МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы организации экскурсионной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_10_Туризм-2022_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Препод., Купцова Вера Николаевна

Рецензент(ы):
преподаватель в.к.к., Индюкова Марина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Основы организации экскурсионной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 ТУРИЗМ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение общего представления об экскурсионной деятельности, о роли и месте профессий в экскурсионной деятельности, о сущности экскурсии, её видах, типах, алгоритме их создания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности экскурсионной деятельности и сферы туризма в целом;
Основы экскурсионного обслуживания;
основные фирмы г. Барнаула, предоставляющие экскурсионные услуги (знать их сущность и географию предложений);
нормативно-правовые акты, регулирующие экскурсионную деятельность;
Основные понятия в экскурсионной деятельности;
Специфику организации экскурсий;
Должностные обязанности экскурсовода;
Особенности работы экскурсовода с различными группами экскурсантов и в разных типах экскурсий
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в современных технологиях в экскурсионном обслуживании;
составлять полную документацию на экскурсию.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Основами разработки экскурсий;
Навыком составления однодневных загородных экскурсий с полным оформлением необходимой документации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы экскурсионной деятельности
1.1. Основные термины и понятия экрскурсионной деятельности Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Практическая работа № 1. "Термины и определения экскурсионной деятельности" (2ч) Практические 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. История экскурсионной деятельности Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Практическая работа № 2. "История экскурсионной деятельности" (4 ч) Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Сущность, признаки и функции экскурсии Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
1.6. Практическая работа № 3. "Сущность, признаки и функции экскурсии" (2 ч) Практические 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Классификация экскурсий Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
1.8. Практическая работа № 4. "Изучение рынка экскурсий" (4 ч) Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Экскурсионные ресурсы Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Практическая работа № 5. "Анализ экускурсионных ресурсов" (8 ч) Практические 1 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Экскурсионная методика Лекции 1 4 Л1.2, Л1.1
1.12. Практическая работа №6. "Экскурсионная документация" (4 ч) Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Практическая работа № 7. "Проектирование новой экскурсии" (8 ч). Практические 1 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Тест Практические 1 2 Л1.2, Л1.1
1.15. Основы экскурсионной риторики Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
1.16. Практическая работа №8. "Основы экскурсионной риторики" (4 ч) Практические 1 4 Л1.2, Л1.1
1.17. Профессиональное мастерство экскурсовода Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Практическая работа №9. "Основы профессионального мастерства экскурсовода" (8 ч) Практические 1 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Современные технологии в экскурсионной деятельности Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.20. Практическая работа №10. "Современные технологии в экскурсионной деятельности" (4 ч) Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.21. Зачет (дифференцированный) (2 ч) Практические 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (устный опрос, задания реконструкционного уровня, доклады, творческие задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10336

