МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология потребления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент, Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд. социол. наук, доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология потребления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с современным пониманием, подходами и трактовками потребления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
3.2.Уметь:
3.2.1.Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию потребления
1.1. Основные социологические подходы к изучению потребления Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные социологические подходы к изучению потребления Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные подходы к изучению потребления Сам. работа 2 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Модели и теоретические концепции потребления Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Модели и теоретические концепции потребления Практические 2 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Модели и теоретические концепции потребления Сам. работа 2 12 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Потребление в социологическом, культурологическом и этическом контексте Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Потребление в социологическом, культурологическом и этическом контексте Сам. работа 2 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Человек и вещи. Потребление знаков Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Человек и вещи. Потребление знаков Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Человек и вещи. Потребление знаков Сам. работа 2 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Современные формы потребления Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Современные формы потребления Практические 2 8 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Современные формы потребления Сам. работа 2 12 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Практические 2 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Сам. работа 2 12 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Какое из определений является неверным?
a) Команда – группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе формулируют задачи и стратегию работы, за которую они несут взаимную ответственность.
b) Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
c) Команда – это группа людей, которые выполняют определенную работу за денежное вознаграждение.
Ответ: c)
2. Какое из определений типа лидерства является неверным?
a) Авторитарное (деспотичное) – лидер раздает четкие поручения и единолично принимает решения.
b) Народное (демократичное): лидер поддерживает коллаборации, а решения принимает вся группа.
c) Эталонное – лидер не включен в процесс, а у группы полная свобода действий.
Ответ: c)
3. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
a) не более 12-15 человек;
b) определяется сложностью и количеством бизнес-процессов;
c) 20-25 человек.
Ответ: a)
4. Что является главным условием для возникновения малой группы:
a) длительное знакомство людей друг с другом;
b) общность интересов, профессии, деятельности;
c) психологическая совместимость всех членов группы.
Ответ: b)
5. Что такое социальное взаимодействие:
a) обмен действиями между несколькими людьми;
b) процесс взаимной координации несколькими людьми своих поступков;
c) процесс установления и поддержания отношений между людьми.
Ответ: b)
6. Какие взаимодействия являются организованными:
a) осуществляемые в рамках организации;
b) опирающиеся на сложившуюся систему норм;
c) включающие в состав субъектов лидера.
Ответ: b)
7. Термин «первичная группа» ввел в социологию:
a) Ч. Кули;
b) О. Конт;
c) Э. Дюркгейм.
Ответ: a)
8. Групповые взаимоотношения как нечто целое, как система взаимодействий в некотором поле – это:
a) лидерство;
b) групповая динамика;
c) руководство.
Ответ: b)
9. Человек, имеющий возможность воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу, является:
a) лидером-новатором;
b) неформальным лидером;
c) формальным лидером.
Ответ: c)
10. Что означает понятие «интегративная функция» в теории лидерства:
a) умение маневрировать;
b) сплочение единомышленников, окружения вокруг программы лидера;
c) неустойчивость в принятии решений.
Ответ: b)

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Открытые вопросы
1. Процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управ¬ленческих решений по достижению определенных целей - это_________(лидерство)
2. Стиль лидерства, который характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных называется _________стилем (либеральным)
3. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»? (не более 12-15 человек)
4. Стиль лидерства, характеризующийся централизацией власти в руках одного руководителя – это_____________стиль (авторитарный)
5. Стиль лидерства, основанный на том, что руководитель децентрализует свою управленческую власть - это _________стиль (демократический)
6. Совокупность людей, объединённых каким-либо общим для них признаком в социологии называется _________(группой)
7. Связь между людьми на основе социальной информации называется _________(социальной коммуникацией)
8. Группа, члены которой связаны «лицом к лицу» называется _______(«первичная группа»)
9. Кому принадлежит понятие «групповая динамика»? (К. Левину)
10. Кто из социологов вывел методологические правила изучения групповой динамики и назвал их гипотезами? (Дж. Хоманс)
11. Сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера – это __________функция лидерства (интегративная)
12. Метод, направленный на исследование психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, позволяющий выявить неофициальных лидеров малых групп – это _________(социометрия)
13. Подход, который создал основу для классификации стилей руководства и стилей поведения – это_______(поведенческий подход)
14. Вид лидерства, при котором происходит влияние на людей с позиции занимаемой должности? (формальное лидерство)
15. Вид лидерства, при котором происходит влияние на людей при помощи своих способностей, авторитета, доверия, умения и других ресурсов? (неформальное лидерство)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин, В. И. Социология потребления: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Голубкова Е.Н. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle «Социология потребления» portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э3 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.