Закреплена за кафедрой | Отделение природопользования, сервиса и туризма |
---|---|
Направление подготовки | 54.02.01. Дизайн (по отраслям) (в промышленности) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | 54_02_01_Дизайн-2020_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 40 | 40 | 60 | 60 |
Практические | 31 | 31 | 52 | 52 | 83 | 83 |
Сам. работа | 26 | 26 | 48 | 48 | 74 | 74 |
Итого | 77 | 77 | 140 | 140 | 217 | 217 |
1.1. | Обществознание: Воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации Развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры Углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин Умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы Содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом Формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю Применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни Право: Формирование представления о сущности права и закономерностях его развития Формирование знаний в области правового регулирования общественных отношений и умения применять их в своей профессиональной деятельности Изучение основных проблем правового регулирования поведения человека в обществе, связанных с совершением правонарушений Приобретение теоретических знаний по основным отраслям российского права Экономика: Изучение закономерностей функционирования рыночной экономики, анализ рыночного механизма, сегментов и инфраструктуры различных рынков, действующих в целостной экономике. Исследование хозяйственной деятельности людей, направленное на все более полное удовлетворение их разнообразных потребностей в условиях ограниченности ресурсов |
---|
Цикл (раздел) ООП: СОО.02 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми Сущность общества как формы совместной деятельности людей Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения Основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права Ресурсы и факторы производства, роль экономических потребностей, типы экономических систем, формы собственности Рыночный механизм спроса и предложения на микроуровне, роль и функции государства, направления макроэкономической политики государства, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных источниках (материалах средств массовой информации (СМИ)), учебном тексте и других адаптированных источниках) Различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности) Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения Оперировать юридическими понятиями и категориями Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения Анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Правильно составлять и оформлять юридические документы Объяснять ситуацию выбора, раскрывать роль потребителя в экономиеке, определять роль государственного и частного секторов в защите интересов потребителя, осознавать ответственность и требования, предъявляемые к предпринимателю при занятии хозяйственной деятельности, определять и объяснять фукции правительства в рыночной экономике, объяснять причины экономического роста |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Не предусмотрено |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Человек и общество | ||||||
1.1. | Общество как сложная система | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Общество и природа. Многовариативность общественного развития | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
1.3. | Мировые глобальные проблемы. Глобализация человеческого общества. | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
1.4. | Тестирование по теме Общество | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1 | |
1.5. | Человек как биосоциальное существо. Деятельность и потребность человека. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
1.6. | Самореализации личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
1.7. | Тестирование по теме Человек | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 2. Духовная сфера общества | ||||||
2.1. | Познание | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
2.2. | Духовная культура (культура, искуство, религия, наука, образование) в обществе | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
2.3. | Формы и разновидности культуры. | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
2.4. | Мораль, искусство и религия, как элементы духовной культуры. | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
2.5. | Кейс-задание по разделу Познание. Духовная сфера | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
2.6. | Тестирование по разделу Духовная сфера. Познание | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 3. Социальные отношения | ||||||
3.1. | Социальная структура. Социальная роль и стратификация | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
3.2. | Социальная роль и социальная стратификация. | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
3.3. | Социальный контроль и социальный конфликт | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
3.4. | Виды социальных норм, Виды социальных санкций. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. | Практические | 1 | 4 | Л1.1 | |
3.5. | Этнические общности и межнациональные отношения | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
3.6. | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
3.7. | Молодёжь как социальная группа. Особенности молодёжной политики в России. | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
3.8. | Молодежь как социальная группа | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1 | |
3.9. | Семья как малая социальная группа | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
3.10. | Тестирование по разделу Социальные отношения | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 4. Политика | ||||||
4.1. | Государство и политическая система общества.Политические институты. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
4.2. | Политическая система, её внутренняя структура. Политические институты. | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
4.3. | Форма государсва. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
4.4. | Государство как политический институт. Признаки государства, его форма и функции. | Практические | 1 | 4 | Л1.1 | |
4.5. | Тестирование по теме Форма государства | Сам. работа | 1 | 6 | Л1.1 | |
4.6. | Политическая идеология. Личность и политика. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
