МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология организационной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология цифрового общества
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СЦО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 84
индивидуальные консультации 6
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 84 84 84 84
Консультации 6 6 6 6
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология организационной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются формирование комплексного представления об организационной культуре, ознакомление с закономерностями и основными этапами формирования и уровнями организационной культуры, получение знаний, необходимых для диагностики, поддержания и корректировки организационной культуры
Задачи курса:
- Сформировать у студентов комплексное представление об организационной культуре;
- Ознакомить студентов с закономерностями и основными этапами формирования и уровнями организационной культуры;
- Дать студентам основные знания о методах социологического исследования, применяемых в ходе диагностики организационной культуры;
- Способствовать овладению студентами научного-практического инструментария посредством творческого применения знаний, полученных в ходе изучения курса;
- Предоставить студентам возможность активной самостоятельной работы по практическому исследованию организационной культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
3.2.Уметь:
3.2.1.применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную
позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического,социального многообразия современного
общества, приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к изучению организационной культуры
1.1. Специфика социологического подхода к изучению организационной культуры Лекции 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Специфика социологического подхода к изучению организационной культуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.3. Организационная культура как научная проблема (подходы к определению) Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.4. Организационная как научная проблема Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Сущность и содержание организационной культуры
2.1. Понятие организационной культуры Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.2. Понятие организационной культуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.3. Содержание организационной культуры Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.4. Содержание организационной культуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.5. Оргкультура в системе управления организацией Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Формирование и функционирование организационной культуры
3.1. Эволюция оргкультуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Функции организационной культуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.3. Методы формирования и поддержания организационной культуры Практические 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.4. Цели, задачи оргкультуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.5. Методы формирования и поддержания организационной культуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.6. Методы и этапы корректировки организационной культуры Практические 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.7. Методы и этапы корректировки организационной культуры Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.8. Построение внутрикорпоративных взаимоотношений в многонациональных организациях Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Структура организационной культуры
4.1. Уровни организационной культуры, ее элементы и функции Практические 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.2. Уровни организационной культуры, ее элементы и функции Сам. работа 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.3. Роль имиджа в организации Сам. работа 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Типология организационной культуры
5.1. Типология организационной культуры по роли руководителя Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
5.2. Основные типы организационных культур Практические 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
5.3. Основные типы организационных культур Сам. работа 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Лидерство в системе организационной культуры
6.1. Значение лидерства в организации Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.2. Топ-менеджмент и организационная культура Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.3. Топ-менеджмент и организационная культура Сам. работа 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.4. Особенности российского менталитета и культуры предпринимательства Сам. работа 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.5. Консультации 4 6 УК-5.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Организационная культура это:
А) совокупность норм, традиций, ценностей, установок, символов, ритуалов и мифов, которые связывают организацию в единое целое и разделяются ее членами
В) система норм и ценностей, которая отличает малую группу от более широкого сообщества
С) духовная жизнь общества, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность
D) закономерность эстетического освоения человеком мира, сущность и формы творчества

2. Кто из ученых предположил, что разные культуры могут взаимодействовать только при условии существования определенного единства?
А) М. М. Бахтин;
В) В. С. Библер;
С) В. А. Лекторский;
D) Г. Беккер.

3. Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации. Она предполагает:
А) анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении;
В) разработку специальных предложений и мер;
С) оба варианта верны;
D) ничего и перечисленного.

4. К формам межкультурного взаимодействия НЕ относится:
А) обмен технологиями;
В) межгосударственные отношения;
С) развитие туризма;
D) борьба с терроризмом.

5. Кто из ученых в исследованиях межкультурного взаимодействия в организации пришёл к выводу о признании вынужденной культурной укорененности любой организации, которая не желает признать главенство национальной культуры?
А) Г. Хофстеде;
В) Ф. Пьер;
С) д’Ирибарн;
D) С. Шевье.

6. В исследованиях оргкультуры Г. Хофстеде для описания национальной культуры предложил терминологию, включающую 5 параметров. Какая из представленных лишняя?
А) мужественность – женственность (мускулинность – фемининность);
В) дистанция власти (большая – малая);
С) неприятие (избегание) неопределенности (сильное – слабое);
D) ответственность (обязательная – необязательная).

7. С точки зрения теории конфликта толерантность в разрешении конфликтов в организации рассматривается как:
А) акт социального взаимодействия;
В) цель;
С) способ разрешения конфликта;
D) возможность для диалога.

8. Кто из исследователей предложил типологию организационной культуры по национальной принадлежности?
А) Т. Дил;
В) Г. Хофстеде;
С) Д. Мацумото;
D) С. Ханди.

9. Кто из исследователей сделал вывод о том, что психологические установки менеджеров во многом складываются под влиянием национальной культуры. Поэтому очень важен учет национальной культурной в многонациональных компаниях?
А) У. Оучи;
В) Э. Шейн;
С) Э. Лоран;
D) Г. Хофстеде.

10. Какие группы многонациональных корпораций выделяют с точки зрения культуры (возможно несколько вариантов ответа)?
А) монолитные;
В) плюралистические;
С) полицентрические;
D) геоцентрические.

