МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систематизированные знания о международной жизни с тем, чтобы они имели возможность более глубоко разбираться в содержании и ходе международных событий, во внешней политике государств и других субъектов международных отношений, понимали место и роль России в современном мире, ориентировались в ее национальных интересах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен к организации сбора данных при опросе общественного мнения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.алгоритм сбора
социологической информации
применительно к условиям
исследования и особенностям
выбранной методической стратегии
3.2.Уметь:
3.2.1.готовить методические
документы для проведения
инструктажа персонала по сбору
информации: интервьюеров,
кодировщиков, наблюдателей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки
полного комплекта отчётных
материалов по этапам сбора и анализа
информации в сфере управленческого
воздействия на социальную сферу

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования международных отношений
1.1. Становление социологии международных отношений Сам. работа 5 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Россия в системе современных международных отношений Практические 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Россия в системе современных международных отношений Сам. работа 5 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Социология международных отношений как специальная социологическая теория
2.1. Основные положения социологии международных отношений Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности Практические 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Методы исследования в социологии международных отношений. Анализ процесса принятия решений Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Методы исследования в социологии международных отношений Практические 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Методы исследования в социологии международных отношений Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. Анализ процесса принятия решений Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические школы в исследовании международных отношений
3.1. Классическая традиция в исследовании международных отношений Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Сам. работа 5 18 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Основные теоретические подходы в исследовании международных отношений Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Современные теории в социологии международных отношений
4.1. Современные теории в социологии международных отношений:неореализм и неолиберализм; разновидности неолиберализма, неомарксизм, транснационализм и постмодернизм Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Современные теории в социологии международных отношений Практические 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Современные теории в социологии международных отношений Сам. работа 5 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.4. Основные направления в современной социологии международных отношений Практические 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Международные отношения как особый вид общественных отношений
5.1. Система, структура, среда международных отношений. Особенности среды международных отношений Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Практические 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.4. Принципы, право и мораль в международных отношениях Сам. работа 5 9 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.5. Экзамен 5 9 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1. Способен к организации сбора данных при опросе общественного мнения
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов ответа)

1. К экспликативным методам изучения международных отношений относятся (возможны несколько вариантов ответа):
А) сравнение;
В) изучение документов;
С) контент-анализ;
D) когнитивное картирование.

2. Кто из исследователей систематизировал методы анализа процесса принятия решений?
А) Ф. Брайар и М.-Р. Джалили;
В) Б. Рассет и X. Старр;
С) А. Рапопорт;
D) М. Мерль.
3. В чем состоит главный недостаток метода наблюдения в международных отношениях?
А) невозможность исследователю быть прямым участником того или иного международного события;
В) невозможность использования какого-либо технического оборудования или инструментария (телевидения, радио и т.п.);
С) большая роль субъективных факторов, связанных с активностью участников международных событий, их идеологическими предпочтениями, а также несовершенством или деформированностью средств наблюдения.

4. Каковы основные прогностические методы исследования международных отношений (возможны несколько вариантов ответа)?
А) контент-анализ;
В) моделирование;
С) эксперимент;
D) прогнозирование.

5. Основные критерии международных отношений базируются на (возможны несколько вариантов ответа):

А) специфике участников международных отношений;
В) взаимодействии между государствами;
С) плюрализме суверенитетов;
D) особой природе международных отношений.

6. Какие виды наблюдения чаще всего используются при изучении международных отношений (несколько вариантов ответа)?
А) опосредованное (инструментальное);
В) косвенное;
С) непосредственное;
D) включенное.

7. Назовите основные методы объяснения в исследовании международных отношениях:
А) наблюдение;
В) эксперимент
С) контент-анализ;
D) сравнение.

8. Кто впервые применил метод контент-анализа?
А) М. Мерль;
В) Г. Моргентау;
С) Р. Арон;
D) Г. Лассуэл.

9. Попытку синтеза историко-социологического и эвристического подходов предпринял:
А) М.Каплан;
В) Р. Арон;
С) Р. Роузкранс;
D) Дж. Фрэнкел.

