МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология организационной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СМиР-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 84
индивидуальные консультации 6
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 84 84 84 84
Консультации 6 6 6 6
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология организационной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются формирование комплексного представления об организационной культуре, ознакомление с закономерностями и основными этапами формирования и уровнями организационной культуры, получение знаний, необходимых для диагностики, поддержания и корректировки организационной культуры
Задачи курса:
- Сформировать у студентов комплексное представление об организационной культуре;
- Ознакомить студентов с закономерностями и основными этапами формирования и уровнями организационной культуры;
- Дать студентам основные знания о методах социологического исследования, применяемых в ходе диагностики организационной культуры;
- Способствовать овладению студентами научного-практического инструментария посредством творческого применения знаний, полученных в ходе изучения курса;
- Предоставить студентам возможность активной самостоятельной работы по практическому исследованию организационной культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
3.2.Уметь:
3.2.1.применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную
позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического,социального многообразия современного
общества, приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к изучению организационной культуры
1.1. Специфика социологического подхода к изучению организационной культуры Лекции 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Специфика социологического подхода к изучению организационной культуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.3. Организационная культура как научная проблема (подходы к определению) Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.4. Организационная как научная проблема Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Сущность и содержание организационной культуры
2.1. Понятие организационной культуры Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.2. Понятие организационной культуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.3. Содержание организационной культуры Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.4. Содержание организационной культуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.5. Оргкультура в системе управления организацией Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Формирование и функционирование организационной культуры
3.1. Эволюция оргкультуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Функции организационной культуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.3. Методы формирования и поддержания организационной культуры Практические 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.4. Цели, задачи оргкультуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.5. Методы формирования и поддержания организационной культуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.6. Методы и этапы корректировки организационной культуры Практические 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.7. Методы и этапы корректировки организационной культуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.8. Построение внутрикорпоративных взаимоотношений в многонациональных организациях Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Структура организационной культуры
4.1. Уровни организационной культуры, ее элементы и функции Практические 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.2. Уровни организационной культуры, ее элементы и функции Сам. работа 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.3. Роль имиджа в организации Сам. работа 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Типология организационной культуры
5.1. Типология организационной культуры по роли руководителя Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
5.2. Основные типы организационных культур Практические 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
5.3. Основные типы организационных культур Сам. работа 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Лидерство в системе организационной культуры
6.1. Значение лидерства в организации Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.2. Топ-менеджмент и организационная культура Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.3. Топ-менеджмент и организационная культура Сам. работа 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.4. Особенности российского менталитета и культуры предпринимательства Сам. работа 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.5. Консультации 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Организационная культура это:
А) совокупность норм, традиций, ценностей, установок, символов, ритуалов и мифов, которые связывают организацию в единое целое и разделяются ее членами
В) система норм и ценностей, которая отличает малую группу от более широкого сообщества
С) духовная жизнь общества, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность
D) закономерность эстетического освоения человеком мира, сущность и формы творчества

2. Кто из ученых предположил, что разные культуры могут взаимодействовать только при условии существования определенного единства?
А) М. М. Бахтин;
В) В. С. Библер;
С) В. А. Лекторский;
D) Г. Беккер.

3. Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации. Она предполагает:
А) анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении;
В) разработку специальных предложений и мер;
С) оба варианта верны;
D) ничего и перечисленного.

4. К формам межкультурного взаимодействия НЕ относится:
А) обмен технологиями;
В) межгосударственные отношения;
С) развитие туризма;
D) борьба с терроризмом.

5. Кто из ученых в исследованиях межкультурного взаимодействия в организации пришёл к выводу о признании вынужденной культурной укорененности любой организации, которая не желает признать главенство национальной культуры?
А) Г. Хофстеде;
В) Ф. Пьер;
С) д’Ирибарн;
D) С. Шевье.

6. В исследованиях оргкультуры Г. Хофстеде для описания национальной культуры предложил терминологию, включающую 5 параметров. Какая из представленных лишняя?
А) мужественность – женственность (мускулинность – фемининность);
В) дистанция власти (большая – малая);
С) неприятие (избегание) неопределенности (сильное – слабое);
D) ответственность (обязательная – необязательная).

7. С точки зрения теории конфликта толерантность в разрешении конфликтов в организации рассматривается как:
А) акт социального взаимодействия;
В) цель;
С) способ разрешения конфликта;
D) возможность для диалога.

8. Кто из исследователей предложил типологию организационной культуры по национальной принадлежности?
А) Т. Дил;
В) Г. Хофстеде;
С) Д. Мацумото;
D) С. Ханди.

9. Кто из исследователей сделал вывод о том, что психологические установки менеджеров во многом складываются под влиянием национальной культуры. Поэтому очень важен учет национальной культурной в многонациональных компаниях?
А) У. Оучи;
В) Э. Шейн;
С) Э. Лоран;
D) Г. Хофстеде.

10. Какие группы многонациональных корпораций выделяют с точки зрения культуры (возможно несколько вариантов ответа)?
А) монолитные;
В) плюралистические;
С) полицентрические;
D) геоцентрические.

