МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обществознание (вкл. экономику и право)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2020_9кл
Часов по учебному плану 217
в том числе:
аудиторные занятия 143
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 40 40 60 60
Практические 31 31 52 52 83 83
Сам. работа 26 26 48 48 74 74
Итого 77 77 140 140 217 217

Программу составил(и):
канд.ист.наук, преподаватель ,высшая категория, Карпенко Елена Анатольевна;Препод., Черкашина Лилия Анатольевна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Большакова Елена Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Обществознание (вкл. экономику и право)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (в промышленности) (приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 г. № 1391)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (в промышленности) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитраный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обществознание:
Воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации
Развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры
Углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин
Умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы
Содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом
Формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю
Применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни
Право:
Формирование представления о сущности права и закономерностях его развития
Формирование знаний в области правового регулирования общественных отношений и умения применять их в своей профессиональной деятельности
Изучение основных проблем правового регулирования поведения человека в обществе, связанных с совершением правонарушений
Приобретение теоретических знаний по основным отраслям российского права
Экономика:
Изучение закономерностей функционирования рыночной экономики, анализ рыночного механизма, сегментов и инфраструктуры различных рынков, действующих в целостной экономике. Исследование хозяйственной деятельности людей, направленное на все более полное удовлетворение их разнообразных потребностей в условиях ограниченности ресурсов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
Сущность общества как формы совместной деятельности людей
Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права
Ресурсы и факторы производства, роль экономических потребностей, типы экономических систем, формы собственности
Рыночный механизм спроса и предложения на микроуровне, роль и функции государства, направления макроэкономической политики государства, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов
3.2.Уметь:
3.2.1.Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)
Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных источниках (материалах средств массовой информации (СМИ)), учебном тексте и других адаптированных источниках)
Различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения
Оперировать юридическими понятиями и категориями
Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения
Анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы
Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
Правильно составлять и оформлять юридические документы
Объяснять ситуацию выбора, раскрывать роль потребителя в экономиеке, определять роль государственного и частного секторов в защите интересов потребителя, осознавать ответственность и требования, предъявляемые к предпринимателю при занятии хозяйственной деятельности, определять и объяснять фукции правительства в рыночной экономике, объяснять причины экономического роста
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Человек и общество
1.1. Общество как сложная система Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Общество и природа. Многовариативность общественного развития Практические 1 2 Л1.1
1.3. Мировые глобальные проблемы. Глобализация человеческого общества. Практические 1 2 Л1.1
1.4. Тестирование по теме Общество Сам. работа 1 2 Л1.1
1.5. Человек как биосоциальное существо. Деятельность и потребность человека. Лекции 1 2 Л1.1
1.6. Самореализации личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Практические 1 2 Л1.1
1.7. Тестирование по теме Человек Сам. работа 1 2 Л1.1
Раздел 2. Духовная сфера общества
2.1. Познание Лекции 1 2 Л1.1
2.2. Духовная культура (культура, искуство, религия, наука, образование) в обществе Лекции 1 2 Л1.1
2.3. Формы и разновидности культуры. Практические 1 2 Л1.1
2.4. Мораль, искусство и религия, как элементы духовной культуры. Практические 1 2 Л1.1
2.5. Кейс-задание по разделу Познание. Духовная сфера Практические 1 2 Л1.1
2.6. Тестирование по разделу Духовная сфера. Познание Сам. работа 1 2 Л1.1
Раздел 3. Социальные отношения
3.1. Социальная структура. Социальная роль и стратификация Лекции 1 2 Л1.1
3.2. Социальная роль и социальная стратификация. Практические 1 2 Л1.1
3.3. Социальный контроль и социальный конфликт Лекции 1 2 Л1.1
3.4. Виды социальных норм, Виды социальных санкций. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Практические 1 4 Л1.1
3.5. Этнические общности и межнациональные отношения Лекции 1 2 Л1.1
3.6. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ. Сам. работа 1 4 Л1.1
3.7. Молодёжь как социальная группа. Особенности молодёжной политики в России. Практические 1 2 Л1.1
3.8. Молодежь как социальная группа Сам. работа 1 2 Л1.1
3.9. Семья как малая социальная группа Практические 1 2 Л1.1
3.10. Тестирование по разделу Социальные отношения Сам. работа 1 2 Л1.1
Раздел 4. Политика
4.1. Государство и политическая система общества.Политические институты. Лекции 1 2 Л1.1