4.7. | Политическое участие. Гражданское общество и правовое государство. | Практические | 1 | 3 | Л1.1 | |
4.8. | Тестирование по теме Политическое участие, политическая элита и лидерство. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1 | |
4.9. | Тестирование по разделу Политика | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
Раздел 5. Теория права | ||||||
5.1. | Право в системе социальных норм | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
5.2. | Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
5.3. | Система права РФ. Правоохранительные органы | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
5.4. | Право в системе нормативно-правового регулирования | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
5.5. | Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
5.6. | Повторение материала по разделу Теория права. | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1 | |
5.7. | Тестирование по разделу Теория права | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1 | |
Раздел 6. Ведущие отрасли российского права | ||||||
6.1. | Конституционное право – ведущая отрасль российского права. Органы государственной власти в РФ | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.2. | Конституционые права и свободы | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.3. | Основы конституционного права | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.4. | Конституционные права и свободы | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.5. | Основы конституционного права Российской Федерации. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1 | |
6.6. | Гражданское право и гражданские праовотношения | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.7. | Субъекты гражданского права | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.8. | Гражданские правоотношения | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.9. | Физические и юридические лица как участники гражданских правоотношений | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.10. | Семейное право | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.11. | Правовое регулирование семейных отношений. Тест | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.12. | Кейс-задания. Правовое регулирование семейных отношений | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.13. | Трудовое право и трудовые правоотношения | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.14. | Трудовой договор | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.15. | Трудовые правоотношения. Тест | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.16. | Кейс-задание.Правовое регулирование трудовых отношений | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.17. | Административное право | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.18. | Кейс-задание. Особенности административных правоотношений | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.19. | Уголовное право | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.20. | Кейс-задание. Уголовное право | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
6.21. | Кейс-задание по разделу Ведущие отрасли российского права. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1 | |
6.22. | Тестирование по разделу Ведущие отрасли российского права | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1 | |
Раздел 7. Введение в экономику | ||||||
7.1. | Экономика: наука и хозяйство | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
7.2. | Экономика и экономическая наука | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
7.3. | Экономика и экономическая наука | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
7.4. | Экономические системы и собственность | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
7.5. | Собственность как основа производственных отношений | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
7.6. | Основы организации рыночной экономики | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
7.7. | Субъекты и структура рынка. Конкуренция. | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
7.8. | Собственность и предпринимательство | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
7.9. | Подготовка к тестированию по разделу | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
7.10. | Тест Введение в экономику | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 8. Основы микроэкономики | ||||||
8.1. | Рыночный механизм | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
8.2. | Спрос. Предложение. Рыночное равновесие | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
8.3. | Анализ спроса на отдельные виды товаров в группе (напитки, услуги интернета, и т.д). | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
8.4. | Фирма (предприятие). Издержки производства | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
8.5. | Фирмы (предприятия), их статус, цели и общая классификация | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
8.6. | Издержки. Заработная плата и производительность труда | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
8.7. | Экономические основы деятельности фирмы. Антимонопольное регулирование | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 9. Основы макроэкономики | ||||||
9.1. | Основные макроэкономические показатели. Макроэкономическое равновесие | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
9.2. | Макроэкономическое равновесие | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
9.3. | Налогово-бюджетная, фискальная политика государства | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
9.4. | Налогово-бюджетная политика государства | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
9.5. | Фискальная политика государства | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
9.6. | Денежно-кредитная политика государства | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
9.7. | Монетарная политика государства | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
9.8. | Роль государства в экономике | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
9.9. | Элементы международной экономики | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
9.10. | Формы международных экономических отношений | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
9.11. | Тестирование по разделам Экономика | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
9.12. | Повторение материала по курсу, подготовка к промежуточной аттестации | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.2, Л1.1 | |
