Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология маркетинга и рекламы |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_Социология_СМиР-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 84 | 84 | 84 | 84 |
Консультации | 6 | 6 | 6 | 6 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины являются формирование комплексного представления об организационной культуре, ознакомление с закономерностями и основными этапами формирования и уровнями организационной культуры, получение знаний, необходимых для диагностики, поддержания и корректировки организационной культуры Задачи курса: - Сформировать у студентов комплексное представление об организационной культуре; - Ознакомить студентов с закономерностями и основными этапами формирования и уровнями организационной культуры; - Дать студентам основные знания о методах социологического исследования, применяемых в ходе диагностики организационной культуры; - Способствовать овладению студентами научного-практического инструментария посредством творческого применения знаний, полученных в ходе изучения курса; - Предоставить студентам возможность активной самостоятельной работы по практическому исследованию организационной культуры. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического,социального многообразия современного общества, приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к изучению организационной культуры | ||||||
1.1. | Специфика социологического подхода к изучению организационной культуры | Лекции | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Специфика социологического подхода к изучению организационной культуры | Сам. работа | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Организационная культура как научная проблема (подходы к определению) | Практические | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Организационная как научная проблема | Сам. работа | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Сущность и содержание организационной культуры | ||||||
2.1. | Понятие организационной культуры | Лекции | 4 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Понятие организационной культуры | Сам. работа | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Содержание организационной культуры | Лекции | 4 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Содержание организационной культуры | Сам. работа | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Оргкультура в системе управления организацией | Сам. работа | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Формирование и функционирование организационной культуры | ||||||
3.1. | Эволюция оргкультуры | Сам. работа | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Функции организационной культуры | Сам. работа | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Методы формирования и поддержания организационной культуры | Практические | 4 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Цели, задачи оргкультуры | Сам. работа | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Методы формирования и поддержания организационной культуры | Сам. работа | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Методы и этапы корректировки организационной культуры | Практические | 4 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Методы и этапы корректировки организационной культуры | Сам. работа | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Построение внутрикорпоративных взаимоотношений в многонациональных организациях | Сам. работа | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Структура организационной культуры | ||||||
4.1. | Уровни организационной культуры, ее элементы и функции | Практические | 4 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Уровни организационной культуры, ее элементы и функции | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Роль имиджа в организации | Сам. работа | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Типология организационной культуры | ||||||
5.1. | Типология организационной культуры по роли руководителя | Лекции | 4 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Основные типы организационных культур | Практические | 4 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Основные типы организационных культур | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Лидерство в системе организационной культуры | ||||||
6.1. | Значение лидерства в организации | Лекции | 4 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Топ-менеджмент и организационная культура | Практические | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
6.3. | Топ-менеджмент и организационная культура | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
6.4. | Особенности российского менталитета и культуры предпринимательства | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
6.5. | Консультации | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа) 1. Организационная культура это: А) совокупность норм, традиций, ценностей, установок, символов, ритуалов и мифов, которые связывают организацию в единое целое и разделяются ее членами В) система норм и ценностей, которая отличает малую группу от более широкого сообщества С) духовная жизнь общества, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность D) закономерность эстетического освоения человеком мира, сущность и формы творчества 2. Кто из ученых предположил, что разные культуры могут взаимодействовать только при условии существования определенного единства? А) М. М. Бахтин; В) В. С. Библер; С) В. А. Лекторский; D) Г. Беккер. 3. Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации. Она предполагает: А) анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении; В) разработку специальных предложений и мер; С) оба варианта верны; D) ничего и перечисленного. 4. К формам межкультурного взаимодействия НЕ относится: А) обмен технологиями; В) межгосударственные отношения; С) развитие туризма; D) борьба с терроризмом. 5. Кто из ученых в исследованиях межкультурного взаимодействия в организации пришёл к выводу о признании вынужденной культурной укорененности любой организации, которая не желает признать главенство национальной культуры? А) Г. Хофстеде; В) Ф. Пьер; С) д’Ирибарн; D) С. Шевье. 6. В исследованиях оргкультуры Г. Хофстеде для описания национальной культуры предложил терминологию, включающую 5 параметров. Какая из представленных лишняя? А) мужественность – женственность (мускулинность – фемининность); В) дистанция власти (большая – малая); С) неприятие (избегание) неопределенности (сильное – слабое); D) ответственность (обязательная – необязательная). 7. С точки зрения теории конфликта толерантность в разрешении конфликтов в организации рассматривается как: А) акт социального взаимодействия; В) цель; С) способ разрешения конфликта; D) возможность для диалога. 