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания:
Тест экскурсоведение
1 Выберите правильный термин, суть которого отражает данное определение:
"Процесс перемещения человека в пространстве. "
a. Путешествие
b. Туризм
c. Экскурсия
2 Внедрение новых современных мультимедийных и цифровых технологий в процесс экскурсионных услуг не требует подготовки профессиональных кадров – экскурсоводов (гидов).
a. Верно
b. Не верно
3 Прием зрительной реконструкции:
a. Дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности
b. Широко используется при показе памятных мест, где проходили военные сражения
c. Предусматривает переход от общего к частному
4 В чем состоит одна из задач – «портфеля экскурсовода»?
a. Отборе правил техники ведения экскурсии
b. Определении приемов сохранения внимания
c. Восстановлении недостающих звеньев при показе
d. Все ответы верны
5 Выберите корректное произношение фразы:
a. уровень безработицы периодически увеличивается
b. уровень безработицы периодически поднимается
c. уровень безработицы периодически повышается
6 Назовите прием, который представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей, с целью последующего глубокого наблюдения.
a. Прием зрительной реконструкции
b. Прием зрительного монтажа
c. Прием абстрагирования
7 Назовите прием, который представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.
a. Прием характеристики
b. Прием описания
c. Прием объяснения
8 В чем проявляется творчество в деятельности экскурсовода?
a. В поисках новых логических переходов между подтемами
b. Использовании интуиции
c. Использовании пословиц
d. В умении руководить группой
9 Выберите корректное произношение фразы:
a. экскурсия увеличивает кругозор
b. экскурсия расширяет кругозор
c. экскурсия повышает кругозор
10 Какие существуют логические приемы?
a. Преуменьшение
b. Сравнение
c. Абстрагирование
d. Преувеличение
e. Обобщение
f. Переключение
11 Понятие «педагогическое мастерство экскурсовода» включает в себя:
a. умение управлять группой
b. владение иностранным языком
c. знания по специальности
d. владение компьютерными технологиями
e. понимание психологии экскурсанта
12 Экскурсовод во время проведения экскурсии берет на себя роль педагога?
a. Верно
b. Не верно
13 Чем речь устная, отличается от письменной?
a. структурой и объемом предложений
b. правильностью
c. выразительностью
d. отсутствием научных слов
e. нет правильного ответа
14 На основе каких требований должно строиться содержание материала любой экскурсии, форма преподнесения экскурсионного материала и показ объектов?
a. количество времени
b. история
c. логика
d. риторика
15 Выберите корректное произношение фразы:
a. объем информации в современном мире возрастает
b. объем информации в современном мире расширяется
c. объем информации в современном мире увеличивается
16 Экскурсионные ресурсы – это:
a. Только природные объекты
b. Только культурно-исторические объекты
c. Только социально-культурные объекты
d. Все перечисленные объекты
17 Выберите наиболее корректную фразу:
a. сеть дорог значительно увеличивается
b. сеть дорог значительно расширяется
c. сеть дорог значительно возрастает
18 Следует ли применять причастные обороты в речи экскурсовода?
a. Да
b. Нет
19 Какие паузы стоит использовать в речи экскурсовода?
a. паузы размышления
b. паузы - контрасты
c. паузы речевого такта
d. физиологические паузы
e. паузы переключения
20 Как называются жесты, помогающие экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания?
a. Объемные
b. Иллюстративные
c. Реконструирующие
d. Конструктивные
21 Как называются жесты, подчеркивающие особенности конструкции (выпуклость, вогнутость и др.), применяются в архитектурно-градостроитель¬ных экскурсиях?
a. Конструктивные
b. Пространственные
c. Реконструирующие
d. Иллюстративные
22 Как называются жесты, дающие представление о границах осматриваемого объекта?
a. Конструктивные
b. Пространственные
c. Реконструирующие
d. Иллюстративные
23 Как называется способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и формулирования на этой основе своих мыслей?

24 Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т. е. она является частью ......?

25 Как называется туризм, который предусматривает экскурсии на крупные свалки?
a. Рудеральный
b. Пенитенциарный
c. Каунтертуризм
26 Речь экскурсовода обогащают устойчивые словосочетания, смысл которых не определяется значением отдельно взятых слов. Как они называются?

27 Этот вид экскурсионного туризма нацелен на посещение объектов, связанных со смертью, погребением и упокоением человека, в места массовой гибели людей, к известным захоронениям.
a. Пенитенциарный
b. Рудеральный
c. Танатотуризм
d. Анахротуризм
28 Инновации экскурсионного продукта- это?
a. Технические нововведения в экскурсии
b. Разработка новых, ранее неизвестных на рынке экскурсионных туров
c. Инновации в управлении экскурсоводами
d. Обновление персонала
29 Виртуальные экскурсионные туры на сайтах экскурсионных учреждений и музеев - это?
a. нововведения в технологии разработки и проведения экскурсии
b. инновации экскурсионного продукта
c. технические нововведения в экскурсии
30 Фонограммы, содержащие информацию для самостоятельного ознакомления с экспозицией музея, выставки или иной достопримечательностью называют?
a. Аудиогидами
b. Радиогидами
c. Медиагидами
31 Какие виды новых информационных технологий используются в интерактивных музеях?
a. Интерактивные мультитач-столы
b. Информационные киоски
c. Видеомэппинг
d. Звуковой душ
e. Visualbox
f. Все ответы верны
32 Это устройство - альтернатива обыкновенным музейным витринам. Вместо стекла используется прозрачная панель, позволяющая выводить при приближении экскурсанта информацию прямо на поверхность витрины, в интересном анимированном виде или в форме инфографики.
a. Visualbox
b. Realbook
c. Virtualbook
d. технология iBeacon
33 Как называется технология проецирования изображений на предметы и поверхности внутри помещений?
a. интерактивная система визуализации
b. голографические проекции
c. промовизор
d. видеомэппинг
34 Какая технология позволяет экскурсанту получать на экран смартфона информацию о выставке и экспонатах в форме текста, фотографий, видеозаписей, передающихся через расставленные в залах bluetooth-маячки?
a. QR-код
b. iBeacon
c. Dreamoc
d. VirtualBook
35 Для проведения экскурсий в настоящее время начинают использоваться устройства, которые наделены «чувством места» и позволяют использовать абсолютно весь аккумулированный в сети Интернет массив геоинформации. Как они называются?
a. Радиогид
b. Аудиогид
c. ГЛОНАСС
d. QR-код
Ключ к тесту:
1 a
2 b
3 b
4 c
5 c
6 c
7 a
8 a c
9 b
10 b c e
11 a c e
12 a
13 a
14 c d
15 c
16 d
17 b
18 b
19 a c d
20 c
21 a
22 b
23 интуиция
24 образования
25 a
26 фразеологизмы
27 c
28 b
29 a
30 a
31 f
32 a
33 d
34 b
35 c

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест и устный ответ на экзаменационный билет.). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10336

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 60 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 35 вопроса, студент может получить максимум 35 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 75 тестовых задания. На выполнение теста отводится 40 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.

Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения
Приложение 1.   Контроль_2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жираткова Ж. В., Рассохина Т. В., Очилова Х. Ф. Основы экскурсионной деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Балюк, Н. А. Экскурсоведение : учебное пособие для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Современные проблемы сервиса и туризма: Научно- практический журнал Москва, 2022 https://elibrary .ru/contents.as p? titleid=26229
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle "Основы организации экскурсионной деятельности" (Туризм, Купцова В.Н.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов, презентаций и рефератов по основным проблемам курса.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по междисциплинарному курсу приведен в РПД.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам междисциплинаркого курса; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц печатного текста через 1,5 интервала (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.

Методические указания для подготовки доклада с презентацией
Требования к докладу. Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определённой учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему, вид самостоятельной работы, который используется в учебных и внеаудиторных занятиях и способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.
Чтобы выступление было удачным, оно должно хорошо восприниматься на слух, быть интересным для слушателей. При выступлении приветствуется активное использование мультимедийного сопровождения доклада (презентация, видеоролики, аудиозаписи). Доклады, сдаваемые в письменном виде, могут быть приняты преподавателем в виде зачетных работ. После выступления докладчик и содокладчик, если таковой имеется, должны ответить на вопросы слушателей.
Подготовка выступления Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада (информировать, объяснить, обсудить что-то (проблему, решение, ситуацию и т.п.), спросить совета и т.п.).
2. Подбор для доклада необходимого материала из литературных источников.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Композиционное оформление доклада в виде машинописного текста и электронной презентации.
5. Заучивание, запоминание текста машинописного доклада.
6. Репетиция, т.е. произнесение доклада с одновременной демонстрацией презентации.
Общая структура доклада Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Вступление. Формулировка темы доклада (она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию). Актуальность выбранной темы (чем она интересна, в чем заключается ее важность, почему учащимся выбрана именно эта тема). Анализ литературных источников (рекомендуется использовать данные за последние 5 лет)
Основная часть. Состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Возможно использование иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки) Если необходимо, для обоснования темы используется ссылка на источники с доказательствами, взятыми из литературы (цитирование авторов, указание цифр, фактов, определений). Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным. Способ изложения материала для выступление должен носить конспективный или тезисный характер.
Заключение. Подводятся итоги, формулируются главные выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы, предлагаются самые важные практические рекомендации. Требования к оформлению доклада. Объем машинописного текста доклада должен быть рассчитан на произнесение доклада в течение 7-10 минут (3-5 машинописных листа текста с докладом). Поэтому при подборе необходимого материала для доклада отбирается самое главное. В докладе должны быть кратко отражены главные моменты из введения, основной части и заключения.
Не редко, перед выступлением докладчик испытывает волнение, что, несомненно может повлиять на успешность выступления. Самый надежный способ справиться с волнением перед докладом - это хорошо подготовится, прорепетировать выступление накануне. Необходимо выучить текст доклада наизусть и произнести доклад 2-3 раза с одновременной демонстрацией слайдов. Проследить, чтобы время доклада не превышало 7 - 10 минут. Продумать, в какой последовательности и с какими словами Вы будете комментировать слайды презентации. Тщательно отрепетировать способы связи разных частей доклада.

При реализации дисциплины: "Основы организации экскурсионной деятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, моделирование производственных ситуаций, работа над проектом по разработке новой экскурсии и проектом по сопровождению туристов на конкретном туристском маршруте.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работа с видеоматериалами.