9.13. | Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачёт. | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
А1. Общество в узком смысле слова - это: 1) определённый этап исторического развития человечества 2) часть окружающей среды, которая создана человеком 3) совокупность элементов живой и неживой природы 4) способ отношения человека к внешнему миру А2. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы? А. Природа является частью общества. Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А3. В экономике государства А. господствует натуральное хозяйство, преобладание коллективные формы собственности. В политической сфере преимущества имеют армия и церковь. К какому типу относится общество А.? 1) информационное 2) индустриальное 3) постиндустриальное 4) аграрное А4. Какой признак характеризует понятие «личность»: 1) биологические потребности 2) сознательные цели 3)физиологические особенности 4) природные задатки А5. В семье А. часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь? 1) принуждение 2) соперничество 3) сглаживание 4) компромисс А6. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни? А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям. Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А7. Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности: 1) политической 2) интеллектуальной 3) художественной 4) государственной А8. Что свойственно обществу индустриального типа? 1) механизация и автоматизация производства 2) преобладание сельского хозяйства в экономике 3) господство церкви и армии в политической сфере общества 4) сословная структура общества А9. Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)? А. НТР сокращает зависимость человека от техники. Б. НТР превращает образование в необходимое условие полноценного человеческого существования. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А10. Верны ли следующие суждения о единстве в современном мире? А. Единство мира означает устранение различий между народами. Б. Единство мира предполагает сохранение и преумножение самобытности народов 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 11. В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре? 1) является формой деятельности человека 2) предполагает наличие цели 3) даёт человеку опыт действия с предметами 4) может носить коллективный характер А12. К формам самопознания не относится (-ятся): 1) ведение личного дневника 2) заполнение профориентационной анкеты 3) выполнение психологических тестов 4) написание сочинения по литературе А13. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности? А. К числу глобальных проблем относят проблему сохранения мира. Б. К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А14. Человек как один из людей: 1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность А15. Верны ли суждения о социализации? А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека; Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни? 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны А16. Верны ли суждения о реформе? А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей. Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А17. К числу основных сфер общественной жизни относится: 1) материальное производство 2) экономика 3) конституционное право 4) государство А18. Верны ли суждения о конформизме? А) Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Б) Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А19. Общей чертой общества и природы является: 1) существование независимо друг от друга 2) наличие признаков системы 3) сознательная и волевая деятельность 4) действие в качестве создателя культуры А20. Признаком общения не является: 1) обмен информацией 2) обмен опытом 3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениями Ключ А1 1 А11 3 А2 2 А12 4 А3 4 А13 3 А4 2 А14 1 А5 3 А15 3 А6 3 А16 2 А7 2 А17 2 А8 1 А18 1 А9 2 А19 2 А10 1 А20 3 Критерии оценивания: 85-100 баллов (оценка «отлично») Верно выполнено 85-100% заданий предложенного теста. 70-84 баллов (оценка «хорошо») Верно выполнено 70-84% заданий предложенного теста. 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Верно выполнено 50-69% заданий предложенного теста. 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») Верно выполнено 0-49% заданий предложенного теста. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1.Форма проведения промежуточной аттестации: _дифференцированный зачет_ 2.Процедура проведения промежуточной аттестации: дифференцированный зачет проводится в традиционной форме после успешной сдачи всех текущих аттестаций. Дифференцированный зачет является формой промежуточного контроля знаний, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. Умения и навыки отрабатываются студентами в ходе практических занятий. В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа: -самостоятельная работа в течение семестра; -непосредственная подготовка в дни, предшествующие дифференцированному зачету по темам курса; -подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах. Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо, указана в учебно-методическом комплексе. Для полноты учебной информации и ее сравнения лучше использовать не менее двух учебников. Студент вправе сам придерживаться любой из представленных в учебниках точек зрения по спорной проблеме (в том числе отличной от преподавателя), но при условии достаточной научной аргументации. Основным источником подготовки к дифференцированному зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем. Дифференцированный зачет проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. Билет включает в себя два теоретических вопроса. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им билета. Результаты дифференцированного зачета объявляются студенту после окончания ответа в день сдачи. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины: А1. Общество в узком смысле слова - это: 1) определённый этап исторического развития человечества 2) часть окружающей среды, которая создана человеком 3) совокупность элементов живой и неживой природы 4) способ отношения человека к внешнему миру А2. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы? А. Природа является частью общества. Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А3. В экономике государства А. господствует натуральное хозяйство, преобладание коллективные формы собственности. В политической сфере преимущества имеют армия и церковь. К какому типу относится общество А.? 1) информационное 2) индустриальное 3) постиндустриальное 4) аграрное А4. Какой признак характеризует понятие «личность»: 1) биологические потребности 2) сознательные цели 3)физиологические особенности 4) природные задатки А5. В семье А. часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь? 1) принуждение 2) соперничество 3) сглаживание 4) компромисс А6. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни? А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям. Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А7. Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности: 1) политической 2) интеллектуальной 3) художественной 4) государственной А8. Что свойственно обществу индустриального типа? 1) механизация и автоматизация производства 2) преобладание сельского хозяйства в экономике 3) господство церкви и армии в политической сфере общества 4) сословная структура общества А9. Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)? А. НТР сокращает зависимость человека от техники. Б. НТР превращает образование в необходимое условие полноценного человеческого существования. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А10. Верны ли следующие суждения о единстве в современном мире? А. Единство мира означает устранение различий между народами. Б. Единство мира предполагает сохранение и преумножение самобытности народов 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 11. В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре? 1) является формой деятельности человека 2) предполагает наличие цели 3) даёт человеку опыт действия с предметами 4) может носить коллективный характер А12. К формам самопознания не относится (-ятся): 1) ведение личного дневника 2) заполнение профориентационной анкеты 3) выполнение психологических тестов 4) написание сочинения по литературе А13. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности? А. К числу глобальных проблем относят проблему сохранения мира. Б. К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А14. Человек как один из людей: 1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность А15. Верны ли суждения о социализации? А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека; Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни? 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны А16. Верны ли суждения о реформе? А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей. Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А17. К числу основных сфер общественной жизни относится: 1) материальное производство 2) экономика 3) конституционное право 4) государство А18. Верны ли суждения о конформизме? А) Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Б) Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А19. Общей чертой общества и природы является: 1) существование независимо друг от друга 2) наличие признаков системы 3) сознательная и волевая деятельность 4) действие в качестве создателя культуры А20. Признаком общения не является: 1) обмен информацией 2) обмен опытом 3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениями Ключ А1 1 А11 3 А2 2 А12 4 А3 4 А13 3 А4 2 А14 1 А5 3 А15 3 А6 3 А16 2 А7 2 А17 2 А8 1 А18 1 А9 2 А19 2 А10 1 А20 3 Критерии оценивания: 85-100 баллов (оценка «отлично») Верно выполнено 85-100% заданий предложенного теста. 70-84 баллов (оценка «хорошо») Верно выполнено 70-84% заданий предложенного теста. 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Верно выполнено 50-69% заданий предложенного теста. 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») Верно выполнено 0-49% заданий предложенного теста. Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету: 1. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. 2. Общество как целостная динамическая система. 3. Науки об обществе. Этапы становления обществознания. 4. Общественный прогресс. Его критерии и противоречивость. 5. Субъекты исторического процесса. 6. Цивилизационный подход к истории человечества. Цивилизации прошлого и современные цивилизации. 7. Формационный подход к истории человечества. 8. Взаимосвязь и целостность современного мира. 9. Многообразие наук о человеке. 10. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. 11. Индивид и индивидуальность. 12. Личность как субъект общественной жизни. Сущностные характеристики личности. 13. Мировоззрение и его роль в жизни человека. 14. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. 15. Деятельность как способ существования людей. 16. Структура деятельности. 17. Мотивы деятельности. 18. Виды деятельности. 19. Деятельность и общение. 20. Познание как деятельность. Соотношение чувственного и рационального познания. 21. Истина и ее критерии. 22. Научное познание и его особенности. 23. Социальное познание и его особенности. 24. Понятие духовной жизни общества. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. 25. Понятие культуры и ее функции. 26. Массовая и элитарная культуры. 27. Сущность морали, ее категории, принципы и нормы. 28. Религия как феномен культуры. Мировые религии. 29. Сущность искусства, его формы, направления и особенности. 30. Наука: ее задачи и цели. Особенности современной науки. 31. Образование в системе духовного производства. Тенденции развития современного образования. 32. Экономика как подсистема общества, ее место и роль в жизни общества. 33. Экономический цикл и его фазы. 34. Экономический рост как важнейший критерий прогресса экономики. 35. Экономическое содержание собственности. 36. Экономическая деятельность. 37. Рыночные отношения в экономике. 38. Фирмы в экономике. 39. Финансы в экономике. 40. Государство и экономика. 41. Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. 42. Предпринимательство и предпринимательские правоотношения. 43. Человек в системе экономических отношений. Экономика потребителя. 44. Рынок труда. Занятость и безработица. 45. Экономическая культура: сущность и основные элементы. 46. Социальная структура и ее элементы. 47. Социальные статусы. 48. Социальная стратификация. 49. Социальная мобильность 50. Социальные группы в современном российском обществе. 51. Социальные конфликты: причины и последствия. 52. Социальные нормы. 53. Отклоняющееся (девиантное) поведение. 54. Социальный контроль. 55. Нации. Межэтнические отношения и национальная политика. 56. Семья как социальный институт и малая группа. 