МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 66
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 12
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 12 12 12 12
Итого 66 66 66 66

Программу составил(и):
Завьялов Алексей Александрович

Рецензент(ы):
преп, Большакова Елена Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Основы философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- развить у студентов способности к теоретическому мышлению, умения оперировать понятиями;
- научить студентов обосновывать свои собственные взгляды, оценивать их, относясь с уважением к чужим мнениям;
- сформировать критический подход, как к своим, так и к чужим достижениям в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.− основные категории и понятия философии;
− роль философии в жизни человека и общества;
− основы философского учения о бытие;
− сущность процесса познания;
− основы научной, философской и религиозной картин мира;
− роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.− ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История философии и основные военно-философские идеи
1.1. Что такое философия. Философия и мировоззрение. Основные типы мировоззрения. Структура мировоззрения, мироощущение, мировосприятие, миропонимание.Предпосылки зарождения и условия становления философии. Философия и мифология. Философия и религия. Философия как наука. Предмет философии. Основной вопрос философии. Структура философского знания. Место философии в системе культуры Лекции 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
1.2. Философское знание. Место и роль философии в анализе проблем информационной безопасности. Роль основных учений, законов, категорий и понятий философии, формирование мировоззрения специалистов по защите информации. Практические 7 4 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
1.3. Предфилософия. Философская мысль Древнего Востока. Многообразие философских систем и течений. Характер и особенности философии Древней Индии. Философия Древнего Китая. Античная философия. Исторические условия возникновения средневековой европейской философии. Лекции 7 4 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
1.4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Платон и Аристотель как вершины древнегреческой философии. Позднеантичный идеал мудреца в философии Эпикура и стоицизма. Практические 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
1.5. Философские взгляды Ф. Аквинского. Доказательства бытия Бога. Номинализм и реализм. Проблема души и тела. Проблема разума и веры. Проблема свободной воли. Философия эпохи Возрождения. Практические 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
1.6. Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени XVII века. Проблема метода научного познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта, философские взгляды Б. Спинозы. Философия Г. Лейбница. Характерные особенности философии эпохи Просвещения XVIII века. Исторические условия возникновения и характерные особенности классической немецкой философии и И. Кант - основоположник ее. Исторические условия и естественно - научные предпосылки возникновения философии марксизма. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, его основные положения. Исторический материализм как основная часть философии марксизма. Развитие В.И. Лениным философии марксизма в XX веке. Лекции 7 4 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
1.7. Философская мысль в культуре Руси. Связь русской философии с наукой и религией. Русская философия эпохи Просвещения (Ф. Прокопович, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, П. Я. Чаадаев). Западничество и славянофильство как истоки русской философии XIX - начала XX веков. Революционно - демократическое направление русской философии. Религиозно - идеалистическая философия XIX - начала XX веков: Вл.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, П. А. Флоренский и др. Выбор исторического пути России как философская проблема. Современная западная философия, ее школы и течения: феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический реализм, неокантианство, экзистенциализ Практические 7 4 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Философия бытия, развития сознания и познания
2.1. Бытие и его фундаментальные свойства. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время как философские категории. Проблема единства мира. Научная, философская и религиозная картина мира Лекции 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
2.2. Философский принцип всеобщей связи явлений объективного мира. Многообразие связи, их классификация. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности. Философское учение о развитии. Соотношение понятий «движения», «развития», «прогресс». Диалектика и метафизика. Исторические формы и структура диалектики. Детерминизм и индетерминизм Лекции 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
2.3. Категория диалектики. Методическое значение основных категорий диалектики в научном познании и практике. Законы и категории диалектики. Практические 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
2.4. Понятие и сущность сознания. Структура сознания и его физиологические основы. Социальная обусловленность сознания. Активность сознания. Сознание, самосознание и личность. Проблема искусственного интеллекта. Творческое отношение к делу как необходимое условие профессионализма в обеспечении защиты информации. Лекции 7 1 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
2.5. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. Познание, творчество, практика. Вера и знание, понимание и объяснение, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Лекции 7 1 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
2.6. Понимание и объяснение. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Практические 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Философия общества и человека
3.1. Познание и мира, общества, человека. Специфика социального познания. Предмет и функции социальной философии. Социальная философия как самосознание человечества. Историческое развитие социальной философии (основные направления социально - философской мысли: позитивистская социальная философия и ее проблематика; психологическое направление; неокантианство; социальная философия М. Вебера и др.). Структура общества как саморазвивающейся системы. Модели развития общества. Информационное общество. Формационный и цивилизованный подходы к развитию общества. Лекции 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