8. Кто из исследователей предложил типологию организационной культуры по национальной принадлежности? А) Т. Дил; В) Г. Хофстеде; С) Д. Мацумото; D) С. Ханди. 9. Кто из исследователей сделал вывод о том, что психологические установки менеджеров во многом складываются под влиянием национальной культуры. Поэтому очень важен учет национальной культурной в многонациональных компаниях? А) У. Оучи; В) Э. Шейн; С) Э. Лоран; D) Г. Хофстеде. 10. Какие группы многонациональных корпораций выделяют с точки зрения культуры (возможно несколько вариантов ответа)? А) монолитные; В) плюралистические; С) полицентрические; D) геоцентрические. 11. Какую форму культуры организации НЕ выделяют в горизонтальном измерении организационной культуры? А) политическая; В) правовая; С) экономическая D) историческая 12. Наибольшее воздействие на культуру организации оказывает: А) социальное и деловое окружение, в котором она функционирует В) степень риска, связанного с деятельностью организации С) быстрое принятие решений D) опыт руководителя 13. В задачи оргкультуры по управлению толерантными отношениями в организации НЕ входит: А) максимально сблизить интересы организации и сотрудника; В) уменьшение социальной дистанции между управляющими и управляемыми; С) построение эффективных социальных коммуникаций; D) взаимодействие с внешней средой. 14. Оргкультура «крутых ставок» по Т. Дилу и А. Кеннеди предполагает: А) слабая обратная связь, постоянное поощрение сотрудников; В) высокая степень риска и медленная обратная связь; С) риск невелик, быстрая обратная связь, поощрение работников; D)это мир индивидуалистов, сильно рискующих и быстро получающих обратную связь. 15. Материальная и духовная культура (уберите лишнее): А) взаимообусловлены; В) взаимодополняемы; С) взаимоисключаемы; D) взаимопроникаемы. Правильные ответы: 1-А 2-С 3-С 4-D 5-В 6-А 7-D 8-В 9-С 10-А, В 11- D 12-А 13- D 14- В 15-С Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Назовите основные виды аккультурации Ответ: восприятие, адаптация, реакция. 2. _________________подход к изучению явлений культуры включает в себя быт, религии, традиции, взгляды и т.д. Ответ: социологический. 3. ____________________подход пробует найти объективное, онтологическое объяснение процессам социального развития в контексте существования культур, неравномерности их развития, их связанности с глобализацией и национальной 4. Содержание межкультурной коммуникации включает обмен ____________ Ответ: мыслями, идеями, представлениями, информацией . 5. Важную роль в процессе межкультурного взаимодействия в организации выполняет ____________ Ответ: невербальная коммуникация. 6. Перечислите основные задачи по управлению толерантными отношениями в организации в условиях культурного, религиозного, этнического и социального многообразия: Ответ: обеспечение максимальной реализации индивидуальности работника; уменьшение социальной дистанции между управляющими и управляемыми; построение эффективных социальных коммуникаций. 7. Сторонники какого научного направления уверены, что закрепление определенных мировоззренческих концепций в общественном сознании и обучение методам эффективного межличностного взаимодействия позволит перестроить отношения на идеальных толерантных началах? Ответ: функционализма. 8. Назовите основные направления в управлении толерантными отношениями в организации в условиях культурного, религиозного, этнического и социального многообразия Ответ: построение такого варианта корпоративной культуры, который сокращает социальную дистанцию между управляющими и управляемыми; управление конфликтными ситуациями. 9. По каким основным параметрам можно проследить влияние многообразия национальных культур и субкультур на организационную культуру? Ответ: индивидуализм и коллективизм; отношение ко времени; значение формальных процедур; организация деловых встреч; язык; отношение к природе; религия; отношение к законодательным нормам 10. Назовите типы многонациональных корпораций Ответ: этноцентрические; полицентрические; региоцентрические; геоцентрические. 11. Кто определил межкультурную коммуникацию как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам? Ответ: А. П. Садохин. 12. В какой организации культурные нормы и ценности других культур учитываются, но количественно преобладает базовая культура? Ответ: в плюралистической 13. В многонациональных корпорациях какого типа при отборе специалистов важна лишь профессиональная компетентность, а не национальная принадлежность? Ответ: геоцентрического 14. Оказывают ли влияние на формирование организационной культуры факторы взаимосвязи материальной и духовной культуры? Ответ: да 15. Организационная культура, являясь фактором самоорганизации, влияет на ______ Ответ: формирование организационной структуры управления 16. Оказывают ли влияние на формирование оргкультуры конкурирующие организации? Ответ: да 17. Отсутствие толерантности в организации в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия препятствует прогрессу команды и компании, а также может стать причиной ______________ Ответ: конфликта в организации. 18. Уровень толерантности работников организации в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия является существенным фактором, влияющим на _________________ Ответ: социально-психологический климат в коллективе. 19. Перечислите элементы материальной культуры: Ответ: собственно предметный мир, созданный человеком; технологии; техническая культура 20. К идеальным формам существования духовной культуры относят: Ответ: научные знания; язык; нормы морали Критерии оценки открытых вопросов. Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3730. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 55% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Г. Смирнова | Организационная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/56464D93-613C-4AD8-A5B0-18B3AF37EEF5 |
Л1.2 | А. Е. Хренов | Социология: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Селезнева, Е. В. | Психология управления: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/617D4097-7CC5-4AD7-A495-C7D99EB55DDC |
Л2.2 | Колесников, А. В. | Корпоративная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ | |||
Э2 | http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН | |||
Э3 | http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека | |||
Э4 | http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования РФ | |||
Э5 | Курс в Moodle «Социология организационной культуры» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 2. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.r 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения Рекомендации по освоению лекционных занятий. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам - полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы. Итоговый контроль. При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |