МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обществознание

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2022_9кл
Часов по учебному плану 186
в том числе:
аудиторные занятия 186
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 40 40 76 76
Практические 54 54 56 56 110 110
Итого 90 90 96 96 186 186

Программу составил(и):
канд. ист. наук, Преподаватель, высшая категория, Карпенко Елена Анатольевна;Преподаватель, Косач Елена Владимировна

Рецензент(ы):
Преподаватель ,высшая категория, Большакова Елена Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Обществознание

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1 Воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации
1.2 Развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры
1.3 Углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин
1.4 Умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы
1.5 Содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом
1.6 Формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю
1.7 Применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.3.1.1 биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений
3.1.2 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
3.1.3 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
3.1.4 особенности социально-гуманитарного познания
3.2.Уметь:
3.2.1.3.2.1 характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
3.2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия
3.2.3 устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
3.2.4 объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)
3.2.5 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
3.2.6 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
3.2.7 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
3.2.8 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
3.2.9 подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
3.2.10 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
3.2.11 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
− успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
− совершенствования собственной познавательной деятельности;
− критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
− решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
− ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
− предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
− оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
− реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
− осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.3.3.1. Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Человек как биосоциальное существо. Человек, индивид, личность. Практические 1 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Деятельность человека. Потребности, способности, интересы. Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Познание Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Проблема познаваемости мира. Мировоззрение. Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Общество как сложная система Лекции 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Основные институты общества Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Общество и природа. Многовариативность общественного развития Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Мировые глобальные проблемы. Глобализация. Практические 1 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Тестирование по разделу «Человек и общество» Практические 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Духовная культура личности и общества. Виды культуры Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Наука и образование в современном мире Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Наука и образование в современно мире Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. Лекции 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Религия как феномен культуры. Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Искусство и его роль в жизни общества Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Мораль и нравственность Практические 1 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Тестирование по разделу «Духовная культура человека и общества» Практические 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Экономика
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы Лекции 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Экономика как наука. Типы экономических систем Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Лекции 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Факторы спроса и предложения Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Функции государства в экономике Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Рынок труда и безработица Лекции 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Причины безработицы и трудоустройство Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики Лекции 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Тестирование по разделу «Экономика» Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Социальные отношения
4.1. Социальная роль и стратификация Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Социальная стратификация и социальная мобильность Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Социальные нормы и конфликты Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Социальные нормы и санкции Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Социальные конфликты. Девиация Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Важнейшие социальные общности и группы Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Этнические общности и межнациональные отношения Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Семья в современной России. Семейные правоотношения Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.9. Молодёжь как социальная группа. Особенности молодёжной политики в современной России Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.10. Тестирование по разделу «Социальные отношения» Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Политика
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе Лекции 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Политическая система общества. Государство в политической системе Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Формы государства. Типология политических режимов Лекции 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Формы государства Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.5. Органы государственной власти РФ: структура и полномочия Лекции 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.6. Органы государственной власти РФ Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.7. Участники политического процесса Лекции 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.8. Политические партии и движения Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.9. Избирательное право в РФ Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.10. Личность и государство Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.11. Тестирование по разделу «Политика» Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений
6.1. Правовое регулирование общественных отношений Лекции 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Право в системе нормативно-правового регулирования Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Правовая культура и правовое поведение личности. Юридическая ответственность Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Основы конституционного права РФ Лекции 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.5. Понятие, сущность и значение Конституции РФ. Основы правового статуса человека и гражданина. Суверенитет. Понятие и принципы гражданства. Система органов государственной власти Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.6. Отрасли российского права Лекции 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.7. Гражданское право и гражданские правоотношения Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.8. Трудовое право и трудовые правоотношения Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.9. Административное право. Административная ответственность Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.10. Уголовное право. Уголовная ответственность Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.11. Тестирование по разделу «Правовое регулирование общественных отношений» Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.12. Итоговое тестирование по курсу Обществознание Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, индивидуальные творческие задания, тесты ) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8560
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированный зачет по итогам освоения дисциплины.
Тестовые задания
1. Человек от животного отличается тем, что он
а) имеет природные инстинкты;
б) обладает совершенным слухом;
в) не зависит от природных условий;
г) обладает членораздельной речью.

2. И человеку, и животному свойственна
а) трудовая активность;
б) забота о потомстве;
в) познавательная деятельность;
г) самореализация.

3. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
B. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
а) верно только А;
б) верно только В;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.

4. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в
а) трудовой деятельности;
б) нормальном теплообмене;
в) сохранении здоровья;
г) физической активности.

5. К практической деятельности относится
а) производство материальных благ;
б) познание законов природы;
в) формирование религиозных представлений о мире;
г) сочинение музыки.

6. Общее в деятельности изобретателей и писателей является то, что она является
а) предметной;
б) практической;
в) материальной;
г) творческой.

7. Единичный представитель человеческого рода называется
а) индивидом;
б) индивидуальностью;
в) личностью;
г) творцом.

8.Что из ниже перечисленного характеризует человека как личность?
а) особенности внешности;
б) принадлежность к виду Homo sapiens;
в) прямая походка;
г) социальный статус.

9. Социализация личности – это
а) общение с окружающими;
б) изменение социального статуса;
в) усвоение социального опыта, накопленного человечеством;
г) переход из одной социальной группы в другую.

10. В процессе жизни человек формируется как
а) биологическая особь;
б) индивид;
в) личность;
г) особый генотип.

11.Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется
а) культурой;
б) народом;
в) обществом;
г) государством.

12. Понятие «общество» включает
а) природную среду обитания;
б) способы взаимодействия людей;
в) принципы неизменности элементов;
г) окружающий мир.

13. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как
а) динамическую систему;
б) часть природы;
в) весь окружающий человека материальный мир;
г) не подверженную изменению систему.

14. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество – это часть материального мира.
Б. Общество включает в себя способы взаимодействия людей.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.

15. Связь всех сфер жизни общества
а) вытекает из целостности общества;
б) достигается в ходе политической борьбы;
в) обеспечивается идеологической работой;
г) устанавливается законодательным путем.

Ответы
1.г
2.б
3.б
4.а
5.а
6.г
7.а
8.г
9.в
10.в
11б
12 в
13 а
14в
15а
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговое тест»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8560
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых заданий. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_Обществознание_2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбов, Л. Н. Обществознание. 11 класс (базовый уровень): учебник Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.2 Л. Н. Боголюбов, А. Ю, Лазебникова, А. В. Половникова Обществознание. 10 класс (базовый уровень): учебник Просвещение, 2023 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Агафоновой Н.В. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Обществознание (Колледж АлтГУ, дисциплина ядра. Преподаватели Карпенко Е.А., Косач Е.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Сайт Федерального Собрания РФ. Режим доступа: http://www.gov.ru/main/page7.html
Сайт Президента РФ. режим доступа: http://www.kremlin.ru/
Сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
ИПО системы «Гарант».Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины Обществознание используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: деловые игры, кейс-задания, дискуссии, работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов используются индивидуальные творческие задания(эссе, презентации, рефераты).
Для успешного овладения дисциплиной Обществознание необходимо выполнять следующие требования:
•посещать все лекционные и практические занятия
•все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
•обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
•в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины Обществознание обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины Обществознание.

Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин, в том числе и Обществознания. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию необходимо слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– проблемы поставленные в лекции и то, как они обосновываются;
– примеры, факты, нормативные источники;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции.
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Практические занятия могут включать в себя устный опрос, решение познавательных задач (кейс-задания), дискуссии, деловые игры. План устного практического занятия состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по Обществознанию. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
Планы устных практических занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях.
При подготовке к устному практическому занятию по дисциплине Обществознание следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материал(вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг выступления могут разгораться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. В заключении преподаватель, как руководитель занятия подводит итоги. Он может выборочно проверить конспекты студентов и если потребуется внести в них исправления и дополнения.

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине Обществознание предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запонимание терминов и понятий.