4.2. Политическая система, её внутренняя структура. Политические институты. Практические 1 2 Л1.1
4.3. Форма государсва. Лекции 1 2 Л1.1
4.4. Государство как политический институт. Признаки государства, его форма и функции. Практические 1 4 Л1.1
4.5. Тестирование по теме Форма государства Сам. работа 1 6 Л1.1
4.6. Политическая идеология. Личность и политика. Лекции 1 2 Л1.1
4.7. Политическое участие. Гражданское общество и правовое государство. Практические 1 3 Л1.1
4.8. Тестирование по теме Политическое участие, политическая элита и лидерство. Сам. работа 1 2 Л1.1
4.9. Тестирование по разделу Политика Сам. работа 1 4 Л1.1
Раздел 5. Теория права
5.1. Право в системе социальных норм Лекции 2 2 Л1.1
5.2. Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность Лекции 2 2 Л1.1
5.3. Система права РФ. Правоохранительные органы Лекции 2 2 Л1.1
5.4. Право в системе нормативно-правового регулирования Практические 2 2 Л1.1
5.5. Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность Практические 2 2 Л1.1
5.6. Повторение материала по разделу Теория права. Сам. работа 2 4 Л1.1
5.7. Тестирование по разделу Теория права Сам. работа 2 4 Л1.1
Раздел 6. Ведущие отрасли российского права
6.1. Конституционное право – ведущая отрасль российского права. Органы государственной власти в РФ Лекции 2 2 Л1.1
6.2. Конституционые права и свободы Лекции 2 2 Л1.1
6.3. Основы конституционного права Практические 2 2 Л1.1
6.4. Конституционные права и свободы Практические 2 2 Л1.1
6.5. Основы конституционного права Российской Федерации. Сам. работа 2 6 Л1.1
6.6. Гражданское право и гражданские праовотношения Лекции 2 2 Л1.1
6.7. Субъекты гражданского права Лекции 2 2 Л1.1
6.8. Гражданские правоотношения Практические 2 2 Л1.1
6.9. Физические и юридические лица как участники гражданских правоотношений Практические 2 2 Л1.1
6.10. Семейное право Лекции 2 2 Л1.1
6.11. Правовое регулирование семейных отношений. Тест Практические 2 2 Л1.1
6.12. Кейс-задания. Правовое регулирование семейных отношений Практические 2 2 Л1.1
6.13. Трудовое право и трудовые правоотношения Лекции 2 2 Л1.1
6.14. Трудовой договор Лекции 2 2 Л1.1
6.15. Трудовые правоотношения. Тест Практические 2 2 Л1.1
6.16. Кейс-задание.Правовое регулирование трудовых отношений Практические 2 2 Л1.1
6.17. Административное право Лекции 2 2 Л1.1
6.18. Кейс-задание. Особенности административных правоотношений Практические 2 2 Л1.1
6.19. Уголовное право Лекции 2 2 Л1.1
6.20. Кейс-задание. Уголовное право Практические 2 2 Л1.1
6.21. Кейс-задание по разделу Ведущие отрасли российского права. Сам. работа 2 6 Л1.1
6.22. Тестирование по разделу Ведущие отрасли российского права Сам. работа 2 4 Л1.1
Раздел 7. Введение в экономику
7.1. Экономика: наука и хозяйство Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
7.2. Экономика и экономическая наука Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
7.3. Экономика и экономическая наука Сам. работа 2 4 Л1.2, Л1.1
7.4. Экономические системы и собственность Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
7.5. Собственность как основа производственных отношений Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
7.6. Основы организации рыночной экономики Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
7.7. Субъекты и структура рынка. Конкуренция. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
7.8. Собственность и предпринимательство Сам. работа 2 2 Л1.2, Л1.1
7.9. Подготовка к тестированию по разделу Сам. работа 2 4 Л1.2, Л1.1
7.10. Тест Введение в экономику Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Основы микроэкономики
8.1. Рыночный механизм Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
8.2. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
8.3. Анализ спроса на отдельные виды товаров в группе (напитки, услуги интернета, и т.д). Сам. работа 2 2 Л1.2, Л1.1
8.4. Фирма (предприятие). Издержки производства Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
8.5. Фирмы (предприятия), их статус, цели и общая классификация Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
8.6. Издержки. Заработная плата и производительность труда Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
8.7. Экономические основы деятельности фирмы. Антимонопольное регулирование Сам. работа 2 2 Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Основы макроэкономики
9.1. Основные макроэкономические показатели. Макроэкономическое равновесие Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
9.2. Макроэкономическое равновесие Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
9.3. Налогово-бюджетная, фискальная политика государства Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
9.4. Налогово-бюджетная политика государства Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
9.5. Фискальная политика государства Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
9.6. Денежно-кредитная политика государства Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
9.7. Монетарная политика государства Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
9.8. Роль государства в экономике Сам. работа 2 2 Л1.2, Л1.1
9.9. Элементы международной экономики Сам. работа 2 2 Л1.2, Л1.1
9.10. Формы международных экономических отношений Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
9.11. Тестирование по разделам Экономика Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
9.12. Повторение материала по курсу, подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 2 6 Л1.2, Л1.1
9.13. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачёт. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
А1.