11. Какую форму культуры организации НЕ выделяют в горизонтальном измерении организационной культуры?
А) политическая;
В) правовая;
С) экономическая
D) историческая

12. Наибольшее воздействие на культуру организации оказывает:
А) социальное и деловое окружение, в котором она функционирует
В) степень риска, связанного с деятельностью организации
С) быстрое принятие решений
D) опыт руководителя

13. В задачи оргкультуры по управлению толерантными отношениями в организации НЕ входит:
А) максимально сблизить интересы организации и сотрудника;
В) уменьшение социальной дистанции между управляющими и управляемыми;
С) построение эффективных социальных коммуникаций;
D) взаимодействие с внешней средой.

14. Оргкультура «крутых ставок» по Т. Дилу и А. Кеннеди предполагает:
А) слабая обратная связь, постоянное поощрение сотрудников;
В) высокая степень риска и медленная обратная связь;
С) риск невелик, быстрая обратная связь, поощрение работников;
D)это мир индивидуалистов, сильно рискующих и быстро получающих обратную связь.

15. Материальная и духовная культура (уберите лишнее):
А) взаимообусловлены;
В) взаимодополняемы;
С) взаимоисключаемы;
D) взаимопроникаемы.

Правильные ответы:
1-А
2-С
3-С
4-D
5-В
6-А
7-D
8-В
9-С
10-А, В
11- D
12-А
13- D
14- В
15-С

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Назовите основные виды аккультурации
Ответ: восприятие, адаптация, реакция.

2. _________________подход к изучению явлений культуры включает в себя быт, религии, традиции, взгляды и т.д.
Ответ: социологический.

3. ____________________подход пробует найти объективное, онтологическое объяснение процессам социального развития в контексте существования культур, неравномерности их развития, их связанности с глобализацией и национальной

4. Содержание межкультурной коммуникации включает обмен ____________
Ответ: мыслями, идеями, представлениями, информацией
.

5. Важную роль в процессе межкультурного взаимодействия в организации выполняет ____________
Ответ: невербальная коммуникация.

6. Перечислите основные задачи по управлению толерантными отношениями в организации в условиях культурного, религиозного, этнического и социального многообразия:
Ответ: обеспечение максимальной реализации индивидуальности работника; уменьшение социальной дистанции между управляющими и управляемыми; построение эффективных социальных коммуникаций.

7. Сторонники какого научного направления уверены, что закрепление определенных мировоззренческих концепций в общественном сознании и обучение методам эффективного межличностного взаимодействия позволит перестроить отношения на идеальных толерантных началах?
Ответ: функционализма.

8. Назовите основные направления в управлении толерантными отношениями в организации в условиях культурного, религиозного, этнического и социального многообразия
Ответ: построение такого варианта корпоративной культуры, который сокращает социальную дистанцию между управляющими и управляемыми; управление конфликтными ситуациями.

9. По каким основным параметрам можно проследить влияние многообразия национальных культур и субкультур на организационную культуру?
Ответ: индивидуализм и коллективизм; отношение ко времени; значение формальных процедур; организация деловых встреч; язык; отношение к природе; религия; отношение к законодательным нормам

10. Назовите типы многонациональных корпораций
Ответ: этноцентрические; полицентрические; региоцентрические; геоцентрические.

11. Кто определил межкультурную коммуникацию как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам?
Ответ: А. П. Садохин.

12. В какой организации культурные нормы и ценности других культур учитываются, но количественно преобладает базовая культура?
Ответ: в плюралистической

13. В многонациональных корпорациях какого типа при отборе специалистов важна лишь профессиональная компетентность, а не национальная принадлежность?
Ответ: геоцентрического

14. Оказывают ли влияние на формирование организационной культуры факторы взаимосвязи материальной и духовной культуры?
Ответ: да

15. Организационная культура, являясь фактором самоорганизации, влияет на ______
Ответ: формирование организационной структуры управления

16. Оказывают ли влияние на формирование оргкультуры конкурирующие организации?
Ответ: да

17. Отсутствие толерантности в организации в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия препятствует прогрессу команды и компании, а также может стать причиной ______________
Ответ: конфликта в организации.

18. Уровень толерантности работников организации в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия является существенным фактором, влияющим на _________________
Ответ: социально-психологический климат в коллективе.

19. Перечислите элементы материальной культуры:
Ответ: собственно предметный мир, созданный человеком; технологии; техническая культура

20. К идеальным формам существования духовной культуры относят:
Ответ: научные знания; язык; нормы морали

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3730. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 55% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Г. Смирнова Организационная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/56464D93-613C-4AD8-A5B0-18B3AF37EEF5
Л1.2 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Селезнева, Е. В. Психология управления: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/617D4097-7CC5-4AD7-A495-C7D99EB55DDC
Л2.2 Колесников, А. В. Корпоративная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН
Э3 http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека
Э4 http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования РФ
Э5 Курс в Moodle «Социология организационной культуры» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.r
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.