3.2. Природные основы общественной жизни. Понятие «природа». Этапы взаимодействия природы и общества. Роль географической среды в развитии общества. Природа как основа человеческого бытия. Отношение человека к природе. Взаимодействие личности и общества Практические 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
3.3. Человек как единство природного и социального. Индивид и личность. Свобода, права и ответственность личности. Лекции 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
3.4. Понятие ценностей, классификация ценностей. Нравственные ценности, эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Ценности в западной и восточной культуре. Ценности в сфере военной деятельности. Представление о современном человеке в разных культурах Практические 7 4 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
3.5. Проблема войны и мира как глобальная проблема современности. Философские учения о причинах возникновения, сущности и содержании войн (информационных войн). Лекции 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
3.6. Сущность, истоки, причины войн и военных конфликтов. Социальный характер и типы войн. Мир как социальное явление. Философия мира и войны. Война и человек. Война и социальный прогресс. Информационные войны в современном мире. Роль и место обеспечение информационной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации. Практические 7 4 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
3.7. Закономерности информационного общества. Угрозы в информационном обществе. Человек в современном информационном обществе. Философская сущность, предназначение, функции государственных органов в обеспечении информационной безопасности. Лекции 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
3.8. Философские основы организации профессиональной деятельности по защите информации. Профессиональная деятельность техника по защите информации, ее специфика, основные виды и формы организации. Проблемы свободы в условиях информационного общества. Нравственность и профессиональная этика защитника информации. Практические 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
3.9. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Практические 7 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1
3.10. Проблема войны и мира как глобальная проблема современности. Философские учения о причинах возникновения, сущности и содержании войн (информационных войн). Сам. работа 7 12 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11304

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
ОК 02: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
1. Выберите правильное определение:
а) философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.
б) философия - это познание вечного и непреходящего;
в) философия - это познание причин и принципов сущего;
г) философия - это учение о том, как жить;
2. Платон создал учение о...
а) мире познания
б) материальном мире
в) мире идей и бессмертной душе
г) о мире культуры
3. Характерной чертой философии средневековья является:
а) теоцентризм
б) пантеизм
в) гелиоцентризм
г) деизм
4. Идеи гуманизма, пантеизма, прометеизма наиболее ярко представлены в философии
а) средних веков
б) Античности
в) Возрождения
г) Нового времени
5.Какая проблема является центральной в философии Нового времени?
а) Проблема знания.
б) Проблема сущности и существования человека.
в) Проблема бытия.
г) Происхождение мира.
6. Главным предметом изучения человека Западной философией XX века является...
а) биологическая природа человека
б) Божественное начало
в) харизма
г) персонализм
7. Идеи соборности, общинности и мессианской роли русского народа выдвигали...
а) марксисты
б) космисты
в) западники
г) славянофилы
8.Какую проблему Ф.Энгельс назвал «основным вопросом философии»?
а) Проблему отношения духа к природе, сознания к материи.
б) Что первично? Материя или сознание?
в) Познаем ли мир?
г) Сущность и предназначение человека, его место в мире.
9. Выберите правильный вариант, раскрывающий суть учения
И. Канта о «вещи в себе»:
а) признание объективности мира сочетается с невозможностью его постижения.
б) отрицается объективное существование окружающего мира.
в) признается объективность реального мира и возможность его адекватного отражения человеком.
г) отрицается объективность реальной действительности и утверждается принципиальная невозможность познания мира.
10. Что означает понятие «материя»:
а) материя - философская категория для обозначения материальной основы бытия;
б) материя - фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях;
в) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств;

Правильный ответ: 1 – а; 2 – в ; 3 – а; 4 – в; 5 – а; 6- г; 7 – г; 8 – а; 9 – а; 10 – б; г) материя - это непознаваемая «вещь в себе»

ОК 03: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
1.Что означает время как философская категория:
а) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;
б) время - текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;
в) время - это форма существования материальных объектов,
характеризующаяся последовательностью и длительностью;
г) время - это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное
богом вместе с материей.
2. Что такое диалектика:
а) искусство ведения спора;
б) представление о вечном становлении мира;
в) универсальная теория и метод познания мира;
г) учение о противоречиях
3. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:
а) сознание - такой же материальный продукт деятельности
мозга, как желчь - продукт печени;
б) сознание является не физиологической функцией головного
мозга, а свойством человеческого общества;
в) сознание - это этап в развитии абсолютной идеи, на котором
она приближается к самой себе;
г) сознание - божественный дар человеку.
4. Что означает термин «агностицизм»:
а) представление о непознаваемости мира;
б) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;
в) представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность;
г) представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере.
5. Познание, ориентированное на здравый смысл и повседневный опыт называется:
а) научным
б) теоретическим
в) обыденным
г) религиозным
6. Марксизм в качестве критерия истины называет:
а) соглашение
б) практику
в) непротиворечивость
г) надежность
7.Человек с точки зрения философии - это:
а) субъект культуры;
б) продукт обстоятельств;
в) образ и подобие Бога;
г) ступень развития «царства природы»
8. Верно ли суждение?
А. Человек есть продукт биологической эволюции.
Б. Человек есть продукт социальной эволюции.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба неверны. .
9. Человек становится личностью в результате...
а) индивидуализации
б) информатизации
в) социализации
г) рождения
10. Каково, по вашему мнению, правильное понимание сущности человека:
а) сущность, человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека;
б) сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений;
в) сущность человека творится самим индивидом в процессе его
жизнедеятельности;
г) сущность человека зависит от божественной благодати.
11. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему
«Общество как процесс»:
а) общество - система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности;
б) общество - совокупность людей, связанных определенными
отношениями в процессе своей деятельности;
в) общество - определенный этап в историческом развитии человечества;
г) общество - организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (например, спортивное или философское).
12. Взгляд на историю как развитие замкнутых в себе локальных культур сформулировал:
а) К. Ясперс
б) А. Блаженный
в) О. Шпенглер
г) К. Маркс
13. В широком философском смысле результатом материального и духовного производства общества является...
а) наука
б) культура
в) экономика
г) искусство
14. К характерным чертам западной культуры не относится:
а) индивидуализм
б) прагматизм
в) созерцательность
г) ориентация на науку
15. В широком философском смысле результатом материального и духовного производства общества является...
а) наука
б) культура
в) экономика
г) искусство
Правильные ответы:
1 – в; 2 – в; 3 –а; 4 – а; 5 – в; 6 – б; 7 – а; 8 – в; 9 – в; 10 – в; 11 – б; 12 – в; 13 – б; 14 – в; 15 – б.
ОК 05: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
1) Что из перечисленного не является дофилософской формой мировоззрения людей?
А. Мифология
Б. Начало научных знаний
В. Осознание своего социального бытия
Г. Религия
Д. Наука
2) Что такое «Греческое чудо»?
А. Методологическая революция в изучении мира
Б. Древнегреческая мифология
В. Полисная демократия
Г. Мистическое учение
3) Какая форма мировоззрения возникает в VII — VI веках до нашей эры?
А. Мифологическая
Б. Философская
В. Религиозная
Г. Научная
4) Философия — в переводе с греческого языка «любовь к мудрости». Кто впервые за-фиксировал это определение?
А. Пифагор
Б. Гераклит
В. Фалес
Г. Демокрит
5) Сопоставьте философские дисциплины и их основные понятия:
А. Эстетика – 1) Истина
Б. Онтология – 2) Добро
В. Аксиология – 3) Бытие
Г. Этика – 4) Красота
Д. Гносеология — 5) Ценность
Правильный ответ: А-1, Б-3, В-5, Г-2, Д-1
6) Кто из философов первым полностью раскрыл логику философии, определил цели и задачи философии, установил методы философии?
А. Аристотель
Б. Декарт
В. Бэкон
Г. Гегель
7) Кто из русских философов занимался изучением диалектики мифологии?
А. Бердяев Н.А.
Б. Соловьев В.С.
В. Лосев А.Ф.
Г. Хомяков А.С.
8) Философия — это обобщенная система взглядов на мир и место человека в этом ми-ре. Представители, какой философской школы являются авторами данного определе-ния философии?
А. Афинская школа
Б. Милетская школа
В. Пифагорейская школа
Г. Элейская школа
9) Кто из философов впервые установил границы научного и философского знания?
А. Н. Бердяев
Б. Т. Кун
В. И. Лакатос
Г. К. Поппер
10) Почему философия не может быть последовательной критикой мифологии?
А. Потому, что это – тождественные формы мировоззрения
Б. Потому, что они связаны между собой генетически
В. Потому, что философия - это продолжение мифологии
Правильные ответы: 1) Д; 2) А; 3) Б; 4) А; 5) А-1, Б-3, В-5, Г-2, Д-1; 6) Г; 7) В; 8) Б; 9) А; 10) Б.
ОК 09: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».
а) Анаксимен;
б) Эмпедокл;
в) Фалес;
г) Платон;
д) Аристотель.
2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
а) диалектический материализм;
б) механистический материализм;
в) антропологический материализм;
г) стихийный материализм.
3. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;
б) открыто утверждали примат материи над духом;
в) отрицали наличие материального;
г) сформулировали атомистическую концепцию;
д) отрицали возможность познания мира.
4. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Демокрит;
г) Парменид;
д) Гераклит.
5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:
а) диалектических мыслей Гераклита;
б) метафизической концепции Парменида;
в) релятивизма софистов;
г) логики Аристотеля;
д) критической позиции скептиков.
6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:
а) Парменид;
б) Фалес;
в) Демокрит;
г) Гераклит;
д) Анаксимен.
