категория, Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Основы правоохранительной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями изучения дисциплины "Основы правоохранительной деятельности" по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность являются:
1.1 получение комплекса теоретических знаний необходимых для понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;
1.2 получение образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности;

1.3 формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;
1.4 формирование правового сознания, убежденности в необходимости принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общее понятие норм права, правонарушений и юридической ответственности;
- систему и структуру правоохранительных органов в Российской Федерации;
- организационно-правовые основы, структуру и основные направления деятельности органов внутренних дел;
- понятие и источники административно права, уголовного права и уголовного процесса
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять источники права;
- определять виды юридической ответственности;
- ориентироваться в структуре правоохранительных органов Российской Федерации;
- выделять административно-правовые отношения из числа иных правоотношений;
- выделять уголовно-правовые отношения из числа иных правоотношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Нормы права, его источники и система. Правонарушения и юридическая ответственность Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Нормы права, его источники и система. Правонарушения и юридическая ответственность Практические 2 6 Л1.1, Л2.1
1.3. Правоохранительные органы Российской Федерации Лекции 2 4 Л1.3, Л2.1
1.4. Правоохранительные органы Российской Федерации Практические 2 6 Л1.3, Л2.1
1.5. Органы внутренних дел: структура и основы деятельности Лекции 2 4 Л1.2, Л2.1
1.6. Органы внутренних дел: структура и основы деятельности Практические 2 6 Л1.2, Л2.1
1.7. Деятельность основных подразделений органов внутренних дел Лекции 2 6 Л1.2, Л2.1
1.8. Деятельность основных подразделений органов внутренних дел Практические 2 10 Л1.2, Л2.1
1.9. Основы уголовного права и уголовного процесса Лекции 2 4 Л1.4, Л1.6, Л2.1
1.10. Основы уголовного права и уголовного процесса Практические 2 8 Л1.4, Л1.6, Л2.1
1.11. Основы административного права Лекции 2 4 Л1.5, Л2.1
1.12. Основы административного права Практические 2 8 Л1.5, Л2.1
1.13. Дифференцированный зачет Практические 2 4 Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.6, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" по ссылке https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9072

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Примеры заданий открытого типа:
1. Назовите понятие, структуру и виды правовых норм.
Ответ: Под нормой права понимается общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного принуждения и регулирующее общественные отношения. К признакам нормы права относят:
1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов; любая норма закреплена в нормативно-правовом акте);
3) связь с государством и гарантированность государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);
4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права).
Таким образом, норма права – это юридически обязательное правило поведения, исходящее от компетентных государственных органов, закрепленное или санкционируемое в официальном акте и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения. В структуру правовой нормы входит три элемента: гипотеза, диспозиция, санкция.
1. Гипотеза правовой нормы. Права и обязанности лиц и организаций, предусмотренные диспозицией правовой нормы, возникают, изменяются и прекраща­ются в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоя­тельств, наличие которых выступает условием осуществления данной нормы. Закрепление условий, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников обществен­ного отношения, носит название гипотезы правовой нормы. Гипотезой могут служить любая оговорка «если иное не предусмотрено законом или договором».
2. Диспозиция правовой нормы. Та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обя­занности как меру поведения, именуется диспозицией. Диспозиция может относиться к правам и обязанностям, к объекту отношения, его субъектам, документам, оформляющим отношение, и иным сторонам регули­руемого отношения.
3. Санкция правовой нормы. Соблюдение норм права обеспечивается возможностью приме­нения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмот­ренных законом и в целях защиты интересов общества и государ­ства, прав и свобод граждан и организаций. Та часть правовой нормы, которая содержит меры принуждения за нарушение обязанностей, называется санкцией.
Виды правовых норм. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме нормы права можно подразделить на:
учредительные;
регулятивные;
ох­ранительные;
де­финитивные;
коллизионные.

2. Назовите понятие и виды правонарушений.
Ответ: Правонарушение - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу. Правонарушение характеризуется следующими признаками.
1) Правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, какими бы “черными” они не были, до тех пор, пока они не выразились в конкретных противоправных действиях. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные обязанности, предусмотренные нормой права, но не совершил (не оказал помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, если он обязан был это сделать, не выполнил служебные обязанности, не заплатил налоги и т.п.)
2) Правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им. На что в конечном итоге посягает правонарушение? Прежде всего, на интересы других лиц, находящихся под защитой закона. Однако не все интересы человека охраняются законом, поэтому их нарушение не всегда может быть противоправным. Так, конкуренция умаляет чьи-то частные экономические интересы, но правонарушения здесь нет.
3) Правонарушения совершаются только людьми. Это верно и тогда, когда ответственность несут организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, находящиеся в коллективе организаций. Истории известны случаи, когда субъектами правонарушения признавали животных и судили их по всей строгости закона. Но это были времена средневековья. Однако не всякий человек может быть признан правонарушителем, а лишь тот, кто отдает отчет в своих действиях и может собой руководить. Не является поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним.
4) Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то деяние правонарушением не признается, хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, случайное лишение жизни). Виновным человек будет признан, если установят, что в момент совершения общественно опасного противоправного деяния у него был выбор: совершат его или воздержаться от этого, что свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своими действиями.
5) Правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом. Наиболее опасные из них признаются преступлениями.
6) Правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения.

3. Назовите понятие и виды юридической ответственности.
Ответ: Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между го­сударством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствую­щие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное право­нарушение. Признаки юридической ответственности:
1. Имеет ретроспективный характер, то есть представляет собой реакцию на уже состоявшееся поведение, на поведение прошлое.
2. Поведение должно содержать признаки правового нарушения, быть виновным поведением. Без вины не может быть и юридической ответственности.
3. Юридическая ответственность всегда связана с государственным и об­щественным осуждением (негативной оценкой) поведения правонарушителя.
4. Имеет штрафной характер. Правонарушение есть юридический факт, который вызывает появление охранитель­ного правоотношения.
5. Юридическая ответственность имеет особую обязанность - претерпеть лишения личного, имуществен­ного и другого плана.
6. Порядок возложения юридической ответственности регламентируется правом, то есть закон устанавливает определенные процедурные формы этого процесса.
В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность. Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.
Дисциплинарная ответственность. Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя (начальника). Основными дисциплинарными мерами являются замечание, выговор, увольнение с работы.
Административная. Выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия к виновным лицам (предупреждения, штрафа, административного ареста).
Гражданско-правовая. Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом ее наступления будет возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями гражданского права.
Уголовная ответственность. Характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия. Она применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.
Материальная ответственность. Это возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей.

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Нормы права, его источники и система. Правонарушения и юридическая ответственность», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Нормы права, его источники и система. Правонарушения и юридическая ответственность», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по теме «Нормы права, его источники и система. Правонарушения и юридическая ответственность», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Нормы права, его источники и система. Правонарушения и юридическая ответственность», допускает существенные ошибки.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-2: Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.
Примеры заданий открытого типа.

1. Назовите понятие, основные черты и задачи правоохранительной деятельности.
Ответ: Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Россий­скую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осу­ществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответ­ственность государства и граждан. В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные пра­ва и свободы граждан. Все органы законодатель­ной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая за­коны, обеспечивая реализацию своих прав граж­данами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной дея­тельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинст­ва государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культур­ные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для вы­явления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения раз­личных санкций к правонарушителям государство создает специальные ор­ганы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохрани­тельную деятельность в установленной законом форме. Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех госу­дарственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетен­цией того или иного органа. В юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было счи­тать правоохранительным:
1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществ­ления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специаль­но посвященный задачам организации и деятельности этого органа.
2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и проце­дур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.
3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустив­шим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетен­ции органа и тяжести совершенного правонарушения.
4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное право­нарушение, влекущее дополнительную ответственность.

2. Перечислите функции правоохранительных органов.
Ответ: Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определя­ют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие пра­воохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, про­курорский надзор. Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функ­цию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституци­онного контроля. Других функций он не выполняет. На другие органы воз­лагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, админис­тративную деятельность. Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-ро­зыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще не­которыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, за­висят одна от другой. Функция предварительного расследования предшеству­ет осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства. Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенству­ющее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные ре­шения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Правоохранительные органы Российской Федерации», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Правоохранительные органы Российской Федерации», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по теме «Правоохранительные органы Российской Федерации», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Правоохранительные органы Российской Федерации», допускает существенные ошибки.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-3: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Примеры заданий открытого типа:

1. Расскажите об образовании следственных органов в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию. Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователи стали относиться к судебной власти. С целью реализации этой идеи Указом Императора Александра II от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков. С 1864 года следователи стали назначаться бессрочно Императором по представлению министра юстиции. Ужесточились и требования к кандидату на должность следователя: он должен был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет. В его обязанности входило с полным беспристрастием выяснять обстоятельства, как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его. При этом следователь мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания, а также поручать полиции производство дознания и собирание иной информации. После революции 1917 года новая власть упразднила прежний институт следователей. Функции следствия стали выполнять специальные комиссии при городских и районных советах, которые коллегиально рассматривали дела и принимали по ним решения. Согласно Декретам о суде от 7 марта 1918 года №2 и от 20 июля 1918 года №3 в России образовались следственные комиссии окружных судов, в компетенцию которых входило расследование убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений, фальшивомонетничества и спекуляций, а также наиболее сложных дел, подсудных уездным и городским судам. В 1919 году практика коллегиального расследования была прекращена. Производство предварительного следствия возлагалось на действовавших единолично следователей, которые состояли при революционных трибуналах, созданных годом ранее. Но уже 21 августа 1920 года Положением о местных органах юстиции и о народном суде РСФСР от 20 октября того же года учреждаются должности народных следователей, состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции. Однако в мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия, право давать указания по ряду вопросов, связанных с осуществлением процессуальной деятельности следователя, специальным Положением возлагается на прокуратуру. В сентябре 1928 года следователи были полностью выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров. В послевоенный период, согласно УПК РСФСР 1927 года, по основной массе общеуголовных преступлений производилось дознание. Следователи оставались в органах прокуратуры, но фактически, по-прежнему, предварительное следствие по большинству уголовных дел осуществляли органы милиции. В соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР, принятыми 25 декабря 1958 года, и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года, правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности. В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Между тем, органы милиции, ранее занимавшиеся расследованием и имевшие квалифицированных специалистов с необходимым опытом и профессиональной подготовкой, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователей и не имели права вести предварительное следствие в полном объеме. Поэтому 6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета СССР своим Указом передал производство предварительного следствия Министерству охраны общественного порядка СССР. По сути, введение этого Указа ознаменовало собой начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. В его компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание как форму предварительного расследования. В дальнейшем, изменения, внесенные в уголовно-процессуальное законодательство, значительно расширили подследственность следственного аппарата органов внутренних дел. Так, в 1965 году к их ведению были отнесены наиболее сложные дела о хозяйственных преступлениях, с января 1997 года – все преступления, совершенные в экономической сфере, в 1978 году – преступления, совершенные несовершеннолетними. Если в 1966 году следственным аппаратом органов внутренних дел было расследовано 67 процентов всех уголовных дел, в 1978 – 76 процентов, то в 2010 году – почти 80 процентов. 23 ноября 1998 года Президент Российской Федерации подписал Указ №1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым утверждено «Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Названный нормативный правовой акт позволил восполнить пробел в правовом регулировании деятельности следственного аппарата органов внутренних дел, укрепил федеральную вертикаль управления организацией предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел. Указами Президента Российской Федерации от 14.01.2011 №38, от 19.10.2011 №1392, от 04.04.2014 №202 в «Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» внесены изменения и дополнения. В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим деятельность следственных подразделений МВД России, является приказ МВД России от 09.01.2018 № 1 «Об органах предварительного следствия в системе МВД России».

2. Определите организационное построение и основы деятельности следственных подразделений МВД России.
Ответ: В структуре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с утвержденной типовой структурой может быть создана:
следственная часть - в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу;
главное следственное управление - в территориальном органе МВД России на региональном уровне I и II категорий;
следственное управление при штатной численности не менее 26 единиц;
следственный отдел при штатной численности не менее 8 единиц;
следственное отделение при штатной численности не менее 4 единиц;
следственная группа при штатной численности не менее 2 единиц.
При этом в составе следственного подразделения территориального органа МВД России в соответствии с утвержденной типовой структурой может создаваться:
следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности, действующая на правах: управления - при штатной численности не менее 26 единиц, отдела - при штатной численности не менее 8 единиц, отделения - при штатной численности не менее 4 единиц;
управление - при штатной численности не менее 26 единиц, в структуре которого создается не менее 3-х отделов и может вводиться не более двух должностей заместителей начальника управления, при этом вторая должность заместителя начальника управления совмещается с должностью начальника отдела;
отдел - при штатной численности не менее 8 единиц, в структуре которого могут создаваться отделения, группы и может вводиться не более двух должностей заместителя начальника отдела, при этом вторая должность вводится при численности отдела не менее 12 единиц и совмещается с должностью начальника отделения;
отделение - при штатной численности не менее 4 единиц, в структуре которого могут создаваться группы;
группа - при штатной численности не менее 2 единиц.
Структурно главенствующим следственным подразделением в системе МВД России является следственный департамент, входящий непосредственно в состав МВД России. Начальник Следственного департамента МВД России является одновременно заместителем Министра внутренних дел. Следующим звеном, согласно иерархии, являются главные следственные управления, либо следственные управления, относящиеся к территориальным подразделениям органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Так, например, в состав ГУ МВД России по Алтайскому краю входит Главное следственное управление.

3. Определите, чем отличается дознание от предварительного следствия.
Ответ: Дознание — это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по относительно менее опасным и несложным с точки зрения их расследования преступлениям подготовка дела к судебному производству производилась более быстро и просто. Дознание подчинено идее ускорения уголовного процесса, которое — при условии соблюдения достаточных гарантий прав и законных интересов личности — является объективной тенденцией новейшего развития уголовно-процессуального права во всем мире. Право на скорый суд — важнейшая международно-правовая норма, обеспечивающая защиту интересов личности (п. «с» ч. 3 ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах, п. 3 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Отличие предварительного следствия от дознания заключается в следующем.
По субъекту расследования: предварительное следствие производится следователем, а дознание дознавателем.
По первоначальным срокам расследования. Первоначальный срок дознания составляет 30 суток, а следствия 2 месяца.
По срокам продления расследования. Срок дознания может быть продлен на 30 суток прокурором. Срок предварительного следствия может продлеваться прокурором до 6, 12 и более месяцев.
По объему полномочий. В отличие от дознавателя, который все решения о движении уголовного дела принимает исключительно с санкции начальника органа дознания, следователь является лицом, процессуально независимым. На практике это выражается в том, что постановления, принимаемые по уголовному делу, следователь подписывает, как правило, сам, а постановления дознавателя действительны при наличии его подписи, контрассигнованной подписью начальника органа дознания.
По процессуальному оформлению результатов расследования: по окончании дознания дознавателем составляется обвинительный акт, а по окончании предварительного следствия следователем составляется обвинительное заключение.

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Деятельность основных подразделений органов внутренних дел», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Деятельность основных подразделений органов внутренних дел», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по теме «Деятельность основных подразделений органов внутренних дел», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Деятельность основных подразделений органов внутренних дел», допускает существенные ошибки.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-5: Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.

Примеры заданий открытого типа:
1. Назовите понятие и признаки административных правонарушений.
Ответ: Административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Признаки административного правонарушения:
1. Виновное деяние (виновность). Проступок должен быть совершён виновно (в форме умысла или неосторожности). Умысел - действие или бездействие, при котором лицо желало наступления последствий, влекущих какую-либо ответственность (прямой умысел), либо допускало, но пренебрегло пониманием, что такие последствия могут наступить (косвенный умысел).
Пример: прямой умысел: гражданин А желал украсть деньги у прохожего. Пока никто не видел, гражданин А осуществил задуманное и украл определённую сумму денежных средств у прохожего.
Пример: косвенный умысел: гражданин А в ходе драки нанёс обидчику травмы, которые привели к его смерти.
Неосторожность - действие или бездействие, при котором лицо предвидело возможность последствий, но рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие), либо должно было и могло их предвидеть (небрежность).
Пример: легкомыслие: гражданин 6 выехал на встречную полосу и стал виновником ДТП.
Пример: небрежность: гражданин А не выключил электроприборы е конце рабочего дня (является обязательной процедурой по технике безопасности), это привело к возгоранию е помещении.
2. Является действием или бездействием
Пример: водитель проехал на красный сигнал светофора (действие); уклонение от службы е армии (бездействие).
3. Носит антиобщественный характер. Совершаемые действия наносят вред обществу или государству.
4. Нарушает нормы закона и общественного порядка. Административные правонарушения носят виновный характер и подпадают под статьи КоАП РФ.

2. Назовите основные виды административных правонарушений.
Ответ: В зависимости от объекта, на который посягают, административные правонарушения делятся на 5 видов.
1. Посягающие на имущество (собственность).
Пример: хищение государственного/частного имущества е мелких размерах, нанесение ущерба имуществу. Хищение - собирательное понятие для терминов кража, разбой и грабёж.
Кража подразумевает собой тайное хищение имущества, а когда при этом кто-то это видит и вор об этом знает, то это уже грабёж. Разбоем же называют нападение на человека с последующим его ограблением. Все указанные виды хищения рассматриваются УК РФ, однако если сумма похищенного не превышает 2500 рублей, то данное правонарушение рассматривается как проступок и относится к административному правонарушению.
2. Посягающие на права и свободы граждан
Пример: нарушение условий труда работников предприятия (задержка зарплаты, ненадлежащий уровень качества оборудования, на котором работают сотрудники).
3. Посягающие на порядок управления в государстве.
Пример: передача заключённым запрещённых предметов, неявка в суд, ложный вызов экстренных служб.
4. Посягающие на общественный порядок.
Пример: приобретение и хранение наркотических средств е небольших количествах. Небольшое количество определяется для каждого вида наркотиков индивидуально: для одних 1 грамм является преступлением, а для других - только проступком
5. Посягающие на окружающую среду и памятники истории и культуры.
Пример: разведение костров на охраняемых природных территориях, незаконная вырубка деревьев.
Наверняка каждый из нас наблюдал ситуацию, когда сотрудники полиции выписывали штраф. Протокол - документ, в котором фиксируется противоправное деяние лица.

3. Назовите основные виды административных наказаний.
Ответ: 1. Предупреждение. Если правонарушение не наносит особого вреда интересам государства и общества и совершается лицом впервые, то уполномоченные органы вправе выписать предупреждение.
Пример: управление автомобилем с нечитаемыми номерами (могут быть е снегу, грязи), невключение сигнала поворота при совершении манёвра.
Предупреждение не может быть устным. Допустим, если сотрудник полиции сказал, что делает вам предупреждение, но при этом никакого оформления документа не было, то такое предупреждение не является мерой наказания вовсе. Само по себе предупреждение на практике оказывается довольно редким явлением. Чаще всё же выписываются мелкие штрафы.
2. Административный штраф. Штраф - это мера наказания в денежном эквиваленте за совершённое правонарушение. Является одной из самых распространённых форм административного наказания. Установление размера штрафа зависит от нескольких факторов: грубости нарушения и категории, к которой относится лицо, совершившее проступок (должностное, физическое, юридическое). Минимальный штраф, установленный в КоАП РФ, составляет 100 рублей
3. Конфискация предмета совершения правонарушения. Означает принудительное изъятие имущества в пользу государства.
4. Лишение специальных прав. Пример: лишение водительского удостоверения.
5. Административный арест. Предполагает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества. Назначается за такие правонарушения, как незаконная организация митингов, нарушение общественного порядка на территории массового пребывания людей, нарушение требований режима чрезвычайного положения. Административный арест возможен на срок не более 15 суток.
6. Выдворение за пределы страны иностранного гражданина или лица без гражданства. Предусматривает принудительную отправку лица в страну, гражданином которой оно является.
7. Дисквалификация. Подразумевает лишение физического лица возможности занимать какую-либо должность на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Основы административного права», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Основы административного права», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по теме «Основы административного права», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Основы административного права», допускает существенные ошибки.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-6: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Примеры заданий открытого типа:

1. Найдите в КоАП РФ 5 составов правонарушений, за которые предусмотрено наказание в виде предупреждения.
Ответ: Общие правила назначения наказания в виде предупреждения изложены в ст. 3.4 КоАП РФ. Данный вид наказания предусмотрен следующими статьями КоАП РФ: ст.12.14 - нарушение правил маневрирования, ст.12.29 - нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения, 19.7 - непредставление сведений (информации), 20.4 - нарушение требований пожарной безопасности, 20.11 - нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет.

2. Найдите в КоАП РФ 5 составов правонарушений, за которые предусмотрено наказание в виде административного ареста
Ответ: Общие правила назначения наказания в виде предупреждения изложены в ст. 3.9 КоАП РФ. Данный вид наказания предусмотрен следующими статьями КоАП РФ: ч.1 ст. 7.27. Мелкое хищение, ч.1 ст. 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, ч.5 ст.20.1. Мелкое хулиганство, ч.2 ст.20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах, ч.1 ст. 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания.

3. Найдите в КоАП РФ 5 составов правонарушений, за которые предусмотрено наказание в виде обязательных работ.
Ответ: Общие правила назначения наказания в виде предупреждения изложены в ст. 3.13 КоАП РФ. Данный вид наказания предусмотрен следующими статьями КоАП РФ: ст. 6.1.1. Побои, ч.1 ст. 7.27. Мелкое хищение, ч.1 ст. 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта, ст. 20.18. Блокирование транспортных коммуникаций, ч.1 ст. 20.31. Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.

Критерии оценивания открытых заданий:
"Отлично": Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок, четко излагает свои мысли на поставленные вопросы, умеет тесно связывать теорию с практикой, правильно обосновывает принятое решение, в котором нет правовых ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
"Хорошо": Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, однако, была допущена одна ошибка или два-три недочета в решении правовой задачи (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
"Удовлетворительно": Ставится студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усваивает его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ, однако, были допущены несколько ошибок (более двух-трех).
"Неудовлетворительно": Ставится студенту, который не выполняет самостоятельную работу (как в полном объеме, так и частично), допускает большое количество ошибок при решении задач.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-7: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Примеры заданий открытого типа:

1. Найдите в уголовном кодексе РФ 5 составов преступлений небольшой тяжести, укажите их диспозицию и санкцию.
Ответ: В соответствии с ч.2 ст.15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы. К преступлениям небольшой тяжести можно отнести составы, предусмотренные:
- ч.1. ст. 115 УК РФ Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев;
- ст. 116 УК РФ Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
- ч.1 ст. 128.1 УК РФ Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.
- ч.1 ст.139 УК РФ Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица. Наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
- ч.1 ст.158 УК РФ Кража, то есть тайное хищение чужого имущества. наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Найдите в уголовном кодексе РФ 5 составов преступлений средней тяжести, укажите их диспозицию и санкцию.
Ответ: В соответствии с ч.3 ст.15 УК РФ Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. К преступлениям средней тяжести можно отнести составы, предусмотренные:
- ч.1 ст.126 УК РФ Похищение человека. Наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
- ст.153 УК РФ Подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений. Наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.
- ч.2 ст.159 УК РФ Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину. Наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
- ч.1 ст.161 УК РФ Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества. Наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
- ч.1 ст.163 УК РФ Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. Наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Критерии оценивания открытых заданий:
"Отлично": Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок, четко излагает свои мысли на поставленные вопросы, умеет тесно связывать теорию с практикой, правильно обосновывает принятое решение, в котором нет правовых ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
"Хорошо": Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, однако, была допущена одна ошибка или два-три недочета в решении правовой задачи (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
"Удовлетворительно" Ставится студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усваивает его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ, однако, были допущены несколько ошибок (более двух-трех).
"Неудовлетворительно": Ставится студенту, который не выполняет самостоятельную работу (как в полном объеме, так и частично), допускает большое количество ошибок при решении задач.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-9: Устанавливать психологический контакт с окружающими.
Примеры заданий открытого типа:

1. Расскажите об истории и правовых основах деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции.
Ответ: Патрульно-постовая служба (ППС) — структурное подразделение в составе МВД РФ, задачами которого являются предупреждение и пресечение правонарушений на улицах и в общественных местах. Особое место в работе патрульно-постовой службы занимает профилактика правонарушений - в частности, удаление с улиц и других общественных мест граждан, находящихся в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. ППС входит в состав Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Датой образования патрульно-постовой службы принято считать 2 сентября 1923 года. Этот день выбран неслучайно. Именно тогда объявлена «Инструкция постовому милиционеру», в которой изложены общие положения о постовой службе, права и обязанности ее работников. Со дня издания Инструкции начат отсчет деятельности патрульно-постовой службы в качестве структурных подразделений органов внутренних дел. С тех пор цели и задачи службы остаются неизменными. Патрульно-постовая служба является основным подразделением, отвечающим за охрану общественного порядка на всей территории страны. В своей деятельности сотрудники патрульно-постовой службы полиции руководствуются Конституцией РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Приказом МВД России от 28.06.2021 №495, утвердившим Наставление об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России", а также иными нормативно-правовыми актами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

2. Назовите основные задачи и функции подразделений ППСП.
Ответ: К основным задачам ППСП следует отнести:
- охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах и в иных общественных местах, объектах транспорта и транспортной инфраструктуры;
- обеспечение безопасности граждан, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и доставление в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в розыске за совершение преступлений, скрывающихся от суда и следствия, совершивших административные правонарушения;
- содействие в пределах предоставленных полномочий иным службам и подразделениям органов внутренних дел.
Реализация возложенных задач осуществляется посредством выполнения таких функций, как:
1. Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
2. Оказание помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья.
3. Пресечение противоправных действий (деяний) и доставление граждан, их совершивших, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение.
4. Предупреждение преступлений и административных правонарушений.
5. Осуществление действий на месте происшествия (преступления, административного правонарушения) в пределах компетенции, установленной Федеральным законом "О полиции".
6. Участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, в пределах предоставленных полномочий, в спасении граждан и оказании им первой помощи при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций).
7. Участие в пределах компетенции совестно с другими подразделениями территориальных органов, органами и подразделениями правоохранительной системы РФ, подразделениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также общественными объединениями правоохранительной направленности и частными охранными организациями в мероприятиях по профилактике и предупреждению преступлений и административных правонарушений.
8. Участие в пределах компетенции в выполнении задач, определенных планами перевода территориальных органов на военное время и действий территориального органа при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций).
9. Оказание содействия подразделениям полиции в реализации мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению экстремистской деятельности.
10. Участие в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечению правового режима контртеррористической операции, а также в соответствии с законодательством РФ - в проведении контртеррористической операции.

3. Перечислите основные обязанности сотрудников подразделений ППСП.
Ответ: К основным обязанностям сотрудников подразделений ППСП можно отнести следующие:
1. Выполнение служебных обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией).
2. Выполнение приказов и распоряжений командиров (начальников), отданных в установленном порядке и не портиворечащих законодательству РФ.
3. Обращение по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при в известность непосредственного начальника.
4. Соблюдение при выполнении служебных обязанностей прав и законных интересов граждан, общественных объединений и организаций.
5. Соблюдение правил внутреннего служебного распорядка, утвержденных руководителем (начальником) территориального органа.
6. Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего выполнения служебных обязанностей.
7. Не разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведений, ставших им известных в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство.
8. Сбережение государственного имущества, в том числе предоставленного для выполнения служебных обязанностей.
9. Соблюдение установленных законодательством РФ ограничений и запретов, связанных со службой в полиции.
10. Знание правил применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, соблюдение порядка и условий их применения.
11. Знание и выполнение порядка использования средств связи и автоматизации.
12. Знание приемов оказания первой помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и чрезвычайных ситуаций.
13. Знание и выполнение порядка и тактики несения службы по охране общественного порядка, действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций).
За исполнение служебных обязанностей сотрудники ППСП несут персональную ответственность.

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Деятельность основных подразделений органов внутренних дел», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Деятельность основных подразделений органов внутренних дел», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": материала по теме «Деятельность основных подразделений органов внутренних дел», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Деятельность основных подразделений органов внутренних дел», допускает существенные ошибки.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-10: Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
Примеры заданий открытого типа:

1. Определите организационное построение и основы деятельности следственных подразделений МВД России.
Ответ: В структуре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с утвержденной типовой структурой может быть создана:
следственная часть - в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу;
главное следственное управление - в территориальном органе МВД России на региональном уровне I и II категорий;
следственное управление при штатной численности не менее 26 единиц;
следственный отдел при штатной численности не менее 8 единиц;
следственное отделение при штатной численности не менее 4 единиц;
следственная группа при штатной численности не менее 2 единиц.
При этом в составе следственного подразделения территориального органа МВД России в соответствии с утвержденной типовой структурой может создаваться:
следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности, действующая на правах: управления - при штатной численности не менее 26 единиц, отдела - при штатной численности не менее 8 единиц, отделения - при штатной численности не менее 4 единиц;
управление - при штатной численности не менее 26 единиц, в структуре которого создается не менее 3-х отделов и может вводиться не более двух должностей заместителей начальника управления, при этом вторая должность заместителя начальника управления совмещается с должностью начальника отдела;
отдел - при штатной численности не менее 8 единиц, в структуре которого могут создаваться отделения, группы и может вводиться не более двух должностей заместителя начальника отдела, при этом вторая должность вводится при численности отдела не менее 12 единиц и совмещается с должностью начальника отделения;
отделение - при штатной численности не менее 4 единиц, в структуре которого могут создаваться группы;
группа - при штатной численности не менее 2 единиц.
Структурно главенствующим следственным подразделением в системе МВД России является следственный департамент, входящий непосредственно в состав МВД России. Начальник Следственного департамента МВД России является одновременно заместителем Министра внутренних дел. Следующим звеном, согласно иерархии, являются главные следственные управления, либо следственные управления, относящиеся к территориальным подразделениям органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Так, например, в состав ГУ МВД России по Алтайскому краю входит Главное следственное управление.

2. Определите, чем отличается дознание от предварительного следствия.
Ответ: Дознание — это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по относительно менее опасным и несложным с точки зрения их расследования преступлениям подготовка дела к судебному производству производилась более быстро и просто. Дознание подчинено идее ускорения уголовного процесса, которое — при условии соблюдения достаточных гарантий прав и законных интересов личности — является объективной тенденцией новейшего развития уголовно-процессуального права во всем мире. Право на скорый суд — важнейшая международно-правовая норма, обеспечивающая защиту интересов личности (п. «с» ч. 3 ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах, п. 3 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Отличие предварительного следствия от дознания заключается в следующем.
По субъекту расследования: предварительное следствие производится следователем, а дознание дознавателем.
По первоначальным срокам расследования. Первоначальный срок дознания составляет 30 суток, а следствия 2 месяца.
По срокам продления расследования. Срок дознания может быть продлен на 30 суток прокурором. Срок предварительного следствия может продлеваться прокурором до 6, 12 и более месяцев.
По объему полномочий. В отличие от дознавателя, который все решения о движении уголовного дела принимает исключительно с санкции начальника органа дознания, следователь является лицом, процессуально независимым. На практике это выражается в том, что постановления, принимаемые по уголовному делу, следователь подписывает, как правило, сам, а постановления дознавателя действительны при наличии его подписи, контрассигнованной подписью начальника органа дознания.
По процессуальному оформлению результатов расследования: по окончании дознания дознавателем составляется обвинительный акт, а по окончании предварительного следствия следователем составляется обвинительное заключение.

3. Назовите основные задачи и функции подразделений дознания в системе МВД России.
Ответ: Основными задачами подразделения дознания являются:
1. Рассмотрение сообщений о преступлениях, предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации, их предупреждение, выявление, раскрытие в пределах своих полномочий, реализация иных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. Обеспечение в пределах своих полномочий исполнения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
3. Осуществление мер по обеспечению возмещения имущественного вреда, причиненного преступлениями.
4. Обеспечение соблюдения законности и разумных сроков уголовного судопроизводства при проверке сообщений о преступлениях и производстве предварительного расследования в форме дознания.
Подразделения дознания в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также положением о подразделении дознания.
Деятельность подразделения дознания осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности. Деятельность подразделения дознания осуществляется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника органов внутренних дел, федерального государственного гражданского служащего и работника подразделения дознания за исполнение своих служебных обязанностей и поручений руководства.
Основными функциями подразделения дознания являются:
1. Рассмотрение сообщений о преступлениях, по которым производство предварительного следствия необязательно.
2. Непосредственное расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных к подследственности дознавателей органов внутренних дел.
3. Обеспечение соблюдения законности и разумных сроков уголовного судопроизводства при проверке сообщений о преступлениях дознавателями и производстве предварительного расследования в форме дознания.
4. Взаимодействие в установленном порядке со структурными подразделениями территориальных органов МВД России, а также с соответствующими территориальными подразделениями иных государственных органов, связанных с правоохранительной деятельностью, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
5. Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, их анализ и обобщение, внесение в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.
6. Рассмотрение представлений и требований прокуроров, постановлений и определений судов, связанных с деятельностью подразделения дознания, и принятие по ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Обеспечение сохранности уголовных дел (в том числе находящихся в производстве дознавателей, прекращенных, производство дознания по которым приостановлено), вещественных доказательств, а также предметов, документов и ценностей, изъятых при проверке сообщений о преступлениях, производстве предварительного расследования в форме дознания и выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
8. Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, исполнение письменных поручений о производстве отдельных следственных действий, осуществление иных процессуальных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Деятельность основных подразделений органов внутренних дел», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Деятельность основных подразделений органов внутренних дел», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по теме «Деятельность основных подразделений органов внутренних дел», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Деятельность основных подразделений органов внутренних дел», допускает существенные ошибки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра дифференцированного зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит два теоретических вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Понятие и признаки правовой нормы.
2. Структура правовой нормы и содержание ее элементов.
3. Виды правовых норм по социальному назначению и по методу правового регулирования, их содержание.
4. Понятие, структура и содержание структурных элементов правоотношения.
5. Законность и ее принципы.
6. Гарантии законности и ее виды.
7. Понятие правонарушения и его признаки.
8. Состав правонарушения и характеристика его элементов.
9. Понятие и виды юридической ответственности.
10. Классификация правонарушений по степени общественной опасности и содержание ее элементов.
11. Понятие правоохранительной деятельности. Признаки правоохранительных органов.
12. Судебная власть и ее признаки.
13. Система федеральных судов РФ.
14. Понятие прокуратуры и ее принципы.
15. Система прокуратуры.
16. Федеральная служба безопасности и основные направления ее деятельности.
17. Федеральная налоговая служба. Ее функции и направления деятельности.
18. Таможенные органы и виды их деятельности.
19. Федеральная служба судебных приставов и ее основные задачи.
20. Федеральная служба исполнения наказаний и ее основные задачи.
21. Войска национальной гвардии и их основные задачи.
22. Следственный комитет и его основные задачи.
23. Понятие органов внутренних дел и основные направления их деятельности.
24. Краткая характеристика административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел.
25. Основные задачи и функции следственных управлений в органах внутренних дел.
26. Отличия дознания от предварительного следствия. Основные задачи и функции подразделений дознания.
27. Понятие участкового уполномоченного полиции. Основные направления деятельности на административном участке. Основные задачи участкового уполномоченного полиции.
28. Понятие и основные функции подразделений по делам несовершеннолетних.
29. Основные задачи и функции подразделений патрульно-постовой службы полиции.
30. Понятие уголовного права. Преступление, его признаки и классификация.
31. Понятие уголовного наказания, его цели и основные виды.
32. Понятие уголовного процесса как вида правоприменения. Стадии уголовного процесса.
33. Понятие административного права, его объекты и субъекты.
34. Понятие и признаки административных правонарушений.
35. Виды административных наказаний.

Критерии оценивания:
"Отлично": Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания по дисциплине «Основы правоохранительной деятельности», знание изученных источников законодательства.
"Хорошо": Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос. Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний по дисциплине «Основы правоохранительной деятельности», знание изученных источников законодательства.
"Удовлетворительно": Представлен неполный ответ на теоретический вопрос. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний по дисциплине «Основы правоохранительной деятельности», однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
"Неудовлетворительно": Теоретический вопрос по дисциплине «Основы правоохранительной деятельности» не раскрыт. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретического вопроса билета.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бялт В.С. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Отв. ред. Бахтеев Д. В. НАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
Л1.3 Бозров В.М. - отв. ред. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Сверчков В.В. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Макарейко Н.В. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л1.6 Гриненко А. В. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бахтеев Д.В. Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность: правоохранительная деятельность: Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
При реализации учебной дисциплины МДК 02.01 Праово социального обеспечения используются интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий используются интерактивная форма в виде разбора конкретных жизненных ситуаций.
При проведении практических занятий используются интерактивные формы в виде деловых игр или разбора конкретных жизненных ситуаций.