11. Какую форму культуры организации НЕ выделяют в горизонтальном измерении организационной культуры?
А) политическая;
В) правовая;
С) экономическая
D) историческая

12. Наибольшее воздействие на культуру организации оказывает:
А) социальное и деловое окружение, в котором она функционирует
В) степень риска, связанного с деятельностью организации
С) быстрое принятие решений
D) опыт руководителя

13. В задачи оргкультуры по управлению толерантными отношениями в организации НЕ входит:
А) максимально сблизить интересы организации и сотрудника;
В) уменьшение социальной дистанции между управляющими и управляемыми;
С) построение эффективных социальных коммуникаций;
D) взаимодействие с внешней средой.

14. Оргкультура «крутых ставок» по Т. Дилу и А. Кеннеди предполагает:
А) слабая обратная связь, постоянное поощрение сотрудников;
В) высокая степень риска и медленная обратная связь;
С) риск невелик, быстрая обратная связь, поощрение работников;
D)это мир индивидуалистов, сильно рискующих и быстро получающих обратную связь.

15. Материальная и духовная культура (уберите лишнее):
А) взаимообусловлены;
В) взаимодополняемы;
С) взаимоисключаемы;
D) взаимопроникаемы.

Правильные ответы:
1-А
2-С
3-С
4-D
5-В
6-А
7-D
8-В
9-С
10-А, В
11- D
12-А
13- D
14- В
15-С

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Назовите основные виды аккультурации
Ответ: восприятие, адаптация, реакция.

2. _________________подход к изучению явлений культуры включает в себя быт, религии, традиции, взгляды и т.д.
Ответ: социологический.

3. ____________________подход пробует найти объективное, онтологическое объяснение процессам социального развития в контексте существования культур, неравномерности их развития, их связанности с глобализацией и национальной

4. Содержание межкультурной коммуникации включает обмен ____________
Ответ: мыслями, идеями, представлениями, информацией
.

5. Важную роль в процессе межкультурного взаимодействия в организации выполняет ____________
Ответ: невербальная коммуникация.

6. Перечислите основные задачи по управлению толерантными отношениями в организации в условиях культурного, религиозного, этнического и социального многообразия:
Ответ: обеспечение максимальной реализации индивидуальности работника; уменьшение социальной дистанции между управляющими и управляемыми; построение эффективных социальных коммуникаций.

7. Сторонники какого научного направления уверены, что закрепление определенных мировоззренческих концепций в общественном сознании и обучение методам эффективного межличностного взаимодействия позволит перестроить отношения на идеальных толерантных началах?
Ответ: функционализма.

8. Назовите основные направления в управлении толерантными отношениями в организации в условиях культурного, религиозного, этнического и социального многообразия
Ответ: построение такого варианта корпоративной культуры, который сокращает социальную дистанцию между управляющими и управляемыми; управление конфликтными ситуациями.

9. По каким основным параметрам можно проследить влияние многообразия национальных культур и субкультур на организационную культуру?
Ответ: индивидуализм и коллективизм; отношение ко времени; значение формальных процедур; организация деловых встреч; язык; отношение к природе; религия; отношение к законодательным нормам

10. Назовите типы многонациональных корпораций
Ответ: этноцентрические; полицентрические; региоцентрические; геоцентрические.

11. Кто определил межкультурную коммуникацию как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам?
Ответ: А. П. Садохин.

12. В какой организации культурные нормы и ценности других культур учитываются, но количественно преобладает базовая культура?
Ответ: в плюралистической

13. В многонациональных корпорациях какого типа при отборе специалистов важна лишь профессиональная компетентность, а не национальная принадлежность?
Ответ: геоцентрического

14. Оказывают ли влияние на формирование организационной культуры факторы взаимосвязи материальной и духовной культуры?
Ответ: да

15. Организационная культура, являясь фактором самоорганизации, влияет на ______
Ответ: формирование организационной структуры управления

16. Оказывают ли влияние на формирование оргкультуры конкурирующие организации?
Ответ: да

17. Отсутствие толерантности в организации в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия препятствует прогрессу команды и компании, а также может стать причиной ______________
Ответ: конфликта в организации.

18. Уровень толерантности работников организации в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия является существенным фактором, влияющим на _________________
Ответ: социально-психологический климат в коллективе.

19. Перечислите элементы материальной культуры:
Ответ: собственно предметный мир, созданный человеком; технологии; техническая культура

20. К идеальным формам существования духовной культуры относят:
Ответ: научные знания; язык; нормы морали

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3730. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 55% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Г. Смирнова Организационная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/56464D93-613C-4AD8-A5B0-18B3AF37EEF5
Л1.2 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Селезнева, Е. В. Психология управления: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/617D4097-7CC5-4AD7-A495-C7D99EB55DDC
Л2.2 Колесников, А. В. Корпоративная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН
Э3 http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека
Э4 http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования РФ
Э5 Курс в Moodle «Социология организационной культуры» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.r
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.