7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
а) Пифагор;
б) Платон;
в) Сократ;
г) Аристотель;
д) Демокрит.
8. Число в пифагорейской школе – это:
а) абстракция;
б) первоначало мира, тождественное вещи;
в) создание разума;
г) творение Бога;
д) психическая иллюзия.
9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:
а) небытие;
б) первоначало;
в) бытие;
г) божество;
д) материю.
10. Основоположником античного атомизма является:
а) Сократ;
б) Демокрит-Левкипп;
в) Платон;
г) Аристотель;
д) Гераклит.
11. Онтология Демокрита строится на принципе:
а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;
б) первоэлементом мира является апейрон;
в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;
г) первоэлементом мира является число;
д) познание мира невозможно.
12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
а) Протагор;
б) Сократ;
в) Ксенофан;
г) Эпикур;
д) Демокрит.
13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»
а) знать все и невозможно;
б) знания увеличивают скорбь;
в) знать что-то вовсе и не нужно;
г) попытаюсь узнать;
д) другие не знают и этого.
14. Майевтика— это:
а) ироничное подтрунивание;
б) форма назидания;
в) легкая беседа «ни о чем»;
г) эксперимент;
д) общение с собеседником с целью обретения им истины.
15. Идея, согласно Платону:
а) материальна и умопостигаема;
б) нематериальна, но умопостигаема;
в) материальна, но неумопостигаема;
г) нематериальна и неумопостигаема;
д) конструкция сознания.
Правильные ответы: 1) В; 2) Г; 3) А; 4) Д; 5) А; 6) Г; 7) А; 8) Б; 9) А; 10) Б; 11) А; 12) А; 13) Д; 14) Д; 15) Б;
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения промежуточной аттестации: дифференцированный зачет.
Процедура проведения промежуточной аттестации: дифференцированный зачет.
Курс может считаться освоенным при условии получения студентом не менее 50 баллов по результатам семестровой работы (по рейтинговым баллам за семестр). Максимальный балл равен 100 для каждого семестра.
Студенту, выполнившему все виды учебной работы в семестре, предусмотренные программой, успешно прошедшему все виды текущего контроля успеваемости, и набравшему за семестр более 50 рейтинговых баллов, дифференцированный зачет проставляется автоматически без его сдачи.
Перечень примерных вопросов к дифференцированному зачету
1. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
2. Структура философского знания. Философия как теоретическая рефлексия.
3. Проблемы зарождения философского знания. Философия, миф, религия.
4. Структура философского знания. Основные философские категории.
5. Философия и наука.
6. Основные проблемы античной философии. Первые философские школы Древней Греции.
7. Проблема первоначала в философии Милетской школы
8. Проблема бытия и небытия в философии Элейской школы
9. Теория познания Платона
10. Онтология Платона
11. Метафизика Аристотеля. Учение о первоначалах бытия.
12. Периодизация и особенности средневековой философии.
13. Конкретизация философской проблематики в трудах Аврелия Августина и Фомы Аквинского.
14. Методологические проблемы Нового времени. Исторические предпосылки возникновения новых методов познания.
15. Ф. Бэкон о переходе от умозрения к опытному знанию. Индукция как путь познания истины.
16. Дуалистическая философия Р. Декарта.
17. И. Кант – основоположник немецкой классической философии.
18. Обоснование Г. Гегелем системы объективного идеализма.
19. Особенности неклассической философии середины XIX – начала XX.
20. «Философия жизни»: Ф. Ницше
21. «Философия жизни»: А. Шопенгауэр
22. Основные проблемы и категории философии экзистенциализма.
23. Проблема человека в философии фрейдизма.
24. Проблема смысла жизни (А. Камю)
25. Проблема свободы (Ж.-П. Сартр, Э. Фромм)
26. Общество и его структура.
27. Человек и исторический процесс; личность и массы.
28. Свобода и ответственность.
29. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
30. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
31. Структура научного познания, его методы и формы.
3. Критерии оценивания зачетных заданий
Сопоставление шкал оценивания
4-балльная шкала
(уровень освоения) Отлично
(повышенный уровень) Хорошо
(базовый уровень) Удовлетворительно
(пороговый уровень) Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
Бинарная шкала Зачтено Не зачтено

Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
70-84 баллов
(оценка «хорошо») Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   Контроль.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Ивин, И. П. Никитина Основы философии: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев, В. В. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/471085
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы философии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
414Н кабинет истории; кабинет основ философии - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; карты по истории, раздаточные материалы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту - запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме - ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При реализации учебной дисциплины «Основы философии» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: диалог, работа в малых группах, творческие задания.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации групповой работы студентов, в подготовке и написании письменных работ на заданные темы, внеаудиторные методы обучения.