57. Молодежь как социальная группа. 58. Демография: социальные процессы и социальные проблемы в современной России. 59. Политика как общественное явление. 60. Политическая власть и политические отношения. 61. Политическая система, ее структура и функции. 62. Особенности политической системы Российской Федерации. 63. Понятие государства, признаки и функции государства. 64. Форма правления. Понятие политического режима. 65. Гражданское общество: понятие и основные черты. 66. Проблемы становления правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. 67. Политические партии и движения. Политические партии в современной России. 68. Выборы как политический институт. Типы избирательных систем. 79. Личность в политике. 70. Понятие политического конфликта. 71. Политическая идеология и ее структура. 72. Политическая культура общества. 73. Понятие и основные признаки права. Функции права. 74. Система права и нормы права. 75. Понятие и структура нормы права. 76. Субъекты права, участники правоотношений. 77. Правонарушение: понятие, признаки, виды и состав. 78. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания, цели и функции. 79. Структура и содержание Конституции РФ 1993 года 80. Судебная система РФ. 81. Виды субъектов гражданских правоотношений. 82. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. 83. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. 84. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. 85. Брак: понятие, условия и порядок его заключения; препятствия к заключению брака; прекращение брака. 86. Алиментные обязательства. 87. Права и обязанности родителей и детей. 88. Усыновление. Опека и попечительство. 89. Наследование по завещанию. 90. Наследование по закону. 91. Содержание трудового договора. 92. Порядок и условия расторжения трудового договора. 93. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Праздничные дни. 94. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. 95. Понятие преступления. Основные виды преступлений. 96. Уголовная ответственность и наказание. 97. Уголовная ответственность несовершеннолетних. 6. Критерии оценивания: Уровень освоения Критерии 85-100 баллов (оценка «отлично») Студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, основной и дополнительной литературы; аргументировано и логично излагает материал, делает обоснованные выводы. 70-84 баллов (оценка «хорошо») Студент показывает твердые знания предмета, основной литературы; не достаточно аргументировано излагает материал, не способен дать собственную оценку поставленной проблеме. 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Студент демонстрирует низкий уровень знания предмета, не способность четко и последовательно изложить материал исследуемого вопроса, не может сделать выводов. 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно) Студент демонстрирует поверхностные знания в области предмета, основной литературы; логика изложения материала и аналитическое мышление отсутствует. 7. Тематика курсовых работ / проектов: не предусмотрены |
Приложения |
Приложение 1.
![]()
Приложение 2.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Боголюбов, Л. Н. | Обществознание. 11 класс (базовый уровень): учебник | Просвещение, 2023 | znanium.com |
Л1.2 | Родина Г. А., Тарасова С. В. ; Под ред. Родиной Г.А., Тарасовой С.В. | ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Игошин Н.А., Пархоменко В.И. | Обществознание: Учебное пособие для СПО | Москва: Изд-во ЮРАЙТ, 2023 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Обществознание (вкл. экономику и право) (Дизайн, преподаватель Карпенко Е.А.) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows и/или AstraLinux Специализированное и общее ПО Open Office или Libreoffice 3D Canvas Blender Visual Studio Community Python c расширениями PIL, Py OpenGL FAR XnView 7-Zip AcrobatReader GIMP Inkscape Paint.net VBox Mozila FireFox Chrome Eclipse (PHP,C++, Phortran) VLC QTEPLOT Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/ Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Сайт Конституционного Суда РФ. Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx Сайт Федерального Собрания РФ. Режим доступа: http://www.gov.ru/main/page7.html Сайт Президента РФ. режим доступа: http://www.kremlin.ru/ Сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/ Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/ Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ ИПО системы «Гарант».Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие». Режим доступа: http://sudrf.ru/ Сайт РосПравосудие. Режим доступа: http://rospravosudie.com/ Сайт судебные и нормативные акты РФ. Режим доступа: http://sudact.ru/ Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/ Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
310Н | методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией. |
211Н | кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
При реализации учебной дисциплины "Обществознание (вкл. экономику и право)" в ходе лекционной, практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных занятий: лекция-дискуссия, лекция-визуализация (с использованием информационно-коммуникационных технологий – презентаций). При проведении практических занятий: тестирование, практическая работа В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации работы студентов над конспектом лекций и учебной литературой, с информационными образовательными ресурсами, проведении устного опроса и индивидуальных творческих заданий. По итогам прохождения обучения, студенты получают оценку по каждому учебному блоку, итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое, с учетом математического округления. Подготовка к лекционным занятиям Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и ресурсами Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна. Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь: • сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей; • обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное; • фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы; • готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада; • работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом; • пользоваться реферативными и справочными материалами; • контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия; • обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам. • обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.). |