Общество в узком смысле слова - это:
1) определённый этап исторического развития
человечества
2) часть окружающей среды, которая создана человеком
3) совокупность элементов живой и неживой природы
4) способ отношения человека к внешнему миру
А2.
Верны ли следующие суждения о
соотношении общества и природы?
А. Природа является частью общества.
Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать
о влиянии природы на
общество.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А3.
В экономике государства А. господствует натуральное хозяйство, преобладание коллективные формы
собственности. В политической сфере преимущества имеют армия и церковь. К какому типу относится общество А.?
1) информационное 2) индустриальное
3) постиндустриальное 4) аграрное
А4.
Какой признак характеризует понятие «личность»:
1) биологические потребности 2) сознательные цели
3)физиологические особенности 4) природные задатки
А5.
В семье А. часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь?
1) принуждение 2) соперничество
3) сглаживание 4) компромисс
А6.
Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.
Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни
сказываются на состоянии других.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7.
Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности:
1) политической 2) интеллектуальной
3) художественной 4) государственной
А8.
Что свойственно обществу индустриального типа?
1) механизация и автоматизация производства
2) преобладание сельского хозяйства в экономике
3) господство церкви и армии в политической сфере общества
4) сословная структура общества
А9.
Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)?
А. НТР сокращает зависимость человека от техники.
Б. НТР превращает образование в необходимое условие полноценного человеческого существования.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10.
Верны ли следующие суждения о единстве в современном мире?
А. Единство мира означает устранение различий между народами.
Б. Единство мира предполагает сохранение и преумножение самобытности народов
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 11.
В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или
юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре?
1) является формой деятельности человека
2) предполагает наличие цели
3) даёт человеку опыт действия с предметами
4) может носить коллективный характер
А12.
К формам самопознания
не относится (-ятся):
1) ведение личного дневника
2) заполнение профориентационной анкеты
3) выполнение психологических тестов
4) написание сочинения по литературе
А13.
Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. К числу глобальных проблем относят проблему сохранения мира.
Б. К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А14.
Человек как один из людей:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А15.
Верны ли суждения о социализации?
А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;
Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
А16.
Верны ли суждения о реформе?
А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.
Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А17.
К числу основных сфер общественной жизни относится:
1) материальное производство
2) экономика
3) конституционное право
4) государство
А18.
Верны ли суждения о конформизме?
А) Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.
Б) Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А19.
Общей чертой общества и природы является:
1) существование независимо друг от друга
2) наличие признаков системы
3) сознательная и волевая деятельность
4) действие в качестве создателя культуры
А20. Признаком общения
не является:
1) обмен информацией 2) обмен опытом
3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениями
Ключ
А1 1 А11 3
А2 2 А12 4
А3 4 А13 3
А4 2 А14 1
А5 3 А15 3
А6 3 А16 2
А7 2 А17 2
А8 1 А18 1
А9 2 А19 2
А10 1 А20 3
Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») Верно выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Верно выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Верно выполнено 50-69% заданий предложенного теста.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») Верно выполнено 0-49% заданий предложенного теста.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1.Форма проведения промежуточной аттестации: _дифференцированный зачет_
2.Процедура проведения промежуточной аттестации: дифференцированный зачет проводится в традиционной форме после успешной сдачи всех текущих аттестаций.
Дифференцированный зачет является формой промежуточного контроля знаний, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. Умения и навыки отрабатываются студентами в ходе практических занятий.
В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:
-самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие дифференцированному зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо, указана в учебно-методическом комплексе. Для полноты учебной информации и ее сравнения лучше использовать не менее двух учебников. Студент вправе сам придерживаться любой из представленных в учебниках точек зрения по спорной проблеме (в том числе отличной от преподавателя), но при условии достаточной научной аргументации.
Основным источником подготовки к дифференцированному зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Дифференцированный зачет проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. Билет включает в себя два теоретических вопроса. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им билета. Результаты дифференцированного зачета объявляются студенту после окончания ответа в день сдачи.
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины:
А1.
Общество в узком смысле слова - это:
1) определённый этап исторического развития
человечества
2) часть окружающей среды, которая создана человеком
3) совокупность элементов живой и неживой природы
4) способ отношения человека к внешнему миру
А2.
Верны ли следующие суждения о
соотношении общества и природы?
А. Природа является частью общества.
Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать
о влиянии природы на
общество.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А3.
В экономике государства А. господствует натуральное хозяйство, преобладание коллективные формы
собственности. В политической сфере преимущества имеют армия и церковь. К какому типу относится общество А.?
1) информационное 2) индустриальное
3) постиндустриальное 4) аграрное
А4.
Какой признак характеризует понятие «личность»:
1) биологические потребности 2) сознательные цели
3)физиологические особенности 4) природные задатки
А5.
В семье А. часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь?
1) принуждение 2) соперничество
3) сглаживание 4) компромисс
А6.
Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.
Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни
сказываются на состоянии других.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7.
Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности:
1) политической 2) интеллектуальной
3) художественной 4) государственной
А8.
Что свойственно обществу индустриального типа?
1) механизация и автоматизация производства
2) преобладание сельского хозяйства в экономике
3) господство церкви и армии в политической сфере общества
4) сословная структура общества
А9.
Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)?
А. НТР сокращает зависимость человека от техники.
Б. НТР превращает образование в необходимое условие полноценного человеческого существования.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10.
Верны ли следующие суждения о единстве в современном мире?
А. Единство мира означает устранение различий между народами.
Б. Единство мира предполагает сохранение и преумножение самобытности народов
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 11.
В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или
юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре?
1) является формой деятельности человека
2) предполагает наличие цели
3) даёт человеку опыт действия с предметами
4) может носить коллективный характер
А12.
К формам самопознания
не относится (-ятся):
1) ведение личного дневника
2) заполнение профориентационной анкеты
3) выполнение психологических тестов
4) написание сочинения по литературе
А13.
Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. К числу глобальных проблем относят проблему сохранения мира.
Б. К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А14.
Человек как один из людей:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А15.
Верны ли суждения о социализации?
А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;
Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
А16.
Верны ли суждения о реформе?
А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.
Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А17.
К числу основных сфер общественной жизни относится:
1) материальное производство
2) экономика
3) конституционное право
4) государство
А18.
Верны ли суждения о конформизме?
А) Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.
Б) Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А19.
Общей чертой общества и природы является:
1) существование независимо друг от друга
2) наличие признаков системы
3) сознательная и волевая деятельность
4) действие в качестве создателя культуры
А20. Признаком общения
не является:
1) обмен информацией 2) обмен опытом
3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениями
Ключ
А1 1 А11 3
А2 2 А12 4
А3 4 А13 3
А4 2 А14 1
А5 3 А15 3
А6 3 А16 2
А7 2 А17 2
А8 1 А18 1
А9 2 А19 2
А10 1 А20 3
Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») Верно выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Верно выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Верно выполнено 50-69% заданий предложенного теста.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») Верно выполнено 0-49% заданий предложенного теста.
Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету:
1. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду.
2. Общество как целостная динамическая система.
3. Науки об обществе. Этапы становления обществознания.
4. Общественный прогресс. Его критерии и противоречивость.
5. Субъекты исторического процесса.
6. Цивилизационный подход к истории человечества. Цивилизации прошлого и
современные цивилизации.
7. Формационный подход к истории человечества.
8. Взаимосвязь и целостность современного мира.
9. Многообразие наук о человеке.
10. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
11. Индивид и индивидуальность.
12. Личность как субъект общественной жизни. Сущностные характеристики
личности.
13. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
14. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.
15. Деятельность как способ существования людей.
16. Структура деятельности.
17. Мотивы деятельности.
18. Виды деятельности.
19. Деятельность и общение.
20. Познание как деятельность. Соотношение чувственного и рационального
познания.
21. Истина и ее критерии.
22. Научное познание и его особенности.
23. Социальное познание и его особенности.
24. Понятие духовной жизни общества. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.
25. Понятие культуры и ее функции.
26. Массовая и элитарная культуры.
27. Сущность морали, ее категории, принципы и нормы.
28. Религия как феномен культуры. Мировые религии.
29. Сущность искусства, его формы, направления и особенности.
30. Наука: ее задачи и цели. Особенности современной науки.
31. Образование в системе духовного производства. Тенденции развития
современного образования.
32. Экономика как подсистема общества, ее место и роль в жизни общества.
33. Экономический цикл и его фазы.
34. Экономический рост как важнейший критерий прогресса экономики.
35. Экономическое содержание собственности.
36. Экономическая деятельность.
37. Рыночные отношения в экономике.
38. Фирмы в экономике.
39. Финансы в экономике.
40. Государство и экономика.
41. Мировая экономика. Россия в системе международных экономических
отношений.
42. Предпринимательство и предпринимательские правоотношения.
43. Человек в системе экономических отношений. Экономика потребителя.
44. Рынок труда. Занятость и безработица.
45. Экономическая культура: сущность и основные элементы.
46. Социальная структура и ее элементы.
47. Социальные статусы.
48. Социальная стратификация.
49. Социальная мобильность
50. Социальные группы в современном российском обществе.
51. Социальные конфликты: причины и последствия.
52. Социальные нормы.
53. Отклоняющееся (девиантное) поведение.
54. Социальный контроль.
55. Нации. Межэтнические отношения и национальная политика.
56. Семья как социальный институт и малая группа.
57. Молодежь как социальная группа.
58. Демография: социальные процессы и социальные проблемы в современной
России.
59. Политика как общественное явление.
60. Политическая власть и политические отношения.
61. Политическая система, ее структура и функции.
62. Особенности политической системы Российской Федерации.
63. Понятие государства, признаки и функции государства.
64. Форма правления. Понятие политического режима.
65. Гражданское общество: понятие и основные черты.
66. Проблемы становления правового государства и гражданского общества в
Российской Федерации.
67. Политические партии и движения. Политические партии в современной
России.
68. Выборы как политический институт. Типы избирательных систем.
79. Личность в политике.
70. Понятие политического конфликта.
71. Политическая идеология и ее структура.
72. Политическая культура общества.
73. Понятие и основные признаки права. Функции права.
74. Система права и нормы права.
75. Понятие и структура нормы права.
76. Субъекты права, участники правоотношений.
77. Правонарушение: понятие, признаки, виды и состав.
78. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания, цели и функции.
79. Структура и содержание Конституции РФ 1993 года
80. Судебная система РФ.
81. Виды субъектов гражданских правоотношений.
82. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок.
83. Понятие договора и его содержание. Виды договоров.
84. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
85. Брак: понятие, условия и порядок его заключения; препятствия к заключению брака; прекращение брака.
86. Алиментные обязательства.
87. Права и обязанности родителей и детей.
88. Усыновление. Опека и попечительство.
89. Наследование по завещанию.
90. Наследование по закону.
91. Содержание трудового договора.
92. Порядок и условия расторжения трудового договора.
93. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Праздничные дни.
94. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.
95. Понятие преступления. Основные виды преступлений.
96. Уголовная ответственность и наказание.
97. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

6. Критерии оценивания:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, основной и дополнительной литературы; аргументировано и логично излагает материал, делает обоснованные выводы.
70-84 баллов
(оценка «хорошо») Студент показывает твердые знания предмета, основной
литературы; не достаточно аргументировано излагает материал,
не способен дать собственную оценку поставленной проблеме.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Студент демонстрирует низкий уровень знания предмета, не
способность четко и последовательно изложить материал
исследуемого вопроса, не может сделать выводов.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно) Студент демонстрирует поверхностные знания в области
предмета, основной литературы; логика изложения материала и
аналитическое мышление отсутствует.

7. Тематика курсовых работ / проектов: не предусмотрены
Приложения
Приложение 1.   Контроль.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбов, Л. Н. Обществознание. 11 класс (базовый уровень): учебник Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.2 Родина Г. А., Тарасова С. В. ; Под ред. Родиной Г.А., Тарасовой С.В. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Игошин Н.А., Пархоменко В.И. Обществознание: Учебное пособие для СПО Москва: Изд-во ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Обществознание (вкл. экономику и право) (Дизайн, преподаватель Карпенко Е.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Сайт Конституционного Суда РФ. Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx
Сайт Федерального Собрания РФ. Режим доступа: http://www.gov.ru/main/page7.html
Сайт Президента РФ. режим доступа: http://www.kremlin.ru/
Сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/
Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
ИПО системы «Гарант».Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие». Режим доступа: http://sudrf.ru/
Сайт РосПравосудие. Режим доступа: http://rospravosudie.com/
Сайт судебные и нормативные акты РФ. Режим доступа: http://sudact.ru/
Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Обществознание (вкл. экономику и право)" в ходе лекционной, практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-дискуссия, лекция-визуализация (с использованием информационно-коммуникационных технологий – презентаций).
При проведении практических занятий: тестирование, практическая работа
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации работы студентов над конспектом лекций и учебной литературой, с информационными образовательными ресурсами, проведении устного опроса и индивидуальных творческих заданий.
По итогам прохождения обучения, студенты получают оценку по каждому учебному блоку, итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое, с учетом математического округления.

Подготовка к лекционным занятиям
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и ресурсами Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.

Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).