10. Согласно М. Каплану, международные организации имеют преобладающую
А) в универсальной системе;
В) в гибкой биополярной системе;
С) в иерархической системе;
D) в системе баланса сил.
11. Официальными источниками метода изучения документов при исследовании международных отношений являются:
А) сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств;
В) информация о визитах государственных деятелей;
С) уставные документы и заявления наиболее влиятельных межправительственных организаций;
D) все вышеперечисленное

12. Основные направления внешней политики РФ определяет:
А) МИД;
В) Глава МИД;
С) Председатель Правительства;
D) Президент

13. Понятие «государство-цивилизация», закрепленное в Концепции внешней политики, означает (возможно несколько вариантов ответа):
А) страна самодостаточна;
В) стана исходит из своих интересов;
С) страна никуда не интегрируется;
D) страна сохраняет монокультурные ценности

14. Международные отношения характеризуются:
А) отсутствием консенсуса между их участниками относительно общих ценностей;
В) отсутствием общепринятых социальных правил, гарантируемых юридическими или моральными нормами;
С) отсутствием центральной власти;
D) совокупностью всех перечисленных моментов

15. Представители какого направления считают, что национальный интерес определяется через понятие силы?
А) марксизма;
В) политического реализма;
С) либерализма;
D) транснационализма.

Правильные ответы:
1- С, D
2- А
3- С
4- В, D
5- А, D
6- А, В
7- В, С
8- D
9- С
10- А
11- D
12- D
13- А,В,С
14- D
15- В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Перечислите аналитические методы изучения международных отношений:
Ответ: наблюдение; изучение документов; сравнение.

2. Какие прогностические методы применяются при изучении международных отношений?
Ответ: дельфийский метод; построение сценариев; системный подход; моделирование.

3. Назовите этапы проведения социологического исследования
Ответ: подготовка исследования; сбор первичной информации; обработка полученного материала

4. Назовите виды опросных методов:
Ответ: интервью и анкетирование.
.
5. Назовите виды опроса по степени формализации:
Ответ: свободные, формализованные.

6. Назовите виды опроса по типу респондентов:
Ответ: индивидуальные, групповые (социометрические), экспертные.

7. Назовите виды опроса по способу коммуникации между респондентом и социологом:
Ответ: анкетные, интервью, почтовые, телефонные, прессовые.

8. Опросы, проводимые в устной форме, называются ____________
Ответ: интервьюированием

9. Перечислите виды интервьюирования:
Ответ: прямое; опосредованное; формализованное, свободное, открытое, неформализованное

10. Назовите функцию интервьюера при проведении неформализованного интервью:
Ответ: дать импульс беседе, а далее стимулировать поток сознания от респондента.

11. В чем состоит функциональное назначение контрольного анкетирования?
Ответ: в проверке правдивости ответов на основные вопросы, уточнении получаемых сведений.

12. В чем состоит «эффект начала», связанный с формулировкой вопросов?
Ответ: относительное смещение ответов к началу шкалы (к ответу, стоящему первым).

13. В двух- или трехальтернативных вопросах отмечается «эффект конца», т.е. ________
Ответ: альтернатива, упомянутая последней, имеет большую притягательную силу.

14. Перечислите современные теории в исследовании международных отношений:
Ответ: неореализм; неолиберализм; неомарксизм; транснационализм; постмодернизм.

15. С точки зрения политического реализма главными акторами международных отношений являются:
Ответ: государства.
16. Сторонники социологического подхода настаивают на необходимости анализа международных отношений в контексте _____________
Ответ: глобальных транснациональных связей и взаимодействий.
17. Какова особенность метода изучения документов применительно к международным отношениям?
Ответ: у исследователя часто нет свободного доступа к источникам
объективной информации.

18. Может ли РФ использовать армию для защиты территории союзников?
Ответ: да
19. Центральное понятие новой Концепции внешней политики ____________
Ответ: «государство-цивилизация»

20. Является ли одним из приоритетов внешней политики РФ обеспечение прав граждан России и организаций за рубежом?
Ответ: да

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2497 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 80-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-79% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баженов, А. М. Социология международных отношений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/52AC91F5-55F0-4965-A0BE-2AFFDAE9EE7F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каримова, А. Б. Социология международных отношений: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/75725ABA-2D45-4365-9A7D-E39A9BEB7913
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/международные отношения.
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle «Социология международных отношений» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.