Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология цифрового общества |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_Социология_СЦО-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент
1.1. | ознакомление студентов с современным пониманием, подходами и трактовками потребления |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2 | Способен к социологическому анализу и научному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов |
ОПК-2.1 | Знает специфику социологического анализа и научного объяснения социальных явлений |
ОПК-2.2 | Умеет описывать социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных |
ОПК-2.3 | Владеет навыками объяснения социальных явлений и процессов на основе концепций и объяснительных моделей социологии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает специфику социологического анализа и научного объяснения социальных явлений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет описывать социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет навыками объяснения социальных явлений и процессов на основе концепций и объяснительных моделей социологии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в социологию потребления | ||||||
1.1. | Основные подходы к изучению потребления | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Основные подходы к изучению потребления | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Модели и теоретические концепции потребления | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Потребление в культурологическом и этическом контексте | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Человек и вещи. Потребление знаков | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Современные формы потребления | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Современные формы потребления | Практические | 3 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Современные формы потребления | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением | Практические | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Зачет | 3 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2 Тестовые задания (выбор одного из вариантов) 1. Социальный процесс – это: a) последовательная смена явлений, состояний, изменений в обществе; b) естественный постепенный объективный процесс изменения системы, преобразующий ее элементы; c) комплекс спланированных мероприятий, направленных на частичное усовершенствование, преобразование какой - либо сферы общества. Ответ: а) 2. Социальное явление по П. Сорокину – это: a) взаимодействие двух или большего числа индивидов, обуславливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому; b) взаимодействие с окружающей средой, которое конкретизируется как в субъект - субъектных, так и в субъект-объектных отношениях; c) система взаимосвязанных актов и поступков, ориентированных на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей и воздействующих на них. Ответ: а) 3. Основоположником концепции демонстративного потребления является: a) М. Вебер; b) Т. Веблен; c) Г. Зиммель. Ответ: b) 4. Изучением концепции стиля потребления, факторов его формирования и передачи занимался: a) Дж. Кейнс; b) А. Маршалл; c) П. Бурдье; Ответ: c) 5. Высшей потребностью в пирамиде А. Маслоу считается потребность в: a) безопасности; b) принадлежности к группе; c) самореализации. Ответ: c) 6. Кто из перечисленных социологов рассматривал теорию туристического созерцания: a) Д. Урри; b) МакКаннелл; c) Т. Кук. Ответ: а) 7. Кто разработал закон убывающей полезности: a) Г. Госсен; b) Г. Саймон; c) К. Ланкастер. Ответ: а) 8. Представителем кардиналистского (количественного) подхода теории потребительского поведения является: a) Г. Зиммель; b) Л. Вальрас; c) Э. Дюркгейм. Ответ: b) 9. Изучением модели с неопределенностью качества товара занимался: a) Дж. Акерлоф; b) Дж. Кейнс; c) А. Маршалл. Ответ: а) 10. Интерпретация эмпирических данных – это: a) процедура соотнесения результатов одного исследования с результатами других исследований b) процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям, отношением; c) интегральная характеристика, содержащая качество цели, средств, процесса и результата исследования и зависящая от каждого из этапов исследования. Ответ: b) 11. Социологическое исследование – это: a) сбор первичной социологической информации; b) описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе; c) система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Ответ: c) 12. Парадигмы познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в рамках науки: a) закон; b) методология; c) метод. Ответ: b) 13. Каким социологам принадлежит классификация социальных процессов: a) Р. Парку и Э. Берджесу; b) М. Вебер и О. Конт; c) Г. Зиммель и Э. Дюркгейм. Ответ: а) Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий. Открытые вопросы 1. Процесс определения правдивости, достоверности или вероятности представленной информации___________(критический анализ) 2. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма________взаимодействия (социального) 3. Общество потребления – это________________(совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа потребления) 4. Классификация социальных процессов может быть по __________(направленности) 5. Тип социального процесса, характеризующий борьбу между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами называется ________(конкуренция) 6. Тип социального процесса, в основе которого особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвует в одном и том же или в различных, но связанных между собой процессах труда - это____________(кооперация) 7. Тип социального процесса, характеризующий принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения – это _________(приспособление) 8. Тип социального процесса, в основе которого процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре – это_________(ассимиляция) 9. Тип социального процесса, в основе которого биологическое смешивание двух и более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом – это ________(амальгамизация) 10. Тип социального процесса, при котором происходит несовпадение целей и интересов людей или соответствующих социальных групп – это ________(социальный конфликт) 11. Конечный результат, которого социолог хочет достичь в социологическом исследовании – это __________(цель исследования) 12. Конкретный фрагмент социальной реальности, где существует изучаемая проблема и которая подвергается непосредственному исследованию – это ___________(объект исследования) 13. Совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых явлений и процессов характеризует _________социальную информацию (эмпирическую) 14. Существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования – это ________(предмет исследования) 15. Априорные предположения, истинность которых нужно либо доказать, либо опровергнуть – это____________(гипотезы исследования) 16. Социальные процессы, при которых происходит периодическое повторение определенных фаз развития – это __________процессы (циклические) 17. Социальные процессы, при которых происходят изменения, которые проделав цикл, возвращают систему в исходное состояние, но уже на качественно ином уровне – это ________процессы (спиралевидные) Критерии оценки открытых вопросов. Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ильин В. И. | СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лукичева Т.А. - Отв. ред., Молчанов Н.Н. - Отв. ред. | МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | Курс в moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |